ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Теневые финансовые процессы легализации
незаконных денежных средств
Дыхова А.Л. *
The shadow processes of money laundering constitute a menace to economic security of the state. The criminal elements complicate and modernize the means of money laundering. They use different financial institutions and instruments. Therefore the disclosure of forms, methods and ways of laundering is an important part of money laundering counteracting mechanisms establishing process.
Криминализация национальной экономики и теневые процессы в финансовой сфере снижают конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность страны. Глобализация финансовых рынков и снятие ограничений в международной торговле постепенно стирают границы между внутренними и внешними источниками криминального капитала, схемами его отмывания независимо от места преступления или получения дохода от незаконной деятельности, что способствует интернационализации теневых процессов в финансовой сфере. Экономическая глобализация и растущая эффективность рынков капитала, использующих многообразные финансовые инструменты, позволяют частным лицам и организациям перемещать огромные суммы денег как на внутренних финансовых рынках, так и на внешних. Бесконтрольность движения денежных средств на международных рынках предоставляет криминальным элементам возможность безнаказанно «отмывать» деньги, полученные в результате незаконной деятельности как на национальном, так и на международном уровнях. По оценкам экспертов МВФ, посредством мировых финансовых систем ежегодно легализуются доходы, полученные преступным путем, в объеме от 500 миллиардов до 1,5 триллиона долларов США, что в среднем объеме составляет от 2 до 5 процентов мирового валового продукта1.
Таким образом, в настоящее время теневые процессы по легализации крими-
нальных доходов носят, в основном, международный характер. Национальные границы являются элементом, скорее способствующим, чем препятствующим незаконному отмыванию денег. Используя пробелы в национальном и международном законодательстве, преступные группы осуществляют теневые финансовые операции, используя глобальные рынки. Для легализации криминальных доходов, как правило, выбирается страна, где соблюдение банковской тайны наиболее строгое, а надзор за банковской деятельностью наименее эффективен, как правило, это развивающиеся страны, правительства которых заинтересованы в привлечении иностранных инвестиций для развития экономики, поэтому они «закрывают глаза» на источники происхождения капитала. «Грязные» наличные нередко смешиваются с легальными доходами, полученными в результате обычной предпринимательской деятельности. Преступные группировки, в целях легализации, создают предприятия, оказывающие услуги за наличные, а доход, полученный от таких предприятий, смешивается с «грязными» деньгами, которые впоследствии аккумулируются на банковских счетах и достаточно просто легализуются. Затем «отмытые» деньги проникают на международные финансовые рынки.
Теневые процессы в финансовой сфере как на национальном, так и на международном уровнях, а также значительные объемы криминальных доходов, инвестируемых в легальную экономику, представ-
Заместитель начальника кафедры финансов, денежного обращения и кредита АЭБ МВД России, кандидат экономических наук, доцент.
N
OI
О) О О CJ
О
о о
Q.
со
S
н
о
0
1
о я с о
т ф
VO >5
о *
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2
ф
d
я *
<
*
S I
н
о ф
N
Ol
Z
0) о о сч
о о о
Q. С[ CQ
s
I-
о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о
ш у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
ü S I
н
о ф
ляют угрозу безопасности отдельных государств и международной безопасности в экономической, экологической и военной сферах. Поэтому с начала 80-х гг. мировое сообщество ведет с этим явлением целенаправленную борьбу. Разработка рекомендаций по борьбе с отмыванием денег была начата на международном уровне Комитетом по правилам и методам контроля за банковскими операциями («Ба-зельским комитетом»). В декабре 1988 г. Комитет принял декларацию «О предотвращении использования банковской системы в целях отмывания денег, полученных преступным путем». Международные усилия по предотвращению отмывания денег материализовались в принятии нормативных документов, которые включают в себя Конвенцию ООН «О борьбе с незаконной перевозкой наркотиков и психотропных средств» (1988 г.), Рекомендации группы старших экспертов по транснациональной организованной преступности совещания министров «Большой восьмерки» (Париж, 12 апреля 1996 г.), Конвенцию Совета Европы «Об «отмывании», расследовании и конфискации преступных доходов» (1990 г.) и другие документы. Необходимость координации действий национальных правоохранительных органов на международном уровне послужила причиной создания в соответствии с решением саммита «Большой семерки» в Париже в 1989 г. специальной международной комиссии по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ). Однако практически во всех странах на данном этапе наблюдается невысокий уровень раскрытия преступлений, связанных с отмыванием денег, что во многом объясняется первоначальной стадией формирования механизмов противодействия легализации «грязных денег».
В свою очередь криминальные группировки усложняют и модернизируют многочисленные схемы легализации, используя разнообразные инструменты и методы, вовлекая различные организации в разных странах (коммерческие компании, ведущие внешнеэкономическую деятельность, юридические фирмы и аудиторские компании, банки, другие кредитные учреждения), подключая к работе по созданию и реализации своих схем высококвалифицированных специалистов. Так в США комиссия специалиста по отмыванию денег в начале 80-х гг. составляла 6 % от отмываемого объема, на сегодняшний день этот показатель достиг 25-30 %,
т.е. процесс легализации стал более сложным и дорогостоящим, а «профессиональные отмыватели» — более способными в борьбе с системой противодействия отмывания денег. Поэтому одним из основных стратегических направлений создания эффективных механизмов противодействия организованной преступности в области легализации теневых доходов является раскрытие форм, методов, путей и средств легализации незаконных денежных средств.
Легализация криминальных денежных средств представляет собой теневой финансовый процесс превращения доходов от незаконной деятельности во внешне вполне законные инвестиции с помощью проведения теневых финансовых операций. Данный процесс включает определенный набор современных технологий и методов отмывания денег, включающий определенные этапы: «стирка» -введение денег в оборот; «отжим» - создание нескольких слоев их законного обращения; «сушка» - интегрирование денег через различные финансовые и нефинансовые организации.
Наиболее удобным объектом для «отмывания грязных денег» являются банки, осуществляющие различные операции с денежными средствами и финансовыми инструментами. Путем размещения «грязных денег» во вклады и на депозиты, использования фиктивных кредитов, осуществления платежей при помощи электронной межбанковской системы расчетов и банковских карт, помещения средств в банковские сейфы легализуются доходы, полученные незаконным путем. Сначала 80-х гг. банками стали применяться различные способы удаленного управления банковским счетом, затем появился ин-тернет/онлайн-банкинг, который дал клиентам возможность открывать банков -ские счета и управлять ими, оплачивать получаемые счета за товары и услуги и проверять балансы денежных средств на счетах исключительно через сайт банка открытый в Интернете. Наиболее распространен интернет-банкинг в США, где эти услуги предоставляют все крупные банки. Только в Bank of Amerca (BofA) обслуживает через сеть 3 млн клиентов. Быстрый рост банковских операций через Интернет в последние годы породил новые формы отмывания денег. Возможность открытия счетов и проведения финансовых трансакций без необходимости личного посещения банка создает макси-
мально благоприятные условия для легализации незаконных финансовых доходов. Достаточно сложно бывает определить из какой страны осуществляется доступ к персональным счетам, а банковские работники по разным причинам не обращают внимания на возможную криминализацию совершаемых трансакций. А отсутствие государственного контроля за совершаемыми через Интернет электронными платежами и расчетами открывает почти неограниченные возможности для ведения разнообразной незаконной деятельности.
При проведении расчетов клиентов на межбанковском уровне через электронные банковские системы безналичных расчетов, в связи с развитостью системы корреспондентских счетов и взаимных обязательств банков друг перед другом, реальные денежные средства практически не перечисляются, а происходит только обмен информацией, клиринг -взаимозачеты встречных платежей. Реальные деньги перечисляются по итогам какого-либо календарного периода для компенсации задолженности. По всей этой цепочке корреспондентских и расчетных счетов деньги могут проходить, не затрагивая реальных средств. Операции по корреспондентским счетам обезличены и совершаются между банками на итоговые суммы, а не по каждому контрагенту. Расчеты кодируются и реально проследить движение средств по цепочке клиринговых зачетов трудно или невозможно, такие платежи осуществляются в массовом масштабе. В том случае, если банки совершают операции по сговору с клиентом, не затрагивая расчетные счета фирм и используя для операций «грязные деньги», обнаружить такие операции очень сложно. Если же цепочка платежей имеет больше 3-5 звеньев, то пройти по ней можно только в течение нескольких месяцев, когда все следы будут спрятаны. Для того, чтобы не показывать суммы виртуальных денег, используемых для теневых операций по скрытому перечислению средств, коммерческие банки прячут их разными способами, отражая на разных счетах в балансе.
Широкомасштабное участие банков в процессе легализации одновременно делает их и важнейшим институтом, на который возлагаются функции по выявлению незаконных операций. От степени разработанности и эффективности государственного контроля и надзора за бан-
ковскими операциями зависит результативность борьбы государства с «отмыванием грязных денег».
Некоторые страны, такие как Китай, Индия, Пакистан и другие, располагают подпольной разветвленной банковской системой, существующей параллельно с официальной. Эта система находится за пределами обычной банковской системы и других механизмов перевода денег. Иногда она может пересекаться или использовать частично банковские платежи. В различных юрисдикциях она может называться системой небанковских переводов, параллельной банковской системой (ПБС), hawala, hundi, black market, peso exchange. Очень часто подобные системы различных стран имеют связи между собой. В развивающихся странах ПБС - это важнейшее средство перевода «грязных» денег. В более развитых странах система базируется на иммигрантах, желающих переместить свои накопления. Эксперты ФАТФ на основании существующей практики считают, что данный механизм будет использоваться в целях отмывания средств и финансирования терроризма и в дальнейшем 2. Очень часто, только по присутствию оператора системы, невозможно определить являются ли средства, им перемещаемые, законными или нет, т.е. связана ли его активность с легализацией преступных доходов.
ПБС в России используются азербайджанской, афганской, вьетнамской, индийской, киргизской, китайской, корейской, пакистанской, таджикской туркменской, узбекской диаспорами. В связи с ростом количества этнических диаспор в России подобные операции становятся все более популярными. В России сейчас, согласно данным Федеральной миграционной службы МВД России, находятся 10,2 миллиона нелегальных мигрантов и 7 миллионов легальных мигрантов. Одновременно, по оценкам ФМС, Госкомстата, пограничной и налоговой служб, в России нелегально проживает от 3 до 10 миллионов граждан из стран СНГ, Китая, Вьетнама, КНДР, Афганистана и африканских государств. По оценкам специалистов, переводы нелегальных мигрантов как по официальным, так и по неофициальным каналам достигают 12-15 миллиардов долларов в год3. Поэтому для России проблема ликвидации ПБС является также актуальной.
Важной сферой легализации «грязных денег» и теневых финансовых опера-
N
OI
О) О О CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о
т ф
VO >5
о *
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2
ф
d
я *
<
*
S I
н
о ф
N
Ol
Z
0) о о сч
о о о
Q. С[ CQ
s
I-
о
0
1
о я с о т ф
VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
S I
н
о ф
со
ций является также и рынок ценных бумаг (РЦБ), который характеризуется разнообразием, простотой условий торговли и возможностью осуществления операции с помощью электронных торгов, не обращая внимание на национальные границы. На организованном РЦБ работают только специально уполномоченные лица — профессиональные участники, которые могут осуществлять операции с ценными бумагами. Как правило, им запрещено принимать в качестве оплаты за совершение сделок с ценными бумагами наличные средства, тем не менее, эксперты ФАТФ считают, что криминальные средства, в целях легализации, поступают на РЦБ именно в наличной форме. Поэтому РЦБ может рассматриваться как первичный этап многоуровневого пути отмывания денег. Как следует из практики, несмотря на ограничение приема наличных денег, брокеры принимают их в нарушение установленных во многих странах правил. В результате на «грязные деньги» приобретаются ценные бумаги, затем они многократно перепродаются, а денежные средства легализируются. Также отмывание денег на фондовом рынке может быть последующим преступлением, совершаемым в целях получения еще большего дохода, то есть нелегальные средства, отмываемые через РЦБ, могут быть сформированы внутри самого рынка путем манипуляций с акциями. Например, в руках преступной группировки сосредотачивается большое количество акций только что зарегистрированного или неосуществляющего хозяйственную деятельность предприятия. Затем оглашается информация о начале деятельности предприятия, разработке какого-либо уникального продукта, технологии, которая приведет к серьезному успеху на рынке. Курсовая стоимость акций и их востребованность на рынке возрастает. Преступники могут использовать в схеме несколько брокеров и несколько юрисдик-ций. В момент максимальной цены акций на эту компанию брокерам отдается указание на продажу всех имеющихся у них акций. В результате данной операции преступной группировке удается скрыть первоначальное происхождение капитала, которое было инвестировано в покупку акций. В результате спекуляции на рынке дополнительно образуется капитал, который сразу легализуется.
Помимо банковской сферы и фондового рынка в целях легализации преступ-
ными группировками активно используется сектор страховых услуг. В целях отмывания доходов, полученных незаконным путем, чаще используется процесс инвестирования в сферу страхования жизни. На «грязные деньги» приобретаются страховые полисы, дающие право на получение одноразовой премии, затем они предъявляются к досрочному погашению в обмен на «чистый» чек страховой компании либо используются в качестве гарантийного обеспечения банковских кредитов.
Таким образом, используемые преступниками методы и схемы широки и разнообразны, в целях легализации «грязных денег» используются практически все финансовые институты и финансовые инструменты. Во многих странах разработаны детализированные инструкции по выявлению процессов отмывания денег и усилению надзорной деятельности финансовых институтов. Ведущие организаторы мировой банковской системы разработали долгосрочный проект о создании современной универсальной международной системы банковского надзора, ставящей целью достижение максимальной, ранее никогда не практиковавшейся открытости международных операций.
Российская Федерация для международного криминала представляет очень большой интерес. На территории России функционирует значительное количество российских и зарубежных коммерческих и некоммерческих организаций. Поэтому потенциальная возможность попыток преступников к установлению сотрудничества с субъектами предпринимательства, ведущими внешнеэкономическую деятельность, и субъектами предпринимательства, осуществляющими ее поддержку, такими, например, как аудиторские, юридические и консультационные фирмы - могут иметь место. В область интересов преступных группировок попадают организации финансово-кредитной сферы.
Сокращение теневого сектора и теневых процессов в экономике возможно только при условии уменьшения затратности и роста эффективности легальной экономики, создания паритетных условий для функционирования всех форм бизнеса. Именно это повысит конкурентоспособность легальной экономики и сделает невыгодным сокрытие ее результатов. Такое превращение может быть осуществлено путем ослабления эконо-
мического давления на легальную экономику, создание благоприятных условий, которые стимулировали бы мотивированный переход теневой экономики на легальные рельсы.
При этом необходимо совершенствовать механизмы государственного финансового контроля финансовых операций и платежей и механизмы противодействия легализации незаконных доходов. Важное место в организации противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, занимает вопрос координации деятельности различных субъектов как учреждений, осуществляющих первичный мониторинг правоохранительных органов, так и органов власти и управления, а также всего общества. Задача государственных органов, контролирующих и регулирующих финансовую сферу (Минфин, Росфинмониторинг, ЦБР, ФСФР и др.) — сформировать для хозяйствующих субъектов такие условия работы, чтобы отмывать деньги было сложно, невыгодно и опасно. Все это требует совершенствования нормативной правовой базы, а также форм и методов противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем. Для этого необходимо:
с учетом накопленного Росфинмони-торингом массива данных сузить набор критериев для сделок, подлежащих обязательному контролю; внести в Гражданский Кодекс РФ поправки, устанавливающие для банков право отказывать в открытии счета сомнительным клиентам, а также расторгать с ними договоры банковского счета;
установить на законодательном уровне ответственность руководителей и владельцев кредитных организаций, виновных в вовлечении данных институтов в операции легализации преступных доходов и финансировании терроризма;
обеспечить доступ коммерческим банкам к базе утерянных, недействительных паспортов, паспортов умерших физических лиц, и утерянных бланков паспортов;
внести в Уголовный Кодекс РФ поправки, предусматривающие усиление ответственности за лжепредпринимательство;
рассмотреть возможности ослабления налоговой нагрузки на российские предприятия.
Литература и примечания
1. Аксаков А.Г. Выступление на IX Всероссийской банковской конференции «Банки и их роль в противодействии легализации доходов, полученных преступным путем». Москва, 13 марта 2007 г. [Электронный ресурс]: http: //www.prorazvitie.ru.
2. Отчет ФАТФ по типологиям отмывания преступных доходов и финансирования терроризма за 2003— 2004 гг. Приложение к Указанию оперативного характера Банка России от 17.08.2004 № 100-Т «Об отчете ФАТФ по типологиям отмывания преступных доходов и финансирования терроризма за 2003-2004 гг.».
3. Зимин О.Тонированные деньги // Щит и меч. 2007. №23/1087.
N
Ol
О) О О CJ
О
о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о
т ф
VO >5
о *
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2
ф
d
я *
<
*
S I
н
о ф