Шотт Д.Е.,
начальник отдела анализа и оценки рисков МРУ Росфинмониторинг по СФО, преподаватель кафедры «Общественные финансы» Новосибирского государственного университета экономики и управления НГУЭиУ
E-mail: 79232400023@yandex.ru
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И БАНКОВ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННЫМ ФИНАНСОВЫМ ОПЕРАЦИЯМ
В данной статье рассмотрены процессы трансформации проведения незаконных финансовых операций на фоне происходящих изменений в российском законодательстве. Изучена практика работы межведомственных государственных органов и внутренних служб коммерческих банков, направленных на противодействие незаконным финансовым операциям. По результатам выработаны меры, направленные на минимизацию существующих рисков возникновения теневой экономики и спрогнозированы вероятные направления, представляющие риски в ближайшей перспективе.
Ключевые слова: незаконные финансовые операции, межведомственная рабочая группа по противодействию незаконным финансовым операциям, обналичивание денежных средств.
D.E. Shott
INTERACTION OF STATE BODIES AND
BANKS FOR RESISTANCE TO ILLEGAL FINANCIAL OPERATIONS
This article describes the processes of transformation of illegal financial transactions, against the background of current changes in the Russian legislation. The practice of interdepartmental state bodies and internal services of commercial banks aimed at combating illegal financial transactions has been studied. Based on the results, measures aimed at minimizing the existing risks of the
shadow economy have been developed and probable directions representing risks in the near future have been predicted.
Keywords: illegal financial transactions, Interdepartmental working group on combating illegal financial transactions, cash withdrawal.
В настоящее время в условиях доступности банковских инструментов, ди-станционности их использования посредством интернет-ресурсов, процесс проведения финансовых операций превратился в весьма простой и удобный способ ведения расчетов как в интересах юридических лиц, так и для нужд отдельных граждан.
Вместе с тем представленная доступность и легкость проведения финансовых трансакций стали одним из способов для совершения незаконных финансовых операций. Так, с использованием всего одного удаленного компьютера за час можно совершить сотни различных трансакций, в том числе и представляющих значительные риски для легализации (отмывания) преступных доходов.
По данным Росфинмониторинга и Центрального банка Российской Федерации, значительный пик максимального проведения сомнительных финансовых операций пришелся на конец 2012 года, когда только за один квартал было проведено более 350 млрд сомнительных операций [2]. Данная тенденция стала следствием того, что действующая система противодействия незаконным финансовым операциям в кредитных учреждениях сводилась лишь к отнесению трансакций в разряд подозрительных и направлению их в Росфинмониторинг. При этом действенные меры пресекающего характера не применялись. Складывающаяся ситуация привела к тому, что многие банки напрямую были заинтересованы в проведении подобного рода операций.
Так, зачастую на площадках мелких региональных банков, ранее не имевших значительных оборотов, возникали крупнейшие «обнальные» площадки регионального масштаба, с суммарным годовым объемом снятия наличных денежных средств, в
рамках сомнительных схем, на сумму, превышающую десятки миллиардов.
Изменения произошли в 2013 году с принятием Федерального закона № 134-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям».
Разработка и выработка заградительных мер, предусмотренных данным законом, осуществлялись при непосредственном участии членов межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям, основными идеологами которого стали: Ю.А. Чиханчин - директор Росфинмониторинга и Э.С. Набиулина - Председатель Банка России [2].
Названный закон внес ряд существенных изменений в Российское законодательство, направленное не только на противодействие незаконным финансовым операциям, но и препятствование регистрации фиктивных организаций, а также ввел понятие «бенефициарный собственник».
В части противодействия незаконным финансовым операциям в качестве одного из ключевых моментов стало односторонне право кредитных организаций по отказу в проведении финансовых операций, а также открытии банковского счета.
Таким образом, банковская система стала не только классифицировать операции на сомнительные и подлежащие обязательному контролю, но и напрямую участвовать в препятствовании проникновения средств сомнительного происхождения в финансовую систему Российской Федерации.
Данное обстоятельство привело к тому, что в банках стала формироваться новая модель управления рисками. Теперь кредитные организации стали действенным механизмом в системе противодействия легализации доходов и финансирования терроризма (далее ПОД/ФТ).
В настоящее время деятельность банков уже не сводится к простому выявлению отдельных подозрительных операций, а направлена на выявление схем и типологий проведения сомнительных сделок и трансакций.
Вместе с тем, наряду с передачей банкам права препятствования вхождения в финансовую систему «грязных» денег, усилился и надзор над самими кредитными организациями со стороны Центрального банка РФ. Приоритетные меры банковского надзора определены в письме Центрального банка РФ от 04.09.2013 № 172-Т, в котором назначены критерии признаков высокой вовлеченности кредитной организации в проведение сомнительных операций и предусмотрены препятствующие меры, в том числе предусматривающие отзыв лицензии.
Как показала практика, не все кредитные организации адаптировались к новым правилам банковского надзора. Так, по итогам 2013 года лицензии были отозваны сразу у 31 кредитной организации. В период с 2014 по 2016 год тенденция ежегодного увеличения количества банков, лишившихся лицензии, была продолжена. И лишь по итогам 2017 года динамика количества отозванных лицензий приобрела отрицательное направление.
Таким образом, по результатам проведенной «чистки» в кредитном секторе лицензий лишилось 290 банков и иных кредитных организаций.
По совокупности принятых мер объем проведения сомнительных операций сократился более чем в два раза.
Но вместе с тем, наряду с оздоровлением банковской системы произошла адаптация банков и их клиентов к новым правилам игры. Так, если раньше высокорисковые операции по обналичиванию совершались с использованием незначительного числа реквизитов подставных лиц, то со вступившими изменениями в сомнительных схемах задействованы уже сотни организаций и физических лиц. К примеру, в одной только схеме по обналичиванию денежных средств может быть задействовано более сотни пластиковых карт, открытых на различных подставных лиц в целях сокрытия деятельности схемы. Данное обстоятельство связано с тем, что в настоящих условиях невозможно совершать систематические крупные операции по снятию наличных средств с одной карты.
120
95 - 109
100
8-1 ^..............
80 Л" -......... ч
<? .... Ч 61
60 ...... 0 ..... #
40 31
ш
20
1 1 1 1 1 1 1
и 2013 год 2014 год 1 1 2015 год 1 1 2016 год 2017 год
Рисунок 1 - Динамика отзыва лицензий у кредитных организаций
В связи с этим происходит дробление сумм и операции по обналичиванию в рамках одной карты не носят значительных масштабов. Спустя непродолжительный период данные операции блокируются в одностороннем порядке сотрудниками банка, и организаторы преступной схемы вынуждены открывать и использовать новые карты. Данные схемы по обналичиванию называются «веерными» в связи с перечислениями от ограниченного количества юридических лиц множества мелких сумм в адрес большого числа физических лиц. К слову, при графическом отображе-
290 270 250 230 ¿210 ± 190 1170 150 130 110 90
Необходимо отметить, что в числе эмитированных пластиковых карт велика
нии данных схем в различных графических редакторах они действительно выглядят в форме веера.
Косвенным подтверждением активного использования схем «веерного» обналичивания, использующих значительное число пластиковых карт, является динамика их выпуска. Так только за один квартал 2017 года российскими банками было эмитировано более 270 млн пластиковых карт, что почти в два раза превышает численность населения нашей страны. При этом тенденция роста их выпуска ежегодно увеличивается, что представлено на слайде.
доля премиального сегмента, предусматривающая единовременное снятие налич-
Количество расчетных и кредитным карт, эмитированных кредитными
организациями
Рисунок 2 - Динамика выпуска пластиковых карт
ных денежных средств в более высоких объемах, что также косвенно свидетельствует о цели их выпуска.
Адаптация организаторов незаконных операций к усложняющимся условиям, безусловно, влечет дополнительные расходы, что приводит к удорожанию их теневых услуг. Так, если по состоянию на 2013 год комиссия теневых банкиров по обналичиванию денежных средств составляла порядка 2-3%, то по состоянию на 2018 год стоимость данных услуг в отдельных случаях может достигать до 10%.
На региональном уровне в целях обеспечения эффективного взаимодействия органов государственной власти -участников системы по противодействию отмыванию преступных доходов созданы одноименные рабочие группы при полномочных представителях Президента Российской Федерации.
В Сибирском федеральном округе указанная группа создана 21 апреля 2014 года, и с момента ее создания прошло уже 13 заседаний на различные тематики, связанные с противодействием незаконным финансовым операциям.
Проводя анализ тем данных заседаний, также наглядно просматриваются изменения в теневой экономике. Так, если на момент создания группы рассматривались вопросы пресечения типовых высокорисковых сделок, то в более поздние периоды и настоящее время все чаще на повестке заседания фигурируют вопросы, связанные с выработкой мер пресекающего характера по нейтрализации более сложных запутанных схем.
За время работы Межведомственной рабочей группы удалось пресечь деятельность региональных обнальных площадок, действовавших в Кемеровской, Омской, Иркутской и Новосибирской областях, суммарный годовой оборот в которых превышал десятки миллиардов рублей [4].
На фоне ликвидации теневых площадок стали выявляться факты перенаправления безналичных платежей на счета организаций, зарегистрированных в качестве платежных агентов. При этом без проведения дальнейших операций по обналичиванию.
В ходе проводимых финансовых расследований было установлено, что проверяемые операторы по приему платежей имеют низкий процент внесения наличных денег на расчетные счета, что напрямую свидетельствует о передаче наличных денежных масс, получаемых из платежных терминалов на безналичный эквивалент, с извлечением дополнительной выгоды в виде процентного вознаграждения.
Вследствие выявления новой схемы была составлена типология, рассмотрение которой выносилось на заседание региональной Межведомственной рабочей группы.
По результатам Сибирским главным управлением Банка России были проведены проверки кредитных организаций на предмет контроля за соблюдением действующего законодательства об использовании специальных счетов платежных агентов. Результатом проделанной работы стало выявление множества нарушений, применены административные меры, а также осуществлен отзыв лицензии у региональной небанковской кредитной организации «Платежный центр», обслуживающей крупнейших операторов по приему платежей от населения в Сибири [5].
В настоящее время актуальность платежных терминалов уходит в прошлое, и схожесть применения данного механизма проявляется в других секторах, аккумулирующих значительные денежные массы, получаемые от розничной торговли за наличный расчет.
Еще одним инструментом, позволяющим в настоящее время обходить существующие заградительные меры при проведении незаконных финансовых операций, являются исполнительные документы. Наиболее популярным из которых до недавнего времени являлся судебный лист.
На региональном уровне данная проблематика в числе первых выносилась на заседание сибирской Межведомственной рабочей группы в 2015 году. В дальнейшем вопрос использования судебных инструментов выносился на рассмотрение во многих федеральных округах, в том числе на федеральном уровне. По результатам суды более детально стали подходить к
изучению сомнительных споров хозяйствующих субъектов, зачастую с привлечением Росфинмониторинга в качестве третьей стороны процесса. Эта работа по пресечению возможной противоправной деятельности осуществляется в тесном взаимодействии с правоохранительными органами.
Ярким примером эффективной работы на данном направлении является пресечение в 2017 году вывода за рубеж, в сумме более 24 млрд рублей [1].
Вместе с тем для Сибирского федерального округа более характерно использование исполнительных листов в схемах по обналичиванию денежных средств, поскольку практика работы по проведению финансовых расследований показывает, что одной из конечных целей проведения сомнительных операций является именно получение денежных средств в наличной форме.
По данным Министерства финансов, в России доля наличных денег в экономике составляет 25% от общей суммы денежных масс, в то время как в развитых странах этот показатель равен - 7-10%. Это является одной из причин высокого уровня теневой экономики в России, объем которой, по данным Росстата, составляет порядка 30% ВВП РФ.
Таким образом, именно переход на безналичные расчеты может являться одной из превентивных мер, направленных на противодействие незаконным финансовым операциям.
Конечно, невозможно полностью отказаться от оборота наличной валюты, но этот показатель возможно уменьшить путем введения ограничения на крупные расчеты. Указанный запрет определить на законодательном уровне.
В качестве пороговой суммы различные эксперты приводят значения от 300 до 500 тыс. рублей. Необходимо остановиться на начальной пороговой сумме в 300 тыс. рублей, а далее стремиться к сумме в 100 тыс. рублей.
Наряду с введением ограничений на проведение расчетов в размере установленной пороговой суммы, было бы логич-
но установить полный запрет для кредитных организаций в приеме наличных денежных средств от населения и организаций на сумму 300 тыс. и более без экономического подтверждения законности полученных средств. При этом в рамках правил внутреннего контроля банков учитывать факты умышленного дробления в целях занижения пороговой суммы.
Необходимо отметить, что Министерство финансов Российской Федерации уже не раз заявляло о необходимости применения этой меры, также с указанной инициативой в 2011 году выходил Председатель Сбербанка Герман Греф.
Спустя почти шесть лет в феврале 2017 года Минфин вновь выходит с инициативой ограничения хождения наличных денег, что все же говорит об актуальности данной меры и вероятном отсутствии других альтернатив. В то же время, наряду с необходимостью применения заградительных мер, в рамках уже известных угроз, также необходима и выработка мер по минимизации новых вызовов.
В условиях развития информационных систем проведение банковских операций становится все более удобным и простым, а в ряде случаев финансовые инструменты приобретают новые формы, связанные с развитием технологий Блок-чейн. Данное обстоятельство значительно усложняет процессы надзора и контроля в целях недопущения проведения сомнительных операций, направленных на отмывание преступно полученных доходов, что, в свою очередь, требует дальнейшей консолидации усилий всей системы ПОД/ФТ при борьбе с новыми угрозами в финансовой системе Российской Федерации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Чиханчин Ю.А. «Отчет о деятельности Росфинмониторинга 2017».
2. Скобелкин Д.Г. «Консолидация усилий банковской системы по противодействию незаконным финансовым операциям» // Деньги и кредит. 2016. № 2.
3. Кукушкин В.М. «О балансе частных и публичных интересов в сфере противодействия легализации доходов, полу-
ченных преступным путем»// Банковское право. 2015. № 2.
4. Долбня А.А. «О деятельности сибирской межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям»// Финансовая безопасность // Финансовая безопасность. 2017. № 18.
5. Шотт Д.Е. Использование материалов микроаналитических исследований в рамках межведомственного взаимодействия на региональном уровне // Финансовая безопасность. 2015. № 9.
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. Chikhanchin Yury "Report on the activities of Rosfinmonitoring 2017».
2. Skobelkin D.G. "Consolidation of efforts of the banking system to counter
illegal financial transactions" / / Money and credit. 2016. № 2.
3. Kukushkin V.M. "on the balance of private and public interests in the sphere of counteraction to legalization of proceeds from crime" / / Banking law. 2015. № 2.
4. Dolbnya A.A. "On the activities of the Siberian interdepartmental working group on combating illegal financial transactions"// Financial security / Financial security. 2017. № 18.
5. Shott D.E. The use of microanalytical research materials in the framework of interdepartmental cooperation at the regional level / / Financial security. 2015. № 9.