Научная статья на тему 'Реализация государственной антинаркотической политики в сфере противодействия контрабанде наркотиков в Дальневосточном федеральном округе'

Реализация государственной антинаркотической политики в сфере противодействия контрабанде наркотиков в Дальневосточном федеральном округе Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
302
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация государственной антинаркотической политики в сфере противодействия контрабанде наркотиков в Дальневосточном федеральном округе»

А.И. РОЛИК

Реализация государственной антинаркотической политики в сфере противодействия контрабанде наркотиков в Дальневосточном федеральном округе

Дальневосточный федеральный округ (ДФО) является одним из самых неблагополучных регионов Российской Федерации по уровню распространения наркомании, темпам наркотизации населения и количеству совершаемых административных правонарушений и преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Так, если в России по состоянию на 1 января 2009 г. показатель больных наркоманией в расчете на 100 тыс. населения составлял 252,18, то в ДФО — 293,24. При этом данные показатели в Приморском крае (466,57), Амурской области (321,29) и Хабаровском крае (282,61) превышали среднеокружные, а в Приморском крае и Амурской области — и среднероссийские. Коэффициент наркопреступлений в тот же период в России составлял 163,8 на 100 тыс. населения, в ДФО — 217,7 и являлся самым большим среди всех семи федеральных округов. Наиболее высокий коэффициент отмечался в Еврейской автономной области (316,6), Магаданской области (316,6), Приморском крае и Амурской области (281,0) и Хабаровском крае (195,2)1.

Такая особенность наркоситуации в ДФО обуславливается его географическим и геополитическим расположением, значительной по площади территорией, наличием всех видов границ, разветвленной транспортной инфраструктурой, в том числе международного значения, а также протекающими в нем социально-экономическими процессами. Округ имеет стратегическое

1 Ролик А.И., Романова Л.И. Характеристика наркоситуации в Дальневосточном федеральном округе // Наркоконтроль. 2009. № 3. С. 2-6.

РОЛИК Александр Иванович — кандидат юридических наук, начальник Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Приморскому краю, генерал-лейтенант полиции, заслуженный юрист Российской Федерации.

для России значение, прежде всего, с точки зрения выхода на страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

На состояние наркоситуации в округе влияет и то, что на его побережье расположено более 30 морских портов, среди которых наибольшее значение имеют 10 крупных портов, осуществляющих круглогодичную навигацию. Транзитно-перевалочные функции в основном выполняют 4 порта, имеющие прямой выход на Транссибирскую и Байкало-Амурскую железнодорожные и автомобильные магистрали: Ванино, Владивосток, Восточный, Находка. Транзитные грузы в них превышают 80 % от общего грузооборота, так как через эти порты проходит главный внешнеторговый грузопоток России в страны АТР. Внешняя граница округа включает в себя: пограничные государства по суше — КНР (664 км), КНДР (17 км), пограничные государства по морю — Япония (194 км), КНДР (39 км), США (49 км). Протяженность морской границы — 282 км. Пограничное государство по реке — КНР (1839 км), пограничное государство по озеру — КНР (71 км). Протяженность границы с нейтральными водами — 23 000 кв. км2.

Особенностью округа является то, что доля состоящих на учете в органах здравоохранения опийных наркоманов составляет порядка 51 % (Россия — 88 %). Это обусловлено как его удаленным от основного героинового и опийного наркотрафика географическим положением, так и наличием значительных естественных ареалов произрастания дикорастущей конопли, которая служит основным сырьем для производства наркотических средств каннабис-ного ряда (марихуана, гашиш, гашишное масло). На территорию округа приходится свыше трети изымаемых в стране гашиша и гашишного масла, при том, что его население составляет лишь 4,6 % от численности населения России. Изготовление и распространение наркотиков каннабисного ряда в ДФО тесно связано с ростом активности наркогруппировок и кризисным состоянием экономики сельскохозяйственных районов южной части Дальнего Востока, где наркомания и наркобизнес из чисто криминальной проблемы переросли в социальное явление. Незаконное культивирование конопли и ее продажа оптовым наркодилерам остается единственный способ заработка для сельских жителей.

Наибольшую долю среди наркотиков, находящихся в нелегальном обороте в округе, занимают наркотические средства каннабисного ряда местного производства, что обусловлено наличием благоприятных климатических условий, способствующих распространению южно-манчжурской конопли, значительные участки естественного произрастания которой расположены в Амурской области и Еврейской автономной области, Хабаровском и Приморском краях. Помимо сбора дикорастущей конопли, здесь широко распространено ее незаконное культивирование с целью производства марихуаны, гашиша и гашишного масла и их последующей реализации. Присутствие

2 В статье используются статистические и аналитические данные Управления Аппарата Государственного антинаркотического комитета по Дальневосточному федеральному округу и Управления ФСКН России по Приморскому краю.

морской границы и незамерзающих портов, откуда ежегодно отправляется рыбодобывающий флот на промысел в Берингово, Японское и Охотское моря, влияют на распространение контрабанды3 наркотиков каннабисного ряда. Как правило, члены экипажей судов контрабандно вывозят наркотики для личного потребления. Однако встречаются факты, когда члены экипажей судов выступают в роли наркокурьеров для нелегального перемещения наркотиков каннабисного и опийного ряда в Японию и другие страны АТР.

Контрабанде наркотиков в ДФО способствуют и факторы социальноэкономического характера, связанные с большим количеством въезжающих на территорию округа трудовых мигрантов из государств Средней Азии и Закавказья. Низкий уровень жизни в этих республиках является основной причиной переезда на Дальний Восток России граждан этих государств и увеличения численности представителей азербайджанских, казахских, таджикских, узбекских и киргизских этнических диаспор, традиционно вовлеченных в контрабанду наркотиков и их незаконный оборот. При этом происходит, по нашему мнению, сращивание миграционных потоков с наркогенными, а миграционная ситуация все более становится критической в силу ее неурегулированности и отсутствия оптимальных механизмов контроля4. Масштабы незаконной миграции постоянно увеличиваются, что во многом связано с упрощенным миграционным законодательством, а в миграционные процессы активно включаются преступные элементы, которые на своей исторической родине оказываются в сложном положении в силу преследования их правоохранительными органами либо по иным причинам, включая внутренние конфликты в преступной среде.

В связи с трудностями обустройства на новых местах проживания в России мигранты становятся весьма доступными для втягивания их в наркобизнес, то есть являются потенциальным резервом преступного мира, так как организованные наркогруппировки заинтересованы в привлечении выходцев из наркоопасных регионов в качестве наркокурьеров либо рядовых сбытчиков. Среди стран СНГ лидирующее положение по сращиванию миграционных потоков с наркотрафиками принадлежит Узбекистану, Таджикистану, Азербайджану, выходцы из которых занимаются ввозом в ДФО наркотиков опийной группы, прежде всего опия и героина, поступающих в Россию контрабандным путем из Афганистана, ставшего в последние годы абсолютным монополистом по производству опиатов, составляющего не менее 93 % мирового наркопроизводства. Из Афганистана в Россию контрабандно ввозится около 12 тонн чистого героина5.

3 Контрабанда (от итальянского contrabando, contra — против, bando — правительственный указ) является уголовно наказуемым деянием и преследуется по ст. 188 Уголовного кодекса Российской Федерации.

4 Репецкая А.Л. Миграция и региональная преступность: характеристика и проблемы борьбы (по материалам одного криминологического исследования) // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2007. № 1-2. С. 48-49.

5 Иванов В.П. О причинах и последствиях «афганского наркотрафика» для Российской Федерации, законодательных и иных мерах по защите общества от наркоагрессии: Выступление на Парламентских слушаниях 19 февраля 2009 г. // Наркоконтроль. 2009. № 1. С. 2-4.

Согласно статистическим данным степень влияния миграционных потоков на уровень наркопреступности, в частности, в Приморском крае — самом экономически развитом и густонаселенном субъекте округа, обуславливается совершением иностранцами и лицами без гражданства чаще всего таких преступлений, как кражи, грабежи, разбои, присвоение вверенного имущества, подделка документов, а также преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. При сравнении степени криминальной активности в совершении наркопреступлений среди местного населения из числа российских граждан и среди мигрантов можно утверждать, что уровень криминальной активности среди мигрантов значительно выше. Доля наркопреступлений в общем количестве регистрируемых преступлений, совершаемых местными жителями, не превышает 8 % против 23 %, совершаемых мигрантами, что свидетельствует о первоначальной нацеленности определенной группы мигрантов на совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Основным внешним фактором, влияющим на наркоситуацию в ДФО, является непосредственная близость Китая, где осуществляется производство синтетических наркотиков и лекарственных препаратов, содержащих сильнодействующие вещества, оборот которых в России запрещен. Существующее различие в классификации подконтрольных наркотических средств и психотропных веществ в России и Китае, разница в их стоимости, а также безвизовый порядок пересечения государственной границы членами туристических групп используются транснациональной наркопреступностью для организации каналов контрабандного ввоза в Россию из КНР наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ.

В настоящее время на российском Дальнем Востоке таможенными и правоохранительными органами регулярно выявляются факты контрабандного ввоза из Китая наркотических средств опийного и каннабисного ряда, а также метамфетаминов и МДМА («экстази»). Отмечается также рост числа фактов контрабандного перемещения в Россию легально производимых в КНР медицинских препаратов, содержащих в своем составе подконтрольные в Российской Федерации сильнодействующие вещества, в основном, сибутрамин, фенфлюра-мин, фенобарбитал, псевдоэфедрин. Как известно, эфедрин и псевдоэфедрин являются прекурсорами для изготовления таких синтетических наркотиков, как метамфетамин и эфедрон. Данный вид контрабанды остается самым распространенным среди как российских туристов, так и граждан Китая.

В 2004-2008 гг. таможенными органами в ДФО было выявлено и пресечено свыше 1600 попыток незаконного перемещения через таможенную границу наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ и их прекурсоров, основная часть которых относится к контрабанде этих веществ из КНР. По данным фактам правоохранительными органами возбуждено свыше 300 уголовных дел по ст. 188 УК РФ. В этот же период таможнями в ДФО осуществлено 1140 изъятий наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, 959 (84,1 %) из которых приходится на ввоз подконтрольных веществ в Российскую Федерацию, 178 (15,6 % — на вывоз).

Около 60 % изъятий ввозимых на территорию России наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ осуществляется на таможенном посту «Пограничный» в Приморском крае. На таможенные посты «Полтавка» в Приморском крае и «Благовещенский» в Амурской области приходится по 10 % осуществленных изъятий, таможенный пост «Матвеевский» — 6 %.

Наряду с выявлением и пресечением массового ввоза препаратов, содержащих в своем составе сильнодействующие вещества, в последние годы правоохранительными органами в ДФО выявляются отдельные факты ввоза на его территорию синтетических наркотиков, производимых в КНР, в том числе МДМА, метамфетамина и амфетамина. В 2008 г. УФСКН России по Приморскому краю из незаконного оборота впервые было изъято 5 г синтетических наркотиков, произведенных в КНР (2 г метамфетамина и 3 г МДМА). Согласно поступающей информации, в провинции Хэйлунцзян КНР отмечается значительный рост производства синтетических наркотиков. Легкость производства и широкое распространение данного вида наркотиков на территории КНР не исключает организацию каналов контрабандного ввоза в Россию данных наркотиков через территорию округа.

Участились факты ввоза на территорию ДФО из КНР наркотиков кан-набисного ряда. Так, в 2009 г. органами наркоконтроля в Приморском крае была выявлена и пресечена деятельность членов преступной группировки, организовавшей поставки гашиша морским транспортом из г. Далянь провинции Ляолинь КНР на территорию края. Из незаконного оборота изъято почти 4 кг гашиша китайского производства. Экономический интерес преступных группировок в данном случае основан на значительной разнице цен. Так, в Приморском крае розничная цена гашиша в 56 раз больше, чем в провинции Хэйлунцзян (1 г гашиша в Приморском крае стоит 560 руб. (112 юаней), а в провинции Хэйлунцзян — 10 руб. (2 юаня).

Анализ стоимости других видов наркотиков и сильнодействующих веществ в Китае и Приморье позволяет утверждать, что из-за разницы в ценах существует объективная экономическая заинтересованность преступных группировок по увеличению ввоза в Приморский край, помимо уже упомянутого гашиша, также метамфетамина, «экстази», эфедрина и опия. Так, стоимость 1 г опия на «черном рынке» в крае в среднем в 2009 г. составляла 1050 руб. или 210 юаней, в КНР — 60 юаней (300 руб.), цена 1 таблетки «экстази» — 1200 руб. (240 юаней), в КНР — 80-120 юаней (400-600 руб.), цена 1 таблетки эфедрина — 80 руб. (16 юаней), в КНР — 0,9 юаня за 1 грамм (4,5 руб.). Стоимость 1 г героина в крае составляла 3450 руб. или 690 юаней, а в провинции Хэйлунцзян КНР — 800 юаней (4000 руб.).

За последние два года УФСКН России по Приморскому краю во взаимодействии с органами ФСБ России и МВД России была пресечена деятельность ряда крупных организованных сетей сбыта героина и опия, привлечены к уголовной ответственности члены нескольких десятков преступных группировок, специализировавшихся на сбыте именно этих наркотиков. В июле текущего года органами наркоконтроля была изъята крупнейшая за последние 10 лет

в Приморском крае партия героина весом 10 кг 600 г, ввезенная таджикской преступной группировкой. Весь этот героин — афганского происхождения и поступил в Приморье транзитом из стран СНГ через Урал и Сибирь. Мы полагаем, что экономический фактор может привести к попыткам вывоза героина транзитом из Приморья в Китай.

Таким образом, главными факторами, способствующими росту контрабанды наркотиков в Россию из Китая, являются: 1) значительная разница в их стоимости на территориях КНР и России; 2) значительные объемы грузового и пассажирского оборота между приграничными регионами; 3) часть фармацевтических субстанций, контролируемых в Российской Федерации как психотропные и сильнодействующие вещества, в КНР контролируются исключительно как медицинские препараты.

В настоящее время в Российской Федерации идет разработка Стратегии государственной антинаркотической политики, направленной на обуздание наркоагрессии. В проекте Стратегии, представленном к широкому обсуждению, отмечается, что необходимость разработки стратегии обусловлена динамикой изменений, происходящих в России и в мире, воздействием таких негативных тенденций, как устойчивое сокращение численности населения России, ухудшение качественного состава генофонда нации вследствие расширения масштабов незаконного распространения наркотических средств, а также активизацией деятельности транснациональной преступности, усилением терроризма, экстремизма, сепаратизма и ростом преступности. Подчеркивается, что эти тенденции оказывают деструктивное воздействие на главные ресурсы национальной экономики — интеллектуальное развитие и физическое здоровье населения страны, а требования национальной безопасности диктуют необходимость формирования основополагающих направлений антинаркотической политики страны в интересах обеспечения ее безопасности и стабильного развития.

При этом в проекте Стратегии указано, что достижение ее целей должно осуществляться по следующим направлениям:

— сокращение спроса на наркотики путем организации системы профилактической, лечебной и реабилитационной работы, формирования в обществе иммунитета и нетерпимости к немедицинскому потреблению наркотических средств и психотропных веществ;

— сокращение предложения наркотиков путем целенаправленного пресечения их нелегального производства и оборота внутри страны, противодействия внешней наркоагрессии;

— развитие и укрепление международного сотрудничества в сфере контроля над наркотиками, включая развитие регионального сотрудничества6.

Злоупотребление наркотиками и связанная с ними преступная деятельность дельцов наркобизнеса, в том числе расширяющаяся коррупция, затрагивают миллионы людей во всем мире. В орбиту проблем, вызванных наркотиками, оказываются вовлеченными различные страны большинства регионов

6 Проект Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации [Электронный ресурс]. иИЬ: http//stratgap.ru/pages/strategy/project/index.shtml

мира, невзирая на национальные границы и социальное устройство. Ввиду огромных масштабов этого явления, оно все чаще рассматривается в качестве растущей глобальной проблемы, требующей принятия адекватных ответных мер. Государства не в состоянии справиться с этим бедствием в одиночку, поэтому необходимы международная солидарность и сбалансированные, коллективные и одновременные действия международного сообщества7.

В ДФО данное направление государственной антинаркотической политики находит свое выражение в организации приграничного сотрудничества с правоохранительными, таможенными и пограничными органами КНР. В частности, ликвидации каналов контрабандных поставок наркотиков и сильнодействующих веществ из КНР на территорию России способствуют тесные рабочие отношения, сложившиеся в результате взаимодействия органов наркоконтроля в ДФО с правоохранительными органами приграничных территорий Китая в рамках реализации двухстороннего протокола о приграничном сотрудничестве, подписанного 29 ноября 2005 г. руководством Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и руководством Министерства общественной безопасности КНР, а также приказа Директора ФСКН России, предоставившего территориальным органам наркоконтроля право прямого информационного обмена с соответствующими приграничными подразделениями МОБ КНР.

Основным направлением сотрудничества с правоохранительными органами КНР является, прежде всего, совместная работа по выявлению и пресечению деятельности организованных преступных групп, действующих в приграничных районах, а также перекрытие транснациональных каналов незаконной транспортировки наркотиков, психотропных и сильнодействующих веществ. В течение последних лет органы наркоконтроля активно развивают данное взаимодействие. Проведен целый ряд рабочих встреч в России и Китае, а также организованы совместные мероприятия по пресечению деятельности международных преступных группировок.

Конкретным результатом такого взаимодействия стала ликвидация крупного канала контрабанды из КНР в Приморский край, когда в ходе совместной операции сотрудниками УФСКН РФ по Приморскому краю и Главного отряда по борьбе с наркотиками Департамента общественной безопасности провинции Хэйлунцзян были изъяты крупные партии метилэфедрина: на территории КНР — более 900 кг этого сильнодействующего вещества, задержаны 14 членов организованной преступной группы, изъяты оружие российского производства и боеприпасы к нему, а на территории Приморского края в г. Уссурийске — в тайнике 330 тысяч таблеток из этой же партии метилэфедрина. Данная операция, а также совместная разработка УФСКН РФ по Амурской области с оперативными подразделениями Управления общественной безопасности провинции Хэйлунцзян и округа Хэйхэ одной из организованных преступных групп, в результате которой в 2006 г. на территории КНР и Амурской области

7 Кучеренко В.Н. Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: уголовно-правовой и уголовно-процессуальные аспекты. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. С. 102-103.

было задержано 27 ее активных участников и изъято более 1 кг синтетического наркотика «лед» (метамфетамина), свидетельствуют о том, что правоохранительные органы России и КНР в сфере антинаркотической деятельности могут работать довольно эффективно.

Благодаря целенаправленным усилиям по взаимному информированию об особенностях оборота подконтрольных веществ правоохранительными органами КНР в настоящее время регулярно проводятся мероприятия, направленные на профилактику правонарушений, связанных с ввозом запрещенных к свободному обороту на территории России наркотических средств и психотропных веществ. На всех погранпереходах организованы соответствующие стенды, усилен контроль со стороны таможенной и пограничной служб за провозимыми в России препаратами. В июле 2009 г. в Суйфэньхэ с участием всех правоохранительных органов КНР проводилась акция, направленная на информирование граждан КНР о запрещенных на территории России подконтрольных веществах. В целях совершенствования мер, направленных на пресечение бесконтрольного поступления в Россию биологически активных добавок, содержащих подконтрольные вещества, УФСКН РФ по Приморскому краю на совещании с представителями МОБ КНР, состоявшемся в г. Белокурихе Алтайского края 4-6 августа 2009 г., было внесено предложение о введении системы маркирования высокоинформативными шифрами лекарственных препаратов и БАДов, производимых в Китае, а также унификации перечня подконтрольных средств и веществ, подлежащих контролю на территории России и КНР.

Противодействие контрабанде в Россию из Китая наркотиков и сильнодействующих веществ должно осуществляться органами наркоконтроля совместно со всеми правоохранительными и контролирующими службами, действующими на границе Российской Федерации и имеющими соответствующие полномочия. Кроме того, как показала практика, без содействия со стороны компетентных органов КНР эффективность этой работы не будет высокой. Одним из путей решения данной проблемы может стать организация совместно с китайскими таможенными, пограничными и правоохранительными органами комплекса оперативно-профилактических мероприятий, направленных на ликвидацию каналов ввоза на территорию Дальневосточного федерального округа наркотиков и медицинских препаратов с содержанием сильнодействующих веществ. Мы полагаем, что китайская сторона должна быть также заинтересована в том, чтобы доверие к товарам КНР не падало, а вместо качественного товара в Россию не поставлялись подделки и запрещенные к обороту на территории нашей страны вещества. Проведение таких мероприятий будет способствовать и укреплению международного сотрудничества таможенных и правоохранительных органов двух стран в интересах противодействия транснациональной организованной наркопреступности и предупреждения преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, и тем самым реализации основных направлений Стратегии государственной антинаркотической политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.