В экспериментальной группе прирост более выражен: у бегунов второго разряда результаты на дистанции 800м улучшились на 6,3% (p <0,05), 1500 метров - 6,4% (p <0,05). Аналогичная закономерность обнаружена и у спортсменов 1 разряда: результаты в беге на 800 м улучшились на 2,9% (p0,05), на 1500м на 3,7% (p <0,05).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог проведенному исследованию, следует отметить, что отчетливо прослеживается закономерность влияния оптимальной структуры физической подготовленности юных бегунов на средние дистанции. При разработке должных норм основой является концепция нормативных соотношений, согласно которой установление количественных характеристик проводится на основе относительных величин.
ЛИТЕРАТУРА
1. Чёмов, В.В. Технология применения дополнительных эргогенических средств для развития специальной выносливости у бегунов-стайеров / В.В. Чёмов, И.Н. Солопов, Е.Ю. Барабанкина // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2013. - № 1 (5). - С. 41-47.
2. Апанасенко, В.К. Технология проектирования тренировочного процесса юных спортсменов, специализирующихся в беге / В.К. Апанасенко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 7 (41). - С. 3-6.
REFERENCES
1. Chemov, V.V., Solopov, I.N. and Barabankina, E.Yu. (2013), "Technology of application of additional ergogenical agents for development of special endurance in runners-stayer", Journal of Physical education and sports training, Volgograd, No. 1 (5), pp. 41- 47.
2. Apanasenko, V.K. (2008,) "Technology design of the training process of young athletes specializing in running", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No.7 (41), pp.3 -6.
Контактная информация: elenka.555.87@mail.ru
Статья поступила в редакцию 17.10.2019
УДК 796.011
ПРОТИВОРЕЧИЯ, СВОЙСТВЕННЫЕ СИСТЕМЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Александр Максимович Сильчук, кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Максимович Сильчук, кандидат педагогических наук, доцент, Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, Санкт-Петербург; Владимир Владимирович Рябчук, кандидат педагогических наук, профессор, Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственный службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург; Гульнара Рякитовна Абусева, старший преподаватель, Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию противоречий, свойственных системе оздоровительной физической культуры (ОФК) на современном этапе развития Вооруженных Силах Российской Федерации.
Авторы отмечают, что значительное внимание в последние годы уделяется физической подготовке военнослужащих, принимающих участие в боевых действиях в зонах локальных конфликтов. Вместе с тем, педагогические аспекты организации и проведения ОФК с военнослужащими рассматривались лишь фрагментарно. Кроме того, подавляющее большинство подобных работ не касается специфики проведения ОФК после ведения боевых действий.
Таким образом, несмотря на всю ценность проведенных ранее исследований, есть основания считать, что отсутствует единая целостная системная педагогическая концепция, адекватно
отражающая данное явление и позволяющая обоснованно организовывать комплексные педагогические воздействия, направленные на существенное улучшение качества проведения занятий по ОФК с военнослужащими, имеющими отклонения в состоянии здоровья.
Ключевые слова: противоречия; военнослужащие; оздоровительная физическая культура; занятия по физической подготовке.
CONTRADICTIONS CHARACTERISTIC OF THE SYSTEM OF HEALTH-IMPROVING PHYSICAL CULTURE AT THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT OF THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION
Alexander Maksimovich Silchuk, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Sergey Maksimovich Silchuk the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, S.M. Kirov Military Medical Academy, St. Petersburg; Vladimir Vladimirovich Ryabchuk, the candidate ofpedagogical sciences, professor, North-West Institute of Management of the Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation, St.
Petersburg; Gulnara Ryakitova Abuseva, the senior teacher, S.M. Kirov Military Medical
Academy, St. Petersburg
Annotation
The article presents the results of the authors' studies on the justification of contradictions characteristic of the system of health-improving physical culture (OFC) at the present stage of development of the Armed Forces of the Russian Federation.
The authors note that considerable attention has been paid in recent years to the physical training of the military personnel involved in hostilities in local conflict zones. However, the pedagogical aspects of the organization and conduct of OFC with military personnel were considered only in a fragmented way. In addition, the vast majority of such work does not concern the specifics of the conduct of the OFC after the fighting.
Thus, despite the value of previous studies, there is reason to believe that there is no single holistic systemic pedagogical concept that adequately reflects this phenomenon and allows for the reasonable organization of the comprehensive pedagogical effects aimed at significantly improving the quality of OFC classes with military personnel with health deviations.
Keywords: contradictions, military personnel, physical health education, physical training sessions.
Современная военно-профессиональная деятельность военнослужащих Вооруженных Сил России требует новых подходов к организации физической подготовки, создания гибких систем тренировки для разных категорий, обеспечивающих высокое качество и профессиональное их долголетие. [1]. Особое место в этой системе принадлежит оздоровительной физической культуре (ОФК).
Это связано с изменениями объективных условий воинской службы, снижением уровня состояния здоровья призывных контингентов, увеличением количества офицеров и других категорий военнослужащих, входящих в группу ЛФК. Одним из проявлений этой новой «ситуации» является усиление роли ОФК в жизни военнослужащих. [2].
В последние годы наблюдается обострение и появление новых проблем, связанных с организацией и проведением ОФК. К их числу можно отнести целый спектр разноплановых педагогических и психолого-педагогических подходов к организации и проведению ОФК с военнослужащими, имеющими те или иные отклонения в состоянии здоровья. К основным причинам подобного положения дел относятся: снижение уровня здоровье военнослужащих по призыву и других категорий; высокая «цена» военно-профессиональных ошибок для здоровья военнослужащих; поддержание постоянной боевой готовности; широкая вариативность решаемых боевых задач и т.д. [1,2]. Все эти факторы приводят к повышению заболеваемости военнослужащих. Система факторов риска возникновения болезненных состояний у военнослужащих представлена на рисунке 1.
±
Факторы риска
ГТ^т
ъ
Недостаточный уровень
активности личности, мотивационной сферы и коммуникативных качеств
Недостаточный уровень опыта, навыков, умений в
приобретении знаний, научной организации труда
Недостаточный уровень организации психических
процессов: памяти, внимания, сенсомоторики и др.; профессионально важных качеств
Уровень развития физических качеств (быстрота, сила, ловкость и др.)
Инертность и неуравновешенность процессов вышей нервной деятельности, недостаточность
межполушарного регулирования функций и др.
£
ЛГг
Социально бытовые факторы риска:
- недостаточный уровень социальной защиты, низкая заработная плата, недостаточное обеспечение семей жильем, детскими учреждениями, работой;
- низкая организация трудового процесса, нездоровый морально-психологический климат в коллективе;
- отсутствие должного режима труда, отдыха и питания;
- вредные привычки;
- неустойчивые семейные отношения.
Профессиональные факторы риска: вибрация, шум, перегрузки, электромагнитное излучение, химические вещества, температура, перепады
барометрического давления, пониженное содержание
кислорода во вдыхаемом воздухе, высокий уровень нервного напряжения, высокий уровень риска
Ситуативные
(временные)
факторы: периоды окончания летнего сезона; начало трудовой деятельности в новом коллективе; изменения в семейном статусе (свадьба, развод, рождение ребенка); изменение в
социальном статусе (выход на пенсию и др.); межсезонье и связанные с ним заболевания.
Рисунок 1 - Система факторов риска возникновения болезненных состояний у военнослужащих
Процессы модернизации физической подготовки не обошли стороной и ОФК как важную составляющую этой системы. Концепция модернизации физической подготовки в Вооруженных Силах России предусматривает существенное улучшение ее качества для всего их личного состава. Важное место в ней принадлежит и улучшению качества проведения ОФК с военнослужащими, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Главная задача ОФК состоит в обеспечении условий для скорейшего возвращения военнослужащих в основные группы для занятий физической подготовкой. Социально-практическая значимость выполнения подобной задачи очень велика, поскольку направлена на повышение боеготовности личного состава Вооруженных Сил России в целом. [1-4].
Таким образом, одним из важнейших направлений модернизации физической подготовки Вооруженных Сил России является улучшение качества проведения ОФК с
военнослужащими, имеющими отклонения в состоянии здоровья.
Особенно высокое значение в современных условиях приобретает совершенствование методики проведения занятий по ОФК с военнослужащими, имеющими разные заболевания и отклонения в состоянии здоровья. Вместе с тем, приходится констатировать, что на практике наблюдается целый ряд негативных тенденций, тесно связанных с недостаточной методической подготовленностью офицеров и специалистов, проводящих подобные занятия с военнослужащими. При этом важно подчеркнуть, что данные проблемы имеют теоретико-методологический характер, связанный с объективной необходимостью поиска новых психо лого-педагогических путей, условий и средств организации и проведения ОФК в системе физической подготовки.
Острая общественная потребность в укреплении здоровья военнослужащих, повышении уровня их физической готовности к выполнению боевых задач обусловливает необходимость улучшения качества проведения ОФК с военнослужащими, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Подходя к данной проблеме в более широком плане можно сказать, что ее решение выступает необходимым условием успешного осуществления всей намеченной программы модернизации физической подготовки в Вооруженных Силах России в настоящее время.
Анализ научной литературы показал, что проблема совершенствования методики проведения занятий по ОФК с военнослужащими является одной из ключевых фундаментальных проблем для физической подготовки. Данная проблема недостаточно глубоко изучена. Хотя занятия по ОФК достаточно широко применяются с военнослужащими, имеющими отклонения в состоянии здоровья.
В современной физической подготовке проблема совершенствования методики проведения занятий по ОФК с военнослужащими имеет фундаментальный статус. Поскольку взаимосвязана с рядом других крупных научных проблем: реабилитацией военнослужащих после ранений, их качественным восстановлением после выполнения сложных боевых задач, укреплением здоровья, повышения уровня физической готовности для эффективного ведения боевых действий.
Таким образом, сама необходимость совершенствования методики проведения занятий по ОФК с военнослужащими имеет глубокое теоретическое обоснование и доказана на широком эмпирическом материале в русле педагогических, психологических и междисциплинарных исследований.
В то же время, приходится констатировать, что педагогическая сторона совершенствование методики проведения занятий по ОФК с военнослужащими, имеющими разные заболевания, изучена недостаточно глубоко. В целом педагогических и выполненных в рамках других дисциплин исследований, посвященных непосредственно совершенствованию методики проведения занятий по ОФК с военнослужащими, имеющими разные заболевания, относительно немного. Методика проведения занятий по ОФК с военнослужащими как целостный педагогический и психологический феномен, практически еще не являлась предметом целенаправленного глубокого научного исследования у специалистов по физической подготовке. Вместе с тем, проблема совершенствования методики проведения занятий по ОФК с военнослужащими представляется более глубокой, чем нахождение способов переноса опыта, накопленного военными медиками.
Проведенный нами анализ данной проблемы позволяет констатировать, что недостаточно полно разработаны теоретико-методологические основы ОФК. В частности, глубоко дискуссионными являются до настоящего времени ее сущность, структура, функции и способы применения на практике.
Следующим важным аспектом, характеризующим специфику проблемы исследования, является фундаментальная педагогическая и психологическая проблема среды, в которой осуществляется реабилитация и восстановление здоровья
военнослужащих в процессе занятий ОФК. В настоящее время отсутствует единое, общепринятое понимание среды, ее структуры и функций, ускоряющих процесс восстановления военнослужащих. Фактически все указанные ключевые вопросы педагогической теории среды для восстановления военнослужащих остаются открытыми.
Наконец, еще одним важным аспектом, с которым связана тема исследования, является оценка роли ОФК в рамках физической подготовки военнослужащих. Богатый практический опыт такой подготовки накоплен в Военно-медицинской академии и, частично, в Военном институте физической культуры. Но данный опыт зачастую не систематизирован и не оформлен.
Значительное внимание в последние годы уделяется также физической подготовке военнослужащих, принимающих участие в боевых действиях в зонах локальных конфликтов. Вместе с тем, педагогические аспекты организации и проведения ОФК с военнослужащими рассматривались лишь фрагментарно. Кроме того, подавляющее большинство подобных работ не касается специфики проведения ОФК после ведения боевых действий.
Таким образом, несмотря на всю ценность проведенных ранее исследований, есть основания считать, что отсутствует единая целостная системная педагогическая концепция, адекватно отражающая данное явление и позволяющая обоснованно организовывать комплексные педагогические воздействия, направленные на существенное улучшение качества проведения занятий по ОФК с военнослужащими, имеющими отклонения в состоянии здоровья.
Проведенный анализ научно-педагогической литературы и имеющегося практического опыта по вопросам совершенствования методики проведения занятий по ОФК с военнослужащими, имеющими разные заболевания и отклонения в состоянии здоровья позволяет констатировать целый ряд противоречий между:
- объективными требованиями времени, потребностями общества в физически подготовленных военнослужащих, имеющих хорошее функциональное состояние здоровья и недостаточным организационно-методическим обеспечением процесса организации и проведения ОФК;
- необходимостью совершенствования методики проведения занятий по ОФК с военнослужащими и отсутствием педагогической концепции использования среды, обеспечивающей выполнение данной задачи;
- объективной важностью улучшения качества проведения ОФК с военнослужащими, имеющими отклонения в состоянии здоровья и сложившимся унифицированным подходом к содержанию и организации физической подготовки;
- сложными, зачастую экстремальными условиями выполнения военнослужащими боевых задач и отсутствием эффективных методик их реабилитации и восстановления после ведения боевых действий;
- новыми задачами руководства государства по укреплению здоровья военнослужащих и существующей традиционной системой физической подготовки, слабо учитывающей особенности ОФК.
ВЫВОД. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости учета выявленных противоречий для разработки оптимальной концепции использования ОФК в Вооруженных Силах России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин, А.Э. Модель процесса подготовки призывной молодежи к воинской службе / А.Э. Болотин, Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 12 (94). - С. 27-31.
2. Сильчук, А.М. Факторы, определяющие необходимость совершенствования оздоровительной физической культуры в Вооруженных Силах Российской Федерации / С.М. Сильчук, В.В. Рябчук // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 9 (175). - С. 273-276.
3. Bakaev, V.V. Pedagogical model of children swimming training with the use of method of subsituation of hydrogenous locomotion / V.V. Bakaev, A.E. Bolotin // 8-th International scientific conference on kinesiology. - Opatija, Croatia, 2017. - P. 763-767.
4. Bolotin, A.E. Factors that determine high efficiency in developing speed and strength abilities of female hurdler / A.E. Bolotin, V.V. Bakaev // Journal of Physical Education and Sport. - 2016. - Vol. 16 (3), No. 143. - P. 910-913.
REFERENCES
1. Bolotin, A.E. and Layshev, R.A. (2012), "Model of process of preparation of draft youth to military service", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 94, No. 12, pp. 27-31.
2. Silchuk, A.M., Silchuk, S.M. and Ryabchuk, V.V. (2019), "Factors determining the need to improve health-improving physical culture in the Armed Forces of the Russian Federation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 175, No. 9, pp. 273-276.
3. Bakayev V.V. and Bolotin A.E. (2017), "Pedagogical model of children swimming training with the use of method of substitution of hydrogenous locomotion", 8-th International scientific conference on kinesiology (May 10-14, 2017, Opatija, Croatia), pp. 763-767.
4. Bolotin, A.E. and Bakayev V.V. (2016), "Factors that determine high efficiency in developing speed and strength abilities of female hurdler", Journal of Physical Education and Sport, Vol. 16 (3), No.143, pp. 910-913.
Контактная информация: silchukiVMA@inbox.ru
Статья поступила в редакцию 28.10.2019
УДК 796.332
АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СОРЕВНОВАНИЙ СРЕДИ МУЖСКИХ КОМАНД ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФУТБОЛУ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Михаил Максимович Соловьев, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Александр Алексеевич Ивачев, преподаватель, Александр Алексеевич
Зиновьев, старший преподаватель, Антон Олегович Филатов, старший преподаватель, Балтийский государственный технический университет «Военмех»,
Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассмотрены существующие на данный момент проблемы системы соревнований среди студентов образовательных организаций высшего образования по футболу в Санкт-Петербурге. Изучены документы, регламентирующие организацию соревнований среди студентов в Санкт-Петербурге. Проанализирована статистика выступлений студенческих команд по футболу с 2000 года. Проведено анкетирование среди действующих тренеров, преподавателей по футболу в вузах.
Ключевые слова: футбол, студенты, студенческий футбол, соревнования.
ANALYSIS OF SYSTEM OF COMPETITIONS AMONG MEN TEAMS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF HIGHER EDUCATION ON FOOTBALL IN
ST. PETERSBURG
Mikhail Maksimovich Solovev, the candidate of pedagogical sciences, the senior teacher, Ale-ksander Alekseevich Ivachev, the teacher, Aleksander Alekseevich Zinoviev, the senior teacher, Anton Olegovich Filatov, the senior teacher, Baltic State Technical University,
St. Petersburg
Annotation
The article considers the existing problems of the competition system among the students of higher education organizations in St. Petersburg. Documents regulating the organization of the competitions among the students in St. Petersburg were studied. Since 2000, statistics of performances of the student football