УДК 349.222:378.091.12 ББК - Х 405.112
© 2016 г. И. П. Безотецкая,
доцент кафедры гражданского, предпринимательского и транспортного права Дальневосточного государственного университета путей сообщения кандидат юридических наук. E-mail: bip-26@mail.ru
ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ У ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Статья посвящена анализу квалификационных требований и особых условий допуска к работе педагогических работников с учетом предстоящего введения в действие профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденного приказом Минтруда России от 08.09.2015 № 608н. Особое внимание автором уделено вопросам соотношения квалификации педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава, содержанию выполняемых трудовых функций.
Ключевые слова: трудовые отношения, трудовая функция, эффективный контракт, профессиональный стандарт, педагогический работник, профессорско-преподавательский состав, квалификация.
I. P. Bezotetskaya - Associate Professor, Department of Civil, Business and Transport Law, Far Eastern State
Transport University, PhD in Law.
FEATURES OF EMERGENCE OF LABOR LEGAL RELATIONS OFTEACHING STAFF
This article analyzes the qualification requirements and special conditions of admission to the teaching staff, in anticipation of the introduction of the professional standard «Teachers of vocational training, vocational training and additional professional education», approved by order of the Ministry of Labour of Russia dated 08.09.2015 № 608n. Special attention is paid to the issues of teachers qualification ratio of the number of teaching staff, the content of the functions performed by labor.
Key words: labor relations, labor function, effective contract, professional standard, pedagogical stafffac-ulty, qualification.
В статье 37 Конституции РФ закреплен принцип свободы труда, который заключается в праве каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Гарантирован-ность соблюдения данного конституционного принципа подкрепляется достаточно широким выбором видов профессиональной деятельности, позволяющим любому лицу реализовать свое право на труд. Но всегда ли этот выбор осознанный и фактические реалии трудовой деятельности совпадают с нашими представлениями о будущей профессии и специальности? Высшее образование, пожалуй, одна из немногих сфер профессиональной деятельности, работу в которой нельзя выбрать случайно и необдуманно. Это относится в большей степени к работникам из числа профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования. На осознанность выбора влияют многочисленные факторы как субъективного характера (связанные с личностными качествами), так и объективные причины, вызванные дополнительными условиями и
требованиями, предъявляемыми к работникам, желающим заниматься преподавательской деятельностью. Такой сформировавшийся комплекс обязанностей, запретов, ограничений и требований не только сужает круг претендентов на вакантные места при приеме на работу, но и сопровождает работника на протяжении всего трудового стажа.
Согласно п. 1 ст. 16 Трудового кодекса РФ [1] трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с законом. Особенности регулирования труда педагогических работников определяются главой 52 ТК РФ. В статье 332 указанной главы устанавливаются некоторые особенности заключения и прекращения трудового договора с работниками организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ.
Остановимся на рассмотрении данных особенностей с учетом изменений действующего законодательства Российской Федера-
ции. С отдельными из них работник сталкивается уже на начальном этапе трудоустройства - оценке соответствия уровня знаний и профессиональных навыков требованиям, установленным для замещения выбранной должности. Конституция РФ (ст. 37) гарантирует право выбора рода деятельности и профессии. В нашем случае важно определить: какой род деятельности выбирается, какой профессией должен владеть работник, претендующий заниматься преподавательской деятельностью в организации высшего образования, как идентифицировать и нормировать труд, результат которого не поддается материальному исчислению.
Для описания трудовой деятельности работника в Трудовой кодекс РФ введено понятие «трудовая функция». Именно личное выполнение работником трудовой функции составляет предмет трудового договора. Указание трудовой функции работника относится к обязательным условиям трудового договора. При определении трудовой функции в ст. 57 ТК РФ перечисляется ряд признаков, позволяющих установить не только вид профессиональной деятельности работника, но и его профессиональную компетентность. Под трудовой функцией понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации либо конкретный вид поручаемой работнику работы [ 1]. На современном этапе развития трудовых отношений ключевая роль отводится определению квалификации работника. Сферы образования и труда в равной степени подверглись реформированию с общей целью: привести в соответствие квалификацию, получаемую выпускником образовательной организации, с уровнем квалификации, требуемой для осуществления им дальнейшей профессиональной деятельности. Федеральным законом от 03.12.2012 № 236-Ф3 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О техническом регулировании"» глава 31 ТК РФ была дополнена ст. 195.1, в которой впервые в трудовом законодательстве появились нормативные определения понятий «квалификация» и «профессиональный стандарт».
В соответствии со ст. 195.1 ТК РФ профессиональный стандарт (профстандарт) -характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенно-
го вида профессиональной деятельности. Создание национальной системы квалификаций обусловлено выполнением Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Профессиональные стандарты являются основными элементами системы, связывающими сферу труда и сферу профессионального образования. В частности, требования к профессиональным компетенциям, которые содержатся в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), предписано формировать на основе профстандартов.
Однако, несмотря на выработку единого подхода к унификации квалификационных требований в рамках каждого вида профессиональной деятельности, возникли некоторые разночтения в отношении перечня выполняемых трудовых функций работниками вуза и наименования педагогических работников, реализующих программы высшего образования. Трудовой кодекс РФ в главе 52 содержит ссылку на регулирование данных вопросов законодательством Российской Федерации в сфере образования. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) [2] в ст. 50 предусматривает в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования, наличие должностей педагогических работников и научных работников, которые относятся к научно-педагогическим работникам. Закон об образовании в отношении данной категории педагогических работников применяет понятие «профессорско-преподавательский состав». В утвержденной постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 Номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций (Номенклатура должностей) [3] (пункт 1 раздела 1) перечислены должности педагогических работников, отнесенные к профессорско-преподавательскому составу (ППС). При определении соответствия претендента на занятие должностей ППС Трудовым кодексом РФ предусмотрена обязанность работодателя руководствоваться разделом «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов выс-
шего профессионального и дополнительного профессионального образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) [4]. Изменить действующий порядок призвана вводимая система профессиональных стандартов.
Согласно изменениям, внесенным в Трудовой кодекс РФ Федеральным законом от 02.05.2015 № 122-ФЗ, если нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. В свою очередь, Минтрудом России разъяснены некоторые вопросы, касающиеся применения профессиональных стандартов [5]. Поскольку в отношении ППС законодательством предусмотрено право применения ограничений при работе в таких должностях, согласно указанным разъяснениям, наименование в трудовых договорах должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать квалификационным справочникам либо профессиональным стандартам. В этом случае при составлении штатного расписания, заполнении трудовой книжки работника в части наименования должности работника предписано руководствоваться действующими в настоящее время ЕКС и профессиональными стандартами.
График разработки и применения профессиональных стандартов в сфере образования и науки на 2015-2018 годы утвержден приказом Минобрнауки России от 27.05.2015 № 536. Отметим основные положения новой системы квалификаций, учитываемые при внедрении профессиональных стандартов в сфере высшего образования. Профессиональный стандарт раскрывает конкретные трудовые функции, ранжированные по уровням квалификации в зависимости от уровня сложности выполняемой работы. Кроме указания вида профессиональной деятельности, описания обобщенных трудовых функций, в каждую из которых включается совокупность связанных между собой отдельных трудовых функций, стандарт обозначает код согласно классификатору по видам экономической деятельности и группе занятий. Новый классификатор «ОК 010-2014 (МСКЗ-08). Общерос-
сийский классификатор занятий», принятый и введенный в действие приказом Росстан-дарта от 12.12.2014 № 2020-ст, дифференцирует группы занятий в зависимости от уровня квалификации специалистов. Работники в области образования отнесены к специалистам высшего уровня квалификации, а конкретно специалисты высшего образования -к малой группе занятий 2310 «Профессорско-преподавательский персонал университетов и других организаций высшего образования». Это наименование группы занятий несколько не соответствует принятому в Номенклатуре должностей отнесению данной категории педагогических работников к профессорско-преподавательскому составу. В целом принятый Минтрудом России профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [6] не решил проблему точного определения трудовой функции и сущности квалификации педагогического работника в сфере высшего образования. Кроме уже рассмотренной сомнительной целесообразности включения в известную терминологическую связку «профессорско-преподавательский» слова «персонал», стандарт содержит и другие малоупот-ребимые в сфере высшего образования термины. Прежде всего, это относится к самому наименованию стандарта данной профессиональной группы. При утверждении Минтрудом России в названии проекта профстандар-та более привычное для высшего образования наименование «преподаватель», было заменено на слово «педагог». Содержащееся в Трудовом кодексе РФ и Законе об образовании наименование «педагогический работник» в стандарте даже не упоминается. Стандарты принимаются по определенным профессиональным сферам, название профессии (или специальности) подразумевается указывать в названии стандарта. Таким образом, все должности профессорско-преподавательского состава университетов отнесли к профессии «педагог» с указанием общего для всех групп занятий вида профессиональной деятельности «педагогическая». Принятый профессиональный стандарт должен применяться работодателями с 1 января 2017 года при формировании кадровой политики, при аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.
Весь профессорско-преподавательский состав университетов должен соответствовать требованиям данного стандарта, так как входит в указанную в стандарте группу занятий. Но, прежде чем исполнять положения принятого стандарта, необходимо установить, распространяется ли его действие на ППС университетов. Без раскрытия понятия «педагог» данный вопрос решить невозможно. Поскольку отсутствует нормативное определение термина «педагог», обратимся к этимологии данного слова. Педагог - производное от греческих слов «пейда» - ребенок, «го-гес» - вести, буквально - «детоводитель», «детовожатый». В Древней Греции раб, приставленный к ученику, функциями которого было его сопровождение в школу, прислуживание на занятиях, назывался педагогом [7]. Постепенно значение слова расширилось, но и в России до недавнего времени понятие педагог связывалось исключительно с уровнями общего и дошкольного образования и являлось синонимом слова «учитель». Педагогическая профессия, в сущности, описывается квалификационной характеристикой выпускника по специальности (направлению) «учитель». В отношении профессорско-преподавательского состава мы имеем более широкий спектр квалификаций и специальностей, полученных по завершении высшего образования.
«Уточняйте понятия и вы избавите мир от заблуждений», - советовал Р. Декарт, выдающийся французский философ и математик XVIII века [8], тем более что некоторые терминологические заблуждения могут привести к вполне определенным правовым последствиям негативного характера. Статья 5.27 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушения требований трудового законодательства, в том числе в части обязанности применения положений профстандартов. Следует отчетливо понимать, что подобная игра словами влечет изменение содержания трудовых функций специалистов, замещающих должности ППС. Трудовой кодекс РФ связывает понятие трудовой функции работника с работой по должности. Логично было бы предположить, что обобщенные трудовые функции, содержащиеся в профстандарте, должны соответствовать тем видам педагогической работы, которые предусмотрены Законом об образовании (в ч. 6 ст. 47) и приказом Минобрнауки
РФ от 22 декабря 2014 года № 1601, устанавливающим продолжительность рабочего времени педагогических работников [9]. Однако мы видим в содержании обобщенных трудовых функций профстандарта отражение лишь учебной (преподавательской), воспитательной, методической и организационной работы преподавателя. Такой основополагающий для ППС вид работы, как научная, в перечень обобщенных трудовых функций не вошла и упоминается в стандарте только лишь в аспекте организации научно-исследовательской деятельности обучающихся. Вместе с тем в разделе «Требования к опыту практической работы» указывается требование о систематических занятиях научной деятельностью. Считаем, что рассмотрение научной деятельности преподавателя только в качестве опыта практической работы является спорным, поскольку научная работа предусмотрена индивидуальным планом работы преподавателя и является одним из видов педагогической работы за ставку заработной платы, оговариваемой в трудовом договоре [9].
Профессиональный стандарт содержит и другие положения, раскрывающие особенности возникновения трудовых отношений с педагогическими работниками из числа ППС. В стандарте они обобщены и в основном содержатся в разделе «Особые условия допуска к работе». По замыслу разработчиков проф-стандарта, к ним относятся отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации, прохождение обязательных медицинских осмотров (обследований) и аттестации на соответствие занимаемой должности. По некоторым трудовым функциям дополнительно требуется наличие ученой степени (звания). К ППС предъявляются общие требования к уровню и профилю образования, опыту практической работы, дополнительному профессиональному образованию. Новеллой является включение в перечень требований наличия дополнительного профессионального образования -профессиональной переподготовки, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине. Следует отметить, что для профессиональной переподготовки объем часов составляет не менее 250. На практике реализация данного положения затруднительна, поскольку требует дополнительных временных и фи-
нансовых затрат. Из текста профстандарта не ясно, распространяется ли это требование на всех педагогических работников или только на тех, у кого направленность (профиль) высшего образования не соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине.
Особое внимание следует уделить порядку заключения трудового договора с педагогическими работниками, относящимися к ППС. Согласно ст. 332 ТК РФ заключению трудового договора должно предшествовать избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности [10]. Необходимо учитывать, что одновременно с разработкой и принятием профстандартов ведется работа по переходу работников социальной сферы на эффективный контракт. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 № 2620-р, утвердившее План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» предусматривает разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с научно-педагогическими работниками образовательных организаций высшего образования. Предлагается следующий порядок перехода на новые условия.
При поступлении на работу впервые работник организации и работодатель заключают трудовой договор, предусматривающий все показатели эффективности работы и конкретизированные трудовые функции. Сложнее проводится процедура перехода на эффективный контракт с работником, который уже состоит в трудовых отношениях с работодателем. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 апреля 2013 года № 167н «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта» рекомендует в этом случае оформлять соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора.
В соответствии с п. 2 ст. 74 ТК РФ о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения. В случае несогласия на продолжение работы в новых условиях должна быть предложена иная имеющаяся в организации работа, соответст-
вующая квалификации работника. При согласии работника с предстоящими изменениями с ним заключается дополнительное соглашение к трудовому договору. В случае отсутствия подходящей по квалификации работы или отказа педагогического работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Таким образом, при внедрении эффективного контракта изменение условий трудового договора фактически является волеизъявлением одной стороны - работодателя. Педагогический работник вынужден либо согласиться, либо расторгнуть трудовой договор.
Возникает абсурдная ситуация: педагогический работник прошел по конкурсу на замещение должности, с ним заключен трудовой договор на определенных условиях, а ему в рамках эффективного контракта предлагаются условия работы, которые его могут не удовлетворить. Тем самым работодатель в любой момент может прекратить трудовые отношения с работником, занимающим должность, указанную в трудовом договоре, и в таком случае теряется смысл прохождения сложной конкурсной процедуры избрания.
Внедрение эффективного контракта допускает возможность фактически одностороннего расторжения трудового договора с педагогическим работником по инициативе работодателя без должных на то оснований.
Подводя итог, необходимо отметить, что возникновение трудовых отношений с педагогическими работниками из числа ППС характеризуется рядом особенностей, установленных трудовым законодательством Российской Федерации и Законом об образовании, нормы которого в отдельных случаях не согласуются друг с другом. Нет единого понимания в отношении наименования профессиональной группы педагогических работников, реализующих программы высшего образования, в Трудовом кодексе РФ, профстан-дарте и законодательстве в сфере образования. Законодатель приравнивает преподавателей университетов ко всем иным педагогическим работникам, и в случае вступления в трудовые отношения с образовательной организацией на них распространяются все ограничения и особые условия допуска к педагогической работе, введенные трудовым законодательством.
На наш взгляд, в целях единообразного подхода к регулированию трудовой деятельности
и нормированию труда данной категории работников следует законодательно закрепить в Трудовом кодексе РФ содержание понятия «профессорско-преподавательский состав» и применять указанный термин во всех иных нормативных правовых актах, затрагивающих сферу трудовых отношений в образовательных организациях высшего образования.
Квалификация педагогического работника приобретает ключевое значение на этапе заключения трудового договора - при определении трудовой функции работника. В условиях перехода на новую систему оплаты труда и работу по эффективному контракту необходимо более тщательно подойти к установлению набора трудовых функций, реализуемых ППС за ставку заработной платы. По нашему мнению, перечень обобщенных трудовых функций, содержащийся в профстандарте, следует соотнести с видами педагогической работы, предусмотренными Законом об образовании.
В этой связи целесообразно разработать и утвердить новый профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения», а также внести изменения в принятый про-
Литература
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 № 678 «Об утверждении Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» // Собр. законодательства РФ. 2013. № 33. Ст. 4381.
4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 года № 1н «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» // Рос. газ. 2011. № 101.
5. Информация Минтруда России от 10.02.2016 «О применении профессиональных
фессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (утвержден приказом Минтруда России от 08.09.2015 № 608н):
1. В наименовании профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» слово «педагог» заменить словом «преподаватель»; исключить слова «профессионального обучения».
2. Включить в раздел 3 «Характеристика обобщенных трудовых функций» пункт 3.11. Обобщенная трудовая функция «Проведение научной и исследовательской работы».
При введении системы эффективного контракта в сфере высшего образования не были учтены особенности заключения трудового договора с педагогическими работниками из числа ППС, заключающиеся в обязательности прохождения процедуры избрания по конкурсу. На наш взгляд, применение в данном случае основания прекращения трудового договора, предусмотренного п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, необоснованно.
Bibliography
1. The Labour Code of the Russian Federation: the Federal Law of30.12.2001 № 197-FZ // Meeting of the legislation of the Russian Federation. 2002. № 1 (1 h.). Art. 3.
2. The Federal Law of 29.12.2012 № 273-FZ «On Education in the Russian Federation» // Meeting of the legislation of the Russian Federation. 2012. № 53 (1 h.). Art. 7598.
3. Russian Federation Government Resolution 08.08.2013 № 678 «Approval of the Nomenclature of posts of teachers organizations engaged in educational activities, positions of heads of educational institutions» // Meeting of the legislation of the Russian Federation. 2013. № 33. Art. 4381.
4. The order of the Russian Federation Ministry of Health and Social Development of 11 January 2011 № 1 n «The qualification characteristics of managers and specialists of higher professional and secondary vocational education» // Rossiyskaya Gazeta. 2011. № 101.
5. Information from the Ministry of Labor of Russia 02.10.2016 «On the application of professional standards at work». URL: http:// consultant.ru
6. The order of the Ministry of Labour of Russia dated 08.09.2015 № 608n «On approval of the pro-
стандартов в сфере труда». URL: http:// consultant.ru
6. Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования"». URL: http://www.pravo.gov.ru/
7. Иванова В. А. Педагогика: электронный учеб.-метод. комплекс / В. А. Иванова, Т. В. Ле-
fessional standard "teachers of vocational training, vocational training and additional vocational training"». URL: http://www.pravo.gov.ru/
7. Ivanov V. A. Pedagogy: electronic educational-methodical complex. URL: http://www.kgau.ru/ distance/mf_01 /ped-asp/01_01 .html
8. The general concept of pedagogy and its subject. URL: http://paidagogos.com/?p=6#hcq= NZjPGHp
9. The order of the Ministry of Education and
вина. URL: http://www.kgau.ru/distance/mf_01/ped- Science of the Russian Federation 22.12.2014 asp/01_01.html № 1601 «Hours of Work (standards of hours of
8. Общее понятие о педагогике и ее предме- pedagogical work for the wage rate) pedagogical те. URL: http://paidagogos.com/?p=6#hcq=NZjPGHworkers and on the procedure for determining the
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». М., 2014.
1 0. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.07.2015 № 749 «Об утверждении Положения о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу». URL: http://www. pravo.gov.ru/
11. Небратенко Г. Г. О внедрении в Ростовском юридическом институте МВД России элементов дистанционного обучения // Об итогах работы Ростовского юридического института МВД России в первом полугодии
2005-2006 учебного года и задачах по реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы. Ростов н/Д, 2006.
12. Небратенко Г. Г. О применении тестовых технологий в деятельности высших учебных заведений // Об итогах работы Ростовского юридического института МВД России в первом полугодии 2005-2006 учебного года и задачах по реализации Федеральной целевой программы развития образования на
2006-2010 годы. Ростов н/Д, 2006.
teaching load of teachers is stipulated in the employment contract». Moscow, 2014.
10. The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 23.07.2015 № 749 «Approval of the Regulations on the procedure for the replacement of posts of teachers belonging to the faculty». URL: http://www.pravo.gov.ru/
11. Nebratenko G. G. On implementation of the Rostov Law Institute of the Russian Interior Ministry distance learning elements // On the outcome of the Russian Ministry of Internal Affairs of the Rostov Institute of Law in the first half of the 20052006 academic year and tasks for the implementation of the federal target program of education development for 2006-2010. Rostov-on-Don, 2006.
12. Nebratenko G. G. On the application of the test technologies in higher educational institutions // On the outcome of the Russian Ministry of Internal Affairs of the Rostov Institute of Law in the first half of the 2005-2006 academic year and tasks for the implementation of the federal target program of education development for 2006-2010. Rostov-on-Don, 2006.