Научная статья на тему 'Обеспечение прозрачности финансовых потоков в контексте противодействия легализации доходов, полученных преступным путем'

Обеспечение прозрачности финансовых потоков в контексте противодействия легализации доходов, полученных преступным путем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
947
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЗРАЧНОСТЬ ФИНАНСОВЫХ ПОТОКОВ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ / ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ / ГЛОБАЛЬНАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / СОМНИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ / ИСХОДЯЩИЕ И ВХОДЯЩИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ПОТОКИ / ОТТОК КАПИТАЛА / TRANSPARENCY OF FINANCIAL FLOWS / COMBATING THE LEGALIZATION OF PROCEEDS FROM CRIME / GLOBAL FINANCIAL SYSTEM / DUBIOUS TRANSACTIONS / OUTGOING AND INCOMING INTERNATIONAL FINANCIAL FLOWS AND CAPITAL FLIGHT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прокопенко И.Г.

В статье рассматриваются проблемы обеспечения прозрачности финансовых потоков, имеющих большое значение для сохранения внутригосударственной и международной экономической и политической стабильности. Использование новых правил и международных стандартов в деятельности банков, связанных с противодействием легализации доходов, полученных преступным путем, дает возможность применять идентификационные процедуры, процедуры мониторинга, аудиторские проверки и отчетность, создавать специальное подразделение по борьбе с отмыванием денег в каждой финансовой структуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of ensuring the transparency of financial flows are important for the conservation of domestic and international economic and political stability. Using the new regulations and international standards for banks' activities related to countering the legalization of proceeds from crime, make it possible to apply the procedure of identification, monitoring, auditing and reporting, to create a special unit to combat money laundering in the financial structure of each.

Текст научной работы на тему «Обеспечение прозрачности финансовых потоков в контексте противодействия легализации доходов, полученных преступным путем»

Прокопенко И.Г.,

аспирантка кафедры финансов РГЭУ (РИНХ) E-mail: prokopenko_ig@ rostov. mmbank. ru

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЗРАЧНОСТИ

ФИНАНСОВЫХ ПОТОКОВ В КОНТЕКСТЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

В статье рассматриваются проблемы обеспечения прозрачности финансовых потоков, имеющих большое значение для сохранения внутригосударственной и международной экономической и политической стабильности. Использование новых правил и международных стандартов в деятельности банков, связанных с противодействием легализации доходов, полученных преступным путем, дает возможность применять идентификационные процедуры, процедуры мониторинга, аудиторские проверки и отчетность, создавать специальное подразделение по борьбе с отмыванием денег в каждой финансовой структуре.

Ключевые слова: прозрачность финансовых потоков, противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, глобальная финансовая система, сомнительные операции, исходящие и входящие международные финансовые потоки, отток капитала.

Prokopenko I.G.

ENSURING TRANSPARENCY OF FINANCIAL FLOWS IN THE

CONTEXT OF COUNTERING LEGALIZATION OF PROCEEDS FROM CRIME

The article deals with the problem of ensuring the transparency of financial

flows are important for the conservation of domestic and international economic and political stability. Using the new regulations and international standards for banks' activities related to countering the legalization of proceeds from crime, make it possible to apply the procedure of identification, monitoring, auditing and reporting, to create a special unit to combat money laundering in the financial structure of each.

Keywords: transparency of financial flows, combating the legalization of proceeds from crime, the global financial system, dubious transactions, outgoing and incoming international financial flows and capital flight.

Для российской финансовой системы актуализируется проблема обеспечения прозрачности финансовых потоков в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Непрозрачность финансовых трансакций способна привести к установлению преступного контроля над отдельными финансово-кредитными организациями и угрожает стабильности и самостоятельности банковской и финансовой систем в целом. Кроме того, концентрация в финансовой системе денег, полученных незаконно, ведет к утрате не только экономической, но и политической независимости страны. Это требует координации мер в системе регулирования и контроля прозрачности финансовых потоков с деятельностью правоохранительных и политических органов государственной власти как на национальном, так и на мировом уровне.

Одной из актуальных проблем глобальной финансовой системы является борьба с криминальными операциями с финансовыми средствами, и прежде всего с отмыванием денег. Эта проблема приобретает особую актуальность в условиях финансовой глобали-

зации для сохранения финансовой стабильности.

В последние годы доходы от различного рода финансовых преступлений составляют от 2 до 5% мирового валового продукта (от 1 до 3 трлн долл. США в год), при этом ежегодно в мире отмывается не менее 600 млрд долл. США [1].

Легализация незаконных доходов тесно связана с бегством (выводом) капитала за рубеж, коррупцией, финансированием терроризма, использованием офшорных юрисдикций для сокрытия источника происхождения доходов и уклонения от налогов. В частности, по данным Банка России, за 2013 год отток капитала из страны составил 62,7 млрд долл. США (за 2012 год - 54,6 млрд долл. США), из которых на статью платежного баланса России «сомнительные операции» пришлось более 40% (26,5 млрд долл. США за 2013 год). Всего начиная с 2000 года по статье «сомнительные операции» из России было выведено свыше 350 млрд долл. США [2].

В связи с этим борьба с легализацией незаконных доходов становится одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед международным сообществом в целом и перед каждым государством в отдельности.

Размах указанного явления вызывает озабоченность мирового сообщества не только из-за уменьшения налоговых поступлений в связи с укрытием части доходов различными организациями и частными лицами, но и из-за того, что значительная доля укрытых доходов, по результатам проведенных исследований, является доходами, полученными от незаконной деятельности и поступает в распоряжение террористических группировок по всему миру. Поэтому многие государства, особенно это касается развитых стран мира, принимают меры, направленные на борьбу с

легализацией доходов от незаконной деятельности.

В вопросах легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма важна транс-парентная информация. В своем докладе «О реформе международной валют-но-финансовой системы: уроки глобального кризиса» [3] Дж. Стиглиц говорит о том, что правдивая информация необходима для эффективного функционирования рыночной экономики. Частично нынешний кризис - это кризис информации. Если участники рынка не осведомлены о рискованном поведении банков и других компаний, это может привести к тому, что капиталы будут размещаться неэффективно. Открытость и прозрачность важны для дисциплины рынка, выражающейся в установлении эффективных цен. Следует стремиться к большей транспарентности финансовой системы, так как отсутствие прозрачности или ее недостаточность слишком легко могут привести к коррупции и использованию ресурсов для личной выгоды.

В мире накоплен опыт в вопросах выявления противозаконных финансовых операций. Так, Международным валютным фондом (МВФ) разработана стратегия по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма (БОД/ПФТ). Оценки БОД/ПФТ являются важной составляющей программы Докладов о соблюдении стандартов и кодексов (РОСК) и Программы оценки финансового сектора (ФСАП). Также важную роль играет обеспечение надлежащего качества докладов об оценке по всему спектру учреждений [4], то есть транспарентность излагаемой информации.

Вопрос совершенствования (в соответствии с международными стандартами и с учетом практики применения законодательства Российской Федерации) надзора в области противодействия легализации (отмыванию) дохо-

дов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма является неотделимым от проблемы обеспечения развития национальных финансовых систем.

В Российской Федерации вопрос осложняется непрозрачностью исходящих и входящих международных финансовых потоков, формирующих основу сомнительных операций, которые еще присутствуют в российской финансовой системе.

По данным Центра оценки риска и угроз Росфинмониторинга, в 2014 году произошло увеличение в общем объеме

и исходящих, и входящих финансовых потоков на 80% по сравнению с 2013 годом. Исходящий международный поток в 2014 году увеличился по сравнению с 2013 годом на 66,7% (2,6 трлн руб.) и составил 6,5 трлн руб. Что касается в этом разрезе сомнительных операций, то они, наоборот, сократились на 50% и составили 1,3 трлн руб. Входящий международный финансовый поток вырос на 86,2% (2,5 трлн руб.) и составил 5,4 трлн руб. Сомнительные операции в данном этапе сократились на 50%, что составило 0,3 трлн руб. (табл. 1).

Таблица 1 - Доля сомнительных операций в исходящих и входящих международных финансовых потоках в РФ [5]

Показатели 2013 2014 Рост

Исходящий международный финансовый поток (трлн. руб.) 3,9 6,5 2,6

в том числе, по сомнительным основаниям 2,6 1,3 -1,3

Входящий международный финансовый поток (трлн. руб.) 2,9 5,4 2,5

в том числе, по сомнительным основаниям 0,6 0,3 -0,3

Проблемным для Российской Федерации остается и вопрос вывода капитала. Так, только в 2010-2012 годах из России незаконно вывозилось более чем по $140 млрд. А общий объем средств, выведенных в 1994-2012 годах из России в обход установленных законом правил, составляет более $1,341 трлн, отмечается в отчете компании Global Financial Integrity (GFI) [6].

При этом более 90% оттока капитала обеспечивало использование практики trade misinvoicing, то есть таких сделок с иностранными компаниями, в рамках которых из страны вывозилось больше объема товара (например нефти), чем указывалось в официаль-

ных документах, а полученные «излишки» выручки накапливались на зарубежных счетах.

По подсчетам экспертов GFI, в среднем за год из страны выводилось в виде сомнительных операций по $70,5 млрд, однако в последние годы речь шла о значительно больших суммах. К примеру, в 2011 году совокупный объем незаконно выведенных из России средств превысил $174 млрд, что составило 9,9% ВВП страны.

Для сравнения, в Мексике и на Филиппинах, которые GFI также включает в ТОР-5 стран по объемам незаконного вывода капиталов, отношение «темного» оттока средств к ВВП страны

составляет в среднем 4,5%. А в Индии и Бразилии этот показатель составил 1,51,6%. В абсолютных цифрах Россия тоже далеко впереди. Так, к примеру, из Мексики $1,156 млрд было незаконно выведено за границу не за 19, а за 42 года, а из Индии за 64 года вывели менее $700 млрд.

Легализация доходов, полученных преступным путем, и связанное с этим мошенничество в финансовой и банковской сферах - одно из наиболее опасных для экономики России явлений. Оставленное без внимания отмывание денег может разрушить не только отдельное финансовое учреждение, но и всю финансово-экономическую систему страны и вылиться в крупномасштабный кризис.

Отмывание денег не существует само по себе: оно всегда вторично, и преступные деньги обязательно проходят через банки. Вопрос заключается в том, могут ли банки отследить эти процессы, чтобы не пострадать и выйти из этих ситуаций с наименьшими потерями для своей репутации.

Общественная опасность легализации доходов, полученных преступным путем, заключается в следующем [7]:

1. Результатом умышленного привлечения средств из незаконных финансовых источников может быть такое негативное последствие, как дестабилизация финансово-экономического положения кредитных организаций.

2. Использование криминальными кругами банковской системы может привести к краху отдельных кредитных организаций.

3. В результате использования кредитными организациями «грязных денег» во многих случаях возникает угроза утраты ими самостоятельности и установление контроля над ними криминалитета.

4. Установив контроль над кредитными организациями, криминальные

структуры получают дополнительное конкурентное преимущество.

5. Кредитные организации в своей совокупности составляют единую банковскую систему, в связи с чем установление контроля над отдельными кредитными организациями угрожает стабильности и самостоятельности банковской системы в целом.

6. Кредитные организации - это кровеносная система экономики, поэтому, проникнув в банковскую систему, «грязные деньги» начинают оказывать влияние на всю экономику в целом.

7. Концентрация «грязных денег» ведет к утрате не только экономической, но и политической независимости.

Отмывание денег включает целый ряд операций, направленных на сокрытие источника финансовых активов. Обычно эти операции подразделяются на три этапа:

1) размещение - процесс, при котором незаконные доходы помещаются в финансовые институты через депозиты, электронные переводы и другие средства;

2) наслаивание - процесс отделения доходов, приносимых преступной деятельностью, от их источника с помощью сложных многослойных финансовых операций;

3) интеграция - процесс использования внешне легальных сделок для маскировки незаконных доходов.

Бесконтрольное отмывание денег способно подточить целостность финансовых институтов страны. Вследствие высокой интеграции фондовых рынков отмывание денег может также негативно влиять на курсы валют и процентные ставки. В конечном счете отмытые деньги поступают в глобальные финансовые системы, где они могут подрывать экономику и валюту отдельных стран.

И здесь важно отметить, что риску подвергается любая страна, интегрированная в международную финансовую

систему. Изучение негативных последствий и в микро-, и в макроэкономических сферах (рис. 1) позволяет объяснить, почему отмывание денег пред-

ставляет собой такую многостороннюю угрозу, особенно на формирующихся рынках, к которым относятся рынки России.

Рисунок 1 - Сферы воздействия процесса отмывания денег в рамках страны

Проблема отмывания денег носит глобальный характер, поэтому требует и глобальных стандартов, и международного сотрудничества, как и вся финансовая деятельность. Ни один финансовый институт (банк или другая организация) не застрахованы от того, что через него не будет проходить процесс отмывания денег, что требует введения дополнительного контроля за финансовыми потоками.

Между тем именно банки, как важный элемент мировой финансовой архитектуры обеспечения прозрачности финансовых потоков, объединили усилия по разработке программ по предотвращению и выявлению действий, имеющих целью отмывание денег.

Опираясь на международную практику, Банк России, как орган, обладающий полномочиями по разработке подзаконных актов, ориентируясь на выработанную международную практику, способствует повышению эффек-

тивности борьбы банков с легализацией преступных доходов путем направления для применения инструкций и рекомендаций. Стоит заметить, что свою работу в данном направлении Центральный банк РФ координирует с Федеральной службой по финансовому мониторингу, которая является основным контролирующим органом в стране в области борьбы с отмыванием денег. Важным является использование новых правил и международных стандартов в деятельности банков, связанной с противодействием легализации доходов, полученных преступным путем. К эффективным программам по борьбе с отмыванием денег можно отнести следующие процедуры: идентификационные процедуры, процедуры мониторинга, процедуры обучении персонала, аудиторские проверки и отчетность, специальное подразделение по борьбе с отмыванием денег в каждой финансовой структуре (рис. 2).

оэ

Эффективные процедуры по борьбе с отмыванием денег

е

Я

X

у

X п о и Е

05 Я

П

п

иЗ

05

Ъ

О

ta

У Я

я

6

ю

О

N3 О Н-ь

СП

К

о

^

я

0 я ы

1

-8--8-

я н S со я

£ S

я

О

С

Л

ta

Т5 £

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

я

о

©\ о TJ

сг о\ л

о н

со р

я я

л

ta л я

Идентификационные процедуры

Банк разрабатывает и внедряет комплексные процедуры, связанные с: открытием счетов; установлением кредитных и других деловых взаимо отношений; совершением операций с лицами, не имеющими счетов

Банк формирует данные о: действительной личности пользующегося его услугами клиента; подлинном владельце счета, открытого на другое имя

Банк подвергает проверке данные, удостоверяющие личность, во избежание открытия счетов для фиктивных оен е фипи ари ев

Банк обязан располагать данными о: роде занятий или профессиональной деятельности клиента; источниках его доходов, состояния или активов; конкретном источнике денежных средств, вовлеченных совершаемые через данный банк операции

Банк должен: указать цельт открытия счета;

представлять себе тины операций, в которые обычно вовлечен данный клиент; понимать, необходимо ли отнести данного клиента к категории высокого риска, требующей повышенного внимания

Процедуры мониторинга

Процедуры обучения персонала

Банк создает внутренние системы для идентификации и мониторинга вызывающих подозрения операций, к котором относят: операции, которые не могут быть увязаны ни с одним

видом законной деятельно сти;операции,

выходящие за рамки установленных банком параметров

Банк должен оценивать риск, исходя из: конкретных видов счетов; регионов; видрв операций

Банк должен установить пороговые размеры сделок и время от времени проверять их адекватность

Банк должен обращать внимание на значительное усиление активности по следующим банковским счетам:; счета небанковских финансовых институтов; оффшорные счета; счета

личных инв естиций сотрудников компаний, корреспондентские счета; счета, информация о которых может быть затребована судебными органами или которые служат объектом других правовых процедур: счета политических деятелей; счета из юрисдикции, относимых к категории высокого риска из-за отсутствия там эффективных механизмов борьбы с отмыванием денег

Аудиторские проверки и отчетность

Банк должен в рамках постоянно действующих программ обучения просвещать своих сотрудников; тносительно; способов отмывания денег и

процедур борьбы с ним; относительно изменений в соответствующих законах и правилах; видов операций, которые могут потребовать расследования; обучения

методам выявления и отслеживания необычной или подозрительной деятельности

Банк должен проводить подготовку: сотрудников, которые непо средств енно имеют дело со счетами; со отв етствующего вспомогательного персонала

Банк должен выдавать всем новым служащим инструкции, касающиеся процедур контроля за отмыванием денег

Банк обязан подать сведения о выявлении подозрительной деятельно стив случае, если подать сведения о выявлении подозрительной деятельности

Банк должен проводить ежегодные аудиторские проверки выполнения каждым подразделением правил и процедур, предусматривающих проявление должного внимательного отношения

Банк должен выдать каждому сотруднику комплект письменных инструкций по контролю за отмыванием денег, после чего каждый сотрудник должен дать расписку в том, что ознакомился с ними, понимает их и обязуется их выполнять

Банк должен включить в аттестацию сотрудников оценку реализации ими политики банка по борьбе с отмыванием денег

Специальное подразделение по борьбе с отмыванием денег

Банки должен создавать у себя эффективно укомплектованные и подготовленные независимые подразделения, которые: отвечают за разработку и практическую реализацию политики и процедур по борьбе с отмыванием денег в рамках банка

должны проводить расследования операций, которые, согласно полученным ими данным, вызывают подозрения

должны подавать сведения о подозрительной деятельности в подразделение по борьбе с отмыванием денег с целью последующего составления официальных рапортов о подозрительной деятельности, как этого требует закон

Важно понимать, что ни одна программа по борьбе с отмыванием денег не может быть эффективной на 100%. Финансовые нарушители используют все более сложные способы обхода банковских программ по выявлению незаконных операций. Тем не менее программы в значительной степени улучшают способности банка предотвращать и выявлять факты отмывания денег, а также выполнять требования правительства о проявлении должного внимания, закрывая доступ к услугам банка для тех, кто намерен совершить незаконные операции. Подобные программы повышают способность банка к сохранению репутации добросовестного и безопасного учреждения. Государственная стратегия по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма должна предусматривать системный подход к укреплению прозрачности и подотчетности международной финансовой системы.

Необходимо принять меры по обеспечению прозрачности деятельности реальных предпринимательских структур, владельцев кредитных организаций, расширить полномочия надзорных органов по установлению требований к организации системы внутреннего контроля при осуществлении указанной деятельности, снять ограничения на проведение инспекционных проверок кредитных организаций по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предоставить кредитным организациям право расторжения договора банковского счета (вклада) в предусмотренных законом случаях. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Официальный сайт Международного валютного фонда (МВФ). -URL: http://www.imf.org/external/russian.

2. Официальный сайт Банка России. - URL: http://www.cbr.ru

3. Доклад Стиглица. О реформе международной валютно-финансовой системы: уроки глобального кризиса. Доклад Комиссии финансовых экспертов ООН. - М.: Международные отношения, 2012. - 328 с.

4. Годовой отчет МВФ 2014. -URL: https://www.imf.org/external/ russian/pubs/ft/ar/2014/pdf/ar14_rus.pdf

5. Публичный отчет о работе Федеральной службы по финансовому мониторингу в 2014 году. - URL: http://www.fedsfm.ru/content/files/activity /annualreports

6. Официальный сайт РБК. Статья Евгения Калюкова. Из России за 19 лет незаконно вывели более $1,3 трлн. -URL:

http://www.rbc.ru/finances/23/09/2015/560 264189a7947501326fc58

7. Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Противодействие легализации (отмыванию) денежных средств в финансово-кредитной системе. - М.: Дело, 2011. -С. 22-23.

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. The official website of the International Monetary Fund (IMF). - URL: http://www.imf.org/external/russian

2. The official website of Bank of Russia. - URL: http://www.cbr.ru

3. Report of the Stiglitz. On the reform of the international monetary system: lessons from the global crisis. Financial Report of the Commission of Experts. -M.: International Relations, 2012. - 328 p.

4. Annual Report of the IMF 2014. -

URL:

https://www.imf.org/external/russian/pubs/ ft/ar/2014/pdf/ar14_rus.pdf

5. The public report of the Federal Financial Monitoring Service in 2014. -URL:

http://www.fedsfm.ru/content/files/activity /annualreports

6. The official website of RBC. Article Eugene Kalyukova. From Russia for 19

years, illegally withdrew more than $ 1.3 trillion. - URL:

http://www.rbc.ru/finances/23/09/2015/560 264189a7947501326fc58

7. Tosunyan G.A., Vikulin A.Yu. (Laundering) of money in the financial and credit system. - M.: Delo, 2011. - P. 22-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.