Научная статья на тему 'СИСТЕМА ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ И РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ'

СИСТЕМА ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ И РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
325
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЯДЕРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / РАДИОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ / УГРОЗЫ / ЯДЕРНЫЙ ТЕРРОРИЗМ / СИСТЕМА ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО НАДЗОРА / СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО КОНТРОЛЯ ТРАНСПОРТА / НЕСАНКЦИОНИРОВАННОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ / ПУНКТЫ РАДИАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ / ОПАСНЫЕ ВЕЩЕСТВА И МАТЕРИАЛЫ / NUCLEAR MATERIALS / RADIOACTIVE SUBSTANCES / ILLEGAL TURNOVER / NUCLEAR TERRORISM / SYSTEM OF INSTRUMENTAL INSPECTION / SYSTEM OF AUTOMATED TRANSPORT CONTROL / UNAUTHORIZED TRANSFER / POINTS OF RADIATION CONTROL / HAZARDOUS SUBSTANCES AND MATERIALS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колесников Игорь Анатольевич, Перцев Сергей Федорович, Пыхтин Алексей Михайлович

Показаны потенциальные угрозы безопасности хозяйственно-экономической и экологической деятельности, обусловленные незаконным оборотом и перемещением ядерных материалов и радиоактивных веществ. Представлена разработанная в рамках ФЦП «Антитеррор (2009-2013 годы)» комплексная система автоматизированного оперативного, непрерывного и объективного контроля перемещения ядерных материалов, радиоактивных веществ, других опасных веществ и материалов и содержащих их изделий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF INSTRUMENTAL CONTROL OVER THE TRANSFER OF NUCLEAR MATERIALS AND RADIOACTIVE SUBSTANCES

The paper shows potential risks to the security of economic and environmental activity owing to the illegal turnover and transfer of nuclear materials and radioactive substances. It presents a comprehensive system of automated operational continuous and objective control over the transfer of nuclear material, radioactive substances, and other hazardous stuff and materials, as well as articles that contain those, devised under the Antiterror 2009-2013 Federal Target Program.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ И РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ»

Система инструментального контроля перемещения ядерных материалов и радиоактивных веществ

Генерал-майор И. А. КОЛЕСНИКОВ, кандидат военных наук

Контр-адмирал запаса С.Ф. ПЕРЦЕВ, доктор технических наук

Полковник A.M. ПЫХТИН

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Показаны потенциальные угрозы безопасности хозяйственно-экономической и экологической деятельности, обусловленные незаконным оборотом и перемещением ядерных материалов и радиоактивных веществ. Представлена разработанная в рамках ФЦП «Антитеррор (2009—2013 годы)» комплексная система автоматизированного оперативного, непрерывного и объективного контроля перемещения ядерных материалов, радиоактивных веществ, других опасных веществ и материалов и содержащих их изделий.

The paper shows potential risks to the security of economic and environmental activity owing to the illegal turnover and transfer of nuclear materials and radioactive substances. It presents a comprehensive system of automated operational continuous and objective control over the transfer of nuclear material, radioactive substances, and other hazardous stuff and materials, as well as articles that contain those, devised under the Antiterror 2009-2013 Federal Target Program.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Ядерные материалы, радиоактивные вещества, незаконный оборот, угрозы, ядерный терроризм, система инструментального надзора, система автоматизированного контроля транспорта, несанкционированное перемещение, пункты радиационного контроля, опасные вещества и материалы.

Nuclear materials, radioactive substances, illegal turnover, nuclear terrorism, system of instrumental inspection, system of automated transport control, unauthorized transfer, points of radiation control, hazardous substances and materials.

СОБЫТИЯ во многих районах мира свидетельствуют о многочисленных фактах незаконного оборота ядерных материалов (ЯМ) и радиоактивных веществ (РВ).

В Российской Федерации их незаконный оборот является преступлением, предусмотренным ст. 220—221 УК РФ1. В соответствии со ст. 7, 14

Конвенции о физической защите ядерного материала2 и ст. 3 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атом-

ной энергии»3 предметами этих преступлений являются ядерные материалы — материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества и радиоактивные вещества — вещества, не относящиеся к ядерным, а также радиоактивные отходы, испускающие ионизирующее излучение.

Под незаконным оборотом ЯМ и РВ в России подразумевается деятельность, связанная с изготовлением, поставкой, получением, обладанием, хранением, использованием, передачей, перемещением, транспортированием или переработкой ядерных материалов, совершаемая с нарушением требований законодательства Российской Федерации4. Анализ перемещения ЯМ и РВ позволяет сделать вывод, что попытки их хищений и перепродажи, обусловленные высоким спросом и высокими на них ценами, будут продолжаться5. Кроме целенаправленно похищенных материалов, на «черный» рынок с большой вероятностью могут попадать неучтенные «бесхозные» радиоактивные источники, а также ЯМ и РВ, утраченные вследствие различных причин и обстоятельств.

Незаконный их оборот характеризуется рядом потенциальных угроз, обусловленных набором факторов, основными из которых являются дефицит ЯМ и РВ, спрос на них, связанный с постоянным расширением области применения и номенклатуры изделий с их использованием, а также интерес к ним террористических организаций для совершения террористических актов, имеющих общественно-политическое и психологическое значение.

Основными угрозами незаконного оборота ЯМ и РВ являются:

• подрывная деятельность, включающая диверсионно-террористиче-ские акции;

• нарушение режима нераспространения ядерного оружия;

• извлечение незаконной прибыли, например, от неразрешенного их использования или продажи;

• уклонение от предписанных государственными нормативными актами затрат на их захоронение и утилизацию;

• нарушение государственных нормативных актов, регулирующих их транспортировку, а также уклонение от соответствующих налогов;

• прочие реально возможные злонамеренные действия, направленные на нанесение ущерба людям, государству или окружающей среде.

Исходя из анализа основных положений руководящих документов и реальной практики, можно выделить три основные зоны данных угроз, характеристики которых представлены в таблице 1.

В целом угрозы, обусловленные незаконным оборотом ЯМ и РВ, можно разделить на три группы:

• ядерный терроризм с применением самодельных ядерно-взрывных устройств или радиоактивных веществ;

• «черный» рынок этих материалов и веществ;

• нарушение национальных требований и стандартов при их использовании, в том числе при транспортировке, в хозяйственно-экономической и экологической деятельности, потенциально приводящее к трудно прогнозируемым последствиям в области безопасности.

Наибольшую опасность представляет собой ядерный терроризм. Это особенно актуально для постсоветского пространства. В условиях создания и расширения Таможенного союза и в связи со значительной мобильностью людей и грузов неизбежно возрастают и угрозы террористического характера. Террористы и прежде пытались «нащупать» пути

Таблица 1

Характеристики зон угроз незаконного оборота ЯМ и РВ

Зоны угроз незаконного оборота ЯМ и РВ Структуры, ответственные за недопущение незаконного оборота ЯМ и РВ Возможные угрозы незаконного оборота ЯМ и РВ

ЗОНА1 Объект обращения с ЯМ и/или РВ • компетентная структура в области использования ЯМ и РВ; • владельцы предприятий с любой формой собственности; • структуры Минобороны; • МВД; • спецслужбы • хищения ЯМ и РВ; • нарушения безопасной эксплуатации и хранения ЯМ и РВ; • загрязнения с помощью ЯМ и РВ объектов и природной среды; • террористические акты на объектах с целью завладения ЯМ и РВ

ЗОНА II Территория страны • МВД; • спецслужбы • хищения и террористические акты при запланированной транспортировке ЯМ иРВ; • незаконные транспортировки ЯМ и РВ по территории страны; • тайное хранение и накопление ЯМ и РВ; • продажа похищенных ЯМ и РВ; • террористические акты с применением похищенных ЯМ и РВ

ЗОНА III Граница • таможня; • пограничники • незаконное перемещение ЯМ и РВ через границу; • контрабанда при легальном перемещении ЯМ и РВ (экспорт, импорт); • террористические акты с применением ЯМ и РВ на крупных пунктах пропуска (морской порт, аэропорт, железнодорожная станция); • угроза транзита

к совершению актов так называемого высокотехнологичного терроризма, в которых используются ЯМ, РВ, опасные химические вещества и компоненты, а также биологические агенты. Сегодня по оценкам экспертов самая высокая угроза ядерного терроризма исходит из регионов Южной и Центральной Азии, Ближнего Востока, вплотную прилегающих к границам некоторых государств Таможенного союза6. Террористы, участвовавшие в боевых действиях в Сирии на стороне незаконных вооруженных фор-

мирований, стремятся проникнуть в Россию для продолжения так называемой «вооруженной борьбы с врагами ислама». При этом не исключается организация террористических актов с применением нетрадиционных, в том числе и высокотехнологичных методов и средств7.

Основная опасность «черного» рынка ЯМ и РВ заключается в том, что он способствует попаданию ядерных материалов или радиоактивных веществ, пригодных для создания ядерного оружия или «грязной» бом-

бы, в руки террористов. Еще в 2010 году отмечалась возможность получения, накопления и использования ЯМ и РВ террористическим подпольем в подготовке и проведении терактов8. Существование и возможное развитие разветвленного «черного» рынка, оборот которого составляет сотни миллионов долларов, угрожает не только стратегической стабильности в мире, антитеррористической устойчивости большинства государств и режиму нераспространения ядерного оружия, но и экономической безопасности ряда стран, обладающих развитой ядерной индустрией, в том числе и России.

Угрозы, вызванные нарушением правил перемещения ЯМ и РВ, а также неконтролируемым оборотом товаров с повышенным содержанием естественных радионуклидов, загрязненных техногенными радиоактивными источниками, могут быть более значительными в долгосрочной перспективе по степени воздействия на здоровье людей и загрязнение биосферы.

Борьба с незаконным оборотом ЯМ и РВ, представляющая совокупность мер правового, экономического, организационного, социального, политического, военного, технического и иного характера, способствует:

• ослаблению или нейтрализации условий и факторов незаконного их оборота;

• предупреждению, выявлению и пресечению преступлений, связанных с незаконным их оборотом;

• ликвидации отрицательных последствий незаконного их оборота.

При этом основной мерой борьбы технического характера является своевременное выявление фактов несанкционированного перемещения ЯМ и РВ. В частности, Национальным антитеррористическим комитетом отмечалось, что одним из приоритетных направлений в работе

технических подразделений является создание автоматизированных стационарных и мобильных систем на базе отечественных технологий, позволяющих в короткий промежуток времени оценить возможность возникновения террористической угрозы или иных чрезвычайных ситуаций и определить наиболее оптимальные пути для принятия правильного решения по их локализации9.

Во исполнение этого положения в рамках федеральной целевой программы «Антитеррор (2009—2013 годы)» разработана комплексная система инструментального надзора (СИН) — автоматизированного оперативного, непрерывного и объективного контроля перемещения ЯМ, РВ и других опасных веществ и материалов или содержащих эти вещества изделий. Эта система разработана в Министерстве обороны России (12 Главное управление) кооперацией исполнителей (28 науч-но-исследовательских и проектных организаций различных форм собственности) во главе с 12 ЦНИИ Минобороны России.

Основной целью создания этой системы являлось обеспечение государственного контроля как перемещения ЯМ и РВ, так и выявления их несанкционированного перемещения в интересах противодействия угрозам незаконного их оборота и обнаружения признаков возможной подготовки актов ядерного терроризма.

Эти цели достигаются решением следующих основных задач:

• обнаружение несанкционированного перемещения;

• техническое обеспечение контроля и содействие их сохранности в процессе санкционированного перемещения;

• техническое обеспечение возможности единого учета санкционированного перемещения на территории России;

• информирование соответствующих федеральных органов исполнительной власти о выявленных фактах несанкционированного перемещения.

В соответствии с указанными задачами системой обеспечивается выполнение следующих функций, связанных с перемещениями ЯМ и РВ:

• сбор, обработка, анализ, передача, хранение и защита информации о перемещениях;

• формирование оперативных баз данных о санкционированных перемещениях;

• формирование единой базы данных о несанкционированных перемещениях;

• оперативное (в режиме реального времени) уведомление соответствующих федеральных органов исполнительной власти о выявленных фактах несанкционированных перемещений с указанием идентификационных признаков транспортных средств и возможных характеристик опасного груза для принятия необходимых мер по их пресечению;

• информационное обеспечение реализации международных договоров и соглашений о перемещениях, участником которых является Российская Федерация.

Данные функции выполняются программно-техническими средствами системы путем:

• мониторинга транспортных потоков и выявления признаков перемещения ЯМ и РВ;

• автоматического различения санкционированных и несанкционированных перемещений ЯМ и РВ;

• оперативного доведения до операторов управляющего центра системы информации о выявленных несанкционированных перемещениях ЯМ и РВ;

• предоставления операторам управляющего центра системы дополнительной информации, необхо-

димой для правильной классификации зафиксированного события;

• оперативной связи с подразделениями, пресекающими несанкционированные перемещения ЯМ и РВ, а также оперативного предоставления им необходимой информации для организации реагирования;

• обнаружения и идентификации попыток несанкционированного воздействия на систему, оперативного оповещения персонала управляющего центра системы об этих событиях и противодействия таким попыткам.

Правила взаимодействия системы инструментального надзора и других систем аналогичного назначения определяются совокупностью алгоритмов, реализуемых на функциональных уровнях систем. Это позволяет при создании системы СИН интегрироваться государственным и ведомственным системам в единое информационное пространство. Такой подход требует некоторых решений.

Правовых, обусловленных отсутствием единых межотраслевых нормативных актов по конкретным схемам и процедурам сбора, накопления, обмена и распространения данных о санкционированных и выявленных фактах несанкционированных перемещений ЯМ и РВ в Российской Федерации на федеральном, региональном и локальном уровнях.

Организационных, связанных с недостаточной координацией решения вопросов информационного взаимодействия между организациями различных министерств, ведомств и субъектов, другими организациями в интересах комплексного обеспечения надзора перемещений ЯМ и РВ.

Технологических, связанных с недостаточной интеграцией разнородных потоков оперативной информации, баз данных, программно-технологи-ческих и аппаратных средств, управления функционированием системы

как единым информационно-техно-логическим образованием и др.

В современных условиях интенсивного развития информационных технологий активно создается методологический базис построения информационных систем на уровне предприятия и корпоративном уровне, развиваются новые концепции, архитектурные и технологические решения и т. п. Вместе с тем вопросы построения крупных информаци-онно-технологических образований, объединяющих отраслевые информационные системы, различающиеся по направленности, технологиям, организации, проработаны недостаточно. Общепринятой методологии создания информационно-технических систем федерального масштаба в настоящее время не существует. Пути их решения были частично сформулированы в системном проекте «Система инструментального надзора перемещения ядерных материалов и радиоактивных веществ на территории Российской Федерации»10, однако в этом направлении требуется дальнейшая целенаправленная межведомственная работа, которую целесообразно было бы провести в рамках соответствующих федеральных целевых программ.

В рамках федеральной целевой

программы «Антитеррор (2009—2013 годы)» разработана комплексная система инструментального надзора (СИН) — автоматизированного оперативного, непрерывного

и объективного контроля перемещения ЯМ, РВ и других опасных веществ и материалов или содержащих эти вещества

изделий. Эта система разработана в Министерстве обороны России (12 Главное управление) кооперацией исполнителей во главе с 12 ЦНИИ Минобороны России.

В соответствии с предназначением система СИН построена как комплексная с автоматизированным оперативным, непрерывным и объективным контролем транспортных средств (ТС), грузов, багажа и биообъектов, включающим следующие элементы:

• центральный орган оперативного управления (ЦОУ);

• региональные органы — центры сбора и обработки информации (ЦСОИ);

• подсистемы (сегменты) по видам транспорта: автомобильный, железнодорожный, в том числе метрополитен, водный — морской и речной, авиационный со специализированными пунктами радиационного контроля (ПРК);

• подсистему обеспечения, которая реализует функции эксплуатации и сопровождения системы СИН;

• специальные подразделения реагирования на сигналы обнаружения незаконной перевозки ЯМ и РВ.

Структурная схема, обеспечивающая взаимодействие элементов системы СИН для решения вышеуказанных задач, представлена на рисунке 1.

Исходя из особенностей ее построения и функционирования, она при реализации была разделена на две составляющие: техническую и информационно-организационную.

При этом техническая составляющая, включающая программно-технические средства и комплекс контрольного оборудования, а также средства обеспечения размещения и функционирования этого оборудования (несущие конструкции, средства энергоснабжения, освещения, грозозащиты и т. д.), определена как Система автоматизированного контроля транспорта (САКТР), которая представляется Россией на различных международных мероприятиях МАГАТЭ, Глобальной

Рис. 1. Обобщенная структурно-функциональная схема системы СИН

инициативы по борьбе с актами ядерного терроризма (ГИБАЯТ) и др. как один из элементов эффективной практики в борьбе с незаконным оборотом ЯМ и РВ и ядерным терроризмом.

Информационно-организационная составляющая, реагирующая на сигналы системы СИН, определена как Система анализа информации и реагирования (САИР). Некоторые сведения, относящиеся к данной составляющей, представляют собой информацию, которая обсуждается только в рамках взаимодействия заинтересованных государственных структур.

Иерархическая функциональная структура системы СИН приведена на рисунке 2.

Из анализа задач, решаемых этой системой на различных уровнях, следует, что элементы нижнего и отчасти среднего уровней могут быть отнесены преимущественно к САКТР, а элементы верхнего — к САИР. Это в значительной степени определяет возможности интеграции системы СИН с другими общегосударственными и ведомственными системами мониторинга и безопасности.

В САКТР реализована архитектура, впервые в мире объединяющая в единое целое подсистемы радиа-

Общепринятой методологии создания информационно-технических систем федерального масштаба в настоящее время не существует. Пути их решения были частично сформулированы в системном проекте «Система инструментального надзора перемещения ядерных материалов и радиоактивных веществ на территории Российской Федерации», однако в этом направлении требуется дальнейшая целенаправленная межведомственная работа, которую целесообразно было бы провести в рамках соответствующих федеральных целевых программ.

ВЕРХНИМ уровень

Центральный

орган оперативного управления

СРЕДНИИ

Региональный центр управления обработки информации

НИЖНИЙ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

уровень

Стационарные и подвижные автоматические пункты регистрации,технические системы, средства связи

ЗАДАЧИ:

• ведение баз данных о перемещениях ЯМ и РВ по территории страны ; •оперативное уведомление соответствующих федеральных органов

исполнительной власти в рамках их компетенции о выявленных фактах несанкционированного перемещения ЯМ и РВ;

• сбор и обработка уведомлений о планируемых перемещениях ЯМ и РВ;

• организация учета санкционированных перемещений;

• выдача информации о них в региональные Центры управления и обработки информации

ЗАДАЧИ:

• сбор и обработка информации о выявленных фактах несанкционированного перемещения ЯМ и РВ;

• выдача информации в Центральный орган оперативного управления или непосредственно в региональные компетентные органы для принятия решения по реагированию;

• контроль работоспособности технических средств системы

ЗАДАЧИ:

• обнаружение наличия и определение параметров ионизирующих излучений транспортных средств ;

•получение данных о транспортном средстве, обладающем ионизирующим излучением, а также оценка возможных характеристик находящегося в нем источника ионизирующего излучения;

• подготовка соответствующей информации для передачи в Центр;

• передача данных от автоматических пунктов регистрации в Центр ;

• информационный обмен между подсистемами САКТР

Рис. 2. Иерархическая функциональная структура системы СИН

ционного контроля, радиочастотной идентификации транспортных средств, видеоконтроля транспортных средств и их государственных регистрационных знаков, сбора и обработки информации.

Принципиальной ее особенностью является наличие в ней подсистемы опознавания санкционированных и несанкционированных перемещений ЯМ и РВ. Она обеспечивает беспрепятственное следование через рубежи контроля САКТР транспортных средств, осуществляющих санкционированное перемещение ЯМ и РВ и оперативное выявление несанкционированных перемещений с определением типа и номера транспортного средства, наиболее вероятного маршрута его движения, оценки изотопного состава и по возможности количества ЯМ и РВ в транспортном средстве. Эта информация в режиме реального времени передается компетентным органам для принятия мер по реагированию.

Подсистема опознавания санкционированных и несанкционированных перемещений ЯМ и РВ базиру-

ется на применении радиочастотных меток транспортных средств, выполняющих функцию уникального идентификатора транспортного средства. С ее номером в базе данных центра управления связывается массив данных по конкретному транспортному средству (марка, модель, регистрационный номер, принадлежность к организации и т. п.). Метки представляют собой энергонезависимые устройства, размещаемые в транспортных средствах и служащие для их идентификации как транспортных средств, санкционированно перевозящих ЯМ и РВ. В САКТР используются пассивные радиочастотные метки, представляющие собой по существу максимально упрощенное пассивное «бортовое устройство», не требующее подключения к системе электропитания транспортного средства и не имеющее собственных источников питания. Внешний вид метки и пример размещения в автомобиле приведен на рисунке 3.

Наличие данной подсистемы позволяет избежать перегрузки системы СИН и необоснованного задержания

Рис. 3. Внешний вид метки опознавания легальности перевозки ЯМ и РВ и пример размещения в транспортном средстве

и обследования транспортных средств, легально перевозящих ЯМ и РВ.

Обобщенная архитектура САКТР представлена на рисунке 4.

Такая архитектура САКТР обеспечивает возможности расширения функций системы СИН как организационно-технического «ядра», позволяющего поэтапно наращивать возможности системы за счет интеграции в ее состав средств дистанционного скрытного контроля перемещений взрывчатых и других опасных веществ и материалов.

Характеристики системы обеспечивают обнаружение в транспортных средствах, перемещающихся со скоростью до 120 км/ч, ядерных материалов незначительного их количества — в десять с лишним раз меньше, чем необходимо для создания самодельного террористического ядерного взрывного устройства (ТЯВУ); а также радиоактивных веществ с активностью примерно в десять и более тысяч раз меньших, чем необходимо для создания эффективного радиологического рассеивающего устройства.

Объекты контроля - радиоизотопные источники (РИ), ядерные материалы (ЯМ), радиоактивные отходы

Наземные пути

(коммерческие, частные, военные перевозки)

- автомобильный транспорт;

- ж/д транспорт, в т.ч. метрополитен;

- пешеходные пограничные переходы;

- багажные терминалы;

- грузовые терминалы

Морские пути

(коммерческие, частные, военные порты) пассажирские терминалы;

■ порты отгрузки контейнеров;

■ порты, в которых не осуществляют контейнерные перевозки;

• порты для малых морских судов;

■ прибрежная береговая линия

Воздушные пути

(коммерческие, частные, военные аэропорты) • коммерческие пассажирские перевозки;

■ коммерческие грузовые перевозки;

■ некоммерческие перевозки

Почтовые службы

(государственные и частные)

- внутренняя корреспонденция;

- международная корреспонденция

Основные задачи

Обнаружение объектов контроля:

- в городах;

- при проведении массовых мероприятий;

- в местах перегрузки грузов;

- на контрольно-пропускных пунктах

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Отчетность

о выявленных фактах при:

- воздушных перевозках;

- морских перевозках;

- наземных перевозках

Стационарные

для контроля: -людей;

- транспортных средств;

- железнодорожных вагонов и грузовых платформ

Переносные

- спектрометрия;

-радиометрия;

-дозиметрия

Радиография

активный и пассивный контроль с помощью гамма, нейтронного, рентгеновского и терагерцового излучения

Идентификации и отслеживания транспорта и грузов

- радиочастотная идентификация (технологии)

Рис. 4. Обобщенная архитектура САКТР

Исследования показывают11, что создание такой системы позволит достоверно контролировать все легальные перемещения ЯМ и РВ, которых в России свыше 20 ООО в год, и оперативно пресекать любые несанкционированные перевозки. Это в десятки раз снизит возможности несанкционированного перемещения ЯМ и РВ, явится эффективной мерой противодействия незаконному его обороту, предупреждения актов ядерного терроризма и распространения ядерного оружия.

Экспертный анализ ситуации в мире по вопросам разработки и внедрения подобных систем показывает, что САКТР заметно превосходит системы аналогичного назначения таких иностранных государств, как США, Франция, Великобритания, Нидерланды, Испания.

Реализованные в САКТР методы и алгоритмы позволяют контролировать движущиеся транспортные

На данном рисунке под АПР понимается автономный пункт регистрации, который в отличие от пун-

средства на основе регистрации изменений любых параметров окружающей среды, для которых обеспечивается техническая возможность их измерения. В настоящее время техническими средствами САКТР обеспечиваются возможности для фиксирования радиационных параметров. Однако это не означает, что возможности системы исчерпываются контролем перевозок только ЯМ и РВ. Система способна контролировать типы материалов, детекторы которых присутствуют в составе системы. В настоящее время ведутся активные работы по созданию новых детекторов различных типов. Их создание обеспечит возможность контроля перевозок более широкого круга различных типов опасных веществ и материалов (ОВМ). Конкретный состав технических средств САКТР, обеспечивающий обнаружение не только ЯМ и РВ, но и других ОВМ, приведен на рисунке 5.

кта радиационного контроля (ПРК) может включать в свой состав средства регистрации других не иони-

Портативные средства радиационного дистанционного скрытного обнаружения ЯМ

«Жезл»

■О

Мобильный комплекс пассивного радиационного обнаружения ЯМ

«Янтарь-МА»

Пассивный программно-аппаратур. терагерцовый комплекс для скрытного дистанционного обнаружения проноса запре щенных предметов

Стационарные системы

АПР б- полосной автодороги

АПР 2-полосной автодороги

АПР пассажиров метрополитена

Дистанционно-управляемое мобильное робототехническое средство радиационной разведки и мониторинга

«Робот»

Детекторы следов и паров ВВ

н.

«Монитор-Д»

>

«Монитор-М»

Мобильный комплекс активного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

радиационного обнаружения сильноэкранированных ЯМ, ВВ, наркотических веществ и других ОВМ

«Корунд-М»

Мобильный рентгенографический комплекс для обнаружения незаконных (опасных) вложений в транспортных средствах и других объектах

««в, *

«Дозор» - закладка ВВ

Рис. 5. Состав технических средств САКТР

зирующих физических полей. Все основные функциональные элементы САКТР: радиационные мониторы, средства радиочастотной идентификации транспорта, детекторы обнаружения взрывчатых и других опасных веществ, средства защиты информации и другие — строятся на базе российских разработок.

Различного рода натурные эксперименты и практические учения показывают, что система СИН качественно повышает эффективность решения широкого круга задач безопасности и противодействия незаконному обороту ЯМ и РВ и терроризму, связанному с достоверным и своевременным обнаружением признаков подготовки террористических актов. Этот вывод применительно к технической составляющей — САКТР — получил подтверждение в ходе демонстрационных международных учений «Страж-2012»12 и был подтвержден на саммите по ядерной безопасности, состоявшемся в марте 2014 года в Гааге (Нидерланды), где САКТР была рекомендована в качестве «наилучшей практики» в области ядерного обнаружения13.

Таким образом, САКТР обеспечивает контроль перемещения как различных опасных веществ, материалов, грузов и биообъектов, так и коммерческих и социальных перевозок, в том числе нуждающихся в особом надзоре при перевозке, например, детей, больных. В целом это способствует укреплению взаимодействия между государственными структурами, институтами гражданского общества, научным и бизнес-сообществом в области противодействия незаконному обороту ЯМ и РВ и ядерному терроризму.

Выше отмечалось, что по назначению отечественные системы превосходят аналогичные зарубежные. При активной работе в этом направ-

лении следует ожидать, что в течение нескольких ближайших лет их отставание будет преодолено. Тогда можно ожидать, что они, и прежде всего США, Франция, а также Китай, будут активно продвигать свои системы в сопредельных с Россией государствах, в том числе — членах СНГ.

Реализованные в САКТР методы и алгоритмы позволяют контролировать движущиеся транспортные средства на основе регистрации изменений любых параметров окружающей среды, для которых обеспечивается техническая возможность их измерения. В настоящее время техническими средствами САКТР

обеспечиваются возможности для фиксирования радиационных параметров.

С целью парирования такого возможного развития событий российскими специалистами были разработаны проекты размещения системы СИН в России и в государствах — членах Таможенного союза и оценены потребные финансовые затраты. Анализ этих проектов показывает, что при принятии соответствующих решений они могут быть реализованы на всей территории России и государствах — членах Таможенного союза, при этом необходимые для этого затраты являются значительно меньшими, чем внедрение, к примеру, систем взимания платежей за пользование автодорогами. Однако внедрение системы СИН в России и САКТР в государствах — членах СНГ пока не решается, и мы в связи с этим теряем позиции в области распределенного контроля перемещения ЯМ и РВ по территории страны. В то же время США активно устанавливают подобные системы на своей территории в рамках государственной програм-

мы «Обеспечение безопасности городов» (вГС), ежегодно тратя на это около 500 млн долларов. К 2020 году планируется установить 639 стационарных комплексов и подготовить к оперативной работе 167 мобильных. Всего в рамках программы БТС предполагается оснастить системой ядерного обнаружения 21 крупнейший административно-хозяйственный центр США, что охватит более 100 млн человек.

Таким образом, проблема оперативного выявления признаков незаконного оборота ЯМ и РВ и подготовки актов ядерного терроризма

является исключительно важной и актуальной, а научно-исследователь-ские и проектно-конструкторские работы по ее решению — обоснованными и своевременными. В этой связи особое значение имеет факт создания в России системы инструментального контроля перемещения ядерных материалов и радиоактивных веществ, обеспечивающей решение указанных задач. Внедрение ее в нашей стране и государствах СНГ технически полностью проработано и может быть реализовано при соответствующем организационно-финансовом обеспечении.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Под общ. ред. А.И. Бастрыкина; под науч. ред. A.B. Наумова. Уголовное право России. Практический курс: учеб.-практ. пособие: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / [P.A. Адельханян, Д.И. Аминов, Ю.Н. Ансимов и др.]; 3-е изд., перераб. и доп. M.: Волтерс Клувер, 2007.

2 Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 № 352 (ред. от 04.02.2011) «Об утверждении Положения о системе государственного учета и контроля ядерных материалов».

3 Конвенция о физической защите ядерного материала от 3 марта 1980 г. с поправками 2005 г., ООН.

4 Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (с изм. от 10 февраля 1997 г.).

5 Пояснительная записка к системному проекту «Система инструментального надзора за перемещением ядерных материалов и радиоактивных веществ на территории Российской Федерации» / под общ. ред. С.Ф. Перцева, под науч. рук. Г.Т. Шевченко. Шифр «СИН-МО», 12 ЦНИИ Минобороны, 2011.

6 Новиков А.П. СНГ: ядерный терроризм реален // Россия в глобальной политике. 2007. № 2 (март/апрель).

7 Выступление Директора ФСБ России A.B. Бортникова на заседании Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств — участников СНГ, 21.05.2019.

8 Выступление Директора ФСБ России A.B. Бортникова на заседании Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств — участников СНГ, 02.06.2010.

9 Интервью председателя Национального антитеррористического комитета, директора ФСБ России Н.П. Патрушева главному редактору «АиФ» Н. Зятькову 07.03.2007.

10 Пояснительная записка к системному проекту «Система инструментального надзора за перемещением ядерных материалов и радиоактивных веществ на территории Российской Федерации».

11 Там же.

12 Перцев С.Ф., Шевченко Г.Т., Запа-рий П.В. и др. «О демонстрации разработанных автоматизированных систем обнаружения ядерных материалов», отчет шифр «Страж-МО», 2012.

13 Материалы саммита по ядерной безопасности, Гаага (Нидерланды), март 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.