Научная статья на тему 'Особенности легализации незаконных доходов в Северо-Кавказском федеральном округе'

Особенности легализации незаконных доходов в Северо-Кавказском федеральном округе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
110
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛЕГАЛИЗАЦИЯ (ОТМЫВАНИЕ) ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ / ФАКТОРЫ ЛЕГАЛИЗАЦИИ / ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ / LEGALIZATION (MONEY-LANDERING) OF CRIMINAL INCOME / LEGALIZATION COUNTERACTION / LEGALIZATION FACTORS / FINANCIAL MONITORING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Русин А.И., Дурдыева Д.А.

В статье рассматриваются теоретико-прикладные аспекты легализации доходов, полученных преступным путем, с выделением региональных особенностей Северо-Кавказского округа. Предметом исследования являются преступления, связанные с легализацией (отмыванием) преступных доходов. В статье рассмотрены в исторической последовательности и логической взаимосвязи с использованием аналитических методов основные механизмы легализации доходов, охарактеризованы факторы, влияющие на процесс отмывания преступных доходов. В качестве результатов выделены особенности, характерные для Северо-Кавказского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Русин А.И., Дурдыева Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with theoretical and applied aspects of the legalization of proceeds from crime, with the identification of regional peculiarities of the Northern Caucasus District. The subject of the study are crimes related to the legalization (money-laundering) of criminal proceeds. In the article the main mechanisms of income legalization are described in the historical sequence and logical relationship with the use of analytical methods, the factors influencing the process of money-laundering of criminal incomes are characterized. As the results, the features characteristic of the North Caucasus region are highlighted.

Текст научной работы на тему «Особенности легализации незаконных доходов в Северо-Кавказском федеральном округе»

Русин А.И.,

заместитель руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по СевероКавказскому округу, E-mail: rusin.aleksei@yandex.ru Дурдыева Д.А.,

к.э.н., доцент, специалист-эксперт отдела анализа и оценки рисков Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по СевероКавказскому округу E-mail:89283740781@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ НЕЗАКОННЫХ ДОХОДОВ В СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

В статье рассматриваются теоретико-прикладные аспекты легализации доходов, полученных преступным путем, с выделением региональных особенностей Северо-Кавказского округа. Предметом исследования являются преступления, связанные с легализацией (отмыванием) преступных доходов. В статье рассмотрены в исторической последовательности и логической взаимосвязи с использованием аналитических методов основные механизмы легализации доходов, охарактеризованы факторы, влияющие на процесс отмывания преступных доходов. В качестве результатов выделены особенности, характерные для Северо-Кавказского региона.

Ключевые слова: легализация (отмывание) преступных доходов, противодействие легализации, факторы легализации, финансовый мониторинг.

A.I. Rusin, D.A. Durdyeva

FEATURES OF LEGALIZATION

OF ILLEGAL INCOME IN THE NORTH-CAUCASIAN FEDERAL DISTRICT

The article deals with theoretical and applied aspects of the legalization of proceeds from crime, with the identification of regional peculiarities of the Northern Caucasus

District. The subject of the study are crimes related to the legalization (money-laundering) of criminal proceeds. In the article the main mechanisms of income legalization are described in the historical sequence and logical relationship with the use of analytical methods, the factors influencing the process of money-laundering of criminal incomes are characterized. As the results, the features characteristic of the North Caucasus region are highlighted.

Keywords: legalization (money-landering) of criminal income, legalization counteraction, legalization factors, financial monitoring.

Экономическое развитие современного общества основано на многофакторном концептуальном фундаменте процессов эволюции производительных сил и расширенного воспроизводства. Искомым результатом задачи обеспечения непрерывного и бесперебойного воспроизводственного процесса являются позитивные устойчивые процессы развития экономики. Структурно-институциональные изменения переходного периода в экономике, произошедшие в 90-е годы прошлого столетия, оказали неоднозначное влияние на возможности устойчивого функционирования современной экономической системы. Изменение структуры собственности, появление новых субъектов рынка, усложнение и модернизация экономических процессов, цифровизация экономики, перманентные кризисные состояния в экономике - вся совокупность явлений предопределила современное оппортунистическое состояние некоторых хозяйствующих субъектов, имеющих определенные значительного объема активы, но не имеющих возможности ими воспользоваться. Отсутствие такой возможности, как правило, объясняется нелегитимным способом приобретения данных активов.

В целях придания правомерного вида владению активами и приобретения возможности ими распоряжаться, субъекты экономической системы пытаются конвергировать все виды доходов, нивелируя различия источников возникновения капита-

ла. Сливаясь полностью, активы и капиталы в порядке реинвестирования участвуют в воспроизводственном процессе, приобретая легальный статус. Значительные объемы денежно-кредитных ресурсов, задействованных в процессе легализации, широкая полисубъектность и рост недобросовестных участников экономических отношений формируют и развивают функционирование теневого сектора экономики, нарушающего как на макро-, так и на микроуровне устойчивость развития экономической системы.

Детальное рассмотрение проблемы снижения возможностей придания правомерного вида незаконным доходам, исследование региональных особенностей отмывания преступных денежных средств и изучение концептуальных подходов организации противодействия легализации являются одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед современным экономическим и правовым сообществом.

Актуальность исследования легализации доходов, полученных преступным путем, мер и способов противодействия отмыванию преступных денежных средств и региональных особенностей данных процессов подчеркивается необходимостью в эффективной организации превентивных мер и нивелированию негативных последствий на экономику.

Следует отметить, что актуальность изучения особенностей противодействия легализации преступных доходов обусловлена еще одним немаловажным фактором: эволюционно-начальным этапом зарождения и развития многих базисных для определенной сферы приложения институтов, например, института пиринговых систем и криптовалютных денег [1]. Непрочность и концептуальная незрелость данных институтов являются питательной средой для расширения теневых явлений в экономике, и, как следствие, значительно усложняют процесс противодействия легализации незаконных доходов. Все эти процессы требуют всестороннего научного исследования, осмысления и построения взвешенных оценочных суждений через призму расширения интеграционных возможно-

стей страны, структурных изменений национальной экономики, ориентированных на высокотехнологическое наукоемкое производство, укрепление позиций России на мировом рынке.

Возникновение и эволюционное развитие понятия «отмывания» доходов, полученных преступным путем, традиционно связываются с именем знаменитого американского гангстера 20-х годов XX века Альфонса Капоне. В период действия в Соединенных Штатах «сухого закона», согласно которому на территории Америки была запрещена перевозка, производство и продажа спиртных напитков, широкое распространение получили нелегальные алкогольные производства, контрабандная транспортировка и торговля спиртными напитками [2]. Поскольку цены на запрещенную продукцию были непомерно высокими, а прибыли от нелегального бизнеса астрономически большими, появилась необходимость введения данных объемов денежных средств в законный оборот, т. е. требовали «очищения» или «отмывания».

Традиционно считается, что все доходы, полученные от производства и продажи спиртных напитков в период действия «сухого закона» на Западе, смешивались с наличной монетной выручкой сети прачечных самообслуживания (landromat), принадлежавшей Альфонсу Капоне, состояние которого, преимущественно состояло из «алкогольных» средств. Таким образом, с легкой руки Аль Капоне осуществлялась легализация денежных средств, полученных преступным путем, получившая название «отмывания» (money-laundering) [3].

В современном транснациональном понимании легализация доходов денежных средств тесно связана с именем Мейера Лански, который во избежание повторения истории Аль Капоне, приговоренного в 1931 году к 11 годам лишения свободы за уклонение от уплаты налогов, поставил задачу крайне осложнить процесс расследования и доказывания отмывания денежных средств. Обоснованно полагая, что уклонение от уплаты налогов может быть вменено только при обнаружении соответствующих преступных денежных средств,

он постарался максимально их скрыть. При изменении законодательства и введении в 1934 году в действие"Вапк Secrecy Act" (Акта о банковской тайне), надеясь на защиту банковской тайны, Мейру Лански пришлось купить швейцарский банк, чтобы иметь возможность направления имеющихся преступных денежных средств на хранение дальнейшее использование. Однако проблему М. Лански, таким образом не решил: переведя средства от продажи наркотиков, эксплуатации проституции, взяточничества, вымогательства, контрабанды и других преступлений в карманный банк, он аккумулировал капитал на территории Швейцарии. Возникла необходимость в придании правомерного вида владения данными доходами.

Выход из сложившейся ситуации господин Лански увидел в приобретении франшизы на некоторое количество столов в сети казино отелей на Кубе. Организовав транснациональную преступную группу, Лански «отмывал» на гаванском игорном бизнесе денежные средства из Америки, капиталы из швейцарского банка и возвращал в Америку инвестиционные доходы от иностранного бизнеса. Это была первая масштабная схема легализации доходов, полученных преступным путем. Таким образом, эволюционным началом процесса легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, принято считать вторую половину XX века.

В течение времени «отмывание доходов» как общественное явление перманентно претерпевает различные изменения и, к сожалению, продолжает развиваться. Смысловое, видовое расширение понятия отмывания доходов, а также увеличение частоты и масштабности легализации преступных доходов, сопряжено с интенсивным ростом негативных последствий для экономики страны в виде расширения теневого сектора. Это неотвратимо приведет к «эрозии легальной экономики» [4], которая будет означать значительные потери рентабельности экономической системы, снижение конкурентоспособности, ослабление национальной (преимущественно экономической) безопасности.

Под легализацией незаконных доходов понимается «придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления» [5]. Иными словами, легализация - это совокупность определенных действий по трансформации преступных доходов в легальные активы с намерением получения денежных средств в форме официально заработанных средств для дальнейшего распоряжения. Осуществление легализации происходит в целях отрыва от реального преступного деяния и возможного дальнейшего использования капиталов в легальном секторе экономики.

Противодействие отмыванию незаконных доходов требует тщательной аналитической работы, понимания основных механизмов и каналов легализации, погружения в изменения политической обстановки и анализа модернизации экономических отношений в обществе. В настоящее время можно обозначить основные механизмы легализации преступных доходов:

-использование счетов физических лиц для вывода денежных средств в неконтролируемый наличный денежный оборот;

-привлечение фиктивных организаций для транзита денежных потоков под видом выполнения легитимных операций по оплате товаров, работ, услуг;

-изменение основания приобретения преступных доходов на долговое (займ) и последующее исполнение обязательств;

-вывод преступных доходов за пределы Российской Федерации и направление их в адрес иностранных юридических лиц, или лиц, имеющих регистрацию в странах с офшорной юрисдикцией;

-проведение операций на фондовом рынке с использованием ценных бумаг и других финансовых инструментов;

-вложение в виртуальные цифровые валюты и токены;

-использование долговых ценных бумаг, не требующих в императивном порядке обеспечения и обязательной государственной регистрации (например, векселей);

-реинвестирование незаконных доходов, слияние их с легальными официальными доходами от предпринимательской деятельности;

-приобретение объектов недвижимости, автомобилей, предметов роскоши и антиквариата и др.

Противодействие процессу легализации доходов, полученных преступным путем, осуществляется посредством системного внедрения на государственном уровне совокупности функциональных, институциональных и регулятивно-административных мер и методов, направленных на предупреждение, выявление, пресечение, расследование преступлений, связанных с легализацией незаконных доходов.

Построение эффективной системы противодействия легализации преступных доходов требует комплексного подхода[6], учитывающего всю совокупность детер-минантных факторов, в том числе региональных, влияющих на процесс легализации. Представляется целесообразным рассмотрение факторов, обусловливающих процессы легализации, а также особенностей противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем на примере Северо-Кавказского федерального округа.

Рассматривая теоретико-прикладные аспекты процесса легализации преступных доходов, можно выделить ряд факторов[7], оказывающих существенное влияние на формирование причин, условий и способов совершения данного вида преступлений.

Правовые факторы формируют формальную среду функционирования хозяйствующих субъектов. Недостаточность в течение длительного времени комплексной фундаментальной нормативно-правовой базы, необходимой для противодействия легализации преступных доходов, является одним из существенных правовых факторов. Отсутствие до недавнего времени всестороннего пакета нормативно-правовых актов, регулирующих легализацию денежных средств и иного имущества, полученного преступным путем в кредитно-банковской сфере, значительно усложняло выявление и пресечение фактов данного

преступного посягательства. При определении уголовно-правовой квалификации отмывания преступных доходов превалировали доктриальные взгляды ученых-юристов, зачастую имеющих диаметрально противоположную направленность, что снижало качество расследования данного рода преступлений и предоставляло возможность уклонения от ответственности [8].

В целом катализатором роста количества преступлений, связанных с совершением предикатного преступления и легализацией полученных преступных доходов, являются обременительные требования регистрационного и бюрократического характера, недостаточная проработанность правового фундамента экономических отношений, дефицит правового регулирования, не позволяющий судебной практике сформироваться в достаточном объеме.

Политические факторы, оказывающие существенное влияние на уровень латентной преступности по отмыванию незаконных доходов, характеризуются уровнем коррупционности в исполнительных, правоохранительных, судебных органах, в банковской системе, наличием возможности на законодательном уровне лоббирования интересов определенных групп лиц, в значительной мере заинтересованных в качественном снижении уровня государственного регулирования и контроля в сфере легализации доходов.

К факторам экономического характера, способствующим отмыванию денежных средств и другого имущества, добытого преступным путем, относят нестабильность экономики, значительные трансак-ционные издержки легального бизнеса, высокие входные барьеры для начала предпринимательской деятельности, вывод капиталов, имеющих преступную природу, за рубеж и т.п.

Рассматривая процессы легализации незаконных доходов в Северо-Кавказском федеральном округе, а также факторы, стимулирующие к совершению данного преступного посягательства с позиции выделения особенностей, присущих данной территории, необходимо отметить высокую долю преступлений в сфере отмывания доходов,

полученных в результате хищения бюджетных средств. Дифференциация регионов, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ (Ставропольский край, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская Республика, Республика Ингушетия, Республика Дагестан) по уровню социально-экономического развития обусловливает высокий уровень дотационного обеспечения отдельных регионов. Субсидирование развития дотационных республик при направлении бюджетных средств решает многофункциональные задачи макроэкономического характера.

С одной стороны, необходимость сглаживания полярных диспропорций региональных социально-экономических систем в масштабах страны и необходимость построения ясной стратегии развития государства приводит к достижению синергетиче-ских экономических эффектов, снижает уровень социальной напряженности, укрепляет политические позиции государства.

С другой стороны, регулярное безвозмездное получение бюджетных денежных средств создает у реципиентов иллюзию перманентной возобновляемости ресурсов и порождает иждивенческие настроения. Как следствие, возникает соблазн совершения экономических преступлений с последующей легализацией денежных средств. Доля преступлений, связанных с отмыванием незаконных доходов, полученных при осуществлении государственных заказов на основе заключенных государственных контрактов, является наиболее существенной в общем объеме совершаемых сомнительных операций в регионе СКФО.

В СКФО факторы, способствующие отмыванию средств, полученных преступным путем, отличаются тесной конвергенцией и корреляцией проявлений. Так, легализация денежных средств, имеющих преступную природу хищений из бюджета, неразрывно связана с коррупционными проявлениями во властных структурах, которая усугубляется клановой организацией общества. По данным открытых источни-

ков, на территории Северного Кавказа проживает от 50 до 62 этнических групп. Многообразие народностей обусловливает сложность сохранения этнического паритета и баланса, которые необходимы для мирного сосуществования в рамках одной территории. Малочисленность этнических групп в совокупности с самобытностью и традиционным порицанием ассимиляции с другими народностями при условии соблюдения национального баланса в представлении интересов законодательных органов и органов исполнительной власти неминуемо порождают клановость и круговую поруку. Именно данный фактор через призму перманентного непрерывного потока бюджетных средств психологически обусловливает и способствует совершению экономических преступлений и легализации преступных доходов в частности.

Неподготовленность населения к проведению социально-экономических реформ, превалирующая в психологии кавказского общества парадигма показного богатства, пропаганда обогащения любыми способами являются мощным стимулом к совершению преступлений и последующая легализация полученных доходов воспринимается как обыденное явление, не вызывающее порицания со стороны общества. Данные процессы усугубляют классовое расслоение общества, усиливают его поляризацию и социальную напряженность, порождают антагонистические настроения, создавая благоприятные условия для роста экстремизма[9]. Целесообразно выделить в качестве характерной особенности экономических правонарушений Северного Кавказа большой удельный вес предикатных преступлений, а затем и отмывания доходов, в социальной сфере. В республиках Северного Кавказа не вызывает негативного отношения незаконное установление инвалидности, получение социальных льгот детьми из полных семей, формально являющихся сиротами, получение бюджетных средств по федеральным целевым программам, не являясь участниками таковых. Например, поскольку браки, заключенные и оформленные в рамках религиозных обычаев, не требуют офици-

альной государственной регистрации, установить родство или дату заключения брака для государственных органов представляется весьма затруднительным, что позволяет мошенникам пользоваться льготами для малообеспеченных, многодетных семей, субсидиями на приобретение жилья молодыми семьями, целевыми бюджетными местами в вузах.

Таким образом, следует отметить значительную степень детерминированности особенностей легализации преступных доходов в Северо-Кавказском регионе с системой общих факторов, характеризующих экономические преступления в целом по стране. Однако рассматриваемый вид преступлений в региональном аспекте обладает собственным, присущим только Северному Кавказу комплексом оттенков причинно-следственных связей, оказывающих влияние на частоту и характер совершения противоправных деяний в сфере легализации доходов, полученных преступным путем.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Sat D.M., Bezverbnyi, Kasatkin A.B., Kornev I.A., Krylov G.O., Evgenyevich K. Investigation Of Money Laundering Methods Through Cryptocurrency//Journal of Theoretical and Applied Information Technology. 2016. Т. 83. № 2. С. 244-254.

2. Севостьянов, Г.Н. История США (1918-1945) / М.: Просвещение, 1985, Т.3, с. 108-109.

3. Шашкова А. В. Зарождение понятия «Легализация» (отмывание) доходов, полученных преступным путем// Вестник МГИМО, 2011, №3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/arti cle/n/zarozhdenie-ponyatiya-legalizatsiya-otmyvanie-dohodov-poluchennyh-prestupnym-putem (дата обращения: 12.08.2018)

4. Ахмедуев А.Ш. Теневая эконмои-ка: за и против прогресса // Вопросы структуризации экономики, 2014, №3. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:cyberl eninka.ru/article/n/tenevaya-economika-za-i-protiv-progressa (дата обращения: 18.08.2018)

5. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 23.04.2018) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

6. Виташов Д. С. Оперативное решение задач в крупных организациях // Государственная служба, 2015, №1 (93). -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pa-journal.igsu.ru/articles/r55/1051/ (дата обращения: 18.08.2018)

7. Денисенко А.С., Крылов Г.О., Корнев И.А. О применении метода главных компонент в задачах финансового мо-ниторинга//Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. Т. 17. № 2-5. С. 1131-1140

8. Молчанова Т.В. Криминологическая характеритстика и профилактика легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем: дисс. канд. юрид. Наук: 12.00.08/ Моск. ун-т МВД РФ. -Москва, 2003, 24 с.

9. Виташов Д. С. О зарубежных подходах и терминологии в области контртеррористической деятельности // Международное публичное и частное право.

2010. № 2. С. 40

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Sat D M., Bezverbnyi, Kasatkin A.B., Kornev I.A., Krylov G.O., Evgenyevich K. Investigation Of Money Laundering Methods Through Cryptocurrency // Journal of Theoretical and Applied Information Technology. 2016. P. 83. № 2. P. 244-254.

2. Sevostyanov, G.N. History of the USA (1918-1945) / M .: Prosveshchenie, 1985, vol. 3, p. 108 -109.

3. Shashkova A. V. The origin of the concept of "legalization" (laundering) of proceeds from crime / / Bulletin of MGIMO,

2011, №3. [Electronic resource]. - Access mode:

https://cyb erleninka. ru/arti cle/n/zarozhdenie-ponyatiya-legalizatsiya-otmyvanie-dohodov-poluchennyh-prestupnym-putem (reference date: 08/12/2018)

4. Ahmeduyev A.Sh. Shadow ekonomoika: for and against progress // Issues of structuring the economy, 2014, №3. -

[Electronic resource]. - Access mode: http: cyb erleninka. ru/article/n/tenevaya-economika-za-i-protiv-progressa (date of circulation: August 18, 2013)

5. Federal Law No. 115-FZ of 07.08.2001 (as amended on April 23, 2018) "On Counteracting the Legalization (Laundering) of Proceeds from Crime and Financing of Terrorism"

6. Vitashov DS Operative solution of problems in large organizations // State Service, 2015, No. 1 (93). - [Electronic resource]. - Access mode: http://pa-journal.igsu.ru/articles/r55/1051/ (date of circulation: August 18, 2013)

7. Denisenko AS, Krylov GO, Kornev IA About application of a method of the main

components in problems of financial monitoring // Izvestiya of the Samara scientific center of the Russian Academy of Sciences. 2015. Vol. 17. № 2-5. P. 1131-1140

8. Molchanova T.V. Criminological characteristics and prevention of legalization (laundering) of money or other property acquired by criminal means: diss. Cand. jurid. Sciences: 12.00.08 / Moscow. the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. -Moscow, 2003, 24 p.

9. Vitashov DS On foreign approaches and terminology in the field of counter-terrorism activity // International public and private law. 2010. № 2. P. 40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.