Противодействие легализации преступных
доходов в системе обеспечения экономической безопасности
Чеченской Республики
Кучумов А.В.*, Идигов Ю.Ю.**
In this article, the mechanism of money laundering in the economic security of the Chechen Republic. Based on practical experience suggests the measures necessary for the effective detection and suppression of illicit financial gain facts of legalization, which can be one of the sources of financing of terrorism.
По данным МВФ, совокупный объем отмывания денег составляет 2—5 % мирового валового продукта1. Можно утверждать, что отмывание происходит в любой стране мира, все страны в той или иной мере вовлечены в этот всемирный криминальный процесс. Поэтому необходимо изучать проблему и предпринимать меры по противодействию и предотвращению его развития, снижения отрицательных последствий для страны, а в целом вырабатывать единые подходы к составу и содержанию мер, необходимых для эффективного выявления и пресечения фактов использования внешнеторговых операций для легализации преступных доходов.
Одной из наиболее опасных тенденций в легализации незаконных финансовых доходов является неконтролируемый перевод денежных сумм из безналичной формы в наличную. Такие финансовые потоки, практически выпадая из поля зрения контролирующих органов, в дальнейшем направляются в теневой сектор экономики и могут служить одним из источников финансирования терроризма.
Вполне очевидно, что для признания деятельности незаконной достаточно самого факта ее проведения. Незаконные операции, составляющие эту деятельность, явно отличаются от любых других финансово-хозяйственных операций, которые также могут совершаться с нарушением закона, но быть в принципе легальными. По этому критерию данные операции разделяются на два вида и образуют соответственно нелегальную и легальную экономику.
Нелегальная экономика является заведомо скрытой и неконтролируемой. Наполняющая ее заведомо незаконная деятельность представляет угрозу обществу, государству, гражданам и их собственности.
В соответствии с критерием контролируемости или скрытости внутри легальной экономики выделяются теневая (скрытая) экономика и контролируемая экономика.
Теневая экономика и ее неконтролируемые операции сопровождаются также нарушениями закона, связанными с уклонением от уплаты налогов, таможенных и других обязательных платежей, и поэтому представляют дополнительную угрозу для общества и государства.
Попытки структуризации, в свою очередь, теневой экономики, исходя из всевозможных способов уклонения от уплаты налогов, также формирующих теневой капитал, но выводимый из легальной экономики (что оказалось возможным сделать на основе анализа деятельности налоговой инспекции и органов Управления по налоговым преступлениям), приводят к выделению внутри теневой экономики следующих составляющих:
> операции, которые полностью выводятся из-под бухгалтерского учета (неучтенные операции);
> операции, сопряженные с сокрытием части оборота;
> операции, проводимые под видом других операций (псевдооперации).
В свою очередь, неучтенные операции проводятся как незарегистрированными субъектами экономической деятельности, так и зарегистрированными (легальными), но без отражения в бухгалтерском учете.
Именно такое представление является наиболее иллюстративным, имея в виду целевую необходимость выстраивания единой системы (механизма) обеспечения защиты общества, государства, граждан и их собственности от противоправных посягательств преступной среды,
Старший преподаватель кафедры финансы, денежное обращение и кредит АЭБ МВД России. Оперуполномоченный Управления по налоговым преступлениям по Чеченской Республике.
О CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф vo
>5
О *
О ф
У S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
*
S I
н
о ф
со
О
сч
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф vo >s о
о
ш у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
л *
<
S I
н
о ф
со
формирующей теневой капитал и направляющей его на легализацию.
Отмеченные направления формирования теневого капитала, особенно путем совершения заведомо незаконной деятельности (двух групп преступлений), являются материальной базой организованной преступности (включая террористические и экстремистские группировки) и коррупции, которые представляют наибольшую угрозу для общества, государства, граждан и их собственности. При этом для оперативного изучения, уголовного и судебного преследования, а также достижения целевых установок, диктуемых различными направлениями формирования теневого капитала, требуется распознавание операций с денежными средствами или иным имуществом по вводу в легальную экономику теневых капиталов, формируемых в результате заведомо незаконной деятельности, от таких же операций по выводу из легальной экономики формируемых теневых капиталов в результате уклонения от уплаты налогов, таможенных и других обязательных платежей.
Незначительный процент судебных решений во многих странах, в том числе и в России, в сравнении с достаточно большим количеством расследуемых дел по отмыванию денег в определенной мере объясняется сложностью неоднозначного расследования, наступающего после несвоевременного распознавания и установления вводимого в легальный оборот теневого капитала, сформированного в результате заведомо незаконной деятельности, от выводимых из легального оборота средств с целью уклонения от уплаты налогов и формирования тем самым соответствующего теневого капитала.
На устранение такого явления как раз и направлены усилия действующего уже около пяти лет Отделения по противодействию легализации денежных средств, доходов, полученных незаконным путем, УБЭП МВД по ЧР посредством создания механизма обеспечения комплексного упреждающего противодействия негативным проявлениям, связанным с получением незаконных доходов, их отмыванием и утечкой капиталов с территории Чеченской Республики. Это должно обеспечить действенный контроль за финансово-экономическими процессами в ЧР, прозрачность денежных и товарно-сырьевых потоков на территории республики.
Во многом такому замыслу способствует комплектование самого отделения — в
нем собраны сотрудники Управления по налоговым преступлениям МВД по ЧР, сотрудники Управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД по ЧР, что способствует использовать возможности одновременного многоаспектного анализа собираемой информации. В соответствии со структурным размещением отделения в составе УБЭП МВД по ЧР в нем (в отделении) собираются и аккумулируются сведения о зарегистрированных и раскрытых экономических преступлениях, совершенных на территории ЧР. Эти сведения передаются в отделение из районных отделов по борьбе с экономическими преступлениями. Также эти данные в Отделение по противодействию легализации денежных средств, полученных незаконным путем, УБЭП МВД по ЧР передает Управление по налоговым преступлениям МВД по ЧР. На основании полученных данных сотрудники отделения совместно с оперативными и контрольно-ревизионными подразделениями УНП МВД по ЧР и Следственным управлением при МВД по ЧР проводят дальнейшие оперативно-следственные мероприятия для установления целей использования денежных средств, полученных незаконным путем, и противодействия их легализации в экономике Чеченской Республики.
Следует выделить, что при становлении отделения в составе УБЭП МВД по ЧР сотрудниками созданного отделения и руководством в лице начальников Управления по налоговым преступлениям МВД по ЧР, Управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД по ЧР, заместителя министра внутренних дел Чеченской Республики по экономическим и налоговым преступлениям были направлены шаги на изучение и применение опыта работы иностранных и отечественных организаций, осуществляющих деятельность в сфере противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем. В том числе были изучены опыт работы и рекомендации FATF, направленные на конструктивную деятельность по противодействию отмыванию денег, полученных незаконным путем. Изучение этих рекомендаций показало, что рекомендации FATF недостаточно создают предпосылок для реального всеобщего контроля за экономической деятельностью, поскольку направлены на создание условий прозрачности исключительно в финансовой сфере в отрыве от остальной хозяйственной деятельности, то есть предполагают ужесточение контроля за финан-
совыми потоками без контроля за движением товарных ценностей, работ и услуг. Такой подход представляется малоэффективным сразу по нескольким причинам.
1. В силу опережающего темпа совершенствования электронных расчетов и банковских технологий контроль за ними по причине инерционности любой государственной системы всегда будет отставать. В то время как отслеживать движение товарных ценностей, работ и услуг, их появление, передвижение, смену владельца и т.д. более просто, так как при этом экономический субъект вынужден оставлять информацию о своих операциях не только в банке, но и в других организациях и учреждениях.
2. Движение по банковским счетам каких-либо денежных средств может быть подкреплено фальшивыми документами, прикрывающими фиктивные сделки с товарными ценностями, работами и услугами и их владельцев, и наоборот, то есть при отсутствии характера подозрительности могут беспрепятственно проводиться операции в преступных целях.
3. Своевременное сопоставление финансовых затрат экономических субъектов и движения в соответствии с ними товарных ценностей, работ и услуг, которое лежит в основе выявления отмывания денег, фактически не производится, и расследование по отмыванию денег начинается по следам уже совершенного преступления — тем самым утрачивается его предупреждение. Для Чеченской Республики с экономикой, инфраструктура которой только начинает восстанавливаться после прошедших боевых действий, которая сталкивается с иными проблемами, нежели другие субъекты Российской Федерации, с коррупцией, концентрацией преступных капиталов и их отмывания, принципиально важно, чтобы органы, осуществляющие деятельность в сфере противодействия легализации преступных доходов, не просто формировали отчеты о подозрительных операциях с денежными средствами или иным имуществом и в рамках этих отчетов исполняли запросы правоохранительных органов иных субъектов Российской Федерации или информировали их, а благодаря привлечению информации оперативных подразделений правоохранительных органов Чеченской Республики, в частности — и Российской Федерации, отслеживали эти операции и
незамедлительно реагировали на них. Устанавливали обоснованные подозрения на преступное происхождение средств или иного имущества, которые фигурируют в этих операциях, и тем самым своевременно способствовали пресечению пользования этими средствами. Учитывая все вышесказанное, Отделение по противодействию легализации преступных доходов было основано в составе УБЭП при МВД по ЧР.
Также необходимо сказать, что в ЧР, где недостаточно развита местная нормативно-правовая база, призванная обеспечивать реальный контроль за деятельностью экономических субъектов, ужесточение деятельности только банковской сферы приведет к увеличению объемов теневых расчетов и накоплений в наличной денежной форме, что негативно скажется на банковской системе и экономике Чеченской Республики. Учитывая этот момент, местная законодательная ветвь власти республики должна принимать все возможные меры для совершенствования и реализации своего законодательства, нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы, связанные с противодействием легализации преступных доходов на территории Чеченской Республики. Поэтому с этим обстоятельством тоже необходимо считаться.
Организация комплексного противодействия негативным проявлениям, связанным с получением незаконных доходов, их легализацией и утечкой капиталов из Чеченской Республики, требует развития уже во многих аспектах апробированного в Отделении по противодействию легализации преступных доходов УБЭП при МВД по ЧР указанного механизма обеспечения прозрачности экономической деятельности и противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. В таком случае доля незаконных доходов сводится к минимуму в процессе свободного движения капиталов, в том числе и с территории ЧР.
Механизм основан на мониторинге информации об экономической деятельности и собственности участвующих в экономической деятельности юридических и физических лиц, а также должностных лиц. В целях полноты охвата и разностороннего использования, в частности — в соответствии с поручением Президента Российской Федерации о разработке единой концепции государственного финансового контроля, в мониторинге предусматривается участие помимо информации, как правило, коммерческих организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным
о сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
О
сч
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф vo >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
ü S I
н
о ф
со
имуществом и предоставляющих эту информацию согласно Федеральному закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», также информации государственных организаций и ведомств, куда обращаются юридические и физические лица за оформлением различных сторон своей деятельности (регистрационные, таможенные, налоговые, транспортные органы, органы управления имуществом, энергонадзора и др.).
Практика работы и полученные результаты отделения показали непременность привлечения к мониторингу информации оперативных подразделений правоохранительных органов, наиболее задействованных на вышеназванных направлениях борьбы с организованной преступностью и коррупцией посредством участия представителей этих подразделений в работе отделения. Тем самым должен быть востребован наработанный десятилетиями линейно-объектовый принцип деятельности правоохранительных органов. В противном случае оперативно-разыскная деятельность по-прежнему останется искусством возможного, а это расточительно на витке сегодняшнего развития Чеченской Республики. При этом непременным является также необходимость завершения мониторинга предварительной проверкой и документированием выявляемых признаков нарушения уголовного, административного, гражданского, валютного, внешнеторгового, бюджетного, таможенного, налогового, банковского и/или иного законодательства в соответствии с профильностью получаемой информации сотрудниками отделения.
Документирование признаков нарушения того или иного законодательства становится важным для целей направленного проведения последующего расследования следственными органами МВД по ЧР и неопровержимого предъявления соответствующих исков — в частности, в связи с утечкой капиталов из ЧР.
Отделение по противодействию легализации преступных доходов УБЭП при МВД по ЧР также позволяет обеспечивать важнейшую функцию представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе, связанную с координацией деятельности исполнительных и законодательных органов власти в ЧР в частности и в ЮФО в целом.
В части выработки мер и конкретных рекомендаций по возврату незаконно переведенных средств из Чеченской Республике Отделение по противодействию легализации преступных доходов УБЭП при МВД по ЧР рассматривает возможность:
> прокуратуре Чеченской Республики в рамках осуществляемой ею надзорной функции по исполнению законодательства дать указание об инвентаризации имеющихся в ведомствах материалов, связанных с перемещением ценностей из Чеченской Республики, где отражены выявленные факты нарушения валютного, таможенного, налогового, внешнеторгового, банковского законодательства и не взысканы санкции либо взысканы не полностью. Источниками предоставления данной информации должны стать такие органы, как Министерство финансов Чеченской Республики, Управление Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Чеченской Республике, чеченский региональный филиал ОАО «Российский сельскохозяйственный банк», филиал Сберегательного банка в ЧР, представительство ОАО КБ ВТБ, а также правоохранительные органы ЧР (МВД по ЧР, УФСБ по ЧР, прокуратура ЧР);
> в случае становления Отделения по противодействию легализации преступных доходов УБЭП при МВД по ЧР в соответствии с законом о противодействии отмыванию доходов в качестве одного из органов финансовой разведки и выделения необходимых ресурсов Отделение по противодействию легализации преступных доходов УБЭП при МВД по ЧР сможет провести анализ инвентаризованных материалов, выяснить дополнительные данные, предложить требуемые мероприятия и осуществить оценку их эффективности.
Ведя борьбу с таким злом, как отмывание доходов, полученных преступным путем, государство тем самым борется не только с экономическими преступлениями, коррупцией и наркоторговлей, но и с другими не менее опасными преступлениям, теневой и криминальной экономикой в целом, не исключая и те их сегменты, которые работают на международный терроризм.
Литература и примечания
1. Международный валютный фонд IMF, UNPAN Statistical Databases Central Government Expenditures by Type and Function, as percentage of all central government expenditure as of 2008. Uses as source: IMF Government Finance Statistics. Calculations by TI-S. Result comes from excluding wages and interest payments // URL: www.imf.org.