Актуальные проблемы конституционного права
КОНТРАБАНДА НАРКОТИКОВ - ОДНА ИЗ РЕАЛЬНЫХ УГРОЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
А.В. Богданов,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры ОРД МосУ МВД России Н.Т. Кочукаев,
кандидат юридических наук, доцент кафедры ОРД МосУ МВД России
Е.Н. Хазов, доктор юридических наук, профессор
Аннотация. В статье рассматриваются проблемные вопросы и перспективные направления деятельности правоохранительных органов по противодействию контрабанде наркотиков в Российской Федерации. Материалы, изложенные в статье, могут быть использованы в практической деятельности правоохранительных органов.
Ключевые слова: наркопреступность, контрабанда наркотиков и психотропных веществ, организованная наркопреступность, преступность, профилактика, оперативно-разыскные мероприятия.
DRUG TRAFFICKING - ONE OF REAL THREATS OF NATIONAL SECURITY OF RUSSIA
А.У. Bogdanov,
the candidate of jurisprudence, the senior lecturer,
N.T. Kochukaev, the candidate of jurisprudence, the senior lecturer,
ЕЖ Khazov, the doctor jurisprudence, professor
Annotation. In article problem questions and perspective activities of law enforcement agencies on drug trafficking counteraction in the Russian Federation are considered. Materials stated in article, can be used in practical activities of law enforcement agencies.
Keywords: narcocrime, drug trafficking and the psychotropic substances, the organized narcocrime, crime, prevention, investigation and search operations.
Контрабанда наркотиков представляет реаль- Несмотря на предпринимаемые государством
ную угрозу национальной безопасности России. усилия, приходится констатировать тот факт, что
Контрабанда и незаконный сбыт наркотических наркоситуация в Российской Федерации продолжа-
средств занимают одно из первых мест в мировом ет оставаться крайне сложной.
криминальном бизнесе. Незаконный оборот наркотических средств
Наибольшую опасность представляют между- представляет собой серьезную угрозу для здоровья народные организованные группы и преступные и благополучия людей и оказывает отрицательное сообщества (преступные организации), которыми в воздействие на экономические, культурные и полицелях получения устойчивого преступного дохода тические основы общества. Сохраняется высокий от сбыта наркотических средств налажены каналы уровень незаконного распространения наркотиков контрабандных поставок наркотиков на территорию среди населения страны, особенно в детской и мо-Российской Федерации. Деятельность указанных лодежной среде. Увеличивается доля высококон-преступных групп отличается своей сплоченно- центрированных и синтетических наркотических стью, устойчивостью, наличием постоянных связей средств и психотропных веществ в их незаконном между ее членами и соблюдением строжайших мер обороте. В сбыт наркотиков вовлекаются несовер-конспирации. шеннолетние, женщины, безработные.
Актуальные проблемы конституционного права
Масштабы незаконного распространения наркотиков на территории Российской Федерации привели к тому, что наркотизация населения страны обоснованно отнесена к одной из основных угроз национальной безопасности.
Географическое положение пограничных территорий России, их близость к источникам культивирования и производства наркотиков, наличие развитой системы международного транспортного сообщения, а также складывающиеся в регионах страны определенные социально-экономические условия по-прежнему остаются главными факторами, определяющими обстановку на таможенной границе России, связанную с контрабандой наркотиков.
Вполне закономерно, что многие меры по противодействию незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими должны осуществляться на международном уровне, в связи с чем повышается роль координации действий и взаимодействия на всех уровнях МВД России1, ФСБ России2, ФТС России3 и ФСКН России4.
Борьба с контрабандой наркотиков в Российской Федерации, а также их транзитом через территорию страны является приоритетным направлением в деятельности правоохранительных органов России. Так как этот вид преступлений совершается в составе организованных преступных групп и с вовлечением в противоправную деятельность представителей органов государственной власти, в том числе сотрудников таможни, полиции и наркоконтроля, они считаются наиболее опасными для общества и граждан5.
Однако, несмотря на усиление в последние годы мер по противодействию контрабанде наркотиков со стороны ФСКН, МВД ФСБ, ФТС России, переломить ситуацию в благоприятном направлении не удается.
Процент изымаемых из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (далее - НВ) невелик и составляет не более 3% от общего числа перемещаемого через территорию Российской Федерации.
По оценке Управления по наркотикам и преступности Организации Объединенных Наций, только героина, признанного экспертами наиболее опасным из распространенных наркотиков, ежегодно потребляется в России 70-80 тонн (что составляет 20% от потребляемого в мире количества героина).
Основным средством незаконной доставки НВ на территорию Российской Федерации по-прежнему остается железнодорожный транспорт, на долю которого приходится 32% общего объема выявленных контрабандных наркотиков. Автомобильным транс-
портом перевозится 24% НВ, воздушным транспортом - 14%, морским - 8%. Почтовыми отправлениями доставляются 19% НВ.
Основными способами контрабандного провоза наркотиков являются:
• провоз в грузовых контейнерах, в том числе международных почтовых отправлениях;
• провоз в скрытых полостях автомобилей, морских и речных судов, железнодорожных вагонов;
• провоз пассажирами в ручной клади или в несопровождаемом багаже;
• внутриполостной провоз наркотиков пассажирами или провоз на внешних участках тела.
На решение проблемы незаконного оборота и потребления наркотиков в РФ в различных ее аспектах направлены усилия как государственных структур, так и различных общественных и религиозных организаций по целому ряду направлений. Важнейшими из них являются - укрепление правовой базы для пресечения незаконного оборота наркотиков, информационно-пропагандистские и профилактические меры, особенно среди молодежи, медико-социальная реабилитация наркозависимых и наркобольных, а также ряд других направлений.
В то же время анализ подходов к решению аналогичной проблемы в развитых странах показывает, что значительное внимание должно быть уделено развитию технической базы для пресечения незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Одним из них является автоматизированная информационно-поисковая система «АИПСИН-Антинаркотики», которая представляет собой постоянно пополняемую и обновляемую электронную информационную систему, предназначенную для оказания информационной поддержки оперативным сотрудникам и экспертам правоохранительных органов при проведении ими идентификации и исследовании наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. Система обеспечивает доступ к справочной информации по большинству веществ и продуктов, встречающихся в оперативной деятельности спецслужб, в том числе по веществам, включенным в список 1 в соответствии с изменениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 11866. Система оперативно пополняется информацией о новых на рынке, но социально опасных веществах и объектах легального и нелегального оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Актуальные проблемы конституционного права
Для органов внутренних дел приоритетными направлениями в сфере противодействия наркопреступности по-прежнему остаются перекрытие каналов контрабандных поставок наркотиков в нашу страну, выявление мест незаконного изготовления и складирования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, разоблачение организаторов, активных участников наркогруппировок и преступных сообществ (прежде всего, этнических), лиц, финансирующих эту преступную деятельность, их коррумпированных связей во властных и правоохранительных структурах, подрыв экономических основ наркобизнеса.
Вместе с тем, особое внимание необходимо уделять внутренним проблемам: это общие сведения о состоянии, динамике, структуре, специфике преступлений, совершаемых в сфере незаконного оборота наркотиков, повышению эффективности оперативно-разыскной деятельности субъектов ОРД, ведение банков данных на лиц, представляющих оперативный интерес (сбытчиков, притоносодержателей, допускающих немедицинское употребление наркотиков и т.д.), перекрытие каналов переброски наркотиков, ликвидация сети оптовой и розничной торговли наркотиками, выявление организованных наркогруппировок, а самое главное - профилактика наркомании и незаконного оборота наркотиков.
Анализ криминогенной обстановки в стране свидетельствует о качественно-количественных и структурных изменениях современной преступности в сфере наркобизнеса. Так, в 2007 г. было зарегистрировано 231 218, в 2008 г. - 232 613, в 2009 г. -238 523, в 2010 г. - 222 564, в 2011 г. - 215 214, а в 2012 г. - 218 974 преступлений, связанных с распространением наркотиков, причем 60% из которых было выявлено органами внутренних дел7.
Число зарегистрированных потребителей наркотиков на 1 января 2012 г. только по официальным данным составило 655 005 человек или 457,86 на 100 тыс. населения. Из них 445 723 лицам поставлен диагноз «наркомания». По оценкам авторов доклада глобальной комиссии ООН по антинаркотической политике, с 1998 г. по 2008 г. мировое потребление нелегальных опиатов возросло на 35%, кокаина - на 28% и марихуаны - на 8,5%. Не является исключением и Россия. По данным ФСКН России, число наркопотребителей опиатов в нашей стране превышает 2,5 млн. человек. Еще порядка трех миллионов употребляют синтетические препараты, марихуану, гашиш и кокаин. Антинаркотический фронт сегодня условно можно разделить на несколько участков. Одно из направлений - полицейское, находящееся в зоне ответственности всех правоохранительных органов8.
В период с 5 по 7 июня 2013 г. в Москве состоялась 30-я Международная конференция правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, где перед делегатами форума -руководителями антинаркотических ведомств из более чем 120 стран мира, а также главами и представителями международных организаций, в том числе ООН, ШОС, ОДКБ выступил Президент Российской Федерации В.В. Путин9.
В ходе конференции были обсуждены вопросы, касающиеся региональных и общемировых тенденций незаконного оборота наркотиков, сотрудничества национальных полиций, координации действий при проведении совместных операций. В своем выступлении Президент РФ отметил, что наркобизнес стал глобальным вызовом всему мировому сообществу, а для отдельных государств превратился в общенациональное бедствие. Россия поддерживает центральную координирующую роль ООН в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Принципиально важно достичь целей, поставленных в Политической декларации и Плане действий по борьбе с мировой проблемой наркотиков, принятых на 64-й сессии Генеральной ассамблеи ООН, а именно - добиться сокращения к 2019 году производства в мире наиболее опасных наркотиков, включая героин и кокаин. Особое внимание необходимо уделить ситуации в Афганистане. По оценкам Управления ООН по наркотикам и преступности, там действуют тысячи нарколабораторий. Только к 2012 году площадь наркопосевов выросла на 18 процентов и со 131 тысячи гектаров дошла до 154 тысяч гектаров. Производство и трафик афганских опиатов - это проблема не только России, но и сопредельных стран, Европы, США, Канады.
Следствием этого события послужило подписание Президентом РФ 8 июня 2013 г. Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных веществ», в котором определяются полномочия федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области профилактики незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, в том числе полномочия по установлению порядка и обеспечения проведения социально-психологического тестирования и профилактического осмотра обучающихся в целях раннего выявления употребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача.
Среди приоритетных общих задач, стоящих перед правоохранительными органами разных стран,
Актуальные проблемы конституционного права
разработка и проведение совместных антинаркотических операций. Россия обладает достаточным опытом в этой сфере. В 2007 году сотрудниками правоохранительных органов была пресечена деятельность 7308, в 2008 г. - 7207, в 2009 г. - 8824, в 2010 - 6389, в 2011 г. - 5200 криминальных группировок наркодельцов. В рамках российско-киргизского сотрудничества только за последние два года ликвидировано 35 каналов оптовых поставок героина10.
Как правило, незаконные операции с наркотическими средствами проходят через несколько регионов, а порою и государств, обуславливая необходимость взаимодействия участников и лидеров организованных преступных сообществ.
С созданием Таможенного союза и переносом южных таможенных границ Российской Федерации на границы с Казахстаном, Киргизией, Узбекистаном и Туркменией сложились благоприятные условия для беспрепятственных транзитных поставок через эти республики афганских наркотиков. Ежегодно увеличивающийся объем грузоперевозок на данном направлении, в первую очередь сельхозпродукции и товаров народного потребления, может использоваться для создания новых каналов контрабанды наркотиков.
Наркотики, по экспертным оценкам, ежегодно уносят около 30 тыс. жизней (то есть, в среднем свыше 80 человек в сутки). Помимо высокой смертности, данные медицинской статистики свидетельствуют о тесной связи роста наркомании в стране с ростом числа заболеваний СПИДом, вирусным гепатитом и другими серьезными заболеваниями со смертельным исходом.
Методы сокрытия наркотиков остаются традиционными - в сезонной сельскохозяйственной продукции и различных товарах, в личных вещах, в полостях автомобильного и железнодорожного транспорта, а также в специально оборудованных для этих целей тайниках, все чаще в контрабанду наркотиков вовлекаются женщины и дети.
Основными путями контрабандной доставки синтетических наркотиков в Россию в настоящее время являются:
• из Китая - автомобильным и железнодорожным транспортом в Россию (в основном эфедрин и эфедриносодержащие препараты);
• из Голландии и Бельгии - автомобильным транспортом в Германию - морским транспортом (паромы) в Швецию - автомобильным транспортом в Финляндию - в Россию;
• из Голландии и Бельгии - автомобильным и железнодорожным транспортом в Германию -Польшу, Беларусь, Литву и Эстонию - в Россию;
• из бывших республик Югославии - автомобильным транспортом на Украину - в Россию;
• из Испании, Голландии и Бельгии - автомобильным транспортом в Германию - морским транспортом (паромы) в Эстонию - автомобильным и морским транспортом (паромы) в Россию;
• из Литвы - автомобильным транспортом в Беларусь, Латвию и Эстонию - в Россию;
• из Эстонии - автомобильным и железнодорожным транспортом в Россию;
• из Голландии и Бельгии - автомобильным и железнодорожным транспортом в Германию - морским транспортом в Россию;
• из Польши - автомобильным транспортом в Литву, Эстонию и Беларусь - в Россию.
Активное участие в контрабанде и распространении героина принимают таджикские, азербайджанские, узбекские, цыганские, чеченские, а также смешанные по этническому составу организованные группы и преступные сообщества.
Потребление кокаина в России обусловлено контрастностью социальной среды и характерно для таких экономически развитых мегаполисов, как Москва, Новосибирск, Омск, Санкт-Петербург.
Новой особенностью в настоящее время является появление на российском наркорынке гашиша иранского происхождения, поступающего транзитом через территорию Азербайджанской республики.
Кроме того, в незаконном обороте все чаще встречаются курительные смеси, обладающие галлюциногенным и психотропным эффектом.
На сегодняшний день наиболее активно используются следующие направления контрабандного ввоза афганских опиатов из стран Центрально-азиатского региона в Россию через российско-казахстанскую границу, через пограничные города: Астрахань, Волгоград, Саратов, Оренбург, Карталы, Троицк, Курган, Омск, Рубцовск.
Поступают контрабандным путем в Россию наркотики каннабисной группы из Казахстана, Киргизии, Украины и Молдовы.
Нередки случаи, когда организованные группы для совершения почтовой контрабанды и незаконного сбыта запрещенных веществ создаются на основе семейных, родственных отношений. Такие организованные группы отличаются высокой степенью сплоченности и взаимодоверия их участников.
В России в последнее десятилетие организованная преступная деятельность в сфере незаконного оборота наркотиков расширялась до угрожающих размеров.
Актуальные проблемы конституционного права
Несмотря на то, что преступный наркобизнес характеризуется такими отличительными чертами, как очень высокий уровень латентности, сращивание с отдельными видами общеуголовных и экономических преступлений, тесная связь с профессиональной преступностью, «отмывание» полученных криминальных доходов, транснациональность, высокий уровень конспиративности преступных формирований и их четкая функциональная дифференциация, что крайне осложняет процесс выявления, раскрытия и расследования преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств.
В России принята стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года п. Специфика борьбы с международным организованным преступным наркобизнесом, выявления, раскрытия и расследования таких преступлений требуют объединения усилий и скоординированного взаимодействия оперативных подразделений различных ведомств, и, кроме того, взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств.
1 Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 N° З-ФЗ (в ред.05.04.2013) «О полиции» Собрание законодательства РФ 14.02.2011, № 7, Ст. 900; http: // w.w.w. pravo. dov.ru.
2 Федеральный закон Российской Федерации от 3 апреля
1995 №40-ФЗ (в ред.07.05.2013) «О федеральной службе безопасности» Собрание законодательства РФ 10.04.1995, № 15, Ст. 1269; http: // w.w.w. pravo. dov.ru.
3 Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июля 1998 № 459 (в ред.16.02.2013) «О федеральной таможенной службе» Собрание законодательства РФ 07.02.2006, № 32, Ст. 3569; http: // w.w.w. pravo. dov.ru.
4 Указ Президента Российской Федерации от 28 июля 2004 г. № 976 (в ред.14.10.2012) «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков» Собрание законодательства РФ 02.08.2004, № 31, Ст.3234; http: // w.w.w. pravo. dov.ru
5 Федеральный закон Российской Федерации 08 января 1998 г. № 3 ФЗ (в ред.01.03.2012) «О наркотических средствах и психотропных веществах» Собрание законодательства РФ 12.01.1998, № 2, Ст. 219; http: // w.w.w. pravo. dov.ru
6 Варламов В., Овчинников С. Информационно-поисковая система «АИПСИН-Антинаркотики» // Защита и безопасность. 2013. № 2. С. 19.
7 Состояние преступности в России за январь-декабрь 2012 г. МВД РФ ФКУ ГИАЦ, М., 2013 с. 24.
8 Информационно-аналитическая справка «О наркоситуации в Российской Федерации и результатах борьбы с незаконным оборотом наркотиков январь-март 2012 года» //http: fskn. don. ru.
9 w.w.w. kremlin,ru /news/ 18261/.
10 w.w.w. kremlin,ru /news/ 18261/.
11 Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» http: // w.w.w. pravo. dov.ru.
ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ
КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В СИСТЕМЕ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
И.А. Сергеев,
старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин НОКВПО «Институт экономики» (г. Подольск)
Аннотация. На основе анализа современной ситуации в сфере гипертрофированного (по их оценке) надзора за деятельностью органов местного самоуправления проведено сопоставление с советским опытом, сделан вывод о необходимости принятия политических решений в сфере разделения полномочий и предоставления местному самоуправлению подлинной самостоятельности.
Ключевые слова: местное самоуправление, контроль, надзор, разделение полномочий
THE PROBLEM OF EFFECTIVE CONTROL AND SUPERVISION IN THE SYSTEM OF ALLOCATING POWERS OF LOCAL AUTHORITIES
I.A. Sergeyev,
senior teacher of chair of state and legal disciplines of NOK VPO «Economy Institute» (Podolsk)