Научная статья на тему 'ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ ЯДЕРНЫХ, РАДИОАКТИВНЫХ И ДРУГИХ МАТЕРИАЛОВ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИХ ПОВЫШЕННУЮ ОПАСНОСТЬ'

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ ЯДЕРНЫХ, РАДИОАКТИВНЫХ И ДРУГИХ МАТЕРИАЛОВ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИХ ПОВЫШЕННУЮ ОПАСНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
433
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ АКТЫ / ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ / КИБЕРТЕРРОРИЗМ / КОНТРАБАНДА / КОНТРОЛИРУЕМАЯ ПОСТАВКА / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ И МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бражников Дмитрий Анатольевич, Яковец Евгений Николаевич, Мясников Анатолий Павлович

В статье дается оценка угроз национальной безопасности страны, связанных с применением ядерных, радиоактивных и других материалов в террористических целях, в том числе с использованием современных информационных технологий. Приводится классификация различных видов терроризма, основанная на анализе признаков, характеризующих данное преступление. Рассматривается его уголовно-правовая характеристика. Подчеркивается опасность религиозного, политического и «государственного кибертерроризма», получающего распространение в последнее время, для дестабилизации функционирования различных объектов критической инфраструктуры, включая арсеналы оружия массового поражения, атомные электростанции, хранилища ядерных отходов и т. п. Показана система межведомственного противодействия контрабанде сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов и других объектов, которые могут быть использованы злоумышленниками в преступных целях. Отмечается исключительная важность защиты Государственной границы Российской Федерации и таможенной границы всего Евразийского экономического союза с целью исключения возможного ввоза в страну и вывоза из нее веществ и материалов, предназначенных для изготовления технических устройств, которые представляют повышенную опасность с точки зрения террористической угрозы. Особое внимание акцентируется на полномочиях в этой сфере таможенных органов. Делается вывод о том, что в рамках межгосударственного взаимодействия в борьбе с контрабандой ядерных, радиоактивных и других материалов, представляющих повышенную опасность с точки зрения террористической угрозы, необходима унификация уголовного, уголовно-процессуального и оперативно-розыскного законодательства государств - членов Евразийского экономического союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бражников Дмитрий Анатольевич, Яковец Евгений Николаевич, Мясников Анатолий Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNTERACT ILLEGAL TRAFFICKING OF NUCLEAR, RADIOACTIVE AND OTHER MATERIALS THAT POSE AN INCREASED DANGER

The article assesses the threats to the national security of the country associated with the use of nuclear, radioactive and other materials for terrorist purposes, including the use of modern information technologies. The classification of various types of terrorism is given, based on the analysis of the features that characterize this crime. Its criminal-legal characteristics are considered. The danger of religious, political and “state cyberterrorism”, which has been gaining popularity in recent times, is emphasized to destabilize the functioning of various critical infrastructure facilities, including arsenals of weapons of mass destruction, nuclear power plants, nuclear waste storage facilities, etc. A system of interdepartmental counteraction to the smuggling of potent, poisonous, explosive, radioactive substances, radiation sources, nuclear materials and other objects that can be used by intruders for criminal purposes. The exceptional importance of protecting the state and customs borders of the Russian Federation, as well as the entire Eurasian Economic Union, is noted in order to exclude the possible import into and export from the country of substances and materials intended for the manufacture of technical devices that pose an increased danger from the point of view of a terrorist threat. Particular attention is focused on the powers in this area of the customs authorities. It is concluded that within the framework of interstate cooperation in the fight against smuggling of nuclear, radioactive and other materials that pose an increased danger from the point of view of a terrorist threat, it is necessary to unify the criminal, criminal procedural and operational-search legislation of the member states of the Eurasian Economic Union.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ ЯДЕРНЫХ, РАДИОАКТИВНЫХ И ДРУГИХ МАТЕРИАЛОВ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИХ ПОВЫШЕННУЮ ОПАСНОСТЬ»

уДК 343./.7

DOI 10.54048/20727240_2022_02_113

противодействие незаконному обороту ядерных, радиоактивных и других материалов, представляющих повышенную опасность

д. А. Бражников1, Е. н. Яковец1, А. п. Мясников2

1 Российская таможенная академия, Люберцы, Московская область, Российская Федерация

2 Ростовский филиал Российской таможенной академии, Ростов-на-Дону, Российская Федерация

Аннотация. В статье дается оценка угроз национальной безопасности страны, связанных с применением ядерных, радиоактивных и других материалов в террористических целях, в том числе с использованием современных информационных технологий. Приводится классификация различных видов терроризма, основанная на анализе признаков, характеризующих данное преступление. Рассматривается его уголовно-правовая характеристика. Подчеркивается опасность религиозного, политического и «государственного ки-бертерроризма», получающего распространение в последнее время, для дестабилизации функционирования различных объектов критической инфраструктуры, включая арсеналы оружия массового поражения, атомные электростанции, хранилища ядерных отходов и т. п. Показана система межведомственного противодействия контрабанде сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов и других объектов, которые могут быть использованы злоумышленниками в преступных целях. Отмечается исключительная важность защиты Государственной границы Российской Федерации и таможенной границы всего Евразийского экономического союза с целью исключения возможного ввоза в страну и вывоза из нее веществ и материалов, предназначенных для изготовления технических устройств, которые представляют повышенную опасность с точки зрения террористической угрозы. Особое внимание акцентируется на полномочиях в этой сфере таможенных органов. Делается вывод о том, что в рамках межгосударственного взаимодействия в борьбе с контрабандой ядерных, радиоактивных и других материалов, представляющих повышенную опасность с точки зрения террористической угрозы, необходима унификация уголовного, уголовно-процессуального и оперативно-розыскного законодательства государств - членов Евразийского экономического союза.

Ключевые слова: террористические акты, экстремистские организации, незаконный оборот ядерных материалов, кибертерроризм, контрабанда, контролируемая поставка, межведомственное и межгосударственное взаимодействие.

counteract illegal trafficking of nuclear, radioactive and other materials that pose an increased danger

D. a. Brazhnikov1, E. N. Yakovets1, A. p. Myasnikov2

1 Russian Customs Academy, Lyubertsy, Moscow region, Russian Federation

2 Rostov branch of the Russian Custom Academy, Rostov-on-Don, Russian Federation

Abstract. The article assesses the threats to the national security of the country associated with the use of nuclear, radioactive and other materials for terrorist purposes, including the use of modern information technologies. The classification of various types of terrorism is given, based on the analysis of the features that characterize this crime. Its criminal-legal characteristics are considered. The danger of religious, political and "state cyberterrorism", which has been gaining popularity in recent times, is emphasized to destabilize the functioning

© Бражников Д. А., Яковец Е. Н., Мясников А. П., 2022

of various critical infrastructure facilities, including arsenals of weapons of mass destruction, nuclear power plants, nuclear waste storage facilities, etc. A system of interdepartmental counteraction to the smuggling of potent, poisonous, explosive, radioactive substances, radiation sources, nuclear materials and other objects that can be used by intruders for criminal purposes. The exceptional importance of protecting the state and customs borders of the Russian Federation, as well as the entire Eurasian Economic Union, is noted in order to exclude the possible import into and export from the country of substances and materials intended for the manufacture of technical devices that pose an increased danger from the point of view of a terrorist threat. Particular attention is focused on the powers in this area of the customs authorities. It is concluded that within the framework of interstate cooperation in the fight against smuggling of nuclear, radioactive and other materials that pose an increased danger from the point of view of a terrorist threat, it is necessary to unify the criminal, criminal procedural and operational-search legislation of the member states of the Eurasian Economic Union.

Keywords: terrorist acts, extremist organizations, illegal trafficking of nuclear materials, cyberterrorism, smuggling, controlled delivery, interdepartmental and interstate interaction.

ВВЕДЕНИЕ

Попытки проникновения на российскую территорию членов международных террористических и экстремистских организаций, участников незаконных вооруженных формирований представляют собой одну из серьезнейших угроз национальной безопасности в пограничном пространстве [1, п. 14, подп. «д»], а обеспечение государственной пограничной политики по нейтрализации этих вызовов возложено в том числе и на таможенные органы.

Федеральная таможенная служба (ФТС России) в связи с этим обладает следующими полномочиями:

- принимает меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, в соответствии с правом Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и законодательством Российской Федерации (РФ);

- оказывает содействие другим органам государственной власти в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом;

- организует и обеспечивает антитеррористическую защищенность объектов (территорий) таможенных органов, организаций, находящихся в ведении ФТС России [2, п. 5.79, 5.82, 5.95].

Основным характерным признаком современного терроризма является его колоссальный разрушительный потенциал, основывающийся на использовании безграничных возможностей, которые предоставляют злоумышленникам современные технологии.

В первые годы после распада Советского Союза по количеству насильственных акций с использованием огнестрельного оружия, различного рода взрывных устройств или угроз их применения, с захватом заложников, воздушных судов и других транспортных средств, взрывов на военных складах и хранилищах, с попытками ядерного шантажа и угрозами применения компонентов химического оружия Россия имела реальные шансы превзойти уровень

подобного рода акций террористического характера, зарегистрированных в мире [3, с. 115-124].

Особую опасность с позиций антитеррористической деятельности представляло наличие в нашей стране мощного потенциала ракетно-ядерного оружия. Ослабленные бесконечными преобразованиями структуры Министерства обороны РФ, органы безопасности, другие силовые ведомства в этих условиях могли оказаться не в состоянии противостоять доступу террористов к ядерным арсеналам. В тот период российскому руководству необходимо было принять неотложные радикальные меры по противодействию терроризму.

В результате анализа сентябрьского теракта 2001 г. на территории США и сложившегося комплекса угроз национальной безопасности России в стране была разработана и начала реализовываться программа борьбы и противодействия терроризму. Россия активизировала свое участие в Контртеррористическом комитете Совета безопасности Организации Объединенных Наций (СБ ООН), Антитеррористическом центре государств - участников Содружества Независимых Государств (АТЦ СНГ), Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и др. В октябре 2003 г. Россия за успехи в борьбе с финансированием терроризма была принята в постоянные члены Межправительственной комиссии по финансовому мониторингу (ФАТФ).

СОВРЕМЕННЫЕ УГРОЗЫ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ

В нынешний период террористическая угроза в России, на первый взгляд, несколько стабилизировалась, однако это обманчивое впечатление. Если в 1994 г. на территории нашей страны было зарегистрировано 349 фактов терроризма, в 1995 г. - 1 081 [4], то в 2021 г. число совершенных терактов удвоилось и достигло 2 136 случаев [5].

Если в основу классификации терроризма заложить определенный набор признаков, характеризующих данное криминальное явление, то можно выделить такие его разновидности, как политический, религиозный, этнический (национальный), компьютерный (кибернетический), технологический (в том числе ядерный, химический, бактериологический) терроризм и др.

В контексте данной статьи следует заострить внимание на последней его разновидности, едва ли не самой опасной из перечисленных, - технологическом терроризме. Его опасность выражается, во-первых, в гипотетической возможности захвата и использования террористами средств массового поражения (ядерного, химического, бактериологического оружия), во-вторых - в потенциальном совершении актов терроризма в отношении важнейших объектов критической инфраструктуры (промышленных предприятий с непрерывным циклом потенциально опасных производств; электростанций, в первую очередь атомных; гидросооружений; воинских частей, располагающих оружием с высоким разрушительным воздействием; транспортных магистралей, иных коммуникаций и т. д.). Если ранее

потенциальную опасность подобного рода представляли различного рода террористические группировки Северо-Кавказского региона, не раз заявлявшие о наличии у них элементов оружия массового поражения и о намерениях совершения диверсий на атомных электростанциях (АЭС), то в нынешних условиях особое внимание следует обратить на украинских неонацистов, действия которых в последнее время приобрели ярко выраженный диверсионно-террористический характер. Они открыто высказывают намерение применить в отношении России, а также Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики так называемую «грязную» бомбу [6].

Для того чтобы лишить террористов возможности использования наиболее разрушительных средств осуществления терактов, необходимо «запечатать» Государственную границу РФ и таможенную границу всего ЕАЭС с таким расчетом, чтобы полностью исключить возможность ввоза в нашу страну и вывоза из нее веществ и материалов, предназначенных для изготовления технических устройств, которые представляют повышенную опасность в террористическом плане.

Наибольшую актуальность в рассматриваемом ключе представляет незаконный оборот ядерных материалов (НОЯМ). Это деятельность, связанная с изготовлением, поставкой, получением, обладанием, хранением, использованием, передачей, перемещением, транспортировкой или переработкой ядерных материалов (ЯМ), совершаемая с нарушением требований национального и международного законодательства. В соответствии со ст. 7 Конвенции о физической защите ядерного материала (1980 г.) [7] к незаконной деятельности в рассматриваемой сфере относят преднамеренное обращение с ЯМ «без разрешения компетентных органов», незаконные действия в отношении ЯМ (кража, присвоение обманным путем, применение силы или угроза ее применения с целью получения ЯМ), а также их использование в преступных целях. В России определение НОЯМ содержится в «Положении о системе государственного учета и контроля ядерных материалов» [8, п. 6].

С уголовно-правовой точки зрения различные виды НОЯМ (ст. 220 «Незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами»; ст. 221 «Хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ» Уголовного кодекса РФ (УК РФ)) сами по себе являются преступлениями террористического характера, а действия террористов, связанные с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ, относятся к квалифицирующему признаку террористического акта в соответствии с ч. 3 ст. 205 УК РФ.

Известны официально зарегистрированные и подтвержденные достоверными свидетельствами факты хищений ЯМ оружейного качества, причем в таких количествах, которые близки к требующимся для создания ядерного взрывного устройства (ЯВУ). Более широкое распространение и освещение в СМИ получили случаи НОЯМ, направленные на вовлечение в преступную деятельность материалов, не предназначенных для изготовления полноценного ЯВУ, например,

низкообогащенного уранового топлива для АЭС, которые, тем не менее, могут быть использованы в террористических целях. Подобные материалы вполне пригодны для создания «грязной» (радиологической) бомбы, в оболочке которой радиоактивный материал сочетается с тротиловым взрывным устройством, рассеивающим радиоактивную пыль на определенной, зачастую весьма значительной площади.

Радиологическое оружие позволяет наносить максимальный урон мирному населению, в связи с чем является идеальным средством устрашения для террористов. В некоторых случаях «грязную» бомбу неверно, но достаточно образно называют «атомной бомбой для бедных». По официальным данным, ядерным вооружением на сегодняшний день располагают всего восемь стран мира. Для того чтобы сделать настоящую атомную бомбу, необходимо располагать ресурсами, которые имеются лишь у развитых в научном и экономическом отношении государств, располагающих исследовательскими лабораториями, высокотехнологичным производством, наконец, оружейным ураном или плутонием, получить которые весьма сложно. «Грязную» же бомбу можно изготовить в кустарных условиях. Радиоактивные изотопы сейчас применяются весьма широко: в промышленности и энергетике, в медицине, науке и даже в быту (например, для детекторов дыма часто используется америций-241), поэтому при желании добыть достаточное для изготовления бомбы количество радиоактивных веществ не составляет проблемы. Поэтому неслучайно в ходе боевых действий США на Ближнем Востоке и в лагерях чеченских боевиков не раз находили чертежи «грязных» взрывных устройств [9, 10, 11 и др.].

По обоснованному мнению ряда специалистов, сформировавшемуся еще более 20 лет назад, к основным причинам появления и обострения проблемы НОЯМ относятся:

- высвобождение значительного количества ядерных материалов оружейного качества в результате начавшегося глобального сокращения ядерных вооружений;

- усложнение для неядерных государств, развивающих собственные военные ядерные программы, условий получения материалов для развития таких программ в связи с укреплением международной системы экспортного контроля;

- увеличение числа и рост влияния и финансовых возможностей негосударственных игроков в международных отношениях, таких как террористические группы, транснациональные организованные преступные сообщества, сепаратистские движения на этнической основе, религиозные тоталитарные секты [12, с. 164-173].

Опасность применения ЯМ в преступных целях многократно усиливается возможностями современных информационных технологий, которые могут использоваться представителями не только религиозного или политического, но и государственного кибертерроризма для дестабилизации деятельности различных объектов критической инфраструктуры, включая арсеналы оружия массового поражения, атомные электростанции, хранилища ядерных отходов и т. п.

Так, еще в мае и июне 2002 г. действовавшие независимо друг от друга британский и австрийский хакеры взломали коды системы управления стратегическими ядерными силами и Центра космической разведки вооруженных сил США. Трудно представить последствия этой акции, если бы они были осуществлены в террористических целях.

До сих пор не забыта кибератака на ядерные объекты Ирана, имевшая место в июне 2010 г. Строительство АЭС в иранском городе Бушере осуществлялось российскими специалистами и явно выходило за рамки интересов США и их союзников. Для выведения из строя системы управления указанной АЭС, на которую иранцы отказывались допускать международных наблюдателей, было предпринято распространение вируса Stuxnet. По мнению некоторых источников, непосредственным организатором разработки и применения данной вредоносной программы явился Израиль [13, с. 40]. Как справедливо отмечал профессор О. В. Дамаскин, «кое-где информационный терроризм становится элементом государственной политики. В некоторых странах активно ведутся работы над компьютерными программами, являющимися информационным оружием» [14, с. 267].

Уровень противодействия незаконному обороту ядерных и иных материалов, предназначенных для нанесения максимального ущерба нашей стране, во многом зависит от активного использования таможенными и пограничными органами федеральной службы безопасности (ФСБ России) оперативных возможностей по выявлению и пресечению преступлений, квалифицируемых по ст. 226.1 «Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов» УК РФ.

элементы состава преступления, предусмотренного статьей 226.1 уголовного кодекса российской федерации

Как показали результаты исследования состава данного преступления, его непосредственным объектом являются отношения, обеспечивающие общественную безопасность в сфере оборота, а также перемещения через таможенную или государственную границу различного рода объектов, гражданский оборот которых запрещен либо ограничен, в том числе ядерных, радиоактивных и иных материалов, пригодных для использования в ходе совершения терактов.

Предметом данного преступления являются указанные в данной статье предметы, вещества, материалы и оборудование, изъятые из гражданского оборота,

которые пригодны для их применения злоумышленниками в ходе совершения терактов.

Объективная сторона представляет собой незаконное перемещение указанных предметов через таможенную границу ЕАЭС либо Государственную границу РФ с государствами - членами ЕАЭС предмета преступления. Другими словами, это означает совершение противоречащих таможенному законодательству любых деяний по ввозу или вывозу отмеченных выше предметов.

Местом совершения преступления является либо таможенная граница ЕАЭС, если эта граница контролируется компетентными органами РФ (т. е. фактически внешняя граница ЕАЭС с сопредельными государствами, не входящими в указанный Союз, при условии, что она находится на территории РФ), либо Государственная граница РФ с государствами - членами ЕАЭС. В случае если предмет преступления перемещается через таможенную границу ЕАЭС, однако эта граница находится на территории государства - члена ЕАЭС, то российский уголовный закон по отношению к подобным деяниям не применяется (ст. 11 УК РФ).

Способы совершения данного преступления в законе не определены. Наиболее типичными среди них являются следующие деяния: перемещение предмета преступления через таможенную (государственную) границу, минуя таможенный контроль; его перемещение, сопряженное с сокрытием от таможенного контроля; обманное использование документов или средств таможенной идентификации; недекларирование или недостоверное декларирование перемещаемого товара.

Преступление считается оконченным с момента перемещения предмета преступления через соответствующую границу.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Субъект преступления - вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

В соответствии с п. «а» ч. 2 ст. 226.1 УК РФ квалифицирующим признаком рассматриваемого состава преступления является его совершение работниками таможенной службы, осуществляющими таможенный контроль, таможенное оформление и таможенную идентификацию товаров или транспортных средств, либо сотрудниками пограничной службы, а также должностными лицами, освобожденными от некоторых форм таможенного контроля.

Квалификацией по п. «б» ч. 2 ст. 226.1 УК РФ предусмотрено применение насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль [15].

Как известно, предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 226.1 УК РФ, осуществляется:

- следователями органов ФСБ России (подп. 2 п. 2 ст. 151 УК РФ);

- следователями органов внутренних дел РФ (подп. 3 п. 2 ст. 151 УК РФ).

заключение

Дознаватели таможенных органов по выявляемым ими преступлениям, предусмотренным ст. 226.1 УК РФ, возбуждают уголовные дела и производят по ним неотложные следственные действия (подп. 3 п. 2 ст. 157 Уголовно-процессуального

кодекса РФ (УПК РФ)). Не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет его руководителю следственного органа (п. 3 ст. 157 УПК РФ).

В подавляющем большинстве случаев в основе этих уголовных дел лежат документированные результаты оперативно-розыскной деятельности (ОРД), представляемые оперативными подразделениями таможенных органов (ОПТО). На стадии осуществления неотложных следственных действий по ним до их передачи следователям последние, как правило, исполняют отдельные поручения дознавателей. После направления уголовных дел в следственные органы в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 157 УПК РФ ОПТО могут производить по ним следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания в лице ОПТО обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя об их результатах следователя [16].

Таким образом, в соответствии с положениями ст. 151 и 157 УПК РФ предварительное расследование по фактам контрабанды ЯМ, радиоактивных и других материалов, которые возможно использовать в ходе террористической деятельности (ст. 226.1 УК РФ), относится к совместной компетенции ФТС России, ФСБ России и МВД России. В связи с этим перечисленные оперативно-розыскные органы с учетом общности их взаимных интересов, в рамках своих полномочий с целью выявления, предупреждения и раскрытия преступлений указанной квалификации должны активно применять имеющиеся в их распоряжении силы и средства ОРД и обеспечивать в этой сфере межведомственное взаимодействие.

Особое внимание при этом следует обращать на совместное проведение такого высокоэффективного оперативно-розыскного мероприятия, как контролируемая поставка ввозимых в РФ или вывозимых из нее ЯМ, радиоактивных и других материалов, которые могут использоваться террористами. Эти вещества и предметы, представляющие повышенную опасность для жизни и здоровья людей, безопасности окружающей среды либо являющиеся основой для изготовления оружия массового поражения, подлежат безусловной замене в порядке, определяемом Правительством РФ [17, ст. 391].

Однако анализ содержания ТК ЕАЭС показывает, что, несмотря на единство экономического пространства Союза, таможенные органы каждого государства -члена ЕАЭС вынуждены ограничиваться проведением оперативно-розыскных мероприятий исключительно на собственной территории, а остальные проблемы борьбы с преступностью решать в процессе взаимодействия. Кроме того, в ТК ЕАЭС отсутствуют какие-либо упоминания о контролируемой поставке.

В связи с этим в целях активизации противодействия контрабанде ядерных и иных материалов, используемых террористами, в рамках единого экономического пространства представляется целесообразным ввести в ТК ЕАЭС отдельную главу, посвященную контролируемой поставке, в которой подробно

регламентировать полномочия должностных лиц государств - членов Союза по принятию решения о проведении контролируемой поставки через таможенную границу ЕАЭС. В этих же целях необходимо также унифицировать уголовное, уголовно-процессуальное и оперативно-розыскное законодательство государств - членов ЕАЭС.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Основы государственной пограничной политики Российской Федерации (утверждены Указом Президента РФ от 25.04.2018 № 174).

2. Положение о Федеральной таможенной службе (утверждено постановлением Правительства РФ от 23.04.2021 № 636 // Собрание законодательства РФ. 2021. № 18. Ст. 3146.

3. Абрамов Ю. И., Авдеев Ю. И. Белая книга Российских спецслужб. М.: Информ.-изд. агентство «Обозреватель», 1996. 268 с.

4. Сведения ГИЦ МВД России за 1994-1995 гг.

5. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-декабрь 2021 года [Электронный ресурс]. URL: https://мвд.рф/reports/item/28021552/ (дата обращения: 25.02.2022).

6. Чашу терпения Кремля переполнило намерение украинских националистов взорвать в Донбассе «грязную» атомную бомбу [Электронный ресурс] // Аргументы недели. 2022. 2 марта. URL: https://argumenti.ru/world/2022/03/762090 (дата обращения: 28.03.2022).

7. Конвенция о физической защите ядерного материала и ядерных установок (с изменениями на 08.07.2005) (подписана от имени СССР 22.05.1980, ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 04.05.1983 № 9236-X) [Электронный ресурс]. URL: https:// docs.cntd.ru/document/1903048 (дата обращения: 30.03.2022).

8. Положение о системе государственного учета и контроля ядерных материалов (утверждено постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 352) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 19. Ст. 2188.

9. Ковчегин Д. А. Незаконный оборот ядерных материалов: доклад № 21 ПИР-Центра политических исследований. М., 2000. 187 с.

10. Орлов В. А., Тимербаев Р. М., Хлопков А. В. Проблемы ядерного нераспространения в российско-американских отношениях: история, возможности и перспективы дальнейшего взаимодействия. М.: ПИР-Центр, 2001. 327 с.

11. Петров А. Грязная бомба: что это и насколько она опасна? [Электронный ресурс] // Популярная механика. 2022. 25 февраля. URL: https://www.popmech.ru/weapon/ 12296-gryaznaya-bomba-chto-eto-takoe/ (дата обращения: 07.04.2022).

12. Орлов В. Незаконный оборот ядерных материалов - новый вызов международной безопасности // Экспортный контроль в России: сборник статей. М.: ПИР-Центр, 2000. 389 с.

13. Писаренко Д. Кибервойны. Одной клавишей компьютера можно уничтожить страну // Аргументы и факты. 2011. № 36.

14. Дамаскин О. В. Россия в современном мире: проблемы национальной безопасности: монография. М.: Флинта: Наука, 2007. 432 с.

15. Уголовный кодекс РФ [Электронный ресурс]. URL: https://www.ugolkod.ru/ statya-226-1 (дата обращения: 06.01.2022).

16. Туганов Ю. Н., Яковец Е. Н. Проблемы оперативно-розыскного сопровождения предварительного расследования и судебного разбирательства пограничными органами // Военно-юридический журнал. 2020. № 11. С. 17-21.

17. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Информация об авторах

Бражников Дмитрий Анатольевич - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой административного и финансового права, Российская таможенная академия, Российская Федерация, Московская область, 140015, Люберцы, Комсомольский проспект, 4, e-mail: [email protected];

Яковец Евгений Николаевич -доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, профессор кафедры административного и финансового права, Российская таможенная академия, Российская Федерация, Московская область, 140015, Люберцы, Комсомольский проспект, 4, e-mail: [email protected];

Мясников Анатолий Павлович - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры оперативно-розыскной деятельности, Ростовский филиал Российской таможенной академии, Российская Федерация, 344002, Ростов-на-Дону, проспект Буденовский, 20, email: [email protected].

конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. для цитирования

Бражников Д. А., Яковец Е. Н., Мясников А. П. Противодействие незаконному обороту ядерных, радиоактивных и других материалов, представляющих повышенную опасность // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 2. С. 113-122.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.