Научная статья на тему 'Особенности профилактики и предупреждения незаконной транспортировки наркотиков и их прекурсоров на территории Северо-Западного региона (по материалам ут МВД России по СЗФО)'

Особенности профилактики и предупреждения незаконной транспортировки наркотиков и их прекурсоров на территории Северо-Западного региона (по материалам ут МВД России по СЗФО) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
559
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОТИКИ / ПОЛИЦИЯ НА ТРАНСПОРТЕ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сухих Алексей Юрьевич, Малофеева Лидия Павловна

На протяжении последних лет наркоситуация на транспортных объектах СЗФО характеризуется стабильно высоким уровнем незаконного оборота наркотиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности профилактики и предупреждения незаконной транспортировки наркотиков и их прекурсоров на территории Северо-Западного региона (по материалам ут МВД России по СЗФО)»



36 3. ЧАСТНЫЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

3. ЧАСТНЫЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРЕСТУПНЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ

А.Ю. Сухих,* Л.П. Малофеева**

ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

незаконной транспортировки наркотиков и их

ПРЕКУРСОРОВ НА ТЕРРИТОРИИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО РЕГИОНА (ПО МАТЕРИАЛАМ УТ МВД РОССИИ ПО СЗФО)

Выжимка: На протяжении последних лет наркоситуация на транспортных объектах СЗФО характеризуется стабильно высоким уровнем незаконного оборота наркотиков.

Ключевые слова: наркотики; полиция на транспорте; профилактические мероприятия.

A. Y. Sukhikh, L.P. Malofeeva

CHARACTERISTICS OF PREVENTION OF ILLICIT DRUG AND PRECURSOR TRAFFICKING WITHIN THE TERRITORY OF NORTHWEST RUSSIA (BASED ON THE MATERIALS OF TRANSPORT MANAGEMENT DEPARTMENT OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS ON THE TERRITORY OF THE NORTHWEST REGION)

Summary: Recent years have witnessed a consistently high level of illegal drug-trafficking on the transport objects of Northwestern Federal District.

Key words: drugs; transport police; preventive measures.

Сложно не согласиться с С.У. Дикае-вым, что наркотизацию населения следует рассматривать как одну из главных угроз национальной безопасности России.1 Современная наркоситуация в нашей стране характеризуется расширением масштабов незаконного оборота и немедицинского потребления высококонцентрированных наркотиков (героин, кокаин, стимулято-

* Алексей Юрьевич Сухих — заместитель начальника штаба — начальник отдел а (анализа, планирования и контроля) штаба УТ МВД России по СЗФО (Санкт-Петербург, Россия).E-mail: ms.lidi@ mail.ru

** Лидия Павловна Малофеева — старший инспектор отдела (анализа, планирования и контроля) штаба УТ МВД России по СЗФО, член Санкт-Петербургского международного криминологического клуба (Санкт-Петербург, Россия). Email: ms.lidi@mail.ru

© А.Ю. Сухих, 2013

© Л.П. Малофеева, 2013

ры амфетаминового ряда), лекарственных препаратов, обладающих психотропным воздействием, а также их влиянием на чрезвычайное распространение ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов.2

Участок обслуживания Управления на транспорте по Северо-Западному федеральному округу (далее по тексту — УТ МВД России по СЗФО) проходит по территории 19 субъектов Российской Федерации в 4 федеральных округах. Округ непосредственно граничит со странами

1 Дикаев С.У. Некоторые вопросы

противодействия наркотизации населения России // Криминология: вчера, сегодня, завтра. — 2011. —№ 1 (20). — С. 98.

2 Указ Президента РФ от 09.06.2010 № 690 «Об утверждении Стратегии государственной анти-наркотической политики Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ от 14.06.2010. — № 24. — Ст. 3015.

Центральной и Северной Европы, в том числе входящими в Европейский Союз.

В Северо-Западном федеральном округе (далее по тексту — СЗФО) с зарубежными государствами граничат следующие субъекты РФ: с Польшей — Калининградская область, с Финляндией — Республика Карелия, Ленинградская и Мурманская области, с Норвегией — Мурманская область, с Латвией — Псковская область; с Литвой

— Калининградская область; с Эстонией — Ленинградская и Псковская области, с Республикой Беларусь — Псковская область. Кроме того, имеется выход в акваторию Северной Атлантики через Балтийское и Баренцево моря.

На протяжении последних лет наркоситуация на транспортных объектах СЗФО характеризуется стабильно высоким уровнем незаконного оборота наркотиков. На территории оперативного обслуживания УТ МВД России по СЗФО преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, занимают превалирующее место (26,4 % от общего количества зарегистрированных преступлений).3

Из незаконного оборота по Управлению за 2013 год изъято: 370 кг 453 г наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, из которых 357 кг 956 г наркотических средств, 12 кг 475 г психотропных веществ и 22 г сильнодействующих веществ.4

На оперативную обстановку в сфере оборота наркотиков и развитие наркоситуации в СЗФО значительное влияние оказывают географическое положение, а также демографические и социально-

3 Комплексный анализ оперативной обстановки на объектах обслуживания Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по СЗФО и основных результатов деятельности служб и подразделений управления по итогам 6 месяцев 2013 года. — СПб.: УТ МВД России по СЗФО, 2013.

4 Информационные материалы по вопросу «О мерах по повышению качества взаимодействия правоохранительных органов и иных ведомств Санкт-

Петербурга, принимающих участие в деятельности по ликвидации каналов контрабанды наркотических средств в аэропорту «Пулково»» по итогам 8 месяцев 2013 года. — СПб.: УТ МВД России по СЗФО, 2013.

экономические особенности входящих в его состав субъектов РФ.

Существенно обостряет наркоситуацию в округе незаконная миграция. Как правило, все прибывающие иностранные граждане стараются «осесть» на постоянное жительство в местах компактного проживания тех или иных этнических групп населения. Представителями данных групп являются выходцы из стран ближнего зарубежья: Азербайджана, Таджикистана, Узбекистана, Украины, Беларуси, Казахстана, Киргизии и т.д. Данная категория граждан, не имея в своём большинстве официальной регистрации по месту пребывания, активно включается в наркобизнес и существенно влияет на развитие наркоситуации на территории округа.

Наиболее активное пополнение криминальной среды происходит за счёт лиц, не занятых в сфере общественного производства. Управлением на транспорте МВД России по СЗФО установлено, что из числа лиц, изобличённых в совершении преступлений, каждый четвёртый являлся безработным.

На нелегальном рынке наркотиков в СЗФО преобладают 4 основные группы наркотиков: опийная группа (в том числе героин), каннабисная группа, синтетические наркотики, кокаин и его производные.

При контрабанде наркотиков используются многочисленные маршруты с одновременным использованием различных видов транспорта, но в основном воздушного и железнодорожного. Основными направлениями поступления наркотиков являются:5

Центральноазиатское (Таджикистан, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, транзитом из Афганистана). По нему поступает основная часть наркотических средств опийной группы (опий и героин), а также значительная часть наркотических средств каннабисной группы;

5 Комплексный анализ оперативной обстановки на объектах обслуживания Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по СЗФО и основных результатов деятельности служб и подразделений управления по итогам 6 месяцев 2013 года.

38 3. ЧАСТНЫЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Юго-Западное (Беларусь, Украина, Молдова). Из данных регионов на территорию СЗФО привозят маковую соломку, наркотические средства каннабисной группы;

Западное (Литва, Польша, Голландия, Швеция, Латинская Америка). По данному направлению транзитом из Латинской Америки через страны Западной Европы доставляется кокаин. Синтетические наркотики (ЛСД и амфетамины) поступают из Голландии, Литвы и Польши. Наркотики ввозятся контрабандой через морские порты, аэропорты и контрольнопропускные пункты границы России всеми видами транспорта.

В связи с развитием наркоситуации в СЗФО, деятельность правоохранительных органов направлена, прежде всего, на активизацию работы по противодействию незаконному обороту наркотиков: проведение профилактических мероприятий, выявление и ликвидацию каналов поступления наркотиков, пресечение деятельности организованных групп и преступных сообществ, занимающихся контрабандой и сбытом наркотиков, подрыв экономических основ наркобизнеса. Здесь уместно вспомнить предложение Д.А. Шестакова об изъятии наркобизнеса государством: легализация торговли наркотическими средствами допустима лишь в сочетании с государственной монополизацией, подразумевающее строгий государственный, в том числе медицинский контроль (отпуск товара по рецептам, которые выдаются с направленностью на возможное ослабление наркотической зависимости).6 Данная криминологическая идея при её правильном воплощении в жизнь могла бы подорвать экономические основы, а значит и саму наркоторговлю.

Управлением пристальное внимание уделено вопросам пресечения каналов поступления наркотиков в регион. За 6 месяцев 2013 года полицией на транспорте выявлено^ фактов контрабанды, из них 15 —по ст.229 УК РФ.

6 Шестаков Д.А. Почему бы не ликвидировать наркобизнес? Теоретико-криминологический подход // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. — 2010. — № 1. — С. 33.

Установлено, что преступные международные группировки активно осуществляют контрабанду наркотических средств с использованием пассажиров воздушного транспорта, осуществляющего рейсы из стран Таможенного союза и других стран СНГ, в том числе регулярного рейса «Душанбе — Санкт-Петербург», пользуясь тем, что прохождение через таможенную зону ими не предусмотрено.

Совместно с отделом по борьбе с контрабандой наркотиков (ОБКН) Пулковской таможни построен эффективный барьер по ввозу на территорию России наркотических средств. Особое место в борьбе с преступлениями по линии НОН занимает борьба с осуществлением перевозок наркотических веществ внутрипо-лостным способом.

Пример. 24.04.2013 в аэропорту «Пулково» на рейсе сообщением «Душанбе

— Санкт-Петербург» совместной Пулковской таможней выявлен гражданин Таджикистана С., у которого в ходе проведенных медицинских процедур в желудке обнаружено 45 ампул с героином массой 362 г. По данному факту возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 229.1 УК РФ.

Для перекрытия каналов поставок наркотических средств, осуществляемых через регионы транзитом до Санкт-Петербурга и распространяющихся по территории СЗФО и соседних регионов, во взаимодействии с территориальными подразделениями и региональными управлениями Федеральных служб по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) проводятся оперативно-розыскные мероприятия — «контролируемая поставка».

Пример. В феврале-марте 2013 года при проведении совместных оперативных мероприятий Управлением ФСКН России по Калининградской области во взаимодействии с 1-м отделом УИН 2-го Департамента ФСКН России при содействии сотрудников Западного ЛУ МВД России на транспорте, в ходе проведения ОРМ «контролируемая поставка» перекрыт канал поставки наркотических средств на территорию Калининградской области из Республики Таджикистан. Входе проведения данных мероприятий задержаны 2 наркокурьера и организатор поставок,

изъято 1339,27 г героина. В отношении фигурантов УФСКН России по Калининградской области возбуждены уголовные дела по ч. 3 ст. 229.1 УК РФ.

Министерством внутренних дел РФ в качестве приоритетного направления деятельности определено противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ путём проведения оперативно-профилактических операций, направленных на предупреждение совершения преступлений. В свою очередь данное направление нашло своё отражение в деятельности УТ МВД России по СЗФО. Так за 2013 год были реализованы следующие оперативно-профилактические операции:

1) 3 этапа «Наркотрафик» (1-й этап: 21—31.01.2013, 2-йэтап: 14—24.02.2013, 3-й этап: 16—26.04.2013), в результате возбуждено 156 уголовных дел; изъято 1422,349 г наркотических средств и психотропных веществ;

2) «Сообщи, где торгуют смертью» (18—29.03.2013), в результате возбуждено 58 уголовных дел. Изъято 1403,0771 г наркотиков;

3) «Балтийский ветер» (30.05— 13.06.2013), в результате проведения возбуждено 13 уголовных дел, изъято 161,81 г наркотических средств;

4) «Барьер» (24—27.04.2013), в результате проведения возбуждено 16 уголовных дел, изъято 385,962 г наркотических средств;

5) «Мак» (27.05-31.07.2013), в результате проведения возбуждено 241 уголовное дело. Выявлено и уничтожено 3 очага дикорастущих наркокультур площадью 52,3 м2. Изъято 2,1 кг наркотических средств растительного происхождения.

В настоящее время проводятся оперативно-профилактические мероприятия «Мак» (2-й этап: 12.08—20.10.2013).

В связи с увеличением плотности нарядов сотрудников правоохранительных органов, а также сотрудников частных охранных предприятий, применения современных досмотровых систем на объектах транспортной инфраструктуры, стало достаточно сложно проникнуть на объект транспорта имея при себе наркотические средства. В связи с этим лица, занимаю-

щиеся незаконным оборотом наркотиков и их контрабандой, как правило, избирают иные способы доставки товара к месту сбыта и стараются держаться от объектов транспорта на расстоянии.

В настоящее время в Большом порту Санкт-Петербурга эксплуатируются инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК) типа HCV-Stationary. По информации изготовителя производительность сканирования составляет 25 полностью загруженных грузовиков или контейнеров в час при круглосуточном режиме работы, при этом вероятность обнаружение незаконно перевозимого груза — 100 %.

Резюмируя вышесказанное необходимо акцентировать внимание на следующих моментах. СЗФО имеет значительную протяженность границ, через которую проходят все виды транспорта: воздушный, морской (речной), железнодорожный. Как следствие, значительный пассажирский поток.

На сегодняшний день проблема незаконного пересечения границы является достаточно важной, т.к. угрожает интересам и безопасности России. Она оказывает серьёзное влияние на деятельность государства по организации и осуществлению пропуска через границу.

Безвизовое пересечение границы РФ закреплено во многих международных (межправительственных и межведомственных) соглашениях. Однако безвизовый режим крайне негативно сказывается на наркоситуации как в Северо-Западном регионе, так и в России в целом. Много и справедливо об этом говорит Д. Рогозин.7 Очевидно, что на сегодняшний день «прозрачность» границ, особенно со странами Средней Азии, является деструктивной в отношении Российской Федерации. Отсутствие жёстких инструментов контроля пересечения границ способствует развитию сети распространения наркотических средств и их прекурсоров.

Согласимся с мнением Д.А. Шестакова о том, что «глобальный наркобизнес кон-

7 См., например, Рогозин: РФ готова ужесточить порядок въезда для граждан СНГ уже с этого года. иЯЬ: http://www.infox.ru/authority/

state/2013/04/15/Rogozin_RF_gotova_u.phtml

(дата обращения: 01.09.2013).

40 3. ЧАСТНЫЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

тролирует наркоситуацию эффективнее, чем система противодействия ему».8 Это обусловлено тем, что значительные доходы наркобизнеса позволяют лоббировать интересы на государственном уровне, что обусловливает коррупционную составляющую среди государственных органов власти. Всё это ставит под сомнение деятельность государственных органов по противодействию и профилактике наркопреступности.

Таким образом, для разрешения проблемы незаконной транспортировки наркотиков и их прекурсоров на территорию как Северо-Западного региона, так и в целом в Россию, необходимо проведение ряда мероприятий:

— укрепление режима границ посредством организационно-технического и административно-правового регулирования;

— ужесточение наказаний по отношению к тем, кто реализует оптовые партии наркотиков;

— расширение международного сотрудничества в деле пресечения культивации наркосодержащих растений и производства наркотиков в Афганистане;

— укрепление существующей системы международного контроля за оборотом наркотиков на основе соответствующих Конвенций ООН, резолюций Совета Безопасности ООН, решений Генеральной Ассамблеи и других органов системы ООН.9

С целью совершенствования работы по противодействию распространению наркотиков, необходима стыковка всей логистической цепочки: от производителя до потребителя. Для решения данной проблемы необходимо вернуться к принципу экстерриториальности. Отсутствие данного принципа не позволяет на качественном уровне отследить всю цепочку наркотрафика, отсюда следует, что значительная доля наркотических средств и их прекурсоров доходят до потребителей.

Возрастающее значение приобретает международное сотрудничество МВД России, в том числе в формате Интерпола, выраженное в систематическом обмене списками лиц, ранее судимых за совершение преступлений по линии НОН, и постановка на централизованный учёт с использованием поисковых комплексов, обмен информацией из оперативных сводок.

8 Шестаков Д.А. Почему бы не ликвидировать наркобизнес? Теоретико-криминологический подход. — С. 33.

9 Указ Президента РФ от 09.06.2010 № 690 (ред. от 28.09.2011) «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ, 14.06.2010, № 24, ст. 3015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.