Научная статья на тему 'Принятие законодательных мер по расширению перечня операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, как один из аспектов повышения эффективности противодействия отмыванию преступных доходов'

Принятие законодательных мер по расширению перечня операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, как один из аспектов повышения эффективности противодействия отмыванию преступных доходов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
108
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛЕГАЛИЗАЦИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРЕСТУПНЫЕ ДОХОДЫ / LEGALIZATION / LEGISLATIVE REGULATION / MONEY LAUNDERING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Парфенов К.Е.

В целях повышения эффективности противодействия проникновению преступных доходов в легальную экономику одним из основных векторов в деятельности участников антиотмывочной системы должно оставаться постоянное совершенствование законодательного регулирования в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. Процесс приобретения материальных активов (в частности, объектов недвижимости и легковых автомобилей) является одним из самых доступных способов легализации денежных средств. В этой связи, сохраняется необходимость внесения ряда корректировок в соответствующее профильное законодательство Российской Федерации.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n order to increase efficiency of countermeasures to using criminal proceeds in legal economy one of the main vectors of national anti-money laundering system should remain continuous improvement legislative regulation to tackle money laundering and terrorist financing. Acquisition of tangible assets (in particular real estate and cars) is one of the most accessible ways of money laundering. In this fact, remains necessity of adjustments in national legislation of Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Принятие законодательных мер по расширению перечня операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, как один из аспектов повышения эффективности противодействия отмыванию преступных доходов»

Парфенов К.Е.,

помощник руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу E-mail: koster29@yandex.ru

ПРИНЯТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ МЕР ПО РАСШИРЕНИЮ ПЕРЕЧНЯ

ОПЕРАЦИЙ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ, ПОДЛЕЖАЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ КОНТРОЛЮ, КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОТМЫВАНИЮ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ

В целях повышения эффективности противодействия проникновению преступных доходов в легальную экономику одним из основных векторов в деятельности участников антиотмывочной системы должно оставаться постоянное совершенствование законодательного регулирования в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. Процесс приобретения материальных активов (в частности, объектов недвижимости и легковых автомобилей) является одним из самых доступных способов легализации денежных средств. В этой связи, сохраняется необходимость внесения ряда корректировок в соответствующее профильное законодательство Российской Федерации.

Ключевые слова: легализация, законодательное регулирование, преступные доходы.

K.E. Parfenov

ADOPTION OF LEGISLATIVE MEASURES TO EXPAND LIST OF TRANSACTIONS WITH FUNDS OR OTHER ASSETS, SUBORDINATE TO COMPULSORY CONTROL, AS ONE OF

THE ASPECTS IMPROVING EFFICIENCY OF RESISTANCE WITH MONEY LAUNDERING

In order to increase efficiency of countermeasures to using criminal proceeds in legal economy one of the main vectors of

national anti-money laundering system should remain continuous improvement legislative regulation to tackle money laundering and terrorist financing. Acquisition of tangible assets (in particular real estate and cars) is one of the most accessible ways of money laundering. In this fact, remains necessity of adjustments in national legislation of Russian Federation.

Keywords: legalization, legislative regulation, money laundering.

Одним из основных источников информации, используемой финансовой разведкой Российской Федерации - Росфинмо-ниторингом, при проведении финансовых расследований и иных аналитических исследованиях являются сообщения, направляемые организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом. В статье 6 Федерального закона от 07.08.2001 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - 115-ФЗ) представлен перечень операций, подлежащих обязательному контролю, направляемых в Федеральную базу данных Росфин-мониторинга (далее - ФБД) [1].

В качестве одного из видов таких операций в нем присутствуют различные сделки, в том числе сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее. Однако обязанность информировать Росфинмониторинг в случае установления факта совершения операции по приобретению автотранспортных средств на аналогичную сумму в настоящее время в законодательстве отсутствует. В свою очередь, общемировая практика проведенных финансовых расследований показывает, что приобретение дорогостоящих автотранспортных средств является привлекательным для криминальных элементов способом отмывания преступных доходов,

в том числе в связи со своей высокой ликвидностью и доступностью. Необходимо отметить, что опыт получения и использования такой информации имеется у многих зарубежных подразделений финансовой разведки (далее - ПФР). Так, в частности, доступ к подобным сведениям имеет финансовая разведка Венгрии, Гонконга, Кипра и ряда других юрисдикций.

В то же время Министерством промышленности и торговли Российской Федерации утвержден Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей, в соответствии с которым и в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, владельцы указанных автотранспортных средств уплачивают соответствующие обязательные платежи в бюджет (транспортный налог) с учетом повышающих коэффициентов [2].

Таким образом, существующими нормами законодательства предусмотрен обязательный механизм учета таких объектов движимого имущества и уплаты налоговых платежей, однако, отсутствует механизм обязательного направления сведений в адрес ПФР о сделках по приобретению таких объектов физическими и юридическими лицами. В этой связи наполнение ФБД соответствующими сведениями носит необязательный характер, что, в свою очередь, несет в себе риски недостаточной информированности органов финансовой разведки о возможных случаях легализации преступных доходов посредством приобретения легковых автомобилей.

Учитывая тот факт, что определенная доля легализуемых доходов выводится преступными элементами в наличный оборот, целесообразным представляется внесение обязанности информировать ПФР о совершении таких сделок с использованием безналичных расчетов, то есть дополнения пп. 4 п. 1 ст. 6 115-ФЗ сделками по приобретению легковых автомобилей стоимостью свыше 3 миллионов рублей, в том числе находящихся в Перечне Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Получение данной информации ПФР значительно повысит эффективность про-

ведения финансовых расследований, так как в случае установления преступного происхождения денежных средств, процесс нахождения активов, посредством которых они были легализованы, будет значительно ускорен. Кроме того, ПФР в более короткие сроки сможет информировать правоохранительные органы о наличии легализованного имущества, сумме и дате его приобретения.

Внесение указанных изменений в профильный закон (115-ФЗ) положительно скажется и на процессе ареста и последующей конфискации активов, полученных преступным путем, что в конечном счете позволит повысить уровень эффективности национальной антиотмывочной системы в соответствии с методологией Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее - ФАТФ) [3].

В дальнейшем, с учетом того, что 25 июля 2018 года Государственной думой Российской Федерации был принят законопроект, предусматривающий возможность регистрации автотранспортных средств непосредственно в организациях, осуществляющих их продажу (у автодилеров), целесообразным представляется дополнение ст. 5 115-ФЗ таким видом организаций с последующим формированием профильной информационной базы, содержащей сведения о совершении вышеуказанных сделок, и ее интеграцией в ФБД Росфинмониторинга. Кроме того, в целях исключения возможности легализации преступных доходов, посредством приобретения автотранспортных средств путем проведения расчетов в наличной форме, впоследствии, необходимо предусмотреть возможность введения обязанности осуществления расчетов в безналичной форме, в случае приобретения физическими либо юридическими лицами легковых автомобилей стоимостью свыше 3 млн. рублей. Данная мера также позволит ускорить переход на осуществление безналичных расчетов в национальной экономике и, в случае успешной апробации, указанные ограничения могут быть распространены и на расчеты за недвижимое имущество, иные активы. При этом для формирования

дополнительных барьеров в целях борьбы с отмыванием, максимальный порог совершения операций в наличной форме допустимо уменьшить и до более низких значений (например, 1 млн рублей).

Подводя итог, хотелось бы отметить, что предложенные в статье дополнения норм антиотмывочного законодательства позволят повысить степень информационного наполнения ФБД Росфинмониторинга, ускорить процесс установления преступно полученных активов в целях последующего ареста и применения конфискации. В случае реализации комплекса вышеуказанных мероприятий и дальнейшего совершенствования национальной антиотмывочной системы Российская Федерация сможет повысить уровень технического соответствия системы ПОД/ФТ и эффективность работы всех ее участников, а также подтвердить тот факт, что стандарты, разрабатываемые Рос-финмониторингом, продолжают оставаться эксклюзивными и показательными для всего мирового сообщества.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

3. Методология оценки технического соответствия рекомендациям ФАТФ и эффективности систем ПОД/ФТ // 2013.

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Federal Law of 07.08.2001 № 115 «On countering the legalization (laundering) of proceeds from crime and financing of terrorism».

2. Tax code of Russian Federation (part 2) of 05.08.2000 № 117.

3. FATF methodology for assessing compliance with the FATF recommendations and the effectiveness of AML/CFT systems // 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.