Научная статья на тему 'ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ВЫЗОВАМ И УГРОЗАМ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ: ОПЫТ НАУЧНОГО, ЭКСПЕРТНОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ'

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ВЫЗОВАМ И УГРОЗАМ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ: ОПЫТ НАУЧНОГО, ЭКСПЕРТНОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
103
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безопасность государства / политико-военная обстановка / вызовы и угрозы / научноэкспертная оценка / state security / political and military situation / challenges and threats / scientific and expert assessment
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Самойлов В.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ВЫЗОВАМ И УГРОЗАМ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ: ОПЫТ НАУЧНОГО, ЭКСПЕРТНОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ»

Самойлов В.Д.

д.п.н., к.в.н., профессор конституционного и муниципального права, корреспондент Академии военных наук

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ВЫЗОВАМ И УГРОЗАМ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ: ОПЫТ НАУЧНОГО, ЭКСПЕРТНОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Ключевые слова: безопасность государства; политико-военная обстановка; вызовы и угрозы; научно-экспертная оценка.

Keywords: state security; political and military situation; challenges and threats; scientific and expert assessment.

1. Конституционно-правовая оценка безопасности РФ. При вступлении в должность Президент РФ присягает народу: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента РФ уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию РФ, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу»1. Президент РФ формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ (далее - Совбез РФ), который сосредоточен на концептуальном обеспечении безопасности РФ и решении задач, включая оценку мер по ее обеспечению перед новыми вызовами и угрозами. В системе высшего образования РФ преподается дисциплина «Правовое обеспечение национальной безопасности» для формирования у обучающихся компетенций, позволяющих выпускникам успешно работать в области правового обеспечения безопасности, информатизации и защиты информационной сферы от вызовов и угроз безопасности РФ (табл. 1)2.

Таблица 1

Анализ вызовов и угроз безопасности РФ

Тренды 2020-2025 гг. 2030-2040 гг.

Вызовы Реализация концепций и доктрин, ориентирующих федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) и ОИВ субъектов РФ на преодоление вызовов безопасности государства по видам, на устойчивость РФ в сфере безопасности государства Устранение США как мирового жандарма; укрепление роли БРИКС, ШОС; создание неядерных технологий и средств как ОМП; устранение доллара как мировой валюты; му-сульманизация стран Европы; распад блока НАТО

Угрозы Участие контингентов ВС РФ в международном вооруженном конфликте; защита суверенитета и безопасности РФ от внутренних угроз, государственной границы Применение ограниченных воинских контингентов РФ для ликвидации территориальных претензий и угроз безопасности. Усиление невоенных мер (гибридных войн) для достижения победы

Прогнозы Снижение вероятности глобальной войны с участием ВС РФ. Оценка рисков и угроз безопасности РФ Вовлечение в военную конфронтацию Арктики, космоса и киберпространства, снижение вероятности ядерной войны

Выводы: отсутствие принятой методологии оценки и прогнозирования состояния безопасности государства, динамики политико-военных, социально-экономических, финансовых, информационно-технологических противоречий, существенно влияет на оценку обстановки в мире и России. Без научного обоснования возможных вызовов, рисков и угроз безопасности РФ разработка и применение теоретико-методологических принципов и практического инструментария прогнозов приобретают особую актуальность.

2. Оценка органов государственной власти (далее - ОГВ) в сфере безопасности РФ основана на роли Президента РФ и Совбеза РФ, которые реализуют: а) идею обеспечения безопасности РФ в системе превентивно-упреждающих мер; б) полномочия органов и сил обеспечения безопасности РФ, федеральных органов исполнительной власти и ОИВ субъектов РФ. Под руководством Президента РФ проводятся заседания Совбеза РФ для оценки нового вызова (угрозы) безопасности РФ или иным государствам. Принятые меры оперативно реализует контингент сил и средств, технологий .

3. Оценка безопасности РФ заключена в состоянии защищенности личности, семьи, общества и государства от внешних и внутренних угроз в различных сферах их жизнедеятельности4. Положение в мире характеризует динамика отношений, в которых по окончанию конфронтации США и СССР возобладали два тренда, которые проявляются: а) в

1 Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // СЗ РФ. № 31, 4.08.2014. Ст. 82.

2

Самойлов В. Д. Безопасность Российской Федерации: конституционно-правовые основы государственной политики: монография. - М.: РУСАИНС, 2019. - С. 118-145; Самойлов В. Д. Правовые основы обеспечения национальной безопасности: учебное

пособие. - М.: МИЭМП, 2009. - 487 с.

3

Самойлов В. Д. Безопасность Российской Федерации: конституционно-правовые основы государственной политики: монография. - М.: РУСАЙНС, 2019. - С. 17-21.

4 Самойлов В.Д. Государственно-правовое регулирования социально-экономических и политических процессов: учебник. -М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2018. - С. 262.

укреплении политико-экономических позиций государств и их объединений, в совершенствовании механизмов управления процессами на международном уровне в зависимости от воздействия научно-технических, политико-экономических, экологических и информационных факторов, хотя РФ способствует формированию многополярного мира; б) в попытках создания международных отношений, основанных на доминировании стран при лидерстве США, рассчитанной на односторонние, военно-силовые решения ключевых проблем мировой политики в обход норм международного права.

Вывод: идея безопасности РФ включает ее конституционно-правовое обеспечение; роль институтов конституционного права в реализации концептуальных основ безопасности; правовое обеспечение конституционной безопасности в РФ. Принцип народовластия требует согласованного функционирования ОГВ, вертикали исполнительной власти, единства судебной системы. Для этого реализуется принцип разделения властей, функциональное распределения полномочий между институтами государства и др.

4. Оценка военной безопасности РФ отражает стремление ряда государств влиять на мировую политику военно-силовым путем, включая оружие массового поражения (далее - ОМП). Под военной безопасностью следует понимать состояние защищенности жизненно важных интересов личности, семьи, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять1.

Структура военной безопасности включает военные вызовы, опасности и угрозы личности, семьи, обществу и государству; обеспечивающие их защищенность силы, средства и технологии; деятельность по принуждению (удержанию) противника от применения им вооруженной силы, в противном случае - нанесение ему заданного ущерба.

Несомненно, спектр возможных вызовов, рисков и угроз военной безопасности РФ более обширный для выбора вариантов в условиях реальных и прогнозируемых факторов: возрастание роли и значимости негосударственных акторов в мире; распространение ОМП и военных технологий; использование асимметрических методов политико-экономического и военного принуждения в политико-военных целях; возрастающий антагонизм между западной и исламской культурой; борьба за естественные ресурсы и др. (табл. 2).

Таблица 2

Анализ вызовов и угроз военной безопасности РФ

Тренды 2020-2025 гг. 2030-2040 гг.

Вызовы Коалиции государств во главе с США: нет идеи о многополярном мире; сосредоточение усилий на роли ИТР вместо АТР; воздействие на ЕС для его «послушания» в различных сферах; милитаризация космоса [8, с. 117-129] Становление многополярного мира; укрепление РФ -мировой державы; не военно-силовое воздействие для достижения победы над противником; роботизация средств и сил на основе новых технологий

Угрозы Вне госграницы РФ, на сопредельной территории, провоцирование новых внутренних конфликтов В связи с незримыми линиями агрессивного противостояния сторон (зоны конфликта, среды или сферы)

Прогнозы Обеспечение безопасности РФ на своей территории и вне ее; реализация Военной доктрины РФ (25.12.2014 г. № Пр-2976) Обеспечение безопасности РФ и союзников; устранение США как мирового лидера; укрепление РФ в Арктике, космической и др. сферах

Выводы: необходимо внедрение в деятельность должностных лиц ОГВУ новых форм и методов подготовки в области обеспечения военной безопасности, чтобы военная угроза порождала стремление граждан РФ, социальных групп, общества и государства к ее устранению, минимизации возможных потерь, защищенности от воздействий военной силы.

Рекомендации: к трендам обеспечения военной безопасности мы относим создание благоприятных внешнеполитических условий для обороны РФ; определение приоритетов в области военной безопасности; комплексирование политико-дипломатических и иных невоенных сил, средств и технологий обеспечения; эффективную разведывательную и контрразведывательную деятельность; стратегию руководства обороной страны.

5. Оценка экономической безопасности РФ обусловлена научно-образовательными преимуществами создания конкурентоспособной, основанной на интеллекте и знаниях экономики, основным двигателем которой являются не темпы освоения природных ресурсов, а идеи, изобретения и умение быстрее других внедрять их в жизнь. Правительство РФ до 2024 г. должно обеспечить внедрение цифровых технологий в экономику и социальную сферу; вхождение РФ в число пяти крупнейших экономик мира, при сохранении макроэкономической стабильности; создание высокопроизводительного экспортно-ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами2.

Так, «технологическое отставание, зависимость означают снижение безопасности и экономических возможностей страны, а в результате - потерю суверенитета»3. Это обусловлено глобальной интеграцией, когда страны утрачи-

1 Самойлов В. Д. Информационная безопасность в системе высшего образования России (компетентностный подход в подготовке специалистов): монография. - М.: РУСАИНС, 2018. - С. 155; Самойлов В.Д. Безопасность Российской Федерации: конституционно-правовые основы государственной политики: монография. - М.: РУСАИНС, 2019. - С. 42-46.

2 Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р; Самойлов В. Д. Государственно-правовое регулирования социально-экономических и политических процессов: учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2018. - С. 10-51; Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ - 2018; Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

вают самостоятельное развитие для евро-американской цивилизации, как мировой доминанты; глобальным промыш-ленно-сырьевым балансом; проблемой продовольствия и экологической безопасностью; стремлением к военно-экономическому превосходству1 (табл. 3).

Таблица 3

Анализ вызовов и угроз экономической безопасности

Тренды 2020-2025 гг. 2030-2040 гг.

Вызовы Бум санкций США, ЕС и других стран против РФ; снижение роли топливно-энергетических ресурсов РФ Угрозы для высокотехнологического производства в сфере экономики РФ

Угрозы Наукоемкому производству РФ, ее денежной массе, сфере экономики; технологиям предотвращения смерти человека из-за ранений или инфекций, робототехники (экзоскелет), энергетики (биотопливо), транспорта Курсу рубля, медикаментам, нефти и газу РФ, созданию новых видов энергоресурсов (беспроводное электричество), транспорта (массовые космические полеты, безопасное автономное передвижение по земле)

Прогнозы Реализация Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.; нацпроектов Комплексная защита личности, семьи, общества и РФ от угроз в сфере экономики и промышленно-сырьевой отрасли

Резюмируем: в силу социально-политической значимости сферы экономики и области экономической безопасности РФ требуются фундаментальные научные исследования, способствующие защите граждан, семей, социальных групп, общества и государства от внешних и внутренних угроз (вызовов и рисков).

6. Оценка демографической безопасности РФ - в идее сбережения человека и гражданина, укрепления института семьи, повышения уровня рождаемости. Стратегия РФ в сфере демографии направлена на стабилизацию численности людей на основе создания условий для повышения рождаемости, снижения смертности, реализации миграционной политики. Для прорывного научно-технологического и социально-экономического развития до 2024 г. Правительству РФ2: а) обеспечить устойчивый рост численности людей; б) повысить ожидаемую продолжительность жизни до 78 лет (к 2030 г. - до 80 лет).

Россия вступила в период депопуляции из-за сверхнизкой рождаемости. С 2001 г. наметился рост рождаемости. Число родившихся детей составило 1988,8; 1266,8 и 1947,3 тыс. в 1990, 2000 и 2014 гг., соответственно, т.е. уровень 2014 г. соответствовал уровню рождаемости 1990 г. Одной из причин этого роста стало достижение репродуктивного возраста людьми, рожденными в середине 1980-х г. Отмечено увеличение среднего возраста вступления в брак и рождения первого ребенка с 25,3 лет в 1990 г. до 28 лет в 2014 г. Для прогноза тренда численности людей важен суммарный коэффициент рождаемости или показатель фертильности, отражающий количество рожденных детей на одну женщину репродуктивного возраста. Его динамика соответствовала показателю рождаемости 1,89 в 1990 г., 1,19 - в 2000 г. и 1,75 - в 2014 г. (+43% по сравнению с 2000 г.). Однако для РФ он должен составлять 2,15. При этом по прогнозам Минтруда и соцзащиты РФ этот коэффициент будет расти, ибо достигнутый уровень приблизился к репродуктивным установкам (1,91). В связи с этим, индексация материнского капитала, начатая с 2007 г., продолжена с 2020 г. и с 453 тыс. рублей возросла до 470 тыс. руб. (2020 г.), до 489 тыс. руб. в 2021 г. Расходы Пенсионного фонда России в 2019-2021 г., соответственно, составят 325, 6 млрд. руб., 337 млрд. руб., и 347, 5 млрд. руб.3

Прогнозная оценка необходима для определения перспектив развития демографических процессов и факторов репродуктивного здоровья людей из-за смертности в стране. Ее наименьший уровень зафиксирован в 1990 г. (11,2% -1,655 млн. чел.), но увеличивался до 2005 г., достигнув 16,1% (2,3 млн. чел.). К основным причинам смертности в стране с 1980 г. относятся сердечно-сосудистые, онкологические заболевания и внешние причины. Реализуются нацпроект «Здоровье» (2006, 2018 г.) и Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года для повышения качества оказания медицинской помощи людям и улучшение демографической ситуации. Уровень смертности в 2014 г. составил 13,1%, а увеличение смертности в 2015 г. до 14,2% связано с эпидемией гриппа в декабре 2014 - апреле 2015 г.4

1 Самойлов В.Д. Безопасность Российской Федерации: конституционно-правовые основы государственной политики: монография. - М.: РУСАЙНС, 2019. - С. 47-53.

2 Концепция демографической политики РФ на период до 2025 г. Указ Президента от 9 октября 2007 г. № 1351; Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р; Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

3 Концепция демографической политики РФ на период до 2025 г. Указ Президента от 9 октября 2007 г. № 1351; Самойлов В.Д. Государственно-правовое регулирования социально-экономических и политических процессов: учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2018. - 271 с.; Самойлов В. Д. Безопасность Российской Федерации: конституционно-правовые основы государственной политики: монография. - М.: РУСАИНС, 2019. - С. 56-57; Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

4 Концепция демографической политики РФ на период до 2025 г. Указ Президента от 9 октября 2007 г. № 1351; Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р; Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ - 2018; Самойлов В.Д. Государственно-правовое регулирования социально-экономических и политических процессов: учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2018; Самойлов В.Д. Безопасность Российской Федерации: конституционно-правовые основы государственной политики: монография. - М.: РУСАИНС, 2019. - С. 58-61; Самойлов В.Д. Основы миграционного права: учебник. - М.: АЭБ МВД России, 2009. - 384 с.; Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Среди причин смерти первенствуют болезни системы кровообращения (49,9% или 653,7 на 100 тыс. чел.), которые для трудоспособных граждан в 2014 г. составляли 30%. Причем, показатели смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в России превышают среднеевропейский уровень в 1,6 раза. По прогнозам экспертов, продолжительность жизни будет увеличиваться (к 2025 г. - до 75 лет). Россия по этому показателю отстает от развитых стран на 7-10 лет и по данным ВОЗ (2015 г.) занимает 122 место (мужчины - 142, женщины - 104 место, гендерный разрыв этого показателя - 11,2 года).

Рекомендации: необходимо укреплять роль семьи, сохранять семейные ценности, ответственное материнство и отцовство, повышать престиж и значимость мужчины в семье, создавать благоприятные материальные условия для рождения и воспитания детей. Преодоление кризиса семьи невозможно без совместных усилий ОГВ и ОГВУ, представителей религиозных конфессий. Оно должно стать приоритетом государства1.

Резюмируем: демографическая ситуация - это угроза социально-экономической стабильности и безопасности государства. Позитивные тренды в демографической ситуации (с 2013 г.) на фоне проблем репродуктивного здоровья граждан для преодоления имеющихся негативных, нуждаются в государственной поддержке. Необходима Концепция охраны репродуктивного здоровья людей и снижения их потерь по принципам: 1) государственная поддержка репродуктивного поведения; 2) создание профилактической среды в области репродуктивного здоровья при ответственности гражданина и человека за свое здоровье с учетом признания мужского здоровья неотъемлемым фактором репродуктивного здоровья.

Прогнозные пути улучшения репродуктивного здоровья людей: а) экстенсивный - лечение заболеваний и их осложнений (третичная профилактика для оказания медпомощи) на основе оказания высокотехнологичной и специализированной медпомощи при вызове врача на дом или в стационаре; б) интенсивный - сохранение здоровья, сани-тарно-просветительская работа, первичная профилактика, активное вовлечение граждан в заботу о своем здоровье на основе создания новых технологий для усиления профилактики заболеваний и эффективное формирование здорового образа жизни.

7. Оценка миграционной безопасности РФ направлена на благосостояние граждан, стабилизацию их численности, прогресс социально-экономического развития, реализацию государственной миграционной политики РФ как целенаправленной деятельности ОГВ по управлению миграционными процессами для обеспечения безопасности страны в соответствии с ее геополитическими интересами, прав и свобод человека и гражданина, решения социально-экономических и демографических задач2. По данным Росстата население РФ за январь-июль 2018 г. сократилось на 91,9 тыс. человек и на 1 августа составляло 146,8 млн человек. Вместе с тем население РФ за 2017 г. увеличилось на 77,4 тыс., а за 2016 г. - на 259,7 тыс. человек. При этом число родившихся в РФ в январе-июле 2018 г. снизилось до 928,9 тыс. человек с 969,4 тыс. человек за аналогичный период 2017 года (далее - АППГ). Число умерших в январе-июле 2018 г. выросло до 1 млн. 99,4 тыс. человек с 1 млн. 83,8 тыс. человек в январе-июле 2017 г.3

В целом, за январь-июль 2018 г. зафиксирована естественная убыль населения на 170,5 тыс. человек (114,4 тыс. человек в январе-июле 2017 г.). Миграционный прирост на 46,1% компенсировал потери людей. За январь-июль 2018 г. он составил 78,7 тыс. человек против 119,7 тыс. человек в АППГ 2017 г. Для оптимизации выдачи иностранцам разрешений на временное проживание в РФ (свыше 20% имитировали воссоединение с супругом (супругой) гражданами РФ в льготном порядке (без учета квот), а часто не переезжавшим и связь с ними не поддерживающим, потребуется уголовная ответственность за использование фиктивного брака при оформлении гражданства4.

Миграция - это социально-экономическое явление, формирующееся в процессе реализации людьми своих намерений, обусловленных их передвижением, приобретением нового гражданско-правового статуса в местах вселения, а также интересами семьи, общества и государства (табл. 4).

Таблица 4

Анализ вызовов и угроз миграционной безопасности РФ

Тренды 2020-2025 гг. 2030-2040 гг.

1 2 3

Вызовы «Вахтовики-граждане РФ» трудятся в Москве, но лишены работы в своих местах жительства; «понаехавшие - ИГ, ЛБГ» согласны трудиться за любую плату; браки - ИГ с РГ для «прописки» ИГ (иностранцев) как граждан РФ (РГ) Разобщение территории 1/8 части Земли на государства не военными формами и методами; эмиграция элиты, выпускников престижных вузов РФ в качестве граждан Кипра, Мальты и др.

Угрозы Безопасности РФ из-за нелегалов; этносу РФ, ибо 193 нации, народов и народностей не объединены в народ, хотя это следует из Конституции РФ Воздействие внешних и внутренних угроз для устранения РФ как возрождающейся державы; начало идейного многообразия

1 Самойлов В. Д. Безопасность Российской Федерации: конституционно-правовые основы государственной политики: монография. - М.: РУСАЙНС, 2019. - С. 17-21.

2 Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // СЗ РФ. № 31, 4.08.2014. Ст. 4398; Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025г. Утверждена Президентом РФ 13 июня 2012 г.; Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р; Самойлов В. Д. Государственно-правовое регулирования социально-экономических и политических процессов: учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2018. - 271 с.; Самойлов В.Д. Миграциология. Конституционно-правовые основы: монография. - М.: ЮНИТИ-

ДАНА; Закон и право, 2018. - 487 с.; Самойлов В. Д. Основы миграционного права: учебник. - М.: АЭБ МВД России, 2009. - 384 с.

3

Самойлов В.Д. Безопасность Российской Федерации: конституционно-правовые основы государственной политики: монография. - М.: РУСАЙНС, 2019. - С. 62. 4 Там же, с. 56.

1 2 3

Прогнозы Концепция миграционной политики РФ на период до 2025 г. со сферой миграции, по существу, не связана, а потому эта сфера едва управляема по 8 миграционным процессам [3; 10] Без научно обоснованной Концепции государственной миграционной политики РФ страна обречена на «китаезацию», «исламизацию» и даже утрату своей государственности

Резюмируем: с упразднением ФМС России (5 апреля 2016 г.) и возвращением сферы миграции в систему МВД России (Главное управление МВД России по вопросам миграции) уровень защищенности личности, семьи, общества и государства от вызовов и угроз в сфере миграции не повысился. Вызовы и угрозы миграционной безопасности существенно влияют на стабилизацию и упорядоченность жизнедеятельности граждан РФ, поведенческие мотивы иностранных граждан и лиц без гражданства, которые прибывают на территорию страны.

8. Оценка информационной безопасности РФ - это приоритет политики ОГВ и ФОИВ. Развитие информационных технологий, формирование многоуровневой базы персональных данных, воплощение идеи строительства «электронного государства» подчеркивают необходимость создания действенного механизма, обеспечивающего неприкосновенность сферы частной жизни человека1 (табл. 5).

Таблица 5

Анализ вызовов и угроз информационной безопасности РФ

Тренды 2020-2025 гг. 2030-2040 гг.

Вызовы Информационное воздействие на сознание граждан РФ лично и через СМИ с целью вербовки для совершения терактов, вовлечения в оргпреступные структуры Активизация компьютерных атак на инфоресурсы личности, ОГВ, ОГВУ, иные объекты (ложь, дезинформация, вирусы); реализация политических целей в зонах киберпространства

Угрозы Совершение терактов в зонах максимального скопления людей Определение (выбор) способов для поражения людей, объектов жизнеобеспечения и др. Вывод из строя средств связи на стратегических объектах; воздействие на психику людей (должностных лиц ОГВ, ОГВУ и др.); устранение (неугодных политиков, бизнесменов)

Прогнозы Реализация Доктрины информационной безопасности РФ Использование киберпространства для преступлений против личности, общества, его социальных групп и др. Создание на (над) территории (... ей) страны и за ее пределами эффективно функционирующей системы защиты инфоресурсов личности, государства и его структур (органов, учреждений .)

Рекомендации для обеспечения информационной безопасности РФ:

1. Органам государственной службы и подготовки кадров: а) оптимизировать профессиональную направленность содержания ФГОС ВО в целях реализации вузами научно-педагогического потенциала; б) внедрять в образовательный процесс профильных вузов концепцию подготовки компетентных специалистов инфобезопасности (далее -СПОИБ)2; в) оценивать у выпускников вузов уровень сформированности компетенций для службы по разработанным и апробированным критериям и их показателям3.

2. Руководящему составу вузов России: а) внедрить Комплексную целевую программу реализации компетент-ностного подхода в подготовке СПОИБ в целях повышения качества их профессиональной подготовки с учетом специфики образовательного процесса вуза; б) оптимизировать содержание рабочих программ дисциплин, тематических планов, учебно-методических разработок для обоснованного применения компетенций в подготовке СПОИБ; в) принимать активное участие в организации и проведении ежегодных научно-практических конференций по актуальным проблемам подготовки СПОИБ; г) обеспечивать поддержку исследований по научно-обоснованному внедрению ком-петентностного подхода в теорию и практику подготовки СПОИБ.

3. Научно-педагогическим работникам вузов: а) обеспечить действенность научно-методологического сопровождения мероприятий по формированию профессиональной направленности подготовки СПОИБ, НИР по вопросам реализации компетентного подхода в подготовке СПОИБ; б) изыскать возможности для улучшения учебно-материальной базы подготовки СПОИБ в вузах РФ для отражения профессиональной направленности осваиваемых дисциплин в учебниках, учебно-методических материалах4; в) использовать апробированный комплекс форм и методов профессиональной подготовки.

1 Доктрина информационной безопасности РФ. Утверждена Президентом РФ 9 сентября 2000 г. Пр-1895; Самарский А.В. Компетентностный подход в подготовке специалистов по информационной безопасности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - М., 2013. - 175 с.; Самойлов В.Д. Информационная безопасность в системе высшего образования России (компетентностный подход в подготовке специалистов): монография. - М.: РУСАИНС, 2018. - 162 с.; Самойлов В.Д. Безопасность Российской Федерации: конституционно-правовые основы государственной политики: монография. - М.: РУСАИНС, 2019. - С. 72-82; Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

2 Самарский А.В. Компетентностный подход в подготовке специалистов по информационной безопасности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - М., 2013. - 175 с.; Самойлов В.Д. Правовые основы обеспечения национальной безопасности: учебное пособие. - М.: МИЭМП, 2009. - 487 с.

3 Самойлов В. Д. Информационная безопасность в системе высшего образования России (компетентностный подход в подготовке специалистов): монография. - М.: РУСАИНС, 2018. - С. 151.

4 Самойлов В. Д. Информационная безопасность в системе высшего образования России (компетентностный подход в подготовке специалистов): монография. - М.: РУСАИНС, 2018. - 162 с.

Выводы: в системе вузов РФ предприняты усилия для воспрещения утечки конфиденциальных сведений, создаются профильные структуры для противодействия доступу физических и юридических лиц к информационным ресурсам, содержащим государственную и военную тайну. Практическую значимость имеет профессиональная подготовка специалистов по информационной безопасности в системе вузов России.

9. Оценка экологической безопасности РФ согласно Экологической доктрине РФ определяется как цель государственной политики в области экологии при сохранении природных систем, поддержании их целостности и жизнеобеспечивающих функций. Актуальными организационно-правовыми проблемами в области обеспечения экологической безопасности РФ являются защита окружающей среды в особых условиях, включая военный конфликт, чрезвычайные ситуации, нередко возникающие в мирное время1.

В связи с этим, Правительству РФ нацпроектом в сфере экологии к 2024 г. необходимо обеспечить достижение целей эффективного обращения с отходами производства и потребления, включая ликвидацию несанкционированных свалок в границах городов2, а также: а) кардинальное снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах, в том числе уменьшение не менее чем на 20% совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в загрязненных городах; б) повышение качества питьевой воды для жителей населенных пунктов, не оборудованных современными системами централизованного водоснабжения; в) экологическое оздоровление водных объектов (реки Волги, озера Байкал и Телецкого озера); сохранение биологического разнообразия, в том числе посредством создания не менее 24 новых особо охраняемых природных территорий.

Объективные предпосылки для формирования концептуального подхода к проблеме охраны окружающей среды в вооруженных конфликтах связаны со второй половиной ХХ в. Это обусловлено тем, что воздействие на природную среду в военных целях стало следствием применения государствами новых средств вооруженной борьбы с непрерывно возрастающими боевыми возможностями, соизмеримыми с природными процессами и явлениями. Так, были разработаны средства воздействия на природную среду (например, дефолианты) в ходе боевых действий США во Вьетнаме (1967-1972 г.). Пагубные последствия «геофизической войны» вызвали адекватную реакцию у международного сообщества, побудили его к принятию комплекса соответствующих мер. С 2019 г. на экологические, доступные технологии должны перейти 300 промышленных предприятий, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду, а с 2021 г. это должны сделать все предприятия с высокой категорией риска для окружающей среды3.

Рекомендации: 1) поэтапное сокращение уровней воздействия на окружающую среду антропогенных источников; 2) экология человека путем создания экологически безопасной и комфортной обстановки в местах проживания людей, их работы и отдыха; 3) экологический бизнес путем создания эффективного экологического сектора экономики; 4) экология природной среды посредством ее сохранения и защиты. При этом угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов зависит от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность проблем4.

Выводы: состояние организационно-правовых основ обеспечения экологической безопасности РФ не отвечает потребностям личности, общества и государства. В то же время усилия, предпринимаемые ОГВ и ОМСУ при реализации нацпроектов, свидетельствуют о достижении точки «бифуркации» в системе обеспечения безопасности РФ и в ее подсистемах экономической и экологической безопасности. В стране предпринимаются меры по противодействию различным нарушениям в области экологической безопасности.

10. Оценка общественной безопасности РФ как системы общественных отношений, складывающихся в соответствии с правовыми и техническими нормами при использовании объектов и предметов, представляющих повышенную опасность для общества, или при наступлении особых условий в связи с авариями, катастрофами либо другими чрезвычайными ситуациями, обусловлена деятельностью органов правоохраны РФ на территории страны и за ее пределами5. Общественная безопасность находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ6, а основным органом обеспечения является МВД России, деятельность которого во взаимодействии с подразделениями Росгвардии и других ФОИВ (ОИВ субъектов РФ) направлена на выявление вызовов, рисков и угроз правопорядку, а также на прогнозирование подобных фактов и событий.

Самойлов В. Д. Безопасность Российской Федерации: конституционно-правовые основы государственной политики: монография. - М.: РУСАЙНС, 2019. - С. 77-83.

1 Самойлов В. Д. Безопасность Российской Федерации: конституционно-правовые основы государственной политики: монография. - М.: РУСАЙНС, 2019. - С. 22-32.

Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Там же.

4 Самойлов В. Д. Безопасность Российской Федерации: конституционно-правовые основы государственной политики: монография. - М.: РУСАЙНС, 2019. - С. 22, 47.

5 Там же, с. 33-39.

6 Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // СЗ РФ. № 31, 4.08.2014. Ст. 72, п.б.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.