Научная статья на тему 'Мобильные платежи: риски использования в сомнительных операциях'

Мобильные платежи: риски использования в сомнительных операциях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
453
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОБИЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ / БАНКОВСКИЕ РИСКИ / ОТМЫВАНИЕ ДЕНЕГ / СЛУЖБА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ревенков П. В., Тимкова А. А.

В статье рассматриваются условия (как за рубежом, так и в России), необходимые для распространения мобильных платежей. Проанализирован вопрос организации финансового мониторинга в кредитных организациях в связи с распространением мобильных платежей. Приведены модели отмывания денег, а также примеры изучения источников рисков службой внутреннего контроля кредитной организации в рамках осуществления дистанционного банковского обслуживания с помощью мобильных платежей. Отмечены способы отмывания денег с использованием фондовых бирж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мобильные платежи: риски использования в сомнительных операциях»

Удк 336.71

мобильные платежи: риски использования в сомнительных операциях*

П. В. РЕВЕНКОВ, кандидат экономических наук, заведующий сектором Департамента банковского регулирования и надзора Е-mail: rpv@mail оЬГ. т Банк России

А. А. ТИМКОВА, аспирант кафедры банковского дела Е-mail: taa8@cbr. т Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов

В статье рассматриваются условия (как за рубежом, так и в России), необходимые для распространения мобильных платежей. Проанализирован вопрос организации финансового мониторинга в кредитных организациях в связи с распространением мобильных платежей. Приведены модели отмывания денег, а также примеры изучения источников рисков службой внутреннего контроля кредитной организации в рамках осуществления дистанционного банковского обслуживания с помощью мобильных платежей. Отмечены способы отмывания денег с использованием фондовых бирж.

Ключевые слова: мобильные платежи, банковские риски, отмывание денег, служба внутреннего контроля.

В настоящее время мобильные платежи (МП) становятся привычной операцией для многих клиентов крупных и средних банков. Эксперты в области банковского дела признают, что у сферы беспроводных денежных транзакций отличные перспективы, поскольку потенциал такой связи велик, а появление смартфонов и соответствующих финансовых приложений к ним дает возможность

* Настоящая статья выражает исключительно мнение авторов и не отражает позиции Банка России.

создавать «мобильный кошелек или электронный банк в кармане» 1.

К основным услугам с использованием МП относятся:

- переводы, осуществляемые посредством SMS-сообщений;

- платежи в торговых автоматах за счет аванса средств, внесенных оператору связи;

- платежи с использованием банковских карт;

- платежи через системы мобильного банкинга.

Главными преимуществами мобильных платежей являются:

- доступная стоимость;

- высокая скорость передачи данных;

- простой доступ к передовым технологиям.

Добавим, что пользователи МП могут совершать свои операции в режиме 24/72: необходимо только находиться в зоне приема сотовой связи.

По приблизительным оценкам экспертов, на руках у населения имеется свыше 3 млрд мобиль-

1 Данная услуга может быть весьма привлекательной для иммигрантов и тех, кто выезжает на работу в зарубежье, где зачастую не имеет собственных банковских счетов. Подобная технология существенно упрощает отправку денег на родину своим семьям и родственникам.

2 24 часа в сутки, в любой день недели.

ных телефонов, а количество открытых банковских счетов составляет около 1 млрд. К 2014 г. совокупный объем платежей, совершаемых по мобильным телефонам, по предположению аналитиков, возрастет четырехкратно и достигнет 630 млрд долл. Относительная дешевизна мобильных телефонов стала одной из причин их быстрого распространения среди населения развивающихся стран.

Развитие новых платежных методов с использованием мобильных телефонов влечет:

- расширение доступа населения к финансовым услугам;

- перевод операций из неофициального сектора в официальный.

В то же время использование мобильных телефонов для оплаты товаров и услуг и осуществления денежных переводов без обладания банковскими счетами в условиях анонимности и слабого надзора создает благоприятные возможности для отмывания денег и совершения иных противозаконных действий [3, 4].

По словам руководителя Росфинмониторинга Ю. А. Чиханчина, специфическая информационная среда «паутины» (Интернета) и фантастическая скорость осуществления транзакций (перевода денег со счета на счет) создают безграничную международную среду для криминальных финансовых потоков. Распознавать их можно только всеобщими усилиями [1].

Мобильные платежи значительно облегчают использование «денежных мулов». «Денежными мулами» называют финансовых посредников, которые открывают и используют банковские счета для перевода денежных средств со счетов обманутых на счета преступников. Как правило, люди, выступающие «денежными мулами», не догадываются о своей роли в этих аферах. Преступники нанимают их на работу на вакансии «агент по переводу денег», «административный представитель» или же «агент по процессингу платежей» и выплачивают им определенный процент от суммы перевода. В 2010 г. использование «денежных мулов» для отмывания денег стало частым явлением в Интернете.

Очевидно, что для успешной борьбы с финансовыми махинациями и отмыванием денег в сети недостаточно усилий только финансовых разведок. Необходимо вовлекать в этот процесс:

- частных администраторов, которые регистрируют интернет-провайдеров;

- программистов;

- специалистов по информационной и сетевой безопасности.

Учитывая, что вся «антиотмывочная» система как в России, так и в мировом пространстве ныне выстроена на идентификации клиентов, МП значительно усложняют выполнение всех принятых ранее процедур для идентификации клиентов.

Банковские работники по различным причинам не всегда обращают внимание на возможную криминальность совершаемых транзакций. В связи с этим риски, связанные с возможным использованием систем мобильных банков для отмывания денег, постепенно стали носить глобальный характер.

Ряд проблем снял Федеральный закон от 27.06.2011 N° 161-ФЗ «О национальной платежной системе». При помощи электронных денежных средств можно осуществлять только ограниченные по размеру платежи. При этом ограничения для физических и юридических лиц различны.

Физическое лицо может осуществлять платежи электронными денежными средствами либо после идентификации, либо инкогнито. Если физическое лицо переводит электронные денежные средства с предварительной идентификацией, то предельная сумма остатка3 его электронных денежных средств не должна превышать 100 тыс. руб. Сумму, которая больше предельно допустимой, физическое лицо может получить наличными либо перевести на банковский счет или без использования банковского счета. Однако законодательно не уточнено, должен ли банковский счет быть открыт на имя физического лица, осуществляющего перевод (получающего наличные средства) или на имя иного лица.

Физическое лицо может расплачиваться электронными денежными средствами без идентификации. В этом случае остаток его электронных средств не должен быть более 15 тыс. руб., а общая сумма, на которую проводятся операции по одному остатку, не может превышать 40 тыс. руб. в месяц.

Юридические лица для осуществления расчетов при помощи электронных денежных средств обязаны всегда проходить идентификацию. Они смогут получать платежи электронными денежными средствами, но не будут иметь возможности самостоятельно

3 Перевод денежных средств от плательщика к получателю осуществляется при помощи электронных средств платежа (банковских карт, МП и иных средств, позволяющих произвести безналичный расчет) без открытия счета. Однако оператор электронных денежных средств в любом случае создает некое подобие счета, так, он обязан учитывать движение электронных денежных средств.

переводить свои денежные средства в электронные. Полученные электронные денежные средства юридическое лицо может либо зачислить на свой банковский счет, либо перевести физическому лицу. Расчеты электронными денежными средствами между юридическими лицами не предусмотрены. Максимальная сумма остатка электронных денежных средств для юридического лица составляет 100 тыс. руб. Денежные средства сверх этой суммы должны зачисляться на банковский счет юридического лица.

На глобальный характер рисков при использовании мобильных платежей постоянно обращает внимание ФАТФ4.

Основная обязанность кредитных организаций (возложенная на них рекомендациями ФАТФ) состоит в надлежащей проверке клиентов и информировании компетентных органов обо всех сомнительных операциях, совершаемых клиентами банка.

Надлежащая проверка клиентов заключается:

- в идентификации и подтверждении личности не только самого клиента, но и бенефициара5;

- в постоянном отслеживании деловых отношений (в том числе - сделок) клиента.

С целью идентификации бенефициара банку необходимо установить, в чью собственность перейдут денежные средства или имущество. Если бенефициаром является юридическое лицо, следует выяснить:

- кто является его учредителем;

- не являются ли стороны такой сделки взаимозависимыми лицами.

В случае с МП задача идентификации усложняется во много раз. После того как клиент оформил договор с банком, он начинает работать самостоятельно. Часть процедур становится невыполнимой. Поэтому для МП необходимы специальные меры для идентификации.

Для описания процессов, направленных на легализацию доходов, полученных преступных путем, чаще всего используют две модели отмывания денег:

- трехфазовую;

- четырехфазовую.

4 Международная организация Financial Action Task Force (FATF), созданная в 1989 г. странами «Большой семерки». Сейчас в ФАТФ входит более 30 государств. Российская Федерация является членом ФАТФ с июня 2003 г.

5 Бенефициар (ий) (от лат. beneficium - благодеяние) - выго-

доприобретатель, т. е. лицо, пользующееся благами по договору

или иному законному основанию, в том числе лицо, в интересах которого осуществляется доверительная собственность, получатель денег по аккредитиву и страховому полису.

В первом случае модель включает следующие фазы:

- размещение (placement);

- расслоение (layering);

- интеграция (integration).

Эти фазы могут осуществляться одновременно или частично накладываться друг на друга. Это зависит от выбранного механизма легализации и от требований, предъявляемых преступной организацией.

Размещение (placement) наличных денежных средств необходимо для отделения грязных средств от места их происхождения. Для этого применяются различные финансовые инструменты. Размещение также осуществляется в финансовых учреждениях, розничной торговле. Чаще всего операции осуществляются за пределами страны.

Этап размещения крупных сумм наличности является самым слабым звеном в процессе отмывания денег. Незаконно полученные средства наиболее легко могут быть выявлены на этом этапе.

Расслоение (layering) - отрыв незаконных доходов от их источников путем сложной цепи финансовых операций, направленных на маскировку проверяемого следа происхождения денег. Если размещение больших сумм денег прошло успешно, т. е. не было обнаружено, то вскрыть дальнейшие действия «отмывателей» денег становится намного труднее. Различные финансовые операции наслаиваются одна на другую с целью усложнить работу правоохранительных органов по обнаружению незаконных фондов, подлежащих конфискации. Мобильные платежи чаще всего используются на данном этапе.

Интеграция (integration) - стадия процесса легализации, непосредственно направленная на придание видимости законности преступно нажитому состоянию.

Четырехфазовая модель отмывания денег6 имеет следующую структуру.

Первая фаза - освобождение от наличных денег и перечисление их в банки на собственные счета подставных лиц.

Вторая фаза - распределение денежных средств путем банковских операций и операций с ценными бумагами.

Третья фаза - маскировка следов совершенного преступления:

6 Используется, например, в исследованиях экспертами ООН.

- использование для открытия счетов банков, удаленных от места совершения преступления и проживания преступников;

- перевод денег со счетов иностранных фирм на счета преступников в рамках фиктивных хозяйственных договоров.

Четвертая фаза - инвестирование отмытых капиталов в легальную экономику [2].

Одним из основных инструментов контроля за противоправным использованием МП в кредитной организации является организация внутреннего контроля, во главе которого находится служба внутреннего контроля (СВК).

Обязательные процедуры внутреннего контроля должны выполняться в каждой кредитной организации в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Его целью является защита прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Надлежащая организация внутреннего контроля в совокупности с должной работой подразделения по финансовому мониторингу могут заметно минимизировать риски вовлечения кредитных организаций в операции, направленные на отмывание денег.

Основополагающим нормативным актом, устанавливающим порядок осуществления внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах на территории Российской Федерации, а также порядок осуществления Банком России надзора за соблюдением указанных правил, является разработанное Банком России положение от 16.12.2003 № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах».

В соответствии с данным положением в части управления банковскими рисками система внутреннего контроля7 кредитной организации должна обеспечивать контроль:

- за функционированием системы управления банковскими рисками;

7 Под системой органов внутреннего контроля понимается определенная учредительными и внутренними документами кредитной организации совокупность органов управления, а также подразделений и служащих (ответственных сотрудников), выполняющих функции в рамках системы внутреннего контроля.

- за оценкой банковских рисков;

- за управлением информационными потоками (получением и передачей информации);

- за обеспечением информационной безопасности.

Новая реальность и вопросы безопасности, с которыми вынуждены сталкиваться кредитные организации и их клиенты при использовании МП, требуют модернизации, а в ряде случаев - значительного пересмотра процедур мониторинга и парирования рисков, соответствующей организации процедур внутреннего контроля и квалификации специалистов службы внутреннего контроля.

Документ Банка России от 02.03.2012 № 375-П «Положение о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» определил функции внутреннего контроля по управлению риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. В приложении к данному документу приведены признаки, указывающие на необычный характер сделки (классификатор), и код 21 «Признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, при осуществлении электронного банкинга и расчетов по банковским картам».

Появление новых источников типичных банковских рисков8, в основе которых лежат особенности функционирования системы МП, потребовало пересмотра методологии анализа и оценки рисков9.

В основе анализа последствий проявления источников рисков отмывания денег должны быть четко установленные причинно-следственные связи, т. е. каждый недостаток обязан восприниматься как причина возрастания уровня одного из типичных банковских рисков.

Методология анализа рисков, связанных с использованием МП, должна строиться по следующей схеме (см. рисунок):

источники рисков ^ возможные последствия ^ сложившаяся ситуация.

8 Типичные банковские риски перечислены в письме Банка России от 23.06.2004 № 70-Т «О типичных банковских рисках».

9 Речь идет об индивидуальных архитектурах внутрибанковских распределенных компьютерных систем и индивидуальном наборе требований к обеспечению целостности и безопасности

информационных ресурсов, а также оригинальном наборе методов и средств внутреннего контроля.

Источники рисков отмывания денег

При оформлении договора с клиентом на обслуживание с использованием МП были недостаточно подробно изучены документы, характеризующие его основную деятельность

Последствия проявления

Клиент, занимаясь незаконной деятельностью в течение какого-то времени, успел перевести значительную денежную сумму в офшорные банки

Сложившаяся ситуация

Негативное мнение стало распространяться среди клиентов и деловых партнеров банка

Отток клиентов

Осложнение отношений с регулятором

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в США позволило резко сократить допуск ценных бумаг к листингу на Нью-Йоркской фондовой бирже. В соответствии с данным законом для акционерных обществ открытого типа:

а) создается новый режим контроля и регулирования финансовой деятельности;

б) происходят существенные изменения в области управления и требований к раскрытию информации.

Но эмитенты, для которых первостепенное значение имеет более либеральное регулирование, устремились в Лондон. В 2004-2008 гг. 361 компания

Риск потери репутации

Стратегический риск

Риск ликвидности

Правовой риск

Порядок анализа источников рисков, связанных с отмыванием денег (при использовании мобильных платежей), специалистами службы внутреннего контроля

Такого подхода следует придерживаться при разработке конкретных методик и процедур внутреннего контроля. В совокупности с непрерывной подготовкой/ переподготовкой специалистов службы внутреннего контроля он окажет существенную помощь при проведении анализа источников банковских рисков, связанных с использованием технологий дистанционного банковского обслуживания (МП - в частности).

Топ-менеджерам кредитных организаций необходимо хорошо представлять, что клиенты их банков, использующие МП и занимающиеся противоправной деятельностью, могут:

- нанести удар по репутации кредитной организации;

- создать серьезные осложнения во взаимоотношениях банка с регулирующими органами, вплоть до отзыва лицензии на осуществление банковских операций.

Многие эксперты в области противодействия отмыванию денег отмечают, что фондовые биржи постоянно используются в схемах, направленных на легализацию преступных доходов. В какой-то мере вступление в силу закона Сарбанеса-Оксли10

осуществила первоначальное публичное предложение акций на основном рынке Лондонской фондовой биржи, а 1 076 фирм - на Лондонском альтернативном инвестиционном рынке. Средства, привлеченные в результате этих размещений и последующей мобилизации капитала, превысили 230 млрд фунтов стерлингов, предоставив (по крайней мере в теории) прекрасную возможность для отмывания денег.

В настоящее время на Лондонской фондовой бирже котируются свыше 3 тыс. компаний, в том числе более 350 входят в международные группы. Растет число размещений в Лондоне ценных бумаг компаниями из стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии, некогда входивших в состав Советского Союза. Однако сама Лондонская фондовая биржа не проводит трудоемкой проверки на предмет отмывания денег. Этим занимаются правоохранительные и регистрирующие органы11.

По мнению специалистов Лондонской фондовой биржи, если компания решила зарегистрироваться на бирже с целью отмывания денег, то она не будет привлекательной для инвесторов, тщательно следящих за ее доходами и выручкой. Лондонская фондовая биржа осуществляет мониторинг и информирует о подозрительных сделках Управление финансовых услуг12.

'"Президент Буш 30.07.2002 подписал закон Сарбейнза-Оксли (англ. Sarbanes-Oxley Act), который представляет собой одно из самых значительных событий по изменению федерального законодательства США по ценным бумагам за последние 60 лет.

"Компании регистрируются Управлением регистрации Великобритании, которое и должно их проверять.

12Управление финансовых услуг, являясь одновременно регулятором сферы финансовых услуг для противодействия отмыванию денег и органом регистрации, тоже не отслеживает регистрации новых выпусков ценных бумаг с точки зрения потенциального отмывания денег.

Лондон - не единственное место, где фондовые биржи и финансовая сфера регулируются по-разному с точки зрения противодействия отмыванию денег. Для каждой страны характерна своя модель контроля за листингом.

В Швейцарии, например, Управление надзора за финансовыми рынками отвечает как за листинг на Швейцарской фондовой бирже в Цюрихе, так и за противодействие незаконным финансовым операциям. На практике оно делегирует свои полномочия по листингу Швейцарской бирже. Но именно Управление надзора за финансовыми рынками будет решать вопросы с любыми подозрительными действиями в рамках процедуры листинга.

В США листинг осуществляется на Нью-Йоркской фондовой бирже как для нее самой, так и для Amex Equities (бывшей Американской фондовой биржи). Борьба с отмыванием денег регулируется Комиссией по ценным бумагам и биржам на корпоративном уровне и Управлением регулирования финансовой отрасли - на уровне отдельных эмиссий.

Во Франции Банковская комиссия регулирует вопросы борьбы с отмыванием денег, а Управление по финансовым рынкам - листинг. Последнее должно утверждать все проспекты любой компании, желающей зарегистрироваться в Париже. Парижская фондовая биржа мониторингом листинга не занимается.

В Гонконге листинг регулируется территориальной Комиссией по ценным бумагам и фьючерсам, делегировавшей это право Гонконгской фондовой бирже. Валютное управление Гонконга занимается листингом банков.

В Индии Центральное управление листинга является регулирующим органом при Совете по ценным бумагам и биржам Индии. Оно обязано рассматривать и одобрять все документы, необходимые для листинга любой ценной бумаги на бирже, и консультировать Совет по вопросам, относящимся к политике, условиям и стандартам листинга.

В Сингапуре фондовая биржа осуществляет листинг, а Валютное управление Сингапура руководит мероприятиями по противодействию отмыванию денег.

Ныне какого-то координирующего органа по биржевым махинациям, направленным на отмы-

вание денег, нет Многие эксперты считают, что имеются более эффективные пути для противодействия таким преступлениям. Однако с этим можно поспорить: деньги отмываются только там, где для этого есть условия.

В заключение необходимо сделать несколько выводов:

1) только налаженная система финансового мониторинга, учитывающая все особенности осуществления мобильных платежей, может предостеречь кредитные организации от различных рисков, а также обеспечить стабильную и долгосрочную бесперебойную работу;

2) сотрудники, в чьи функции входят анализ источников рисков и их оценка, должны иметь соответствующую подготовку, позволяющую разбираться в причинах возникновения новых источников банковских рисков при осуществлении МП;

3) методики проведения проверок качества управления рисками технологий дистанционного банковского обслуживания, используемых в кредитных организациях, специалистами риск-подразделений и службы внутреннего контроля должны быть адаптированы под условия нового информационного контура банковской деятельности. Его основу составляют:

- аппаратно-программные средства как на стороне банка, так и на стороне клиента;

- надежность провайдеров и других участников контура.

Список литературы

1. Зыкова Т. Глобальная сеть стала мировой «прачечной» по отмыванию «грязных» денег // Российская газета. Федеральный выпуск. 10.11.2010. № 5332.

2. Каратаев М. В. Современные тенденции легализации преступных доходов и российская специфика // Банковское дело. 2011. № 4.

3. Ревенков П. В., Дудка А. Б., Сычев А. М., Пе-леницын А. М. Электронный банкинг. М.: Регламент. 2009.

4. Ревенков П. В., Каратаев М.В., Дудка А. Б., Воронин А. Н. Финансовый мониторинг: управление рисками отмывания денег в банке. М.: КНОРУС. 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.