Противодействие легализации доходов, полученных преступным путём: оценка методических рекомендаций об усилении тотального контроля
Ь Л московский
■р ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Б01 10.24411/2413-046Х-2019-13028 Иванов Николай Александрович,
аспирант, Тамбовский государственный технический университет
Аннотация. Актуальность данной темы заключается в том, что в экономике любого государства в случае незаконно получения и легализации отмывания денежных средств приводит к развитию преступного бизнеса, а также негативно влияет: экономические, политические, социальные и моральные аспекты, подрывающие финансовые основы страна. В современных условиях уязвимость мировой и национальной экономик к их использованию в легализации преступных доходов и финансировании терроризма возрастает. В соответствии с рекомендациями ФАТФ и методологии Россия должна постоянно оценивать риски отмывание денег (ОД) и финансирование терроризма (ОФ) с цель создания адекватного понимания на национальном уровне рисков и угроз для финансовой системы и экономики, а также негативные последствия этих актов, также правительство должно разработать адекватные смягчающие меры. Методы рассмотренные в статье способствуют созданию в России качественного, мощного, правового механизма, направленного на борьбу с финансированием терроризма. Вышесказанное обусловило актуальность и выбор темы данной статьи. Цель исследования - теоретически оценивать риски отмывание денег (ОД) и выявить проблемы системы финансового контроля в области противодействия отмыванию денег. Ключевые слова: обналичивание денежных средств, противодействие отмыванию денег, ПОД/ФТ, комплаенс-риски, финансовый мониторинг, коммерческие банки.
В Российской Федерации Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ), который основанные на положениях Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма. Согласно опубликованным данным, объем сомнительных операций,
выявленных в 2017 году, составил 422 млрд. рублей, из которых 326 млрд. рублей -операции с наличными деньгами, 96 млрд. рублей - на вывод средств за границу. Снятие наличных было осуществлено в прошлом году в основном за счет выдачи со счетов и карточек физических лиц - 152 млрд. руб. Или 47%, а также за счет выдачи на другие цели и по платежным карточкам юридических лиц (135 млрд. руб., или 41%, другое 5% обналичивания приходится на ИП). Ранее представители ЦБ указывали, что корпоративные карты стали более активно использоваться при снятии наличных. Среди операций по выводу средств за границу в 2017 году преобладали операции по продвижению импорта товаров - 23 млрд руб., или 24%, переводы по операциям с услугами - 21 млрд руб. или 22%, а переводы по исполнительным документам через Федеральную службу судебных приставов - 19 млрд рублей или 20%.
Схема 1. Вывод денежных средств за рубеж (2017-2018 гг.)
■ Выдача со счетов физических лиц 152 млрд.
■ Выдача на прочие цели по платежным картам юридических лиц 135 млрд.
■ Выдача ИП 15 млрд.
■ Иные схемы 24 млрд.
Схема 2. Обналичивание денежных средств на территории России (2017-2018 гг.)
В целях сокращения объемов сомнительных операций ЦБ на постоянной основе взаимодействует с кредитными организациями, оказывает им методическую помощь по определению критериев таких сделок. Результатом стало сокращение объема сомнительных операций. Так, объем незаконного вывода денежных средств за рубеж сократился по сравнению с 2016 годом почти в два раза, обналичивания денежных средств — более чем в полтора раза. При этом повышение оперативности выявления операций, направленных на вывод денежных средств за рубеж и обналичивание, является одной из приоритетных задач ЦБ. Именно эту цель преследует регулятор, предавая гласности данные об объемах и структуре сомнительных операций.
Полностью победить вывод средств и обналичивание невозможно, так как способы вывода денег вытекают из самой природы трансграничных безналичных переводов, и борьба с ними никогда не будет закончена. С обналичиванием то же самое: у физлиц есть неотъемлемое право пользоваться наличными деньгами и снимать их с карт, это заключено в саму природу розничной торговли». Обналичивание, на которое приходится львиная доля сомнительных операций по вопросам ПОД/ФТ и комплаенс-рискам найдет свой спрос, так как тот, кто привык работать с наличными деньгами в теневой сфере, будут это делать, пока цена обналичивания не превысит налоговые и другие издержки легального бизнеса.
ЦБ постоянно ужесточает правила для банков и юр лиц, а в свою очередь коммерческие банки пристальнее следят за клиентами, но нужно понимать, что усиление
контроля приводит к росту спроса на анонимность трансакций, и создатели криптовалют хорошо уловили этот спрос.
Незаконное обналичивание средств через банковскую систему России в 2018 году сократилось в 1,8 раза — с 326 млрд руб. до 177 млрд руб., обналичивание ушло из банковского сектора на «неорганизованный рынок». Там объем нелегального оборота превышает 100 млрд руб. также сократился и вывод денежных средств клиентами банков за рубеж. «По предварительным оценкам, объем вывода денежных средств за рубежом клиентами кредитных организаций в 2018 году сократился на 20% и составил около 63 млрд руб. против 77 млрд руб. в предыдущем году. Объем сомнительных операций в банковской сфере сократился почти в 2 раза — до 1,3 трлн руб. Вывод денежных средств клиентами банков за рубеж в 2018 году сократился на 20% и составил 63 млрд руб. В 2017 году данный показатель составил 77 млрд руб. Банк России выделил лидера на теневом рынке обналички которым являются организации по строительству и торговле.
Росфинмониторинга опубликовал на своем официальном сайте информационное письмо от 01.03.2019 N 59 "О методических рекомендациях по проведению оценки рисков ОД/ФТ организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и индивидуальными предпринимателями". Данные Методические рекомендации должны использовать: - организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальные предприниматели, перечисленные в статье 5 Федерального закона N 115-ФЗ от 07.08.2001 "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
- кредитные организации;
- профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- страховые организации- организации федеральной почтовой связи- ломбарды-организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, и т.д.)
Автор отмечает, что все вышеперечисленные организации обязаны через личный кабинет информировать Росфинмониторинг о своих подозрениях.
Задача Методических рекомендаций, по мнению Росфинмониторинга, является формирование внутренних политик и процедур, которые позволяют субъектам первичного финансового мониторинга эффективно контролировать и снижать выявляемые риски ОД/ФТ.
В программу оценки риска необходимо включить следующие разделы:
Таблица 1. Программа методики оценки рисков ОД/ФТ
Разделы рисков Классификация рисков по следующим категориям:
Методика оценки и присвоения клиенту степени (уровня) риска до приема на обслуживание клиента и в ходе его обслуживания 1) риски, связанные со странами и отдельными географическими территориями (далее - страновые риски); 2) риски, связанные клиентами (далее - клиентские риски); 3) риски, связанные с продуктами, услугами, операциями (сделками) или каналами поставок, совершаемыми клиентом (далее - операционные риски).
Порядок фиксирования результатов оценки риска ОД/ФТ Без классификации
Управление рисками ОД/ФТ, который предусматривает принятие мер по снижению рисков ОД/ФТ и смягчению их возможных последствий Без классификации
Оценка рисков до приема на обслуживание проводится в отношении клиентов:
- которым предполагается оказание услуг (выполнение работ, реализация товаров) либо заключение сделок (совершение операций) разового характера (не предполагающих дальнейшего обслуживания) вне зависимости от вида, характера и размера оказываемых услуг (выполняемых работ, реализуемых товаров) либо заключаемых сделок (совершаемых операций);
- которых планируется принять на обслуживание, предполагающее осуществление более чем одной операции (сделки). Т.е. в отношении всех клиентов.
Организации, поэтически называемые, субъекты первичного финансового контроля, обязаны собирать о своих клиентах следующую информацию:
- идентификационные данные клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца;
- результаты проверки клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца на предмет нахождения в Перечнях организаций и физических
лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму и Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения.
- результаты проверки на предмет наличия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца принятого Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма решения о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества,
- результаты выявления среди лиц, принимаемых на обслуживание, лиц, имеющих регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое не выполняет Рекомендации ФАТФ, либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);
- сведения о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений клиента с субъектом первичного финансового мониторинга;
- сведения о целях финансово-хозяйственной деятельности клиента;
- сведения о финансовом положении клиента;
- сведения о деловой репутации клиента;
- иные сведения, самостоятельно определяемые субъектами первичного финансового мониторинга.
Автор выделил самые популярные риски, которые касаются большинства клиентов обслуживающихся на территории России (Таблица 1). Таблица 2. Популярные риски используемые для оценки клиентов коммерческих банков
Виды риска Причины возникновения риска
- связанные с особенностями структуры собственности, органов управления и т.д. а) структура собственности клиента необычна или излишне сложна; б) регистрация клиента и / или бенефициара осуществляется по адресу массовой регистрации юридических лиц или по адресу здания (помещения), которое не подходит для заявленной клиентом финансово-хозяйственной деятельности - юридическое лицо; в) период деятельности с даты государственной регистрации клиента и / или бенефициара составляет менее 1 года;
г) необъяснимые изменения в собственности клиентов;
д) неоднократные изменения в правовой структуре
клиента;
e) частые или необъяснимые изменения членов
управления;
g) количество сотрудников или организационная
структура не соответствует размеру или характеру
деятельности клиента;
^ клиенты и / или бенефициары, их филиалы или
дочерние предприятия имеют регистрацию или
осуществляют свою деятельность на территории штатов,
в отношении которых применяются специальные
экономические меры в соответствии с Федеральным
законом от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ « О специальных
экономических мерах »;
и) клиент и / или бенефициар являются нерезидентом
Российской Федерации. В то же время особое внимание
следует уделять резидентам государств (территорий),
которые предоставляют льготный налоговый режим и
(или) не предусматривают раскрытие и предоставление
информации при проведении финансовых операций
(оффшорные зоны) <14>;
к) слишком молодой или слишком старший возраст
руководителя юридического лица;
ф наличие информации о том, что участники /
учредители клиента - юридического лица как таковые
имеются в значительном числе других юридических лиц;
m) в отношении лица, которое имеет право действовать
без доверенности от имени клиента, юридического лица,
имеется информация о серьезном заболевании или
регистрации в психиатрических лечебных центрах или о
его смерти;
- связанные с а) благотворительность, деятельность общественных и
определенными видами религиозных организаций (объединений), иностранных
деятельности клиента и/или выгодоприобретателя некоммерческих неправительственных организаций и их представительств и филиалов, действующих на территории Российской Федерации, или иная нерегулируемая некоммерческая деятельность; б) интенсивный оборот денежных средств (включая розничную торговлю, общественное питание, торговлю топливом на автозаправочных станциях и автозаправочных станциях, автосалоны и т. д.); в) производство оружия или брокерская продажа оружия; г) реализация предметов искусства, антиквариата, пассажирских транспортных средств, предметов роскоши; е) деятельность туроператора и турагента, а также другие виды туристической деятельности; д) строительство; г) предоставление консультационных услуг.
- связанные с возможными рисками коррупции или хищения бюджетных средств а) клиентами и / или бенефициарами клиента и / или бенефициарными владельцами клиента являются иностранные государственные служащие, их супруги, близкие родственники (восходящие и нисходящие прямые родственники (родители и дети, дедушка, бабушка и внуки), полные и неполные время (с общим отцом или матерью (братьями и сестрами, приемными родителями и усыновленными детьми); б) клиент и / или бенефициар и / или бенефициарный владелец клиента является государственным должностным лицом или лицом, связанным с ним; в) клиент является участником федеральных целевых программ или национальных проектов или резидентом особой экономической зоны; г) клиент и / или бенефициар и / или бенефициарный владелец клиента является должностным лицом публичной международной организации; д) клиент - организация, в уставном капитале которой находится доля государственной собственности.
- связанные с поведением а) попытки клиента помешать пониманию его
лица деятельности, структуры собственности или характера
операций;
б) отказ клиента в доступе к документам, объектам,
возможность прямого взаимодействия с определенными
сотрудниками, потребителями, поставщиками или
другими лицами, от которых можно было бы получить
информацию о деловой репутации клиента, его
финансовом положении;
в) запугивание работников субъекта первичного
финансового мониторинга при запросе информации у
клиента в рамках реализации положений Федерального
закона N 115-ФЗ;
г) необоснованные задержки со стороны клиента в
предоставлении запрашиваемой информации;
д) впечатление, что руководство клиента действует в
соответствии с инструкциями третьих лиц, но не
раскрывает информацию о них;
д) нежелание клиента предоставлять всю необходимую
информацию;
g) осуществление клиентом деятельности в нескольких
юрисдикциях при отсутствии централизованного
корпоративного управления;
з) использование услуг бизнес-посредников,
экономическая целесообразность которых не очевидна.
- связанные с возможным а) клиентские операции, выполненные с использованием
"обналичиванием" сомнительных методов для минимизации заявленной
денежных средств прибыли по налоговым соображениям;
б) клиентские операции, приводящие к большим суммам
денег;
0 клиентские операции с материальными ценностями
небольшого размера, высокой стоимости или высокого
спроса;
г) операции клиента с легко конвертируемыми активами,
такими как облигации на предъявителя, алмазы и т.д .;
е) платежи, полученные от несвязанных или неизвестных
третьих сторон;
е) денежное вознаграждение в случаях, когда это не
обычный способ оплаты;
г) осуществление большого количества кассовых
операций;
з) изъятие юридическим лицом денежных средств,
полученных в качестве займа под залог неликвидных
объектов недвижимости с высокой оценочной
стоимостью;
Данный список требуется для оценки рисков, присутствие в нем не значит, что в открытии счета будет отказано. Однако мало какой банк захочет открывать расчетный счет клиенту из этого списка». С 2017 г. банки массово блокируют расчетные счета владельцев малого и среднего бизнеса. С этой проблемой в прошлом году столкнулось не меньше 500тыс. предпринимателей.
Блокирование банковского счета имеет единственное основание - закон 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Как правило, банк просто ссылается на закон и не указывает, что именно показалось ему подозрительным. Доступ к деньгам закрывают очень быстро, а вот снять санкции с расчетного счета оказывается не так просто, нужно пройти через долгие судебные тяжбы и доказать, что никакого умысла по финансированию террористов или отмыванию денег у предпринимателя не было.
С прошлого года катится волна блокировок счетов предпринимателей, банки ссылаются на 115 ФЗ и не дают конкретных разъяснений. Почему так происходит?
Во-первых, заблокировать счет могут многие. Налоговая, если компания не платит налоги. Если вы не платите алименты, тоже заблокируют счет. Суд также может заблокировать счет в рамках каких-то обеспечительных мер.
Автор говорит не о блокировке счетов, речь идет о закрытии счетов и приостановлении операций в рамках 115 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Предприниматели чаще всего жалуются именно на закрытие счетов без объяснения причин со стороны банка. Потому что если налоговая заблокировала счет, то там понятно, в чем причина. А вот что касается 115 ФЗ, то с точки зрения предпринимателя он вроде как действует в рамках закона. Часто предприниматели говорят «все так делают, а мне друг заблокировали». Но в этом законе главное — не закрытие счета, а то, что банк сообщает в ЦБ и Росфинмониторинг информацию по незаконным операциям. Дальше Росфинмониторинг передает данные в правоохранительные органы, а там понятно, чем дело заканчивается.
Проблема в том, что в прошлом году был принят закон, по которому можно закрывать счета юридических лиц, более того, банки наделили полномочиями не открывать счета. Например, в СССР банк не обязан был открывать счет клиенту. Вся банковская революция в 90-е годы свелась к тому, что банк никогда не имеет права отказать клиенту в открытии счета, то есть клиент всегда прав.
А в 2017 г. сделали так же, как в СССР: если банк не хочет открывать счет клиенту, то он может это не делать, и никакого объяснения причины не нужно.
А дальше появился список Росфинмониторинга и ЦБ, в котором фиксировались все закрытия счета. Банк России и Росфинмониторинг говорили, что попадание предпринимателей или организаций в этот список не является причиной для обязательного отказа в открытии счета. Однако банки восприняли перечень как руководящее указание и просто перестали открывать банковские счета тем лицам, которые попали в этот список. ЦБ отменил, что список нужен только для оценки рисков, и присутствие в списке не говорит о том, что в открытии счета будет отказано. Однако фактически мало какой банк захочет открывать расчетный счет клиенту из этого списка. Но в марте 2018 года вступили поправки, которые позволяют клиентам реабилитироваться. Теперь клиент вправе представить в банк документы, которые подтверждают, что основания закрывать счет отсутствуют. Банк обязан рассмотреть обращение в течение 10 рабочих дней. Получив сообщение о невозможности реабилитации, клиент вправе обратиться с заявлением и оправдательными документами в специальную межведомственную комиссию при Банке России. Общий срок их рассмотрения комиссией — не более 20 рабочих дней со дня обращения заявителя.
Возникает очередной вопрос- За что можно попасть в список ЦБ по 115 ФЗ? — 115 ФЗ говорит нам о двух случаях: финансирование терроризма и отмывание доходов. Очень часто предприниматели не видят, что они совершают противоправное действие, у них может даже не быть умысла. Под финансированием терроризма может оказаться
совершенно неочевидная вещь. Вы, например, перечислили деньги мигранту-дворнику, которого устроили на работу, но почему-то не оформили официально. А этот человек оказался в списке Росфинмониторинга. Никто не будет разбираться, почему вы перечислили деньги человеку, который включен в список террористов. На сайте Росфинмониторинга публичный список лиц, финансовые операции с которыми будут расценены, как финансирование терроризма. Если вы заинтересовали обслуживающий банк или Банк России, то, как правило, вам придет письмо, в котором соответствующее учреждение запросит у вас подтверждающие документы.
Во-вторых, ЦБ ориентирует банки на то, чтобы они проверяли реальность бизнеса. Реальность бизнеса — это, в первую очередь, реальность сделок. И вот есть предприниматель с небольшим, но стабильным бизнесом. Бизнес этот сверхдоходы не приносит, немного буксует, но давно работает. С точки зрения банка это хороший клиент. Вдруг появляется змей-искуситель, который говорит, что у него есть знакомый, который задумал отличный проект. Авторы этого проекта готовы скинуть ему на счет деньги, он их снимет и вернет, а сам получит с этого процент.
В итоге нормальный предприниматель, у которого есть реальный бизнес, но который испытывает в данный момент трудности, становится обнальщиком.
Ему на счет перечисляют 10 млн. руб., он приходит в банк снять эту сумму. Банк деньги блокирует, а информацию передается в Росфинмониторинг и ЦБ. Предприниматель, конечно, не согласен с решением банка. Мы видим, если раньше обналичиванием занимались фирмы-пустышки, то сегодня под статью подводят честных предпринимателей с давней историей и действующей фирмой. Если все-таки компанию ошибочно включили в список Росфинмониторинга и закрыли счет, то в таких ситуациях с приостановлением обслуживания счета очень хорошо видно, кто из предпринимателей честным путем деньги заработал, а кто действительно подходит под 115 ФЗ. Честный предприниматель точно пойдет в суд, потому что дарить свои деньги он никому не намерен. Если ваши деньги заморозили, потому что кому-то в банке просто захотелось, то суд обяжет вернуть все деньги с комиссией. Если же предприниматель подозревает, что у него могут быть проблемы по 115 ФЗ, то он ни в какой суд не пойдет.
Подводя итоги, можно сказать, что сегодня банкам приходится выполнять чуждые для них функции, которые возложил на них Федеральный Закон №115-ФЗ. Теперь им приходится следить за чистотой сделок и пресекать сомнительные операции, отодвигая свои интересы на задний план. Автор считает данные меры весьма жесткие, ведь они буквально «обрезают» многие финансовые схемы не только так называемых
«отмывальщиков», но и порядочных клиентов. Данные методы можно оценить как положительный шаг на пути создания в России качественного, мощного, правового механизма, направленного на борьбу с финансированием терроризма.
Список литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма»;
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)»;
3. Федеральный закон Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10. 2002г. № 127 - ФЗ;
4. Федеральный закон Российской Федерации от 06.07.2016г. № 374-ФЗ о внесении изменений в закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности»
5. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 13.08.2001. - № 33 (часть I). - ст. 3418.
6. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ в ред. от 28.12.2013 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 15.07.2002. - № 28. - ст. 2790.
7. Волков, Ю.Л. Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (региональная ситуация) / Ю.Л. Волков, Н.Ю. Танюшева // Деньги и кредит. - 2015. - №7. - С 48-51.
8. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: офиц. текст от 31.07.1998 № 146-ФЗ в ред. от 28.12.2013 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. -3.08.1998. - № 31. - Ст. 3824.
9. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: офиц. текст от 18.12.2001 № 174-ФЗ в ред. от 3.02.2014 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. -24.12.2001. - № 52 (часть первая). - ст. 4921.
10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: офиц. текст от 30.12.2001 № 195-ФЗ в ред. от 12.03.2014 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 7.01.2002. - № 1 (часть 1).