Научная статья на тему 'Вопросы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем'

Вопросы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
993
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
уголовная ответственность / легализация / доходы / этапы развития преступной деятельности / схемы преступной деятельности. / criminal liability / legalization / income / stages of development of criminal activity / scheme of criminal activity.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вера Евгеньевна Батюкова

Рассматривается криминологическая характеристика легализации доходов, полученных преступным путем. Определяются некоторые схемы, которые применяют лица, виновные в данном преступлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF COUNTERING THE LEGALIZATION OF PROCEEDS FROM CRIME

Devoted to the criminological characteristics of the legalization of proceeds from crime. Identifies some schemes that are used by the perpetrators of this crime.

Текст научной работы на тему «Вопросы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем»

УДК 343 ББК 67.4

DOI 10.24411/2414-3995-2019-10150 © В.Е. Батюкова, 2019

Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

Вера Евгеньевна Батюкова,

старший научный сотрудник сектора уголовного права, уголовного процесса и криминологии, кандидат юридических наук, доцент

Институт государства и права Российской академии наук (119019, Москва, ул. Знаменка, д. 10)

E-mail: [email protected]

Аннотация. Рассматривается криминологическая характеристика легализации доходов, полученных преступным путем. Определяются некоторые схемы, которые применяют лица, виновные в данном преступлении.

Ключевые слова: уголовная ответственность, легализация, доходы, этапы развития преступной деятельности, схемы преступной деятельности.

ISSUES OF COUNTERING THE LEGALIZATION OF PROCEEDS FROM CRIME

Vera Е. Batyukova,

Senior Researcher in the Sector of Criminal Law, Criminal Procedure and Criminology,

Candidate of Law, Associate Professor Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences (119019, Moscow, ul. Znamenka, d. 10)

Abstract. Devoted to the criminological characteristics of the legalization of proceeds from crime. Identifies some schemes that are used by the perpetrators of this crime.

Keywords: criminal liability, legalization, income, stages of development of criminal activity, scheme of criminal activity.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Батюкова В.Е. Вопросы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Вестник экономической безопасности. 2019;(3):131-5.

Понятие «отмывания» денег заключается в определенном процессе переформирования незаконно полученной денежной массы в законные средства. Существует множество терминов, определяющих данное понятие. Как правило, его определяют как процесс, при помощи которого маскируется нелегальное происхождение, существование, а также использование доходов, с последующим обелением с целью, чтобы их формирование казалось абсолютно легальным.

По факту легализацию можно представить в качестве последнего или заключительного этапа переформирования преступности в эффективный и высокодоходных вид нелегального предпринимательства.

В последнее время в Российской Федерации также данный вопрос приобрел особую актуальность и остроту. В отсутствии решения данной проблемы невозможно всецелое экономическое здоровье страны. Один из ключевых моментов — это масштаб, который приобрела легализация денежных средств

и урон, который наносит сама суть данного процесса, так как она очень тесно связана с прочими негативными общественными явлениями, такими так коррупция, уклонение от налогов или сокрытие прибыли.

Легализация денежных средств является одним из существенных моментов неблагоприятной финансовой атмосферы в нашем государстве, которые препятствуют поступлению инвестиций в российскую экономику. В подтверждение этого стоит отметить, что Российская Федерация вошла в список стран, на который, по мнению Международной комиссии по отмывания денег, стоит обратить особое внимание и проявить особую бдительность с взаимодействием с их компаниями и институтами.

Банковские учреждения выступают в данном процессе в своем роде наблюдателями, которые могут отслеживать законность финансовых операций, и бить тревогу при необходимости (например, при выявлении сомнительных операций, проводимых тем или иными учреждениями) [3, с. 129]. Поэто-

му банки играют одну из самых решающих ролей в предупреждении, а также нахождении фактов легализации доход, с последующей их передачей в уполномоченные органы.

По данным российских силовых структур около сорока процентов банков как- либо замешаны и также являются участниками отмывания доходов. В связи с чем последние два года можно наблюдать особую чистку, начавшуюся в банковской сфере. За последнее время отозваны лицензии и существенного количества субъектов данного рынка. Легализация денежных средств, которые получены преступным путем, приносят колоссальный вред и ущерб, как государству, так и обществу в целом [7, с. 158].

Линейная и целенаправленная организованная и законотворческая работа по осуществлению финансового мониторинга, которая играет существенную роль в данном противостоянии, началась в Российской Федерации только в 2001 году. Ратифицировав Страсбургскую Конвенцию «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности», Россия вступила в систему международного сотрудничества по борьбе с «грязными» деньгами, присоединившись к основным принципам и приняв их за основу, начала работу в этом направлении. Так 7 августа 2001 г. в России был принят Федеральный закон № 115-ФЗ, «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [5, с. 27—35].

Существующая в текущем режиме в Российской Федерации система противодействия отмыванию доходов создавалась и корректировалась с учетом рекомендаций Международной рабочей группы по борьбе с отмыванием денежных средств. Банковская система рассматривается в качестве приоритетного рычага по борьбе и противостоянию отмыванию денег. Однако в то же время стоит отметить, что банковская сфера в эпоху существующей глобализации финансовых услуг особенно подвержена рискам, связанным с процессом легализации доходов.

Полученные от нелегального оборота денежные средства признаны в качестве преступления «отмывания» доходов Венской Конвенцией ОНН. Это связано с стремительным развитием организованной

преступности, что как следствие ведет к росту доходов, полученных в данной сфере [7, с. 158]. В свою очередь часть данной денежной массы подвергается легализации и последующим инвестированием в легальные экономические сферы.

Маскирование следов совершенных преступлений является третьей стадией в данной цепочке. Главная цель на данном этапе это принятие необходимых мер, для того чтобы постороннее лицо извне не смогло проанализировать откуда появились доходы и с помощью каких инструментов они распределены в те или прочие организации или компании.

В последнее время финансовые организации стали все чаще использоваться для отмывания нелегально полученных доходов и введения их в обычный финансовый оборот. Во многом это связано с тем, что в банковском секторе законодательство, направленное на борьбу с отмыванием капиталов, более развито и более эффективно.

Главной причиной легализации доходов в Российской Федерации является тесная связь внутри предпринимательских деловых групп и политических кругов. В ряде случаев предприниматели самолично вступают в политические группы или становятся приближенными политических лидеров для последующего лоббирования своих интересов. Самообогащение — это главная цель таких предпринимаемых действий. В свою очередь определенные политические лидеры дают своим приближенным карт-бланш в сфере их деятельности, предоставляя монопольную защиту или, например, услуги экономического шпионажа, на что получают существенные денежные суммы, взятки.

Фактически легализация представляет собой такой процесс, при помощи которого полученные денежные средства сливаются с законным денежным оборотом, при этом стоит отметить, что реальные источники и каналы поступления данных денежных средств скрупулезно скрываются от внешних взглядов. «Отмытые» доходы абстрагируются в периоде легализации от своего источника и принимают вид сегмента законной экономики.

Существуют целый спектр теневых сфер, которые пытаются легализовать свои доходы (наркобизнес, терроризм, торговля оружием, радиоактивными материалами, организованная преступность, нелегальная финансовая деятельность, подпольное

производство алкоголя, мошенничество, расхищение государственных средств и фондов). Такие другие моменты создают благоприятную сферу для возникновения больших незаконных капиталов [5, с. 27—35].

В последнее время вопрос легализации денежных средств, полученных преступных путем, приобрел особую актуальность в Российской Федерации. Острота данной проблемы связана с тем, что без решения данной проблемы нельзя эффективно проводить экономические реформы в стране. Особо серьезное беспокойство вызывают масштабы, приобретенные за последнее время, легализацией доходов. Таким образом, легализация доходов является одним из существенных факторов неблагоприятной инвестиционной среды в Российской Федерации, которая как следствие ставит барьер притоку зарубежных инвестиций в экономику государства.

В последнее время государство наращивает обороты в данном вопросе, в связи с чем выросло и число выявленных случаев совершения «отмывания» доходов или прочего имущества, полученного преступным путем. По статистическим данным, годовой оборот таких операций составляет более 500 млрд долларов, из которых почти половина является незаконным оборотом наркотиков. Именно такие суммы регулярно отмываются организованными преступными группами. Есть мнение, что существует связь этого процесса с экономическими и финансовыми структурными особенностями государственной экономики.

Ключевые цели с сфере противодействия легализации доходов подразумевают под собой [6]:

• разработку правовой базы для борьбы с отмыванием денежных средств, ее увязку с другими разделами российского законодательства;

• формирование адекватной административной системы, включая выделение координирующего органа в сфере борьбы с отмыванием денежных средств;

• укрепление надзора за финансовыми институтами, позволяющего контролировать незаконные или сомнительные сделки;

• расширение сотрудничества России с международным сообществом с целью предотвращения практики отмывания денежных средств;

• всемерное использование международного опыта в разработке эффективных механизмов борьбы с отмыванием денежных средств. Процесс легализации денежных средств можно условно разбить на три основных этапа. На первой стадии происходит непосредственно само размещение незаконной денежной массы в финансовых институтах. Вторая стадия подразумевает под собой проведение финансовых операций с целью сокрытия преступного происхождения данной денежной массы. Третья и заключительная стадия выражается в возращении «очищенного» дохода владельцу в виде законных денежных средств или имущества.

Классические схемы отмывания денежных средств включают в себя использование операций с наличностью, злоупотребления услугами банковских и других финансовых институтов, операции с дорогостоящим движимым и недвижимым имуществом, азартные игры. В последние годы широкое распространение получили схемы с вовлечением офшорных финансовых компаний, сети Интернет, кредитных карт, небанковских («альтернативных») систем перевода денежных средств и международной торговли товарами и услугами.

Для отмывания денежных средств могут использоваться как местные, так и иностранные юридические и физические лица. Внутри страны может также отмываться иностранный капитал, особенно в тех случаях, когда страна обладает слабой системой противодействия отмыванию денежных средств. Для операций по отмыванию денежных средств могут целенаправленно использоваться или создаваться финансовые и нефинансовые институты. Глобализация финансовых рынков постепенно стирает границы между внутренними и внешними источниками незаконного капитала, схемами его отмывания независимо от места преступления или получения дохода от незаконной деятельности. Развитие рынка финансовых услуг, усиливая взаимосвязь между различными финансовыми институтами, позволяет использовать практически любой из них для отмывания денежных средств.

Существует ряд экономических особенностей, способствующих легализации доходов в Российской Федерации.

Во-первых, стоит отметить большой сегмент неофициальных доходов населения и сферы предпри-

нимательства, то есть существование параллельной экономики или другими словами «черного рынка». Помимо всего это несовершенство механизмов контроля и мониторинга за процессом деятельности финансовых институтов, несоблюдение норм международных стандартов регулирования экономической деятельности, которые разработаны специальными организациями, ведущим свою деятельность на международной арене. Также постоянное увеличивающееся распространение коррупции между органами судебных, правоохранительных и исполнительных государственных органов. Существование внутри страны «зон свободной торговли», обладающих льготным порядком регулирования операций и контроля за деятельностью институтов. Невозможность или ограничение возможности обмена финансовой информацией с иностранными правоохранительными органами. Неадекватная процедура учреждения финансовых и нефинансовых институтов, открытия филиалов за пределами страны и лицензирования финансовой активности, не учитывающая или учитывающая не в должной мере необходимость идентификации реальных собственников/владельцев компаний (особенно когда владение может осуществляться путем номинального держания). Законодательное закрепление тайны финансовых операций, недостаточные требования к транспарентности финансовых операций и собственности на активы. Просчеты в регулировании валютообменных операций и иных операций с наличными денежными средствами. Широкое использование предприятиями банками операций с вовлечением офшорных компаний. Существование анонимных денежных счетов и финансовых инструментов, включая акции и облигации, по которым допустима выплата средств «на предъявителя». Доступ финансовых институтов к международным центрам торговли золотыми слитками, торговле драгоценными камнями и ценными металлами.

Существенный урон от операций по легализации денежных средств настоятельно требует осуществления определенных мер на уровне государственного вмешательства. Наиболее заметные последствия отмывания денежных средств включают в себя следующие моменты:

• криминальный мир получает возможность формально на законных основаниях использовать

доходы от незаконных операций и тем самым расширять и постепенно легализовывать свою деятельность, что приводит к росту политического влияния криминальных структур, противодействию укреплению системы регулирования и законодательства;

• стимулируется развитие коррупции в государственном секторе и правонарушений в финансовой системе, большие объемы капитала, вовлеченного в операции по отмыванию денежных средств, подрывают устойчивость финансовых рынков;

• государство недополучает часть налогов, усиливаются диспропорции в распределении налогового бремени и социальная дифференциация. Подводя итоги, можно обратить внимание, что

отмывание денежных средств, полученных преступным путем, в основной своей массе проходит через какое-либо либо легальное предприятия, которым владеет преступный делец. Владелец смешивает легальные и нелегальные финансовые потоки, что частично размывает источник их возникновения и стирает пути к отслеживанию каких-либо каналов их происхождения.

Экономико-политическая интеграция обширных регионов мира и использование некоторыми группами стран нетарифных «барьеров» явились базой развития новых финансовых форм, используемых, чтобы получить доступ к внешним рынкам или остаться на них.

В 1992 году Российская Федерация начинает свой долгий путь по направлению к рыночной экономике, в то время многие преступные организации были в взаимодействие с большим количеством финансовых ресурсов. Это как следствие явилось возможностью не только подрывать текущую существующую финансовую структуру государства, но и влиять на все этапы реформирования данной сферы.

Главным и вездесущим вопросом при легализации денежных средств является изобретение или формирование такой экономической деятельности, которая в свою очередь максимально будет прикрывать нелегальное перемещение капитала. Интересен тот факт, что оптимизация политики расширения свобод влечет за собой также и развитие патологий экономики, связанной с отмыванием денег. Стоит

отметить, что данный процесс обусловлен хорошо структурированной логикой. Другими словами, для выживания и успешного функционирования необходимо двигаться внутри финансовой и экономической сферах, использую ее системы, а также законы и правила.

Опасность этих форм преступной деятельности, таким образом, предстает во всем объеме. Опасность заключается в трудности выявления и подавления преступности, поскольку огромные финансовые ресурсы позволяют криминальным организациям покупать необходимых для их целей профессионалов в финансовой, валютной и нормативной областях, а также брать на вооружение самые передовые технологические средства. С другой стороны, обнаруживается сложность для государства гибко следовать за темпами развития средств и методов, используемых организованной экономической преступностью.

Литература

1. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных

преступным путем, и финансированию терроризма» (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.07.2018).

2. Алешин К.Н. Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, как преступление международного характера: Автореф. дис. канд. юрид. наук // Санкт-Петербург. 2014.

3. Вершинин А.Ю. Легализация средств или иного имущества приобретенных незаконным путем // Уголовное право. 2013.

4. Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности (экономические преступления) // СПб.: Издательство «Юридический центр пресс». 2012.

5. Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности: о руинах уголовного закона // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. № 2.

6. Зимин О.В., Быстрова Ю.В. Некоторые аспекты криминологической характеристики легализации преступных доходов // Вестник Академии экономической безопасности. 2009. № 2.

7. Талан М.В. Преступления в сфере экономической деятельности: вопросы теории и законодательного регулирования // Казань: изд-во Казанского ун-та. 2001.

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя

Уголовно-исполнительное право. 11-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Под ред. С.М. Иншакова, А.П. Скибы. 303 с. 2019 г. Гриф МО РФ. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Рассмотрены вопросы, касающиеся понятия и предмета уголовно-исполнительного права, системы уголовно-исполнительного законодательства, правового положения лиц, в отношении которых исполняется наказание, общих принципов исполнения наказания.

Освещены вопросы исполнения всех видов уголовных наказаний (обязательные работы, ограничение свободы, арест) и наказаний, применяемых в отношении осужденных военнослужащих. Рассмотрены освобождение от отбывания наказания, участие адвоката в подготовке и рассмотрении дел Европейским судом по правам человека, тюремные системы зарубежных стран. Для студентов, аспирантов, преподавателей высших юридических образовательных учреждений, а также специалистов уголовной юстиции и исполнения наказания.

Уголовно-исполнительное

право

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.