Научная статья на тему 'Требования реального сектора экономики к преподавателю иностранного языка технического вуза'

Требования реального сектора экономики к преподавателю иностранного языка технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ / ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ТРЕБОВАНИЯ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФАБУЛА / FOREIGN LANGUAGE TEACHER / TECHNICAL UNIVERSITY / INTERNAL AND EXTERNAL REQUIREMENTS / PRODUCTION PLOT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Преснухина И.А.

Качество образования всегда в значительной степени зависело от квалификации преподавателя, его личных качеств, способности донести новые знания до своих учеников, сформировать в них умения и способности, необходимые для их будущей профессиональной карьеры. Вопрос о профессиональной квалификации преподавателя иностранных языков в техническом университете давно находится в зоне пристального внимания исследователей в связи с междисциплинарностью его профессиональной деятельности и повышенных требований к его компетентности по сравнению с преподавателями иностранных языков в лингвистических вузах. Основной целью данной статьи является рассмотрение деятельности преподавателя иностранных языков в техническом вузе с точки зрения тех компетенций, которыми должен обладать выпускник высшей школы для начала своей трудовой деятельности на предприятии, что позволяет уточнить предъявляемые к педагогу квалификационные требования на основе требований реального сектора экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REAL ECONOMY REQUIREMENTS TO THE FOREIGN LANGUAGE TEACHER AT A TECHNICAL UNIVERSITY

The quality of education has always relied on the competence of a teacher, his or her personal character, ability to transfer new knowledge to his or her students and develop skills necessary for their future professional area. The issue concerning the professional qualification of a foreign language teacher at a technical university has been in the centre of scientists’ attention for a long time due to the interdisciplinary nature of his or her professional activity and increased requirements to his or her expertise compared to foreign language teachers at linguistic universities. The main aim of the article is the consideration of the foreign language teacher performance on the basis of the competences, which any university graduate must possess to start his or her professional career at an enterprise. This will allow us to specify the qualification requirements to a foreign language teacher taking into account the demands of real economy.

Текст научной работы на тему «Требования реального сектора экономики к преподавателю иностранного языка технического вуза»

УДК 378.4

ТРЕБОВАНИЯ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ К ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

И.А. Преснухина

Аннотация. Качество образования всегда в значительной степени зависело от квалификации преподавателя, его личных качеств, способности донести новые знания до своих учеников, сформировать в них умения и способности, необходимые для их будущей профессиональной карьеры. Вопрос о профессиональной квалификации преподавателя иностранных языков в техническом университете давно находится в зоне пристального внимания исследователей в связи с междисциплинарностью его профессиональной деятельности и повышенных требований к его компетентности по сравнению с преподавателями иностранных языков в лингвистических вузах. Основной целью данной статьи является рассмотрение деятельности преподавателя иностранных языков в техническом вузе с точки зрения тех компетенций, которыми должен обладать выпускник высшей школы для начала своей трудовой деятельности на предприятии, что позволяет уточнить предъявляемые к педагогу квалификационные требования на основе требований реального сектора экономики.

Ключевые слова: преподаватель иностранного языка, технический вуз, внутренние и внешние требования, производственная фабула.

REAL ECONOMY REQUIREMENTS TO THE FOREIGN

LANGUAGE TEACHER AT A TECHNICAL UNIVERSITY

I. Presnukhina

Abstract. The quality of education has always relied on the competence of a teacher, his or her personal character, ability to transfer new knowledge to his or her students and develop skills necessary for their future professional area. The issue concerning the professional qualification of a foreign language teacher at a technical university has been in the centre of scientists' attention for a long time due to the interdisciplinary nature of his or her professional activity and increased requirements to his or her expertise compared to foreign language teachers at linguistic universities. The main aim of the article is the consideration of the foreign language teacher performance on the basis of the competences, which any university graduate must possess to start his or her professional career at an enterprise. This will allow us to specify the qualification requirements to a foreign language teacher taking into account the demands of real economy.

Keywords: foreign language teacher, technical university, internal and external requirements, production plot.

Введение. Первоочередной задачей педагогики является непрерывное

воспроизводство квалифицированных

инженерных кадров, готовых и способных решать национальные задачи, направленные на инновационное развитие социально-

экономической сферы государства. Движущей силой в данном процессе является педагогический отряд государства, которому принадлежит главенствующая роль в формировании будущего страны. Под ролью преподавателя ученые понимают «совокупность нормативно одобренных предписаний (требований), предъявляемых к

профессиональному поведению педагогического работника, которое контролируется

представлением его самого и окружающих о характере этой роли, о необходимых действиях в конкретной педагогической ситуации» [5].

Своей задачей мы видим рассмотрение деятельности преподавателя иностранных языков в техническом вузе с точки зрения тех

требований, которые предъявляются к выпускнику, когда он начинает свою трудовую деятельность на предприятии. За основу берутся те требования к профессиональной деятельности инженера в реальном секторе экономики, которым должен соответствовать выпускник вуза, и на их основе уточняется перечень необходимых профессиональных и личностных характеристик преподавателя иностранного языка в техническом вузе.

Обзор литературы. Обзор научной литературы по проблеме профессиональной компетентности преподавателя показал, что все исследователи рассматривают это понятие как многокомпонентное. Отдельные аспекты профессиональной компетентности являются общепризнанными и не вызывают сомнений у педагогов (например: владение на высоком уровне преподаваемым предметом, учет

психологических особенностей студентов, педагогическая компетентность), в то время как перечень остальных компетенций в рамках

профессиональной компетентности остается пока под вопросом.

Например, Махмурян К.С. говорит о профессиональной компетенции учителя иностранного языка как о синергетическом единстве образовательных компетенций, которые способствуют становлению профессионального мышления и конкретных свойств личности. Ученый выделяет следующие виды компетенций: психолого-педагогическую, методическую,

коммуникативную, филологическую,

общекультурную, информационно-

коммуникационную, социальную и

управленческую [6]. М.Н. Кох в состав компетенций преподавателя вуза включает специальную компетенцию (профессионализм, способность проектировать дальнейшее развитие); социальную (ответственность за результаты труда, владение методиками преподаванию и культурой профессионального общения); личностную (способы

индивидуального самовыражения и

саморазвития) и индивидуальную

(самореализация, готовность к личному развитию, самоорганизация) [4].

Одним из последних фундаментальных исследований, посвященных изучению проблемы профессионализма преподавателя иностранного языка в техническом вузе, является диссертационная работа К.М. Иноземцевой. Исследователь вслед за А.К. Крупченко вводит понятие профессионально-методической

компетентности преподавателя иностранного языка технического вуза, которое трактуется как интегральное свойство педагога, способного выстраивать процесс преподавания таким образом, чтобы формирование иноязычной профессиональной коммуникативной

компетенции одновременно сопровождалось развитием существенных личностных качеств инженера. Проведение функционального анализа деятельности преподавателя иностранного языка технического вуза позволило К.М. Иноземцевой разработать уточнённый перечень трудовых функций (ТФ) и трудовых действий (ТД) педагога высшей школы и на его основе определить содержание профессионально-методической компетентности преподавателя иностранного языка технического вуза. По мнению исследователя, в ее состав входят четыре крупных блока компетенций:

1) аксиологическая компетенция, которая определяет важность осознания ценностно-смысловой сущности инженерной подготовки;

2) междисциплинарная компетенция, под которой подразумевается практическое

применение принципов профессионально-ориентированного иноязычного обучения, а также учет дисциплин профессионального цикла при разработке учебно-методического обеспечения дисциплины «Иностранный язык»;

3) лингво-профессиональная компетенция, которая требует наличия высокой лингвистической компетенции в области преподаваемого иностранного языка;

4) лингво-дидактическая компетенция, которая охватывает профессиональные компетенции педагога в области методики преподавания иностранного языка [3].

Соловова Е.Н., Боголепова С.В. предлагает похожую компетентностную матрицу для оценивания деятельности преподавателей иностранного языка в высшей школе, в которой различают коммуникативную, педагогическую и научную компетенции, а также аксиологическую компетенцию, в состав которой входит умение критического мышления [8].

Результаты исследования. На основе предложенных моделей нами была разработана собственная модель профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в техническом вузе, которая состоит их двух крупных блоков:

1) внешние требования, соответствие которым может быть подтверждено документально;

2) внутренние требования, которые относятся к области знаний, умений и личных качеств педагога.

К внешним требованиям мы относим требования, которые предъявляются к уровню профессиональной подготовки преподавателя иностранного языка в техническом вузе со стороны государства, самого высшего технического учебного заведения и реального сектора экономики, в которой предстоит функционировать выпускникам.

Внешние требования со стороны государства выражаются в виде требований к квалификации, стажу работы и видам трудовых функций и действий, которые закреплены за той или иной профессией на государственном уровне. Как известно, с 1 января 2017 года вступил в действие профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения,

профессионального образования и

дополнительного профессионального

образования» (Утвержден Приказом Минтруда России от 08.09.2015 N 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения,

профессионального образования и

дополнительного профессионального

образования»), который регламентирует необходимый уровень образования и стаж работы для занятия той или иной профессорско-преподавательской должности, а также круг трудовых функций и действий в соответствии с полученной квалификацией и занимаемой должностью.

Рассмотрим кратко обобщенные трудовые функции (ОТФ) педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального

образования. В этой связи необходимо отметить, что в профессиональном стандарте каждой ОТФ соответствует свой уровень квалификации от 6 до 8 в зависимости от уровня образования и стажа работы, но поскольку преподаватель самой высокой категории должен быть способен выполнять все функции, то в нашей работе будут приведены все ОТФ, указанные в профессиональном стандарте.

1. Преподавание по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (СПО), бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки, дополнительным профессиональным программам (ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации.

2. Организация и проведение учебно-производственного процесса при реализации образовательных программ различного уровня и направленности.

3. Организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам СПО, ВО.

4. Проведение профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями.

5. Организационно-методическое обеспечение реализации программ профессионального обучения, СПО и ДПП, ориентированных на соответствующий уровень квалификации.

6. Научно-методическое и учебно-методическое обеспечение реализации программ профессионального обучения, СПО и ДПП.

Таким образом, можно сделать вывод, что ведущими обобщенными функциями педагога, в том числе и преподавателей высшей школы, являются: педагогическая, организационная, учебно-методическая, научно-методическая и профориентационная.

Кроме того в целях совершенствования своей кадровой политики и в рамках выбранной стратегии развития учебные заведения могут также принять ряд локальных актов относительно необходимого уровня квалификации педагогов.

Например, учебное заведение может утвердить дополнительные требования к

квалификационным группам, которые уточняют профессиональный стандарт по видам профессиональной деятельности преподавателя высшей школы. Например, для каждой должности профессорско-преподавательского состава может быть введен норматив по количеству и качеству изданных в учебном году научных статей или работ, по учебно-методической работе, по проведению учебно-воспитательных мероприятий со студентами.

Таким образом, локальные акты позволяют уточнить и при необходимости расширить перечень трудовых функций, которые должны выполняться работниками в той или иной должности в конкретной организации, тем самым способствуя совершенствованию ее кадровой политики в целях найма, разработки должностных инструкций, обучения и оценки эффективности деятельности профессорско-преподавательского состава вуза.

Третьим элементом внешних требований, который ранее не учитывался в научной литературе, являются требования реального сектора экономики, под которым мы понимаем действующее предприятие и его производственную фабулу для специалистов каждого конкретного профиля, под которой мы понимаем последовательность процессов, реализуемую на предприятии каждым отдельным специалистом в рамках своих должностных обязанностей в целях организации производства конечного продукта. Как следует из определения, внутри одной организации у разных специалистов будет своя производственная фабула, поскольку несмотря на общую цель (выпуск продукции), разные виды работников задействованы в разных процессах, например: учет затраченных материальных, технологических и трудовых ресурсов, производство продукта, сбыт произведенной продукции и т.д. Например, производственная фабула инженера-

машиностроителя включает в себя следующие этапы: изучение конъюнктуры рынка, переговорный процесс и контрактацию; строительно-монтажные работы;

пусконаладочные работы; эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт оборудования. Преподаватель иностранного языка в техническом вузе должен знать производственную фабулу, в рамках которой предстоит работать его студентам, поскольку обучение иностранному языку должно строиться вокруг будущих должностных обязанностей инженеров, что должно найти отражение в

учебно-методическом сопровождении

дисциплины, которое включает в себя рабочую программу, фонд оценочных средств, учебно-методические пособия, методические указания по планированию аудиторной и самостоятельной работы студентов и т.д.

Следующим шагом исследования должно стать рассмотрение внутренних требований, предъявляемых к преподавателю иностранных языков, которые также состоят из нескольких элементов.

Первым важным компонентом внутренних требований является соответствующий уровень профессиональной компетентности,

определяемый уровнем сформированное™ входящих в его состав профессиональных компетенций. Последние также в свою очередь могут быть разделены на несколько групп согласно ведущим функциям той или иной профессиональной деятельности.

Ведущие функции преподавателя

определяются конкретными видами

профессиональной педагогической деятельности. Чаше всего выделяют обучающую функцию (которая направлена на передачу знаний и формирование навыков, умений);

воспитывающую (которая связана с воспитанием высоких моральных, волевых, эстетических качеств у студентов, с всесторонним развитием их личности); научно-исследовательскую (которая связана с осуществлением и вовлечением студентов в научно-исследовательскую деятельность); организующую (которая связана с организацией учебного процесса,

самостоятельной работой студентов,

мониторингом и оценкой результатов обучения) [1].

В соответствии с ведущими функциями исследователи определяют ключевые

педагогические способности, которые должны обеспечить успешность учебно-воспитательного процесса. Например, по мнению Сидаш Н.С. [7], к ним относятся: дидактические (способность преподносить материал ученикам доступно, ясно и понятно, вызывать интерес к нему); организаторские (способность создать дружный коллектив из разрозненных студентов, ориентировать их полезную деятельность); коммуникативные (профессионально-

направленное общение, доверие и доброжелательность); перцептивные

(способность педагога понимать и учитывать в своей деятельности внутренний мир студента, его психическое состояние); суггестивные (способность педагога эмоционально-волевым воздействием достигать поставленных целей и

задач); научно-познавательные (стремление к непрерывному саморазвитию).

Основываясь на рассмотренных выше положениях, мы предлагаем рассмотреть работу преподавателя иностранного языка студентам технического вуза как комплексный вид деятельности, включающий в себя несколько важных элементов, каждый из которых требует особого вида компетентности. Однако отсутствие хотя бы одной из составляющих приводит к несоответствию результатов педагогической деятельности запланированным целям.

Во-первых, от преподавателя требуется высокий уровень компетентности в его профессиональной области, то есть он должен хорошо знать преподаваемый

предмет - иностранный язык (лингвистическая компетенция).

Во-вторых, он должен быть способен, используя эффективные приемы педагогического и психологического воздействия, а также различные методы преподавания, вызвать у студентов глубокую заинтересованность в преподаваемом предмете, так как в ее отсутствии дисциплина воспринимается аудиторией как нечто второстепенное на фоне остальных предметов, предусмотренных учебным планом. Заинтересованность в предмете является первым важным элементом учебно-познавательной мотивации студентов, без которой невозможно говорить о действительно полном освоении и владении изучаемым разделом науки (лингводидактическая компетенция).

В-третьих, педагог должен в полной мере владеть способностью организовывать педагогический процесс и коллектив студентов таким образом, чтобы в отведенное учебным планом время донести необходимые знания и закрепить их с целью формирования необходимых компетенций, а также способен развивать творческое и инновационное мышление у студентов (организационно-педагогическая компетенция). Это, в свою очередь, означает эффективное использование научно-

образовательных, материально-технических и информационных ресурсов университета для достижения поставленных образовательных задач.

В настоящее время мы живем в эпоху компьютеров, Интернета и мобильных устройств. Большая часть информации, которую впитывают молодые люди, поступает из Интернета и социальных сетей. С точки зрения иноязычного образования Интернет и компьютерные технологии представляет достаточно большие образовательные возможности для изучения

иностранного языка как в плане доступа к огромному массиву аутентичных материалов, так и в плане практического применения сформированных навыков. Продуктивное использование всего многообразия

информационно-образовательных ресурсов

Интернета требует от преподавателя знания особенностей каждого из них, умения эффективно включать их в спроектированную дидактическую систему обучения, а также самостоятельно создавать онлайн ресурсы, которые соответствовали бы поставленным целям иноязычной подготовки будущих инженеров (информационно-педагогическая компетенция).

Высшее учебное заведение - это, прежде всего центр научной мысли, передачи научной эстафеты следующему поколению. В этой связи не менее актуальной является задача развития творческого потенциала студентов через привлечение их к научным исследованиям и приобщение к логике научного мышления. Именно направленность на развитие самостоятельности будущих специалистов как в работе, так и мышлении отличает школу от вуза. Несмотря на то, что дисциплина «Иностранный язык» является непрофильной, но в виду ее объективной исключительной важности для специалистов любого технического профиля подготовки в распоряжении преподавателя иностранный языков находится неплохой инструментарий для формирования научно-творческих способностей студентов (научно-творческая компетенция).

Второй важной составляющей внутренних требований к преподавателю иностранного языка являются личные качества педагога. Этот вопрос находится в центре постоянного внимания ученых в сфере педагогики и психологии, поскольку влияние педагога на личность студента, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, формирование мировоззрения, волевых качеств, эстетических вкусов и общей культуры поведения всегда было огромным. Очень часто выбор дальнейшей профессии учащимся напрямую связан с личностью педагога, который зародил в нем интерес к той или иной науке.

Изучение научной литературы по данной теме выявило следующий перечень важных качеств личности преподавателя, формирующих глубину его компетентности и необходимых для успешной профессиональной деятельности: социальный и профессиональный интеллект; логичность и гибкость мышления; коммуникативность; педагогическая рефлексия; эмпатия; способность быстро понимать цели, намерения и помыслы

обучаемых, их интересы и настроение; умение разбираться во взаимоотношениях людей; внимательность, добросовестность, выдержка, самокритичность; гуманность, доброта и доброжелательность, искренность и

отзывчивость; порядочность и справедливость, тактичность и чуткость.

Отличительной чертой изучения

иностранного языка в языковом и неязыковом вузах является то, что в техническом университете иноязычная подготовка очень часто рассматривается студентами как нечто либо оторванное от их специальности, либо как область знаний, к которой у них нет способностей. Именно по этой причине одним из важных личных качеств педагога является определение причин трудностей в изучении иностранного языка, которые испытывает студент, и снятие языкового барьера, что требует не столько профессионализма, сколько чуткости в понимании внутреннего мира студента, гибкости мышления и терпения.

Особо следует выделить такое личное качество педагога, как творческое мышление. В настоящее время в условиях постоянно расширяющегося корпуса научных знаний и технологических инноваций очень трудно подготовить студентов инженерных

специальностей так, чтобы полученное ими образование оставалось актуальным достаточно длительный период. В этой связи многие ученые и инженеры выделяют в качестве двух главных составляющих инженерной компетентности фундаментальные знания и творческое мышление, которые в совокупности способны обеспечить долговременную

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

конкурентоспособность специалиста на рынке труда. Однако педагог не в состоянии научить чему-то или привить какое-то качество студенту, если он сам не обладает этими знаниями, умениями или качеством. Кроме того, творческое мышление преподавателя помогает ему справится с такими распространенными

профессиональными проблемами, как психологическая инерция, познавательно-психологические барьеры, негативное настроение или профессиональное выгорание [2].

Заключение. Таким образом, изучение совокупности требований, предъявляемых в настоящее время к преподавателям иностранных языков в техническом университете, выявило новый содержательный элемент в профессиональной деятельности преподавателя, а именно знание той производственной фабулы, в которой будет функционировать их выпускник. Производственная фабула становится

системообразующим фактором всей иноязычной подготовки студентов инженерных

специальностей, а ее этапы должны найти отражение в содержании рабочей программы дисциплины «Иностранный язык», которая должна быть сопряжена с дидактическими единицами учебно-тематического плана профильных дисциплин, обусловливать выбор методов преподавания иностранного языка, видов учебных заданий и используемых оценочных средств текущей и промежуточной аттестации.

Кроме того, это требует от преподавателей иностранного языка дополнительных знаний из области фундаментальных наук и профильных дисциплин, а также профессиональной деятельности инженеров в реальном производстве. Это подводит нас к важной проблеме несоответствия квалификации

преподавателей иностранного языка тем требованиям, которые предъявляются к ним со стороны реального сектора производства, одним из способов решения которой является введение обязательного повышения квалификации по профилю студентов, которым педагог преподает иностранный язык. В качестве перспективного способа устранения подобных трудностей в будущем предлагается для студентов, изучающих иностранный язык с целью его дальнейшего преподавания в вузах, ввести обязательную специализацию магистерских программ с присуждением соответствующей квалификации. Данные новации в организации подготовки педагогических кадров позволят им готовить молодых специалистов, чей уровень подготовки соответствовал бы запросам государства и рынка труда.

1. Есипова А.А. Образ современного педагога высшей школы / А.А. Есипова // Педагогика высшей школы. - 2015. - № 3.1. - С. 75-78.

2. Зиновкина М.М., Подкатилин А.В. Основы инженерного творчества и компьютерная интеллектуальная поддержка: учебное пособие / М.М. Зиновкина, А.В. Подкатилин. - Ч. IV Азбука ТРИЗ. Практический курс. - М.: МГИУ 1997. - 174 с.

3. Иноземцева К.М. Профиль профессионально-методической компетентности преподавателя иностранного языка технического вуза [Электронный ресурс] / К.М. Иноземцева // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - №3. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/artide/view?id=26482

4. Кох М.Н. К проблеме оценки компетентности преподавателя вуза / М.Н. Кох // Высшее образование в России. - 2013. - № 1. - С. 78-81.

5. Левитан К.М. Педагогическая деонтология / К.М. Левитан. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. -272 с.

6. Махмурян К.С. Теоретико-методические основы ускоренной подготовки учителя иностранного языка в условиях дополнительного профессионального образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / К.С. Махмурян. - Москва. - 2009. - С. 24.

7. Сидаш Н.С. Характеристика современного преподавателя высшей школы / Н.С. Сидаш // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 8. -С. 217-222.

8. Соловова Е.Н., Боголепова С.В. Компетенции преподавателя иностранного языка и инструменты их оценки / Е.Н. Соловова, С.В. Боголепова // Иностранные языки в высшей школе. - 2017. - № 4. - С. 36-45.

Сведения об авторе:

Преснухина Ирина Александровна (г. Москва, Россия), кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой «Иностранные языки» ФГБОУ ВО «Московский политехнический университет», e-mail: pririna@mail.ru

Data about the author:

I. Presnukhina (Moscow, Russia), Candidate of Philology Sciences, Associate professor, the head of the Foreign Language Chair Federal state budgetary educational institution of higher education "Moscow Polytechnic University", e-mail: pririna@mail.ru

13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.