Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ВНЕДРЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ / ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ / ИЗМЕНЕНИЯ В КАДРОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ / АЛГОРИТМ ВНЕДРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкляева Надежда Анатольевна

В статье рассматривается ряд противоречий, возникающих в процессе внедрения профессиональных стандартов в организации профессионального образования. Приведены вопросы, на которые следует ответить в процессе такой работы. Приводятся дискуссионные вопросы. Представлены фрагменты некоторых документов. Дан алгоритм внедрения стандартов в образовательной организации профессионального образования. Автор рассматривает ряд противоречий, возникающих в процессе применения стандартов. Рассматривается опыт СурГПУ по внедрению профессиональных стандартов. Дан фрагмент перечня применяемых стандартов. Алгоритм действий в процессе их внедрения. Особенности работы в процессе внедрения стандарта по педагогическим и непедагогическим должностям. Необходимые изменения в кадровой документации, трудовых договорах, должностных инструкциях, в штатном расписании и других документах. Указаны причины переноса внедрения стандартов по педагогическим профессиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шкляева Надежда Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTRODUCTION OF PROFESSIONAL STANDARDS IN THE ORGANIZATION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

The article discusses a number of contradictions arising in the process of implementing professional standards in vocational education. The questions that should be answered in the process of this work are given. Discussion questions are provided. Excerpts of some documents are presented. An algorithm for implementation of standards in the educational organizations of professional education is given. The author considers a number of contradictions arising in the process of applying the standards. The experience Surgut State Pedagogical University in implementing professional standards is considered. The list of applied and sequence of actions in the implementation process standards are given. Features of the implementation process standard in teaching and non-teaching posts are considered. The necessary changes in the personnel documentation, employment contracts, job descriptions, staffing and other documents are considered. State the reasons for the postponement of the implementation of the standards in the teaching profession are indicated.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ВНЕДРЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

THE INTRODUCTION OF PROFESSIONAL STANDARDS IN THE ORGANIZATION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

ПОЛУЧЕНО 04.04.17 ОДОБРЕНО 03.05.17 ОПУБЛИКОВАНО 23.06.17

УДК 331.108.4

DOI 10.12737/article 5947e08c9fb8e4.06258129

ШКЛЯЕВА Н.А.

Канд. ист. наук, доцент, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут e-mail: gordnamer@yandex.ru SHKLYAEVA N.A.

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Surgut State Pedagogical University, Surgut e-mail: gordnamer@yandex.ru

Аннотация

В статье рассматривается ряд противоречий, возникающих в процессе внедрения профессиональных стандартов в организации профессионального образования. Приведены вопросы, на которые следует ответить в процессе такой работы. Приводятся дискуссионные вопросы. Представлены фрагменты некоторых документов. Дан алгоритм внедрения стандартов в образовательной организации профессионального образования.

Автор рассматривает ряд противоречий, возникающих в процессе применения стандартов. Рассматривается опыт СурГПУ по внедрению профессиональных стандартов. Дан фрагмент перечня применяемых стандартов. Алгоритм действий в процессе их внедрения. Особенности работы в процессе внедрения стандарта по педагогическим и непедагогическим должностям. Необходимые изменения в кадровой документации, трудовых договорах, должностных инструкциях, в штатном расписании и других документах. Указаны причины переноса внедрения стандартов по педагогическим профессиям.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, требования к квалификации, противоречия, дискуссионные вопросы, стандарты по педагогическим и непедагогическим должностям, изменения в кадровой документации, изменения в оплате труда, алгоритм внедрения профессионального стандарта.

Abstract

The article discusses a number of contradictions arising in the process of implementing professional standards in vocational education. The questions that should be answered in the process of this work are given. Discussion questions are provided. Excerpts of some documents are presented. An algorithm for implementation of standards in the educational organizations of professional education is given.

The author considers a number of contradictions arising in the process of applying the standards. The experience Surgut State Pedagogical University in implementing professional standards is considered. The list of applied and sequence of actions in the implementation process standards are given. Features of the implementation process standard in teaching and non-teaching posts are considered. The necessary changes in the personnel documentation, employment contracts, job descriptions, staffing and other documents are considered. State the reasons for the postponement of the implementation of the standards in the teaching profession are indicated.

Keywords: professional standards, qualifications, conflicts, discussion questions, standards for pedagogical and non-pedagogical positions, changes in personnel documentation, changes in remuneration, algorithm of implementation of professional standards.

В сфере труда Российской Федерации с 1 июля 2016 г. начата работа по внедрению профессиональных стандартов. Следует признать, что дискуссии по поводу профессиональных стандартов продолжаются. Они разворачиваются вокруг следующих вопросов: содержание стандарта как нормативного акта и его качество; несоответствие персонала требованиям профессионального стандарта и отсутствие финансирования на обучение; механизм применения профессиональных стандартов в регулировании трудовых отношений с работником.

Рассмотрим ряд противоречий, явно обозначившихся в сфере труда.

Во-первых, готовность работодателей следовать нормам трудового права, рекомендующим внедрение профессиональных стандартов, с одной стороны, и разрозненность инструментов их применения — с другой.

Обозначив это противоречие, мы имеем в виду следующее: прежде чем принять решение, является ли стандарт обязательным к применению, надо воспользоваться не только стандартом, но и рядом иных нормативных актов, в которых могут быть прописаны требования к квалифи-

кации. Следовательно, требуется систематизация нормативных актов, в которых могут быть обозначены требования к квалификации по всем должностям в организации. Для образовательной организации высшего образования основным нормативным актом, предъявляющим требования к квалификации, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации». Так, статья 46 содержит требования к квалификации педагогических работников, статья 51 — требования к квалификации руководителей образовательной организации, статья 52 — квалификационные требования к иным работникам образовательной организации. Таким образом, согласно статье 52, профессиональные стандарты в части требований к квалификации следует применять не только к педагогическим, но и к должностям инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции. Следовательно, сосредоточенность образовательных организаций только на педагогических стандартах влечет за собой большие риски.

Во-вторых, понимание работодателями необходимости изменения локальных нормативных актов и кадровых документов в связи с внедрением профессиональных стандартов, с одной стороны, и практическими трудностями в проведении такой работы, связанными с недостаточной проработкой алгоритмов их внедрения — с другой.

Практика внедрения профессиональных стандартов уже начала формироваться. Появляются качественные публикации и практические документы на данную тему, среди них следует отметить, прежде всего, электронный журнал «Кадровое дело».

С 2010 г. кафедрой теории и практики управления СГПУ изучался процесс разработки и внедрения профессиональных стандартов. Преподавательским составом изучалась литература в данном направлении [1, 2, 7—10]. Кафедра принимала участие в разработке ряда стандартов, поэтому вуз оказался подготовленным к их внедрению. Практический опыт кафедры обобщен в ряде публикаций [3—6].

Начиная с 2016 г. профессорско-преподавательским составом кафедры проводились консультации для руководителей организаций, юристов, специалистов по кадрам по вопросам применения профессиональных стандартов. Наши консультации посетили более 200 специалистов и руководителей организаций Ханты-Мансийского автономного округа.

Вопросы внедрения профессиональных стандартов (далее — ПС) можно сгруппировать как возникающие до внедрения, в начале работ по внедрению и в процессе внедрения. Приведем в табл. 1 некоторые из вопросов.

Анализ вопросов свидетельствует об углублении понимания роли ПС в процессе их внедрения. Чем активнее идет работа по внедрению ПС, тем больше понимания у специалистов, участвующих в данной работе. В организациях, внедряющих ПС, появляется возможность планирования бюджета на обучение персонала, время на разработку локальных нормативных актов, формирование осознанного отношения к процедуре внедрения ПС.

Достоинством такой работы является оценка соответствия персонала требованиям ПС, при выявлении несоответствия — перспективное планирование бюджета по ликвидации несоответствий путем поэтапного обучения.

Заметим, что те, кто начнут внедрять ПС раньше, смогут быть более конкурентоспособными благодаря обучению персонала и получению новых компетенций.

Работа по внедрению ПС в Ханты-Мансийском автономном округе началась на предприятиях Газпрома, Тюменьэ-нерго, Сургутских электрических сетей, в банковском секторе, организациях социального обслуживания, коммерческом секторе, медицинских учреждениях, образовательных организациях.

Анализ вебинаров, систематически организуемых рядом организаций, оказывающих консультационные услуги по вопросам применения ПС, показывает акцент, прежде всего, на вопросах правоприменительной практики в сфере труда. Технология работы специалиста по управлению персоналом остается вне поля внимания таких семинаров. Наша задача — акцентировать внимание на деталях работы кадровиков.

Если предприятие приняло решение применять все профессиональные стандарты, разработанные для должностей данной организации, то, как правило, эта работа идет поэтапно.

В табл. 2 представлен фрагмент перечня стандартов, внедряемых в вузе, по должностям (профессиям) штатного расписания, реальный список значительно шире.

В процессе внедрения стандартов важно обращать внимание на вид экономической деятельности, для которой предложен этот стандарт.

В организации высшего образования есть должности по профессиям, которые не относятся к педагогическим. Необходимо разобраться, к какому виду деятельности относится та или иная должность по непедагогическим профессиям.

Например, ПС «Специалист в области охраны труда» касается всех видов экономической деятельности. Следовательно, этот стандарт применяется и к специалистам по охране труда, работающим в образовательной организации.

Для ответа на вопрос, относится этот стандарт к так называемым обязательным для внедрения или является рекомендованным к применению, мы должны выяснить, имеются ли в ПС, в Трудовом кодексе РФ (ТК РФ) или иных нормативных правовых актах РФ требования к квалификации по этой должности.

Требования к квалификации по должности специалиста в области охраны труда изложены в статье 217 ТК РФ: «В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области».

Таким образом, требования к квалификации установлены ТК РФ. Кроме того, в разделе ПС «Особые условия допуска к работе» указаны дополнительные требования к квалификации специалиста: «...при наличии у работодателя опасных производственных объектов требуется соответствующая подготовка и аттестация в области промышленной безопасности».

Таблица 1

Классификация вопросов по внедрению ПС

Вопрос до внедрения ПС Вопрос на первых этапах внедрения ПС Вопрос в процессе внедрения ПС

• Для чего нужны ПС? • Какие из ПС внедрять обязательно? • Должны ли коммерческие организации внедрять ПС? • Какое наказание грозит организации за неприменение ПС? • Какие нормативные документы регламентируют внедрение ПС? и др. • Какие нормативные акты необходимо создать заново? • Какие документы надо изменить в первую очередь? • Какие документы могут быть затребованы при проверке применения ПС? • Как организовать оценку работника на соответствие ПС? • Что применять - ЕКС или ПС? и др. • Можно ли уволить работника, если он не соответствует ПС? • Как оформить изменение должностных функций? • Как организовать обучение сотрудников? • Как осуществляется дифференциация по группам внутри определенного уровня квалификации? и др.

Таким образом, ПС является «обязательным к применению» в части требований к квалификации работника согласно ст. 195.3 ТК РФ.

Часто задают вопрос: надо ли назвать должность, так как это рекомендует стандарт? На этот вопрос ответ дает ст. 57 ТК РФ. Название должности может быть оставлено без изменения. Статья разрешает нам называть должность так, как рекомендуется в «квалификационных справочниках» или «положениями профессиональных стандартов».

Таким образом, работодатель может сам решить, каким документом он воспользуется в процессе принятия решения, «как назвать данную должность».

В то же время ст. 57 требует внести в трудовой договор «трудовые функции» работника. Для того чтобы прописать трудовые функции, нам придется снова обратиться к ПС, так как в квалификационных справочниках трудовые функции не прописаны.

Следовательно, в процессе внедрения ПС «Специалист в области охраны труда» рабочей группе следует выполнить следующие действия: - принять решение о внедрении ПС, поскольку в ТК РФ установлены требования к квалификации данного специалиста;

- принять решение оставить название без изменения (инженер по охране труда) или изменить (специалист по охране труда);

- внести в трудовой договор трудовые функции специалиста, которые прописаны в ПС;

- согласовать изменение трудовых функций с работником;

- при необходимости внести изменения в должностные инструкции.

Рассмотрим алгоритм работы с профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (приказ Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н).

К обобщенным трудовым функциям, выполняемым преподавательским составом, относятся следующие:

- организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам ВО;

- проведение профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями);

- преподавание по программам бакалавриата и дополнительным профессиональным программам (ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации;

Таблица 2

Перечень стандартов, внедряемых в вузе (фрагмент)

Должность Утвержденный ПС

Профессор Доцент Старший преподаватель Ассистент Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования. Приказ Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н

Главный бухгалтер Бухгалтер Бухгалтер. Приказ Минтруда России от 22 декабря 2014 г. № 1061н

Специалист отдела кадров Начальник отдела кадров Специалист по документационному обеспечению работы с персоналом Специалист в области управления персоналом. Приказ Минтруда России от 6 октября 2015 г. № 691н

Программист Программист. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 ноября 2013 г. № 679н

Системный администратор Системный администратор. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 октября 2015 г. № 684н

Секретарь-администратор Делопроизводитель Секретарь руководителя Помощник руководителя Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией. Приказ Минтруда России от 6 мая 2015 г. № 276н

Тьютор Специалист в области воспитания. Приказ Минтруда России от 10 января 2017 г. № 10н

Старший специалист по закупкам Руководитель контрактной службы Эксперт в сфере закупок. Приказ Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 626н

Специалист по закупкам Специалист в сфере закупок. Приказ Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 625н

Охранник 6-го разряда Дежурный оперативный Начальник охраны (объекта, участка) Работник по обеспечению охраны образовательных организаций. Приказ Минтруда России от 11 декабря 2015 г. № 1010н

Специалист по охране труда Специалист в области охраны труда. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 августа 2014 г. № 524н

Помощник повара Младший повар Повар. Шеф-повар Заведующий производством Повар. Приказ Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 610н

- преподавание по программам бакалавриата, специали-тета, магистратуры и ДПП;

- преподавание по программам аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации.

Знакомство с трудовыми функциями, трудовыми действиями, необходимыми умениями и знаниями подтверждает соответствие профессионального стандарта требованиям ФГОС ВО по реализации образовательных программ, а также требованиям, установленным к организации учебного процесса в других нормативных актах. Заметим, что многим вузам, придется вносить изменения в должностные инструкции преподавательского состава, заключать дополнительные соглашения к трудовым договорам. Профессиональный стандарт расширяет требования к деятельности преподавателя, доцента, профессора. Такие обобщенные трудовые функции, как «Организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам ВО» и «Проведение профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями)» до сих пор не являлись обязанностью преподавателей, старших преподавателей и доцентов, как правило, эту работу осуществляли кураторы и заместители декана по воспитательной работе.

В Сургутском государственном педагогическом университете эти виды деятельности прописаны в должностных инструкциях, входят в систему требований в процессе аттестации преподавательского состава. Приветствуется работа преподавателей и доцентов в роли кураторов групп. Обязанностью всех кафедр является также профориентаци-онная работа с учащимися школ и их родителями. Введение в должностные инструкции указанных выше функций осуществлялось в процессе построения системы стимулирования профессорско-преподавательского состава.

Отметим, что до сих пор преподавательский состава вузов встречает с сопротивлением требование к разработке фонда оценочных средств. Автору многократно, будучи на совещаниях, конференциях и семинарах, доводилось слышать мнение о необходимости оплачивать эту работу дополнительно. Согласно профессиональному стандарту, «использовать современные средства оценки» — теперь трудовая функция преподавателя, доцента, профессора.

Таким образом, профессиональный стандарт значительно расширяет круг трудовых функций преподавателя, доцента и профессора.

Начиная работу по внедрению профессиональных стандартов в вузе, следует:

1. Создать рабочую группу.

2. Выяснить, по каким должностям штатного расписания вуза имеются утвержденные ПС. Необходимо изучить каждый из стандартов, может ли он относиться к виду деятельности, выполняемой по функционалу должности, как рекомендует стандарт назвать указанную должность. Есть ли по этой должности гарантии льготы, компенсации? Выяснить, имеются ли требования к квалификации.

3. Составить перечень ПС, внедряемых в организации.

4. Разработать поэтапный план внедрения ПС в организации.

5. Приступить к исполнению плана.

Основная работа по реализации мероприятий плана связана с внесением изменений в локальные нормативные акты вуза, трудовые договоры, должностные инструкции.

Дискуссии о том, что профессиональные стандарты не доработаны, что персонал не соответствует стандартам, чаще всего звучат именно в образовании, и касаются они стан-

дартов по педагогическим должностям (профессиям). Так, по требованию профессиональных союзов снова отложено внедрение стандартов «Педагог» и «Педагог дополнительного образования». Удастся ли повысить качество стандартов, как того хотят инициаторы такого решения, покажет время.

Представляется, что поэтапное внедрение с 2017 г. стандартов «Педагог» и «Педагог дополнительного образования» позволило бы обосновывать необходимость выделения дополнительных средств на повышение квалификации работников образования для приведения квалификации педагогических работников в соответствие требованиям стандартов. По-видимому, основной причиной переноса сроков внедрения этих стандартов является именно недостаток средств, выделяемых учредителями образовательных организаций на эти цели.

ЛИТЕРАТУРА

1. Олейникова О.Н. Национальная система квалификаций. Обеспечение спроса и предложения квалификаций на рынке труда [Текст] / О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева, М. Коулз. - М.: РИО ТК им. А.Н. Коняева, 2009. - 115 с.

2. Профессиональные стандарты как основа подготовки конкурентоспособных работников [Текст]: методическое пособие / М.В. Привезенцев [и др.]. — М.: Альфа-М, 2007. — 160 с.

3. Шкляева Н.А. Технология оценки и сертификации квалификации руководителей муниципальных образовательных организаций [Текст] / Н.А. Шкляева // Кадровик. — 2013. — № 6. — С. 100—109.

4. Шкляева Н.А. Разработка проекта регионального профессионального стандарта «Управление (руководство) образовательной организацией» [Текст] / Н.А. Шкляева // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. — 2013. — Т. 2. — № 3(6). — С. 18—23.

5. Шкляева Н.А. Профессиональные стандарты: механизм применения в управлении персоналом [Текст] / Н.А. Шкляева // Транспортное дело России. — 2016. — № 1. — С. 67—70.

6. Шкляева Н.А. Профессиональные стандарты: практика внедрения в образовательной организации [Текст] / Н.А. Шкляева // Эффективные системы менеджмента: качество, инновации, устойчивое развитие, 16—18 февраля 2017 г. — Ч. 1; под ред. д-ра экон. наук, проф. И.И. Антоновой. — Казань: Изд-во «Познание» Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП), 2017. — С. 435—440.

7. Coles M., Werquin P. The role of national qualifications systems in helping to modernise vocational education and training systems // Modernising vocational education and training Fourth report on vocational education and training research in Europe: background report / Ed. by CEDEFOP.Vol. 3. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2008 (Cedefop Reference series).

8. Framework of actions for the Lifelong Development of Competences and Qualifications. Evaluation report. UNICE, 2006.

9. Qualifications Systems. Bridges to Lifelong Learning. OECD, 2006.

10. The European Qualifications Framework for Life-long Learning. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2008.

REFERENCES

1. Oleynikova O.N., Muravyov, A.A., M. Coles. Nacional'naya sistema kvalifikacij. Obespechenie sprosa ipredlozheniya kvalifi-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

kacij na rynke truda [The national system of qualifications. Ensuring supply and demand of qualifications in the labour market]. Moscow, 2009, p. 115.

2. Privezentsev M.V., Oleynikov A.N., Muravyov A.A. Professional'nye standarty kak osnova podgotovki konkurentospo-sobnyh rabotnikov: metodicheskoeposobie [Professional standards as a basis for the preparation of competitive professionals: Methodical manual]. Moscow, Alpha-M Publ., 2007. 160 p.

3. Shklyaeva N.A. Tehnologiya otsenki i sertifikatsii kvalifikatsii rukovoditeley munitsipalnyih obrazovatelnyih organizatsiy [Technology evaluation and certification of professional skills of heads of municipal educational institutions]. Kadrovik [HR]. 2013, I. 6, pp. 100-109. (in Russian)

4. Shklyaeva N.A. Razrabotka proekta regionalnogo profession-alnogo standarta «Upravlenie (rukovodstvo) obrazovatelnoy organizatsiey» [Project development of a regional professional standard "Control (management) educational organization"]. Upravlenie personalom i intellektualnyimi resursami v Rossii [Management of personnel and intellectual resources in Russia]. 2013, V. 2, I. 3(6), pp. 18-23. (in Russian)

5. Shklyaeva N.A. Professionalnyie standartyi: mehanizm prim-eneniya v upravlenii personalom [Professional standards: application in the management of staff]. Transportnoe delo Rossii [Transport case of Russia]. 2016, I. 1, pp. 67-70. (in Russian)

6. Shklyaeva N.A. Professionalnyie standartyi: praktika vnedreni-ya v obrazovatelnoy organizatsii [Professional standards: the practice of introducing in the educational organization]. Ef-fektivnyie sistemyi menedzhmenta: kachestvo, innovatsii, ustoy-chivoe razvitie [Effective management systems: quality, innovation, sustainable development]. Kazan: «Poznanie» Kazanskogo innovatsionnogo universiteta imeni V.G. Timiryasova (IEUP) Publ., 2017, pp .435-440. (in Russian)

7. Coles M., Werquin P. The role of national qualifications systems in helping to modernise vocational education and training systems // Modernising vocational education and training Fourth report on vocational education and training research in Europe: background report / Ed. by CEDEFOP.Vol. 3. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2008 (Cedefop Reference series).

8. Framework of actions for the Lifelong Development of Competences and Qualifications. Evaluation report. UNICE, 2006.

9. Qualifications Systems. Bridges to Lifelong Learning. OECD, 2006.

10. The European Qualifications Framework for Life-long Learning. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2008 M.

Майкл Армстронг

ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ

10-е изд., СПб.: Питер, 2017,848 с. В книге всемирно известного ученого дан подробный обзор теоретических и практических основ управления человеческими ресурсами. В числе прочих рассмотрены такие вопросы, как процесс управления ЧР; работа и занятость; организационное поведение; обеспечение организации управления трудовыми ресурсами; управление показателями труда; вознаграждение. В десятом издании материал многих глав переработан и дополнен. Это обусловлено значительным развитием УЧР: созданием теории и практики управления человеческим капиталом, повышенным вниманием к роли работников «передней линии», к вопросам разработки и внедрения стратегий УЧР, к обучению и развитию персонала. Все эти темы рассмотрены в новых или существенно переработанных главах. Также в книге приведено много реальных примеров из практики бизнеса.

Адресовано слушателям программ МВА, аспирантам, студентам старших курсов, обучающимся по управленческим специальностям, а также профессиональным менеджерам и специалистам по управлению человеческими ресурсами.

Туревский И.С.

ОХРАНА ТРУДА НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ

Учебное пособие, М.: Форум: Инфра-М, 2017, 240 с.

В учебном пособии изложены основные положения законодательства о труде, даны основы управления охраной труда на автомобильном транспорте. Рассмотрены воздействие негативных факторов на работающего и идентификация травмирующих и вредных факторов; методы и средства защиты от опасностей, экобиозащитная техника. Большое внимание уделено рассмотрению мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний на автомобильном транспорте, особенностям обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности; правилам пожарной безопасности на автомобильном транспорте; мероприятиям по защите окружающей среды от вредного воздействия автомобильного транспорта. Для студентов средних специальных учебных заведений, обучающихся по группе специальностей «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.