Научная статья на тему 'Проблемы легализации доходов в российской Федерации: состояние и перспективы'

Проблемы легализации доходов в российской Федерации: состояние и перспективы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1835
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ / ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ / ТЕНЕВОЙ КАПИТАЛ / COUNTERING MONEY LAUNDERING / FINANCIAL MONITORING / SHADOW CAPITAL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Говор Ольга Сергеевна

Рассматриваются особенности российской системы противодействия легализации теневых доходов и ее современное положение на международном уровне. Проведен анализ причин низкой эффективности работы системы мер противодействия. Предложены мероприятия, направленные на сокращение теневого оборота денежных средств в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems money laundering in the Russian Federation: status and prospects

The article examines the features of the Russian system of countering money laundering and its actual position at the international level. Analyzes the reasons for low efficiency of the system measures. Proposed measures to reduce the shadow economy of money in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Проблемы легализации доходов в российской Федерации: состояние и перспективы»

2012 Экономика №3(19)

УДК 336.7

О.С. Говор

ПРОБЛЕМЫ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Рассматриваются особенности российской системы противодействия легализации теневых доходов и ее современное положение на международном уровне. Проведен анализ причин низкой эффективности работы системы мер противодействия. Предложены мероприятия, направленные на сокращение теневого оборота денежных средств в Российской Федерации.

Ключевые слова: противодействие легализации доходов, финансовый мониторинг, теневой капитал.

Для Российской Федерации важным направлением в развитии экономики страны является организация качественной работы по противодействию легализации теневых доходов. Американский и европейский институты противодействия отмыванию доходов сформировались в 70-е гг. XX в., поэтому Россия является относительно молодым участником в международном сообществе.

Первым шагом для России в борьбе с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, следует считать принятие 7 августа 2001 г. Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Кроме того, в 2002 г. состоялось исключение России из «черного» списка стран и принятие в члены международной группы «Эгмонт». Полноправным членом Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) Россия стала в июне 2003 г. Позиция России на международной арене в течение последних 10-15 лет изменилась кардинальным образом. В настоящее время Россия является одной из законопослушных стран и активно сотрудничает с международными организациями в рамках борьбы с отмыванием капитала.

В Российской Федерации сформирована национальная система противодействия легализации преступных доходов, которая состоит из двух основных подсистем: правоохранительного блока и финансового мониторинга.

Субъектами правоохранительного блока являются государственные органы, в компетенцию которых входит расследование экономических преступлений, связанных с отмыванием денег.

Финансовый мониторинг осуществляется на двух уровнях: первичном финансовом мониторинге и государственном мониторинге. К субъектам первичного финансового мониторинга относятся кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые и лизинговые компании, организации федеральной почтовой связи, ломбарды, риелторские организации и др. [1]. Кредитные организации занимают особое место в сис-

теме финансового мониторинга, исходя из доли по представлению информации в уполномоченный орган. Более того, банковская система в процессе глобализации финансовых услуг наиболее подвержена рискам, связанным с отмыванием капиталов. Действия субъектов первичного финансового мониторинга в России строго и порой чрезмерно детально регламентированы законодательно. Речь идет о том, что Федеральным законом № 115-ФЗ прописаны мероприятия, процедуры и действия, которые обязаны совершать организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия отмыванию доходов. В этом вопросе российская практика полностью согласуется с мировыми тенденциями и требованиями.

Ключевым элементом системы является федеральный орган исполнительной власти - Федеральная служба по финансовому мониторингу (Рос-финмониторинг), находящаяся в введении Министерства финансов РФ и состоящая из центрального аппарата и территориальных органов. Росфинмони-торинг играет роль подразделения финансовой разведки, создание которой является обязательным требованием международных директив. На Росфин-мониторинг возложены функции по сбору, обработке и анализу информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, а также по принятию мер в целях противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем. При наличии оснований информация передается в правоохранительные органы. Наряду с этими направлениями деятельности в число задач Росфинмониторинга входит создание единой информационной системы и ведение федеральной базы данных в сфере противодействия легализации доходов. Базовым источником информации для Росфинмониторинга являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом. Информация передается в виде инициативных электронных сообщений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также о подозрительных операциях, выявляемых в процессе внутреннего контроля, либо в виде ответов на информационные запросы со стороны Росфинмониторинга. Одной из важнейших дополнительных функций Росфинмониторинга является осуществление контроля за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ о противодействии легализации доходов.

Органами государственного мониторинга в России являются Центральный банк Российской Федерации (Банк России), Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), Пробирная палата России, Федеральная служба по страховому надзору (Росстрахнадзор), Федеральная служба по надзору в сфере связи (Россвязьнадзор).

В процессе отмывания денег и придания им законного вида доходы рано или поздно должны пройти через банковскую систему, в противном случае их дальнейшее отмывание невозможно. На данном этапе у банков появляется возможность предотвратить проведение операций, связанных с отмыванием денежных средств. Возникает вопрос идентификации и верификации клиента, который является одним из базовых принципов борьбы с отмыванием денег. Такая процедура получила название «Знай своего клиента» как в России,

так и во многих странах мира. Это первая линия обороны - организация может предупредить акт отмывания денег на начальной стадии [2. С. 99].

На практике процедура «Знай своего клиента» сталкивается с определенными сложностями. Проверке подвергаются все подозрительные действия, которые могут предпринимать мошенники, но с тем же успехом подозрение может вызвать любой добропорядочный гражданин. И этот гражданин, чаще всего обычный работящий человек, естественно, не понимает, почему он должен отвечать на многочисленные вопросы сотрудников банка или другой организации относительно источников своих доходов. И здесь возникает достаточно непростая ситуация для специалиста финансовой организации, решить которую должным образом позволит высокий уровень квалификации по данному направлению. Важно не упустить сделку с легализационными целями и не менее важно сохранить отношения с добропорядочными клиентами. Если же один раз в полгода «настоящий» клиент по ошибке будет подвергнут дополнительной проверке, то на самом деле это не такая уж большая плата за нашу общую безопасность.

В России действует система, заимствованная в США, при которой сообщение направляется в государственный орган по финансовому мониторингу обо всех сделках, сумма которых превышает установленное значение. По действующему законодательству сделки с движимым имуществом подлежат обязательному контролю, при сумме сделки, равной или превышающей 600 тыс. руб. либо равной сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 тыс. руб. и выше. Также подлежат мониторингу сделки с недвижимым имуществом, если сумма сделки равна или превышает 3 млн руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 млн руб. или превышает ее [1].

Однако, несмотря на сформировавшуюся систему органов контроля, на наличие законодательной базы, удовлетворяющей международным требованиям, российская система противодействия легализации доходов является низкорезультативной. Об этом свидетельствует объем теневого капитала на российском рынке и его проникновение во все сферы общественной жизни. Теневая составляющая российской экономики достигла предельных величин. Если доля теневого сектора в ВВП западных стран оценивается в 8 % для Швейцарии; в 8,9 % для США; для Канады, Франции, Германии - от 14,9 до

16,3 %; для Италии - 27,8 %; для Греции - около 30 % от официального ВВП, то в России - от 27 до 46 %, по данным разных источников [4. С. 104].

Возникает вопрос: почему система борьбы с отмыванием денег в российской практике низкоэффективна, а порой и безрезультативна вовсе? Ведь для современного государства важно не столько наличие органов контроля и нормативных документов, сколько создание эффективной и действенной системы противодействия отмыванию нелегальных доходов.

Во-первых, прямое отношение к эффективности работы системы мер противодействия имеет степень наказания за легализацию денежных средств. По российскому законодательству размер штрафа составляет от 120 тыс. руб. до 1 млн руб. в зависимости от деталей преступления, для сравнения - в США, как одной из самых эффективных систем противодействия в мире, сумма штрафа за аналогичное преступление составляет до 500 тыс. долл. или

сумму, равную двойному размеру имущества, вовлеченного в сделку [4. С. 95].

Во-вторых, система мер будет неэффективной до тех пор, пока на практике распространено проявление «сознательной слепоты» со стороны сотрудников или учреждений [5. С. 108]. Такое понятие ввел британский эксперт в области отмывания денег Питер Лилли. Речь идет о ситуациях, когда специалисты замечают явные признаки отмывания денег, но не сообщают о подозрительных финансовых операциях и клиентах.

В-третьих, положение усугубляется высокой долей наличных средств в денежном обороте страны. Объем наличной денежной массы составляет 11,9 % ВВП России, что заметно превышает такое соотношение в развитых странах - в США этот показатель равен 6,6%, в Евросоюзе - 9 %, в Мексике -

5,3 %, в Бразилии - 4,2 %. Швеция в скором времени планирует полностью отказаться от использования наличных денег, уже сегодня объем наличности там составляет 3 % [6]. Шведский опыт демонстрирует спад теневых показателей за счет снижения количества наличности в обращении. Кроме того, по словам главы Сбербанка РФ Германа Грефа, «из-за высокой доли наличных в денежном обороте Россия теряет до 1 % ВВП в год». Наличные деньги в российской экономике остаются одним из главных платежных средств.

В перспективе необходимы изменения по совершенствованию института противодействия отмыванию доходов.

Исходя из выявленных причин нерезультативности существующей системы противодействия отмыванию денег в нашей стране, предлагаются следующие мероприятия:

• сокращение доли наличного денежного оборота и стимулирование безналичных расчетов;

• пересмотр системы штрафных санкций на законодательном уровне;

• формирование позитивного отношения общественности, субъектов хозяйственной и финансово-банковской деятельности к требованиям и мероприятиям в сфере противодействия легализации доходов.

Отдельно стоит отметить в качестве недостатка российского законодательства в сфере легализации теневых доходов отсутствие ответственности за отмывание денежных средств, если их источником является уклонение от уплаты налогов, сборов и таможенных платежей. В Российской Федерации налоговые преступления не относятся к предикату легализации. С точки зрения же международных регуляторов, отмывание денег подразумевает любую финансовую транзакцию, которая производит актив или ценность как результат противоправного действия, связанного с уклонением от налогов или ложным бухгалтерским учетом.

Таким образом, уклонение от уплаты налогов представляет деятельность по сокрытию доходов, полученных в результате экономической деятельности, которые в определенный момент тем или иным способом будут вновь интегрированы в легальный экономический оборот под видом чистых денежных средств. При этом денежные средства, сокрытые от налогообложения, участвуют в стандартном экономическом цикле. Денежные средства, полученные в результате ухода от налогообложения, в конечном счете могут пойти на личное потребление участников процесса отмывания, или использо-

ваться в легальном бизнесе, или перейти в разряд криминальных инвестиций. Тем самым уклонение от уплаты налогов неразрывно связано с легализацией доходов, полученных преступным путем. Согласно аналитической информации, получаемой Банком России, одной из основных целей проведения сомнительных операций, попадающих под подозрение в связи с «отмыванием» денег и выводом денежных средств за рубеж, является именно уход от налогообложения. Уклонение от уплаты налогов может осуществляться практически во всех отраслях экономики и видах деятельности, таких как выдача «конвертной» заработной платы, намеренное занижение стоимости импортируемой продукции в таможенных документах и инвойсах, работа через фирмы-однодневки, что приводит к значительным потерям государственного бюджета.

Практика развитых стран, причисляющих уклонение от уплаты налогов к преступлениям, связанным с легализацией незаконных доходов, доказала эффективность и более чем оправдана. Сокрытие доходов уже является преступлением, а полученные незаконные доходы представляют серьезную угрозу финансовой стабильности любого государства. На сегодняшнем этапе существует необходимость включения в понятие легализации операций по уклонению от уплаты налогов и таможенных пошлин на законодательном уровне.

Данная мера позволит не только повысить эффективность борьбы с легализацией незаконных доходов, но и окажет влияние на увеличение поступлений в консолидированный бюджет РФ.

Литература

1. Федеральный закон Российской Федерации от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», глава I, ст. 5

2. Зубков В.А., Осипов С.К. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. М.: Спец-книга, 2007. 752 с.

3. КондратьеваЕ.А. Теневая экономика: проблемы оценки // Вестник Рос. гос. гуманит. унта. 2011. № 10. С. 103-113.

4. Сафаралиев К.Г. Некоторые вопросы борьбы с легализацией (отмыванием) незаконных доходов в России // Человек: преступление и наказание. 2009. № 3. С. 93-96.

5. Лилли П. Грязные сделки. Тайная правда о мировой практике отмывания денег. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 400 с.

6. Климентьев Г. Швеция откажется от наличных. Газета.ги [ Электронный ресурс]. - Электрон. дан. URL: http:// m.gazeta.ru/ financial/ 2012/03/ 23/ 4103109.shtml (дата обращения: 24.03.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.