Научная статья на тему 'Противодействие терроризму и нелегальной миграции в Российской Федерации. Организационно-правовые основы и юридическая ответственность'

Противодействие терроризму и нелегальной миграции в Российской Федерации. Организационно-правовые основы и юридическая ответственность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
192
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
организационно-правовые основы / противодействие терроризму / нелегальная миграция / юридическая ответственность. / organizational and legal basis / counter-terrorism / illegal migration / legal responsibility

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Василий Дмитриевич Самойлов, Шамиль Магомедович Нурадинов

Изложены организационно-правовые основы противодействия терроризму и нелегальной миграции, юридической ответственности за правонарушения в сфере обеспечения государственной безопасности РФ. Для научно-педагогических работников в системе высшего образования представлены опорные предложения для освоения обучающимися знаний, умений, навыков и компетенций по учебным дисциплинам государственно-правовой направленности. Должностные лица федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ могут ознакомиться с авторскими воззрениями на информационно-образовательные технологии прогнозирования возможных вызовов и угроз на стратегическом уровне обеспечения государственной безопасности и противодействия угрозам с учетом юридической ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Василий Дмитриевич Самойлов, Шамиль Магомедович Нурадинов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Combating terrorism and illegal migration in the Russian Federation: organizational and legal basis and legal liability

Organizational and legal bases of counteraction to terrorism and illegal migration, legal responsibility for offenses in the sphere of ensuring state security of the RF are stated; for scientific and pedagogical workers in the system of higher education presented basic proposals for the development of students' knowledge, skills and competencies in the disciplines of state-legal orientation; officials of Federal bodies of state power and bodies of state power of subjects of the RF can get acquainted with author's views on information and educational technologies of forecasting of possible challenges and threats at the strategic level of ensuring the state security and counteraction to threats taking into account legal responsibility.

Текст научной работы на тему «Противодействие терроризму и нелегальной миграции в Российской Федерации. Организационно-правовые основы и юридическая ответственность»

УДК 343 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10185

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ И НЕЛЕГАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ

W W _ _

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Организационно-правовые основы и юридическая ответственность

Василий Дмитриевич САМОЙЛОВ, доктор педагогических наук, кандидат военных наук, профессор, сотрудник Российского союза ветеранов E-mail: vas.samoylow2016@yandex.ru

Шамиль Магомедович НУРАДИНОВ, профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор

Аннотация. Изложены организационно-правовые основы противодействия терроризму и нелегальной миграции, юридической ответственности за правонарушения в сфере обеспечения государственной безопасности РФ.

Для научно-педагогических работников в системе высшего образования представлены опорные предложения для освоения обучающимися знаний, умений, навыков и компетенций по учебным дисциплинам государственно-правовой направленности.

Должностные лица федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ могут ознакомиться с авторскими воззрениями на информационно-образовательные технологии прогнозирования возможных вызовов и угроз на стратегическом уровне обеспечения государственной безопасности и противодействия угрозам с учетом юридической ответственности.

Ключевые слова: организационно-правовые основы, противодействие терроризму, нелегальная миграция, юридическая ответственность.

Annotation. Organizational and legal bases of counteraction to terrorism and illegal migration, legal responsibility for offenses in the sphere of ensuring state security of the RF are stated; for scientific and pedagogical workers in the system of higher education presented basic proposals for the development of students' knowledge, skills and competencies in the disciplines of state-legal orientation; officials of Federal bodies of state power and bodies of state power of subjects of the RF can get acquainted with author's views on information and educational technologies of forecasting of possible challenges and threats at the strategic level of ensuring the state security and counteraction to threats taking into account legal responsibility.

Keywords: organizational and legal basis, counter-terrorism, illegal migration, legal responsibility.

Рассмотрим поэтапно организационно-правовые основы противодействия терроризму и нелегальной миграции в Российской Федерации и юридическую ответственность за правонарушения в сфере безопасности государства.

1. Организационно-правовые основы

противодействия терроризму и нелегальной миграции в Российской Федерации

Организационно-правовые основы противодействия терроризму в РФ определяет Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» от 25 июля

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2019

1998 г. № 130-ФЭ (далее — Закон), содержание которого включает:

1) основы организации борьбы с терроризмом (статьи 5—9);

2) проведение контртеррористических операций (статьи 10—16);

3) возмещение вреда, причиненного в результате террористической акции, и социальную реабилитацию лиц, пострадавших в результате такой акции (статьи 17—18).

Закон установил порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом: федеральных органов исполнительной власти (далее — ФОИВ) и ОИВ субъектов РФ, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан, права, обязанности и гарантии граждан в области борьбы с терроризмом.

Приоритетный тренд государственной миграционной политики — эффективное противодействие нелегальной миграции в системе борьбы с организованной преступностью (далее — оргпреступность) и терроризмом на международном и внутригосударственном уровнях. Для этого решаются следующие задачи1:

1) законодательное и организационное упорядочение процедур административного выдворения и депортации правонарушителей из числа иностранных граждан и лиц без гражданства из РФ;

2) принятие мер для противодействия транснациональной оргпреступности, терроризму, незаконному обороту наркотиков, торговле людьми, нелегальной миграции.

Нелегальная миграция как миграционный процесс представляет собой индивидуальное или коллективное нарушение порядка въезда в РФ, порядка передвижения, выбора места пребывания и жительства, а также порядка выезда из РФ, установленного российским законодательством для иностранных граждан и лиц без гражданства, а также использование российскими гражданами нелегальных способов пересечения госграницы РФ2.

В частности, установлена уголовная ответственность в отношении лиц, использующих поддельные миграционные карты (ст. 327 УК РФ).

Организация правоохранительной деятельности обусловлена влиянием нелегальной миграции на безопасность государства, так как:

1) не уменьшается приток иммигрантов на территорию РФ из государств Юго-Восточной и Средней Азии, Ближнего Востока;

2) с нелегальной миграцией связан глобальный характер деятельности организаций террористов и экстремистов;

3) подпитываемые нелегалами национальные диаспоры совместно с организованными этническими оргпреступными группировками вторгаются в сферу экономики;

4) нелегалы составляют часть структур криминального бизнеса, внедряются в доходные области коммерческой деятельности;

5) нерегулируемая миграция, обостряя отношения между переселенцами и местными жителями, усиливает социальную напряженность;

6) нелегальная миграция влияет на здоровье нации3.

Для формирования организационно-правовых основ противодействия терроризму и нелегальной миграции в РФ автором осуществлен анализ потенциальных вызовов и угроз, а также прогнозирование (см. табл.).

Практическую значимость имеют негосударственные угрозы миру и безопасности государства, что обусловлено субъективным происхождением таких угроз. Какой субъект является источником угроз? Если это террористы, банды, диверсионные группы, то за их деятельность ответственно государство4.

Вывод: для государственно-правового управления миграционными процессами на территории страны и за ее пределами Минобороны России и органы правоохраны следует ориентировать на обеспечение безопасности государства с целью противодействия терроризму и органически с ним связанной нелегальной миграции на российскую территорию, а также на объекты РФ, принадлежащие ей, но находящиеся за ее пределами5.

Проблемы терроризма и транснациональной оргпреступности в контексте незаконного оборота наркотиков и легализации доходов, полученных незаконным путем, угроза распространения ОМП (ОМУ) и его компонентов «негосударственными субъектами» изменили модель международной безопасности, в которую вносятся новые коррективы.

2. Юридическая ответственность

за правонарушения в сфере безопасности государства

Интересы Российского государства состоят в незыблемости его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности, в политической, экономической и социальной стабильности, в обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного со-трудничества6.

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2019

Таблица

Анализ вызовов и угроз противодействия терроризму и нелегальной миграции в России

(состояние и перспективы)

Перепек-тивы ^^ ^^ Годы 2020-2025 2030-2040

Вызовы Провоцирование терактов (terreur — от франц. ужас) для внушения в РФ состояния незащищенности семей, граждан, общества и государства. Страну наполняют «нелегалы» — как внешние трудовые мигранты, так и иммигранты (ежегодно 12 — 15 млн.) Лишение РФ статуса державы; дестабилизация обстановки внутри государства (отдельных субъектов РФ); захват зарубежных активов и собственности РФ; вербовка для подготовки террористов

Угрозы Создание в субъектах РФ, федеральном центре обстановки нестабильности. Незаконное пересечение рубежа — Госграницы РФ. Утечка капиталов в офшорные зоны и «мозгов» в другие страны, а также в структуры ИГИЛ и др. Многими юридическими лицами в РФ руководят (консультируют) ИГ Перенос усилий террористов в область телекоммуникаций (или воздействие на исполнителей извне, вне аудио и видео-средств). Провоцирование паники среди граждан РФ в местах их скопления. Предъявление исков к ОГВ, ОГВУ и др. (в ЕСПЧ, другие суды) для возмещения зарплаты

Прогнозы Прекращение перемещения грузов через территорию РФ в ДРА из стран НАТО и обратно. Только при условии их досмотра ПС ФСБ РФ Разработка и реализация Концепции противодействия терроризму и нелегальной миграции на территорию РФ

Масштабы терроризма и оргпреступности возрастают вследствие конфликтной динамики форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этно-национали-стических интересов. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности компетентных органов по предупреждению терроризма и оргпреступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство7.

В связи с этим актуальна социальная сущность юридической ответственности, ее содержание и структура для решения задач в сфере обеспечения безопасности государства и международного сообщества. Нам представляется актуальным:

а) изучение и использование материалов Нюрнбергского процесса по привлечению к уголовной ответственности руководителей гитлеровской Германии за преступления против человечества;

б) следование формуле о прерогативе Совбе-за ООН (заложена в Уставе ООН) определять угрозы миру и безопасности с целью предотвращения односторонних действий отдельных государств8. В частности, объявление ситуации угрозой миру и безопасности означает возможные действия в соответствии с главой VII Устава ООН.

Резюмируем: нами предлагается четко разделять предметы ведения международного гуманитарного права и внутреннего уголовного права совместно с международным правом борьбы с преступностью9:

1) для урегулирования деятельности традиционных участников международных отношений и «традиционных участников» вооруженных конфликтов, затрагивающих международную безопасность и безопасность государства;

2) с целью выявления криминальной деятельности негосударственных субъектов, преступных с позиций внутреннего уголовного права, включая имплементированные в правовую систему РФ нормы международного права, борьбы с преступностью (на основе соответствующих резо-

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2019

люций Совбеза ООН, решений международных судебных органов).

1 См.: Самойлов В.Д. Государственно-правовые аспекты миграционной безопасности России // Вестник экономической безопасности. 2018. № 2. С. 31—34; Самойлов В.Д. Основы миграционного права: Учебник. М.: АЭД МВД России, 2009. С. 346—369;

Самойлов В.Д. Правовые основы обеспечения национальной безопасности: Учеб. пособие. М.: МИЭМП, 2009;

Указ Президента РФ от 06.05.2011 г. № 590 «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс»;

Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» от 25.07.1998 г. № 130-ФЗ (с изм. от 07.08.2000 г., 21.11. 2002 г.) // СПС «Консультант Плюс»

2 См.: Самойлов В.Д. Государственно-правовые аспекты миграционной безопасности России ...

Самойлов В.Д. Основы миграционного права.

3 См.: Самойлов В.Д. Основы миграционного права. Самойлов В.Д. Правовые основы обеспечения национальной безопасности.

4 См.: Конституция РФ от 12.12.1993 г. // СЗ РФ. 2014. Ст. 4398;

Самойлов В.Д. Государственно-правовые аспекты миграционной безопасности России. Самойлов В.Д., Панов А.И. Миграция как социально-экономическое явление // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2018. № 3 (19). С. 191—196; Самойлов В.Д. Основы миграционного права.

5 См.: Самойлов В.Д. Государственно-правовые аспекты миграционной безопасности России .

Самойлов В.Д., Панов А.И. Указ. соч.

6 См.: Конституция РФ.

Самойлов В.Д. Основы миграционного права. Тришкин С.В. Правовые основы защиты окружающей среды в период вооруженного конфликта: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2004; Указ Президента РФ от 06.05.2011 г. № 590 «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс»;

Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» от 25.07.1998 г. № 130-ФЗ (с изм. от 07.08.2000 г., 21.11. 2002 г.) // СПС «Консультант Плюс»; Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 23.06.2016 г. № 208-ФЗ (вступил в силу 01.01.2017 г.) // СПС «Консультант Плюс»

7 См.: Самойлов В.Д. Государственно-правовые аспекты миграционной безопасности России.

Самойлов В.Д. Основы миграционного права. Тихомиров Ю.А. Геополитические императивы безопасности Российского государства // Гос-во и право. 2005. № 1;

Указ Президента РФ от 06.05.2011 г. № 590 «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации».

8 См.: Самойлов В.Д. Основы миграционного права. Тришкин С.В. Указ. соч.

9 См.: Самойлов В.Д. Основы миграционного права. Самойлов В.Д. Правовые основы обеспечения национальной безопасности.

Библиографический список

1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. // СЗ РФ. 2014. Ст. 4398.

2. Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» от 25.07.1998 г. № 130-ФЗ (с изм. от 07.08.2000 г., 21.11.2002 г.) // СПС «Консультант Плюс»

3. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 23.06.2016 г. № 208-ФЗ (вступил в силу 01.01.2017 г.) // СПС «Консультант Плюс»

4. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г.: Указ Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537 // СПС «Консультант Плюс»

5. Указ Президента РФ от 06.05.2011 г. № 590 «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс»

6. Самойлов В.Д. Государственно-правовые аспекты миграционной безопасности России // Вестник экономической безопасности. 2018. № 2. С. 31—34.

7. Самойлов В.Д. Основы миграционного права: Учебник. М.: АЭД МВД России, 2009.

8. Самойлов В.Д. Правовые основы обеспечения национальной безопасности: Учеб. пособие. М.: МИЭМП, 2009. 95 с.

9. Самойлов В.Д., Панов А.И. Миграция как социально-экономическое явление // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2018. № 3 (19). С. 191—196.

10. Самойлов В.Д., Соловьёва М.Л. Институт российского гражданства как инструмент обеспечения безопасности государства (экспертно-аналитическая оценка) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. 2018. № 7. С. 162—165.

11. Тихомиров Ю.А. Геополитические императивы безопасности Российского государства // Гос-во и право. 2005. № 1.

12. Тришкин С.В. Правовые основы защиты окружающей среды в период вооруженного конфликта: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. 17 с.

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.