Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА ВУЗА'

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РАБОТНИК / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ТРУДОВАЯ ФУНКЦИЯ / ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минаева Н.В.

Статья посвящена анализу нормативных правовых документов, регламентирующих квалификационные требования к педагогическому работнику, относящемуся к профессорско-преподавательскому составу, проблемам их применения и внедрения в деятельность образовательной организации, а также порядку актуализации локальных нормативных актов вуза, содержащих требования к уровню знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы преподавателя. В связи с отменой профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015 № 608н, проблемы и противоречия, связанные с использованием данного нормативного правового акта на практике, а именно противоречия с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.01.2011 № 1н, были сняты. Однако действующие в настоящее время требования к квалификации педагогического работника вуза носят отчасти формализованный характер, не указывая и не учитывая такую важную и во многом определяющую особенность, как профильность образования педагога. В статье рассмотрены плюсы и минусы применения на практике нормативных правовых актов, содержащих требования к квалификации педагогических работников вуза, указано на необходимость актуализации ряда локальных нормативных актов образовательной организации, таких как должностная инструкция, план профессионального развития педагогического работника и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF NORMATIVE LEGAL ACTS SPECIFYING QUALIFICATIONS OF THE UNIVERSITY TEACHING STAFF

The article is devoted to the analysis of normative legal documents regulating the qualification requirements of a teaching staff member, the problems of their application and implementation in the activities of an educational organization, as well as the procedure for updating local regulations of the University that contain requirements for the level of knowledge, competences, professional skills and work experience of a teacher. The author draws attention to the need to bring into compliance with the legislation such local regulations as the job description, professional development plan of a teacher, etc. In connection with the abolition of the professional standard “Teacher of vocational training, vocational education and additional professional education”, approved by the Ministry of education of the Russian Federation. by order of the Ministry of labour and social protection of the Russian Federation of 08.09.2015 No. 608н, problems and contradictions associated with the use of this normative legal act in practice, especially contrary to the Qualification Handbook for managers, specialists and employees, section «Qualifying characteristics of posts of heads and specialists of higher professional and additional professional education», approved. by order of the Ministry of health and social development of the Russian Federation of 11.01.2011. No. 1H was discarded. However, the current requirements for the qualification of a University teacher are partly formalized, without specifying or taking into account such an important and largely defining feature as the profile of a teacher’s education. The article discusses the pros and cons of applying in practice regulations that contain requirements for the qualification of University teachers, indicating the need to update a number of local regulations of the educational organization.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА ВУЗА»

УДК 378.2 DOI: 10.34130/2233-1277-2021-2-179

Н. В. Минаева

Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина, Сыктывкар, Российская Федерация

Особенности применения нормативных правовых актов, регламентирующих требования к квалификации педагогического работника вуза

Статья посвящена анализу нормативных правовых документов, регламентирующих квалификационные требования к педагогическому работнику, относящемуся к профессорско-преподавательскому составу, проблемам их применения и внедрения в деятельность образовательной организации, а также порядку актуализации локальных нормативных актов вуза, содержащих требования куровню знаний,умений, профессиональных навыков и опыта работы преподавателя. В связи с отменой профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015 № 608н, проблемы и противоречия, связанные с использованием данного нормативного правового акта на практике, а именно противоречия с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.01.2011 № 1н, были сняты. Однако действующие в настоящее время требования к квалификации педагогического работника вуза носят отчасти формализованный характер, не указывая и не учитывая такую важную и во многом определяющую особенность, как профильность образования педагога. В статье рассмотрены плюсы и минусы применения на практике нормативных правовых актов, содержащих требования к квалификации педагогических работников вуза, указано на необходимость актуализации ряда локальных нормативных актов образовательной организации, таких как должностная инструкция, план профессионального развития педагогического работника и др.

Ключевые слова: требования к квалификации, педагогический работник, профессиональный стандарт, трудовая функция, должностная инструкции.

© Минаева Н. В., 2021

N. V. Minaeva

Pitirim Sorokin Syktyvkar State University, Syktyvkar, the Russian Federation

Peculiarities of Normative Legal Acts Specifying Qualifications of the University Teaching Staff

The article is devoted to the analysis of normative legal documents regulating the qualification requirements of a teaching staff member, the problems of their application and implementation in the activities of an educational organization, as well as the procedure for updating local regulations of the University that contain requirements for the level of knowledge, competences, professional skills and work experience of a teacher. The author draws attention to the need to bring into compliance with the legislation such local regulations as the job description, professional development plan of a teacher, etc. In connection with the abolition of the professional standard "Teacher of vocational training, vocational education and additional professional education", approved by the Ministry of education of the Russian Federation. by order of the Ministry of labour and social protection of the Russian Federation of 08.09.2015 No. 608н, problems and contradictions associated with the use of this normative legal act in practice, especially contrary to the Qualification Handbook for managers, specialists and employees, section «Qualifying characteristics of posts of heads and specialists of higher professional and additional professional education», approved. by order of the Ministry of health and social development of the Russian Federation of 11.01.2011. No. 1H was discarded. However, the current requirements for the qualification of a University teacher are partly formalized, without specifying or taking into account such an important and largely defining feature as the profile of a teacher's education. The article discusses the pros and cons of applying in practice regulations that contain requirements for the qualification of University teachers, indicating the need to update a number of local regulations of the educational organizationю

Keywords: qualification requirements, teaching staff, professional standard, laborfunction, job description.

Требования к условиям реализации образовательных программ высшего образования регламентированы Федеральными государственными образовательными стандартами (далее — ФГОС ВО]. Они включают в себя различные требования, в том числе требования к кадровым условиям реализации программ высшего образования. Это, в первую очередь, наличие определенного уровня квалификации педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу (далее — педагогические работники], а также их «остепененность» и участие в реали-

зации образовательной программы практикующих специалистов и руководителей. В нашей стране понятие квалификации терминологически было закреплено в трудовом законодательстве в 2012 г. [1, с. 212]. Квалификация — это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника1. Законом об образовании2 установлено, что квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или] профессиональных стандартах (при наличии]. Действительно, в 2011 г. был принят квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования»3 (далее — квалификационный справочник, приказ 1 н], который в настоящее время является единственным документом, определяющим требования к квалификации педагогических работников вуза. Необходимо отметить, что до июня 2020 г. в России действовал также профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»4

1 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www. pravo. gov.ru (дата обращения: 13.12.2020).

2 Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 26.07.2019) // официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 13.12.2020).

3 Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования : приказ Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 № 1н // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 13.12.2020).

4 Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015 № 608н // URL: http://www. pravo.gov.ru (дата обращения: 13.12.2020).

(далее — профессиональный стандарт педагогического работника, профессиональный стандарт], утверждённый приказом Минтруда России в 2015 г.

Безусловно, параллельное действие этих двух нормативных правовых актов вызывало вопросы, поскольку в них имелись явные противоречия, например, в части выполняемых педагогическими работниками трудовых функций (должностных обязанностей]. Так, согласно квалификационному справочнику ассистент может вести учебную работу, за исключением чтения лекций; а обобщенная трудовая функция, содержащаяся в профессиональном стандарте педагогического работника, позволяет ассистенту вести любые формы занятий, правда, исключительно по программам бакалавриата. В квалификационном справочнике в требованиях к квалификации ассистента включен стаж работы не менее 1 года в образовательной организации (в любой должности], а в профессиональном стандарте к должности ассистента не предъявляются требования к стажу работы. В квалификационном справочнике, согласно пункту 11, на должность доцента могут быть приняты лица, не имеющие ученой степени кандидата/доктора наук и ученого звания, но имеющие стаж научно-педагогической работы или работы в организациях по направлению профессиональной деятельности, соответствующей деятельности образовательного организации, тогда как в профессиональном стандарте особым условием допуска к работе на должность доцента является наличие ученой степени (звания] и т. д. [1, с. 216—217]. Конечно, учитывая ориентацию современного образования на реализацию практико-ориентированных программ, такие требования к квалификации создавали сложности для привлечения к педагогической деятельности специалистов-практиков. В профессиональном стандарте не была предусмотрена возможность преподавания на специалитете работниками, занимающими должности старших преподавателей, преподавателей и ассистентов. Без ограничений работать в вузах могли только доценты. И возникал закономерный и неразрешимый вопрос о наличии у педагогических работников необходимого уровня квалификации, в случаях, когда ассистентом, преподавателем, старшим преподавателем работать квалификация не позволяет, в случае, например, при реализации образовательных программ исключительно специалитета по медицинским направлениям и др. Кроме того,

внедрение профессионального стандарта привело к тому, что значительному количеству наиболее квалифицированных работников, а именно профессорам вузов, не стало хватать учебной нагрузки (работы], так как данный нормативный правовой акт предписывал реализацию их трудовой функции исключительно по программам аспирантуры.

Таким образом, указанные противоречия ускорили процесс отмены профессионального стандарта педагогического работника.

Однако было бы неправильным говорить о полной «ненужности» и противоречивости профессионального стандарта. Этот документ, в частности, впервые прописал требования к «профильному» высшему образованию педагогического работника в отличие от приказа 1н, в котором данные требования являются формализованными. Так, в соответствии с квалификационным справочником старший преподаватель — это педагогический работник, имеющий высшее профессиональное образование и определенные требования к научно-педагогическому стажу. Тогда как профессиональный стандарт содержит прямое требование к высшему образованию, направленность (профиль] которого соответствует преподаваемому учебному курсу. Данное требование, безусловно, должно быть определяющим критерием подбора педагогических работников, хотя и не единственным. В уточнении нуждается требование о профессиональной переподготовке — в настоящее время его можно трактовать как обязательное, даже при наличии высшего «профильного» образования.

В связи с этим в рамках актуализации локальных нормативных актов в образовательной организации в соответствии с трудовым законодательством, а именно должностных инструкций педагогических работников, возникает значительное количество специфичных моментов. В целом, говоря об актуализации этого вида документов, необходимо уточнить, что трудовые функции педагогических работников не изменились. И в профессиональном стандарте, и в приказе 1н трудовая функция педагогического работника включает: учебную, научную, методическую, воспитательную и иную педагогическую работу. А вот конкретизация основных функций педагогического работника, адаптированных под профессиональный стандарт, нуждается в изменении, а именно в уточнении с учетом требований квалификационного справочника. Между тем необхо-

димо заметить, что некоторые разделы профессионального стандарта были весьма удачными и востребованными. Так, например, помимо определения квалификационных требований, в документе содержится подробная характеристика умений и знаний, необходимых педагогическому работнику для выполнения определенных трудовых действий. Конечно, этот раздел профессионального стандарта является обобщённым для любого из преподавателей и в этом смысле определяет некую основу, необходимую для ведения педагогической деятельности в вузе, например знание информационно-коммуникационных технологий, особенностей инклюзивного обучения, методики преподавания дисциплин (курсов] и др. Использование его в работе помогает сделать из должностной инструкции не формальный документ для «галочки», а полноценный локальный нормативный акт, с помощью которого можно мотивированно оценивать труд работников [2; 3].

Именно разделы, конкретизирующие знания и умения педагогического работника, могут послужить основой для создания планов профессионального развития педагогических работников, системы их непрерывного образования [4, с. 165]. Цели профессионального развития педагогического работника вытекают из требований к уровню квалификации и профессионального развития педагога (квалификационные требования], а также требований должностной инструкции, локальных нормативных актов вуза и др. Практически в содержание плана могут входить следующие направления (или виды] профессионального развития педагогических работников [5]:

1] обучение по профилю педагогической деятельности педагогического работника, направленность дополнительного профессионального образования (в том числе программы профессиональной переподготовки] соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю] в случае, если образования такого профиля нет;

2] обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности целесообразно заменить на обучение методике преподавания учебных курсов (дисциплин];

3] получение опыта работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися или соответствующей пре-

подаваемому учебному курсу, дисциплине, стажировки; в настоящее время данный критерий является наиболее важным;

4] систематические занятия научной, методической или иной практической деятельностью, соответствующей направленности (профилю] образовательной программы и (или] преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю): подготовка научных и учебных изданий, аттестация в должности доцента/профессора по соответствующей научной специальности; защита диссертационных работ на соискание ученых степеней доктора/кандидата наук. Именно таким образом все трудовые функции педагогического работника будут периодически актуализироваться [6].

Таким образом, квалификационный справочник как единственный нормативный правовой документ, определяющий требования к квалификации педагогических работников вуза, нуждается в актуализации требований к высшему образованию педагогического работника (а именно направленности (профилю] образования]; кроме того, профессиональный стандарт актуален как методический документ, используемый для рационального разделения и организации труда; разграничения функций, полномочий и ответственности, определения трудовых обязанностей работников с учетом особенностей применяемых технологий, организации подготовки и дополнительного профессионального образования работников, разработки локальных нормативных актов, например должностных инструкций, планов профессионального развития и др.

Библиографический список

1. Минаева Н. В. К вопросу об особенностях проектирования профессионального развития педагогических работников // Человек. Культура. Образование. 2018. № 2 (28]. С. 164—168.

2. Глухов Е. А. Получение дополнительного профессионального образования педагогом: право или обязанность? // Журнал российского права. 2019. № 7. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3. Должностные инструкции работников образовательных организаций // Управление образовательной организацией. 2020. № 3. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4. Минаева Н. В., Садек М. О. Особенности применения профессионального стандарта педагогического работника // Человек. Культура. Образование. 2019. № 4 (34]. С. 212—218.

5. Коренков Г. П. Квалификационные характеристики, профессиональные стандарты и должностные инструкции работников образовательных организаций // Управление образовательной организацией, 2020. № 2. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

6. Озерникова Т. Г., Еловенко Д. А. Проблемы внедрения профессионального стандарта в систему управления трудовой деятельностью профессорско-преподавательского состава вузов // Электронный научный журнал Байкальского государственного университета. Doi 10.17150/2411-6262.2017.8(2).32.

References

1. Minaeva N. V. On the issue of the design features of the professional development of teaching staff. Chelovek. Kultura. Obrazovanie [Human. Culture. Education], 2018, no. 2 (28), pp. 164—168 (In Russ.).

2. Glukhov E. A. Getting additional professional education by a teacher: a right or a duty? Zhurnal rossiyskogo prava [Journal of Russian Law], 2019, no. 7. Access from the SPS «ConsultantPlus».

3. Job descriptions of employees of educational organizations. Upravleniye obrazovatel'noy organizatsiyey [Management of an educational organization], 2020, no. 3. Access from the SPS «ConsultantPlus».

4. Minaeva N. V., Sadek M. O. Features of the application of the professional standard of a pedagogical worker. Chelovek. Kultura. Obrazovanie [Human. Culture. Education], 2019, no. 4(34), pp. 212—218 (In Russ.).

5. Korenkov G. P. Qualification characteristics, professional standards and job descriptions of employees of educational organizations. Upravleniye obrazovatel'noy organizatsiyey [Management of an educational organization], 2020, no. 2. Access from the ATP «ConsultantPlus».

6. Ozernikova T. G., Elovenko D. A. Problems of introducing a professional standard into the system of labor activity management of the teaching staff of universities. Elektronnyy nauchnyy zhurnal Baykal'skogo gosudarstvennogo universiteta [Electronic scientific journal of Baikal State University]. Doi 10.17150 / 2411-6262.2017.8 (2) 32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.