Влияние легализации преступных
доходов на экономическую безопасность государства
Кондрат Е.Н.*
In this article are considered a concept and problems of legalization of criminal incomes, its influence on economy of the state, stages of legalization.
Oi 01 Z
О
о сч
о о о
Q. С[ CQ
s н
о
0
1
о я с о m ф VO >5
о *
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2
ф
d
я <
ü S I
н
о ф
со
Экономическая сфера государства является стержневой и определяет жизнеспособность всех остальных сфер, включая приоритетные сферы национальных интересов. Любые негативные процессы в экономике, особенно труднопреодолимые, неизменно сказываются на благосостоянии людей, на социальной и экономической стабильности.
Серьезные угрозы для экономики государства представляют коррупция, легализация доходов, полученных преступным путем, и незаконное движение капиталов, которые, по мнению автора, помимо нравственной деформации влекут деформацию экономических основ, подрывают финансовую безопасность государства.
Вследствие отмывания денег финансовые институты могут быть лишены возможности управлять своей ликвидностью, активами, обязательствами и операциями. Для безопасности финансового сектора экономики важное значение имеет процесс управления и контроля за финансовыми потоками.
Незаконно полученный доход можно условно разделить на две группы: на доход, который расходуется для улучшения личного благосостояния — приобретение предметов роскоши, недвижимости, и доход, инвестируемый в легальную экономику и в дальнейшем приносящий прибыль. Этот процесс называется легализацией.
По мнению К.Н. Алешина, попадание больших объемов криминальных денег в легальную экономику оказывает негативное воздействие на финансовую стабильность всей мировой экономики, отмывание преступных доходов является преступлением международного характера, даже если легализация преступных доходов имела место исключительно в рамках национальной экономики одного государства.
Государство должно формировать адекватные методики и механизмы, позволяющие осуществить эффективное противодействие легализации преступных доходов. По мнению автора, необходимо разработать реально функционирующую систему мер, способную усложнить и минимизировать легализацию доходов, в рамках которой затраты на осуществление процесса легализации будут равны либо превышать планируемые выгоды, при этом будет существовать реальная возможность подвергнуться мерам уголовно-правовой ответственности. К таким мерам, как полагает автор, можно отнести восстановление ранее существовавших в ч. 1 НК РФ (ст.ст. 86.1—86.3) мероприятий налогового контроля и обязанности физических лиц и налоговых агентов отчитываться о расходах физических лиц. Налоговый контроль за расходами физических лиц осуществлялся с 1999 г. и был отменен Федеральным законом от 7 июля 2003 г. № 104. В 2003 г. контролю подлежали расходы физических лиц по пяти укрупненным позициям, таким как недвижимое имущество, транспортные средства, предметы роскоши, то есть наиболее частые объекты легализации.
На сегодняшний день в связи с масштабностью коррупции и, как следствие, легализацией коррупционных доходов существует необходимость реанимировать утратившие силу нормы о налоговом контроле за расходами физических лиц и в случае обнаружения признаков незаконности приобретенного имущества или денежных средств наделить налоговые и правоохранительные органы полномочиями по проверке источника происхождения доходов и имущества физических лиц, а также правильности предоставляемой информации. Для того чтобы упредить злоупотребления со стороны конт-
Кандидат юридических наук, доцент.
ролирующих органов, необходимо строго соблюдать правила декларирования всех полученных доходов. В этом случае проблема и неучтенных доходов, и зарплат в конвертах станет неактуальной.
С.П. Колтович в своей работе «Методология борьбы с отмыванием денег» делает следующие выводы: отмывание денег может также отрицательно влиять на валюты и процентные ставки, поскольку лица, отмывающие свои доходы, реинвестируют средства в те области, где менее вероятно раскрытие их схем, а не в те, где выше норма отдачи. Кроме того, отмывание денег может увеличивать угрозу валютной нестабильности ввиду неправильного распределения ресурсов, обусловленного деформациями в ценах на активы и товары.
Акценты борьбы с легализацией денежных средств и иного имущества, имеющих незаконное происхождение, в последнее время приобрели повышенную актуальность во всем мире1. Развитие и реформирование национальных экономик невозможны без создания эффективного механизма противодействия легализации преступных доходов. Острота данной проблемы только для России усугубляется масштабами страны, менталитетом и недопустимо высокой (по разным оценкам, от 25 до 40 %) долей теневой экономики. Отмывание денег связано с такими явлениями, как коррупция, незаконный вывоз капиталов из страны, использование офшорных зон для сокрытия прибыли и ухода от налогов, в том числе целенаправленная деятельность организованных преступных групп.
Методологии борьбы с легализацией преступных доходов уделяется особое внимание во всем мире. Каждое государство применительно к социально-экономическим особенностям и требованиям мирового сообщества разрабатывает свое «антиотмывочное» законодательство.
В законодательство Российской Федерации о противодействии легализации преступных доходов внесены существенные изменения. Так, распоряжением Правительства РФ № 967-р от 10 июня 2010 г. утверждены рекомендации по разработке правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Рекомендации определяют единый подход к разработке правил внутреннего контроля организациями (за исключени-
ем кредитных организаций), осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (в том числе профессиональными участниками рынка ценных бумаг, страховыми организациями, лизинговыми компаниями, ломбардами).
Также в правилах фиксируются программы осуществления внутреннего контроля, в том числе программа идентификации лиц, находящихся на обслуживании в организации, и идентификации выгодоприобретателей, программа выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, программа документального фиксирования информации, программа соответствующей подготовки и обучения сотрудников организации.
Кроме того, рекомендации содержат перечень действий, которые организация может предпринять при выявлении в деятельности клиента необычной операции, определяют порядок принятия решения о признании операции (сделки) необычной, фиксирования соответствующей информации, проведения контроля.
Отмывание доходов, полученных преступным путем, является одной из наиболее актуальных проблем современности. В целях противодействия функционирования теневой экономики, развитию организованной преступности в большинстве стран мира созданы системы противодействия или системы финансового мониторинга.
В Российской Федерации система финансового мониторинга была законодательно установлена в 2001 г. в связи с принятием ФЗ от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Был сформирован уполномоченный орган — комитет по финансовому мониторингу РФ, позднее переименованный в Федеральную службу по финансовому мониторингу РФ (Росфинмониторинг). В настоящее время Росфинмониторинг входит в состав Группы разработки мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ).
В целях борьбы с легализацией преступных доходов все большую роль играют региональные организации, основанные на принципе добровольного сотрудничества. Это организации, признаваемые ФАТФ и имеющие официальный статус наблюдателя. К ним относятся Караибская группа по борьбе с отмыванием денег, Специальный экспертный комитет
о> 01
г •
о
о сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
О)
Ol
Z
О
о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
л *
<
S I
н
о ф
со
Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег, Азиатско-Тихоокеанская группа по борьбе с отмыванием денег, группа по борьбе с отмыванием денег в Восточной и Южной Африке, группа по борьбе с отмыванием денег в Южной Америке, Межправительственная группа по борьбе с отмыванием денег в Западной Африке, Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, группа по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
В октябре 2004 г. на конференции в Москве по инициативе России шесть государств — Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Китай, Таджикистан и Россия — объединили свои усилия в сфере противодействия отмывания преступных доходов и финансированию терроризма и создали Евразийскую группу по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ).
Целью создания международной системы противодействия отмыванию преступных доходов является не только пресечение преступлений, но и нейтрализация финансовых основ транснациональной организованной преступности, включая коррупцию. Не менее значимой целью является обеспечение стабильности и безопасности финансовых учреждений и всей финансово-экономической системы, включая защиту от проникновения криминала.
В настоящее время необходимость уголовно-правовой охраны принципов добропорядочного экономического поведения обусловлена тем, что в экономике «широко практикуются недобросовестная конкуренция и чисто криминальные формы конкурентной борьбы»2. Подчеркивается, что вовлечение в легальный оборот денежных средств, приобретенных в результате совершения преступлений, приводит к уничтожению честной конкуренции3, подрывает основы честного бизнеса4. Ю.Г. Васин считает, что легализация (отмывание) «не только подрывает законный и честный бизнес, но и развращает политические институты, являясь питательной средой коррупции»5: «Установив контроль над финансово-кредитными институтами, преступные организации получают преимущество в борьбе за бизнес»6.
Отмывание доходов часто сопряжено с массовой утечкой капиталов за рубеж, преимущественно в офшорные зоны как наиболее привлекательные места для расслоения и размещения преступных доходов, и там, как правило, легализация преступных доходов завершается, доходы приобретают статус законного происхождения и вкладываются в экономику других государств.
Масштабы таких процессов поражают: эксперты утверждают, что возврат в Россию незаконно вывезенных из нее капиталов позволил бы уже давным-давно не только решить проблему выплаты внешней задолженности, но и отказаться от финансовой помощи из-за рубежа. В России используется более 120 способов отмывания доходов, полученных преступным путем. Наибольшие объемы преступных доходов в России легализуются посредством денежных средств (60 %), а также через государственные ценные бумаги (12 %), золото и ювелирные изделия (6 %), земельные участки и недвижимость (4 %) и иными способами (18 %).
Опасность отмывания доходов связана прежде всего с самой природой данного вида преступления — оно является вторичным по отношению к получению доходов преступным путем. Таким образом, отмывание, как правило, включает в себя взаимообусловленные действия: получение доходов путем совершения преступления — размещение (на банковском счете) — перемещение (на другие счета для сокрытия начального источника) — придание доходам легального характера с целью открытого владения. Этим объясняется происхождение термина «отмывание» как точно описывающего суть происходящего процесса: сокрытые преступные доходы, иначе говоря — грязные деньги, путем применения ряда операций по отмыванию в итоге становятся чистым, или законным, доходом преступника, имеющим вид правомерно полученного.
Активным сторонником такой теории происхождения термина «отмывание» выступил Дж. Робинсон в своей книге «Всемирная прачечная»7.
Существует и другая теория возникновения данного термина, ее придерживаются многие американские специалисты, в частности — Питер Лилей8. Согласно данной теории, термин «отмывание денег» произошел в 20-х гг. в США и связан с деятельностью чикагского гангстера
Аль Капоне. Первоначально это было сленговое выражение чикагских гангстеров времен сухого закона, получившее позднее международное распространение. Незаконно полученным доходам от вымогательства, проституции, азартных игр и контрабанды спиртных напитков необходимо было придать легальный источник. С этой целью использовался бизнес с высоким оборотом наличности — прачечные и автомойки, деньги смешивались с выручкой и вводились в легальный оборот.
Следствие не доказало причастность Аль Капоне к преступной деятельности, в результате которой он получал доходы, но в октябре 1931 г. гангстер был приговорен судом к 11 годам тюремного заключения за уклонение от уплаты подоходного налога. Расследование привлекло внимание властей ко всему клубку его махинаций, вследствие чего был раскрыт и новый на тот момент вид преступления, который по причине его осуществления через прачечные и автомойки получил название «отмывание».
Обвинение в неуплате налогов в итоге оказалось первым толчком к борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем.
В том же году Мейер Лански, названный позднее «Уолл-стрит Джорнэл» — «финансовым гением преступного мира», создал систему отмывания доходов с использованием счетов в швейцарских банках, обеспечивающих анонимность банковских операций, и вовлек банки в схемы отмывания доходов, полученных преступным путем. Схемы, используемые М. Лански, носили транснациональный характер. Так, получая доход от преступной деятельности в одном государстве, деньги размещались на счетах в Швейцарии, а затем посредством легализации через законную деятельность возвращались обратно на счета мафии в США в виде законной прибыли от иностранных инвестиций.
Использование швейцарских банков создало прецедент по отмыванию доходов при помощи финансово-кредитной системы с использованием метода «возврата займа», который заключался в маскировке нелегальных средств под «займы», выданные иностранными банками. Такие средства при необходимости могли быть даже заявлены в качестве «дохода» с последующей уплатой налогов. Широкое распространение термин «отмывание до-
ходов, полученных преступным путем» получил в 1982 г. в связи с освещением в прессе материалов слушаний по Уотергейтскому скандалу.
Наиболее широкое определение термина «отмывание преступных доходов» содержится в ст. 6 Конвенции против транснациональной организованной преступности. В соответствии с указанной Конвенцией основные действия, которые можно отнести к отмыванию преступных доходов, это:
1) конверсия, или перевод, имущества, если известно, что такое имущество приобретено в результате преступной деятельности или участия в преступной деятельности, в целях сокрытия или утаивания преступного иточника этого имущества или в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в осуществлении такой деятельности, с тем чтобы оно могло уклониться от ответственности за свои деяния;
2) сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, размещения, способа перемещения имущества или прав на имущество, если известно, что такое имущество представляет собой доходы от преступлений;
3) приобретение, владение или использование имущества, если в момент его получения известно, что такое имущество приобретено в результате преступной деятельности или участия в такой деятельности;
4) участие, причастность, покушение на совершение, а также пособничество, подстрекательство, содействие или дача советов при совершении любых действий, указанных выше. Легализация имущества как финансово-экономическая категория тесно связана с проблемой функционирования нелегального капитала, теневой экономики.
По мнению И.А. Клепицкого, капитал может быть нелегальным по двум причинам:
а) незаконный способ, источник его получения;
б) незаконная сфера его применения, использования даже при легальном источнике первоначального возникновения капитала.
По источникам образования, а также сфере приложения нелегальный капитал следует подразделить на: > криминальный (капитал, полученный в результате совершения преступле-
о> 01
г •
о
о сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
О)
Ol
Z
О
о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
л *
<
S I
н
о ф
со
ния и (или) вовлеченный в сферы деятельности, запрещенные уголовным законом);
> теневой (капитал, полученный в результате совершения правонарушения и функционирующий в сферах деятельности, не запрещенных уголовным законом)9.
В экономике любой страны постоянно взаимодействуют легальный, теневой и криминальный обороты капитала, служащие соответственно основой для легального, теневого и криминального бизнеса10.
Наиболее существенными признаками для разграничения указанных типов оборота капитала являются: субъектный состав; объекты приложения капитала (виды товаров, услуг); нормы, регулирующие отношения участников оборота; источники образования капитала.
Основные субъекты криминального капитала: организационные преступные группы, преступные организации (сообщества).
Вспомогательные субъекты: юридические лица, созданные основными субъектами в соответствии или с нарушением действующего законодательства либо для обеспечения криминального оборота, либо на средства, приобретенные преступным путем, коррумпированные должностные лица государственных и муниципальных органов.
Объекты: товары, услуги и работы, не запрещенные законом, по своей природе необходимые и полезные для общества; товары, услуги и работы, запрещенные законом, представляющие опасность для нормального существования и развития общества.
К источникам образования капитала относятся: легальная деятельность; действия, образующие правонарушения (деликты); преступления.
Характер последствий для общества, государства, экономики:
> общественно полезный и необходимый, позитивное воздействие на развитие экономической системы. Капитал попадает в сферу налогообложения;
> негативный. Выход оборота из-под контроля государства, развитие коррупции. Капитал выводится из сферы налогообложения;
> общественно опасный. Капитал выводится из-под контроля11.
По мнению ряда исследователей, в частности В.Б. Букарева, Ю.В. Трунцевс-кого, Н.А. Шулепова, причины экономической преступности необходимо прежде всего искать в экономических отношениях, в их противоречиях, несбалансированности хозяйственного механизма, пороках и недостатках экономической политики, а также в системе распределительных отношений.
Вышеназванные ученые выделяют следующие основные специальные причины легализации имущества, приобретенного преступным путем, и условия, способствующие совершению указанного преступления.
1. Преступления в сфере экономической деятельности (и легализация здесь не исключение) совершаются с целью получения материальной выгоды, дохода. Как показывает практика, лица, совершившие преступления, вкладывают извлеченные доходы не только в расширение преступной деятельности, но и инвестируют их в различные сферы, в том числе в недвижимость, валютные ценности (иностранную валюту, драгоценные камни и металлы). Однако вложение преступно полученных доходов в предметы роскоши и т.п. не приносит дивидендов. Поэтому вполне объяснимо стремление владельцев таких средств вложить их в различные сферы финансово-хозяйственной деятельности для того, чтобы деньги работали и приносили соответственно новые деньги.
Внушительные капиталы, извлекаемые в результате преступной деятельности, просто не могут не использоваться в целях извлечения дохода и полностью расходоваться в целях потребления, а не производства. Поэтому преступники и инвестируют их в различные направления бизнеса.
Такая ситуация способствует криминализации экономических отношений, усилению влияния преступных группировок в сфере экономики, постепенному их превращению в легальных субъектов финансово-хозяйственной деятельности, а также росту коррупции в чиновничьих кругах.
2. Стремление преступников выйти из тени, приобрести в обществе высокий легальный статус, получить возможность заняться законным бизнесом без риска преследования со стороны государства.
Цель легализации имущества заключается в том, чтобы выдать полученное в
результате преступной деятельности за легальные доходы и получить возможность использовать такие средства, не вызывая подозрений у правоохранительных органов и не раскрывая источника их происхождения.
3. Незавершенность правового регулирования финансово-хозяйственной деятельности, наличие пробелов в экономическом законодательстве, несовершенство законодательства, направленного на борьбу с легализацией криминальных доходов12.
Недостатки законодательного регулирования финансово-экономической деятельности, в частности, выражаются в отсутствии строгого порядка и четкой регламентации в банковской сфере. Можно предположить, что отмывание доходов связано с большим количеством в России банков и иных финансовых институтов, позволяющих осуществлять масштабные схемы отмывания доходов.
Объективно существует также проблема недостаточно строгого контроля со стороны Центрального банка Российской Федерации за деятельностью коммерческих банков, выражающаяся, в частности, в непринятии мер воздействия к банкам, допустившим нарушение кредитно-финансовой дисциплины13.
4. Сложность доказывания фактов легализации и привлечения виновных лиц к уголовной ответственности, которая обусловливается прежде всего:
> несовершенством действующего законодательства (хозяйственного, финансового, уголовного и др.);
> трудностью установления заведо-мости знания о преступном способе приобретения имущества;
> многоступенчатыми схемами отмывания, используемыми преступниками;
> влиятельностью лиц, совершающих подобные преступления;
> недостаточной квалификацией кадрового состава правоохранительных органов, которые в данном случае должны работать на стыке различных отраслей права14.
Применительно к России следует особо выделить проблему противодействия отмыванию преступных доходов правящей элиты (представителей всех ветвей государственной и муниципальной власти), сопряженному, как правило, с утечкой капитала за границу. Эти доходы извлекаются в результате совершения чиновниками так называемых коррупци-
онных преступлений: чаще всего взяточничества и корыстного злоупотребления должностными полномочиями. Российские и зарубежные средства массовой информации приводят многочисленные факты таких «первичных» преступлений, однако, как известно, отечественные правоохранительные органы, включая Генеральную прокуратуру РФ, должным образом на это не реагируют, хотя согласно пп. 3 п. 1 ст. 140 УПК РФ статьи, опубликованные в печати, могут являться поводом к возбуждению уголовного дела. Для принципиального изменения сложившейся ситуации нужна — об этом достаточно говорится как в СМИ, так и на различных научно-практических конференциях по проблемам коррупции — политическая воля первых лиц государства, которой пока что не видно. Решение данной проблемы помимо прочего предполагает внесение изменений в действующее законодательство: о банковской и коммерческой тайне, уголовно-процессуальное (в направлении совершенствования доказательственной базы по таким преступлениям). Необходимо и повышение профессионального уровня работников соответствующих правоохранительных органов в плане использования в процессе расследования данных оперативно-разыскной деятельности по таким делам.
Легализация доходов, как правило, длительный процесс, включает целый ряд операций, направленных на сокрытие источника финансовых активов. При расследовании указанного преступления необходимо устанавливать время совершения каждого из этапов легализации, время совершения операций по прерыванию непосредственной связи доходов с преступлением, время маскировки следов легализации, время ведения денежных средств и иного имущества, добытого преступным путем, в открытый оборот. Кроме того, необходимо установить факт преступного происхождения легализуемого имущества. Для квалификации отмывания предикатное преступление необязательно должно быть оконченным, поскольку доходы могут образоваться и в результате покушения или продолжаемого преступления. Таким образом, предикатное преступление может совершаться одновременно с отмыванием, но отмыть можно только уже полученный преступный доход.
Принято считать, что процесс легализации включает в себя три этапа:
о> 01
г •
о
о сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
О)
Ol
Z
О
о
CJ
о о о
CL
ce
CQ s
H
о о z о я с о m ф VO >5
о *
о ф
у s
s
0
1
о *
о
s
ф
ч
я *
< s
I H
о ф
со
1) размещение — процесс, при котором незаконные доходы помещаются в финансовые институты через депозиты, электронные переводы и другие средства;
2) наслаивание — процесс отделения доходов, приносимых преступной деятельностью, от их источника с помощью сложных многослойных финансовых операций;
3) интеграция — процесс использования внешне легальных сделок для маскировки незаконных доходов.
На первом этапе процесса легализации происходит преобразование преступных доходов в имущественные ценности с целью прерывания непосредственной связи легализуемых доходов с преступлением для воспрепятствования в дальнейшем их идентификации. Некоторые действия преступников, такие как расходование денежных средств и сокрытые доходов путем оставления их на месте, не направлены непосредственно на сокрытие и маскировку источников происхождения доходов, однако могут являться этапом легализации. Особенностью данного этапа легализации является смена статуса предмета легализации в целях сокрытия первоначального источника происхождения преступных доходов, в результате чего обеспечивается анонимность имущественных ценностей.
Второй этап легализации связан с движением преступных доходов и происходит, как правило, при помощи финансово-кредитной системы, предпринимательской деятельности.
Третий этап процесса легализации представляет собой непосредственно легализацию, то есть включение преступных доходов в легальных оборот с целью окончательного придания видимости легального источника происхождения.
Отмывание доходов способно нанести существенный ущерб экономике государства, поскольку денежные средства, которые могут быть инвестированы в экономическую сферу, приобретают статус криминальных денежных потоков. Вследствие высокой интеграции фондовых рынков отмывание денег способно причинить значительный ущерб целостности финансовых институтов страны, влиять на курсы валют и процентные ставки. Как отмечает С.П. Колтович, отмытые деньги поступают в глобальные финансовые системы, где они могут подрывать экономику и валюту отдельных стран. В результате отмывания денег финансовые институты могут быть лишены возможности управлять своей ликвидностью, активами, обязательствами и операциями.
Литература и примечания
1. Илькив И.А. Финансовый контроль: перспективы борьбы с легализацией незаконных доходов в России // Право и политика. 2007. № 5.
2. Хусаимова А. Вопросы стратегического планирования и конкуренции // сборник:: Проблемы современной российской и зарубежной экономики. М.: Издательский дом «Новый Век». 2001. С. 116.
3. Максимов С.В. «Грязные» деньги. // Юрист. 2001. № 2. С. 47.
4. Крепышева С.К. Формирование прогностической методики расследования преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) преступных доходов: дисс. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2001. С. 120.
5. Васин Ю.Г. Выступление на заседании круглого стола на тему «Проблемы борьбы с отмыванием денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем» // Государство и право. 2001. № 2. С. 18.
6. Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Противодействие легализации (отмыванию) денежных средств в финансово-кредитной системе: опыт, проблемы, перспективы: учеб.-практ. пособие. М.: Дело, 2001. С. 14.
7. Робинсон Дж. Всемирная прачечная. М., 2004.
8. Peter Lilley, Dirty Dealing. The Untold Truth About Global Money Laundering, International Crime and Terrorism, Kogan Page Ltd, 2006.
9. Клепицкий И.А. Отмывание денег в современном уголовном праве // Государство и право. 2002. № 8. С. 45.
10. Алиев В.М. Теоретические основы и прикладные проблемы борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем: дисс. ... докт. юрид. наук. М.: ВНИИ МВД РФ, 2001. С. 65.
11. Леонтьев Б.М. Глава 1. Преступления в сфере экономической деятельности / Курс уголовного права: Учебник для вузов в 5 т. Учебник для вузов / под ред. Г.Н. Борзенкова и В.С. Комиссарова. М.: ИКД «Зерцало-М», 2002. Т. 4. С. 93.
12. Крепышева С.К. Формирование прогностической методики расследования преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) преступных доходов: дисс. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2001. С. 112.
13. Максимов С.В. «Грязные» деньги // Юрист. 2001. № 2. С. 45.
14. Лавров В.В. Уголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств и иного имущества, приобретенных незаконным путем: дисс. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2000. С. 112.