УДК 323.1
Ж
Анна Валерьевна СУРГУТСКОВА,
преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Омской академии МВД России, кандидат юридических наук
тошедиг55@таП. ги
Андрей Евгеньевич ЮРИЦИН,
старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Омской академии МВД России, кандидат юридических наук
тошедиг55@таП. ги
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННОГО _ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА_
STATE ANTI-DRUG POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE ASPECT OF MODERN LEGISLATION
В статье идет речь об основных направлениях, целях и задачах государственной антинаркотической политики России и особенностях ее реализации. Анализируются современное состояние и международные тенденции в области борьбы с наркоманией, в том числе имплементация передового международного опыта нормативного регулирования в данной сфере.
The article considers the main directions, aims and tasks of the state anti-drug policy of the Russian Federation and features of its realization. The modern conditions and international trends in the sphere of the fight with drug addiction and also implementation of the up-to-date international experience of normative regulation in this sphere are analyzed.
Ключевые слова: антинаркотическая политика, наркомания, стратегия, национальная безопасность, международное сотрудничество.
Keywords: anti-narcotic policy, drug-addiction, strategy, national safety, international cooperation.
Рост наркозависимости в России к на стоящему времени оценивается специалистами как одна из угроз национальной безопасности. Количество преступлений и административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, остается значительным. Так, в 2013 г. сотрудниками органов внутренних дел выявлены 147,3 тыс. наркопреступлений (+7,4%), в том числе относящихся к категории тяжких и особо тяжких
- 98,1 тыс. (+12,5%), а также лиц, их совершивших, - 80,8 тыс. человек (+3,3%). Из незаконного оборота изъято около 11 тонн подконтрольных веществ (на момент возбуждения уголовного дела) - почти треть от общей массы изъятого всеми правоохранительными органами (33,3 тонн) [9].
Потребление наркотических средств уже приобрело характер прогрессирующей опасности. В современном мире количество лиц, потребляющих наркотики, со-
ставляет, по разным оценкам, от 155 до 250 млн. человек - от 3,5% до 5,7% всего населения планеты в возрасте от 15 до 64 лет [3, с. 12]. Процессы активной наркотизации населения не обошли стороной и Российскую Федерацию. По мнению А.В. Федорова, "наркомания стала бедствием общегосударственного масштаба, глобальной проблемой, от решения которой во многом зависит будущее нашей страны, ее национальная безопасность" [12, с. 43].
Распространение наркомании и связанной с ней наркопреступности в настоящее время является фактором подрыва демографического, социально-экономического и оборонного потенциала России. Увеличивается количество наркозависимых и растет уровень смертности от наркомании.
На заседании Совета безопасности, посвященном вопросам совершенствования государственной политики в области борьбы с распространением наркотиков, Д.А. Медведев отметил, что "омоложение состава потребителей наркотиков - это действительная угроза для безопасности нашей страны, самый серьезный вызов здоровью нации, нашей демографической ситуации, и без того крайне сложной, и в целом моральному состоянию нашего общества" [4].
Наркоситуация в современной России предопределяется главным образом существенным героиновым давлением из Афганистана. Согласно статистическим данным ООН, с 2001 г. производство опиатов в Афганистане выросло более чем в 40 раз и составляет до 8 тыс. тонн в год. Приблизительно 92% героина в мире изготавливается из мака, выращенного в Афганистане [2]. На севере этого государства, в непосредственной близости от границ России, а также на территории государств Средней Азии складированы значительные запасы опиатов, которые, по данным ООН, достигают 12 тысяч тонн. Такого объема наркотиков хватит для ежедневного употребления на 100 лет количеству наркоманов, равному по численности сегодняшнему населению России [10].
В рамках противодействия незаконному обороту наркотических средств, связанному с их контрабандой и транзитом, правоохранительными органами осуществляется проведение различных оперативно-профилактических мероприятий, направленных на перекрытие каналов поступления наркотиков на территории Российской Федерации и Союзных государств, таких как "Звезда Каспия-2013", "Норд-Ост-2013", "Славянский капкан-2013", "Балтийский ветер-2013", "Цунами-2013", "Во-сток-2013", "Барьер", "Мак-2013", "Канал-Кавказ". Так, в целях пресечения поставок наркотиков опийной и каннабисной групп из Центральной Азии сотрудниками МВД России совместно с МВД Республики Таджикистан, МВД Киргизской Республики, МВД Республики Казахстан организованы и проведены 9 международных контролируемых поставок наркотических средств. Арестованы 13 активных участников международных наркоформирований, изъято свыше 85 кг наркотиков, в том числе 53,5 кг героина [10].
В силу вышеизложенного задача противодействия наркомании в России стала глобальной политической проблемой, требующей от государства постановки четких целей и решения задач по реализации мер, адекватных возникшей угрозе.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [5] явление наркотизма является угрозой национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности.
В Федеральном законе "О наркотических средствах и психотропных веществах" [3] установлено, что государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров направлена на установление строгого контроля за их оборотом, постепенное сокращение числа больных наркоманией, сокращение количества правонарушений, связанных с их незаконным оборотом.
Указом Президента России от 9 июня 2010 г. № 690 "Об утверждении Страте-
гии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года" [4] государственная антинаркотическая политика определена как система стратегических приоритетов и мер, а также деятельность федеральных органов государственной власти, Государственного антинаркотического комитета, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации, органов местного самоуправления, направленная на предупреждение, выявление и пресечение незаконного оборота наркотиков и их прекурсоров, профилактику немедицинского потребления наркотиков, лечение и реабилитацию больных наркоманией.
Стратегия государственной антинаркотической политики - официально принятые основные направления государственной политики, определяющие меры, организацию и координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров и противодействия их незаконному обороту. Примечательно, что принятию Стратегии предшествовало ее общественное и экспертное обсуждение.
Анализ документа и практики его претворения в жизнь позволяет выделить следующие основные особенности реализации Стратегии российской государственной антинаркотической политики:
- активное участие России в международном сотрудничестве в борьбе с наркотрафиком. Стратегическими целями международного сотрудничества сфере контроля за оборотом наркотиков являются использование механизмов многостороннего и двустороннего взаимодействия с иностранными государствами, международными организациями (в первую очередь региональными), укрепление существующей системы международного контроля за оборотом наркотиков на основе соответствующих двусторонних и многосторонних договоров, разработанных под эгидой ООН, резолюций Совета Безопасности, решений Гене-
ральной Ассамблеи и других органов системы ООН.
Приоритетными направлениями являются развитие регионального сотрудничества в сфере контроля над наркотиками в рамках СНГ, ОДКБ, ШОС, в том числе в контексте укрепления "поясов" антинаркотической безопасности вокруг Афганистана. Необходима также выработка совместных мер по решению указанных проблем с США, Европейским союзом, НАТО и др. Примерами такого сотрудничества являются проводимые в рамках Организации Договора о коллективной безопасности ежегодные антинаркотические операции "Канал". Кроме того, в октябре 2010 г. успешно проведена первая совместная операция Российской Федерации с находящимися в Афганистане силами Коалиции и НАТО по уничтожению нескольких нарколабораторий на территории этой страны;
- осуществляемое на основе межгосударственных соглашений (двусторонних и многосторонних) формирование отечественного антинаркотического законодательства по вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Речь идет об импле-ментации передового международного опыта нормативного регулирования в рассматриваемой сфере. Отечественное антинаркотическое законодательство формируется на основе межгосударственных соглашений с участием Российской Федерации. Примером таких договоров являются Единая конвенция о наркотических средствах от 30 марта 1961 г. с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом от 21 февраля 1972 г.; Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 г. и др.;
- сокращение спроса на наркотики в комплексе применяемых государством мер. Данная система мер включает в себя государственную систему профилактики немедицинского потребления наркотиков, наркологическую медицинскую помощь, медико-социальную реабилитацию больных наркоманией. Значительную роль здесь играют идеология по отторжению наркоти-
ков, привитие людям потребности к здоровому образу жизни и многое другое. Необходимо внедрять в практику передовые методики лечения больных наркоманией и создавать определенные центры их ресо-циализации. В учебных заведениях необходима реализация программ, ориентированных на детей и подростков в возрасте до 17 лет включительно, а также программ, ориентированных на молодежь в возрасте до 30 лет, работающее население, призывников и военнослужащих.
Стратегической целью государственной политики в сфере реабилитации больных наркоманией является формирование многоуровневой системы, обеспечивающей доступность к эффективным программам реабилитации лиц, больных наркоманией, восстановление их социального и общественного статуса, улучшение качества и увеличение продолжительности жизни больных наркоманией;
- совершенствование организационного обеспечения антинаркотической деятельности. В рамках этого направления следует совершенствовать механизм взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с гражданами и институтами гражданского общества по вопросам противодействия немедицинскому потреблению и незаконному распространению наркотиков, разработка и реализация федеральных и региональных целевых программ в сфере противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту и др.;
- совершенствование юридической ответственности за деяния с наркотическими средствами и психотропными веществами. В рамках данного направления следует отметить ужесточение административной ответственности за незаконное потребление наркотиков, уголовной ответственности - за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров, в том числе за сбыт наркотиков в исправительных учреждениях, а также в учреждениях или местах, используемых для проведения учебных, спортивных, культурных, развлекательных и иных публичных
мероприятий; принятие мер, направленных на стимулирование социальной активности по информированию органов государственной власти, осуществляющих противодействие незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров, о фактах их незаконного оборота;
- выявление и привлечение к юридической ответственности должностных лиц, покровительствующих наркобизнесу. Правоохранительным органам следует занять более наступательную позицию, направленную на выявление и привлечение к юридической ответственности должностных лиц, "покрывающих" наркобизнес. Как отмечает Г.М. Меретуков, наркоситуация в стране усложняется вследствие значительной коррумпированности представителей органов государственной власти, которая в 90-е гг. XX в. в России была высока и продолжает оставаться такой в настоящее время: в 70% случаев чиновники выполняли роль консультантов для наркобизнесменов; в 12% случаев покрывали преступления или способствовали освобождению от уголовной ответственности; в 8% случаев обеспечивали необходимыми документами, в 28% - форменной одеждой, в 2,5% -снабжали оружием и боеприпасами и т.д.
[11, с. 31];
- расширение практики тестирования на предмет выявления лиц, употребляющих наркотические вещества (школьники, студенты, военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, должностные лица органов государственной власти и др.). На заседании Президиума Государственного Совета РФ 18 апреля 2011 г. Д.А. Медведев подчеркнул высокую значимость вопросов борьбы с распространением и потреблением наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров среди молодежи. Ситуация с частотой употребления в России наркотических веществ молодежью стабильно напряженная. В 2011 г. заболеваемость наркоманией в среднем по России среди населения составила 15,4 случаев на 100 тысяч человек, а среди подростков 15-17 лет - 4,6 случая. Например, в Омской области макси-
мальный уровень заболеваемости наркоманией среди подростков 15-17 лет был зарегистрирован в 2000 г. - 85,7 случая на 100 тысяч подросткового населения. По данным, полученным в 2012 г., около 4% школьников в возрасте до 17 лет включительно хотя бы однажды пробовали наркотики, среди тех, кому 18-21 год, таких уже 8%. Почти пятая часть несовершеннолетних имеют среди сверстников знакомых, употребляющих наркотики с различной регулярностью, что делает их "группой риска" [13].
Минобрнауки России рекомендовано органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организовать работу по прохождению обучающимися тестирования на предмет потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ [6]. В качестве положительного можно привести следующий пример. По решению Антинаркотической комиссии при правительстве Омской области в 2012 г. началось проведение массовой акции "Свобода выбора", предполагающей проведение экспресс-тестирования на содержание в организме наркотических веществ в учебных заведениях Омска. Цель акции - выявление подростков в возрасте до 17 лет, употребляющих наркотики. Мероприятия проводятся как с участием врачей-наркологов Омского областного наркологического диспансера, так и самостоятельно учебными заведениями с использованием методик, разработанных специалистами наркологической службы. С начала 2012 г. в акции приняли участие подростки из 102 учебных заведений Омской области, тестирование прошли 12722 человек [13].
Не следует забывать, что лица, страдающие наркотической зависимостью, представляют опасность для общества и личности. Как правило, они нигде не работают, ведут асоциальный образ жизни, средства для приобретения наркотических веществ добывают преступным путем, добровольно лечиться не желают. Поэтому, руководствуясь прежде всего общественными интересами, необходимо предпринять законодательные и организационные меры, на-
правленные на защиту интересов общества и законопослушных граждан от данной категории лиц. В этом контексте интерес представляет возрождение элементов системы принудительного лечения наркозависимых лиц, допускающих нарушения действующего законодательства (администра-тивно-деликтного), не желающих лечиться в добровольном порядке.
25 октября 1990 г. Комитет конституционного надзора СССР своим Заключением № 8(2-10) "О законодательстве по вопросу о принудительном лечении и трудовом перевоспитании лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией" [7] по сути, приравнял потребление наркотиков к"неотъемле-мому праву человека, который ни перед кем не обязан бережно относиться к собственному здоровью". В 1993 г. были ликвидированы лечебно-трудовые профилактории (ЛТП), в результате чего государство утратило механизм принудительного лечения наркозависимых. Однако последние изменения законодательства позволяют надеяться на повышение эффективности противодействия правонарушениям, связанным с немедицинским потреблением наркотических средств. И, хотя следует согласиться с Н.Н. Цукановым в том, что возложение на лицо обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение, медицинскую и социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотиков еще нуждается в существенном уточнении правовой процедуры ее реализации [14, с. 7-17], само появление в законодательстве такой возможности может оказать существенное положительное влияние на организацию соответствующей правоохранительной деятельности. Что же касается дискуссий относительно "неотъемлемого права человека, который ни перед кем не обязан бережно относиться к собственному здоровью", необходимо отметить, что жизнь и здоровье и нравственность людей охраняется и защищается государством. Lex citius tolerare vult privatum damnum quam publicum malum - закон должен допускать скорее потерю для частного лица, чем общественное зло.
В заключение отметим, что Стратегия антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, являющаяся необходимым и своевременным политико-правовым документом, нуждается в дальнейшем научно-практическом осмыслении
и совершенствовании. Отдельные ее положения могут быть уточнены и дополнены в разрабатываемых на ее основе антинаркотических федеральных и региональных программах и планах.
Библиографический список
1. Всемирный доклад о наркотиках за 2010 г. ООН, 2011.
2. Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2007 г. - ООН, Нью-Йорк, 2008. URL: http://www.unodc.org.
3. О наркотических средствах и психотропных веществах : Федеральный закон от 08.01.1998 № З-ФЗ (ред. от 25.11.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 2, ст. 219.
4. Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года : Указ Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 24, ст. 3015.
5. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : утв. Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 20, ст. 2444.
6. О психологическом тестировании обучающихся образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональные образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, на предмет потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.04.2011 № 1474.
7. О законодательстве по вопросу о принудительном лечении и трудовом перевоспитании лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией : заключение Комитета конституционного надзора СССР от 25.10.1990 № 8(2-10) // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. - 1990. - № 47, ст. 1001.
8. Совершенствование государственной политики в области борьбы с распространением наркотиков : вступительное слово Д.А. Медведева на заседании Совета безопасности. URL: http://www.scrf.gov.ru/news/471.html.
9. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации. - М., 2014. Официальный сайт МВД РФ. URL: http:/ /www.mvdrf.ru.
10. Иванов, В.П. НАТО превращается в "демократическую альтернативу ООН" : интервью "Российской газете". 23.10.2009. URL: http// www.rg.ru/ 2009/10/23/afganistan-oon- site- anons.html.
11. Меретуков, Г.М. Правовые и криминологические проблемы борьбы с наркобизнесом организованных преступных групп : автореф. дис. ... докт. юрид. наук / Г.М. Ме-ретуков. - М., 1995.
12. Ролик, А. И. Современная наркопреступность: криминологические, уголовно-политические и уголовно-правовые аспекты : монография / А.И. Ролик, Л.И. Романова, А.В. Федоров ; под ред. и с пред. А.И. Коробеева. - Владивосток, 2009.
13. Урок для родителей. Из интервью главного врача БУЗОО "Наркологический диспансер", главного внештатного нарколога Министерства здравоохранения Омской области С.Н. Титова газете "Аргументы недели" // Аргументы недели. - 2013. - № 9 (351). -7 марта.
14. Цуканов Н.Н. Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. № 313-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: новое в админис-тративно-деликтном законодательстве и прогнозируемые проблемы правоприменительной практики" // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. - 2014. -№ 1(14).