Научная статья на тему 'Противоречия малого предпринимательства'

Противоречия малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1329
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хамидуллин Ф. Ф.

Раскрыты противоречия малого предпринимательства в условиях становления и развития малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Противоречия малого предпринимательства»

УДК 334.012

Ф. Ф. Хамидуллин

ПРОТИВОРЕЧИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Раскрыты противоречия малого предпринимательства в условиях становления и развития малого бизнеса.

Наиболее важным и в то же время ответственным этапом исследования процессов становления и развития малого предпринимательства является выяснение его противоречивого характера, заключающегося в единстве моментов устойчивости и изменчивости. Их активное соотношение друг с другом создает необходимые условия для развития всей системы малого предпринимательства в целом.

Анализ противоречий малого бизнеса предполагает их рассмотрение в системной связи с экономическими отношениями, возникающими в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Вместе с тем, методологически важно отметить, что противоречия малого бизнеса имеют собственную системную организацию.

Можно выделить следующие основные группы противоречий, которые в той или иной степени оказывают воздействие на функционирование малого предпринимательства: противоречия сущностные, противоречия функциональные; противоречия, связанные с отношениями собственности; противоречия, носящие временный и постоянный характер; противоречия, связанные с переходным состоянием. В свою очередь, противоречия могут быть как внешними, так и внутренними. Предполагается также существование определенной иерархичности, проявляющейся в необходимости разрешения не всех противоречий одновременно, а наиболее важных (первостепенных) в данный конкретный момент развития.

Процесс исследования противоречий предполагает не только выявление наиболее острых противоречий и их систематизацию, но также и выяснение их источников, движущих сил, направлений, тенденций, определение форм разрешения.

Дальнейшее развитие происходит тогда, когда противоречие разрешается. Причем само по себе разрешение противоречия и развитие системы выступают одновременно как фактическое разрешение, и как воспроизведение данного противоречия на новом уровне. Наоборот, задержка развития свидетельствует о том, что противоречия, не находя адекватных форм своего разрешения, утрачивают роль движущего источника развития хозяйственной системы.

В условиях становления и развития малого бизнеса формы проявления противоречий в общем виде можно представить как:

- противоречия между потенциалом малого бизнеса и невозможностью его полной реализации в существующей среде;

- противоречия между малым бизнесом и государственными структурами (государством);

- противоречия между малым бизнесом и естественными монополиями;

- противоречия между малым, средним и крупным бизнесом;

- противоречия между малым бизнесом и предприятиями различных форм собственности;

- противоречия между малым бизнесом и финансово-кредитными структурами;

195

- противоречия между малым бизнесом и инвесторами;

- противоречия между малым бизнесом и страховыми организациями;

- противоречия между предприятиями малого бизнеса производящими и потребляющими;

- противоречия между малым бизнесом и отдельными потребителями его товаров, продукции, услуг;

- противоречия между малыми предприятиями одной и той же сферы деятельности;

- противоречия внутри малого предприятия между собственником и наемным работником;

- противоречия внутри малого предприятия между отдельными собственниками (если их несколько);

- противоречия между отдельными подразделениями внутри малого предприятия;

- противоречия между малым бизнесом и «неформальным» сектором экономики;

- противоречия между малым бизнесом и криминальными структурами. Учитывая актуальность решения вопросов становления и развития российского малого бизнеса в качестве стратегической задачи экономической политики государства в переходный период, следует особое внимание уделить исследованию целого комплекса возникающих при этом проблем.

Наш анализ противоречий в данном секторе экономики строится на методологическом подходе, в основе которого лежат диалектика субъективного и объективного, единство теоретических исследований и практического опыта, а также учет многоуровневости развития, то есть соподчиненности системы малого предпринимательства системе более высокого уровня - социо-экономической.

Становление, развитие, стагнация и деградация малого бизнеса зависят от состояния внешней среды. Существуют единство и противоположность взаимодействия окружающей среды и функционирующих в ней систем. При этом внешняя среда всегда выступает в роли управляющей по отношению к системам, находящимся в ней и определяет условия их самоорганизации. Необходимым условием существования малого бизнеса в качестве самостоятельной и саморазвивающейся системы является постоянная адаптация к изменяющейся внешней среде.

С усложнением экономического развития за счет существенного увеличения объема и потоков информации, их многовариантности, относительно коротких сроков принятия решений и т.п. усложняются процессы поиска, распределения, концентрации необходимых элементов для обеспечения эффективной предпринимательской деятельности.

В наиболее общем виде противоречия между потенциалом малого бизнеса и невозможностью его полной реализации в существующей внешней среде можно сформулировать как противоречия между повышающимся уровнем осознания своего экономического интереса субъектами малого бизнеса и жесткими рамками созданных государством условий для его реализации.

Противоречия между малым бизнесом и государством пронизывают весь широчайший спектр взаимоотношений между различными по своей природе сущностями. Особенно остро противоречия проявляются в процессе взаимодействия субъектов малого бизнеса и различных государственных структур. Наиболее существенными, на наш взгляд, являются противоречия между государственными и частными формами присвоения. Их развитие носит антагонистический характер. Стремление государства, живущего явно не по средствам, решать свои проблемы за счет усиления налогового пресса, не позволяюще-

196

го подчас осуществлять простое воспроизводство, приводит к известным последствиям, в целом трактуемым как «уход предпринимателей в тень».

Со своей стороны малый бизнес не желает поддерживать государство. Фактически государственная власть возвышается над обществом, стоит вне общества, но в то же время не рассматривает себя как часть общества, которому она должна служить. Преодоление антагонизма между государством и малым бизнесом требует длительных усилий в области постепенного развития институтов демократии и гражданского общества и вызревания в общественном сознании новых стереотипов отношений между обществом и государством. Тем не менее, определенные практические шаги в этом направлении можно предпринять уже сейчас. Это неукоснительное соблюдение государственной и административной властью собственных законов и обязательств, прежде всего, в бюджетной и финансовой сфере. Строгое соблюдение властями законов и норм устранит значительную долю нарушений в экономическом процессе и поможет начать оздоровление экономики.

Механизмы разрешения противоречий между формами присвоения не должны, по нашему мнению, сводиться только к уменьшению государственной налоговой нагрузки и соблюдению законов. Необходимо осознание того, что причины возникновения данных противоречий не ограничиваются только рамками экономических отношений.

В основе многих негативных сторон взаимоотношений государственных и предпринимательских структур лежат социально-психологические аспекты, тесно связанные с многообразием форм присвоения, но почему-то выпадающие из поля зрения исследователей проблем малого бизнеса. Так, например, у добросовестного налогоплательщика возникает вполне понятное недоумение по причине разительного отличия состояния объектов здравоохранения, образования, детского досуга от учреждений, связанных с властными функциями. В связи с этим остро встает вопрос об имидже власти, о доверии к ней со стороны субъектов малого бизнеса.

Противоречия между малым бизнесом и естественными монополиями относятся к внешним по своему содержанию и выражаются в том, что, с одной стороны, поставщики воды, электроэнергии, тепла оказались не вполне готовыми к увеличению потребления своей продукции вследствие роста числа предприятий данного сектора экономики, с другой - искусственно создают барьеры, препятствующие нормальному обеспечению малого бизнеса производимыми ресурсами. На практике это выражается в том, что при подключении к источникам энерго- или водоснабжения малым предприятиям выдаются заранее невыполнимые технические условия, затягиваются сроки их согласования, навязывается бумажная волокита при заключении договоров, вымогаются взятки. Кроме того, малое предприятие может быть в любой момент отключено от источников снабжения без веских оснований, либо подвергнуться штрафу или перерасчету.

Реально противостоять произволу естественных монополий малым предприятиям явно не под силу. Разрешение данного противоречия видится в институциональном ограничении монополистических прав и одновременном усилении ответственности руководителей соответствующих сбытовых предприятий за действия, препятствующие нормальному функционированию малого бизнеса.

Противоречия между малым, средним и крупным бизнесом являются внешними, как и противоречия между малым предпринимательством и государством. Здесь мы сталкиваемся с противоречиями между сходными по сущности, но имеющими различные количественные и качественные характеристики хозяйственными объектами. Природа данных противоречий предполагает наличие и сочетание объективно сложившихся функциональных горизонтальных и вертикальных связей с переходным состоянием от одной фор-

197

мы бизнеса к другой. Так, некоторые объекты малого бизнеса, достигая определенных количественных характеристик, переходят в новое качество. В свою очередь, крупный и средний бизнес поглощает более мелкие и слабые предприятия. Во всем мире вокруг гигантских корпоративно-финансовых группировок «вращается» огромная совокупность мелких фирм и частных предпринимателей, зависимых от них технологически, финансово, информационно, а «оболочкой» этой системы являются многочисленные клиенты данной финансово-корпоративной группировки, зависимые от нее не только как потребители, но и как индивиды с определенным образом жизни («поколение next»). Вместе с тем, имеется еще одна сторона, характеризующая процесс выделения из сферы крупного бизнеса мелких и средних предприятий. Практика свидетельствует о том, что для решения сложных стратегических и тактических задач, связанных с выживанием и успешным функционированием крупного бизнеса целесообразно привлечение малого бизнеса в качестве необходимого и эффективного инструмента. Так, характерным примером является широчайшая дилерская сеть, например, «АвтоВАЗа» и ряда других известных фирм.

Противоречия между малым бизнесом и предприятиями различных форм собственности также являются внешними и функциональными.

Причины возникновения указанных противоречий связаны в большинстве случаев с несовершенством налогового законодательства. Государственные предприятия весьма неохотно работают с частными предпринимателями без образования юридического лица в виду различий в налогообложении, либо в виду отсутствия расчетного счета, либо в виду существующих ограничений при расчетах наличными и ряда других причин. Кроме того, несогласованность в распределении функций владения, распоряжения и пользования, как по горизонтали, так и по вертикали заметно снижают эффективность функционирования хозяйственных систем. Это происходит, например, при передаче объектов государственной собственности в аренду субъектам малого бизнеса. При этом функции владения остаются за субъектами государственной собственности, а функции пользования и распоряжения переходят к субъектам частной собственности, которые при этом не могут ощущать себя полноправными собственниками. Противоречия обостряются при несовпадении интересов государственных и частных субъектов собственности по арендным отношениям. Вначале субъектам малого бизнеса предоставляются площади, затем арендодатель требует изменить условия, видя, что малое предприятие успешно развивается. Условия меняются и меняются до тех пор, пока малый бизнес не разваливается на этих территориях. Эту укоренившуюся систему взаимодействия необходимо взять под усиленное внимание государственных властей, более широко применять весь комплекс правовых, административных, нормативных, организационно-экономических методов государственного регулирования.

Следует особо выделить противоречия, возникающие между малым бизнесом и коллективными формами хозяйства. Внутреннее содержание и характер их проявления определяется не различиями в способах присвоения, а скорее особенностями производственного цикла. Возникновение временных противоречий также может быть связано со спецификой сельскохозяйственного производства. Механизмы разрешения данных противоречий должны основываться на согласовании экономических интересов каждого субъекта и определении сферы реализации их функций в процессах деятельности и присвоения.

Анализ противоречий между малым бизнесом и финансово-кредитными структурами позволяет отнести их к функциональным противоречиям разных по своей природе сущностей. К сожалению, в литературе в большинстве случаев рассматриваются лишь противоречия, связанные с кредитованием банками малого бизнеса. Суть данных противоречий заключается, как правило, в отсутствии надежного залога, недостатках в бизнес-

198

планировании, слабой подготовке банковских кредитных работников, жесткой регламентации со стороны Центрального Банка РФ и др. Обострение противоречий здесь, прежде всего, связано с тем, что банковская система, как сфера накопления свободных денежных капиталов, сегодня не является эффективным инструментом перераспределения финансовых ресурсов в сферу малого бизнеса.

Также существует целая группа противоречий функциональных, возникающих в процессе ежедневных взаимоотношений субъектов финансово-хозяйственной деятельности. Предпринимателям совершенно непонятно, почему банк взимает плату практически за все операции, проводимые своими клиентами, одновременно осуществляя функции распоряжения и пользования их денежными средствами. Почему так сложно получить свои же деньги наличными, почему небольшие частные предприятия должны предоставлять в банк такое же количество документов, что и крупные государственные предприятия?

Кроме того, проявление внешних противоречий между малым, средним и крупным бизнесом находит выражение в создании банками наиболее благоприятных условий, прежде всего для крупных клиентов. Интересы малого бизнеса учитываются в последнюю очередь. Это находит свое проявление и в том, что для малого бизнеса становятся практически недоступными дорогостоящие новейшие банковские технологии.

Еще одной стороной процесса возникновения и обострения противоречий является проблема доверия, которая все в большей степени начинает оказывать существенное воздействие на характер динамики экономических отношений. Укрепление доверия между экономическими партнерами - прямой путь к снижению совокупных общественных издержек. Прямые экономические потери от отсутствия доверия: низкая норма частных сбережений в банках, отвлечение средств на 100% предоплату, низкий курс акций большинства предприятий, бегство капитала, долларизация накоплений. В связи с этим механизмы разрешения сложного комплекса противоречий между малым бизнесом и финансово-кредитными структурами должны быть основаны на взаимном сближении интересов, постепенном формировании доверительных, партнерских отношений.

В процессе поиска необходимых средств предприниматель может обратиться к особой категории владельцев материальных и финансовых ресурсов - инвесторам, вкладывающим свои активы в возможности получения отдаленных финансовых результатов. Однако говорить, что инвесторы связаны с малыми предприятиями устойчивыми и длительными интересами вряд ли правомерно. В случае существования возможности альтернативного использования своих активов, функционирующих в малом бизнесе, он без особых колебаний может их изъять (даже с некоторой потерей) с целью вложения с большей выгодой в другие комбинации. Противоречия между малым бизнесом и инвесторами можно отнести к внешним, функциональным противоречиям разных по своей природе сущностей. Существующие сегодня реалии таковы, что малый бизнес, как правило, не является привлекательным для широкого круга инвесторов.

Как уже отмечалось выше, предпринимательская деятельность в сфере малого бизнеса связана с повышенным риском и характеризуется высокой степенью неопределенности. Использование малыми предприятиями механизма страхования как финансового инструмента для покрытия риска связано с определенными проблемами. Страховой рынок -это форма проявления экономических отношений по поводу страхования. Страховой рынок представляет собой сферу денежных отношений, где объектом купли-продажи выступают страховые услуги. Форма проявления противоречия между малым бизнесом и страховыми организациями заключается в том, что с одной стороны, страховые компании заинтересованы в увеличении клиентской базы, поскольку также осуществляют предприни-

199

мательскую деятельность, с другой - предъявляют жесткие требования к рискам, которые они могут принять на себя в рамках договора страхования. Указанную группу противоречий можно отнести к функциональным противоречиям разных по своей природе сущностей. Решение проблем здесь видится в том, что с одной стороны, страховые организации должны разработать и предложить на рынок гибкий пакет страховых услуг, учитывающий специфику малого бизнеса, с другой - малые предприятия должны активнее страховать те виды рисков, которые входят в так называемый обязательный портфель (огневые риски, противоправные действия лиц, риски, связанные с ответственностью за действия организации и т.п.).

Противоречия между предприятиями малого бизнеса, производящими и потребляющими, и противоречия между малым бизнесом и отдельными потребителями его товаров, продукции, услуг являются схожими по своему содержанию. Основные причины их возникновения тесно связаны с категориями цены, качества, выполнением договорных обязательств. Однако, по своему характеру противоречия между предприятиями малого бизнеса, производящими и потребляющими, являются внутренними, функциональными, в то время как противоречия между малым бизнесом и отдельными потребителями - внешние, находящиеся во взаимосвязи с процессами обмена и личного потребления. Разрешение указанных противоречий способствует, с одной стороны, насыщению рынка более качественными и доступными по цене товарами и услугами, с другой - повышению уровня ответственности предпринимателей перед потребителем, стремлению к внедрению передовых технологий, основанных на технических, информационных новшествах.

Противоречия, возникающие между малыми предприятиями одной и той же сферы деятельности, определяют уровень и формы конкуренции. Данные противоречия являются внутренними, поскольку возникают между элементами единой системы, имеющими одинаковые количественные и качественные характеристики. Среди противоречий, связанных с отношениями собственности, находятся противоречия между вещественными и личными факторами производства. Рабочая сила и средства производства - это две противостоящие в системе отношений стороны, единство и борьба которых характеризует противоречия в системе отношений собственности. Характер соединения вещественного и личного факторов в сфере малого предпринимательства имеет свою специфику. В отличие от государственного сектора трудовые отношения в сфере малого бизнеса не всегда регламентируются строгими рамками трудового законодательства.

Другим аспектом проблемы является квалификация работников. Предпринимателям бывает достаточно трудно найти профессионалов, к тому же обладающих квалификацией рыночного типа, соответствующей потребностям частного предпринимательства. Ослабление трудовой мотивации в сфере малого бизнеса объясняется тем, что для квалифицированных работников более привлекательной представляется трудовая деятельность на крупных предприятиях.

Важно подчеркнуть, что противоречия внутри малого предприятия между собственником и наемным работником выражают сущность собственности, ее глубинные внутренние связи. Одновременно они находятся в тесной взаимосвязи не только с другими противоречиями собственности, но и с противоречиями экономической системы в целом, оказывая на них постоянное воздействие.

Существенное влияние на изменение качественных характеристик малого бизнеса оказывают противоречия внутри малого предприятия между отдельными собственниками. Данные формы проявления противоречий, связанных с отношениями собственности, как и предыдущие, являются внутренними, функциональными. Разрешение указанных противо-

200

речий может быть связано с перераспределением функциональных обязанностей собственников, либо затрагивать область отношений распоряжения, пользования, либо влиять на количественные параметры способа присвоения.

На малых предприятиях, имеющих развитую внутреннюю структуру, нередко имеют место негативные, нередко взаимоисключающие процессы, выражающиеся в противоречиях между отдельными структурными подразделениями. Эта противоречия не связаны с отношениями собственности и являются внутренними, функциональными. В качестве примера можно привести нежелание работников бухгалтерии заниматься функциями финансовых менеджеров, управленческим учетом.

Противоречия между малым бизнесом и «неформальным» сектором экономики являются внешними. Механизмы разрешения данных противоречий связаны, прежде всего, с применением законодательных норм за несанкционированные виды той или иной деятельности. Негативной стороной здесь является отсутствие ответственности «неформального» сектора перед потребителем, снижение доходности малого бизнеса вследствие различного уровня издержек.

Криминализация малого бизнеса продолжает оставаться фактором, препятствующим нормальному развитию российского малого предпринимательства. Внешние противоречия между малым бизнесом и криминальными структурами в настоящее время принимают более гибкие формы, чем в начале 90-х годов. Произошло серьезное смещение акцентов. Во-первых, речь идет уже не о рэкете, а об организованной охране. Во-вторых, интересы серьезных криминальных структур сегодня все более связаны с крупным бизнесом. В-третьих, некоторые представители криминальных структур начинают сами активно заниматься бизнесом, что, в конечном счете, приводит к снижению степени криминального давления на малый бизнес и одновременно является одним из способов разрешения существующих противоречий.

Сказанным, очевидно, не исчерпываются все возможные варианты классификации противоречий малого бизнеса. Возможно, что в настоящем исследовании не удалось в меру субъективности индивидуального подхода выявить весь существующий спектр противоречий и определить механизмы их разрешения.

Вместе с тем, дальнейшее исследование проблем развития малого предпринимательства, как самостоятельного сектора экономики, будет непременно методологически связано с внутренней логикой процессов возникновения и разрешения противоречий.

© Ф. Ф. Хамидуллин - канд. экон. наук, доц., зав. каф. менеджмента Академии управления «ТИСБИ».

201

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.