Хорунин А.Ю.,
к.э.н., заместитель руководителя МРУ Росфинмониторинга по ЮФО E-mail: [email protected] Фильчакова Н.Ю.,
к.э.н., доцент кафедры «Финансовый мониторинг и финансовые рынки» Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), начальник отдела надзорной деятельности и правового обеспечения МРУ Росфинмониторинга по ЮФО
E-mail: [email protected] Рудченко Н.П.,
магистрант Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), специалист 3 разряда отдела надзорной деятельности и правового обеспечения МРУ Росфинмониторинга по ЮФО E-mail: [email protected]
«ФИНАНСОВЫЕ ПИРАМИДЫ»: К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ОПАСНОСТИ ЯВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОСТИ
В статье рассмотрены признаки финансовых пирамид и их виды. Проанализированы современные формы организации финансовых пирамид в контексте противодействия подобным финансовым мошенничествам.
Ключевые слова: финансовые пирамиды, финансовое мошенничество, меры противодействия, взаимодействие государственных органов, финансовая и правовая грамотность населения.
A.U. Khorunin, N. U. Filchakova, N.P Rudchenko
«A PYRAMID SCHEME»: THE QUESTION OF THE RELEVANCE AND SOCIAL DANGERS OF IT IN MODERN WORLD
The article describes indications and types of the financial pyramids. It gives an analysis of modern forms of the financial pyramids in the context of countering financial frauds.
Keywords: pyramid scheme, financial fraud, countermeasures, financial and legal literacy of the people
Мировая и российская история знают немало примеров финансовых мошеннических операций, от которых пострадали миллионы людей. Несмотря на большой общественный резонанс, «финансовые пирамиды» имеют место быть в условиях современности, являясь одним из проявлений развития экономических и финансовых отношений.
Понятие финансовой пирамиды (с англ. pyramid scheme, financial pyramid) получило распространение в 1970-е гг. Финансовая пирамида (или инвестиционная пирамида) - это конструкт, в котором практикуется единственный способ получения дохода участниками - за счет привлечения денежных средств новых членов пирамиды [1].
Банк России определяет финансовые пирамиды как организации, привлекающие денежные средства граждан под обещание высокого дохода от вложений, при этом выплата доходов участникам пирамиды производится за счет вкладов последующих участников.
Именно принцип выплаты доходов первым участникам пирамиды за счет вкладов последующих отличает финансовую пирамиду от реального финансового проекта.
Так, можно выделить следующие признаки финансовой пирамиды:
1. Обещание высокой доходности, значительно превышающей уровень рыночной.
2. Массированная реклама в СМИ, в сети Интернет.
3. Недолгий срок существования организации на рынке.
4. Регистрация организации в офшорной юрисдикции.
5. Отсутствие лицензии Банка России на осуществление деятельности финансовой организации.
Помимо этого, организаторы финансовых пирамид могут использовать поддельные документы, сомнительные диа-
граммы и схемы, отражающие невероятную доходность от вложения в данную организацию. В качестве рекламы учредители пирамиды могут привлечь известную личность, которая вовлечена в схему обманом или большими вознаграждениями.
Анализ деятельности организаций с признаками финансовых пирамид позволяет выделить следующие виды таких финансовых схем (табл. 1).
Таблица 1 - Виды финансовых пирамид
Вид финансовой пирамиды Описание
Позиционирующие себя как финансовые пирамиды Данный вид финансового мошенничества организуется на принципах сетевого маркетинга (multilevel marketing, MLM): доход участника (инвестора/вкладчика) формируется за счет последующих привлекаемых инвестиций/вложений новых участников.
«Псевдомикрофинансовые организации»/ «псевдокре-дитно-потребительские кооперативы»/ «псевдоломбарды» Как правило, средства от населения привлекаются в виде займов или путем продажи различных векселей с целью дальнейшей выдачи займов клиентам под более высокий процент. Такие проекты могут существовать в виде виртуальных бирж.
Позиционирующие себя как альтернатива ипотечному и потребительскому кредитованию Потенциальными заемщиками зачастую выступают люди, которым отказали другие финансовые учреждения.
Организации, предлагающие услуги по рефинансированию и софинансированию долгов перед кредитными организациями По такой схеме компания обязуется погасить все задолженности гражданина перед банком или МФО при условии перечисления ей порядка 30 процентов от суммы взятого кредита или займа. Особая опасность от деятельности данного вида пирамид состоит в масштабах последствий: ущерб наносится не только населению, но и кредитным организациям, первоначально выдавшим кредиты и займы.
«Псевдопрофессиональные участники» финансового рынка предлагают услуги по торговле на валютном рынке FOREX.
Глава Департамента противодействия 2018 года выявлено 45 организаций с при-
недобросовестным практикам Центрально- знаками финансовых пирамид» [2] (рис. 1).
го банка отметил, что «за первый квартал
Формы организации финансовых пирамид
■ ООО ■ КПК ■ Интернет ■ Потребительнское общество Рисунок 1 - Формы организации финансовых пирамид по данным на 1 кв. 2018 г. [2]
Так, для организации финансовой стью (ООО) (60% от общего числа выяв-
пирамиды чаще всего используется форма ленных организаций (рис. 1)), по данным
Общества с ограниченной ответственно- Банка России выявлено 27 таких организа-
ций, 9 организаций действовали в форме кредитного потребительского кооператива (КПК), что составляет 20%, 8 - в виде интернет-проектов (18%), а также 1 существовала в форме потребительского общества (2%).
Важно отметить, что схемы создания финансовых пирамид с использованием
микрофинансовых организаций (далее -МФО) и кредитно-потребительских кооперативов (далее - КПК) представляют наибольшую опасность. Так, наиболее распространенными способами мошенничества с использованием КПК являются следующие (рис. 2).
Рисунок 2 - Наиболее распространенные способы мошенничества
с использованием КПК
Согласно Концепции развития национальной системы ПОД/ФТ, утвержденной Президентом РФ 30.05.2018 [3] и Национальной оценке рисков легализации (отмывания) преступных доходов, вышеназванные схемы отнесены к группе повышенного риска.
Особую остроту данная проблема приобретает в случае потери гражданами сбережений, так как отсутствие обязательного страхования вкладов Государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов», ввиду того, что деятельность КПК не подлежит лицензированию, представляет уязвимость в системе обеспечения прав граждан. Помимо этого, необходимо отметить несоответствие предельно допустимых объемов компенсационных выплат и понесенных пайщиками потерь: общая сумма выплат одному КПК не может превышать 5% от суммы компенсационного фонда саморегулируемой организации (СРО), в которой состоит КПК. Соответственно, исключение КПК из членов СРО означает отсутствие выплат. Тем не
менее после выхода из состава СРО и исключения из Реестра Банка России мошеннические схемы продолжают фактическую деятельность.
Помимо этого, с широкой распространенностью сети Интернет, активно развиваются схемы финансовых пирамид с использованием онлайн-компаний. Так, около четверти выявленных схем были организованы с использованием Всемирной информационной сети. Процесс предоставления займов в сети Интернет в режиме онлайн несет уязвимость контроля финансовых операций, так как он позволяет не проводить идентификацию заемщика. Например, финансовая пирамида может маскироваться под участника финансовых рынков и привлекать денежные средства населения. В целях противодействия подобным схемам, принимаются меры по снятию с делегирования таких сайтов (лишению их доменного имени) [2].
Согласно данным Банка России, в 2017 году было выявлено 137 организаций, деятельности которых присущи признаки
финансовых пирамид, по предварительным данным, нанесенный ими ущерб составил около 1 миллиарда рублей. В 2016 году выявлено 180 таких организаций, в 2015 году - 200 таких организаций, по предварительным оценкам, ущерб от которых составил около 2 млрд и 5,5 млрд рублей соответственно. Таким образом, в 2017 году число выявленных финансовых пирамид сократилось по сравнению с 2016 годом на 23,9%.
Такая тенденция сокращения числа организаций, в деятельности которых присутствовали признаки финансовых пирамид, объясняется осуществлением комплекса мер со стороны государственных органов. Росфинмонитроингом во взаимодействии с правоохранительными органами проводятся мероприятия по вопросам предупреждения, выявления и пресечения преступлений, связанных с организацией финансовых пирамид. В частности, 17 июля 2018 года проведено заседание Межведомственной рабочей группы по вопросам противодействия незаконным финансовым операциям в Южном федеральном округе. В рамках данного заседания отмечено, что основной задачей всех участников антиотмывочной системы является минимизация рисков создания финансовых пирамид, создание условий и законодательных барьеров, делающих рассматриваемый вид преступности невыгодным [4].
Одним из громких примеров, связанных с деятельностью организаций с признаками финансовой пирамиды, является возбуждение уголовных дел в отношении учредителей КПК «Южный фонд сбережений». На территории ЮФО кооператив привлекал денежные средства физических и юридических лиц под высокий годовой процент, до 24%. В 2017 году прекратили деятельность подразделения вышеназванного КПК в Краснодарском крае и Волгоградской области. По данным проверки Центрального банка, размер денежных обязательств кооператива превысил стоимость его активов, возбуждено дело о банкротстве.
Актуальным в связи с этим стало открытие на базе Южного ГУ Банка России
первого в стране Центра компетенции по противодействию нелегальной деятельности на финансовом рынке. Основная задача Центра состоит в накоплении и анализе информации о деятельности нелегальных финансовых структур, поступающей со всей страны. Работа Центра компетенции позволит отслеживать миграцию незаконных схем и пресекать их распространение на ранней стадии, выявлять организаторов, а анализ схем финансового мошенничества позволит разрабатывать методологии противодействия.
Анализ деятельности организаций с признаками финансовых пирамид позволяет сказать, что проявление подобного финансового мошенничества является следствием недостатков в системе государственного регулирования и несовершенства современной правовой базы [5]. Вместе с тем существует опасность, что ужесточение требований ЦБ РФ к регулированию деятельности субъектов подтолкнет компании к уходу в теневой сектор.
В целях противодействия финансовым пирамидам и оздоровлению в целом кредитно-финансовой сферы Банком России и Росфинмониторингом подготовлены законопроекты, предусматривающие:
- предоставление Банку России полномочий по прекращению профессиональной деятельности (отзыв/аннулирование лицензии, исключение из государственного реестра, ликвидация в судебном порядке) организаций, нарушающих требования ан-тиотмывочного законодательства;
- закрепление требования о деятельности КПК исключительно на основании принципа общности (это позволит членам КПК самостоятельно контролировать деятельность КПК и его рабочих органов, определять финансовую политику и стратегию развития);
- раскрытие КПК информации о своей деятельности в сети Интернет;
- детализация прав физических лиц -членов КПК.
При этом в рамках противодействия финансовым мошенничествам по типу финансовых пирамид введение критерия объединения членов КПК в связанный круг
лиц по признаку, определенному базовым стандартом СРО, повысит эффективность реализации норм за счет возможности государственного контроля и более четкой регламентации норм. Развитие корпоративной общности и механизмов управления КПК позволит повысить уровень вовлеченности членов (пайщиков) в деятельность кооперативов.
В свою очередь, считаем, что введение уголовной ответственности за организацию финансовых пирамид также способствует сокращению схем создания финансовых пирамид. Согласно ст. 172.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, максимальный штраф за совершение вышеназванного преступления может быть назначен в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей, максимальный срок лишения свободы составляет шесть лет.
Однако основной уязвимостью, способствующей реализации риска, является низкий уровень правовой и финансовой грамотности населения. Одним из мероприятий, направленных на повышение данного уровня, является создание специальной программы «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» Министерством финансов Российской Федерации совместно с Всемирным банком. Основной аудиторией выступают обычные граждане, потребители базовых финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов. Однако акцент делается на школьниках и студентах вузов.
Таким образом, финансовые пирамиды представляют собой организации, которые привлекают денежные средства граждан под обещание высокой доходности вложений, однако выплата доходов участникам осуществляется за счет вкладов последующих участников. Анализ современной ситуации в сфере противодействия финансовым мошенничествам позволяет отметить, что использование технических новаций современными финансовыми пирамидами позволяет им гибко адаптироваться к новым формам и методам экономической деятельности. В связи с этим
Росфинмониторингом совместно с Банком России подготовлены законопроекты, направленные на противодействие финансовым пирамидам. Пресечение деятельности финансовых пирамид является одной из приоритетных задач уполномоченных органов государственной власти. Актуальным остается вопрос финансовой и правовой грамотности населения, которое непосредственно подвержено рискам вовлечения в деятельность финансовых пирамид с последующими потерями.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Дмитриади Г.Г. Модели финансовых пирамид: детерминированный подход. М.: УРСС, 2002, 32 c.
2. Глава департамента ЦБ: главное в борьбе с финансовыми мошенниками -неотвратимость наказания. URL: http://tass.ru/opinions/interviews/5202945
3. Официальный сетевой ресурс Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5310
4. Официальный сайт Федеральной службы по финансовому мониторингу / О проведении заседания региональной Межведомственной рабочей группы по вопросам противодействия незаконным финансовым операциям в Южном федеральном округе // URL: http://portal.fedsfm.ru/ufo/ news/3339
5. Карпович О.Г. Актуальные правовые проблемы борьбы с финансовым мошенничеством. М.: Юнити-Дана, 2011. С. 3.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-Ф3 (в акт. ред.) // Собрание законодательства РФ, 1996 г., №25. Ст. 2954.
7. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 годов // Вестник Банка России, №57, 17.06.2016.
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. Dmitriady G.G. Models of financial pyramids: determinate approach/ Moscow. 2002. 32 p.
2. Head of the Department of The Central Bank of Russia (CBR): the main thing for combating financial frauds is inevitability of punishment / URL: http://tass.ru/opinions/ interviews/5202945
3. Official web resource of the President of Russia// URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5310
4. Official web resource of the Federal Financial Monitoring Service// URL: http://portal.fedsfm.ru/ufo/news/3339
5. Karpovich O.G. Actual criminal law problems of a combating fiscal fraud. Moscow. 2011. 272 p.
6. The Criminal Code of the Russian Federation
7. The main lines of development of the financial market of the Russian Federation for the term 2016-2018 // The Bulletin of Bank of Russia, №57, 17.06.2016