УДК 343.9
DOI 10.54048/20727240_2021_03_158
ПОНЯТИЕ «ОРУЖИЕ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ» КАК ЭЛЕМЕНТ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНТРАБАНДЫ
И. А. Иванов1
1 Российская таможенная академия, г. Люберцы, Московская область, Россия
Аннотация. Многие авторы отмечают трудности в квалификации оружия массового поражения как объекта уголовного преступления. Статья посвящена проблемам понимания сущности понятия «оружие массового поражения» в современном уголовном праве и непосредственно затрагивает вопросы, связанные с раскрытием предмета расследования данного вида преступления. Дан анализ понятия «оружие массового поражения» как одного из элементов криминалистической характеристики его контрабанды, служащей основой для выдвижения версий и видения тактических перспектив расследования данного вида преступлений. Рассмотрена роль таможенных органов России как военизированной и правоохранительной структуры, которая обеспечивает национальную безопасность государства.
Ключевые слова: криминалистическая характеристика преступлений, предмет преступного посягательства, оружие массового поражения, биологическое оружие, химическое оружие, ядерное ору-
THE CONCEPT OF "WEAPONS OF MASS DESTRUCTION" AS AN ELEMENT OF THE CRIMINALISTIC CHARACTERISTICS OF SMUGGLING
I. A. Ivanov1
1 Russian Customs Academy, Lyubertsy, Moscow region, Russia
Abstract. Many authors note the difficulties in qualifying weapons of mass destruction as an object of a criminal offense. The article is devoted to the problems of understanding the essence of the concept of "weapons of mass destruction" in modern criminal law and directly addresses the issues related to the disclosure of the concept of the subject in the investigation of this type of crime. The article analyzes the concept of "weapons of mass destruction" as one of the elements of the criminalistic characteristics of its smuggling, which serves as the basis for putting forward versions and seeing tactical prospects for investigating this type of crime. The article considers the role of the customs authorities of Russia as a paramilitary and law enforcement structure by its status, which provides national security of the state.
Keywords: criminalistic characteristics of crimes, the subject of criminal encroachment, weapons of mass destruction, biological weapons, chemical weapons, nuclear weapons.
ВВЕДЕНИЕ
Под криминалистической характеристикой преступлений понимают модель криминального события в виде типичных материальных и идеальных следов и со© Иванов И. А., 2021
путствующих им обстоятельств, а также последствий преступлений определенной категории, позволяющих выдвигать версии о расследуемом событии и видеть тактическую перспективу расследования [1].
Криминалистическая характеристика преступлений является одной из дискуссионных категорий криминалистики. Прежде всего, это связано с ее назначением, соотношением с обстоятельствами, подлежащими доказыванию, с механизмом преступления и др.
Не менее спорным является и содержание структуры криминалистической характеристики преступлений. Но, как подчеркивают О. П. Грибунов и Н. А. На-зырова, несмотря на существующий разброс мнений относительно структуры криминалистической характеристики преступлений, на сегодняшний день большинство авторов считают, что в состав ее элементов входят типичные значимые сведения для выявления, расследования и раскрытия преступления, к которым принято относить способ совершения преступления; механизм следообразования; обстановку совершения преступления; данные о субъектах преступления и личности потерпевшего; предмет преступного посягательства [2].
Как следует из вышеприведенного, одним из обязательных элементов криминалистической характеристики преступлений является предмет преступного посягательства. Более того, по мнению А. А. Бессонова, предмет преступного посягательства - один из ее ключевых элементов. Его значение обусловлено прежде всего взаимосвязью с преступником и особенностями его личности. Как цель (ожидаемый результат) преступной деятельности он побуждает лицо к совершению преступных действий и мотивирует их совершение. В свою очередь, выбор предмета преступного посягательства обусловлен особенностями конкретной личности (ее психическим состоянием, психологическими свойствами, жизненным опытом, увлечениями и т. п.). Он также детерминирует выбор способа совершения противоправного деяния как средства реализации замысла и достижения преступной цели (например, в виде получения в распоряжение какого-либо предмета, избавления от материальных затрат, получения морального удовлетворения и т. д.) [3].
Таким специфическим предметом преступного посягательства является оружие массового поражения.
Распространение ядерного, химического и биологического оружия во всем мире становится одной из самых серьезных угроз для мирового сообщества. Данный вопрос является весьма актуальным из-за событий на Ближнем Востоке.
По данным западных СМИ, химическое оружие неоднократно применялось на территории Сирийской Арабской Республики. Несмотря на отсутствие реальных доказательств, эта информация регулярно появляется в периодической печати, на экранах телевизоров и в сети «Интернет». С учетом идеологии ИГИЛ, которая запрещена в Российской Федерации (РФ), попадание оружия массового поражения в руки боевиков может представлять опасность для группировки российских войск, расположенной в этом регионе. Кроме того, потенциальную угрозу для России и других государств представляют многочисленные теракты, совершаемые смертниками в разных частях мира.
Применение оружия массового поражения международными террористическими организациями, которые в последние годы продемонстрировали готовность использовать все средства для достижения своих целей, несмотря на массовую гибель гражданских лиц, становится все более острой проблемой [4].
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ОРУЖИЯ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ
Основными отличительными признаками оружия массового поражения являются: многофакторный характер разрушительного воздействия; наличие долгосрочных деструктивных факторов и их распространение за пределы цели уничтожения; долгосрочное психотравмирующее воздействие на человека; серьезные генетические и экологические последствия; сложность защиты войск, населения, критически важных объектов и ликвидации последствий его применения. Развитие науки и техники может способствовать появлению новых видов оружия, не уступающих по эффективности и даже превосходящих уже известные виды оружия массового поражения [5].
Указанные предметы преступления определяются на основании норм Федерального закона от 18.07.1999 № 183-Ф3 «Об экспортном контроле». Под оружием массового поражения понимается химическое, ядерное, биологическое и ток-синное оружие; под средствами доставки - ракеты и беспилотные летательные аппараты, способные поставлять оружие массового поражения [6].
И. И. Бикеев [7], А. С. Плешков [8] и другие авторы изучали предмет оружия массового поражения, и все они едины во мнении, что основной характеристикой этого оружия является его неизбирательный характер и воздействие на окружающий мир.
Из анализа положения ст. 226.1 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) следует, что предмет преступления состоит в контрабанде оружия массового поражения, средств его доставки, другого оружия, другой военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки. Так, предметом преступления по ст. 226.1 УК РФ являются сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и средств его доставки и в отношении которых устанавливается экспортный контроль. Данный предмет преступления, предусмотренный ст. 226.1 УК РФ, должен соответствовать одновременно двум обязательным критериям: во-первых, использование при создании оружия массового поражения, а во-вторых, установление экспортного контроля.
ЭКСПОРТНЫЙ КОНТРОЛЬ
Экспортный контроль в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 18.07.1999 № 183-Ф3 «Об экспортном контроле» представляет собой комплекс мер, направленных на обеспечение соблюдения регламентов порядка ведения внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и других видов военной техники и вооружения. Вопросы экспортного контроля находятся в исключительной компетенции РФ.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 18.07.1999 № 183-Ф3 «Об экспортном контроле» перечень контролируемых товаров и технологий утверждается Президентом РФ по представлению Правительства РФ.
В настоящее время существует шесть списков (перечней) контролируемых товаров и технологий, утвержденных указами Президента РФ:
- Указ Президента РФ от 14.02.1996 № 202 (ред. от 14.11.2017) «Об утверждении Списка ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль»;
- Указ Президента РФ от 08.08.2001 № 1005 (ред. от 26.12.2016) «Об утверждении Списка оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль»;
- Указ Президента РФ от 28.08.2001 № 1082 (ред. от 14.11.2017) «Об утверждении Списка химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль»;
- Указ Президента РФ от 14.01.2003 № 36 (ред. от 14.11.2017) «Об утверждении Списка оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль»;
- Указ Президента РФ от 20.08.2007 № 1083 (ред. от 14.11.2017) «Об утверждении Списка микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю»;
- Указ Президента РФ от 17.12.2011 № 1661 (ред. от 19.02.2021) «Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль».
Следует отметить, что все списки предметов двойного назначения (за исключением первого) представляют собой списки конкретных предметов (материалов, оборудования, средств) и связанных с ними технологий, которые могут внести значительный вклад в производство или испытания оружия массового поражения либо используются непосредственно в качестве компонентов оружия массового поражения.
Первый список основан на исходных перечнях группы ядерных поставщиков. В этот список входят только продукты, предназначенные для мирного ядерного топливного цикла, поскольку Договор о нераспространении запрещает передачу товаров и технологий, непосредственно связанных с производством ядерного оружия, государствам, не имеющим ядерного оружия.
«Список микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю», утвержденный Указом Президента РФ от 20.08.2007 № 1083 (ред. от 14.11.2017), приобрел особую актуальность, поскольку в конце 2019 г. и начале 2020 г. мир столкнулся с новой угрозой, которую Всемирная организация здравоохранения назвала пандемией, вызванной ранее неизученной новой короновирусной инфекцией СОУГО-19 - SARS-CoV-2. По состоянию на 26.07.2021 в мире во время пандемии было зарегистрировано более 194 млн случаев заболевания [9].
БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ
Биологическое оружие как одно из видов оружия массового поражения также способно к массовому уничтожению людей. Основное действие биологического оружия заключается в использовании патогенных (болезнетворных) бактерий, вирусов, грибков или токсинов, вырабатываемых некоторыми бактериями. Биологическое оружие представляет особую опасность - оно может провоцировать опасные заболевания у людей и животных на больших географических территориях, поскольку эффективность этого оружия возрастает с распространением инфекционных заболеваний. Разрушительный период при использовании биологического оружия может быть длительным, а также он может иметь латентный (инкубационный) период действия.
Стоимость производства биологического оружия минимальна по сравнению со стоимостью создания ядерного оружия, что делает его особенно опасным. Вот почему биологическое оружие часто рассматривается как оружие массового уничтожения для «бедных стран». Кроме того, производство биологического оружия легко скрыть, поскольку для этого не требуются специальные заводы или узкоспециализированное оборудование. Биологическое оружие может быть использовано бесшумно. В отличие от химического и ядерного оружия продукты биологического оружия представляют собой живые организмы, которые не разрушаются со временем, а могут фактически размножаться и увеличиваться в количестве.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что к оружию массового поражения, являющемуся предметом данного преступления, может быть отнесено любое оружие неизбирательного действия, применение которого способно привести к гибели неопределенного числа людей. Оно включает в настоящее время ядерное, химическое и биологическое оружие, а также сырье, материалы, оборудование, научно-техническую информацию, с помощью которой может быть создано оружие массового поражения, и средства, с помощью которых оно может быть доставлено.
В развитых странах существуют теоретические разработки и практические достижения в области изучения биологического и смежного оружия, которые дают основания полагать, что эти виды оружия массового поражения могут быть широко использованы в будущих войнах и военных конфликтах. В условиях быстрого развития науки и техники новые виды оружия массового поражения, основанные на не изученных на современном этапе принципах, могут появиться в арсеналах иностранных армий.
Как показывает практика, участие таможенной службы в обеспечении безопасности с каждым годом становится более значимым, что обусловлено складывающейся геополитической ситуацией, возникающими политическими и экономическими проблемами как внутри государства, так и на международном уровне и, как следствие, появлением новых угроз и рисков для развития личности, общества и государства.
На обеспечение международной и национальной безопасности, противодействие международному терроризму направлена такая важная функция
таможенных служб, как участие в осуществлении экспортного контроля. Таможенные органы контролируют соблюдение разрешительного порядка перемещения через таможенную границу товаров и технологий, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.
Таможенные органы РФ имеют статус военизированной организации, оказывают противодействие международному терроризму. Наиболее важное направление этой работы - выявление международной контрабанды наркотиков и оружия, поскольку в большинстве случаев международные террористические организации финансируются за счет контрабанды этих средств. Предотвращая контрабанду, таможенные органы непосредственно способствуют снижению риска потенциального ущерба и террористических угроз.
Функции таможенной службы по обеспечению национальной безопасности государства достаточно широки и разнообразны. Прежде всего, таможенные органы призваны стоять на страже национальных и экономических интересов государства. Защита национальной и экономической безопасности государства является одной из главных целей таможенных органов РФ. Таможенные органы РФ представляют собой важный элемент системы обеспечения экономической и национальной безопасности РФ.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Егоров Н. Н., Ищенко Е. П. Криминалистика: учебник и практикум для вузов. 3-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2021.
2. Грибунов О. П., Назырова Н. А. Эволюция взглядов на понятие и структуру криминалистической характеристики преступлений // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2020. № 2. С. 7-18.
3. Бессонов А. А. Объект (предмет) преступного посягательства как элемент криминалистической характеристики преступлений // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований. 2014. № 4. Т. 7. С. 228-233.
4. Ипатов А. М. Неядерные виды оружия массового поражения как угроза национальной безопасности Российской Федерации // Воздушно-космические силы. Теория и практика. 2018. № 7. С. 74-85.
5. Оружие массового поражения: энциклопедия [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства обороны РФ. URL: https://www.mil.ru (дата обращения: 06.09.2020).
6. Федеральный закон от 18.07.1999 № 183-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об экспортном контроле» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
7. Бикеев И. И. Оружие массового поражения, материалы или предметы, которые могут быть использованы при создании такого оружия, как предметы преступления по российскому уголовному праву // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке. М., 2008.
8. Плешаков А. C. Биологическое оружие: понятие и уголовная ответственность // Советская юстиция. 1993. № 23.
9. COVID-19 Dashboard by the Center for Systems Science and Engineering (CSSE) at Johns Hopkins University (JHU) [Electronic resource] // ArcGIS. Johns Hopkins University (date of access: 26.07.2021).
REFERENCES
1. Egorov N. N., Ishchenko E. P. Criminalistics: a textbook and a workshop for universities. 3rd ed., edited and add. Moscow, Yurayt, 2021.
2. Gribunov O. P., Nazyrova N. A. Evolution of views on the concept and structure of the forensic characteristics of crimes. In: Izvestiya of Tula State University. Economic and legal sciences, 2020, no. 2, pp. 7-18.
3. Bessonov A. A. The object (subject) of criminal assault as an element of criminalistic characteristics of crimes. In: Bulletin of the Kalmyk Institute for Humanities, 2014, no. 4, vol. 7, pp. 228-233.
4. Ipatov A. M. Mass destruction types weapons non-nuclear as a threat to the national security of the Russian Federation. In: Aerospace forces. Theory and practice, 2018, no. 7, pp. 74-85.
5. Weapons of mass destruction: encyclopedia [Electronic resource] // Official website of the Ministry of Defense of the Russian Federation. URL: https://www.mil.ru
6. Federal Law dated July 18, 1999 no. 183-FZ (as amended on July 13, 2015) "On Export Control" [Electronic resource] // Official Internet portal of legal information. URL: http://www.pravo. gov.ru.
7. Bikeev I. I. Weapons of mass destruction, materials or objects that can be used in the creation of such weapons as objects of crime under Russian criminal law // Criminal law: development strategy in the XXI century. Moscow, 2008.
8. Pleshakov A. C. Biological weapons: the concept and criminal responsibility. In: Soviet justice, 1993, no. 23, pp. 22-24.
9. COVID-19 Monitoring Panel of the Center for System Sciences and Engineering (CSSE) of Johns Hopkins University (JHU) (English) // ArcGIS. Johns Hopkins University (date of access: 26.07.2021)).
Информация об авторе
Иванов Игорь Андреевич - аспирант кафедры уголовно-правовых дисциплин, Российская таможенная академия, 140015, Россия. Московская область, г. Люберцы, Комсомольский проспект, д. 4, e-mail: [email protected], тел.: +7 (916) 074-43-53.
Information about the author
Ivanov Igor A. - postgraduate student of the department of criminal law disciplines, Russian Customs Academy, 140015, Russia, Moscow region, Lyubertsy, Komsomolsky prospect, 4, e-mail: [email protected], tel.: +7(916) 074-43-53.
Конфликт интересов
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflict of interests
The author declares that there is no conflict of interest regarding the publication of this article. Для цитирования
Иванов И. А. Понятие «оружие массового поражения» как элемент криминалистической характеристики контрабанды // Вестник Российской таможенной академии. 2021. № 3. С.158-164.
For citation
Ivanov I. A. The Concept of "Weapons of Mass Destruction" as an Element of the Criminalistic Characteristics of Smuggling. In: Vestnic of Russian Customs Academy, 2021, no. 3, pp. 158164.