Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2015. № 4. С. 78-88.
УДК 336.71
РИСКИ ОТМЫВАНИЯ ДЕНЕГ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ
ELECTRONIC MONEY: RISKS OF MONEY LAUNDERING
П.В. Ревенков P.V. Revenkov
Одинцовский гуманитарный университет Odintsovo Humanitarian University А.Б. Дудка АЕ. Dudka
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского Omsk State University n.a. F.M. Dostoevskiy
Статья поступила в редакцию 11 мая 2015 г.
Рассматривается понятие «электронные деньги» и приводятся преимущества электронных денег перед наличными, а систем электронного банкинга - перед классическим банкингом (обслуживание через офис). Представлены данные консалтинговых компаний о распространенности электронных денег как в России, так и за рубежом.
В силу своих особенностей электронные деньги все чаще стали использоваться в противоправных целях. Это связано с упрощенной, в ряде случаях, идентификацией клиентов и отсутствием прямого контакта банка и/или микрофинансовой организации с клиентом (виртуальный характер взаимодействия). Приведены основные негативные последствия отмывания денег для национальной безопасности. Рассмотрены основные задачи Financial Action Task Force (FATF) и приведены документы FATF, которые содержат рекомендации по снижению рисков в условиях применения электронных платежей.
Представлена обобщенная модель отмывания денег и рассмотрены источники риска отмывания денег и финансирования терроризма при осуществлении расчетов с использованием электронных платежей с привязкой к каждому этапу модели. Приведены признаки подозрительных операций, выполняемых с использованием электронных платежей, и примеры характерных сделок, направленных на легализацию преступных доходов. Рассмотрены дополнительные функции внутреннего контроля, которые рекомендуется выполнять в организациях в рамках проведения финансового мониторинга и управления рисками.
Приведены наиболее характерные мнения представителей разных профессий, принявших участие в опросе по тематике распространения электронных денег. В заключение приведены рекомендации топ-менеджерам организаций и руководителям риск-подразделений, от решений которых зависит выполнение мер, направленных на минимизацию последствий проявления риска отмывания денег и финансирования терроризма, связанного с возможным использованием электронных денег в противоправной деятельности.
The article deals with the concept of «electronic money» and are the advantages of electronic money compared to cash and electronic banking systems compared to the classical banking (service through the office). Data are given of consulting companies about the prevalence of electronic money, both in Russia and abroad.
Electronic money have been increasingly used for illegal purposes because of its features. This is due to the simplified in some cases, identification of customers and the absence of direct contact of the bank and/or microfinance organization with the client (the virtual nature of the interaction). There is given the main negative effects of money laundering to the national security. Considered the main objectives of the FATF and presented FATF's documents, which contain recommendations to reduce risk in the use of electronic payments.
There is represented the generalized model of money laundering and considers the sources of risk of money laundering and the financing of terrorism in the implementation of calculations using electronic payments tied to each stage of the model. The article depicts signs of suspicious transactions performed using electronic payments, and examples of typical transactions aimed at money laundering. The author discusses additional internal control functions, which are recommended in the organizations within the framework of financial monitoring and risk management.
There are given the most characteristic views of representatives of different professions, who participated in the survey on the subject of the spread of electronic money. In conclusion recommendations are given for top-managers of organizations and heads risk departments, the solution of which depends on the implementation of measures aimed at minimizing the consequences of manifestations of risk of money laundering and the financing of terrorism associated with the possible use of electronic money in illegal activities.
Ключевые слова: электронные деньги, преимущества электронных денег, риски отмывания денег, обобщенная модель отмывания денег, система внутреннего контроля.
Key words: electronic money, advantages of electronic money, risks of money laundering, general model of money laundering, Internal control system.
© П.В. Ревенков, А.Б. Дудка, 2015
Электронные деньги
Многие государства стараются решать задачу оптимизации денежного оборота с помощью электронных денег точно так же, как 2030 лет назад оптимизацию денежного оборота в основном связывали с банковскими картами. На сегодняшний день электронными деньгами, так или иначе, пользуются сотни миллионов людей по всему миру. С их помощью мы можем приобрести большинство всех тех благ и услуг, которые мы привыкли приобретать за наличный расчет или при помощи банковской карты.
Обобщая международные подходы к определению понятия «электронные деньги», можно сделать вывод, что они являются денежной стоимостью, предоставленной требованием на эмитента. При этом она:
- хранится на электронном устройстве;
- выпускается по получении средств эмитентом в размере не менее внесенной в качестве предоплаты денежной суммы;
- принимается в качестве средства платежа иными учреждениями, кроме эмитента.
На сайте Международного валютного фонда в одной из статей экспертов по электронным деньгам приведено следующее определение электронных денег (e-money): это электронное средство оплаты, любая программа, устройство или система, осуществляющие оплату путем передачи информации, хранимой в электронном виде [1].
Существующие в настоящий момент системы электронных денег принято разделять на две группы:
- электронные деньги на базе карт;
- электронные деньги на базе Интернета.
Системы электронных денег, относящиеся
к первой группе, представляют собой подтип электронных денег, инструментом обращения которых является карта со встроенным чипом, на котором записана информация о хранящихся на нем электронных деньгах. Приобретая у эмитента подобную карту, клиент может расплачиваться ею в специальных торговых точках, оборудованных соответствующим образом. В настоящий момент подобный тип электронных денег относительно мало распространен, поскольку во многом дублируется обычной банковской картой международных платежных систем.
Вторым типом электронных денег являются электронные деньги на базе Интернета. Ключевым аспектом таких электронных денег является отсутствие у них такого материального объекта, с помощью которого можно бы-
ло осуществлять их оборот. Все платежи происходят в Интернете on-line без какого-либо перемещения материальных объектов.
Отдельно стоит отметить системы платежей на базе мобильных телефонов. В таких системах электронные деньги привязаны к счету мобильного телефона пользователя, при помощи которого он расплачивается за услуги связи. Списание денег со счета абонента может осуществляться различными способами: SMS-сообщения, специальное программное обеспечение и др.
Современный мобильный телефон может одновременно использоваться для расчета как настоящими деньгами (через интернет-банкинг), так и электронными деньгами (либо через интернет-браузер, либо при помощи специального программного обеспечения).
Другой классификацией, которую принято вводить, является деление электронных денег на фиатные и нефиатные.
Электронные фиатные деньги номинированы в валюте какого-либо государства и являются разновидностью денежной единицы данного государства. Соответственно, эмиссия, оборот и погашение электронных фиатных денег регулируются законодательством государства, в валюте которого они выпущены. Признавая электронные деньги фиатными, государство обеспечивает их надежность и ценность. Электронные нефиатные деньги не выражены в валюте какого-либо государства, а эмитируются негосударственными организациями. Исполнение обязательств по таким электронным деньгам соответственно гарантируется только выпустившей их организацией. Обычно такие электронные деньги привязаны к стоимости одной из мировых валют.
Рассмотрим основные преимущества электронных денег:
1. Удобство для пользователей. Электронные деньги обладают превосходной делимостью, портативностью, их легко объединять. В отличие от наличных денег они идеально сохраняются (электронные деньги не теряют своих качеств с течением времени). Системы электронных платежей позволяют точно фиксировать момент платежа.
2. Очень низкая стоимость эмиссии электронных денег. Например, Европейскому Союзу наличные денежные средства обходятся более чем в 80 млрд евро в год, а странам евро-зоны - в 40-45 млрд евро (0,3-0,4 % ВВП евро-зоны [2]).
3. Удобство для интернет-магазинов и провайдеров. Подключение к системе электрон-
ных денег для многих компаний зачастую значительно проще, нежели обеспечение эквай-ринга банковских карт. Расчет, в отличие от платежа банковским переводом, осуществляется мгновенно.
4. Доступность для небольших интернет-магазинов. Прием банковских карт чреват высокой долей опротестований, которые нанесут серьезный убыток продавцу, особенно если он реализует виртуальные товары.
5. Конкурентоспособность. Для виртуальных магазинов предоставляемые способы оплаты представляют собой фактор конкурентоспособности. Ограничить выбор потребителя банковским или почтовым переводом зачастую означает потерять его как покупателя навсегда. Также электронные деньги могут быть более привычными для активных пользователей Интернета.
6. Низкий уровень риска. Клиенты традиционно настороженно относятся к расчетам в Интернете с использованием платежных карт. Именно поэтому до сих пор чрезвычайно актуальна оплата наличными курьеру по факту передачи товара. Для магазинов такая опция неудобна, так как служба доставки вынуждена возить с собой крупные суммы наличности, а также подвергаться риску получения фальшивых купюр. Электронные деньги дают клиентам уверенность в том, что они будут распоряжаться только той суммой, что находится в «кошельке», не рискуя иными средствами. Зачастую электронный «кошелек» является для клиента альтернативой «дополнительной» карты.
7. Адаптированность к удаленному характеру расчетов. Хотя оплата наличными курьеру может быть актуальна для физических товаров, для виртуальных (электронных книг, доступа к академическим базам данных, подарков в социальных сетях) такая опция недоступна. Как правило, такие покупки находятся в низшей ценовой категории и банковская карта не используется.
8. Получение карты требует от клиента обязательного личного присутствия. Данный аспект зачастую игнорируется, однако является одной из существенных причин недостаточного использования платежных карт. Не у всех потребителей есть физический доступ к банковским отделениям, для многих процедура получения карты сопряжена с неоправданной тратой времени [3].
Добавим, что электронные деньги могут выступать и эффективным способом привлечения клиентов за счет предоставления им максимальной свободы при осуществлении выбо-
ра. В отличие от обычного магазина, покупатель может покинуть сайт «торговой точки» одним нажатием клавиши - вне зависимости от того, рассматривал ли он витрину или дошел до этапа оплаты.
Количество пользователей электронных платежных систем выросло за год на 30 % и к концу 2014 г. составило 20,7 млн чел. Основным фактором роста пользователей электронных денег стал рост всей интернет-аудитории.
Две крупнейшие электронные платежные системы - WebMoney и Яндекс.Деньги - почти не изменили своих долей среди интернет-пользователей. Кошелек Visa Qiwi Wallet увеличил свое проникновение в интернет-аудиторию с 24,6 до 28,5 %, что в абсолютных значениях дает рост числа пользователей на 44 % за год, до 10 млн чел.
Наиболее значительный рост среди российских интернет-пользователей продемонстрировал сервис PayPal, увеличивший свою долю вдвое, а абсолютное число пользователей -до 6,5 млн чел. [4].
По данным консалтинговой компании Data Insight, в России по использованию он-лайн-платежей лидируют следующие категории населения: молодежь до 35 лет, люди с высокими доходами, жители Москвы и Санкт-Петербурга и опытные пользователи Интернета [5]. Однако в электронной коммерции наблюдается совсем другая тенденция: основной рост покупок приходится на периферийные регионы России, покупателей с невысокими доходами и лиц, недавно подключившихся к Интернету. В 2012 г. 22 млн чел. покупали товары и услуги в режиме онлайн, что на 30 % (5 млн чел.) больше, чем в 2011 г. При этом объем рынка розничной электронной торговли в 2012 г. составил около 405 млрд руб. (около 13 млрд дол. США), из них материальные товары - 280 млрд руб. [6]. Рост по сравнению с предыдущим годом составил 27 %.
В качестве недостатков электронных денег на сегодняшний день можно отметить:
- отсутствие устоявшегося правового регулирования в условиях применения электронных денег;
- востребованность электронных денег в специальных инструментах хранения и обращения;
- отсутствие узнаваемости (без специальных электронных устройств нельзя легко и быстро определить предмет, сумму и т. д.);
- возможность заинтересованных лиц отслеживать персональные данные плательщиков;
- возможность хищения электронных денег посредством инновационных методов, используя недостаточную зрелость технологий защиты и недостаточный уровень финансовой грамотности населения.
Добавим, что многие центральные банки настороженно относятся к развитию электронных денег, опасаясь неконтролируемой эмиссии и других спорных вопросов касательно внедрения электронных денег. Особо следует отметить проблему возможного использования электронных денег в схемах, направленных на отмывание денег и финансирование терроризма (далее - ОД/ФТ).
В силу своих особенностей электронные деньги все чаще стали использоваться в противоправных целях. Возможность открытия счетов и проведение финансовых транзакций без необходимости личного посещения банка (в случае с электронным банкингом1) и осуществление расчетов с минимальным набором сведений для идентификации (в случае с электронными кошельками) создает максимально благоприятные условия для использования данных технологий в схемах, направленных на ОД/ФТ. Иногда бывает трудно определить, из какой страны осуществляется доступ по Интернету к персональным счетам, а банковские работники по различным причинам не обращают внимание на возможную криминальность совершаемых транзакций.
Дополнительно к проблемам идентификации в условиях виртуального характера взаимодействия организации с клиентом на сегодняшний день относятся:
- отсутствие правовой базы дистанционного банковского обслуживания (например, закона об электронных финансовых услугах);
- отсутствие организационно-правового механизма реализации закона об электронной цифровой подписи;
- отсутствие единого стандарта на финансовые документы и контракты в электронной форме;
- сложность сертификации систем крип-тозащиты информации в государственных органах;
- необходимость внесения изменений и дополнений в законодательные акты о валютном контроле;
- отсутствие систем стандартизации и сертификации программного обеспечения электронных платежей;
- отсутствие юридических норм на шифрование при глобальном обмене конфиденциальной информацией;
- отсутствие правоприменительной практики разрешения спорных вопросов при электронном обслуживании.
Последствия отмывания денег для национальной безопасности
Операции, связанные с отмыванием денег, способны значительно увеличить риск потери репутации для кредитных организаций, негативно влиять на курсы валют и процентные ставки. В конечном счете эти деньги поступают в глобальные финансовые системы, где могут подрывать экономику и валюту отдельных стран, создавая серьезную угрозу для национальной и международной безопасности. В результате происходит подрыв целостности финансовых рынков, при котором финансовые институты, полагающиеся на доходы от преступных деяний, сталкиваются с дополнительными трудностями, стремясь адекватно управлять своими активами, обязательствами и операциями. Например, крупные суммы отмытых денег могут поступить в финансовое учреждение, но затем внезапно бесследно исчезнуть через электронные переводы в ответ на такие нерыночные факторы, как операции правоохранительных органов. Это может привести к проблемам с ликвидностью и перегрузкам в банках.
В некоторых странах с формирующейся рыночной экономикой незаконные доходы могут намного превосходить государственные бюджеты, что приводит к утрате правительственного контроля над экономической политикой. В ряде случаев огромная база активов, накопленная за счет отмывания денег, может использоваться для спекулятивной скупки рынков или даже целой экономики небольшой страны.
Операции, связанные с легализацией незаконно полученных доходов, могут также отрицательно влиять на валюты и процентные ставки, поскольку лица, отмывающие свои доходы, реинвестируют средства в те области, где менее вероятно раскрытие их схем, а не в те, где выше норма отдачи.
Операции, направленные на отмывание денег, снижают налоговые доходы правительства (тем самым наносят косвенный ущерб честным налогоплательщикам). Как правило, данная потеря доходов означает более высокие ставки налогообложения по сравнению с нормальной ситуацией, при которой преступные доходы были бы законными и облагались налогами. Следует отметить, что отмывание денег может проходить в форме приватизации. Преступники располагают финансовыми средствами, позволяющими давать за предприятия,
прежде находившиеся в государственной собственности, более высокие цены, чем легальные покупатели. Приватизационные инициативы часто бывают экономически выгодными, они могут также служить механизмом отмывания денег.
Для стран, участвующих в отмывании денег, возникает риск потери репутации. Его значимость возрастает в условиях современной глобальной экономики. Различные финансовые преступления (мошенничество в крупных размерах, хищения посредством операций с ценными бумагами на основе внутренней информации о деятельности компании-эмитента и др.) подрывают доверие к рынкам, а прибыль перестает быть показателем экономических возможностей. Создающаяся вследствие этого негативная репутация препятствует устойчивому росту и одновременно привлекает международные преступные организации, преследующие краткосрочные цели. Для восстановления финансовой репутации страны необходимо вложение значительных государственных ресурсов, что можно было бы осуществить путем надлежащего контроля над отмыванием денег [7].
Рост количества операций, направленных на отмывание денег, ведет к увеличению государственных расходов на правоохранительные органы (создание специализированных подразделений) и здравоохранение (например, лечение наркотической зависимости) для преодоления возникающих серьезных последствий.
Источники риска ОД/ФТ в условиях использования электронных платежей
Процесс легализации преступных доходов (другими словами - отмывание денег) представляет собой сложный комплекс, включающий множество промежуточных звеньев (заключение «мнимых» сделок, лишенных экономического смысла, совершение большого числа операций по переводу денежных средств, включая переводы в офшорные компании и банки), совершаемых разнообразными методами, которые постоянно совершенствуются.
Одна из самых распространенных (встречающаяся как в отечественных, так и в зарубежных источниках) схема отмывания денег включает три стадии: размещение (р1асетеП), расслоение (layering) и интеграция (integration). Указанные стадии могут осуществляться одновременно или частично накладываться друг на друга - это зависит от разработанного механизма легализации и требований, предъявляемых преступной организацией.
На первой стадии (размещение) преступники осуществляют физическое размещение наличных денежных средств в мобильные финансовые инструменты - территориальное удаление от мест их происхождения. Размещение осуществляется в традиционных финансовых учреждениях, нетрадиционных финансовых учреждениях, предприятиях розничной торговли либо полностью за пределами страны. Отметим, что этап размещения крупных сумм наличности является самым слабым звеном в процессе отмывания денег, так как на этом этапе проще всего выявлять незаконно полученные денежные средства.
Вторая стадия (расслоение) включает в себя отрыв незаконных доходов от их источников путем сложной цепи финансовых операций, направленных на маскировку проверяемого следа этих доходов. Если размещение больших сумм денег прошло успешно (т. е. не было обнаружено), то вскрыть дальнейшие действия отмывателей денег становится намного труднее. Различные финансовые операции наслаиваются одна на другую с целью усложнить работу правоохранительных органов по отысканию незаконных фондов, подлежащих конфискации.
На заключительной стадии (интеграция) происходит процесс легализации, непосредственно направленный на придание видимости законности преступно нажитому состоянию. После того как процесс расслоения успешно проведен, лица, отмывающие денежные средства, должны создать видимость достоверности при объяснении источников появления своего богатства. Во время интеграции отмытые деньги помещаются обратно в экономику. Таким образом, они входят в банковскую систему под видом «чистых» денег (т. е. честно заработанных доходов). Если след отмываемых денег не был выявлен на двух предыдущих стадиях, то отделить законные деньги от незаконных становится намного сложнее. Обнаружение «грязных» (отмытых) денег на стадии интеграции становится возможным лишь с помощью агентурной работы.
Источники риска ОД/ФТ в условиях осуществления расчетов с использованием электронных денег целесообразно привязать к перечисленным выше этапам обобщенной схемы отмывания денег.
На этапе размещения:
1. Анонимность2 клиентов на некоторых коммерческих интернет-сайтах и в системах электронных платежей. В некоторых случаях как регистрация, так и операции могут осуще-
ствляться анонимно (для регистрации на некоторых сайтах достаточно указать анонимный адрес электронной почты).
2. Отношения с клиентами являются заочными. Поставщики услуг интернет-сайтов и поставщики услуг электронных платежей работают вне личного контакта с клиентами, поэтому им сложно быть уверенными в том, что они общаются именно с тем человеком, который был идентифицирован при регистрации.
3. Возможность многократной регистрации. Многократная (анонимная) регистрация пользователем для покупки и продажи товаров может стать причиной возникновения сложностей при обнаружении, мониторинге и обратном отслеживании операций и денежных потоков.
4. Удаленный доступ к коммерческим интернет-сайтам и системам электронных платежей. Зайти на коммерческий интернет-сайт и воспользоваться системой электронных платежей можно в любой точке мира. Преступник может выйти в Интернет с любого терминала, не зарегистрированного на его имя или никак не связанного с ним, что усложняет работу правоохранительных органов по отслеживанию и поимке преступников и лиц, занимающихся отмыванием денег.
5. Относительная «анонимность» некоторых способов платежей. При оплате с помощью предоплаченных кредитных карт, подарочных карт / подарочных чеков, даже учитывая тот факт, что эмитенты анонимных подарочных карт кладут на них небольшие суммы, происхождение средств отследить либо невозможно, либо очень трудно3.
На этапе расслоения:
1. Быстрота перевода денежных средств. Операции, выполняемые продавцами и покупателями через коммерческие интернет-сайты и системы электронных платежей, проходят очень быстро, так как делаются в электронном виде.
2. Глобальный характер операций и проблема подсудности. Операции через коммерческие интернет-сайты и системы электронных платежей могут совершаться глобально, вне границ какого-то одного государства, поэтому компетентные органы страны, в которой находится поставщик услуг электронных платежей, не всегда имеют право на расследование случаев ОД/ФТ и на преследование в судебном порядке. Точно так же не существует какого-либо единого органа, выполняющего регулирующие и контролирующие функции.
Быстрота перевода денежных средств, глобальный характер операций и проблема
подсудности, связанные с использованием коммерческих интернет-сайтов и систем электронных платежей, затрудняют деятельность подразделений финансовой разведки и правоохранительных органов, расследующих случаи отмывания денег или финансирования терроризма.
3. Объем (большое количество операций и сумм). Поставщикам услуг электронных платежей сложно определить критерии мониторинга и обнаружения подозрительных операций из-за большого количества таких операций и, соответственно, сумм по таким операциям, поэтому они должны уметь снижать потенциальный риск за счет введения необходимых ограничений на использование счета. Следует заметить, что традиционным финансовым учреждениям также трудно определить критерии мониторинга операций тех клиентов, которые осуществляют их с помощью программного обеспечения.
4. Ограниченное участие человека. Так как операции, совершаемые через коммерческие интернет-сайты и системы электронных платежей, характеризуются меньшими объемами участия человека, традиционные механизмы обнаружения первого уровня, почти полностью построенные на личном общении с клиентом, в данном случае отсутствуют - их роль должны выполнять тщательно продуманные механизмы обнаружения второго уровня4.
5. Отсутствие или несоответствие необходимым требованиям журналов контроля, учетной документации или отчетов о подозрительных операциях со стороны некоторых поставщиков услуг электронных платежей.
На этапе интеграции - возможность приобретения дорогостоящих товаров. Приобретение дорогостоящих товаров, драгоценных металлов, недвижимости или ценных бумаг через коммерческие интернет-сайты с помощью систем электронных платежей.
Далее приведем основные признаки подозрительных операций (источники риска ОД/ ФТ), выполняемых с использованием электронных денег:
- клиент открывает личный счет в системе электронных платежей в одной стране, после чего регулярно заходит в систему в другой стране или странах;
- на открытый клиентом счет приходит большое количество денежных переводов из другой страны;
- клиент начинает делать покупки в Интернете на суммы, не соответствующие суммам его покупок в прошлом;
- клиент пополняет свой счет в системе электронных платежей наличными (если это предусмотрено поставщиком услуг электронных платежей)5;
- какая-либо третья сторона, не имеющая с клиентом никакой видимой связи, перечисляет средства на счет клиента в системе электронных платежей;
- клиент регулярно покупает достаточно дорогие предметы с помощью предоплаченной дебетовой карты6 или подарочной карты, происхождение средств на которых отследить го-
7
раздо сложнее ;
- клиент перепродает товары, которые (скорее всего) были куплены им ранее, безо всяких видимых причин, со значительной скидкой или с существенной надбавкой к цене;
- покупатель требует, чтобы товары были отправлены либо на абонентский ящик, либо по адресу, отличающемуся от адреса, указанного при регистрации счета;
- клиент использует счет, открытый у поставщика услуг электронных платежей, не для покупки товаров через Интернет, а для сокрытия незаконно полученных денежных средств;
- клиент открывает у поставщика услуг электронных платежей счет, кладет на него необходимую сумму денег, оставляет эти деньги на счету, на нужный ему период времени, после чего забирает их; необходимо отметить, что некоторые онлайновые электронные кошельки предусматривают временные ограничения на хранение денег;
- клиент требует, чтобы деньги с его счета в Интернете были перечислены третьей стороне, не имеющей к нему никакого видимого отношения;
- клиент использует кредитные карты (особенно предоплаченные), выпущенные в другой стране;
- клиент занимается продажами незаконных товаров или изделий, находящихся в списке запрещенных товаров;
- неадекватность цены, предлагаемой на аукционе в Интернете или во время аукционной продажи, которая может свидетельствовать о сговоре между покупателем и продавцом (клиент предлагает купить товар по цене, существенно выше запрашиваемой); дополнительными признаками опасности могут являться неоднократные продажи товара одним и тем же покупателем одному и тому же продавцу;
- купленные товары регулярно отправляются в другую страну;
- клиент использует кредитную карту, выпущенную банком в какой-либо офшорной
стране или в стране, не желающей сотрудничать с международной организацией Financial Action Task Force (FATF)8;
- деньги происходят из страны, не желающей сотрудничать с FATF;
- по информации FATF, страна происхождения клиента не желает сотрудничать в области противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ);
- неожиданно большой оборот денежных средств на недавно открытом коммерческом интернет-сайте или неожиданное увеличение стоимости коммерческого интернет-сайта после нескольких продаж.
Поведение клиента или осуществленные им операции могут рассматриваться как подозрительные при наличии одного или нескольких источников риска ОД/ФТ.
Далее приведем несколько примеров использования электронных платежей в схемах, направленных на отмывание денег.
Пример 1. Преступники, для того чтобы объяснить происхождение получаемых ими средств, могут осуществлять фиктивные операции через коммерческие интернет-сайты с использованием традиционных финансовых учреждений или систем электронных платежей. Такая разновидность мошенничества имеет много общего с отмыванием денег с помощью продаж, при которых сумма перечисляемых денег несоразмерна стоимости поставляемых товаров. Например, один и тот же человек использует коммерческий интернет-сайт для «продажи» несуществующих товаров (при этом движение денежных средств происходит реальное). Для обоснования происхождения денежных средств клиент предоставляет выписку или распечатку с экрана монитора с изображением коммерческого интернет-сайта, на котором, например, изображен выставленный на продажу товар.
Пример 2. Связан с использованием коммерческого интернет-сайта для отмывания выручки от незаконного оборота наркотиков. Торговец наркотиками может использовать коммерческие интернет-сайты для получения средств, вырученных от незаконной продажи наркотиков. Вместо того, чтобы получать деньги на свой банковский счет напрямую, вызывая подозрения у банка, торговец наркотиками дает объявление о продаже каких-либо несуществующих товаров. Лица, приобретающие у него наркотики, начинают делать «покупки» на сайте. После получения платежа торговец наркотиками поставляет им наркотики. При этом он всегда может объяснить, что деньги, зачис-
ленные на его счет, были получены «в результате продаж через Интернет».
Пример 3. Коммерческий web-сайт может использоваться и для продажи товаров по завышенной цене, что может служить инструментом для отмывания денег. Механизм такой же, как и в вышеописанном примере, за исключением того, что продаваемые товары действительно существуют, но продаются по завышенной цене с помощью нескольких подставных покупателей. Чистая разница между номинальной ценой продажи и фактической стоимостью поставленных товаров составляет сумму «отмытых» денежных средств. Сделки такого типа являются более безопасными для лиц, «отмывающих» деньги, так как в этом случае остаются официальные записи, документы, регистрационные данные о фактически поставленных товарах, а правоохранительным органам нужно доказать, что стоимость продажи сильно завышена по сравнению с реальной стоимостью товара на рынке [8].
Адаптация внутреннего контроля в условиях электронных платежей
Учитывая, что управлением рисками в организациях занимаются различные риск-подразделения и службы внутреннего контроля, их методическое обеспечение должно быть адаптировано под условия электронных платежей. Речь идет об учете новых источников риска ОД/ФТ, которые возникают при появлении новых участников информационного контура, формирующегося в условиях электронных платежей (различного рода провайдеры услуг, операторы сотовой связи, поставщики аппаратно-программного обеспечения и др.).
На риски возможного использования электронных денег в противоправных целях было обращено особое внимание FATF, разработавшей стандарты противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, которые получили название «40 рекомендаций». В дополнение к ним 31 октября 2001 г. FATF были утверждены специальные рекомендации по предотвращению финансирования терроризма.
В рамках ПОД/ФТ с использованием новых способов платежей (в том числе с применением электронных денег) были выпущены следующие документы FATF:
- руководящие указания FATF «Оценка рисков отмывания денег и финансирования терроризма на национальном уровне» (февраль 2013 г.);
- руководство по применению риск-ориентированного подхода «Предоплаченные кар-
ты, мобильные платежи и онлайн платежи» (июнь 2013 г.);
- отчет FATF «Виртуальные валюты -ключевые определения и потенциальные риски в сфере ПОД/ФТ» (июнь 2014 г.) и др.
Основная обязанность организаций (возложенная на них рекомендациями FATF) состоит в надлежащей проверке клиентов и информировании компетентных органов обо всех сомнительных операциях, совершаемых их клиентами.
Надлежащая проверка клиентов заключается в идентификации и подтверждении личности не только самого клиента, но и бенефициара, а также в постоянном отслеживании деловых отношений (в том числе сделок) клиента. С целью идентификации бенефициара организации необходимо установить, в чью собственность перейдут денежные средства или имущество. Если бенефициаром является юридическое лицо, следует выяснить, кто является его учредителем и не являются ли стороны такой сделки взаимозависимыми лицами. Особое внимание предлагается уделять разовым сделкам.
В России основным актом в сфере ПОД/ ФТ выступает Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», целью которого является защита прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма ПОД/ФТ.
Данный закон предлагает ряд превентивных мер, направленных на ПОД/ФТ:
- обязательные процедуры внутреннего контроля;
- обязательный контроль;
- запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах ПОД/ФТ;
- иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.
Очевидно, что у специалистов, входящих в службы внутреннего контроля, с внедрением в кредитных организациях систем дистанционного банковского обслуживания (включая операции с использованием мобильных платежей9 и электронных кошельков) появляются дополнительные задачи, связанные с особенностями функционирования данных технологий.
Для специалистов служб внутреннего контроля банков, в чьи функции входит управление рисками, необходимо хорошо представлять, что может стать причинами возникновения различных источников рисков ОД/ФТ. Одними из причин возникновения правового риска при
применении систем интернет-банкинга могут являться несовершенство правовой системы (неурегулированность отдельных вопросов дистанционного банковского обслуживания с применением систем интернет-банкинга и ответственности сторон, в том числе при трансграничном оказании банковских услуг), а также нахождение филиалов кредитной организации, ее клиентов, пользующихся услугами интернет-банкинга, и провайдеров под юрисдикцией различных государств [9].
ИСТОЧНИКИ РИСКОВ ОД ФТ
Примерный порядок анализа источников рисков, связанных с использованием электронных денег для противоправной деятельности, специалистами служб внутреннего контроля, выглядит следующим образом (см. рис.). Аналогичный подход может быть использован и для разработки внутренних методик микрофинансовых организаций по проверке систем управления банковскими рисками.
Банк не увидел признаков сомнительности в операциях клиентов, которые осуществляли торговлю через \*еЬ-сайты
ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ] 1 , 1
Клиент «А» открыл web-сайт для продажи разрешенных товаров, но фактически использовал его для продажи наркотиков и других запрещенных препаратов
Клиент «Б» осуществлял продажу и покупку товаров через «еЬ-сайты. При этом выяснилось, что все леЬ-сайты принадлежали одному лицу и использовались для отмывания денег
СЛОЖИВШАЯСЯ СИТУАЦИЯ
Г
Негативное мнение стало распространяться среди клиентов и деловых партнеров банка
^ 1
I
Отток клиентов и разрыв выгодных контрактов (по докладам менеджеров есть упущенная выгода)
I .. I
1
Осложнение отношений с регулятором
I
Риск потери репутации
Стратегический риск
Риск ликвидности
Правовой риск
ВОЗРАСТАНИЕ УРОВНЕЙ РИСКОВ
Порядок анализа источников рисков ОД/ФТ специалистами служб внутреннего контроля
Клиенты организаций, использующие для выполнения своих операций системы электронных платежей и занимающиеся противоправной деятельностью, могут нанести удар не только по репутации организации, но и создать для них серьезные осложнения во взаимоотношениях с регулирующими органами.
Например, для банковского сектора за последние два года самая распространенная причина отзыва лицензии была связана с нарушениями требований Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
При подготовке данной статьи был проведен опрос представителей разных профессий по тематике распространения электронных денег. Им было предложено высказать свое мнение о перспективах развития электронных денег и проблемах, связанных с возможным их
использованием в противоправных целях. Приводятся наиболее характерные мнения респондентов.
Представитель ассоциации электронных денег: «Для многих людей электронные деньги - это такая же повседневная необходимость, как и мобильный телефон. Современный человек уже не хочет тратить время даже на дорогу к банкомату, не говоря уже о походе в банк или его филиал с целью совершить платеж. Ему намного удобнее выполнять платежи там, где он находится сейчас: в общественном транспорте, дома, на отдыхе, там где есть доступ к Интернет и/или к сотовой связи. На мой взгляд, для развития индустрии электронных денег, необходимо совершенствовать правовое обеспечение данного сегмента рынка, чтобы в дальнейшем избежать рисков, связанных с мошенничеством и разбором конфликтных ситуаций».
Молодой предприниматель, работающий в сфере торговли: «Для меня мобильный банк
и мобильные платежи - это каждодневная потребность. Билеты в кино, театр или проездные билеты на общественный транспорт очень удобно покупать через Интернет. Надо развивать подобные услуги. За ними будущее! Мне кажется, любое средство платежа может быть использовано как в правомерных, так и в противоправных целях. Но это задача правоохранительных органов - обеспечить порядок и не давать возможность использовать электронные деньги в противоправных целях».
Представитель регулирующих органов: «В нашей стране электронные деньги только начинают использоваться как альтернатива наличным. Однако нельзя недооценивать тот факт, что слабое правовое поле, в котором используются электронные деньги, создает немало предпосылок для возникновения новых рисков. На мой взгляд, необходимо создать полноценную систему надзора за применением электронных денег, включающую дистанционный контроль (с помощью разработки обязательной отчетности для регулятора) и "контактный" надзор в виде специализированных проверок всех участников информационного контура, возникающего в условиях применения электронных денег (включая решение вопросов управления рисками ОД/ФТ)».
Анализируя все ответы респондентов, можно сделать вывод, что большинство из них согласны с активным распространением электронных денег. Но для того, чтобы они развивались, необходимо создать соответствующее правовое поле и сформировать систему риск-ориентированного надзора с целью минимизации сопутствующих рисков.
В заключение хотелось бы привести несколько рекомендаций руководству организаций, использующих электронные деньги:
- электронные платежи в силу своих особенностей (включая в ряде случаев упрощенную идентификацию) могут быть использованы в схемах, направленных на легализацию преступных доходов, и только налаженная система ПОД/ФТ может предостеречь организации от различных рисков, а также обеспечить их стабильную, долгосрочную и бесперебойную работу;
- необходимо адаптировать системы финансового мониторинга и внутреннего контроля под условия электронных платежей, т. е. дополнить внутренние методики проведения проверок по качеству управления рисками (включая риски ОД/ФТ) отдельными процедурами, связанными с особенностями выявления подозрительных операций с использова-
нием электронных денег и/или систем электронного банкинга;
- сотрудники, в чьи функции входит анализ источников рисков и их оценка, должны иметь не только юридическое или экономическое, но и техническое образование, позволяющее разбираться в информационном контуре банковской деятельности при организации расчетов с использованием электронных денег и систем электронного банкинга, а также хорошо представлять - какие недостатки могут стать причинами возникновения банковских рисков;
- требования к сотрудникам подразделений финансового мониторинга и внутреннего контроля постоянно возрастают, в связи с этим специалисты, входящие в эти подразделения, должны проходить постоянное обучение по тематике, связанной с особенностями функционирования информационных и телекоммуникационных систем, обеспечивающих расчеты с использованием электронных денег и систем электронного банкинга.
Именно от их опыта и знаний будет зависеть не только качество проверок, проводимых службами внутреннего контроля и финансового мониторинга, но и обеспечение общей безопасности организаций.
Примечания
1 В России клиент обязан будет посетить банк при открытии счета, даже если в дальнейшем он намерен пользоваться только системой электронного банкинга.
2 Надлежащая идентификация клиента является необходимым условием не только для обнаружения подозрительных действий, осуществляемых физическим лицом / компанией, но и для эффективного расследования подозрительной операции.
3 Даже при использовании механизмов внутреннего контроля для мониторинга и надзора за выпуском подарочных карт в местных магазинах или супермаркетах, недопущения или контроля внезапного увеличения количества эмитированных подарочных карт и положенных на них сумм (анализ информации о покупках, структура покупок и места расхода денег, ^-адреса, физический мониторинг территории), степень анонимности можно снизить, однако полностью ее устранить нельзя.
4 Если поставщики услуг электронных платежей обеспечат надлежащий мониторинг финансовых операций своих клиентов, реагируя на отклонения от сложившейся модели поведения клиента, то недостаток личного контакта, имеющийся в начале взаимоотношений с поставщиком услуг коммерческого интернет-сайта и поставщиком услуг электронных платежей, может перестать быть проблемой.
5 Стоит заметить, что само по себе пополнение счета или карты наличными не является достаточным основанием для того, чтобы подозревать клиента в ОД/ФТ. Источник происхождения наличных может быть законным. При использовании клиентом наличных поставщик услуг электронных платежей должен использовать методы контроля или надлежа-
щей проверки клиентов более высокого уровня (мониторинг операций, лимиты, ограничения и т. д.).
6 Поставщикам услуг электронных платежей иногда бывает сложно отличить кредитную карту от предоплаченной, так как эмитенты кредитных и пред-оплаченных карт используют похожие номера для карт обоих типов.
7 Следует упомянуть, что в большинстве случаев эмитенты подарочных карт кладут на них небольшие суммы. Поэтому для обеспечения рентабельности операций по отмыванию денег преступники должны использовать несколько подарочных карт. Эмитенты подарочных карт также используют механизмы внутреннего контроля, отслеживая их выпуск в местных магазинах и супермаркетах. Это снижает степень анонимности, но не устраняет ее полностью.
8 Международная организация Financial Action Task Force (FATF), созданная в 1989 г. странами «большой семерки». Сейчас в FATF входит более 30 государств. Российская Федерация является членом FATF с июня 2003 г.
9 Для мобильных платежей не требуется открытие счета в банке. Списание денежных средств происходит оператором сотовой связи со счета мобильного телефона.
1. Fullenkamp C., Nsouli S. M. Six Puzzles in Electronic Money and Banking : IMF Working Paper WP/04/19 / International Monetary Fund. -2004. - URL : https://www.imf.org/external/pubs/ ft/wp/2004/wp0419.pdf.
2. World Payments Report 2011 / Capgem-ini and The Royal Bank of Scotland plc (RBS). -EFMA, 2011. - 56 p.
3. Достов В. Л., Кузнецов В. А., Шуст П. М. Электронные деньги как инструмент оптимизации платежного оборота (точка зрения) // Деньги и кредит. - 2013. - № 12.
4. Костылев И. Банкинг в мобильном растет быстрее, чем в web // Банковское обозрение.
- URL : http://bosfera.ru/press-release/banking-v-mobilnom-rastet.
5. Овчинников Б. В. Рынок e-commerce в России: Итоги 2012 г. и тренды 2013 г. - URL : http://www.datainsight.ru/ecommerce2012.
6. Овчинников Б. В. Рынок онлайн платежей в России: пользователи и их предпочтения.
- URL : http://www.datainsight.ru/onlinepayment 2012.
7. Ревенков П. В., Воронин А. Н. Отмывание незаконных доходов: анализ проблемы и некоторые рекомендации // Деньги и кредит. -2011. - № 4.
8. Ревенков П. В., Каратаев М. В., Дудка А. Б., Воронин А. Н. Финансовый мониторинг: управление рисками отмывания денег в банке. - М. : КНОРУС : ЦИПСиР, 2012.
9. О Рекомендациях по организации управления рисками, возникающими при осуществлении кредитными организациями операций с применением систем интернет-банкинга : письмо Банка России от 31 марта 2008 г. № 36-Т.