3.3. КОНТРОЛЬ ЗА ПРОВЕДЕНИЕМ СОМНИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ КЛИЕНТАМИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ОЦЕНКА РИСКА ВОВЛЕЧЕНИЯ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОТМЫВАНИЕ НЕЗАКОННО ПОЛУЧЕННЫХ ДОХОДОВ
Максутова А. А., аспирант
Место учебы: Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва
maksutovaaa@yandex.ru
Аннотация
Задача. В статье рассмотрена проблема создания эффективной системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем в Российской Федерации. Актуальность темы не вызывает сомнения, поскольку в условиях политических и социально-экономических вызовов проблемы противодействия отмыванию незаконных доходов и борьбы с теневой экономикой занимают центральное место в обеспечении безопасности страны, формированию системы уголовных и административных санкций в этой сфере.
Проблемы неправомерного вывода денежных средств за рубеж и их обналичивание через банковский сектор в учебной и научной литературе освещены крайне мало и им посвящено незначительное количество работ. Тем не менее, задачи повышения эффективности контроля за проведением сомнительных операций клиентами кредитных организаций и разработки методов оценка риска вовлечения кредитных организаций в отмывание незаконно полученных доходов являются приоритетным направлением государственной политики.
Модель. Используются методы анализа и синтеза отдельных составляющих риска вовлечения кредитных организаций в проведение сомнительных операций.
Выводы. Сделан вывод о том, что в целом политика Банка России по регулированию банковского сектора в области противодействия отмыванию незаконных доходов работает эффективно, что подтверждается снижением объемов проводимых сомнительных операций, однако по-прежнему существует ряд проблем. Проанализировано понятие «сомнительные операции» и дано его авторское определение, также предложена классификация сомнительных операций. Проведен анализ влияния проведения сомнительных операций на национальную экономику, обозначены последствия такого риска и предложен подход к оценке риска вовлечения кредитной организации в проведение сомнительных операций.
Практическое значение. Практическая значимость статьи состоит в том, что выводы и предложения, направлены на повышение прозрачности деятельности финансового сектора и предотвращение угроз безопасности национальной экономики. Оригинальность. Разработанные практические рекомендации имеют прямое прикладное значение в регулировании банковского сектора, а также направления развития законодательной базы в области противодействия легализации незаконных доходов.
Ключевые слова: легализация доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, Банк России, сомнительные операции, риск.
SUSPICIOUS TRANSACTIONS BY CLIENTS OF CREDIT INSTITUTIONS CONTROL AND ASSESSING THE RISK OF INVOLVING CREDIT INSTITUTIONS IN THE MONEY LAUNDERING
Maksutova A. A., Postgraduate Student
Study place: Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow
maksutovaaa@yandex.ru
Annotation
Task. The article considers the problem of creating an effective system for countering the legalization of proceeds from crime in the Russian Federation. The urgency of the topic is not in doubt, since in the context of political and socio-economic challenges, the problems of combating money laundering and combating the shadow economy are central to ensuring the country's security and creating a system of criminal and administrative sanctions in this area.
The problems of improper withdrawal of funds abroad and their cashing through the banking sector in the educational and scientific literature are very few and only a small number of papers have been devoted to them. Nevertheless, the tasks of increasing the effectiveness of monitoring the conduct of doubtful transactions by customers of credit institutions and the development of methods for assessing the risk of involving credit institutions in the laundering of illegally obtained revenues are a priority in public policy. Model. The methods of analysis and synthesis of individual components of the risk of involving credit institutions in conducting doubtful operations are used.
Максутова А. А.
КОНТРОЛЬ ЗА ПРОВЕДЕНИЕМ СОМНИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ КЛИЕНТАМИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Conclusions. It is concluded that, in general, the Bank of Russia's policy on regulating the banking sector in the field of combating money laundering is working effectively, which is confirmed by a decrease in the amount of dubious operations conducted, but there are still a number of problems. The concept «doubtful operations» is analyzed and its author's definition is given, classification of questionable operations is also proposed. The analysis of the influence of conducting doubtful transactions on the national economy was conducted and an approach was proposed to assess the risk of involving a credit institution in conducting doubtful operations. Practical value. The practical significance of the article is that the conclusions and proposals are aimed at increasing the transparency of the financial sector and preventing threats to the security of the national economy.
Originality. The developed practical recommendations have direct practical importance in regulating the banking sector, as well as the direction of development of the legislative framework in the field of combating the legalization of illegal incomes. Keywords: legalization of proceeds from crime and financing of terrorism, the Bank of Russia, questionable operations, risk.
Операции по незаконному выводу средств за рубеж, также как и обналичивание денег и проведение операций не имеющих явного экономического смысла внутри страны, служат основополагающим элементом действующей системы легализации незаконно полученных доходов, поэтому особое значение для банков имеют выделяемые в структуре оттока капитала показатели объема сомнительных операций.
По данным Банка России [11], через российские банки в 2017 году прошло сомнительных операций по выводу денег за рубеж (участниками таких операций в большинстве случаев являются «фирмы-однодневки», зарегистрированные на номинальных владельцев) на сумму около 80 млрд. руб., а по обналичиванию незаконных доход на 324 млрд. руб. Банк России, начиная с 2013 года, проводит активную работу по борьбе с легализацией незаконных доходов и их выводом из страны, что способствовало снижению количества проведенных за это время сомнительных операций в 6 раз (рисунок 1). Однако, их объем по-прежнему остается внушительным и схемы по проведению сомнительных операций постоянно изменяются.
■ Незаконней еыеод денежных средств за рубеж
■ Обналичивание денег через банковский сектор
2013 2014 2015 2016 2017
Рисунок 1. Объем проведения сомнительных операций (млрд. руб.).
Значительный объем проведения сомнительных операций через национальную финансовую системы связан с тем, что расчеты наличными по-прежнему служат предпочтительным способом платежа при проведении различных операций. Несмотря на то, что объем безналичного оборота, по данным Банка России [11], увеличился с 2013 года более чем в 3 раза уровень безналичного оборота стабильно находится на уровне 8 млн. рублей ежегодно и сопряжен с теневой экономикой.
■ II. 'Ill I! ■ I й оборот Безналичный оборот
2013 2014 2015 2016 2017
Рисунок 2. Объем наличного и безналичного оборота денежных средств (млрд. руб.).
Стратегией национальной безопасности [1] определены угрозы государственной экономической безопасности, одной из которых является сохранение большой доли теневой экономики. К главным задачам государственного управления национальной финансовой системы, обозначенных в стратегии, относятся:
- повышение эффективности работы контрольно-надзорных органов (включая применение риск-ориентированного подхода);
- развитие инструментов контроля за финансовыми организациями, (в том числе развитие пруденциального контроля);
- борьба с теневым наличным оборотом и отмыванием средств от экономических преступлений.
Стоить принять во внимание, что при достаточно частом употреблении термина «сомнительные операции» анализ российской нормативно-правовой базы показал, что в законодательстве такое понятие не закреплено, а также не исследовано среди отечественных ученых. Некоторые характеристики сомнительных операций изложены в письмах и методических рекомендациях Банка России (рис. 3).
Так, в приложении к Письму № 172-Т Банк России отмечает, что в качестве сомнительных операций признаются операции, «осуществляемые клиентами кредитных организаций, имеющие необычный характер и признаки отсутствия явного экономического смысла и очевидных законных целей, которые могут проводиться для вывода капитала из страны, финансирование «серого» импорта, перевод денежных средств из безналичной в наличную форму и последующий уход от налогообложения, а также финансовая поддержка коррупции и другие противозаконные действия» [4].
Л
Письмо Банка России от 26.12.2005 N2161-1 «Об усилении работы по предотвращению сомнительных операций кредитных организаций» [3]
• операции, связанные с коптимизациеи» кредитными организациями налогообложения в интересах владельцев банков и несущие высокий риск оспаривания соответствующих действий кредитных организаций налоговыми органами
Письмо Банка России от 04.09.2013 № 172-Т «О приоритетных мерах при осуществлении банковского надзора» [4-]
«операции, осуществляемые клиентами кредитных
организаций, имеющие необычн ы й характер и признаки отсутствия явногозкономическогосмысла. Целью подобных операций может быть вывод ка п итал а из стран ы,финан си рование «серого» импорта, перевод денежных средств из безналичной
а наличную форму и последующий уход от нал огообл ожен ия, а та кже фи н а н совая п одцержка коррупции и другие противозаконные действия
---х
Методическим \
рекомендациям Банка России от 16.02.2013 №5-МР «О подходах к управлению кредитными организациями рискомлегализации (отмы ва н ил) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» [В]
■ операции,действительными целями которыхглогут являться неуплата налогов, таможенных платежей,
вывод денежных средств за рубеж, легализация незаконнополученных доходов и иные незаконные действия, в том числе транзитные операции
Рисунок 3. Определения сомнительных операций, указанные в нормативных актах Банка России. Банк России не вправе применять к кредитным организациям меры воздействия за проведение сомнительных финан-
совых операций. Как правило, основанием служит выявленные в деятельности банка несоблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере противодействия отмыванию незаконных доходов, которые характеризуют недостаточно эффективную систему внутреннего контроля в банке и способствуют созданию реальной угрозы интересам кредиторов данной кредитной организации.
В толковом словаре С.И. Ожегова [9] понятие «сомнительная» характеризуется как вызывающая сомнение, подозрение в чем-либо, непроверенная, небесспорная, неочевидная, а понятие «сомнение» можно определить как неуверенность в истинности чего-либо, мысль о возможном несоответствии чего-либо действительности [10].
Таким образом, можно определить сомнительную операцию, как финансовую операцию, осуществляемую с участием финансово-кредитного учреждения и физического или юридического лица, целью которой с высокой долей вероятности является деятельность по легализации незаконно полученных доходов. База критериев сомнительных операций разработана Банком России и сформирована в Положении Банка России от 02.03.2012 № 375-П [2].
Основными видами проводимых сомнительных операций остается вывод капитала за рубеж и обналичивание, а также транзитные операции (рис. 4).
Намеренное ".янышение цен на декларируемые товары, вводимые нл территорию Российской Федерации
Прождлжа профессиональными участниками рынка ценных : .1: еврооаттпгацпп на крупные суммы
юридическим лпцам-резгщентам (фирмам "однодневкам") с дальнейшей ттх передачей иностранным компаниям и неденежноп форме
- Акк> му.'ШГОШЧШ!! Денежные срСДСТИЙ.ПОСТУПЛЮЩПОХ 1.17" : : 11 11 ■ :: 1'. на '.чет": . с дальнейшим перечислением ^снежныл средств в пользу нерезидентов
• Акку му лпрование денежных средств на счетах в банках-неречпдеитах. участвующих в переводе дснежнр.т:: средств в плтптччую фору_ ,
Рисунок 4. Виды сомнительных операций и их характеристика.
Особое внимание со стороны Центрального Банка Российской федерации и финансового рынка, несомненно, принадлежит операциям транзитного характера. Для проведения таких операций, как правило, используются так называемые «фирмы-однодневки», не занимающиеся реальной финансово-хозяйственной деятельностью. Налоги и иные обязательные платежи такими организациями компаниями не
уплачиваются или уплачиваются в минимальных суммах, чтобы приводит у уменьшению доходов, поступающих в бюджет и наносит вред национальной экономике. На рисунке 5 представлена характеристика сомнительных транзитных операций на основании признаков, указанных письмах и методических рекомендациях Банка России.
Максутова А. А.
КОНТРОЛЬ ЗА ПРОВЕДЕНИЕМ СОМНИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ КЛИЕНТАМИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Письмо Банка России от 31.12.2014 № 236-Т «О повышении внимания кредитных организации к отдел ь н ы и о п е рация и клиентов» [5]
•Тра нзитн ая операция - операция, яа ррактеризующаяся регулярным зачислением денежных средств на счет клиента с последующим их списанием в срок, не превышающий двух дней со дня их зачисления втечение
н е менее трех месяцев п одрад. Деятельн остьтаких клиентов не имеет очевидногоэкономическогосмысла и очевидной закон ной цели.
М етодич ески е р еко мен даци и Банка России от 13.04.2016 № 10-МР «О повышении
внимания кредитных орга н иза ци й к отдельн ы м
оп ерациям кл и ентов» [ Б] -_^
* П р од олжител ьн ое в ремя (в сред н ем 3 месяца) н е проводятся операции, либо проводятся в незначительных
объемах. Впоследствии счета начинаютактивно исполыоваться клиентами для совершения втомчисле операций, имеющих запутанный и необычный характер, не имеющих о чевидного зкономическогосмысла и очевидной за кон ной цели, когорыемогут совер шагься для в ыв ода капитала из Российской Федерации, перевода денежных средств из безналичной в наличную форму.
•Уплата налогов или других обязательных платежей в
бюджетную систему Российской Федерации не осуществляется или осуществляется в незначительных разме рак, н е сопоставимых с масштабом деятельн ост владельца счета
♦Преобладающаячасть денежных средств зачисляется на банковские счета клиентовс выделением НДС, а сп исы ва ется кли ентами в п ол ьзу контрагентов без НДС
/''Методические рекомендации^ Банка России от21.07.2017 N2 18-МР «О подходах к управлению кредитными орга низа ция ми риском легализации доходов полученных преступным путем, и финансирования терроризма» [7]_>
^Методические рекомендации""^ Банка России от1Б.022015Н®5-МР «О подходах куправлению кредитными организациями риском легализации [ отмы вам ия) доходов, получен ных преступным путем, и финансирования терроризма» ^_М_^
Рисунок 5. Характеристика видов сомнительных транзитных операций на основании признаков, указанных в нормативных документах Банка России.
Проанализировав данные, представленные на рисунке 5, можно выделить следующие виды сомнительных операций:
- валовой транзит - операции по счетам клиентов с незначительной налоговой нагрузкой
- аккумулирующий транзит - операции, сопровождаемые сменой основания зачисления и списания денежных средств
- транзит повышенного риска - операции, непосредственно предшествующие выводу денежных средств за рубеж, их обналичиванию, проведению иных схем сомнительных операций.
Аккумулирующий транзит - главный элемент большинства схем по выводу капитала за рубеж, в том числе по сделкам с ценными бумагами и векселями, обналичивания, теневой продажи наличной выручки торговыми предприятиями, а также собранных в платежных терминалах.
Анализ схем по проведению сомнительных операций показал, что функционирование «фирм-однодневок» сводится к проведению ряда однотипных операций по представленной на рисунке 6.
Аккумулирование денежных средств клиентов
0
Транзит денежных средств на рассчетные счета других фиктивных организаций (Транзит повышенного риска)
0
Обналичивание денежных средпв / Вывод денежны* средств зарубеж
ят в росте расходов государственного бюджета на борьбу с организованной преступностью и терроризмом.
С учетом применения риск-ориентированного подхода в деятельности Банка России и в целях повышения прозрачности процедур принятия регуляторных решений в сфере противодействия отмыванию незаконных доходов, снижении воздействия субъективного фактора на принимаемые решения по инициированию проверок поднадзорных субъектов и применению к ним мер воздействия (в том числе отзыву лицензий) предлагается проводить оценку риска вовлечения кредитной организации в проведение сомнительных операций следующим образом.
Уровень риска вовлеченности кредитной организации в проведение сомнительных операций в определенный период времени, предлагается оценивать балльно-весовым методом, рекомендованным Базельским комитетом по банковскому надзору, по показателям, объединенных в 3 группы:
1. Уровень вовлеченности в проведение сомнительных операций с безналичным денежным оборотом;
2. Уровень вовлеченности в проведение сомнительных операций с наличным денежным оборотом;
3. Уровень вовлеченности в проведение сомнительных транзитных операций.
Исходя их полученных оценок показателей в составе показателя риск вовлеченности кредитной организации в проведение сомнительных операций, а также отдельных факторов поведенческого характера определяются интервалы однородного уровня риска поднадзорной организации по данному показателю. Шкала оценки уровня риска вовлечения кредитной организации состоит из четырех интервалов, соответствующих значениям: «низкий», «приемлемый», «повышенный», «высокий». Предложенная шкала (рис. 7) способствует упрощению и унификации выбора регулятором мероприятий для минимизации такого риска.
Рисунок 6. Цикл проведения сомнительных операций.
Вовлеченность в проведение сомнительных операций приводит к возникновению большого количества рисков, которые непосредственно связаны с риском потери деловой репутации, операционным риском, риском ликвидности, правовым, стра-новым, кредитным, рыночным и стратегическим риском, которые способствуют возникновению финансовых потерь для кредитной организации.
На национальном уровне экономические последствия от такого риска можно разделить на прямые и косвенные. Прямые последствия заключаются в увеличении объема теневого сектора в экономике с соответствующими отрицательными явлениями, как следствие, уменьшение поступлений в бюджет от прямых и косвенных налогов, таможенных платежей, вызванную контрабандой товаров и распространением мошеннических схем. Косвенные последствия от реализации риска состо-
( т Низкий «Кредитная организация не проводит сомнительных операций либо выявлено проведение сомнительных операций в незначительных объемах в последнем завершенном квартале
Приемлемый • Кредитная организация не проводит сомнительных операций либо выявлено проведение сомнительных операций в незначительных объемах в последнем завершенном квартале
Повышенный «Выявлено превышение пороговых значений сомнительных л операций (по сумме и доле) в последнем завершенном квартале, но работа кредитной организации по снижению риска вовлеченности субъекта в проведение сомнительных операций признана достаточной л
Г Высокий V \ •Выявлено превышение пороговых значений сомнительных операций (по сумме и доле) в последнем завершенном квартале. При этом работа кредитной организации по снижению рисков вовлеченности субъекта в проведение сомнительных операций признана недостаточной
Рисунок 7. Шкала оценки уровня риск вовлеченности субъекта в проведение сомнительных операций.
Эффективность деятельности Банка России как органа контроля в сфере противодействия легализации незаконно полученных доходов может подтверждаться устойчивой динамикой уменьшения объемов сомнительных операций, связанных с неправомерным выводом денежных средств за рубеж по различным сделкам, сомнительными операциями с наличными деньгами, а также с сомнительными транзитными операциями в банковском секторе. Однако, законодательное закрепление понятия «сомнительные операции», которое позволило бы Банку России применять меры воздействия к кредитным организациям за проведение таких операций, может способствовать снижению объемов вывода капитала за рубеж.
Выявление и идентификация рисковых ситуаций дают возможность управлять риском вовлечения кредитных организаций в процессы легализации преступных доходов - преступления, наносящего колоссальный ущерб национальной экономике. Предложенный в статье способ оценки риска способствует пониманию возникающих угроз со стороны кредитной организации и выбор адекватной меры для его минимизации.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 82,64%.
Список литературы:
1. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».
2. Положение Банка России от 02.03.2012 № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
3. Письмо Банка России от 26.12.2005 № 161-Т «Об усилении работы по предотвращению сомнительных операций кредитных организаций».
4. Письмо Банка России от 04.09.2013 № 172-Т «О приоритетных мерах при осуществлении банковского надзора».
5. Письмо Банка России от 31.12.2014 № 236-Т «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов».
6. Методические рекомендации Банка России от 13.04.2016 № 10-МР «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов».
7. Методические рекомендации Банка России от 21.07.2017 № 18-МР «О подходах к управлению кредитными организациями риском легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма».
8. Методические рекомендации Банка России от 16.02.2018 № 5-МР «О подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма».
9. Большой академический словарь русского языка / Гл. ред. К. С. Горбачевич, А. С. Герд. — М., СПб.: Наука, 2004.-662 с.
10. Ожегов, С.И.Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений /С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова // Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова.— 4-е изд., дополненное.— М.: Азбуковник, 1999.— 944с.
11. Официальный сайт Банка России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cbr.ru/
РЕЦЕНЗИЯ
на статью аспиранта Департамента учета, анализа и аудита ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Максутовой А.А. «Контроль за проведением сомнительных операций клиентами кредитных организаций и оценка риска вовлечения кредитных организаций в отмывание незаконно полученных доходов» В статье рассматриваются основные принципы организации системы внутреннего контроля в кредитных организациях, обозначены преимущества использования риск-ориентированного подхода к контролю за рисками легализации преступных доходов и финансирования терроризма для этих организаций. Кроме того, определен перечень
проблем на пути внедрения риск-ориентированного подхода к оценке деятельности кредитных организаций.
Автором рассмотрена проблема создания эффективной системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем в Российской Федерации. Актуальность исследования не вызывает сомнения, поскольку в условиях политических и социально-экономических вызовов проблемы противодействия отмыванию незаконных доходов и борьбы с теневой экономикой занимают центральное место в обеспечении безопасности страны, формированию системы уголовных и административных санкций в этой сфере.
Проблемы неправомерного вывода денежных средств за рубеж и их обналичивание через банковский сектор в учебной и научной литературе освещены крайне мало и им посвящено незначительное количество работ. Тем не менее, задачи повышения эффективности контроля за проведением сомнительных операций клиентами кредитных организаций и разработки методов оценка риска вовлечения кредитных организаций в отмывание незаконно полученных доходов являются приоритетным направлением государственной политики.
В статье показано, что в настоящее время политика Банка России по регулированию банковского сектора в области противодействия отмыванию незаконных доходов работает эффективно, что подтверждается снижением объемов проводимых сомнительных операций, однако по-прежнему существует ряд проблем. Проанализировано понятие «сомнительные операции» и дано его авторское определение. Кроме того, автором предложена классификация сомнительных операций. Проведен анализ влияния проведения сомнительных операций на национальную экономику, обозначены последствия такого риска и предложен подход к оценке риска вовлечения кредитной организации в проведение сомнительных операций.
Материал, изложенный в статье, и выводы, которые делает автор, представляются чрезвычайно актуальными в условиях современной экономической ситуации в мировой экономике, когда от того, какие методики и какие методологии заложены в основу контроля, зависит не только финансовое благополучие, но и способность к выживанию отдельных компаний и стран.
Следует отметить что выводы и предложения, раскрытые в рецензируемой статье направлены на повышение прозрачности деятельности финансового сектора и предотвращение угроз безопасности национальной экономики.
Разработанные практические рекомендации имеют прямое прикладное значение в регулировании банковского сектора, а также направления развития законодательной базы в области противодействия легализации незаконных доходов.
Следует обратить внимание на чёткое структурирование и изложение материала рукописи, что помогает пониманию исследуемых проблем.
Считаю, что статья «Контроль за проведением сомнительных операций клиентами кредитных организаций и оценка риска вовлечения кредитных организаций в отмывание незаконно полученных доходов» выполнена на высоком профессиональном уровне и может быть рекомендована для публикации в журнале «Проблемы экономики и юридической практики».
профессор Департамента учета, анализа и аудита ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», доктор экономических наук
Ситнов А. А.