УДК 343.2
Скачко Анна Владиленовна
кандидат юридических наук, доцент, Краснодарский университет МВД России [email protected]
Anna V. Skachko
Candidate of Law, Associate Professor, Krasnodar university Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation [email protected]
Контрабанда:
проблемы корректирования ответственности в уголовных кодексах стран-участниц еаэс в соответствии с таможенным кодексом еаэс
Smuggling: problems of
correcting of responsibility in criminal codes of member countries of eaeu according to the customs code of eaeu
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы координации мер уголовно-правового противодействия контрабандным преступлениям, порожденные вступлением в силу в 2018 г. Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, а также обеспечения взаимодействия в данном процессе стран-участниц этого Союза. Автором проанализированы соответствующие положения уголовных кодексов стран-участниц, выявлены несоответствия в регламентации ответственности за контрабанду, препятствующие эффективному противодействию ее совершению.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз, страны-участницы, Евразийская экономическая комиссия, Таможенный кодекс, контрабанда, денежные средства, оружие, наркотические средства, психотропные вещества, порнографические изделия, стратегические товары, уголовная ответственность, дифференциация уголовной ответственности.
Annotation. In article the problems of coordination of measures of criminal-legal counteraction to contraband crimes created by entry into force in 2018 the Customs code of the Euroasian economic union and also ensuring interaction in this process of member countries of this Union are considered. The author analysed the relevant provisions of criminal codes of member countries, discrepancies in the regulations of responsibility for smuggling interfering effective counteraction to its commission.
Keywords: Eurasian Economic Union, member countries, Euroasian economic commission, Customs code, smuggling, money, weapon, drugs, psychotropic substances, pornographic products, strategic goods, criminal liability, differentiation of criminal liability.
1 января 2018 г. вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее по тексту - ТК ЕАЭС). С этой же даты Россия приняла председательство в органах ЕАЭС: в Высшем Евразийском экономическом совете, Евразийском межправительственном совете и Совете Евразийской экономической комиссии. По этому поводу 18 января 2018 г. Президент РФ обратился с посланием к главам государств-членов ЕАЭС, в котором подчеркнул необходимость обеспечения всеобъемлющего и безусловного выполнения всеми государствами-
членами союзных норм и взятых на себя обяза-- -
ровку национальных законодательств [1].
Одновременно со вступлением в силу Таможенного кодекса ЕАЭС утратил силу Таможенный
кодекс Таможенного союза, а также прекратили ( ) -
ные договоры, основанные на его положениях.
Взамен утративших силу международных договоров, соглашений и решений Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) должны начать действовать новые документы, посвященные различным вопросам таможенного регулирования. Следовательно, в такой ситуации актуальной задачей законодателя страны, вступающей в масштабную международную интеграцию, является обеспечение оптимального баланса между союзным и внутренним правовым полем. В этой связи необходимо отметить неизбежность изменения последнего каждой из стран-участниц .
РФ Кабинет министров РФ 26 апреля 2018 г. на своем заключительном заседании в нынешнем составе обсудил проблемы, связанные с тамо-. -товленном Правительством «Порядке таможенного регулирования», который соответствует . -
держит ряд прогрессивных решений, направлен-
ных на совершенствование таможенного администрирования [2].
Эти решения во многом предопределены продолжающимся ужесточением экономических и политических санкций со стороны США и стран .
таможенных границ странам, импортируемым и экспортируемым продукцию различного вида, причиняется многомиллиардный материальный ущерб. В такой ситуации и западный, и российский производители товаров изыскивают способы их сбыта, нередко носящие криминальный .
совершению контрабандных преступлений в сфере незаконного оборота денежных средств, товаров, оружия, наркотиков, порнографических изделий. Таможенная практика показывает, что объем поставок контрафактных товаров в РФ растет «невиданными темпами». Так, в 2017 г. российские таможенники выявили свыше 10 млн. единиц контрафактной продукции, что могло бы нанести правообладателям ущерб в размере 4,5 млрд руб. В I квартале 2018 г. выявлено 5 млн единиц подделок (возможный ущерб -2,4 млрд руб.). Эти цифры свидетельствуют об актуальности проблем противодействия экономической контрабанде [3]. В данной ситуации законодатель и Правительство РФ разрабатывают соответствующие меры. Так, принят Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. № 101-ФЗ, предусматривающий право Правительства устанавливать специализированные пункты пропуска через Государственную границу РФ с целью обеспечения ветеринарного, санитарно-эпидемиологического, карантинного контроля, качества и безопасности пищевых продуктов, каран-[4].
Масштабное изменение таможенного законодательства с неизбежностью порождает проблему унификации уголовного законодательства стран-участниц ЕАЭС с учетом особенностей противодействия контрабандным преступлениям в условиях функционирования данного Союза. Эта проблема усложнена тем обстоятельством, что Россия, Беларусь, Казахстан в 2012-2015 гг. внесли существенные коррективы в уголовно-правовую регламентацию ответственности за
контрабанду, в том числе экономическую.
,
национальные уголовные законодательства -
к охвату уголовно-правовыми нормами различных видов контрабанды, к дифференциации уголовной ответственности за их совершение, к формулированию соответствующих составов
.
нами краткий обзор уголовного законодатель-
подходы к регламентации ответственности за .
неоднозначную реакцию законодателя стран-участниц на сложившуюся ситуацию в связи с принятием нового Таможенного кодекса ЕАЭС.
Так, наиболее полный перечень предметов контрабанды содержат уголовно-правовые нормы,
сформулированные в статьях УК РФ: 200.1 (контрабанда денежных средств и (или) денежных инструментов); 200.2 (контрабанда алкогольной
продукции и (или) табачных изделий); 226.1 (кон, -
го гражданского оборота, те. оружия, боеприпасов, стратегически важных товаров и ресурсов, , -
вотных и водных биологических ресурсов) - максимальное наказание за это преступление предусмотрено ч. 3 в виде лишения свободы от 7 до 12 лет; 229.1 (контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, аналогов и др.) - максимальное наказание за это преступление предусмотрено ч. 4 в виде лише-
15 20 .
Законодатель РФ еще не внес коррективы в - -
ствии с Таможенным кодексом ЕАЭС. В тексте
-
РФ фигурирует Таможенный кодекс Таможенно-. -Беларусь и Казахстан внесли существенные из-
[5].
По нашему мнению, наибольший интерес представляет подход к установлению уголовной ответственности за контрабандные преступления в
[6]. 228
(« ») . 1 -. -
конном перемещении через таможенную границу
,
к такому перемещению, в крупном размере. В новой редакции статьи законодатель расширил перечень предметов экономической контрабанды за счет денежных средств и денежных инструментов. Так, в ч. 2 ст. 228 УК РБ установлена ответственность за контрабанду денежных средств и (или) инструментов в крупном размере. Примечательно, что в настоящее время . 228 . 24 , -
ривающей преступления против собственности.
, -
но опасные деяния, ответственность за которые установлена ст. 200.1 и 200.2 УК РФ. Кроме того, компонентами предмета этого преступления вы, . 2261
УК РФ (стратегически важные товары и ресурсы,
,
водные биологические ресурсы).
Представляет интерес ст. 228.1 УК РБ. В ней сформулирован новый состав контрабандного преступления, построенный на основе админи-. -ность в данном случае наступает при повторном совершении в течение года административного правонарушения, связанного с незаконным перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС товаров в значительном размере.
Регламентации уголовной ответственности за незаконное перемещение через Государственную границу Беларуси наркотических средств, , -
гов посвящена ст. 328.1 УК, расположенная в
. 27 « -
». , подход к дифференциации ответственности за это преступление не изменился. Максимальное наказание при совершении преступления организованной группой установлено в 12 лет лишения свободы с конфискацией имущества.
Ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу ЕАЭС или государственную границу РБ сильнодействующих, ядовитых, отравляющих веществ, радиоактивных материалов, огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия массового поражения или средств его доставки, а также иных видов вооружения и военной техники предусмотрена ст. 333.1 УК РБ. Максимальное наказание при совершении преступления организованной группой установлено 12 -щества или без таковой.
С 1 января 2018 г. введена в действие ст. 234 УК Республики Казахстан (далее - УК РК), в которой скорректирован состав экономической контрабанды. Она включена в гл. 8 «Уголовные правонарушения в сфере экономической деятельно».
заключается в незаконном перемещении в крупном размере запрещенных или ограниченных к перемещению через таможенную границу ЕАЭС товаров или иных предметов. Это предметы преступления, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через ,
. 286 ( , -, , ). -
бов совершения преступления в новой редакции
:
1) -мо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации;
2) -
;
3)
в заявлении о выпуске товаров до подачи декларации на товары или в заявлении о совершении операций в отношении временно вывезенных транспортных средств международной перевозки, являющихся товарами, помещенными под
таможенную процедуру временного ввоза (до);
4) -тов, поддельных и (или) содержащих заведомо
( ) .
. 286 ,
изъятых из обращения или ограниченных в нем предметов, сформулировано два состава. Первый связан с перемещением через таможенную
:
1) , -ществ, их аналогов и прекурсоров;
2) , , -щих, радиоактивных отходов или ядерных материалов, взрывчатых веществ;
3) , , устройств, огнестрельного оружия, боеприпасов;
4) , ,
других видов оружия массового поражения;
5) , , которые могут быть использованы для создания оружия массового поражения. Способы совершения этого преступления аналогичны способам
.
Второй состав представляет собой перемещение отмеченных предметов контрабанды через Государственную границу РК. За этот вид контрабанды установлены суровые санкции. Так, . 4 . 286 -
15 20 , .
Уголовный кодекс Кыргызской Республики (далее - УК КР), вступающий в силу с 01.01.2019 г. [7], ( . 223)
. 31 «
».
Этот вид контрабанды представляет собой перемещение через таможенную границу ЕАЭС товаров или иных предметов в крупном размере, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.
Статья 270 УК («Контрабанда предметов, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную грани») . 38
«
средств, психотропных веществ, их аналогов и ».
контрабанды включены следующие предметы:
1) , -щества, их аналоги и прекурсоры;
2) , , -щие, радиоактивные или взрывчатые вещества;
3) , , -стрельное оружие или боеприпасы;
4) , ,
виды оружия массового поражения;
5) , , -информация и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу КР;
6)
,
установлены специальные правила перемещения через таможенную границу КР.
Способы совершения контрабанды включают перемещение предметов помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо с не декларированием или недостоверным декларированием. Как ,
,
,
ст. 226.1 и ст. 229.1 УК РФ.
В то же время, подходы к дифференциации уголовной ответственности за эти преступления в УК КР резко отличаются от УК РФ, УК РК, УК РБ. Так, ст. 270 УК КР в ч. 2 предусматривает только
следующие квалифицирующие обстоятельства: - -
ванием своего служебного положения; - ,
жизни и здоровья, к лицу, осуществляющему
;
- -тельному сговору.
Санкция предусматривает лишение свободы III категории (от 5 до 7,5 лет) с лишением права занимать определенные должности либо заниматься
определенной деятельностью на срок до 3 лет.
,
предусмотрен такой признак, как незаконное перемещение перечисленных в статье предметов через Государственную границу КР в крупном и особо
крупных размерах, организованной группой. Как , -
но снижает предупредительную роль уголовно-правового противодействия контрабанде наркотиков, психотропных веществ, их аналогов либо прекурсоров, оружия и иных особо опасных предметов. Это грозит повторением ситуаций, когда задержанные на территории РК и РФ за контрабанду наркотиков граждане КР чаще всего ходатайствуют об экстрадиции на свою родину.
УК Республики Армения в ст. 205 УК (далее -) -
,
экономической деятельности. В ч. 1 ст. 205 УК
РА сконструирован состав экономической кон-
Государственную границу товаров и приравненных к ним культурных и иных материальных цен. 2 . 205 устанавливает ответственность за контрабанду:
Литература:
1. Ш1_: Ь^р^/путин.ги-ап.тЮ новости/ обращение-владимира- путина- к- главам- государств-членов-евразийского-экономического-союза/
2. Кузьмин В. Свет в едином окне // Российская газета. 2018. 27 апреля.
3. . // -екая газета. 2018. 25 апреля.
- наркотических средств, психотропных веществ;
- сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых веществ, радиоактивных отхо-
;
- , ,
устройств, огнестрельного оружия, боеприпасов;
- , ,
других видов оружия массового поражения;
- , ,
которые могут быть использованы для создания оружия массового поражения.
Армения подписала Договор о присоединении к Договору о ЕАЭС 29 мая 2014 г. [8]. Однако законодатель пока не внес изменений в Уголовный кодекс. Руководство страны планировало декри-минализовать экономическую контрабанду, но сохранить ответственность за контрабанду наркотиков, оружия и радиоактивных материалов, а также за перевозку наличных денег, превышающих допустимый лимит [9], но политиче-,
период в стране, а также смена руководства,
,
.
, -- -
Федерации, Республики Казахстан, Республики
,
, -
ственная диспропорция в криминализации кон,
уголовной ответственности за контрабанду наркотиков, оружия. Подобный подход в условиях единой таможенной территории недопустим. Так, при существенно ослабленном уголовно-правовом запрете контрабанды наркотиков, оружия, боеприпасов через таможенную границу РБ, РА, КР создаются благоприятные условия, своего рода коридор, для поступления их в другие . ,
соответственно, увеличение числа членов этого сообщества, принятие нового Таможенного кодекса Союза преследует цель устранения отмеченных негативных проблем. Поэтому именно поиск сочетания общесоюзного и национального законодательств объединившихся стран для всестороннего учета их политических, экономических особенностей был предметом обсуждения на заседании Евразийского межправительственного совета 7 марта 2017 г. в Бишкеке [10].
Literature:
1. URL: http://fishing seasons .ru-an.info/ novosti/ obrashcheniye- Vladimir- a fishing season- to- to heads- the states- members- Euroasian-economic-soyuza/
2. Kuzmin V. Light in a uniform window//the Russian newspaper. 2018. April 27.
3. Sandpipers S. Pomidor have scored a goal // the Russian newspaper. 2018. April 25.
4. Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. № 101-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения компетенции федеральных органов исполнительной власти по осуществлению различных видов государственного контроля (надзора) в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации» // Российская газета. 2018. 25 апреля.
5. Уголовный кодекс Республики Казахстан 2014 г. (^д. от 26.12.2017 г.) // URL: http://online.zakon.kz/ m/ Document/?doc_id=31575252
6. ( . от 18.07.2017 г.) // URL: http://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=30414984.
7.
2016 г., вводится в действие с 01.01.2019 г. // URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/ 111527
8. Бюллетень международных договоров. 2015. 5.
9. URL: http://www.panarmenian.net/ rus/ news/ 211764/
10. Кузьмин В. И не нужно ничего доказывать ( . ) // -
. 2017. 9 .
4. The federal law of April 23, 2018 № 101-FZ «About introduction of amendments to separate acts of the Russian Federation regarding determination of competence of federal executive authorities on implementation of different types of the state control (supervision) at check points through Frontier of the Russian Federation» // the Russian newspaper. 2018. April 25.
5. The Criminal Code of Kazakhstan of 2014 (an edition of 26.12.2017) // URL: http://online.zakon.kz/ m/Document/? doc_id=31575252
6. The criminal code of Republic of Belarus (an edition of 18.07.2017)//URL: http://online.zakon.kz/ Document/? doc_id=30414984.
7. The criminal code of the Kyrgyz Republic of 2016, is entered into action since 01.01.2019 // URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/vi ew/ru-ru/111527
8. Bulletin of international treaties. 2015. № 5.
9. URL: http://www.panarmenian.net/ rus/ news/ 211764/
10. Kuzmin V. Also it isn't necessary to prove anything (D. Medvedev's performance) // the Russian newspaper. 2017. March 9.