Научная статья на тему 'Об особенностях организации оценки рисков од/ФТ и мер по их минимизации на региональном и отраслевом уровне'

Об особенностях организации оценки рисков од/ФТ и мер по их минимизации на региональном и отраслевом уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
411
63
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНИМИЗАЦИЯ РИСКОВ / ОТМЫВАНИЕ ДОХОДОВ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ТЕРРОРИЗМА / RISK MINIMIZATION / MONEY LAUNDERING / TERRORIST FINANCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чоп В. И.

В данной статье рассмотрены основные проблемы, возникающие при оценке рисков отмывания доходов и финансирования терроризма с учетом результатов Национальной оценки рисков в Российской Федерации. Целью статьи является анализ деятельности по оценке рисков ОД/ФТ и мер по их минимизации на региональном и отраслевом уровне. Показана эффективность реализации координационной функции Межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям в целях минимизации рисков в Южном федеральном округе.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article the main problems encountered in assessing the risks of money laundering and terrorist financing, taking into account the results of the National Risk Assessment in the Russian Federation. The purpose of the article is to analyze the ML / TF risk assessment activities and measures to minimize them at the regional and sectoral level. The effectiveness of the implementation of the coordination function of the Interdepartmental Working Group on combating illegal financial transactions in order to minimize risks in the Southern Federal District is shown.

Текст научной работы на тему «Об особенностях организации оценки рисков од/ФТ и мер по их минимизации на региональном и отраслевом уровне»

Чоп В.И.,

руководитель Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу

E-mail: yfo@fedsfm.ru

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ОЦЕНКИ РИСКОВ ОД/ФТ И МЕР ПО ИХ МИНИМИЗАЦИИ

НА РЕГИОНАЛЬНОМ И ОТРАСЛЕВОМ УРОВНЕ

В данной статье рассмотрены основные проблемы, возникающие при оценке рисков отмывания доходов и финансирования терроризма с учетом результатов Национальной оценки рисков в Российской Федерации. Целью статьи является анализ деятельности по оценке рисков ОД/ФТ и мер по их минимизации на региональном и отраслевом уровне. Показана эффективность реализации координационной функции Межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям в целях минимизации рисков в Южном федеральном округе.

Ключевые слова: минимизация рисков, отмывание доходов, финансирование терроризма

V.I. Chop

ON THE PECULIARITIES OF ORGANIZING THE EVALUATION OF ML / FT RISKS AND MEASURES FOR

THEIR MINIMIZATION AT THE REGIONAL AND INDUSTRIAL LEVEL

In this article the main problems encountered in assessing the risks of money laundering and terrorist financing, taking into account the results of the National Risk Assessment in the Russian Federation. The purpose of the article is to analyze the ML / TF risk assessment activities and measures to minimize them at the regional and sectoral level. The effectiveness of the implementation of the coordination function of the Interdepartmental Working Group on combating illegal financial transactions in

order to minimize risks in the Southern Federal District is shown.

Keywords: risk minimization, money laundering, terrorist financing

В настоящей статье рассмотрены проблемы, которые могут возникать при проведении оценки рисков отмывания доходов и финансирования терроризма на различных уровнях: в федеральном округе, субъекте федерации, отрасли или конкретной организации, являющейся субъектом первичного финансового мониторинга. Высказано мнение об эффективности координации и взаимодействия участников антиотмывочной системы в работе по минимизации рисков и даны предложения по повышению ее результативности.

В 2018 году произведена Национальная оценка рисков [1] (далее - НОР), которой установлены предметные области (зоны) риска в России: кредитно-финансовый сектор, сфера бюджетных отношений (включая налоговую сферу), область коррупционных правонарушений, сфера незаконного оборота наркотиков. Дано определение риска отмывания денег как возможности причинения ущерба финансовой системе и экономике страны путем совершения финансовых операций (сделок) в целях легализации (отмывания) преступных доходов, в связи с реализацией угрозы и (или) наличием уязвимости.

Отмечено, что целями НОР в числе других является формирование единообразного понимания рисков всеми участниками антиотмывочной системы и эффективное распределение ресурсов для минимизации рисков.

Изложенные в НОР формулировки рисков имеют высокую степень обобщения - на уровне всей страны, и могут вызвать трудности в их описании и оценке в конкретном федеральном округе, субъекте федерации или в секторе (зоне) риска.

Индивидуализация риска в привязке его к конкретной территории или предметной области может быть проведена по следующим образующим риск факторам:

- по наиболее часто используемым в регионе, отрасли или секторе типологиям отмывания доходов;

- по носителям угрозы, действующим в регионе или секторе (лица или группа лиц, ОПТ, или их деятельность по отмыванию доходов);

- по характерным для отрасли (сектора) уязвимостям.

Например, риск использования номинальных юридических лиц - резидентов («фирм-однодневок») в схемах легализации преступных доходов, отнесенный к группе высокого риска в Российской Федерации, будет по-разному проявляться в Краснодарском крае и в Чукотском автономном округе.

Несомненно, что указанный выше риск характерен для всей территории страны и что совершение операций по отмыванию доходов можно произвести из любой точки страны, однако состав предикатного к легализации преступления, заказчики и схемы преступного отмывания доходов, характерные недостатки в организационном, нормативном, материально-техническом и другом обеспечении привязаны к конкретным территориям или отраслям и имеют свои индивидуальные черты.

Дополнительные региональные особенности отмывания доходов проявляются в тех случаях, когда угрозы и уязвимости различных риск-секторов оказывают влияние друг на друга, взаимодействуют между собой, формируют «сеть» взаимосвязанных рисков.

Так, например, риски, связанные с использованием «фирм-однодневок» в Южном федеральном округе в большей степени проявили себя в сфере агропромышленного комплекса. Одновременно с этим выросли и риски в налоговой сфере, что было обусловлено значительными объемами хищения НДС при экспорте зерновых культур. Риски, возникающие при реализации в регионах крупных проектов, финансирующихся из бюджета, как правило, сочетаются с коррупционными рисками в действиях конкретных должностных лиц, отвечающих за финансовое обеспечение проекта. В схемы по хищению и выводу в

теневой оборот бюджетных средств, а также средств, полученных от коррупционной деятельности, зачастую вовлекаются кредитные организации.

Деятельность по минимизации рисков ОД/ФТ может быть успешной только при условии единообразного их понимания всеми участниками антиотмывочной системы и координации усилий правоохранительных и надзорных органов, а также субъектов первичного финансового мониторинга.

Эта задача успешно решается созданной распоряжением Президента Российской Федерации Путина В.В. от 28.07.2012 года № 344-РП Межведомственной рабочей группой по противодействию незаконным финансовым операциям [2] (далее - МРГ), а также аналогичными МРГ в федеральных округах.

Согласно Положению о Межведомственной рабочей группе, она является координационным органом, образованным в целях обеспечения эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и Банка России в сфере противодействия незаконным финансовым операциям.

Межведомственные рабочие группы в федеральных округах, согласно сложившейся практике, возглавили полномочные представители Президента Российской Федерации либо их заместители. При этом, в одних округах в положениях об МРГ в ряде округов закреплено определение рабочей группы как координационного органа, а в других регионах - как совещательного.

Представляется, что наличие функции по координации в положении об МРГ имеет принципиально огромное значение и обусловлено необходимостью решения сложных, многофакторных проблем, которые, в случае использования только механизмов взаимодействия, решались бы менее эффективно.

А так как работа по минимизации рисков ОД/ФТ в масштабах всей страны потребует согласованности действий МРГ как на федеральном, так и на региональном уровне, то в Положении о Межведомственной рабочей группе по вопросам про-

тиводействия незаконным финансовым операциям в редакции от 30.07.2018 года появилась новая норма, предусматривающая в качестве одной из основных задач МРГ - координацию деятельности полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах в сфере противодействия незаконным финансовым операциям на территориях федеральных округов.

Применение Межведомственной рабочей группой своих координационных функций только тогда является эффективным, когда предполагает реализацию единого замысла (комплексного плана, проекта и т.п.), преследующего достижение конечной цели - устранение или минимизацию угроз и уязвимостей. При этом в качестве критериев достижения результата должны использоваться оценочные количественные и качественные показатели, рекомендованные ФАТФ в своих основополагающих документах (Методология оценки технического соответствия рекомендациям ФАТФ и эффективности систем ПОД/ФТ [3], Данные и статистика в сфере ПОД/ФТ).

Эти подходы применяются в работе МРГ по вопросам противодействия незаконным финансовым операциям в Южном федеральном округе.

Так, в результате анализа рисков было установлено, что в округе совершаются большие объемы подозрительных операций с использованием «фирм-однодневок» для вывода денег в наличный оборот или за рубеж под прикрытием фиктивной внешнеэкономической деятельности.

С учетом этого одной из первых проблем, вынесенных на обсуждение МРГ, был вопрос о противодействии выводу капиталов за рубеж и повышении эффективности противодействия незаконным финансовым операциям в кредитно-финансовой сфере.

Реализуя принятые МРГ решения, МРУ Росфинмониторинга по ЮФО (далее - МРУ) в ходе макроаналитического исследования выявлен всплеск вывода денежных средств за рубеж. При этом из 8 млрд. руб., выведенных в целом по округу,

5 млрд руб. приходилось на операции двух лиц - владельцев одного из краснодарских банков.

В результате скоординированных с правоохранительными органами действий удалось обнаружить преступный источник происхождения выведенных денежных средств - хищение активов одной из госкорпораций.

По итогам проведенного МРУ финансового расследования во взаимодействии с ГУ МВД и УФСБ России по Краснодарскому краю и с привлечением подразделений финансовых разведок Швейцарии, Монако, Панамы и Британских Виргинских островов были установлены члены ОПГ - участники преступной схемы хищения и легализации с последующим выводом денежных средств за рубеж.

Материалы финансового расследования были использованы при расследовании уголовных дел, в отношении одного из членов ОПГ дело передано в суд, остальные объявлены в международный розыск. Кроме того, с использованием материалов финансового расследования УФНС России по Краснодарскому краю по результатам выездной налоговой проверки в отношении подконтрольной ОПГ коммерческой организации доначислена в бюджет многомиллиардная сумма налоговых платежей.

Проведенный позднее анализ поступивших в ФБД Росфинмониторинга сообщений показал, что объем вывода денежных средств с территории ЮФО за рубеж по сомнительным основаниям сократился в 5 раз.

Положительный эффект также принесли решения состоявшегоя в июне 2016 года заседания МРГ, направленные на противодействие незаконным финансовым операциям в агропромышленном комплексе. Вынесение данного вопроса на площадку МРГ было обусловлено рядом факторов. Так, согласно «Стратегии социально-экономического развития ЮФО до 2020 года» [4], округ должен превратиться в главную продовольственную базу страны на основе формирования национального мегакластера агропромышленного комплекса, включающего весь комплекс про-

изводств и инновационных центров, обеспечивающих его эффективное функционирование «от поля до прилавка».

Это и значительный оборот денежных средств, выделяемых из федерального бюджета на развитие АПК, высокая стоимость сельскохозяйственных объектов, сосредоточение в регионе крупнейших российских экспортеров зерна, ведущих финансово-хозяйственную деятельность с привлечением наличных денежных средств - сформировало устойчивый интерес со стороны криминальных структур.

По итогам 2015 года на территории Южного региона сложились высокие риски вовлечения кредитных организаций округа в совершение теневых финансовых операций в интересах участников сектора АПК, в т.ч. наиболее крупных в России зернотрейдеров.

Анализ типологий совершения незаконного возмещения НДС позволил выявить фактор, влияющий на уязвимость системы - отсутствие эффективного контроля над фактическим использованием земель сельхозназначения.

Объем совершаемых на территории округа в интересах сельхозтоваропроизводителей сомнительных финансовых операций составлял от 25 до 30 процентов от общего объема теневых операций.

Деятельность ОПТ по выводу средств в теневой оборот с целью уклонения от уплаты налогов несла в себе риски недополучения бюджетами различного уровня налоговых платежей. Это подтверждалось и поступающими запросами территориальных органов МВД и ФСБ, подавляющее большинство которых были связаны с незаконным возмещением НДС, хищением бюджетных средств и обналичиванием.

По итогам заседания МРТ каждому органу, в соответствии с его компетенцией, были даны поручения по минимизации действия угроз и уязвимостей. При этом меры правоохранительных органов были направлены, преимущественно, на выявление, предупреждение и пресечение деятельности лиц, формирующих угрозы. Ре-

шения, адресованные надзорным органам, были нацелены, в первую очередь, на устранение уязвимостей путем повышения эффективности внутреннего контроля и применения в кредитных организациях заградительных мер в отношении сомнительных финансовых операций их клиентов, усиления контроля со стороны территориальных подразделений Банка России над деятельностью банков в данной сфере. Налоговым органам в качестве приоритета предложено разработать меры по недопущению незаконного возмещения НДС экспортерами сельхозпродукции. Помимо этого, Аппарат Полномочного Представителя Президента РФ в ЮФО взял на себя функцию обобщения предложений по изменению законодательства, касающегося возмещения НДС экспортерами, повышения эффективности контроля со стороны органов власти субъектов федерации над фактическим использованием земель сельхозназначения.

Во исполнение этих решений из МРУ в Южное ТУ Банка России направлен ряд риск-ориентировок о вовлеченности кредитных организаций в деятельность теневых финансовых площадок. Проведены рабочие встречи с руководством Юго-Западного Банка ПАО Сбербанк, о выявленных рисках проинформирован Росфин-мониторинг.

Руководством Росфинмониторинга данная проблема обсуждена с руководителями Банка России и Сбербанка, которыми, в свою очередь, даны дополнительные указания на местах. Кредитными организациями были закрыты более 3,5 тыс. счетов недобросовестных клиентов, в Рос-финмониторинг направлено почти в 2 раза больше сообщений о подозрительных операциях.

В целом указанные меры привели к сокращению количества сомнительных финансовых операций на 39%, в том числе операций по обналичиванию - в 6 раз. Вдвое снизился объем выведенных предприятиями АПК денежных средств за рубеж [5].

2016 2016 2016 2016 2016 2016 2017 2017 2017 2017 2017 2017 2017

Рисунок 1 - Динамика объемов снятия денежных средств в АПК ЮФО, тыс. руб. (более подробно аналитические материалы представлены в журнале Финансовая безопасность Чоп В.И. Борьба государства с теневой экономикой вышла на более качественный уровень // Финансовая безопасность. 2017. №18. С. 82-87 URL: http://www.fedsfm.ru/content/files/%D0%B6%D1%83%D1%80%D0% BD%D0%B0%D0%BB/2017/18_14.pdf)

Актуальность рассмотренного на заседании МРГ вопроса также была подтверждена ФНС России, отмечавшей значительные объемы возмещаемого зерновиками ЮФО НДС. В этой связи налоговыми органами был предложен нестандартный подход к решению данной проблемы: вывести теневую деятельность крупнейших экспортеров зерна в публичную плоскость. Основным элементом данного подхода стала Хартия в сфере оборота сельскохозяйственной продукции, которую в середине 2017 года подписали все основные участники зернового рынка. По условиям Хартии зерновики добровольно взяли на себя обязательства исключать из числа своих контрагентов организации, имеющие признаки фиктивности, либо сотрудничающие с таковыми. При этом со стороны налоговых органов с подписантами Хартии достигнуто соглашение о том, что, помимо предусмотренных законодательством мер, случаи нарушения Хартии налоговыми органами будут предаваться огласке в СМИ, что может негативно сказаться на деловой репутации экспортеров.

По результатам такого, по сути, проектного подхода объемы незаконного возмещенного зернотрейдерами экспортного НДС многократно сократились.

В заключение можно с уверенностью сказать, что заложенная руководством страны в основу создания МРГ идея построения в России новой системы противодействия угрозам в сфере экономики и финансов, базирующейся на принципах тесного межведомственного сотрудничества, была верной и своевременной. Благодаря координации деятельности всех участников антиотмывочной системы на площадке МРГ, борьба государства с теневой экономикой выведена на новый качественный уровень.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Национальная оценка рисков легализации (отмывания) преступных доходов (2017-2018). Основные выводы / URL: www.fedsfm.ru>files>documents

2. Распоряжение Президента Российской Федерации от 28.07.2012 года № 344-РП Межведомственной рабочей группой по противодействию незаконным финан-

совым операциям URL:

http://kremlin.ru/acts/bank/35803

3. Методология оценки технического соответствия рекомендациям ФАТФ и эффективности систем ПОД/ФТ URL:https://eurasiangroup.org/files/uploads/fi les/FATF_documents/rec_meth_high_level/R us_FATF_Methodology_light.pdf

4. Стратегии социально-экономического развития ЮФО до 2020 года URL:http://www.donland.ru/?pageid= 85416

5. Чоп В.И. Борьба государства с теневой экономикой вышла на более качественный уровень // Финансовая безопасность. 2017. №18. С. 82-87

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. National risk assessment of money laundering (laundering) (2017-2018). Main

conclusions / URL: www.fedsfm.ru> files> documents

2. Order of the President of the Russian Federation dated 28.07.2012 No. 344-RP Interdepartmental Group on Countering Illegal Financial Operations URL: http://kremlin.ru/acts/bank/35803

3. Methodology for assessing technical compliance with the FATF recommendations and the effectiveness of AML/CFT systems URL :https://eurasiangroup.org/files/uploads/fi les/FATF_documents/rec_meth_high_level/R us_FATF_Methodology_light.pdf

4. Strategies for the socio-economic development of the SFD until 2020 URL: http: //www.donland.ru/? Pageid = 85416

5. Chop V.I. The state's struggle against the shadow economy has reached a higher level // Financial security. 2017. №18. P. 82-87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.