Научная статья на тему 'Малое предпринимательство: современные проблемы и противоречия при реализации инновационных проектов'

Малое предпринимательство: современные проблемы и противоречия при реализации инновационных проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
239
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ПРОТИВОРЕЧИЯ / ПРОБЛЕМА / SMALL BUSINESS / THE INNOVATIVE PROJECT / CONTRADICTIONS / A PROBLEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аджина А. О.

Рассматривается комплекс проблем и противоречий в сфере малого инновационного предпринимательства. Раскрывается содержание, природа возникновения, определяются пути и формы разрешения противоречий и проблем при реализации инновационных проектов малыми предприятиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL BUSINESS: MODERN PROBLEMS AND CONTRADICTIONS AT REALISATION OF INNOVATIVE PROJECTS

The complex of problems and contradictions in sphere of small innovative business is considered. The maintenance, the occurrence nature reveals, ways and forms of resolution of conflicts and problems are defined at realisation of innovative projects by small enterprises.

Текст научной работы на тему «Малое предпринимательство: современные проблемы и противоречия при реализации инновационных проектов»

деляющих потреб-ные затраты ресурсов системы при выполнении этих ИВР;

£ — множество системных параметров, определяющих состав и структуру СРОД, характеристики отдельных средств системы, алгоритмы управ-ления ИП в системе и другие системные параметры;

V — множество параметров, характеризующих воздействия внешней среды посредством задания потоков выхода из строя компонентов системы под воздействием внешних факторов.

В свою очередь функционирование СРОД связано с реализацией совокупности вза-имодействующих процессов передачи и обработки информации, т. е. определяется со-вокупностью взаимодействующих ИП. При этом элементы множеств N и М позволяют определять для каждого заданного набора £ параметры отдельных ИП, рассматрива-емых изолированно, а элементы £ и V могут быть использованы для характеристики взаимодействия ИП при их совместной реализации в реальной системе. Отсюда следу-ет, что оценка эффективности информационного взаимодействия может быть сведена к оценке качества организации выполнения ИП в системе в целом.

Для информационного взаимодействия как комплексного базового бизнес-процесса, невозможно выделить единствен-ный показатель эффективности, позволяющий охарактеризовать все интересующие пользователей аспекты взаимодействия. Поэтому рассматривают неко-торую совокупность показателей эффективности, каждый из которых характеризует степень достижения системой некоторой частной цели. При этом частные цели и, соот-ветствен-но, показатели эффективности должны быть согласованы в системном плане, т.е. достижение частной цели должно способствовать выполнению основной задачи информационного взаимодействия.

К числу показателей эффективности информационного взаимодействия, отражаю-щих наиболее существенные его свойства, могут быть отнесены показатели: оперативности взаимодействия; устойчивости взаимодействия; непрерывности взаимодействия.

В конечном итоге показатели эффективности информационного взаимодействия определяются характеристиками ИП и их совокупностей, а последние зависят от множества принятых решений по построению и организации функциониро-вания ЕИП, а, следовательно, от этих решений во многом зависит и качество информационного взаимодействия в территориально-распределенной компании.

Литература:

1. Варакута С.А. Управление качеством продукции. - М.: ИН-ФРА-М, 2001.

2. Все о качестве. Зарубежный опыт. - М.: Изд-во стандартов, 1999. - Вып.1-15; 2000. - Вып.16-20.

3. Гиссин В.И. Управление качеством продукции. Ростов н/Д: Феникс, 2000.

4. ГОСТ 15467-79. «Управление качеством продукции. Основные термины и определения». Межгосударственный стандарт. - М.: ИПК Издательство стандартов, 1979.

5. Панкина Г.В. Подтверждение соответствия продукции установленным требованиям: возможности и перспективы. - М.: МАТИ-РГТУ, 2001.

6. Швандар В.А., Панов В.П. Стандартизация и управление качеством. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

7. КО 9000:2005. «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Аджина А.О., аспирант НИЦИ при МИД России

Рассматривается комплекс проблем и противоречий в сфере малого инновационного предпринимательства. Раскрывается содержание, природа возникновения, определяются пути и формы разрешения противоречий и проблем при реализации инновационных проектов малыми предприятиями.

Ключевые слова: малое предпринимательство, инновационный проект, противоречия, проблема.

SMALL BUSINESS: MODERN PROBLEMS AND CONTRADICTIONS AT REALISATION OF INNOVATIVE PROJECTS

Adgina A., NIZI at the Ministry of Foreign Affairs of Russia, the post-graduate student

The complex of problems and contradictions in sphere of small innovative business is considered. The maintenance, the occurrence nature reveals, ways and forms of resolution of conflicts and problems are defined at realisation of innovative projects by small enterprises.

Keywords: small business, the innovative project, contradictions, a problem.

В начале 21 века стало очевидным, что на смену индустриальному государству приходит принципиально новое - постиндустриальное, главное отличие которого заключается переход на инновационный путь развития. На протяжении нескольких последних десятилетий во всех развитых странах систематические велись поиски наилучших схем организации эффективного сотрудничества между работниками фундаментальной и прикладной науки, технологами и производственниками.

Принципиально новое решение было найдено в облике малых и инновационных фирм, в которых механизм реализации инновационной идеи в высокотехнологичный продукт оказался достаточно высокоэффективным. Увеличение числа малых инновационных фирм породило поддерживающую их инфраструктуру в виде «инкубаторов» и сервисных организаций и др., облегчающих, прежде всего, общение между работниками фундаментальной науки и теми, кто взаимно и плодотворно дополняя друг друга при реализации инновационных проектов.

Такое сотрудничество особо необходимо на начальных этапах инновационной деятельности, когда рыночные перспективы новой технологии, услуг или продукции становятся явны и приобретают законченный инвестиционно-привлекательный облик. В то же вре-

мя конечная судьба инновационной идеи, как правило, расплывчата, а эффективность проекта неопределённа и отдалена во времени.

Поэтому реализация инновационной модели экономического развития России предопределяет необходимость выявления противоречий и закономерностей при реализации инновационных проектов в малом предпринимательстве.

Развитие инновационной деятельности в малом бизнесе характеризуется рядом противоречий, которые характерны для разных отраслей экономики России и имеют тенденцию усиления, особенно в наукоемких компаниях. Их появление и рост обусловлены высокой динамикой изменения внешней среды, ускорением темпов технологических изменений в науке и промышленности, интеграцией в мировую экономику, мировым и, как следствие, одновременно национальным финансовым кризисом и другими факторами, связанными с необходимостью перехода России от индустриального общества к информационному.

В нашем исследовании речь пойдет именно о противоречиях, а не о недостатках или формально логических и количественных несоответствиях, потому что они являются результатом естественного диалектического развития объективных экономических процес-

сов и законов, а не являются следствием произвольных действий отдельных лиц.

Диалектические противоречия представляют собой взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сущностей сторон и тенденций предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая одновременно источником самодвижения и развития объективного мира и познания. Противоречия неизбежны, т.к. без них нет развития мира и эволюции нашего познания1. С точки зрения диалектической логики всякое развитие - это и есть возникновение противоречий, их разрешение и в то же время возникновение совершенно новых про-тиворечий2.

Современные противоречия формирования и развития национальной инновационной системы России следует разделить на внутренние и внешние. Внутренние проблемы и противоречия вытекают из национальных особенностей инновационного развития экономики, а внешние - связаны, в основном, с активизацией участия России в международном разделении труда и предстоящим вступлением страны во Всемирную торговую организацию3.

По своему содержанию противоречия при реализации инновационных проектов в малом предпринимательстве относятся к внутренним, так как представляют собой взаимодействия противоположных тенденций внутри единого объекта, которым является та или иная экономическая система.

Следовательно, направления развития эффективной системы реализации инновационных проектов в малом предпринимательстве осуществляется именно в результате раскрытия и разрешения противоречий. При сохранении противоречий в неизменном виде развитие системы может остановиться. В искусственных системах (созданных человеком) разрешение противоречий происходит в процессе целенаправленной деятельности. В полном виде противоречия в малом предпринимательстве проявляются в ходе активизации инновационных процессов.

Инновационная деятельность в любом бизнесе в своей природе содержит основу для противоречий. В условиях переменчивых факторов экономической среды и роста локальных трудностей, обусловленных возрастающей необходимостью решения текущих и инновационных задач в малом бизнесе сопровождается усилением целого ряда конкретных взаимосвязанных противоречий:

1. Противоречие между необходимостью развития малого инновационного предпринимательства и непосредственной зависимостью его от экономической политики государства. Государственная политика регулирования и поддержки в период становления малого инновационного предпринимательства акцентирует внимание на снижение уровня налогообложения, развитие финансового рынка. В то же время предприниматели отмечают совершенно другие факторы, которые сдерживают развитие малых инновационных предприятий и повышают экономическую жизнеспособность: знание спроса и предложения, невысокая зарплата научных работников, деловые качества сотрудников и культура обслуживания, реклама и только на пятом месте - получение кредитов.

Противоречия между малым инновационным бизнесом и государством пронизывают практически весь спектр взаимоотношений. Наиболее существенными являются противоречия между государственными и частными формами присвоения. Их развитие носит антагонистический характер. Стремление государства решать свои проблемы за счет усиления налоговой и административной нагрузки, не позволяет осуществлять простое воспроизводство, приводит к уходу предпринимателей в теневую экономику. При этом признание факта антагонистичности государства и малого бизнеса в современной России помогает понять двойной феномен неисполнения законов и коррупции, который практически единодушно признается едва ли не самой характерной и самой угрожающей особенностью российской экономки4.

2. Противоречие между объективно высокой социально-экономической значимостью малого инновационного предпринимательства и относительно низкой экономической жизнеспособностью малого бизнеса (основное экономическое противоречие). Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с управленческой неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников. По данным Всемирного банка, из вновь организуемых малых предприятий, через 5 лет после создания выживают не более 3%. В регулярно проводимых опросах в среде малых бизнесменов США главными причинами неудач их деятельности чаще всего называют: некомпетентность; несбалансированный опыт

(например, опытный инженер, но неопытный коммерсант); нехватка опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве, управлении (как в единоличных формах владения, так и в товариществах), неумение заводить и поддерживать деловые связи и контакты5.

Другими причинами банкротств малых фирм являются: запущенность бизнеса, плохое здоровье или вредные привычки, катастрофы, пожары, воровство, мошенничество и др. Критериями, характеризующими состояние данного противоречия (смягчение или обострение), могут быть следующие6:

- динамика развития малого предпринимательства, выражающаяся в росте числа малых инновационных предприятий, численности работающих, оптимизации отраслевой структуры, росте выпуска продукции (работ, услуг);

- достижение достаточного уровня развития малого инновационного предпринимательства в регионах страны, выражающееся в росте количества малых предприятий на 1000 жителей региона, в росте удельного веса работников малых инновационных предприятий в общей работников малого бизнеса.

3. Следующее противоречие заключается в несоответствии высокого уровня профессиональной квалификации субъектов малого инновационного предпринимательства в сфере науки и недостаточном уровне необходимых знаний в области законов развития рынка, технологий продвижения инновационной продукции. В настоящее время в России накоплено достаточное количество оформленных и не оформленных ценных идей - «Ноу-Хау», действующих, но не востребованных патентов, а также не действующих, но «дееспособных» патентов и авторских свидетельств СССР, научных статей, отчетов и т.д. При этом отдельные научные наработки не забыты объектами интеллектуальной собственности. Однако существует ряд препятствий на пути реализации научных идей и модельных разработок.

К таким помехам следует отнести7:

сложность капитализации, коммерциализации наработок и их внедрения в реальное производство и бизнес;

старение квалифицированного персонала, «разрывы» в преемственности технологических, а также смежных научно-технических школ, углубляющийся разрыв между наукой и бизнесом;

недостаточная подготовка части молодых кадров и «вымывание» специалистов рабочих профессий.

При этом данное противоречие конгруэнтно, так как экономисты и (или) готовящие себя к бизнес-карьере специалисты также невнимательно относятся к «технологической» части образования. Специальные знания, применяемые для решения локальных задач или в отдельных сферах деятельности, растущее количество специального инструментария, рабочих моделей и терминологии ограничивают предметное содержание и сужают диапазон деятельности менеджера.

Противоречия между специализацией менеджмента и необходимостью его системного развития во взаимосвязи с другими направлениями деятельности бизнеса подсказывает на необходимость качественной подготовки специалистов, что позволит устранить указанные препятствия и осуществлять эффективное руководство инновационными проектами. Таким специалистам следует обучаться по двум направлениям инжинирингово-технологическое и биз-нес-экономическое8.

Кроме этого возможно создание инновационных компаний, которые должны стать коммуникатором на рынке инноваций, специализироваться на приобретении и (или) разработках востребованных и доходных объектов интеллектуальной собственности, продвигаемых на соответствующие отечественные и зарубежные рынки малым бизнесом.

Деловое взаимодействие с малыми инновационными предприятиями поможет сформировать необходимый новый опыт работы и новую категорию специалистов, обеспечивающих методическое, организационное, правовое и информационное сопровождение работ по коммерциализации результатов НИОКР.

4. Противоречие, связанное с несовпадением интересов участников инновационной предпринимательской деятельности, которое выражается9:

жесткостью единых стандартов, критериев и принципов, централизованно устанавливаемых государством, и спецификой контрактных условий работы малых инновационных предприятий;

длительными сроками действия договоров и непредсказуемостью динамики многих параметров хозяйствования малой фирмы;

наличие высокой платы за включение в инновационный биз-

нес и недостаточным, как правило, стартовым потенциалом новых малых фирм.

Исследование процессов становления и развития малого инновационного бизнеса позволило дополнительно выявить наиболее характерные формы проявления его противоречий10:

между малым инновационным бизнесом и средним, крупным бизнесом и естественными монополиями;

между малым инновационным бизнесом и финансово-кредитными структурами, инвесторами, страховыми организациями;

между малым инновационным бизнесом и отдельными потребителями его товаров и услуг;

между малыми инновационным предприятиями одной и той же сферы деятельности;

внутри малого инновационного предприятия между собственником (отдельными собственниками) и наемным работником;

между отдельными подразделениями внутри инновационного малого предприятия;

противоречия между малым инновационным бизнесом и «неформальным» сектором экономики, криминальными структурами.

Ключевая роль в разрешении анализируемых противоречий принадлежит государству, которое должно:

во-первых, создать благоприятную для развития малых инновационных предприятий внешнюю среду (правовую, налоговую, таможенную);

во-вторых, оказывать целевую помощь (финансовую, информационно, консалтинговую);

в-третьих, создать и поддерживать институты и организационные структуры, способствующие получению дополнительного эффекта, от прироста научной информации, прибыли, дохода малыми инновационными предприятиями.

С одной стороны, субъекты малого предпринимательства осуществляют значительную инновационную деятельность, а с другой стороны, вклад малых предприятий в основные экономические показатели остается незначительным; эффективность деятельности снижается, не давая значимых социально-экономических эффектов.

Поэтому дальнейшее изучение процесса развития малого инновационного предпринимательства, как важнейшего сектора экономики, будет непременно методологически связано с оценкой специфики проблем, влияющих на процессы возникновения и разрешения вышеуказанных противоречий.

Анализ факторов, влияющих на повышение эффективности процессов управления инвестированием малых инновационных проектов, позволил выявить следующее проблемы 11 :

1. Высокая зависимость от потребителя инновационного продукта. Характерной особенностью малых предпринимательских структур является наличие на рынке определенного количества предприятий, представляющих аналогичный вид продукции (услуг). Соответственно, малые инновационные предприятия становятся более зависимы от потребителя. Поэтому, при наличии общих стандартов на конкретном рынке в инновационном продукте (услуге) должны быть всегда некоторые отличия, которые позволяют превосходить своих конкурентов. Вместе с насыщением рынка увеличивается и требовательность потребителей, что заставляет малые предприятия искать и внедрять инновации.

Потому «инновационный спрос» выступает одним из внешних факторов конкурентных преимуществ малого бизнеса. По мнению М.Портера внедрение, распространение инноваций и формирование конкурентного преимущества определяется зависимостью между опережающим спросом со стороны потребителей - и эффективностью, инновационной активностью компаний-лидеров12. При этом инновационный продукт распространяется в экономике по траектории, близкой к экспоненте. Это объясняется тем, что конкуренты стремятся повторить успех лидера и «копируют» его инновационные товары с учетом собственных особенностей.

2. Сложность продвижения наукоемкой продукции (услуг) на рынок. Субъекты малого предпринимательства не могут организовать собственную службу маркетинга и дилерскую сеть. В малом инновационном предпринимательстве основным каналом распределения выступает личный контакт с клиентом. Успешная реализация инновационных проектов во многом зависит от знаний основных тенденций рынка - объем, динамику, конкурентов, эф-

Таблица 1. Факторы эффективности предприятий малого бизнеса13

Направление деятельности Степень риска в долях Период оборота капитала Уровень эффективности Потребность в капитале Количество способных заниматься малым бизнесом

Малые инновационные научные фирмы 0,5 - 0,8 Несколько лет 10-100 руб. на 1 руб.затрат Низкая (1-0,5)%

Малый инновационный бизнес 0,8- 0,95 0,5-1,5 г. 5-10 руб. на 1 руб. затрат Средняя 15%

Торговопосреднический бизнес 0,9-0,95 2-3 мес. (200 - 300)% на капитал Высокая (84 - 85)%

Малый производственный бизнес 0,95-1,0 4-6 мес. (40 - 60)% ко всем издержкам Высокая (84 - 85)%

1 Словарь философских терминов / Научн. ред. В.Г. Кузнецова. М.: НИФРА-М, 2004.

2 Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М.: Сов. энциклопедия, 1983.

3 Зобнина Д.М. Противоречия использования научно-технического потенциала в современной экономике // Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2009. - Т. 11. - №1. - С. 30-34.

4 Фадеев В. Государство и малый бизнес: стимулы и противоречия // Власть. - 2001. - №1. - С.34-42.

5 Сухова М.Ю. Проблемы развития малого бизнеса // Вестник ТГУ, выпуск 4, 2008. - № 60. - С.338-341

6 Чернышева Ю.Г. Методологическое значение анализа системы экономических противоречий малого предпринимательства в формировании направлений его господдержки //Учет и статистика. - 2007. - № 8. - С. 158-160.

7 Крупенин В.Л. К проблеме обучения руководителей инновационных проектов и организации компаний инновационного проектирования // Научный журнал «Современные наукоемкие технологии». -2008г. - № 4.

8 Исаев А.П. Управление знаниями в повышении профессионализма менеджеров // Экономика региона, 2007. № 4. С. 157-167.

9 Кулик Ю.П. Развитие экономических отношений между корпорациями и малыми и средними предприятиями:Автореф. дис... к-та экон. наук. - Саратов, 2007. - 25с.

10 Хамидуллин Ф.Ф. Экономическая природа и содержание противоречий малого бизнеса // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева. - 2006. - № 2. - С. 133-138.

11 Руденко Е.А. Формирование механизма принятия управленческих решений для малых предпринимательских структур Автореф. дис... к-та экон. наук. - С-Пб, 2007. - 18 с.

12 Курс МВА по стратегическому менеджменту. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. - С. 162-163.

13 Ивукова И. Д. Малое предпринимательство в системе инновационного развития региона: Автореф. дис... к-та экон. наук. - Чебоксары, 2008. - 23 с.

фективные рекламные технологии и т.д. Для этого необходимо развивать маркетинговые инновации, нацеленные на адаптацию продукции и услуг к потребностям клиентов и увеличение рынков сбыта. Вместе с тем, многим малым инновационным предприятиям так и не удалось накопить опыт в данной области.

Это обстоятельство в совокупности с недостаточной квалификацией персонала еще больше тормозит развитие инновационного процесса. Поэтому необходимо выявлять преимущества, связанные с местом, временем и механизмом предоставления своих товаров и услуг, используя для их продвижения существующие сетевые структуры. Эффект этих преимуществ можно усилить за счет того, что сами клиенты станут распространять информацию об особенностях предлагаемых новых товаров и услуг, стимулируя при этом рост сбыта и экономию рекламных расходов.

3. Недостаточная конкуренция на рынке наукоемкой продукции (услуг). Формирование рынка наукоемкой продукции (услуг) должно сопровождаться развитием конкуренции (прежде всего, неценовой). Однако конкуренция на инновационном рынке имеет специфические черты, которые ослабляют роль рыночного механизма и отличают её от классического рынка. Это отличие объясняется значительно большей неопределенностью самого рынка наукоемкой продукции (услуг). Поэтому в процессе совершенствования законодательства, связанного с инновационной деятельностью и введением в оборот объектов интеллектуальной собственности (результатов научно-технической деятельности), необходимо также учесть важность защиты конкуренции, предупреждения и пресечения монополистической деятельности на рынках инновационной продукции (антимонопольное законодательство), предоставления режима наибольшего благоприятствования для экспорта продукции инновационным субъектам малого бизнеса.

4. Недостаточная скорость оборот капитала. Высокая скорость оборота капитала вследствие более короткого производственного цикла, являющуюся одним из преимуществ малого инновационного бизнеса. При этом сектор малого предпринимательства способствует ускоренному освоению инвестиций и высокой оборачиваемости оборотных средств (табл. 1).

В тоже время из-за отсутствия доступа инновационной фирме к банковским кредитам, особенно на начальном этапе становления, им приходится реинвестировать прибыль в собственные разработки, что снижает и без того небольшие обороты предприятия и объясняет уход в серые схемы финансовой деятельности14.

По данным исследования аналитического центра журнала «Эксперт Урал» обнаружена четкая положительная связь между объемами инвестиций в основной капитал и долей малых предприятий (в том числе и инновационных) в экономике. Следовательно, рост инвестиционной активности положительно влияет на долю малого бизнеса.15.

5. Чувствительность к изменениям рыночной конъюнктуры. Высокая чувствительность к изменениям рыночной конъюнктуры, обусловлена временным и пространственным совпадением производства и потребления наукоемкой продукции (услуг). Это свойство услуг увеличивает степень риска от непредсказуемых изменений. Эффект научной и инновационной деятельности проявляется в изменении структуры производства в пользу наукоемких отраслей, повышении производительности труда и эффективности производства, обеспечении конкурентоспособности и интеграции научных исследований в мировые научно-технические связи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, осуществление системного и комплексного подхода к развитию инновационного бизнеса предусматривает изучение значимости подобных факторов, в том числе экономических, связанных с финансовыми ресурсами малого предприятия, спросом на новую продукцию, стоимостью, рисками и сроками окупаемости инноваций.

К сожалению, перечисленные проблемы, с которыми сталкиваются отечественные предприниматели, свидетельствуют о том, что пока не сформированы необходимые условия для развития малого инновационного предпринимательства. Раскрытие проблем и противоречий в малом инновационном предпринимательстве является перспективным и приоритетным направлением развития экономики Российской Федерации, поскольку инновации пред-

ставляют собой эффективное средство конкурентной борьбы и создают новые потребности, обеспечивают снижение себестоимости продукции, увеличивают приток инвестиций, приводят к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.

Литература:

1. Зобнина Д.М. Противоречия использования научно-технического потенциала в современной экономике // Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2009. - Т. 11. - №1.

- С. 30-34.

2. Ивукова И. Д. Малое предпринимательство в системе инновационного развития региона: Автореф. дис... к-та экон. наук. -Чебоксары, 2008. - 23 с.

3. Имамутдинов И., Медовников Д., Розмирович С. Пройти пубертатный период // Эксперт. - 2009. - №2 (641).

4. Исаев А.П. Управление знаниями в повышении профессионализма менеджеров // Экономика региона, 2007. № 4. С. 157-167.

5. Крупенин В.Л. К проблеме обучения руководителей инновационных проектов и организации компаний инновационного проектирования // Научный журнал «Современные наукоемкие технологии». -2008г. - № 4.

6. Кулик Ю.П. Развитие экономических отношений между корпорациями и малыми и средними предприятиями:Автореф. дис... к-та экон. наук. - Саратов, 2007. - 25с.

7. Курс МВА по стратегическому менеджменту. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. - С. 162-163.

8. Руденко Е.А. Формирование механизма принятия управленческих решений для малых предпринимательских структур Автореф. дис... к-та экон. наук. - С-Пб, 2007. - 18 с.

9. Словарь философских терминов / Научн. ред. В.Г. Кузнецова. М.: НИФРА-М, 2004.

10. Сухова М.Ю. Проблемы развития малого бизнеса // Вестник ТГУ, выпуск 4, 2008. - № 60. - С.338-341

11. Толмачев Д, Конюшенко Е. Промышленность давит малый бизнес // «Эксперт Урал», 2008. - № 45.

12. Чернышева Ю.Г. Методологическое значение анализа системы экономических противоречий малого предпринимательства в формировании направлений его господдержки //Учет и статистика.

- 2007. - № 8. - С. 158-160.

13. Хамидуллин Ф.Ф. Экономическая природа и содержание противоречий малого бизнеса // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решет-нева. - 2006. - № 2. - С. 133-138.

14. Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М.: Сов. энциклопедия, 1983.

15. Фадеев В. Государство и малый бизнес: стимулы и противоречия // Власть. - 2001. - №1. - С.34-42.

14 Имамутдинов И., Медовников Д., Розмирович С. Пройти пубертатный период // Эксперт. - 2009. - №2 (641).

15 Толмачев Д, Конюшенко Е.Промышленность давит малый бизнес // «Эксперт Урал», 2008. - № 45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.