УДК 34 ББК 67
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНТЕРПОЛА
НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ КУЗЬМИН,
кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры ОРД и СТ Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
ЯНА НИКОЛАЕВНА ЧИКОВА, кандидат юридических наук,
заместитель начальника кафедры ОРД и СТ Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ЗАВЬЯЛОВ, заместитель начальника кафедры ОРД и СТ Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
E-mail: [email protected]
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассмотрена сложившаяся в России наркоситуация, современное состояние противодействия органов внутренних дел незаконному обороту наркотиков, возможности Международной организации уголовной полиции — Интерпола в противодействии преступности, в общем и наркопреступности в частности.
Ключевые слова: незаконный оборот наркотиков, наркопреступность, Интерпол, органы внутренних дел.
Annotation. The drug situation in Russia, the current state of counteraction of internal Affairs bodies drug trafficking, the international organization of criminal polition of Interpol in combating crime in General and drug trafficking in particular.
Keywords: drug trafficking, Interpol, drug trafficking, the bodies of internal Affairs.
Наркоситуация в нашей стране несмотря на предпринимаемые государством усилия продолжает оставаться крайне сложной. Анализ криминогенной обстановки в стране свидетельствует о качественно-количественных и структурных изменениях современной преступности в сфере наркобизнеса. Так, в 2011 году было зарегистрировано — 215 214, в 2012 — 218 974, 2013 — 231 462, в 2014 — 254 730 преступлений, связанных с распространением наркотиков, причем 64,2% из которых было выявлено органами внутренних дел1.
По данным министерства здравоохранения и социального развития, уровень немедицинского потребления наркотиков в нашей стране с 1996 года вырос в 20 раз. Сейчас в России насчитывается 550 тысяч официально зарегистрированных потре-
бителей наркотиков. В действительности эта цифра еще больше2.
Продолжается экспансия наркотиков опийной группы. По оценкам авторов доклада глобальной комиссии Организации Объединенных Наций (далее — ООН) по антинаркотической политике, с 1998 по 2008 год мировое потребление нелегальных опиатов возросло на 35%, кокаина — на 28% и марихуаны — на 8,5%. Не является исключением и Россия. По данным ФСКН, в настоящее время количество наркозависимых составляет от 2 до 2,5 млн человек в возрасте от 18 до 35 лет. Ежегодно 80 тыс. человек впервые пробуют наркотики, а 30 тыс. — погибают3.
По-прежнему по объему изъятий наркотических средств и распространенности доминируют наркотики растительного происхождения. Четы-
ре пятых этой массы составляют производимые из конопли наркотические средства каннабисной группы.
С созданием Таможенного союза создались предпосылки для расширения контрабанды наркотиков центрально-азиатского происхождения в Российскую Федерацию. В 2014 году органами внутренних дел выявлено 1 345 преступлений, предусмотренных ст. 229.1 УК РФ (контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров)4.
При этом в последние годы наглядно прослеживается тенденция к сокращению объемов поставок опия и, как следствие, уменьшению доли этого наркотика в российском незаконном обороте, его замещению афганским героином.
Значительная часть героина стала оседать на наркорынке приграничных субъектов России. Наша страна все больше вовлекается в незаконный оборот кокаина. Среди всего спектра наркотиков нелегального рынка, кокаин является одним из распространенных и высокодоходных препаратов в мире. В этом плане Россия повторяет путь уже пройденный ранее другими европейскими государствами.
Общая масса наркотических средств, изъятых правоохранительными органами Российской Федерации из незаконного оборота в 2014 году, составила 21,3 т., что на 1,4% меньше, чем за 2013 год. При этом рост изъятий героина составил 43,5% (до 2,4 т.), синтетических наркотиков — 133% (до 2,6 т.), снижение изъятий каннабиноидов составило 10,9% (до 15,5 т.)5.
При этом анализ наркоситуации, основанный на поступающей информации, позволяет предполагать, что в настоящее время российские организованные преступные группы полностью интегрированы в качестве полноправных участников в систему международного кокаинового наркотрафика, «погода» в котором делается латиноамериканскими наркокартелями.
Ярко выраженной тенденцией является замещение высококонцентрированных наркотических средств (например, героина) синтетическими психоактивными веществами и наркосодержащими лекарственными препаратами, имеющими более низкую стоимость. При этом география распространения указанных наркотических средств постоянно
расширяется, а их доля в общей структуре потребления постоянно увеличивается.
Особую тревогу вызывает стремление наркодельцов к налаживанию нелегального производства синтетических наркотиков, таких как амфетамин и метамфетамин, в условиях подпольных лабораторий.
Одним из шагов, направленных на частичное ослабление напряженности сложившейся ситуации, стала разработка при активном участии МВД России проекта постановления Правительства Российской Федерации, позволяющего директору ФСКН принимать решение о временном приостановлении оборота веществ, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлены ограничения и запреты, но обладающих схожим с наркотическими средствами или психотропными веществами воздействием на организм человека.
Значимое влияние на наркоситуацию в России оказывают миграционные процессы. Риск поступления наркотиков возрастает по мере увеличивающегося притока в страну иностранных граждан, в том числе из наркоопасных регионов, и их неконтролируемого перемещения по российской территории. По экспертным оценкам количество мигрантов из Центральной Азии, проживающих в России достигает от 10 до 15% трудоспособного населения, так как они зачастую находятся в стране нелегально, без регистрации, пополняя ряды перевозчиков и распространителей наркотиков.
В распространении опиатов и каннабиноидов активное участие принимают представители таджикских, узбекских, азербайджанских и цыганских преступных группировок, имеющие устойчивые родственные и деловые связи в среднеазиатских государствах и Закавказье.
В настоящее время в сбыте синтетических наркотиков лидирующее положение завоевывают представители китайской диаспоры.
На фоне сложившейся ситуации органы внутренних дел Российской Федерации продолжают вносить существенный вклад в борьбу с незаконным оборотом наркотиков. Так, в январе-августе 2015 года органами внутренних дел выявлено 105,3 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков6.
Крупнейшим событием в сфере реализации государственной антинаркотической политики, направленной на предупреждение и борьбу с наркотизацией и связанной с нею преступностью стала разработка и утверждение Указом Президента Российской Федерации № 690 от 9 июня 2010 г. (ред. от 01.07.2014) Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года.
В качестве генеральной цели стратегии определено существенное снижение к 2020 году незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, масштабных последствий их незаконного оборота для безопасности и здоровья личности, общества и государства.
Основными направлениями стратегии выделено:
• сокращение предложения наркотиков путем целенаправленного пресечения их нелегального производства и оборота внутри страны, противодействия наркоагрессии;
• сокращение спроса на наркотики путем совершенствования системы профилактической, лечебной и реабилитационной работы;
• развитие и укрепление международного сотрудничества в сфере контроля над наркотиками. Антинаркотический фронт сегодня условно
можно разделить на несколько участков. Одно из направлений — полицейское, находящееся в зоне ответственности всех правоохранительных органов.
В период с 5 по 7 июня 2013 года в Москве состоялась 30-ая Международная конференция правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, где перед делегатами форума — руководителями антинаркотических ведомств из более чем 120 стран мира, а также главами и представителями международных организаций выступил Президент Российской Федерации В.В. Путин.
В ходе конференции были обсуждены вопросы, касающиеся региональных и общемировых тенденций незаконного оборота наркотиков, сотрудничества национальных полиций, координации действий при проведении совместных операций. В своем выступлении Президент РФ отметил, что наркобизнес стал глобальным вызовом всему мировому сообществу, а для отдельных государств, превратился в общенациональное бедствие. Россия поддерживает
центральную координирующую роль ООН в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Принципиально важно достичь целей, поставленных в Политической декларации и Плане действий по борьбе с мировой проблемой наркотиков, принятых на 64-й сессии Генеральной ассамблеи ООН, а именно — добиться сокращения к 2019 году производства в мире наиболее опасных наркотиков, включая героин и кокаин. Особое внимание необходимо уделить ситуации в Афганистане. По оценкам Управления ООН по наркотикам и преступности, там действуют тысячи нарколабораторий.
Следствием этого события послужило подписание 8 июня 2013 года Президентом РФ Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных веществ», в котором определяются полномочия федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, в том числе полномочия по установлению порядка и обеспечения проведения социально-психологического тестирования и профилактического осмотра обучающихся в целях раннего выявления употребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача.
Кроме того, Президент РФ подписал Федеральный закон от 3 февраля 2015 г. № 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на противодействие обороту в России новых потенциально опасных психоактивных веществ. В частности, документ закрепляет определение новых потенциально опасных психоактивных веществ (под ними понимаются вещества, воспроизводящие основную химическую структуру наркотических средств или психотропных веществ и схожие с ними по физиологическому воздействию на организм человека); устанавливает запрет оборота новых потенциально опасных психоактивных веществ на территории России (включая их производство, изготовление, переработку, приобретение, хранение, перевозку, пересылку, ввоз на территорию РФ, вывоз из стра-
ны в целях сбыта, а также незаконный сбыт) и регламентирует порядок формирования и ведения реестра новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в РФ запрещен, а также вводит запрет на потребление новых потенциально опасных психоактивных веществ и пропаганду их потребления7.
Отдельно следует отметить, что в связи с принятием в 2014 году в состав Российской Федерации Республики Крым и г. Севастополя правоохранительные органы России на территории новых субъектов вынуждены создавать оптимальную структуру с возможностью пресечения наркоканалов в ключевых местах Крымского полуострова — крупных портовых комплексах и транспортных узлах, в приграничной зоне Российской Федерации.
Как правило, незаконные операции с наркотическими средствами проходят через несколько регионов, а порою и государств, обуславливая необходимость взаимодействия участников и лидеров организованных преступных сообществ.
Существенный потенциал в повышении эффективности деятельности по выявлению и перекрытию каналов поступления наркотиков на территорию России заложен в укреплении межведомственного взаимодействия, налаживании приграничного сотрудничества, проведении специальных оперативно-профилактических операций, целью которых является борьба с контрабандой наркотиков.
В 2014 году проведены совместные с ФСКН, ФТС, ПС ФСБ, МО России межведомственные оперативно-профилактические мероприятия «Звезда Каспия», «Норд-Ост», «Балтийский ветер», «Цунами» «Урожай», «Проводник», «Чистое небо», «Мак-2014».
Среди приоритетных общих задач, стоящих перед правоохранительными органами разных стран — разработка и проведение совместных антинаркотических операций. Россия обладает достаточным опытом в этой сфере.
В связи с вышеизложенным, особую актуальность приобретает вопрос совершенствования системы взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств, занятых в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
В настоящее время в области международного сотрудничества правоохранительных органов
России и иных зарубежных стран произошли значительные качественные изменения. Они касаются совершенствования правовых основ взаимодействия, организационных изменений информационного обеспечения данного сотрудничества в сфере противодействия наркопреступности посредством использования возможностей международной организации уголовной полиции — Интерпола, деятельность которой направлена на повышение эффективности организационно-тактических форм оперативно-розыскной деятельности и осуществление оперативно-розыскного контроля над незаконным оборотом наркотиков.
Для борьбы с наркобизнесом у Интерпола имеется ряд действенных инструментов, таких как международные уведомления с «зеленым углом», ST-формы, сообщения о включении в банк данных Генерального секретариата лиц, причастных к деятельности преступных сообществ, сводка о постановке лиц на учет в банк данных Национального центрального бюро Интерпола МВД России. Указанные возможности направлены на пополнение учетов Интерпола сведениями, необходимыми для отслеживания перемещения лиц, причастных к незаконному обороту наркотических средств и их производных, что позволяет устанавливать преступные связи фигурантов, осуществлять их проверки по национальным учетам иностранных государств, а также по базам данных Генерального секретариата8.
Одним из направлений деятельности Международной организации уголовной полиции по борьбе с распространением наркотиков является использование систем удаленного доступа к ресурсам Интерпола (штаб-квартира находится в г. Леон, Франция) при осуществлении проверок прибывающих иностранцев, что позволяет отслеживать въезд представителей криминальных структур на территорию России.
Анализ практики свидетельствует о том, что в большинстве случаев информационно-аналитические возможности Интерпола используются оперативными подразделениями не в полном объеме. Как показывают результаты анкетирования оперативных сотрудников, большинство из них осуществляют оперативно-розыскную деятельность, не располагая достаточными знаниями об информационных массивах Интерпола.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Необходимость международного сотрудничества в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиком при посредничестве Интерпола обуславливается рядом факторов, среди которых можно выделить:
• объективный рост количества международных и межрегиональных организованных преступных сообществ, в сфере наркобизнеса;
• недостаточный уровень информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности оперативных подразделений по выявлению и пресечению наркопреступлений на международном уровне;
• разработка и внедрение передовых информационных массивов Интерпола, направленных на повышение количества раскрываемости преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков;
• низкая эффективность взаимодействия правоохранительных органов в процессе документирования межгосударственных организованных преступных сообществ, в сфере наркобизнеса, в том числе лидеров наркосиндикатов.
Таким образом, Международная организация уголовной полиции — Интерпол является частью
правоохранительной системы в мире, которая не только собирает и анализирует сведения в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков, но и активно содействует достижению результатов в оперативно-служебной деятельности. Действующим сотрудникам оперативных подразделений органов внутренних дел необходимо знать о таких возможностях и уметь ими пользоваться в своей повседневной деятельности, с целью повышения ее эффективности.
1 Сборник ФГКУ «ГИАЦ МВД России» — «Состояние преступности в России январь—декабрь 2014 г.».
2 http://www.medroad.ru/bolezni/vlijanie-narkotikov-na-razvitie-obschestva-v-rossii.html дата обращения 06.10.2015 г.
3 http://www.medroad.ru/bolezni/vlijanie-narkotikov-na-razvitie-obschestva-v-rossii.html дата обращения 06.10.2015 г.
4 Сборник ФГКУ «ГИАЦ МВД России» — «Состояние преступности в России январь—декабрь 2014 г.».
5 http://fskn.gov.ru/pages/main/prevent/3939/10395/31988/35240/ рпй^Мт! дата обращения 06.10.2015 г.
6 https://mvd.ru/folder/101762/item/6517451/ дата обращения 07.10.2015 г.
7 http://www.garant.ru/news/605264/#ixzz3nrxJ3jBb дата обращения 07.10.2015 г.
8 Приказ МВД РФ № 786, Минюста РФ № 310, ФСБ РФ № 470, ФСО РФ № 454, ФСКН РФ № 333, ФТС РФ № 971 от 06.10.2006 (ред. от 22.09.2009) «Об утверждении инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола».
Таможенное право. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» и «Таможенное дело» / под ред. Н.Д. Эриашвили. 6-е издание, переработанное и дополенное. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 303 с. (серия «Dura lex, sed lex»)
Учебник состоит из трех разделов: «Общие положения», «Таможенная деятельность» и «Обеспечение законности деятельности таможенных органов».
В новом издании учтены изменения в законодательстве, а также решения Конституционного Суда РФ и иных государственных судебный органов по состоянию на 1 марта 2015 г.
Для студентов (курсантов) высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» и «Таможенное дело», юристов, а также для преподавателей, аспирантов (адъюнктов), практических работников правоохранительных и других органов.
ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО
Учебник Шестое издание