УДК 658 Doi 10.24411/2073-0454-2018-10057
ББК 65.261.8 © И.В. Филатова, М.М. Максимцов, 2018
Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством
РОЛЬ ОЦЕНКИ РИСКОВ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Ирина Викторовна Филатова, кандидат экономических наук Издательство «Юнити-Дана» (123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1) E-mail: irina.filatova-i@yandex.ru
Михаил Михайлович Максимцов, доктор экономических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования РФ
Аннотация. Приводится анализ современных рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. Авторы делают вывод, что в нашей стране должна проводиться на постоянной основе оценка рисков легализации (отмывания) денег и финансирования терроризма с целью формирования адекватного понимания на национальном уровне рисков и угроз финансовой системе и экономике, а также негативных последствий, которые несут в себе эти деяния, для принятия своевременных мер по их нейтрализации.
Ключевые слова: риск, угроза, экономическая безопасность, риск-ориентированная модель, легализация (отмывание) преступных доходов, «антиотмывочная» система.
THE ROLE OF RISK ASSESSMENT OF LEGALIZATION (LAUNDERING) OF CRIMINAL PROCEEDS IN ENSURING ECONOMIC SECURITY
Irina V. Filatova, candidate of economic sciences
Unity-Dana publishing house (123298, Moscow, ul. Irina Levchenko, d. 1) E-mail: irina.filatova-i@yandex.ru
Mikhail M. Maksimtsov, doctor of economic sciences, professor, Honorary worker of higher education of the Russian Federation
Annotation. The article analyzes the current risks of legalization (laundering) of proceeds from crime. The author concludes that in our country should be carried out on an ongoing basis assessment of the risks of legalization (money laundering) and financing of terrorism in order to form an adequate understanding at the national level of the risks and threats to the financial system and the economy, as well as the negative consequences of these acts, and taking timely measures to neutralize them.
Keywords: risk, threat, economic security, risk-oriented model, legalization (laundering) of criminal proceeds, «anti-washing» system.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Филатова И.В., Максимцов М.М. Роль оценки рисков легализации (отмывания) преступных доходов в обеспечении экономической безопасности. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(6):289—292.
Современная законодательная «антиотмывочная» система в России отвечает всем международным стандартам и лучше, например, чем в США, что нельзя сказать о правоприменительной практике. Сегодня главной задачей Росфинмониторинга, совместно с Центральным Банком Российской Федерации и другими надзорными органами, является осуществление разъяснительной работы с финансовыми организациями, которые должны понимать риски, связанные с незаконными финансовыми операциями.
Результаты данного направления призваны найти свое отражение в секторальных оценках надзорных органов, оценивающих риски в своих секторах на предмет их использования в целях отмывания денег, в программах внутреннего контроля субъектов в соответствии с ФЗ от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, по-
лученных преступным путем, и финансированию терроризма»1 при выстраивании политики управления рисками, а также и в практической работе при проведении оценки рисков своих клиентов, продуктов, услуг.
В соответствии с Национальной оценкой рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем (оценка рисков), проведенной Росфин-мониторингом в 2017-2018 гг. выделяются четыре основные группы: высокого, повышенного, умеренного и низкого уровня рисков2.
1 ФЗ от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ (ред. от 23 апреля 2018 г.) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изм. и доп., вступ. в силу с 23 июля 2018 г.) // URL: http://legalacts.ru/doc//
2 Публичный отчет «Национальная оценка рисков легализации (отмывания) преступных доходов 2017-2018 гг.» // URL: http://www.fedsfm.ru//
К группе высокого риска относятся: риск использования номинальных юридических лиц — резидентов («фирм-однодневок») в схемах легализации преступных доходов, риск использования фиктивной внешнеэкономической деятельности в схемах легализации преступных доходов, риск использования юридических лиц-нерезидентов, а также структур без образования юридического лица (трасты) в схемах легализации преступных доходов в иностранных юрис-дикциях, риск использования наличных денежных средств в схемах легализации преступных доходов, риск использования электронных средств платежа в схемах легализации преступных доходов, риск использования виртуальных валют (типа «биткоин» и пр.) в схемах легализации преступных доходов, риск участия физических лиц (посредников), аффилированных с должностными лицами, в схемах легализации преступных доходов.
В группе повышенного риска выделяются, такие как: риск использования кредитных организаций, МФО и КПК в схемах легализации преступных доходов, риск использования рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в схемах легализации преступных доходов, риск использования систем денежных переводов в схемах легализации преступных доходов, риск использования рынка ценных бумаг в схемах легализации преступных доходов, риск использования наличных денежных средств и денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, в схемах легализации преступных доходов.
К группе умеренного риска следует отнести: риск использования страхового сектора в схемах легализации преступных доходов, риск использования недвижимого имущества в схемах легализации преступных доходов, риск использования услуг почты России в схемах легализации преступных доходов, риск использования услуг нотариусов в схемах легализации преступных доходов, риск использования лизингового сектора в схемах легализации преступных доходов, риск использования услуг операторов сотовой связи в схемах легализации преступных доходов, риск использования ломбардов в схемах легализации преступных доходов, риск использования операторов по приему платежей в схемах легализации преступных доходов.
И, наконец, к последней группе низкого риска эксперты относят: риск использования других финансовых секторов и УНФПП (общества взаимного страхования, паевые инвестиционные фонды (Пифы),
управляющие компании инвестиционных фондов, негосударственные пенсионные фонды (НПФ), аудиторы, адвокаты, факторинг, игорный сектор, юристы, бухгалтеры) в схемах легализации преступных доходов, риск использования неформальных систем денежных переводов типа «хавала» в схемах легализации преступных доходов.
Если последние две группы у государства на сегодняшний день не вызывают серьезных опасений, то первые две, находятся под пристальным вниманием и требуют тщательной проработки, анализа рисков и срочного принятия мер по их нейтрализации.
Рассмотрим более подробно группы высокого и повышенного уровня рисков, а также принятые, принимаемые и планируемые меры по их минимизации. В данных группах выделяется, соответственно, по семь и пять основных видов рисков. Особого изучения заслуживает первая группа, так как именно она представляет серьезную угрозу для экономической безопасности страны. Проанализируем данные риски.
С целью предотвращения риска использования номинальных юридических лиц — резидентов («фирм-однодневок») в схемах легализации преступных доходов государством осуществляется комплекс мер по устранению номинальных юридических лиц, внедрены механизмы препятствования регистрации таких компаний и использования для этого подставных физических лиц. Активно применяются меры превентивного характера в виде единого списка клиентов кредитных организаций, в отношении которых банки приняли решение: об отказе в проведении операции; об отказе в заключении договора банковского обслуживания; о расторжении договора банковского обслуживания в связи с подозрениями в ОД/ФТ.
В 2017 г. банками принято 620 тыс. решений об отказе, что позволило пресечь вывод в теневой сектор более 181 млрд руб. Осуществляется взаимодействие между ФНС России и кредитными организациями по принятию мер к расторжению договоров банковского обслуживания в случае подозрения на осуществление операций от имени «фирмы-однодневки».
Количество «фирм-однодневок» сократилось до исторического минимума и по состоянию на 1 июня 2018 г. составило 7,3% от общего числа юридических лиц. Банком России осуществляется постоянное ориентирование поднадзорных организаций на типологические признаки и схемы отмывания денег с участием фирм-однодневок.
Для предотвращения риска использования фиктивной внешнеэкономической деятельности в схемах легализации преступных доходов проводится активная работа по реализации правоохранительными органами материалов Росфинмониторинга3, полученных по международным каналам, с целью выявления и ареста выведенных за рубеж преступных активов.
За последние годы объемы финансовых операций с признаками незаконного вывода средств за рубеж сокращены более чем в 20 раз — в 2017 г. с 1,7 трлн руб. до 77 млрд руб. В 2017 г. с учетом материалов Росфин-мониторинга арестовано за рубежом активов на сумму около 10 млрд руб. Еще важным шагом в данном направлении является ратифицирование Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии, конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма4.
Чтобы минимизировать риски использования юридических лиц-нерезидентов, а также структур без образования юридического лица (трасты) в схемах легализации преступных доходов в иностранных юрисдикциях и использования наличных денежных средств установлена обязанность финансовых учреждений проводить идентификацию иностранных организаций без образования юридического лица (трасты, фонды, партнерства). Банком России, в целях снижения риска ОД/ФТ, для поднадзорных субъектов издаются методические рекомендации о повышении внимания к отдельным видам операций.
За последние годы объемы обналичивания денег в банковском секторе сокращены в 3,8 раза — с 1,2 трлн руб. до 326 млрд руб. Теневой оборот наличности в секторе платежных систем снизился с более чем со 100 млрд руб. в 2014 г. до 15-20 млрд руб. в 2017 г.
Особое внимание уделяется выработке мер по предотвращению рисков использования электронных средств платежа в схемах легализации преступных доходов и виртуальных валют (типа «биткоин» и пр.).
В целях дальнейшего совершенствования мер по борьбе с кибермошенничеством и киберворовством в апреле 2018 г. был принят Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. № 111-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации»5. Законом усилена уголовная ответственность за хищение чужого имущества, совершенное с банковского счета, а равно электронных денежных средств (лишение свободы на срок до шести лет). Так, внесены изменения в статью УК РФ, предусматривающую наказание за
мошенничество с использованием платежных карт. Уточнено наименование. Речь идет о мошенничестве с использованием электронных средств платежа. Введен новый квалифицирующий признак — «с банковского счета, а равно электронных денежных средств». Скорректированы санкции за мошенничество в сфере компьютерной информации. Вместо ареста на срок до четырех месяцев за мошенничество с использованием ЭСП предусмотрено лишение свободы на срок до трех лет. Снижены пороговые суммы крупного и особо крупного размеров в целях применения соответствующих статей УК РФ.
Разработан законопроект «О цифровых финансовых активах», определяющий статус цифровых технологий, применяемых в финансовой сфере, и их основных понятий, включая криптовалюты6. В указанном законопроекте предложен механизм регулирования оборота криптовалют, основанный на стандартах Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
В 2014 и 2017 гг. на официальном сайте Банка России опубликованы пресс-релизы, уведомляющие физических и юридических лиц о рисках ОД/ФТ, связанных с осуществлением операций с виртуальными валютами.
Для предотвращения риска участия аффилированных физических лиц (посредников) в схемах легализации преступных доходов повышена эффективность контроля за расходованием бюджетных средств, выделяемых на реализацию гособоронзаказа: создан институт уполномоченных банков и установлена до-
3 Кузнецова Е.И., Гамоненко С.С. Финансовый мониторинг как метод контроля в управлении экономической безопасностью // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 1. С. 185-189.
4 Федеральный закон от 26 июля 2017 г. № 183-Ф3 «О ратификации Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма» // URL: http://www.garant.ru
5 Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. № 111-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // http://www.pravo.gov.ru/
6 Соответствующий законопроект № 419059-7 внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 20 марта 2018 г. Положения законопроекта № 419059-7 регламентируют порядок выпуска и обмена криптовалюты и токенов на рубли и иностранную валюту, предусматривая при этом, что в целях снижения рисков владельцев цифровых финансовых активов и обеспечения соблюдения требований законодательства о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, совершение такого обмена возможно только при условии проведения соответствующих идентификационных процедур через операторов обмена цифровых финансовых активов.
полнительная административная ответственность за правонарушения в данной сфере.
По результатам проведенных в 2017 г. ФНС России проверок с использованием информации Росфин-мониторинга сумма НДС, уплаченная в бюджет в качестве возмещения, составила 3,2 млрд руб.
Повышена эффективность системы государственного управления и контроля в сферах деятельности, подверженных коррупционным рискам. Ужесточена уголовная ответственность7 за коррупционные преступления: признается преступлением даже факт передачи денег не самому должностному лицу, а по его указанию другому физическому или юридическому лицу; введена уголовная ответственность за посредничество в коммерческом подкупе, а также за обещание или предложение посредничества в коммерческом подкупе; ответственность за коммерческий подкуп дифференцирована в зависимости от размера предмета подкупа; уточнен круг лиц, в отношении которых возможна провокация коммерческого подкупа или взятки; предусмотрены альтернативные виды наказаний за коммерческий подкуп и взяточничество (в виде штрафа в абсолютных величинах с назначением дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности/заниматься определенной деятельностью на длительный срок).
По результатам проведенных в 2017 г. ФНС России проверок с использованием информации Росфин-мониторинга сумма НДС, уплаченная в бюджет в качестве возмещения, составила 3,2 млрд руб.
В целях пресечения противоправной деятельности руководителей и учредителей кредитных организаций, которая относится к группе умеренного риска, УК РФ дополнен8 ст. 172.1 («фальсификация финансовых документов учета и отчетности финансовой организации»). Расширен перечень оснований для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.
В третьем квартале 2017 г. аннулировано 59 лицензий профессиональных участников РЦБ, из них 13 — в связи с нарушениями.
В 2016-2017 гг. отозваны лицензии у 162 страховых организаций. Объем подозрительных операций по сравнению с 2016 г. сократился на 40%.
Проводится очищение сектора от недобросовестных участников: осуществляется аннулирование лицензий у профессиональных участников рынка ценных бумаг, не соблюдающих требования законодательства, в том числе в сфере ПОД/ФТ. На сегодняшний день, прорабатывается вопрос о дополнении договора с ЕАЭС положениями по обеспечению экономической безопасности9 участников не только в сфере таможенного регулирования, но и с точки зрения ПОД/ФТ. Данная мера обеспечит правовые условия функционирования отдельных элементов системы ПОД/ФТ на пространстве ЕАЭС.
Рассмотренные группы рисков не являются исчерпывающим перечнем видов рисков, на которые государство должно своевременно реагировать, но, на наш взгляд, это наиболее уязвимые места, требующие более активной работы со стороны как государственных органов, так и частного сектора. Если не уделять им особого внимания, то вся совокупность недостатков организационного, нормативно-правового, материально-технического и иного характера, затрудняющая деятельность органов и организаций, составляющих национальную систему ПОД/ФТ, способна привести к реализации настоящих угроз экономической безопасности.
7 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N° 324-Ф3 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // URL: http://www.pravo.gov.ru /
8 Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 218-ФЗ (ред. от 7 марта 2018 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // URL: http://www.pravo.gov.ru/
9 Эриашвили Н.Д. и др. Экономическая безопасность: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / Под ред. С.С. Маиляна, Н.Д. Эриашвили. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити-Дана, 2016.