Самойлов В.Д.1
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ И МИГРАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ
Ключевые слова: безопасность; демография; миграция; рождаемость; смертность.
Ключевые слова: security; demographics; migration; fertility; mortality.
1. Демографическая безопасность России
Основная идея в сфере демографии - сбережение жизнедеятельности человека и гражданина РФ, укрепление института семьи, повышение уровня рождаемости. В связи с этим стратегический курс РФ направлен на стабилизацию численности людей на основе создания им условий для повышения рождаемости, снижения смертности, эффективной государственной миграционной политики. Для прорывного научно-технологического и социально-экономического развития РФ, увеличения численности граждан, повышения уровня их жизни, создания комфорта для их проживания, самореализации и раскрытия таланта каждого человека, Президент РФ определил Правительству РФ цели развития страны до 2024 г.2: а) обеспечить устойчивый естественный рост численности населения РФ; б) повысить ожидаемую продолжительность жизни до 78 лет (к 2030 г. - до 80 лет).
Социально-экономические и политические перемены в России с 1990-х г. связаны с процессами демографии, что отразилось на репродуктивном, сексуальном, миграционном поведении людей, их семейно-брачных отношениях3. Россия вступила в период длительной депопуляции вследствие сверхнизкой рождаемости. Для прогноза динамики численности жителей страны важен коэффициент рождаемости или показатель фертильности, отражающий количество рожденных детей на одну женщину репродуктивного возраста. Указанная динамика соответствовала показателю рождаемости и составила 1,89 в 1990 г., 1,19 - в 2000 г. и 1,75 - в 2014 г. (+43% по сравнению с 2000 г.).
Несмотря на то, что по суммарному коэффициенту рождаемости РФ достигла стран Европы, но его уровень для воспроизводства людей недостаточен (не 2,15), а приближается к 1,91. В связи с этим, индексация материнского капитала с 2007 г. продолжена и с 453 тыс. руб. возрастет до 466 тыс. руб. (2020 г.) и до 489 тыс. руб. (2021 г.). Расходы Пенсионного фонда России в 2019 - 2021 г.4, составят 325, 6 млрд. руб., 337 млрд. руб., и 347, 5 млрд. руб.
Острой проблемой остается высокая смертность людей. За 25 лет ее наименьший уровень зафиксирован в 1990 г. (11,2% - 1,655 млн. чел.) и увеличивался до 2005 г., достигнув 16,1% (2,3 млн. чел.). Основные факторы смертности с 1980 г.: сердечно-сосудистые, онкологические заболевания и внешние причины. Разработан Национальный проект «Здоровье» (2006, 2018 г.) и Концепция демографической политики РФ на период до 2025 г. (с 2007 г.) для повышения качества оказания медпомощи населению и улучшения демографической ситуации. Результатом реализации мероприятий с 2006 г. стало снижение смертности в 2014 г. на 13,1% (1913 тыс. чел.), а в 2015 г. ее увеличение до 14,2% (из-за эпидемии гриппа в декабре 2014 - апреле 2015 г.).
Среди причин смерти первенствуют болезни системы кровообращения (49,9% или 653,7 на 100 тыс. чел.), которые для трудоспособных граждан от умерших по этой причине в 2014 г. составляли около 30%. Причем, показатели смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в России превышают среднеевропейский уровень в 1,6 раза. На начало 2019 г. к субъектам РФ с самыми высокими показателями смертности в 2018 г. Росстатом были отнесены Псковская и Тверская области, в которых на каждую тысячу жителей приходилось 16,8 умерших (в Новгородской области -16,5; Ивановской области - 16; Владимирской области - 15,8). Наименьшие показатели смертности на Кавказе и Севере страны: Ингушетия - 3; Чечня - 4,2; Дагестан -4,8; Кабардино-Балкария и Якутия - по 7,8; в Тюменской области -7,9.
Для позитивной динамики необходимо укреплять институт семьи, сохранять семейные ценности, материнство и отцовство, повышать престиж и значимость мужчины, создавать благоприятные материальные условия для рождения и воспитания детей. Преодоление кризиса семьи невозможно без усилий органов государственной власти (ОГВ) и органов государственного управления (ОГУ), представителей религиозных конфессий. Укрепление института семьи, семейных ценностей должно стать приоритетом государства. Президент РФ в качестве ключевых задач выделил сбе-
1 Самойлов Василий Дмитриевич - д.п.н., к.в.н., профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин Института экономики и культуры, г. Москва. E-mail: [email protected]
Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
3 Аполихин О.И., Москалева Н.Г, Комарова В.А. Современная демографическая ситуация и проблемы улучшения репродуктивного здоровья населения России // Экспериментальная и клиническая урология 2015. - № 4. - С. 4-14.
4 Гусенко М. Будем здоровы // Российская газета. - М., 2018. - № 209, 20 сентября.
режение народа и поддержку семей1, обратил внимание на нравственность, чем для российского общества и его многонационального народа являются: семья, рождение детей, продолжение рода, уважение к старшим поколениям для укрепления семейных ценностей, будущего государства, гражданского общества, для религиозных организаций, политических партий и СМИ.
Объективно демографический кризис современной России обусловлен: а) потерями почти 27 млн советских граждан в период 2-й Мировой войны; б) миграционными процессами.
Резюмируем: анализ показал, что демографическая ситуация представляет угрозу социально-экономической стабильности и безопасности государства, а также сохранению традиционного уклада жизни. Позитивные тенденции в улучшении демографической ситуации (с 2013 г.) на фоне проблем репродуктивного здоровья граждан нуждаются в государственной поддержке для преодоления до 2040 г. негативных тенденций. В связи с вышеизложенным необходима Концепции охраны репродуктивного здоровья населения (полномочия Минздрава России) с целью улучшения репродуктивного потенциала семьи и снижения репродуктивных потерь граждан РФ. Основные принципы данной Концепции могут составлять: 1) государственная поддержка репродуктивного поведения граждан РФ; 2) создание профилактической среды в области репродуктивного здоровья при личной ответственности гражданина и человека за свое здоровье с учетом признания мужского здоровья неотъемлемым фактором репродуктивного здоровья.
Основные пути улучшения репродуктивного здоровья граждан РФ (прогнозные): а) экстенсивный путь - лечение существующих заболеваний и их осложнений (третичная профилактика для оказания медпомощи) на основе оказания высокотехнологичной и специализированной медпомощи при вызове врача на дом / в стационаре; б) интенсивный путь - сохранение здоровья, санитарно-просветительская работа, первичная профилактика, активное вовлечение граждан в заботу о своем здоровье на основе новых медицинских технологий для усиления профилактики заболеваний, раннее выявление которых и формирование здорового образа жизни высокоэффективно.
2.4. Миграционная безопасность России
Стратегический курс РФ в сфере миграции направлен на повышение благосостояния российских граждан, стабилизацию численности населения, прогресс социально-экономического развития страны, реализацию государственных и геополитических интересов до 2025 г.
Государственная миграционная политика РФ представляет собой целенаправленную деятельность ОГВ и ОГУ по управлению миграционными процессами для обеспечения безопасности страны в соответствии с ее геополитическими интересами, прав и свобод человека и гражданина, решения социально-экономических и демографических задач2. В РФ государственно-правовому регулированию подлежат восемь миграционных процессов: иммиграция, расселение, трудовая миграция, нелегальная миграция, вынужденная миграция, эмиграция, реадмиссия и переселение соотечественников.
По данным Росстата граждан РФ за январь-июль 2018 г. стало меньше на 91,9 тыс. человек (на 1 августа 146,8 млн человек3). Вместе с тем население РФ за 2017 г. увеличилось на 77,4 тыс., а за 2016 г. - на 259,7 тыс. человек. При этом число родившихся в РФ в январе-июле 2018 г. снизилось до 928,9 тыс. человек с 969,4 тыс. человек за аналогичный период 2017 года. Число умерших в январе-июле 2018 г. выросло до 1 млн 99,4 тыс. человек с 1 млн 83,8 тыс. человек в январе-июле 2017 г. Миграционный прирост лишь на 46,1% компенсировал численные потери населения. За январь-июль 2018 г. он составил 78,7 тыс. человек против 119,7 тыс. человек в январе-июле 2017 г.
Следовательно, миграция - это социально-экономическое явление, формирующееся в процессе реализации людьми своих намерений, обусловленных их передвижением, приобретением нового гражданско-правового статуса в местах вселения, интересами семьи, общества и государства. Вызовы и угрозы миграционной безопасности существенно влияют как на стабилизацию и упорядоченность жизнедеятельности граждан РФ, так и на поведенческие мотивы иностранных граждан и лиц без гражданства (ИГ и ЛБГ), которые прибывают на территорию страны для осуществления трудовой деятельности. Кроме того, реализация миграционных намерений гражданами как участниками совокупности миграционных процессов, связана с международной миграцией капитала, его сущностью, содержанием, этапами, причинами и показателями.
Выводы: 1. Государственно-правовое регулирование сферы миграции по политико-концептуальным, социально-экономическим и профессиональным аспектам в России лишено организованности по каждому из восьми миграционных процессов, из чего следует, что: а) реализация гражданами РФ своих 42 свобод и прав, а также семи обязанностей происходит вне социально-правового поля государственной миграционной политики; б) государственно-правовое регулирование миграционных процессов направлено на: беспрецедентное стимулирование «утечки мозгов» высококвалифицированной российской элиты, в том числе молодых специалистов (выпускников престижных вузов); на «содействие добровольному переселению на территорию Российской Федерации соотечественников, проживающих за рубежом».
1 http://www.kremlin.ru/events/president/news/copy/59863
Самойлов В.Д. Основы миграционного права: учебник. - М.: АЭБ МВД России, 2009; Самойлов В.Д. Миграциология. Конституционно-правовые основы: монография. - М., 2013; Самойлов В.Д. Государственно-правовое регулирование социально-экономических и политических процессов: учебник. - М., 2013; Самойлов В. Д. О совершенствовании государственной миграционной политики Российской Федерации // Право и безопасность. 2005. - № 3. - С. 82-88; Самойлов В. О концепции высшего образования офицеров // Высшее образование в России. - М., 2002. - № 6. - С. 76-78 и др.
3 https://www.interfax.ru/russia/ 629861?utm_source=yxnews&utm_medium
2. Анализ государственно-правовых основ обеспечения миграционной безопасности РФ показал, что с упразднением ФМС России (5 апреля 2016 г.) и возвращением ее полномочий в систему МВД России (возложены на Главное управление МВД России по вопросам миграции) уровень защищенности личности, семьи, общества и государства от реальных и потенциальных вызовов и угроз в сфере миграции не повысился.