Научная статья на тему 'Противодействие терроризму и нелегальной миграции в российской Федерации: организационно-правовые основы и юридическая ответственность'

Противодействие терроризму и нелегальной миграции в российской Федерации: организационно-правовые основы и юридическая ответственность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
127
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
организационно-правовые основы / противодействие терроризму / нелегальная миграция / юридическая ответственность. / organizational and legal basis / counter-terrorism / illegal migration / legal responsibility

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Василий Дмитриевич Самойлов, Шамиль Магомедович Нурадинов

Изложены организационно-правовые основы противодействия терроризму и нелегальной миграции, юридической ответственности за правонарушения в сфере обеспечения государственной безопасности РФ; для научно-педагогических работников в системе высшего образования представлены опорные предложения для усвоения обучающимися знаний, умений, навыков и компетенций по учебным дисциплинам государственно-правовой направленности; должностные лица федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ могут ознакомиться с авторскими воззрениями на информационно-образовательные технологии прогнозирования возможных вызовов и угроз на стратегическом уровне обеспечения государственной безопасности и противодействия угрозам с учетом юридической ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Василий Дмитриевич Самойлов, Шамиль Магомедович Нурадинов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMBATING TERRORISM AND ILLEGAL MIGRATION IN THE RUSSIAN FEDERATION: ORGANIZATIONAL AND LEGAL BASIS AND LEGAL LIABILITY

Organizational and legal bases of counteraction to terrorism and illegal migration, legal responsibility for offenses in the sphere of ensuring state security of the RF are stated; for scientific and pedagogical workers in the system of higher education presented basic proposals for the development of students ' knowledge, skills and competencies in the disciplines of state-legal orientation; officials of Federal bodies of state power and bodies of state power of subjects of the RF can get acquainted with author's views on information and educational technologies of forecasting of possible challenges and threats at the strategic level of ensuring the state security and counteraction to threats taking into account legal responsibility.

Текст научной работы на тему «Противодействие терроризму и нелегальной миграции в российской Федерации: организационно-правовые основы и юридическая ответственность»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 34 ББК 67

DOI 10.24411/2073-0454-2019-10190 © В.Д. Самойлов, Ш.М. Нурадинов, 2019

Научная специальность 12.00.02 — конституционное право, конституционный судебный процесс, муниципальное право

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ И НЕЛЕГАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Василий Дмитриевич Самойлов, доктор педагогических наук, кандидат военных наук, профессор, сотрудник Российского союза ветеранов

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]

Шамиль Магомедович Нурадинов, профессор кафедры конституционного права, доктор юридических наук, профессор

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]

Аннотация. Изложены организационно-правовые основы противодействия терроризму и нелегальной миграции, юридической ответственности за правонарушения в сфере обеспечения государственной безопасности РФ; для научно-педагогических работников в системе высшего образования представлены опорные предложения для усвоения обучающимися знаний, умений, навыков и компетенций по учебным дисциплинам государственно-правовой направленности; должностные лица федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ могут ознакомиться с авторскими воззрениями на информационно-образовательные технологии прогнозирования возможных вызовов и угроз на стратегическом уровне обеспечения государственной безопасности и противодействия угрозам с учетом юридической ответственности.

Ключевые слова: организационно-правовые основы, противодействие терроризму, нелегальная миграция, юридическая ответственность.

COMBATING TERRORISM AND ILLEGAL MIGRATION IN THE RUSSIAN FEDERATION: ORGANIZATIONAL AND LEGAL BASIS AND LEGAL LIABILITY

Vasily D. Samoilov, doctor of pedagogical sciences, candidate of military sciences, professor, employee of the Russian Union of veterans

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]

Shamil M. Nuradinov, professor of the department of constitutional law, doctor of legal sciences, professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]

Annotation. Organizational and legal bases of counteraction to terrorism and illegal migration, legal responsibility for offenses in the sphere of ensuring state security of the RF are stated; for scientific and pedagogical workers in the system of higher education presented basic proposals for the development of students ' knowledge, skills and competencies in the disciplines of state-legal orientation; officials of Federal bodies of state power and bodies of state power of subjects of the RF can get acquainted with author's views on information and educational technologies of forecasting of possible challenges and threats at the strategic level of ensuring the state security and counteraction to threats taking into account legal responsibility.

Keywords: organizational and legal basis, counter-terrorism, illegal migration, legal responsibility.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Самойлов В.Д., Нурадинов Ш.М. Противодействие терроризму и нелегальной миграции в Российской Федерации: организационно-правовые основы и юридическая ответственность. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(4):37-40.

Организационно-правовые основы противодействия терроризму и нелегальной миграции в Российской Федерации

Организационно-правовые основы противодействия терроризму в РФ определяет Федеральный

закон от 25 июля 1998 г. № 130-Ф3 «О борьбе с терроризмом» [11] (далее — Закон), содержание которого включает: 1) основы организации борьбы с терроризмом (ст. 5-9); 2) проведение контртеррористических операций (ст. 10-16); 3) возмещение вреда,

причиненного в результате террористической акции, и социальную реабилитацию лиц, пострадавших в результате такой акции (ст. 17-18).

Закон установил порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом — федеральных органов исполнительной власти (далее — ФОИВ) и ОИВ субъектов РФ, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан, права, обязанности и гарантии граждан в области борьбы с терроризмом.

Приоритетный тренд государственной миграционной политики — эффективное противодействие нелегальной миграции в системе борьбы с организованной преступностью (далее — оргпреступность) и терроризмом на международном и внутригосударственном уровнях. Для этого решаются задачи [2; 4; 5; 10-14]:

1) законодательное и организационное упорядочение процедур административного выдворения и депортации правонарушителей из числа иностранных граждан и лиц без гражданства из РФ;

2) принятие мер для противодействия транснациональной оргпреступности, терроризму, незаконному обороту наркотиков, торговле людьми, нелегальной миграции.

Нелегальная миграция как миграционный процесс представляет собой индивидуальное или коллективное нарушение порядка въезда в РФ, порядка передвижения, выбора места пребывания и жительства, а также порядка выезда из РФ, установленного российским законодательством для иностранных

Табл. 1. Анализ вызовов и угроз про!

граждан (ИГ) и лиц без гражданства (ЛБГ), а также использование российскими гражданами (РГ) нелегальных способов пересечения госграницы РФ [2; 4; 13; 14]. В частности, установлена уголовная ответственность в отношении лиц, использующих поддельные миграционные карты (ст. 327 УК РФ).

Организация правоохранительной деятельности обусловлена влиянием нелегальной миграции на безопасность государства, так как:

1) не уменьшается приток иммигрантов на территорию РФ из государств Юго-Восточной и Средней Азии, Ближнего Востока;

2) с нелегальной миграцией связан глобальный характер деятельности организаций террористов и экстремистов;

3) подпитываемые нелегалами национальные диаспоры, совместно с организованными этническими оргпреступными группировками, вторгаются в сферу экономики;

4) нелегалы составляют часть структур криминального бизнеса, внедряются в доходные области коммерческой деятельности;

5) нерегулируемая миграция, обостряя отношения между переселенцами и местными жителями, усиливает социальную напряженность;

6) нелегальная миграция влияет на здоровье нации [4; 5].

Для формирования организационно-правовых основ противодействия терроризму и нелегальной миграции в РФ авторами осуществлен анализ потенциальных вызовов и угроз, а также их прогнозирование (табл. 1).

водействия терроризму и нелегальной миграции в России

(состояние и перспективы)

Перспективы 2020-2025 г. 2030-2040 г.

Вызовы • провоцирование терактов (terreur — от франц. ужас) для внушения в РФ состояния незащищенности семей, граждан, общества и государства; • страну наполняют «нелегалы» — как внешние трудовые мигранты, так и иммигранты (ежегодно 12-15 млн) • лишение РФ статуса державы; • дестабилизация обстановки внутри государства (отдельных субъектов РФ); • захват зарубежных активов и собственности РФ; • вербовка для подготовки террористов

Угрозы • создание в субъектах РФ, федеральном центре обстановки нестабильности; • незаконное пересечение рубежа госграницы РФ; • утечка капиталов в оффшорные зоны и «мозгов» в другие страны, а также в структуры ИГИЛ и др.; • многими юридическими лицами в РФ руководят (консультируют) ИГ • перенос усилий террористов в области телекоммуникаций (или воздействие на исполнителей извне, вне аудио и видео средств); • провоцирование паники среди граждан РФ в местах их скопления; • предъявление исков к ОГВ, ОГВУ и др. (в ЕСПЧ, другие суды) для возмещения зарплаты

Прогнозы Прекращение перемещения грузов через территорию РФ в ДРА из стран НАТО и обратно. Только при условии их досмотра ПС ФСБ РФ Разработка и реализация Концепции противодействия терроризму и нелегальной миграции на территорию РФ

Практическую значимость имеют негосударственные угрозы миру и безопасности государства, что обусловлено субъективным происхождением таких угроз. Какой субъект является источником угроз? Если это террористы, банды, диверсионные группы, то за их деятельность ответственно государство [14; 10; 11; 13; 14].

Вывод: для государственно-правового управления миграционными процессами на территории страны и за ее пределами Минобороны России и органы правоохраны следует ориентировать на обеспечение безопасности государства с целью противодействия терроризму и органически с ним связанной нелегальной миграцией на российскую территорию, а также на объекты РФ, принадлежащие ей, но находящиеся за ее пределами [2; 3].

Проблемы терроризма и транснациональной оргпреступности в контексте незаконного оборота наркотиков и легализации доходов, полученных незаконным путем, угроза распространения ОМП (ОМУ) и его компонентов «негосударственными субъектами» изменили модель международной безопасности, в которую внедряются новые коррективы.

Юридическая ответственность за правонарушения в сфере безопасности государства

Интересы российского государства состоят в незыблемости его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности, в политической, экономической и социальной стабильности, в обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества [1; 4; 9-14].

Масштабы терроризма и оргпреступности возрастают вследствие конфликтной динамики форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этно-националистических интересов. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности компетентных органов по предупреждению терроризма и оргпреступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство [2; 4; 8; 10; 13; 14].

В связи с этим актуальна социальная сущность юридической ответственности, ее содержание и струк-

тура для решения актуальных задач в сфере обеспечения безопасности государства и международного сообщества. Нам представляется актуальным:

а) изучение и использование материалов Нюрнбергского процесса по привлечению к уголовной ответственности руководителей гитлеровской Германии за преступления против человечества;

б) следование формуле о прерогативе Совбеза ООН (заложена в Уставе ООН), определять угрозы миру и безопасности с целью предотвращения односторонних действий отдельных государств [4; 9].

В частности, объявление ситуации угрозой миру и безопасности означает возможные действия в соответствии с гл. VII Устава ООН.

Резюмируем. Авторами предлагается четко разделять предметы ведения международного гуманитарного права и внутреннего уголовного права совместно с международным правом борьбы с преступностью [4; 5]:

1) для урегулирования деятельности традиционных участников международных отношений и «традиционных участников» вооруженных конфликтов, затрагивающих международную безопасность и безопасность государства;

2) с целью выявления криминальной деятельности негосударственных субъектов, преступных с позиций внутреннего уголовного права, включая имплементированные в правовую систему РФ нормы международного права, борьбы с преступностью (на основе соответствующих резолюций Совбеза ООН, решений международных судебных органов.

Литература

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. Самойлов В.Д. Государственно-правовые аспекты миграционной безопасности России // Вестник экономической безопасности. 2018. № 2. С. 31-34.

3. Самойлов В.Д., Панов А.И. Миграция как социально-экономическое явление // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2018. № 3 (19). С. 191-196.

4. Самойлов В.Д. Основы миграционного права: Учебник. М.: АЭД МВД России, 2009.

5. Самойлов В.Д. Правовые основы обеспечения национальной безопасности: Учеб. пособие. М.: МИЭМП, 2009.

6. Самойлов В.Д., Соловьева М.Л. Институт российского гражданства как инструмент обеспечения безопасности государства (экспертно-аналити-ческая оценка) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. 2018. № 7. С. 162-165.

7. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. // Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537.

8. Тихомиров Ю.А. Геополитические императивы безопасности Российского государства // Государство и право. 2005. № 1.

9. Тришкин С.В. Правовые основы защиты окружающей среды в период вооруженного конфликта: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2004.

10. Указ Президента РФ от 6 мая 2011 г. № 590 «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации».

11. Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» (с изм. от 7 августа 2000 г., 21 ноября 2002 г.).

12. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 208-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (вступил в силу 1 января 2017 г.).

13. Самойлов В.Д. О совершенствовании государственной миграционной политики Российской Федерации // Право и безопасность. 2005. № 3. С. 82-88.

14. Самойлов В.Д. Методология преподавания юриспруденции в системе высшего образования России: Моногр. М.: Юнити-Дана, 2016.

References

1. Konstitutsiya RF ot 12 dekabrya 1993 g. // SZ RF. 2014. № 31. St. 4398.

2. Samoylov V.D. Gosudarstvenno-pravovye aspek-ty migratsionnoy bezopasnosti Rossii // Vestnik ekono-micheskoy bezopasnosti. 2018. № 2. S. 31-34.

3. Samoylov V.D., Panov A.I. Migratsiya kak sot-sial'no-ekonomicheskoe yavlenie // Ekonomicheskie i sotsial'no-gumanitarnye issledovaniya. 2018. № 3 (19). S. 191-196.

4. Samoylov V.D. Osnovy migratsionnogo prava: Uchebnik. M.: AED MVD Rossii, 2009.

5. Samoylov V.D. Pravovye osnovy obespecheniya natsional'noy bezopasnosti: Ucheb. posobie. M.: MIEMP, 2009.

6. Samoylov V.D., Solov'eva M.L. Institut rossiy-skogo grazhdanstva kak instrument obespecheniya bez-opasnosti gosudarstva (ekspertno-analiticheskaya otsen-ka) // Sovremennaya nauka: aktual'nyye problemy teorii i praktiki. 2018. № 7. S. 162-165.

7. Strategiya natsional'noy bezopasnosti RF do 2020 g. // Ukaz Prezidenta RF ot 12 maya 2009 g. № 537.

8. Tikhomirov Yu.A. Geopoliticheskie imperativy bezopasnosti Rossiyskogo gosudarstva // Gosudarstvo i pravo. 2005. № 1.

9. Tiishkin S.V. Pravovye osnovy zashchity okruz-hayushchey sredy v period vooruzhennogo konflikta: Avtoref. diss. ... kand. yurid. nauk. M., 2004.

10. Ukaz Prezidenta RF ot 6 maya 2011 g. № 590 «Voprosy Soveta Bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii».

11. Federal'nyy zakon ot 25 iyulya 1998 g. № 130-FZ «O bor'be s terrorizmom» (s izm. ot 7 avgusta 2000 g., 21 noyabrya 2002 g.).

12. Federal'nyy zakon ot 23 iyunya 2016 g. № 208-FZ «O vnesenii izmeneniy v Federal'nyy zakon «Ob in-formatsii, informatsionnykh tekhnologiyakh i o zashchite informatsii» i Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob admini-strativnykh pravonarusheniyakh» (vstupil v silu 1 yan-varya 2017 g.).

13. Samoylov V.D. O sovershenstvovanii gosudarst-vennoy migratsionnoy politiki Rossiyskoy Federatsii // Pravo i bezopasnost'. 2005. № 3. S. 82-88.

14. Samoylov V.D. Metodologiya prepodavaniya yurisprudentsii v sisteme vysshego obrazovaniya Rossii: Monogr. M.: Yuniti-Dana, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.