REFERENCES
1. Zagurskiy, N.C. and Sakhanenko A.A. (2015), "Enhancement of shooting skills in biathlon using "SCATT" training complex", Scientific Papers: Yearbook, publishing house SibGUFK, Omsk, pp. 109-120.
2. Kudelin, A.I. (2011), "The ways of shooting technique improvement for biathletes", The modern system of sports training in biathlon, Materials from All-Russian scientific-practical conference "The modern system of sports training in biathlon" (Omsk, 27-29th of April), Publishing house SibGUFK, Omsk, pp. 140-145.
3. Mamatov, V.F. (2011), Learning and development of shooting skills in biathlon, manual, publishing house SibGUFK, Omsk.
4. Subbotin, V. Ya., Soldatov, and Kurochkin, Yu.P. (1983), "Technical exercises for shooting training in highly trained biathletes", Theory and practice ofphysical culture, No. 5. pp. 11-13.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.11.2019
УДК 796.011
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Александр Максимович Сильчук, кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Максимович Сильчук, кандидат педагогических наук, доцент, Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, Санкт-Петербург; Владимир Владимирович Рябчук, кандидат педагогических наук, профессор, Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственный службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию педагогической модели оздоровительной физической культуры (ОФК) для военнослужащих. При обосновании данной модели применялся программно-целевой подход к использованию ОФК. Основой для применения программно-целевого подхода к обоснованию этой модели явились следующие концептуальные положения:
- структуру ОФК должны составлять: цель, действия по снижению травматизма, заболеваний у военнослужащих, а также условия для такой деятельности, результаты, контроль и коррекция;
- учитывалось, что процесс снижения травматизма, а также заболеваний у военнослужащих образуют совместные мероприятия, проводимые в рамках ОФК. Эти мероприятия рассматриваются как единство деятельности специалистов по физической подготовке и медицинского персонала.
Ключевые слова: педагогическая модель; военнослужащие; оздоровительная физическая культура; занятия по физической подготовке.
STRUCTURE AND CONTENT OF THE PEDAGOGICAL MODEL OF HEALTH-
IMPROVING PHYSICAL CULTURE AT THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT OF THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION
Alexander Maksimovich Silchuk, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Sergey Maksimovich Silchuk, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, S.M. Kirov Military Medical Academy, St. Petersburg; Vladimir Vladimirovich Ryabchuk, the candidate ofpedagogical sciences, professor, North-West Institute of Management of the Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation,
St. Petersburg
Annotation
The article presents the results of the authors studies on the justification of the pedagogical model of health-improving physical culture (OFC) for military personnel. In the justification of this model, a
software-targeted approach to the use of OFC was used. The following conceptual provisions provided the basis for the program-oriented approach to the justification of the model:
- the structure of the OFC should consist of: purpose, actions to reduce injuries, diseases in military personnel, as well as conditions for such activities, results, control and correction;
- It was taken into account that the process of reducing injuries and diseases in military personnel forms joint activities carried out within the framework of the OFC. These activities are seen as a unity of action between physical training professionals and medical personnel.
Keywords: pedagogical model, military personnel, physical health education, physical training sessions.
Анализ практического опыта организации физической подготовки военнослужащих показывает, что в настоящее время имеет место ряд объективных негативных тенденций, связанных с недооценкой роли оздоровительной физической культуры (ОФК) в укреплении здоровья и восстановлении функционального состояния организма военнослужащих после выполнения сложных боевых и служебных задач. [1-3].
Приходится констатировать, что в силу ряда накопившихся проблем содержание ОФК в войсках и военных вузах, перестает соответствовать условиям и задачам военной службы. Искажается, а то и выхолащивается главный принцип ОФК - тренировка для восстановления функционального состояния организма после выполнения сложных боевых и служебных задач, а также для укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Создаются условия для психологического дискомфорта военнослужащих. [3].
В настоящее время сложившаяся система физической подготовки военнослужащих характеризуется недостаточным уровнем проводимых мероприятий по организации ОФК. Процесс физической подготовки военнослужащих преимущественно направлен на повышение физической готовности военнослужащих к решению боевых задач, без учета необходимости решения задач по укреплению у них здоровья. Исследования показывают, что только 20% специалистов по физической подготовке Вооруженных сил России рассматривают ОФК как эффективный способ восстановления функционального состояния организма военнослужащих после выполнения сложных боевых и служебных задач. [3]. Все это показывает реальность и объективность проблемы, связанной с обоснованием структуры и содержания педагогической модели оздоровительной физической культуры для военнослужащих.
Таким образом, одной из наиболее актуальных проблем в Вооруженных силах России остается проблема организации оздоровительной физической культуре (ОФК) с военнослужащими. Аналогичные отрицательные явления наблюдаются и во многих других сферах организации и проведении ОФК с военнослужащими: педагогической, управленческой, медицинской и др. Для ее решения нами была разработана педагогическая модель оздоровительной физической культуры для военнослужащих (рисунок 1).
Практика свидетельствует, что средства ОФК для восстановления функционального состояния организма после выполнения сложных боевых и служебных задач играют значительную роль для быстрейшего возвращения военнослужащих в строй и сохранения у них здоровья [3].
Установлено, что занятия с использованием средств оздоровительной тренировки обладают высокой ценностью для укрепления здоровья и профилактики заболеваний у военнослужащих. Они решают также задачи, связанные с восстановлением функционального состояния организма после выполнения сложных боевых и служебных задач [3-5]. Для ОФК военнослужащих характерно решение специальных задач, связанные с укреплением их здоровья.
Существенно возросли и требования к состоянию опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной системы военнослужащих.
Поэтому при обосновании педагогической модели оздоровительной физической культуры для военнослужащих применялся программно-целевой подход к использованию ОФК.
Рисунок 1 - Структура и содержание педагогической модели оздоровительной физической культуры
военнослужащих
Основой для применения программно-целевого подхода к обоснованию педагогической модели оздоровительной физической культуры для военнослужащих явились следующие концептуальные положения:
— учитывалось, что укрепление здоровья и профилактика заболеваний у военнослужащих должна носить системный характер;
- структуру ОФК должны составлять: цель, действия по снижению травматизма, заболеваемости у военнослужащих, а также условия для такой деятельности, результаты, контроль и коррекция;
- учитывалось, что процесс снижения травматизма, а также заболеваний у военнослужащих образуют совместные мероприятия, проводимые в рамках ОФК. Эти мероприятия рассматривались нами как единство деятельности специалистов по физической подготовке и медицинского персонала. Эти виды деятельности вместе составляли устойчивую взаимосвязь целевого, содержательного, действенного и оценочно-результативного компонентов педагогической модели оздоровительной физической культуры для военнослужащих.
Таким образом, использование программно-целевого подхода к обоснованию педагогической модели оздоровительной физической культуры для военнослужащих имело немаловажное значение для четкой постановки научной задачи и определения путей ее решения в процессе ОФК.
Результаты проведенного педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной педагогической модели оздоровительной физической культуры для военнослужащих.
Уровень травматизма и заболеваемости у военнослужащих экспериментальной группы (ЭГ) был достоверно ниже, чем у испытуемых контрольной группы (КГ). Военнослужащие, которые занимались в экспериментальной группе, имели более высокий уровень здоровья, физического и функционального состояния организма в конце эксперимента. У военнослужащих контрольной группы таких выраженных изменений не наблюдалось.
В заключение следует отметить, что одним из приоритетных направлений теории спортивной педагогики становится переосмысление существующих и разработка новых концептуальных подходов к организации и реализации ОФК в процессе физической подготовки военнослужащих. Подобные разработки должны учитывать динамику и глубину принципиальных изменений, которые происходят в физической подготовке современных Вооруженных сил России. Важно правильно оценить роль ОФК как в дифференцированном представлении, так и в интегральной общности, с системой физической подготовки военнослужащих.
Таким образом, требуется долговременная, фундаментальная, систематическая работа по обоснованию системы ОФК военнослужащих в рамках педагогической науки. Необходимы разноплановые исследования, направленные на выявление в новых социальных условиях педагогических закономерностей, присущих системе ОФК военнослужащих.
ВЫВОД. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о высокой эффективности разработанной педагогической модели оздоровительной физической культуры для военнослужащих. Применение данной модели позволит целенаправленно использовать комплексы упражнений для укрепления здоровья военнослужащих, профилактики заболеваний и восстановления функционального состояния организма после выполнения сложных боевых и служебных задач.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин, А.Э. Педагогическая модель военно-профессиональной подготовки подразделений внутренних войск МВД России к проведению контртеррористических операций / А.Э. Болотин, А.В. Петренко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 12 (118). - С. 25-30.
2. Нагрузочная проба для оценки анаэробной выносливости военнослужащих / А.Э. Болотин, Д.А. Солнцев, Р.М. Кадыров, С.М. Сильчук, А.М. Сильчук, Ю.И. Медведев, И.И. Стороженко, Д.Е. Иващенко, Д.П. Отев // Вестник Российской военно-медицинской академии. - 2015. - № 2 (50). - С. 154-156.
3. Сильчук, А.М. Факторы, определяющие необходимость совершенствования оздоровительной физической культуры в Вооруженных Силах Российской Федерации / С.М. Сильчук, В.В. Рябчук // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 9 (175). - С. 273-276.
4. Bakaev, V. V. Pedagogical model of children swimming training with the use of method of subsituation of hydrogenous locomotion / V.V. Bakaev, A.E. Bolotin // 8-th International scientific conference on kinesiology. - Opatija, Croatia, 2017. - P. 763-767.
5. Bolotin, A.E. Efficacy of using isometric exercises to prevent basketball injuries / A.E. Bolotin, V.V. Bakaev // Journal of Physical Education and Sport. - 2016. - No. 16 (4), Art. 188. - P. 1177-1185.
REFERENCES
1. Bolotin A.E. and Petrenko A.V. (2014), "Pedagogical Model of Military-Professional Training of Units of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for Counter-Terrorism Operations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 118, No. 12, pp. 25-30.
2. Bolotin, A.E., Solntsev, D.A., Kadyrov, R.M., Silchuk, S.M., Silchuk, A.M., Medvedev, Yu.I., Storozhenko, I.I., Ivashchenko, D.E. and Otev, D.P. (2015), "Load test for assessment of anaerobic endurance of the military personnel", The messenger of the Russian army medical college, Vol. 118, No.2, pp. 154-156.
3. Silchuk, A.M., Silchuk, S.M. and Ryabchuk, V.V. (2019), "Factors determining the need to improve health-improving physical culture in the Armed Forces of the Russian Federation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 175, No. 9, pp. 273-276.
4. Bakaev, V.V. and Bolotin, A.E. (2017), "Pedagogical model of children swimming training with the use of method of substitution of hydrogenous locomotion", 8-th International scientific conference on kinesiology (May 10-14, 2017, Opatija, Croatia), pp.763-767.
5. Bolotin, A.E. and Bakaev, V.V. (2016), "Efficacy of using isometric exercises to prevent basketball injuries", Journal of Physical Education and Sport, (JPES), 16 (4), Art. 188, pp. 1177-1185.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.11.2019
УДК 796.011
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ СОГЛАСОВАННОСТИ ДЕЙСТВИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО
ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ И МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА НА КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ-ЖЕНЩИНАМИ
Сергей Максимович Сильчук, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Максимович Сильчук, кандидат педагогических наук, доцент, Иван Иванович Стороженко, кандидат педагогических наук, профессор, Георгий Эрнестович Корженевский, соискатель, Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье дана оценка влияния согласованности действий специалистов по физической подготовке и медицинского персонала на качество медицинского обеспечения занятий по физической подготовке с военнослужащими-женщинами. Исследования показали, что согласованность действий специалистов по физической подготовке и медицинского персонала, а также соблюдение требований медицинского контроля и врачебно-педагогических наблюдений за военнослужащими-женщинами обеспечивают у них повышение уровня состояния здоровья, которое в современных условиях оценивается не только по показателям заболеваемости, но и по показателям качества жизни.
Ключевые слова: военнослужащие-женщины, медицинское обеспечение физической подготовки, состояние здоровья, врачебно-педагогическое наблюдение, физическая подготовка, военнослужащие-женщины, медицинский контроль.