ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ FIRST STEPS IN SCIENCE
УДК 343.985.7
DOI 10.54048/20727240_2022_02_143
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЭТАПЫ РАССЛЕДОВАНИЯ КОНТРАБАНДЫ ОРУЖИЯ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ
И. А. Иванов1
1 Российская таможенная академия, Люберцы, Московская область, Российская Федерация
Аннотация. В статье представлена криминалистическая характеристика оружия массового поражения, а также его компонентов, предметов и веществ, из которого оно может быть изготовлено, акцентировано внимание на высоком уровне общественной опасности, которую несет в себе оружие массового поражения, особенно в связи с активизацией экстремистских и террористических группировок. Рассмотрен и обобщен комплекс следственно-оперативных мероприятий, который обязан осуществить следственный орган на предварительном этапе расследования контрабанды оружия массового поражения, а также материалов и оборудования, использованных при его создании. Представлена характеристика основных (типовых) следственных ситуаций при совершении данного преступления. Автор приходит к выводу, что только при тесном взаимодействии всех подразделений правоохранительных органов исследуемые преступления на территории России могут быть раскрыты в кратчайшие сроки, а также сделан вывод о возможной причастности к контрабанде оружия массового поражения недружественных государств, преступных сообществ и террористических организаций.
Ключевые слова: терроризм, оружие массового поражения, следственная версия, типичная следственная ситуация, расследование контрабанды, контрабанда оружия массового поражения.
PRELIMINARY STAGES OF INVESTIGATION OF SMUGGLING OF WEAPONS OF MASS DESTRUCTION
I. A. Ivanov1
1 Russian Customs Academy, Lyubertsy, Moscow region, Russian Federation
Abstract. The article presents the criminalistic characteristics of weapons of mass destruction, as well as their components, objects and substances from which they can be made, focuses on the high level of public danger that weapons of mass destruction carry, especially in connection with the activation of extremist and terrorist groups. The paper considers and summarizes the complex of investigative and operational measures that the investigative body is obliged to carry out at the preliminary stage of the investigation of the smuggling of weapons of mass destruction, as well as materials and equipment that can be used in its creation, provides a description of the main (typical) investigative situations in the commission of this crime. The author comes to the conclusion that only with
© Иванов И. А., 2022
the close cooperation of all law enforcement agencies, the crimes under investigation on the territory of Russia can be solved as soon as possible, and the conclusion is also made about the possible involvement of unfriendly states, criminal communities and terrorist organizations in the smuggling of weapons of mass destruction.
Keywords: terrorism, weapons of mass destruction, investigative version, typical investigative situation, investigation of smuggling, smuggling of weapons of mass destruction.
ВВЕДЕНИЕ
Методика расследования контрабанды основана на системе научных положений и технических приемов, а также методических правил и рекомендаций, применяемых при раскрытии и расследовании этого преступления. Контрабанда оружия массового поражения (ОМП) включает вещества и предметы, представляющие общественную угрозу как для широкого круга лиц, так и для безопасности государства в целом.
Актуальность темы исследования заключается в анализе предварительного этапа расследования контрабанды как совокупности основных следственно-оперативных мероприятий при раскрытии преступления.
При написании статьи были использованы труды отечественных авторов, в частности М. Ш. Гедиева, В. Б. Антипова, З. Г. Дербок, а также А. Б. Антипова, Н. П. Яблокова и др.
Необходимо отметить, что криминалистическая характеристика контрабанды ОМП представляет собой систему взаимосвязанных обобщенных данных о наиболее типичных признаках способа, механизма, обстановки противоправных действий и их последствий, объектах, взаимодействующих в процессе совершения контрабанды, особенностях личности виновного, времени и месте, типичных материальных и идеальных следах, а также других сторонах этого преступления, сведения о которых имеют практическое значение для решения задач борьбы с контрабандой.
Основу криминалистической характеристики контрабанды составляют объективные процессы совершения и сокрытия данного преступления, определяющие закономерности отражения признаков содеянного в реальных условиях.
В соответствии с ч. 1 ст. 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) уголовно наказуемым деянием признается «незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо государственную границу РФ с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС ... оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки...» [1]; ч. 2 указанной статьи - совершение данного деяния должностным лицом, использующим свое служебное положение, а равно с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль; ч. 3 - совершение преступления организованной группой.
Согласно п. 2 и 3 ч. 2 ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ) [2] предварительное следствие по факту контрабанды
ОМП, т. е. преступлений, предусмотренных ст. 226.1 УК РФ, производится следователями ФСБ и ОВД России. Кроме того, по уголовным делам о данных преступлениях предварительное следствие производится следователями органа, выявившего эти преступления (ч. 5 ст. 151 УПК РФ). В случае контрабанды указанных предметов вооружения лицами, в отношении которых предусмотрен особый порядок уголовного судопроизводства, т. е. лицами, указанными в ст. 447 УПК РФ, уголовные дела расследуются следователями СК России.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОБОРОТУ ОМП
Проблемы уголовного преследования по уголовным делам о контрабанде ОМП в условиях осуществляемого Российской Федерацией (РФ) международного военно-технического сотрудничества являются весьма актуальными. Противодействие контрабанде вооружения и военной техники, а также взрывчатых, отравляющих и радиоактивных веществ составляет приоритетное направление деятельности ФТС России и ФСБ России.
Незаконное перемещение ОМП, а также материалов и предметов, с помощью которых может быть создано такое оружие, способствует дестабилизации ситуации в различных регионах, порождает насилие и вооруженные конфликты, преступные доходы от торговли оружием используются для финансирования международного терроризма. Общественная опасность контрабанды ОМП настолько высока, что Военная доктрина России относит ее к числу основных внешних военных угроз [3].
Несмотря на общий принцип гражданского законодательства РФ, в соответствии с которым большинство объектов гражданских прав находятся в свободном гражданском обороте, существует ряд объектов, которые в силу своей исключительной опасности ограничены либо полностью изъяты из гражданского оборота. К объектам подобного рода относится, в частности, и ОМП.
Действующее уголовно-правовое законодательство не содержит определения оружия массового поражения. Исходя из вышеизложенного, для понимания его содержания следует обратиться к международно-правовым источникам. В международном праве под ОМП понимают любое вооружение, которое соответствует следующим критериям:
1) массовость действия - данное вооружение имеет потенциал для того, чтобы оказывать массовое воздействие на те объекты, на которое направлено оружие (прежде всего, на жизнь и здоровье человека);
2) неизбирательность действия - ОМП действует на всех лиц, находящихся в периметре его действия; в некоторых случаях (например, биологическое оружие) границы поражения ОМП практически отсутствуют и потенциально такое оружие угрожает всем людям, с чем связана исключительная опасность ОМП [4].
Вследствие исключительной опасности ОМП правовое регулирование его оборота осуществляется на основании не только внутригосударственных, но и международно-правовых норм. Именно универсальные международно-правовые
договоры регламентируют недопущение распространения основных типов ОМП:
- «Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении» (подписана в 1993 г.; участниками Конвенции являются 192 страны мира, что приближает ее статус к универсальному [5]);
- «Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении» (КБТО) (ратифицирована 179 государствами);
- «Договор о нераспространении ядерного оружия» (ратифицирован 190 государствами).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 18.07.1999 № 183-Ф3 «Об экспортном контроле» ОМП квалифицировано как ядерное, химическое, биологическое и токсинное оружие [6]. При этом ряд исследователей протестуют против такого узкого толкования, указывая, что на сегодняшний день к ОМП следует отнести также и иные виды оружия (гиперзвуковое, лучевое), исходя из их реальной общественной опасности [7].
Вышеуказанные международно-правовые акты ограничивают оборот не только непосредственно ОМП, но также и его прекурсоров (веществ, из которых создается такое оружие), а также оборудования, которое может быть использовано при создании ОМП.
Создание оружия массового уничтожения представляет собой трудоемкий и высокотехнологический процесс. При этом, во всяком случае официально, практически все государства планеты уничтожили свои запасы химического и биологического оружия. На первом плане стоит проблема недопущения оборота именно прекурсоров для создания ОМП, а также оборудования, необходимого для создания такого оружия. В то же время, по справедливому замечанию А. Б. Антипо-ва, на практике крайне тяжело провести грань между мирным (разрешенным) использованием химических, и особенно биологических, веществ и созданием ОМП [8].
В данном контексте представляется важной эффективная работа правоохранительных органов, направленная именно на пресечение контрабанды оборудования и материалов, применяемых при создании ОМП.
СЛЕДСТВЕННАЯ СИТУАЦИЯ
В современной научной литературе установлена чрезвычайная важность предварительного этапа расследования преступления. Как справедливо отмечает Н. П. Яб-локов, предварительный этап расследования преступления характеризуется высокой активностью криминалистической деятельности; такая деятельность осуществляется «по горячим следам», имеет динамичный характер и длится не более недели [9].
Особенностями данного этапа расследования являются высокий уровень неизвестности (как правило, не известен предполагаемый субъект преступления,
в некоторых случаях нет понимания относительно объекта преступления) и динамичная отработка значительного количества криминалистических версий.
Идеальное завершение данного этапа расследования - задержание подозреваемого, а приемлемый результат - установление личности подозреваемого. Именно на достижение вышеуказанных результатов должна быть направлена деятельность органов досудебного расследования на предварительном этапе расследования.
В отношении расследования контрабанды ОМП необходимо отметить, что данное преступление, несмотря на свою специфичность, связанную с объектом преступления, в контексте объективной стороны остается контрабандой, а именно незаконным перемещением товара через Государственную границу РФ. При этом речь идет о перемещении товара, который изъят из гражданского оборота.
На примере приговора Армянского городского суда Республики Крым от
17.07.2019 [10] и приговора Краснинского районного суда Смоленской области от
15.01.2020 [11] можно сделать вывод, что предварительные следственные ситуации в отношении контрабанды ОМП будут схожи с такими же ситуациями, наблюдаемыми при контрабанде наркотиков, ядов, оружия и других предметов, также ограниченных в гражданском обороте [12, 13].
Можно выделить следующие типичные следственные ситуации.
1. Обнаружена «бесхозная» контрабанда. В результате действий таможенных и (или) оперативных органов обнаружено ОМП, однако владелец такого оружия не известен.
Данная ситуация чаще всего может возникнуть в тех случаях, когда речь идет о почтовом отправлении и (или) посылке. В этих случаях осуществляется пересылка оружия или прекурсоров, которые выявлены сотрудниками таможенных или правоохранительных органов.
В связи с этим, если речь идет о критически опасных для жизни материалах (сильнодействующие химические вещества, биологические объекты), то крайне сложно отличить акт контрабанды от акта терроризма (например, акты терроризма, связанные с распространением спор сибирской язвы в конвертах в США) [14]. Перед следователем при проверке вышеуказанной следственной версии всегда должен стоять вопрос: кем является получатель ОМП - жертвой или соучастником?
В любом случае установление получателя ОМП позволяет выдвигать версии относительно того, кто был отправителем такого оружия, и начинать отрабатывать такие версии. При этом, в отличие от наркотиков или сильнодействующих веществ, для ОМП характерен ограниченный перечень организаций, которые могут быть потенциальным источником такого оружия. В некоторых случаях круг подозреваемых может быть сужен до сотрудников одной или нескольких организаций, что позволяет быстро установить потенциальных отправителей такого ОМП.
В то же время необходимо понимать, что контрабанда является трансграничным преступлением. Если в случае незаконного экспорта ОМП установить
источник утечки бывает довольно просто, то при незаконном импорте ОМП из таких «неустойчивых» государств, как, например, Афганистан, рассчитывать на эффективную координацию работы с правоохранительными органами таких государств не приходится.
2. Контрабанда ОМП и лица (лицо), осуществляющие такую контрабанду, установлены, однако такие лица скрылись.
В данной следственной ситуации основным направлением работы следственных и оперативных органов является поиск лиц, которые скрываются от следствия. При этом указанные лица, учитывая международный характер данного преступления, могут скрыться за границей, что требует процессуальной работы по объявлению таких лиц в международный розыск и сбора достаточной доказательной базы для их экстрадиции [15]. Не менее важная задача правоохранительных органов в данном случае заключается в поиске источника ОМП (если имел место незаконный экспорт), а также лиц, которые заинтересованы в приобретении ОМП (если имел место незаконный импорт).
3. Лицо, осуществляющее контрабанду ОМП, задержано вместе с ОМП. В этом случае основное направление работы - установление сообщников и (или) заказчиков данного преступления.
4. Существуют достоверные сведения о том, что произошла контрабанда ОМП, однако само ОМП не найдено. Данная следственная ситуация является наиболее опасной, так как связана со свободным оборотом ОМП, которое в любой момент может быть использовано против граждан РФ. Очевидно, что все усилия следственных органов должны быть направлены, прежде всего, на выявление места нахождения ОМП и нейтрализацию угроз, возникших в связи с этим.
СЛЕДСТВЕННАЯ ВЕРСИЯ
После установления следственной ситуации необходимо приступить к формированию следственной версии. Именно выдвижение следственных версий является основой досудебного расследования на первоначальном этапе, поскольку позволяет определить наиболее вероятные версии совершения преступления.
1. Подготовка к акту международного терроризма. ОМП является желаемой целью едва ли не для любого террористического сообщества [16]. При этом данная версия может быть выдвинута в двух вариантах:
- ввоз ОМП на территорию РФ для совершения террористического акта на территории РФ;
- вывоз ОМП (или прекурсоров ОМП) для совершения террористического акта на территории третьих стран.
В первом случае наиболее очевидными объектами разработки должны стать террористические и экстремистские организации, осуществляющие активную деятельность на территории РФ. При этом террористические акты чаще всего осуществляются в крупных городах (мегаполисах), и особенно в столице государства в силу ее огромного политического значения. При разработке данной версии
у государства существуют значительные оперативно-разведывательные возможности для выявления лиц, которые осуществили экспорт ОМП в России.
Во втором случае речь может идти как о международных, так и об иностранных террористических организациях, при этом такие организации могут не проявлять какой-либо активности на территории РФ. При разработке данной версии ключевым является поиск источника ОМП.
2. Деятельность иностранных государств. Очевидно, что негласное получение ОМП может быть целью не только террористических организаций, но и проводиться в рамках государственной политики ряда стран, в первую очередь государств третьего мира. Контрабанда ОМП может быть осуществлена недружественными к РФ государствами с целью провокации и обвинения РФ в несоблюдении ее международно-правовых обязательств. Кроме того, ОМП может быть похищено с целью промышленного шпионажа для воссоздания технологии производства такого оружия.
Разработка данной версии требует детального сотрудничества с контрразведывательными органами РФ для установления вероятности такой версии и дальнейшего расследования данного преступления.
3. Деятельность общеуголовных преступных сообществ. Контрабандой ОМП могут заниматься общеуголовные группировки с целью последующей перепродажи.
4. Деятельность иных лиц в целях, не связанных с применением ОМП. Как отмечалось ранее, предметом контрабанды может быть не само ОМП, а его вещества и предметы, из которых можно изготовить так называемую «грязную бомбу», применяемую террористическими организациями.
Контрабанда таких средств, учитывая их двойное назначение, может осуществляться для иных целей, не связанных непосредственно с созданием ОМП (например, производство наркотических и сильнодействующих веществ). Однако следует констатировать, что при всей кажущейся меньшей общественной опасности данной версии такая версия является наименее вероятной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Следственные ситуации, которые складываются на предварительном этапе расследования преступлений контрабанды ОМП на основании ст. 226.1 УК РФ, очень разнообразны.
В частности, на предварительном этапе расследования следственный орган обязан определить, в какой следственной ситуации он находится и, исходя из данной ситуации, рассмотреть наиболее типичные версии совершения преступления.
При этом, учитывая реальную общественную опасность контрабанды ОМП, представляется целесообразной организация широкомасштабного сотрудничества оперативно-следственных групп и контрразведывательных органов ФСБ России, а также подразделений, занимающихся противодействием террористическим и экстремистским организациям (управления «Э» и «Т»), для отработки
наиболее вероятных версий совершения преступления и привлечения виновных лиц к уголовной ответственности за совершение общественно опасных, противоправных деяний.
Организация расследования прежде всего предполагает формулирование и уяснение цели расследования, ее конкретизацию применительно к каждому участнику оперативно-следственной группы, распределение обязанностей, надлежащий учет и контроль выполняемой работы, обеспечение согласованности действий участников расследования, своевременное их информирование о получении новых данных по делу, широкое использование современных средств, методов, приемов расследования. Организация расследования дел о контрабанде в значительной мере обусловливается характером следственных ситуаций, складывающихся на момент возбуждения уголовного дела.
Контрабанда ОМП становится все более доходным делом, имеющим в отличие от ряда других криминальных посягательств относительно большую доступность и меньшую степень риска разоблачения. В результате этого правоохранительным органам приходится совершенствовать свою деятельность по раскрытию и расследованию данных преступных проявлений. Поэтому огромное значение для процесса расследования имеют знания об особенностях возбуждения уголовного дела данной категории, обстоятельствах, подлежащих установлению, типичных следственных ситуациях на первоначальном и последующем этапах расследования, особенностях тактики следственных действий и использования специальных знаний.
Очевидно, что от уровня противодействия контрабанде ОМП в значительной степени зависит безопасность государства. В связи с этим особое значение имеет обеспечение высокого уровня расследования по делам о контрабанде и реализация принципа неотвратимости наказания за содеянное.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 09.03.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 17.03.2022) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 29.03.2022).
2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 09.03.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 17.03.2022) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 29.03.2022).
3. Военная доктрина РФ (утверждена Президентом РФ 25.12.2014 № Пр-2976) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www. pravo.gov.ru (дата обращения: 17.10.2021).
4. Гедиев М. Ш., Пыхтин Р. А. Понимание оружия массового поражения в уголовном праве [Электронный ресурс] // Общество и право. 2011. № 3 (35). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/ponimanie-oruzhiya-massovogo-porazheniya-v-ugolovnom-prave (дата обращения: 17.10.2021).
5. Антипов В. Б., Ковтун В. А., Новичков С. В. Распространение оружия массового поражения - угроза безопасности государства. Химическое оружие [Электронный ресурс] // Военная мысль. 2018. № 8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rasprostranenie-oruzhiya-massovogo-porazheniya-ugroza-bezopasnosti-gosudarstva-himicheskoe-oruzhie (дата обращения: 17.10.2021).
6. Федеральный закон от 18.07.1999 № 183-Ф3 «Об экспортном контроле» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo. gov.ru (дата обращения: 17.10.2021).
7. Дербок З. Г., Сильченко Е. В., Аветисян А. А. Проблемы уголовной ответственности за незаконный оборот оружия массового поражения в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-ugolovnoy-otvetstvennosti-za-nezakonnyy-oborot-oruzhiya-massovogo-porazheniya-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 17.10.2021).
8. Антипов А. Б., Антипов В. Б., Ковтун В. А. Распространение оружия массового поражения - угроза безопасности государства. Биологическое оружие [Электронный ресурс] // Военная мысль. 2018. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rasprostranenie-oruzhiya-massovogo-porazheniya-ugroza-bezopasnosti-gosudarstva-biologicheskoe-oruzhie (дата обращения: 17.10.2021).
9. Яблоков Н. П., Князьков А. С. Этапность как метод структурирования предварительного следствия и повышения уровня его организации [Электронный ресурс] // Вестник Московского университета. Сер. 11 «Право». 2012. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ etapnost-kak-metod-strukturirovaniya-predvaritelnogo-sledstviya-i-povysheniya-urovnya-ego-organizatsii (дата обращения: 17.10.2021).
10. Приговор № 1-22/2019 от 17.07.2019 по делу № 1-22/2019.
11. Приговор № 1-8/2020 1-87/2019 от 15.01.2020 по делу № 1-8/2020.
12. Чистова Л. Е. Типичные следственные ситуации первоначального этапа расследования контрабанды наркотиков [Электронный ресурс] // Вестник Российской таможенной академии. 2015. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipichnye-sledstvennye-situatsii-pervonachalnogo-etapa-rassledovaniya-kontrabandy-narkotikov (дата обращения: 17.10.2021).
13. Бердникова О. П., Киреев М. А. Отдельные аспекты первоначального этапа расследования преступлений, связанных с контрабандой сильнодействующих, ядовитых, отравляющих веществ [Электронный ресурс] // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2021. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otdelnye-aspekty-pervonachalnogo-etapa-rassledovaniyaprestupleniy-svyazannyh-s-kontrabandoy-silnodeystvuyuschih-yadovityh (дата обращения: 17.10.2021).
14. Черкасов Д. О., Абрамкина С. С. Об определении актов биологического терроризма [Электронный ресурс] // БМИК. 2017. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ ob-opredelenii-aktov-biologicheskogo-terrorizma (дата обращения: 17.10.2021).
15. Стерхова М. И., Мухаметгалиева С. X. Международное сотрудничество России по вопросам экстрадиции [Электронный ресурс] // Евразийский союз ученых. 2015. № 7-5 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo-rossii-po-voprosam-ekstraditsii (дата обращения: 17.10.2021).
16. Тенгизова Ж. А. Международный терроризм и оружие массового поражения [Электронный ресурс] // Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 4. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/mezhdunarodnyy-terrorizm-i-oruzhie-massovogo-porazheniya (дата обращения: 17.10.2021).
Информация об авторе
Иванов Игорь Андреевич - аспирант кафедры уголовно-правовых дисциплин, Российская
таможенная академия, Российская Федерация, Московская область, 140015, Люберцы,
Комсомольский проспект, 4, e-mail: [email protected], тел.: +7(916) 074-43-53.
Конфликт интересов
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
для цитирования
Иванов И. А. Предварительные этапы расследования контрабанды оружия массового поражения // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 2. С. 143-152.
УДК 339.543
DOI 10.54048/20727240_2022_02_152
программа развития таможенного сотрудничества как перспективный инструмент содействия российско-китайской торговле
А. А. Комиссаров1
1 Российская таможенная академия, Люберцы, Московская область, Российская Федерация
Аннотация. В статье рассмотрена проблема недостаточного развития инструментов содействия российско-китайской торговле в современных условиях. Предложен перспективный инструмент содействия торговле - программа развития таможенного сотрудничества России и КНР. В качестве элементов такого инструмента разработаны концепция программы, механизм ее реализации и методика оценки эффективности. Концепция программы представляет собой сценарий формирования системы сквозного таможенного контроля за цепью поставок товаров - комплексный инструмент содействия торговле, обеспечивающий однократность представления участниками внешнеэкономической деятельности документов и сведений и применения форм таможенного контроля таможенными органами стран отправления и назначения. Механизм реализации программы основан на развитии и распределении функций существующих институтов и субъектов сотрудничества, связанных с разработкой и практической реализацией элементов системы сквозного таможенного контроля за цепью поставок, что обеспечивает высокий уровень организации взаимодействия субъектов без создания дополнительных институтов сотрудничества. Методика оценки эффективности реализации программы позволяет рассчитать и сопоставить реальный и потенциальный эффекты содействия торговле в результате формирования системы сквозного таможенного контроля.
Ключевые слова: Российская Федерация, Китайская Народная Республика, российско-китайская торговля, содействие взаимной торговле, таможенное сотрудничество, программа развития таможенного сотрудничества, система сквозного таможенного контроля.
customs cooperation development programme as a promising instrument for facilitating russian-chinese trade
A. A. Komissarov1
1 Russian Customs Academy, Lyubertsy, Moscow region, Russian Federation
Abstract. The problem of insufficient development of instruments for facilitating Russian-Chinese trade is examined in the article. A promising tool for facilitating trade is proposed - a programme for the development of Customs cooperation between the Russian Federation and P.R. China. The concept of the programme, the mechanism
© Комиссаров А. А., 2022