Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫПУСКНИКАМИ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (МЕДИЦИНСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ И ТЕХНИКУМОВ)'

ОСОБЕННОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫПУСКНИКАМИ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (МЕДИЦИНСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ И ТЕХНИКУМОВ) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
273
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫПУСКНИК УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОТЕНЦИАЛ ПОСТУПЛЕНИЯ В МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / MEDICAL EDUCATION / GRADUATE OF A SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION / POTENTIAL TO BE ADMITTED TO A MEDICAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Безуглый Тимофей Алексеевич, Батурина Ирина Валерьевна

В исследовании рассматриваются объективные и субъективные проблемы, с которыми сталкиваются выпускники медицинских колледжей, планирующие получение высшего медицинского образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Безуглый Тимофей Алексеевич, Батурина Ирина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF OBTAINING HIGHER MEDICAL EDUCATION BY GRADUATES OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS (MEDICAL COLLEGES AND TECHNICAL SCHOOLS)

The study examines the objective and subjective problems faced by medical colleges graduates who are planning to receive higher medical education.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫПУСКНИКАМИ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (МЕДИЦИНСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ И ТЕХНИКУМОВ)»

УДК 614.252+377 ББК 74.47

DOI: 10.31862/2218-8711-2020-6-228-235

ОСОБЕННОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫПУСКНИКАМИ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (медицинских колледжей и техникумов)

FEATURES OF OBTAINING HIGHER MEDICAL EDUCATION BY GRADUATES OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS (medical colleges and technical schools)

Студент лечебного факультета, Южно-Уральский Student of the Faculty of general medicine,

Безуглый Тимофей Алексеевич

Bezugly Timofey A.

государственный медицинский университет, г. Челябинск

E-mail: timabez7@gmail.com

South Ural State Medical University, Chelyabinsk

E-mail: timabez7@gmail.com

Батурина Ирина Валерьевна

Преподаватель кафедры психологии, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, кандидат исторических наук E-mail: Devizzina@mail.ru

Baturina Irina V.

Lecturer of the Psychology Department, Urals State University of Physical Culture, Chelyabinsk, PhD in History E-mail: Devizzina@mail.ru

Аннотация. В исследовании рассматриваются объективные и субъективные проблемы, с которыми сталкиваются выпускники медицинских колледжей, планирующие получение высшего медицинского образования.

Abstract. The study examines the objective and subjective problems faced by medical colleges graduates who are planning to receive higher medical education.

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Безуглый Т. А., Батурина И. В., 2020

Ключевые слова: медицинское образование, выпускник учреждения среднего профессионального образования, потенциал поступления в медицинский университет.

Keywords: medical education, graduate of a secondary professional educational institution, potential to be admitted to a medical University.

Актуальность. Как показывает проведенное в комплексе работы анкетирование, около трети (34,5%) студентов медицинских колледжей после выпуска планируют получение высшего медицинского образования. Безусловно, данное решение было принято студентами еще до поступления в среднее профессиональное образовательное учреждение. Исследование носит научно-практический характер, так как изучает важную проблему общественного здравоохранения: кадровую обеспеченность медицинских организаций. Оно наиболее актуально для абитуриентов медицинских колледжей/техникумов, планирующих последующее обучение в медицинском университете.

Цель. Изучить потенциал поступления выпускников средних профессиональных медицинских учреждений в медицинские университеты.

Методы и материалы. Проведено анкетирование среди студентов медицинских колледжей, выборку составили 84 человека (Рязанский медицинский колледж; Кировский медицинский колледж; Медицинский колледж № 3 (Санкт-Петербург)). Были опрошены студенты со всех курсов (с первого по четвертый), всех специальностей, в том числе «Сестринское дело», «Лечебное дело» и другие.

Среди студентов медицинских университетов, предварительно окончивших колледж, был проведен опрос, выборку составили 40 респондентов. В опросе приняли участие студенты 1-6-го курсов следующих университетов: КГМУ, ИвГМА, УГМУ (Казанский государственный медицинский университет; Ивановская государственная медицинская академия; Уральский государственный медицинский университет). Также были использованы следующие общенаучные методы: индукция, дедукция, анализ, синтез. Специально-научные методы: сравнительно-исторический, сравнительно-правовой, формально-определенный.

Для определения возраста были использованы следующие усредненные цифры: выпускник 11-го класса школы - 18 лет; выпускник 9-го класса школы - 16 лет.

Результаты и их обсуждение. Объективные факторы. На программу обучения по специальности «31.02.01 Лечебное дело» среднего профессионального образования могут претендовать граждане, имеющие полное среднее образование, то есть абитуриенты должны закончить 11 (реже 10) классов среднего общего образовательного учреждения и сдать государственную итоговую аттестацию [1; 2].

Обучение студентов среднего профессионального образования на квалификацию фельдшера длится 3 года 10 месяцев [2], то есть по окончании обучения выпускнику будет примерно 22 года.

Поступление на специальности «34.02.01 Сестринское дело» предусматривает две программы получения среднего профессионального образования: на базе среднего и основного общего образования - 2 года 10 месяцев и 3 года 10 месяцев соответственно [3]. В возрасте выпускников это эквивалентно 21 и 20 годам.

Следует также учесть, что после окончания колледжа/техникума заканчивается временная отсрочка от призыва на военную службу, вследствие чего граждане-мужчины, не имеющие иных причин получения отсрочки, должны будут в обязательном порядке потратить год на службу в армии [4].

Получение высшего медицинского образования в направлении «31.00.00 Клиническая медицина», которое позволяет выпускнику работать в терапевтическом направлении (заниматься непосредственно врачебной деятельностью), происходит согласно программам специалитета: «31.05.01 Лечебное дело» и «31.05.02 Педиатрия» [5; 6]. На сегодняшний день, согласно Федеральным государственным образовательным стандартам, студент учится в специалитете в течение 6 лет (не менее 5 лет для высших учебных заведений, осуществляющих подготовку в интересах обороны и безопасности государства) [7].

Таким образом, «идеальный» средний возраст выпускника медицинского университета, предварительно окончившего медицинский колледж по специальности «сестринское дело» после 9 классов, - 26 лет (ж) и 27 (м); по специальности «сестринское дело» после 11 классов - 27 (ж) и 28 (м); по специальности «лечебное дело» после 11 классов - 28 (ж) и 29 (м). Предполагается, что поступление происходит в год окончания обучения в колледже, а также не учитывается возможность окончания программы специалитета за 5 лет.

При данном раскладе возникают следующие проблемы помимо возраста: так, во-первых, согласно данным Росстата, приведенным в 2018 г., 26 лет - наиболее популярный в России возраст для рождения первого ребенка [8], также в промежутке 20-29 лет рождается наибольшее количество детей на 1000 женщин (181,3) [9]. Во-вторых, согласно опросу ВЦИОМ, в России оптимальный возраст для вступления в брак мужчины - 27 лет, женщины - 23 года [10]. Следствием вышеперечисленных событий в жизни учащегося потенциально возникает ряд финансовых трудностей, которые усугубляются следующими факторами:

1. Низкий уровень оплаты труда. Так, согласно статистике, по профессии фельдшер, приведенной на поисковом сервисе Тг^, рассчитывающем приблизительный уровень оплаты труда относительно размещенных вакансий по Российской Федерации, за период с ноября 2019 по апрель 2020 г. средняя заработная плата фельдшера составила 26 766,5 руб. [11]. Данные цифры отличаются от информации, приведенной профсоюзом медицинских работников России, где средняя заработная плата среднего медицинского персонала - 34 999,5 руб. [12]. Безусловно, в сельской медицине, согласно программе «Земский фельдшер», заработная плата будет выше [13], но следует учесть, что большая часть медицинских вузов находятся в городской черте.

2. Проблематичное совмещение работы (в качестве среднего медицинского персонала) с учебой, проходящей исключительно в очной форме. Так, согласно исследованию, проведенному среди студентов (не медицинского вуза), более 50% респондентов не имеют возможности качественно совмещать работу и учебу [14].

С вышеназванными проблемами сталкивается большая часть студентов медицинских учебных заведений, но, безусловно, наиболее остро они стоят перед выпускниками колледжа в связи с их возрастом.

Следует упомянуть объективные позитивные стороны получения высшего медицинского образования после колледжа:

1. Профессиональная определенность (среди обозначенной выше группы студентов наблюдается наименьший уровень эмоционального выгорания, так как основной причиной выгорания является разочарование в выбранной профессии) [15-17].

2. Получение определенной базы знаний по дисциплинам колледжа, соответствующим программам высшего образования, например, иностранный язык, история, право и другие.

3. Возможность параллельно работать по ставке среднего медицинского персонала с первого курса (данная возможность отсутствует у других студентов, так как, согласно приказу Минздравсоцразвития, они имеют право работать в качестве медицинской сестры / медицинского брата после третьего курса [18]).

4. Возможность поступление через внутренние вступительные испытания университета, без учета результатов ЕГЭ.

В истории здравоохранения СССР существовал экспериментальный период заочного обучения врачей в медицинских университетах. Основной целью данной программы было восполнение пробелов медицинских кадров за счет привлечения в медицину рабочего и крестьянского населения, при этом входившие в данную программу граждане зачастую не имели законченного среднего общего образования. Результатом эксперимента был крупный провал, так как заочное обучение оказалось дорогостоящим, длительным, малоэффективным и бесперспективным, поэтому в скором времени был приостановлен [19].

Субъективные факторы. Для анализа субъективных факторов был проведен опрос студентов, предварительно получивших среднее профессиональное медицинское образование.

Респондентами были названы следующие преимущества подобного обучения: «Уверенность в выборе профессии» (12,5%), «Наличие определенной базы знаний» (25%), «Возможность работы медбратом/медсестрой с первого курса» (60%). Также следует отметить, что 17,5% респондентов не выделили ни одного преимущества.

Из негативных факторов студенты наиболее выделили возраст (70%) и, как следствие, 10,71% указали на проблемы в личной жизни. Часть респондентов указали на проблему изменения структуры полученных в колледже поверхностных знаний на более глубокие знания, получаемые в университете. Также один участник опроса указал на негативное отношение преподавателей к студентам, предварительно окончившим колледж.

Выводы. У абитуриентов медицинских университетов, поступающих после мед-колледжа/медтехникума, возникает ряд проблем: высокая возрастная планка (вплоть до 29 лет) и вытекающие из этого проблемы в личной жизни, связанные с созданием семьи и рождением детей, а также финансовые трудности. Объективно наличие данных проблем подтверждаются социологическими и статистическими исследованиями и субъективной оценкой студентов медицинских университетов, поступивших после колледжа.

При всех недостатках были выявлены и положительные стороны подобного поступления. К ним относятся уверенность в выборе профессии и, как следствие, большая устойчивость к эмоциональному выгоранию, наличие определенной базы знаний, полученной

по программам среднего образования, возможность поступления через внутренние экзамены, минуя ЕГЭ, а также возможность работы медбратом/медсестрой с первого курса.

Исследование дает поводы для размышления и описывает дискуссионные проблемы, с которыми могут столкнуться выпускники 11-го и 9-го классов школы, которые планируют связать свою жизнь с медициной.

Список литературы

1. Обязательное образование // ГОСУСЛУГИ. URL: https://www.gosuslugi.ru/ situation/obtain_education/secondary_education (дата обращения: 16.05.2020).

2. Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 № 514 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.01 Лечебное дело» (Зарегистрировано в Минюсте России 11.06.2014 № 32673) // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165550/ (дата обращения: 16.05.2020).

3. ФГОС специальности 34.02.01 // КлассИнформ. URL: https://classinform.ru/ fgos/34.02.01-sestrinskoe-delo.html (дата обращения: 21.05.2020).

4. Статья 24. Отсрочка от призыва граждан на военную службу / Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 01.04.2020) «О воинской обязанности и военной службе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020) // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18260/fbe9593051ae34e2a8eb2 7f73b923ffee40296b7/ (дата обращения: 16.05.2020).

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 февраля 2016 г. № 95 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета)» // СПС КонсультантПлюс. URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71245004/ (дата обращения: 16.05.2020).

6. Приказ Минобрнауки России от 17.08.2015 № 853 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.05.02 Педиатрия (уровень специалитета)» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.09.2015 № 38880) // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_186079/ (дата обращения: 16.05.2020).

7. Приказ Минобрнауки России от 14.10.2015 № 1147 (ред. от 31.08.2018, с изм. от 03.04.2020) Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты в Российской Федерации. URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-14102015-n-1147/ (дата обращения: 27.05.2020).

8. Росстат назвал самый популярный возраст женщин для рождения первого ребенка // ТАСС. URL: https://tass.ru/obschestvo/6748127 (дата обращения: 02.06.2020).

9. Население/Population // Федеральная служба государственной статистики Российский статистический ежегодник. 2018 (на русском и английском языках) /

Russian statistical yearbook. 2018 (in Russian and English). URL: https://gks.ru/bgd/ regl/b18_13/Main.htm (дата обращения: 18.05.2020).

10. Не хочу учиться, хочу жениться, или О возрасте вступления в брак // ВЦИОМ-Спутник. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116370 (дата обращения: 16.05.2020).

11. Статистика зарплат Фельдшер в России // TRUD.com. URL: https://russia.trud. com/salary/692/3858.html (дата обращения: 02.06.2020).

12. Анализ среднемесячной заработной платы по здравоохранению в целом // Профсоюзработников здравоохранения Российской Федерации. 2019. URL: http://www.przrf.ru/info/full/oplata_truda/Analiz-situatcii-v-sfere-oplaty-truda-rabotnikovzdravoohraneniya26/ (дата обращения: 28.05.2020).

13. В Поморье порядка 350 медиков устроились на работу по программе «Земский доктор/Земский фельдшер» // Министерство здравоохранения Российской Федерации. URL: https://www.rosminzdrav.ru/regional_news/14003-v-pomorie-poryadka-350-medikov-ustroilis-na-rabotu-po-programme-zemskiy-doktor-zemskiy-feldsher (дата обращения: 21.05.2020).

14. Совмещение учебы и работы в студенческой среде: социологические заметки / М. В. Заплаткин, А. В. Королев, А. О. Пантюхина, Н. Е. Рыжова // Вестник НГТУ им. Р. Е. Алексеева. Сер.: «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». 2016. № 4. C. 33-41.

15. Баранова Ю. В., Герасимова В. Я. Выгорание студентов медицинских вузов // Молодой ученый. 2019. № 4 (242). С. 149-152. URL: https://moluch.ru/archive/242/56012/ (дата обращения: 26.05.2020).

16. Глазачев О. С. Синдром эмоционального выгорания у студентов: поиски путей оптимизации педагогического процесса // Вестник МАН РС. 2011. № 1. URL: https:// cyberleninka.ru/article/ n/sindrom-emotsionalnogo-vygoraniya-u-studentov-poiski-putey-optimizatsii-pedagogicheskogo-protsessa (дата обращения: 26.05.2020).

17. Энергия эмоций: [эмоции в общении. Эмоции в проявлениях личности. Созидающая и разрушающая сила эмоций. Методики для изучения эмоций] /

B. В. Бойко. 2-е изд., доп. и пер. СПб.: Питер, 2004. 474 с.

18. Приказ Минздравсоцразвития России от 19.03.2012 № 239н «Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, не завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала» // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты в Российской Федерации. URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minzdravsotsrazvitija-rossii-ot-19032012-n-239n/ (дата обращения: 26.05.2020).

19. Есауленко И. Э., Маркова С. В. Из истории заочной подготовки врачей // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017. Т. 25, № 3.

C. 190-192.

References

1. Obyazatelnoe obrazovanie. Available at: https://www.gosuslugi.ru/situation/obtain_ education/secondary_education (accessed: 16.05.2020).

2. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 12.05.2014 No. 514 "Ob utverzhdenii federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta srednego professionalnogo obrazovaniya po spetsialnosti 31.02.01 Lechebnoe delo" (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 11.06.2014 No. 32673). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_165550/ (accessed: 16.05.2020).

3. FGOS spetsialnosti 34.02.01. Available at: https://classinform.ru/fgos/34.02.01-sestrinskoe-delo.html (accessed: 21.05.2020).

4. Statya 24. Otsrochka ot prizyva grazhdan na voennuyu sluzhbu / Federalnyy zakon ot 28.03.1998 No. 53-FZ (red. ot 01.04.2020) "O voinskoy obyazannosti i voennoy sluzhbe" (s izm. i dop., vstup. v silu s 12.04.2020). Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_18260/fbe9593051ae34e2a8eb27f73b923ffee40296b7/ (accessed: 16.05.2020).

5. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 09.02.2016 No. 95 "Ob utverzhdenii federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 31.05.01 Lechebnoe delo (uroven spetsialiteta)". Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71245004/ (accessed: 16.05.2020).

6. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17.08.2015 No. 853 "Ob utverzhdenii federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta vysshego obrazovaniya po spetsialnosti 31.05.02 Pediatriya (uroven spetsialiteta)" (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 15.09.2015 No. 38880). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_186079/ (accessed: 16.05.2020).

7. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 14.10.2015 No. 1147 (red. ot 31.08.2018, s izm. ot 03.04.2020) Ob utverzhdenii Poryadka priema na obuchenie po obrazovatelnym programmam vysshego obrazovaniya - programmam bakalavriata, programmam spetsialiteta, programmam magistratury. In: Zakony, kodeksy i normativno-pravovye akty v Rossiyskoy Federatsii. Available at: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-14102015-n-1147/ (accessed: 27.05.2020).

8. Rosstat nazval samyy populyarnyy vozrast zhenshchin dlya rozhdeniya pervogo rebenka. Available at: https://tass.ru/obschestvo/6748127 (accessed: 02.06.2020).

9. Naselenie/Population. In: Federalnaya sluzhba gosudarstvennoy statistiki Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik. 2018 (na russkom i angliyskom yazykakh) = Russian statistical yearbook. 2018 (in Russian and English). Available at: https://gks.ru/bgd/ regl/b18_13/Main.htm (accessed: 18.05.2020).

10. Ne khochu uchitsya, khochu zhenitsya, ili o vozraste vstupleniya v brak. Available at: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116370 (accessed: 16.05.2020).

11. Statistika zarplat Feldsher v Rossii. Available at: https://russia.trud.com/salary/692/ 3858.html (accessed: 02.06.2020).

12. Analiz srednemesyachnoy zarabotnoy platy po zdravookhraneniyu v tselom. 2019. Available at: http://www.przrf.ru/info/full/oplata_truda/Analiz-situatcii-v-sfere-oplaty-truda-rabotnikovzdravoohraneniya26/ (accessed: 28.05.2020).

13. V Pomore poryadka 350 medikov ustroilis na rabotu po programme "Zemskiy doktor/Zemskiy feldsher". In: Ministerstvo zdravookhraneniya Rossiyskoy Federatsii. Available at: https://www.rosminzdrav.ru/regional_news/14003-v-pomo rie-poryadka-350-medikov-ustroilis-na-rabotu-po-programme-zemskiy-doktor-zemskiy-feldsher (accessed: 21.05.2020).

14. Zaplatkin M. V., Korolev A. V., Pantyukhina A. O., Ryzhova N. E. Sovmeshchenie ucheby i raboty v studencheskoy srede: sotsiologicheskie zametki. Vestnik NGTU im. R. E. Alekseeva. Ser.: "Upravlenie v sotsialnykh sistemakh. Kommunikativnye tekhnologii". 2016, No. 4, pp. 33-41.

15. Baranova Yu. V., Gerasimova V. Ya. Vygoranie studentov meditsinskikh vuzov. Molodoy uchenyy. 2019, No. 4 (242), pp. 149-152. Available at: https://moluch.ru/ archive/242/56012/ (accessed: 26.05.2020).

16. Glazachev O. S. Sindrom emotsionalnogo vygoraniya u studentov: poiski putey optimizatsii pedagogicheskogo protsessa. Vestnik MAN RS. 2011, No. 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sindrom-emotsionalnogo-vygoraniya-u-studentov-poiski-putey-optimizatsii-pedagogicheskogo-protsessa (data obrashcheniya: 26.05.2020).

17. Boyko V. V. Energiya emotsiy: [emotsii v obshchenii. Emotsii v proyavleniyakh lichnosti. Sozidayushchaya i razrushayushchaya sila emotsiy. Metodiki dlya izucheniya emotsiy]. St. Petersburg: Piter, 2004. 474 p.

18. Prikaz Minzdravsotsrazvitiya Rossii ot 19.03.2012 No. 239n "Ob utverzhdenii Polozhe-niya o poryadke dopuska lits, ne zavershivshikh osvoenie osnovnykh obrazovatelnykh programm vysshego meditsinskogo ili vysshego farmatsevticheskogo obrazovaniya, a takzhe lits s vysshim meditsinskim ili vysshim farmatsevticheskim obrazovaniem k osushchestvleniyu meditsinskoy deyatelnosti ili farmatsevticheskoy deyatelnosti na dolzhnostyakh srednego meditsinskogo ili srednego farmatsevticheskogo personala". In: Zakony, kodeksy i normativno-pravovye akty v Rossiyskoy Federatsii. Available at: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minzdravsotsrazvitija-rossii-ot-19032012-n-239n/ (accessed: 26.05.2020).

19. Esaulenko I. E., Markova S. V. Iz istorii zaochnoy podgotovki vrachey. Problemy sotsialnoy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny. 2017, Vol. 25, No. 3, pp. 190-192.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2020, № 6

Статья поступила в редакцию 03.06.2020 The article was received on 03.06.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.