УДК 33 ББК 65
РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ
КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ
ЕЛЕНА ИВАНОВНА КУЗНЕЦОВА,
профессор кафедры экономической безопасности, финансов и экономического анализа Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор экономических наук, профессор
E-mail: [email protected]; ДМИТРИЙ ВИКТОРОВИЧ БУРЫКИН, доцент кафедры экономической безопасности, финансов и экономического анализа Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат экономических наук E-mail: [email protected]; СОФЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА МАСТЕРОВА, адъюнкт ФПНПиНК по кафедре экономической безопасности, финансов и экономического анализа
Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: [email protected] Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Все большую актуальность в современной деятельности коммерческих банков приобретают вопросы повышения качества внутреннего контроля и управления рисками. Внутренний контроль выступает на современном этапе как постоянный элемент предупреждения рисков при оценке любого банковского продукта и технологий менеджмента банка. В статье определены направления организации внутреннего контроля в кредитных организациях в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, классификации определенных типов финансовых организаций, категории клиентов, продуктов и актуальных видов операций.
Ключевые слова: контроль, концепция внутреннего контроля, система внутреннего контроля, риск-ориентированный подход, кредитные организации.
Abstract. Of increasing importance in the modern activities of commercial banks, issues of improving the quality of internal control and risk management. Internal control acts on the contemporary stage as a permanent element in the prevention of risks in the rating of any banking product and technologies of management of the Bank. The article identified areas of internal control in credit organizations in order to counteract the legalization (laundering) of incomes obtained in a criminal way and financing of terrorism, the classification of certain types of financial institutions, category of customers, products and current operations.
Keywords: the control, concept of internal control, internal control system, risk-based approach, a credit institution.
Повышение качества внутреннего контроля и управления рисками является необходимым признаком интенсивной модели развития банковского сектора, обеспечивает эффективность ведения банковского дела и принятия управленческих решений, определяет возможности идентификации рисков и
оценку негативных последствий их реализации, что позволяет принять адекватные меры реагирования.
Банком России уделяется большое внимание развитию внутреннего контроля на основе общепризнанных принципов. В связи с чем, новая редакция Положения Банка России от 16.03.2003
№ 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» разработана на основе рекомендаций Базельского комитета и построена по модели «три линии защиты», где предусмотрены более жесткие требования к системе внутреннего контроля, четко разделены функции внутреннего контроля и внутреннего аудита.
В современных условиях Банк России использует риск-ориентированный внутренний контроль как постоянный элемент не только контроля, но и предупреждения рисков. Сегодня риск является одним из ключевых параметров оценки любого банковского продукта и технологий менеджмента банка.
Риск-ориентированный подход нацелен на превентивные меры, где процессы риск-контроля обеспечивают рекомендации, способствующие достижению стратегических целей банка. Применение такого подхода способствует:
• повышению экономической эффективности внутреннего контроля;
• снижению рисков, которые впоследствии могут оказать неблагоприятное финансовое влияние на операции;
• связи стратегического (Совет Директоров) и тактического уровней управления (старшие менеджеры), в части получаемой информации о существенных рисках и предложениях по их предупреждению и нейтрализации. Определяя цель организации внутреннего контроля в кредитных организациях в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, необходимо учесть не только обеспечение защиты кредитной организации от проникновения в нее преступных доходов, но и управление риском легализации (отмывания) доходов в целях его минимизации.
Обеспечивая риск-ориентированный внутренний контроль кредитных организаций необходимо учитывать положения Федерального закона Российской Федерации от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Требования к правилам проведения внутреннего контроля изложены в Положе-
нии Банка России от 2 марта 2012 г. № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», где управлению риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма уделяется особое внимание в части мер по классификации клиентов с учетом критериев риска. С привлечением классификации клиентов осуществляется оценка степени риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также по определению риска вовлеченности кредитной организации в использование услуг в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.
Важным считается вопрос классификации определенных типов финансовых организаций, категорий клиентов, продуктов или определения актуальных видов операций, сведения о которых представляются в уполномоченный орган. Весь данный перечень определен в Положении Банка России от 29 августа 2008 года № 321-П «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». К ним относят:
• операции с денежными средствами в наличной форме;
• операции с лицами, имеющими регистрацию в государстве, которое не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
• операции по банковским счетам (вкладам);
• иные сделки с движимым имуществом.
В число операций, требующих особого внимания, в последние годы дополнительно включены транзитные операции, операции по обналичиванию денежных средств с использованием инфраструктуры Почты России, платежных агентов, а также розничной торговой сети.
Здесь также необходимо учитывать качественные характеристики сомнительных и транзитных операций. Для целей квалификации операций в качестве сомнительных операций используются признаки, указывающие на необычный характер сделки, указанные в приложении к Положению Банка России от 2 марта 2012 года № 375-П, в котором к сомнительным относят
операции, осуществляемые клиентами кредитных организаций, имеющие необычный характер и признаки отсутствия явного экономического смысла и очевидных законных целей. Данные операции могут проводиться для вывода капитала из страны, финансирования «серого» импорта, перевода денежных средств из безналичной в наличную форму и последующего ухода от налогообложения, а также для финансовой поддержки коррупции и других противозаконных целей.
Критерии выявления транзитных операций приведены в Письме Банка России от 31 декабря 2014 года № 236-Т «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов», где дан четкий перечень признаков, по которым можно характеризовать транзитные операции:
• регулярность проведения (обычно, проводятся ежедневно);
• длительность проведения (длятся не меньше трех месяцев);
• на счет клиента приходит перечисление денежных средств от большого количества резидентов, со счетов, которые открыты в различных в банках РФ, после чего, в срок, не больший чем, 2 дня с момента их зачисления, происходит списание данных денежных средств;
• минимальная налоговая нагрузка, т.е. зачисление и списание денежных средств со счета клиента с минимальными налоговыми обязательствами, либо обязательства по уплате налогов отсутствуют;
• уплата обязательных платежей в бюджет РФ не осуществляется, или осуществляется в незначительном размере, который не сопоставим с масштабом деятельности счета клиента. Контроль за операциями с денежными средствами в наличной форме и незаконному вывозу материального капитала за рубеж определены Банком России в Письме от 4 сентября 2013 года № 172-Т
«О приоритетных мерах при осуществлении банковского надзора», в котором под критериальным
признаком высокой вовлеченности кредитной организации в проведение сомнительных безналичных и (или) наличных операций понимается одно из следующих обстоятельств:
• превышение за последний квартал суммарного значения удельного веса (доли) объема сомнительных наличных операций в объемах дебетовых оборотов по счетам юридических и физических лиц и удельного веса (доли) объема сомнительных безналичных операций в объемах дебетовых оборотов по счетам юридических лиц величины 5 процентов, и (или)
• превышение за последний квартал объема сомнительных безналичных операций величины 5 млрд руб., и (или)
• превышение за последний квартал объема сомнительных наличных операций величины 5 млрд руб.
Неисполнение законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 рублей; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.
В современных условиях система должна обладать большой гибкостью, для быстрой адаптации к особенностям клиентской базы. Кроме того, следует обратить особое внимание, что различные схемы проведения незаконных финансовых операций появляются крайне быстро, в связи с чем, возможность в формулировке полного перечня необычных сделок, в настоящее время, отсутствует.
При нынешних обстоятельствах, крайне необходима помощь специалистов по финансовому мониторингу в самих банках и кредитных организациях, которые смогут оперативно отлаживать систему контроля для оперативного реагирования на различные ситуации.
Именно поэтому, необходимо серьезно отнестись к созданию службы внутреннего контроля и аудита в банках и кредитных организация.
Литература
1. Федеральный закон Российской Федерации от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
2. Положение Банка России от 16.03.2003 № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах».
3. Положение Банка России от 2 марта 2012 г. № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
4. Финансово-кредитная система. Учебное пособие / под ред. С.М. Проявы; М-во внутренних
дел Российской Федерации, Московский ун-т. Москва, 2008.
5. Бурыкин Д.В. Риски и угрозы в экономической деятельности организации // Экономика и предпринимательство.2016. № 11-1 (76-1). С. 484— 487.
6. Кузнецова Е.И., Мастерова С.А. Повышение качества внутреннего контроля и управления рисками в кредитной организации // Образование. Наука. Научные кадры. 2015. № 6. С. 172—175.
7. Кузнецова Е.И., Русавская А.В. Современные особенности конкуренции в банковском секторе // Ученые записки Российской академии предпринимательства. 2014. № 41. С. 382—391.
УДК 338 ББК 65.28
МОНИТОРИНГ НЕФТЕГАЗОВЫХ РЫНКОВ: РЕСУРСНО-ФИНАНСОВАЯ СТРУКТУРИЗАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ ТОРГОВЫХ АГЕНТОВ С НЕЛИНЕЙНЫМИ ОПЕРАЦИОННЫМИ ТРАЕКТОРИЯМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЛОКАЛИЗОВАННЫМИ ИНТЕРЕСАМИ В РЫНОЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КВАЗИ-АВТОНОМНЫХ СДЕЛОК1
ЕВГЕНИЙ ЛЕОНИДОВИЧ ЛОГИНОВ,
заместитель директора по научной работе Института проблем рынка РАН,
доктор экономических наук, профессор РАН, дважды лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
E-mail: [email protected]; СВЕТЛАНА ИВАНОВНА БОРТАЛЕВИЧ, заведующая Центром исследования проблем развития энергетических рынков и энергетической инфраструктуры
Института проблем рынка РАН, доктор экономических наук, доцент
E-mail: [email protected]; АЛЕКСАНДР АНАТОЛЬЕВИЧ ШКУТА, профессор департамента «Мировой экономики и мировых финансов» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор экономических наук
E-mail: [email protected]; ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ СОРОКИН, младший научный сотрудник Института проблем рынка РАН Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 16-02-00465а «Разработка механизма мониторинга, моделирования и планирования отраслевого развития в промышленности России и ЕАЭС на основе анализа кооперационной динамики агрегированных экономических субъектов»).