Научная статья на тему 'Роль банков в противодействии легализации теневых доходов'

Роль банков в противодействии легализации теневых доходов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
547
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансовый журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ОТМЫВАНИЮ ДЕНЕГ / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ТЕРРОРИЗМА / РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ПОД/ФТ / PML/FT SYSTEM OF RUSSIA / PREVENTION OF MONEY LAUNDERING / LEGALIZATION OF ILLEGAL INCOME / FINANCING OF TERRORISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ковалева Софья Евгеньевна

В работе рассматриваются происхождение и определение термина «отмывание денег», а также причины создания национальной системы противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). В рамках предлагаемой автором периодизации становления системы ПОД/ФТ дается характеристика этапов ее развития, раскрывается место и роль Банка России и кредитных организаций в противодействии подобным преступлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of Banks in Prevention of Money Laundering

The publication reviews the origin and definition of «money laundering» as a term, as well as the reason for establishment of the national system for prevention of money laundering and financing of terrorism (PML/FT). Characteristics of the phases of development are given, role and place of the Bank of Russia and credit organizations in counteraction of such crime are defined within the framework of the dating-back of the PML/FT system development proposed by the author.

Текст научной работы на тему «Роль банков в противодействии легализации теневых доходов»

ПРАКТИКА

Ключевые слова:

противодействие отмыванию денег, легализация преступных доходов, финансирование терроризма, российская система ПОД/ФТ

С. Е. Ковалева, аспирант

кафедры «Деньги. Кредит. Банки» ГУМФ

(e-mail: [email protected])

Роль банков в противодействии легализации теневых доходов

У исследователей нет единого мнения относительно времени и причин возникновения понятия «отмывание денег» (money laundering). Местом его происхождения считаются США, а причин появления несколько. По одной из версий российских ученых, термин получил широкое распространение в 1973 г. в связи с освещением в прессе материалов судебных слушаний по Уотергейтскому скандалу, включая эпизод с отправкой в Мексику пожертвований на сумму $200 тыс., использованных затем для финансирования незаконных операций в рамках предвыборной кампании Р. Никсона1.

По другой версии, происхождение термина связано с ростом в США незаконной торговли наркотиками и доходов от нее в начале 1980-х гг.2 В настоящее время под отмыванием денег понимается процесс преобразования нелегально полученных доходов (грязных денег) в легальные активы, который состоит из множества операций, направленных на введение денег в оборот, отдаление источника их происхождения и последующее инвестирование в экономику. Таким образом, процесс отмывания преступных доходов состоит из трех основных этапов, которые в международной практике получили следующие названия: размещение (placement), расслоение (delayering) и интеграция (integration). В ст. 3 Федерального закона

1 См.: Зубков В. А., Осипов С. К. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Спецкнига, 2007. — С. 20.

2 См.: Иванов Э. А. Система международно-правового регулирования борьбы с отмыванием денег. — М.: Кнорус, 2003. — С. 37.

от 07.08.2001 № 115-ФЗ (в ред. от 27.07.2010) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон № 115-ФЗ), отмывание (легализация) доходов определяется как «придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления...».

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОД/ФТ

Процесс отмывания преступных доходов стал распространяться в России в начале 1990-х гг., в период становления рыночных отношений в экономике. Правонарушения в сфере финансов и денежного обращения с использованием банков, страховых компаний и иных финансовых институтов в схемах легализации преступных доходов и вывода денежных средств за рубеж характерны для открытых экономик, идущих по пути либерализации рынка капиталов. Именно с ростом числа подобных правонарушений в России возник вопрос о создании национальной системы противодействия легализации теневых доходов.

Некоторые российские ученые, например С. Г. Осипов и В. А. Зубков, придерживаются мнения, что российская система противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) складывается в период, когда в стране разворачивается активная деятельность по разработке законопроектов в этой области3. О. Г. Карпович, занимающийся изучением правовых основ борьбы с отмыванием денег и коррупцией, отмечает, что первые шаги по образованию национальной системы противодействия легализации преступных доходов в России были сделаны при разработке концепции и проекта Федерального закона «Об ответственности за легализацию преступных доходов» на основании Указа Президента РФ от 24 мая 1994 г. № 10164.

По мнению автора, национальная система ПОД/ФТ стала зарождаться с момента создания в России системы валютного контроля. Либеральные подходы к валютному регулированию, закрепленные в Законе РФ от 09.10.1992 «О валютном регулировании и контроле» и Письме Госбанка СССР от 24.05.1991 № 352 и проявившиеся в радикальном отказе российского правительства от государственной валютной монополии, спровоцировали резкий отток национальных активов из страны. По одной из экспертных оценок, в 1992 г. отток капитала составил $12-13 млрд, или порядка 15-16 % ВВП5.

В 1993-1995 гг. Банк России начал работу по созданию системы валютного контроля, направленной в т. ч. на предотвращение утечки валютных ценностей за границу.

3 См.: Зубков В. А., Осипов С. К. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Спецкнига, 2007.

4 См.: Карпович О. Г Создание системы противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов в Российской Федерации // Юридический мир. — 2008. — № 8. — С. 12.

5 См.: Валютное регулирование в РФ / Юридический интернет-портал ЗонаЗакона.Ни (http://www. zonazakona.ru/articles/index.php?a=60).

В частности, совместно с Государственным таможенным комитетом России была создана система таможенно-банковского контроля за экспортно-импортными операциями резидентов, суть которой заключается в контроле за соответствием сроков и объемов стоимости перемещаемых за границу товаров и осуществленных платежей. Таким образом, кредитные организации по существу начали осуществлять функцию контроля за нелегальным выводом денежных средств за рубеж.

К концу 1990-х гг. проблема оттока капитала приобрела особую остроту: национальные активы стали переводиться в офшорные зоны по импортным контрактам, значительная часть которых имела фиктивный характер. Критичность сложившейся ситуации вызвала необходимость адекватной реакции государства на происходящие процессы. В этот период разворачивается активная деятельность по разработке законопроектов в области ПОД/ФТ. Банк России принимает ряд нормативных документов в области валютного регулирования и контроля. В частности, он дает определение признаков подозрительности валютных операций, а также выступает с инициативой по выработке рекомендаций, которые касаются организации системы внутреннего контроля в кредитных организациях, основанной на передовом международном опыте.

Главная цель разработки указанных рекомендаций — минимизация риска вовлечения российских кредитных организаций в процесс введения в легальный денежный оборот преступных доходов в условиях отсутствия в нашей стране анти-легализационного законодательства. В июле 1997 г. Банк России издает Письмо № 479 «О Методических рекомендациях по вопросам организации работы по предотвращению проникновения доходов, полученных незаконным путем, в банки и иные кредитные организации». В нем дается характеристика таких понятий, как: должная проверка клиентов; выявление операций, требующих повышенного внимания со стороны банка; организация внутреннего контроля и обучение кадров в области ПОД/ФТ. Все положения Методических рекомендаций в дальнейшем легли в основу Закона № 115-ФЗ.

Таким образом, история развития системы валютного контроля в России свидетельствует, что национальная система противодействия легализации преступных доходов стала формироваться еще до появления проектов Закона № 115-ФЗ.

В связи с тем, что разработка указанного нормативного акта происходила в период, когда в мире наряду с противодействием отмыванию денег на первый план вышло противодействие финансированию терроризма, в нем были объединены и закреплены основы борьбы с обоими этими преступными деяниями. Вступление в силу Закона № 115-ФЗ послужило созданию, а затем и развитию российской системы ПОД/ФТ, а также повлекло за собой приобретение кредитными организациями нового статуса — субъекта первичного противодействия (субъекта выявления и предупреждения преступлений, связанных с отмыванием теневых доходов и финансированием терроризма).

Кредитные организации обладают широкими возможностями для выявления подозрительных операций (сделок) и идентификации их участников (из более чем 5,6 млн сообщений, направленных в Росфинмониторинг в 2010 г., свыше 90 %

сведений предоставлено кредитными организациями6). Поэтому основная функция российских банков как субъектов первичного противодействия — выявление и направление в национальный орган финансовой разведки сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и сомнительных операциях. Вместе с тем российским антилегализационным законодательством предусмотрены и иные обязанности кредитных организаций — предупреждение преступлений, связанных с отмыванием денег и финансированием терроризма (Законом № 115-ФЗ предусмотрены случаи, в которых кредитная организация обязана отказать в открытии счета или проведении операции), а также обучение сотрудников в данной области.

В свою очередь, в соответствии с п. 9 ст. 7 Закона № 115-ФЗ Банк России с 2001 г. осуществляет надзор за исполнением кредитными организациями требований закона, а также обеспечивает процесс их информационного взаимодействия с Росфинмониторингом. Помимо вышеназванных функций Банк России продолжает проводить нормативно-методологическую работу в области ПОД/ФТ, разрабатывая и издавая соответствующие положения, указания и письма, регулирующие исполнение кредитными организациями требований антилегализационного законодательства. Таким образом, на втором этапе банковская система становится интегрированной частью национальной системы ПОД/ФТ.

Национальная система ПОД/ФТ

Первичное противодействие

Источник: составлено автором.

6 См.: Каратаев М. В. Практические аспекты реализации требований законодательства в части ПОД/ФТ// Внутренний контроль в кредитной организации. — 2011. — № 1.

Основным вектором развития национальной системы ПОД/ФТ стала гармонизация российского антилегализационного законодательства с «40 + 9 Рекомендаций» — стандартами Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) (Financial Action Task Force on Money Laundering — FATF), определяющими политику международного банковского сообщества.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОД/ФТ В РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКЕ

Несмотря на юридически необязательный характер, Рекомендации ФАТФ сыграли значимую роль в развитии международного сотрудничества и формировании основ национальных систем по борьбе с отмыванием денег в государствах — членах ФАТФ, в т. ч. и в России. Рассмотрим подробнее процесс внедрения в российскую банковскую практику базовых международных принципов ПОД/ФТ, таких как идентификация клиентов и предоставление отчетов в национальный орган финансовой разведки.

Идентификация клиентов

Рекомендация 5 «Надлежащая проверка клиентов» (Due Diligence или Know Your Customer — KYC) устанавливает запрет на ведение кредитными организациями анонимных счетов или счетов, открытых на явно вымышленные имена; определяет ситуации, в которых должны применяться меры по надлежащей проверке клиентов, и конкретное содержание этих мер.

Указанный принцип был изначально закреплен в Законе № 115-ФЗ, однако термин «идентификация» был введен сравнительно недавно, в 2010 г., и определен как «совокупность мероприятий по установлению... сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, по подтверждению достоверности этих сведений.»7.

В соответствии со ст. 7 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом, обязаны идентифицировать клиента, представителя клиента и/или выгодоприобретателя, за исключением ряда случаев. Вышеуказанная норма также определяет перечень сведений, который банк обязан установить при идентификации клиента:

— в отношении физических лиц — фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения; реквизиты документа, удостоверяющего личность; данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации; адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);

— в отношении юридических лиц — наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения.

7 Ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ (в ред. от 27.06.2011) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»/ Официальный сайт компании «Консультант Плюс»(http://www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_121408/).

За последнее десятилетие требования по идентификации клиентов претерпели ряд изменений. Они коснулись перечня идентификационных сведений, объектов идентификации и особенностей ее осуществления. Так, требование по фиксированию сведений об идентификационном номере налогоплательщика — физического лица было введено Федеральным законом от 30.10.2002 № 131-ФЗ, а по наличию среди прочих сведений даты рождения физического лица — Федеральным законом от 23.07.2010 № 176-ФЗ (далее — Закон № 176-ФЗ).

С 2004 г. у кредитных организаций появилось обязательство предпринимать меры по идентификации выгодоприобретателей и систематическому обновлению информации о клиентах и выгодоприобретателях. В 2011 г., в связи со вступлением в силу Закона № 176-ФЗ, в список лиц, подлежащих идентификации, были включены представители клиентов кредитных организаций.

Что касается особенностей проведения этой процедуры, то дополнения, внесенные Федеральным законом от 27.07.2006 № 147-ФЗ, предусматривали случаи, при которых коммерческие банки могли не проводить идентификацию клиентов:

— если сумма операции не превышала 30 000 руб. либо эквивалентную сумму в иностранной валюте, а сама операция была связана с определенным перечнем расчетов (расчеты бюджетов всех уровней бюджетной системы России; оплата услуг, оказываемых бюджетными учреждениями; коммунальные услуги и др.);

— при осуществлении физическим лицом операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую 15 000 руб. либо эквивалентную сумму в иностранной валюте.

В 2009 г. требования по проведению идентификации клиентов были ужесточены в связи со снижением минимального значения суммы операции до 15 000 руб. и исключением вышеуказанного перечня видов расчетов. В настоящее время идентификация не проводится только в отношении клиентов — физических лиц (их представителей и/или выгодоприобретателей) при совершении ими платежей, операций с наличной иностранной валютой, а также денежных переводов без открытия счета на сумму, не превышающую 15 000 руб.

В соответствии с Рекомендацией 6 «Видные политические деятели» (Politically Exposed Persons — PEPS) кредитным организациям помимо обычных мер по надлежащей проверке клиентов следует осуществлять дополнительные процедуры проверки в отношении публичных должностных лиц. Этот принцип был изначально закреплен в российском антилегализационном законодательстве. В 2009 г. требования по идентификации иностранных публичных должностных лиц (далее — ИПДЛ) и мониторингу операций, осуществляемых их близкими родственниками или от их имени, несколько изменились. В частности, у банков появилось обязательство уделять повышенное внимание подобного рода операциям, только если указанные лица находятся на обслуживании в кредитной организации.

Изменения также коснулись порядка делегирования полномочий по принятию решения о приеме на обслуживание ИПДЛ от непосредственного руководителя кредитной организации либо его замещающего лица к руководителю обособленного подразделения организации и лицу, его замещающему. Таким образом, если банк имеет широкую филиальную сеть, то ИПДЛ может быть принят на обслуживание в кредитную организацию с письменного решения руководителя ее филиала (лица, его замещающего) или председателя правления банка (его заместителя).

России присвоен уровень «Частичное соответствие» 6-й Рекомендации ФАТФ, т. к. согласно данному принципу кредитная организация должна уделять повышенное внимание всем публичным должностным лицам, а не только иностранным, как это предусмотрено национальным законодательством.

В соответствии с Рекомендацией 8 «Новые технологии и ведение заочного бизнеса» финансовые учреждения должны иметь действующие программы и процедуры, которые учитывают любые специфические риски, связанные с заочным ведением деловых отношений или операций. Указанный принцип нашел свое отражение в Положении Банка России от 29.08.2004 № 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». П. 2.9.11 Положения предусмотрено требование к кредитным организациям присваивать повышенную степень риска клиентам в случае осуществления ими банковских операций и иных сделок с использованием интернет-технологий (например, если клиент пользуется услугой «Банк-клиент» или находится на брокерском обслуживании).

Рекомендация 9 допускает возможность разрешения финансовым учреждениям полагаться на посредников или третьих лиц в целях осуществления надлежащей проверки клиентов при условии, что к указанной информации будет обеспечен незамедлительный доступ, а сторонняя организация регулируется и подвержена надзору со стороны компетентных органов. Что касается реализации данного принципа, то в российском антилегализационном законодательстве он нашел свое отражение сравнительно недавно. С 29 сентября 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 27.06.2011 № 162-ФЗ, в соответствии с которым кредитные организации получили право поручать проведение идентификации отдельной категории клиентов третьим лицам (другой кредитной организации, организации федеральной почтовой связи и/или банковскому платежному агенту).

Обязательный контроль

Отличительная особенность российской системы ПОД/ФТ — наличие требования о предоставлении финансовыми посредниками в уполномоченный орган наряду с информацией о сомнительных операциях сведений обо всех операциях, подпадающих под законодательно установленные признаки обязательного контроля, изложенные в ст. 6 Закона № 115-ФЗ8. Возложение на финансовые учреждения указанных обязанностей относится к числу требований Рекомендаций 11 «Необычные операции», 13 «Предоставление отчетов о подозрительных операциях» и 19 «Предоставление отчетов в орган финансовой разведки».

Требование по осуществлению кредитными организациями процедур обязательного контроля было изначально закреплено в российском антилегализацион-ном законодательстве. С течением времени перечень видов операций, подлежащих обязательному контролю, был несколько расширен. Так, в 2004 г. в список

8 См.: Зубков В. А., Осипов С. К. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Спецкнига, 2007. — С. 515.

были добавлены сделки с недвижимым имуществом на сумму, равную или свыше 3 млн руб., а также предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам или другим юридическим лицам и получение таких займов на сумму, равную или превышающую 600 тыс. руб.

Вступление в силу Федерального закона от 08.11.2011 № 308-ФЗ несколько смягчило требования, которые предъявлялись к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами. Согласно положениям указанного нормативного акта срок предоставления в уполномоченный орган сведений об операциях (сделках), подлежащих обязательному контролю, был увеличен до трех дней со дня их совершения (выявления), а перечень операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, был несколько сужен.

Стоит отметить, что наряду с вышеуказанными изменениями в течение 2011 г. была принята серия поправок в российское антилегализационное законодательство, что положило начало этапу модернизации национальной системы ПОД/ФТ. Изменения, коснувшиеся процедуры идентификации клиентов и их представителей, порядка информирования клиентов о предпринимаемых мерах в области ПОД/ФТ, процедуры открытия банковского счета и сферы распространения указанного нормативного акта, также предусматривают существенное ужесточение мер воздействия к кредитным организациям за ненадлежащее исполнение антилегализационного законодательства.

В соответствии со ст. 15.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ в результате действий (бездействия), повлекших за собой правонарушения в области ПОД/ФТ, к кредитным организациям могут быть применены санкции в виде предупреждения, административного штрафа (как на должностных, так и на юридических лиц), дисквалификации или административного приостановления деятельности. Вид и тяжесть наказания определяются исходя из степени угрозы и вреда, причиненного охраняемым общественным отношениям, интересам граждан, обществу и государству (табл.). В случае неоднократного нарушения в течение одного года требований по идентификации клиентов и обязательному контролю территориальное учреждение Банка России может инициировать отзыв у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций в соответствии с п. 6 ст. 20 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

Диспозиция ст. 15.27 КоАП

Вид нарушения Мера воздействия

Неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока Предупреждение или административный штраф: — на должностных лиц в размере от 10 до 30 тыс. руб.; — на юридических лиц в размере от 50 до 100 тыс. руб.

Вид нарушения Мера воздействия

Действия (бездействие), повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма На должностных лиц — административный штраф в размере от 30 до 50 тыс. руб. На юридических лиц — административный штраф в размере от 200 до 400 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 60 сут.

Воспрепятствование организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, проведению уполномоченным или соответствующим надзорным органом проверок либо неисполнение предписаний, выносимых этими органами в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма На должностных лиц — административный штраф в размере от 30 до 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от одного года до двух лет. На юридических лиц — административный штраф в размере от 700 тыс. до 1 млн руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 сут.

Неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или ее должностным лицом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, повлекшее установленные вступившим в законную силу приговором суда легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния На должностных лиц — административный штраф в размере от 30 до 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет. На юридических лиц — административный штраф в размере от 500 тыс. до 1 млн руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 сут.

Источник: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_118090/#p6).

Проведенное автором исследование дает основание утверждать, что банковская система играет значимую роль на всех этапах становления и развития национальной системы ПОД/ФТ. В частности, в ходе подготовительного этапа Банк России заложил методологическую основу для разработки Закона № 115-ФЗ. На этапе становления и развития регулятор продолжил выполнять функцию по нормативно-методологическому обеспечению деятельности кредитных организаций в области ПОД/ФТ, расширил свои надзорные функции, а также обеспечивает информационное взаимодействие российских банков с Росфинмониторингом в рамках осуществления первыми процедур обязательного контроля.

Что касается кредитных организаций, то они стали осуществлять функцию противодействия выводу денежных средств за рубеж задолго до вступления в силу Закона № 115-ФЗ. После его принятия они приобрели статус субъекта первичного противодействия преступлениям в области отмывания денег и финансирования терроризма, выявляя и предупреждая операции, которые могут представлять угрозу для экономической безопасности государства и его граждан.

В настоящее время национальная система ПОД/ФТ находится на этапе модернизации. Исходя из анализа тенденций ее развития, а также задач, поставленных в рамках Концепции национальной стратегии ПОД/ФТ, можно сделать вывод, что в дальнейшем система будет совершенствоваться по следующим основным направлениям: нормативно-правовое обеспечение; совершенствование методов противодействия, в т. ч. идентификации клиентов, их представителей и выгодоприобретателей; повышение эффективности надзорной деятельности и укрепление международного сотрудничества в области ПОД/ФТ.

Библиография

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 18.07.2011) [Электронный ресурс] / Официальный сайт компании «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.rU/document/cons_doc_LAW_118090/#p6.

2. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (в ред. от 27.06.2011) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [Электронный ресурс] / Официальный сайт компании «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121408/.

3. Письмо Банка России от 03.07.1997 № 479 «О Методических рекомендациях по вопросам организации работы по предотвращению проникновения доходов, полученных незаконным путем, в банки и иные кредитные организации» [Электронный ресурс] / Официальный сайт компании «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15007/#p1.

4. Положение Банка России от 19.08.2004 № 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [Электронный ресурс] / Официальный сайт компании «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ 1^_63278/#р4.

5. Положение Банка России от 29.08.2008 № 321-П «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"» [Электронный ресурс] / Официальный сайт компании «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_80299/#p4.

6. Зубков, В. А., Осипов, С. К. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Спецкнига, 2007. — 751 с.

7. Иванов, Э. А. Система международно-правового регулирования борьбы с отмыванием денег. — М.: Кнорус, 2003. — 468 с.

8. Валютное регулирование в РФ [Электронный ресурс] / Юридический интернет-портал ЗонаЗакона^. — Режим доступа: http://www.zonazakona.ru/articles/index.php?a = 60.

9. Информационный бюллетень по вопросам противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма [Электронный ресурс] / Сайт Ассоциации российских банков (АРБ). — Режим доступа: http://www.arb.ru/site/action/list_news.php?id=3663.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.