Научная статья на тему 'ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЕЛЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ'

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЕЛЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
22
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЕТЬ ИНТЕРНЕТ / ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ситникова Марина Петровна

В статье автор анализирует некоторое законодательство, регулирующее информационное пространство современного общества. Отмечается, что в виртуальном мире привлечь лицо к уголовной ответственности за преступления экстремистской направленности проблематично, поскольку сложно установить субъект, подлежащий привлечению в качестве обвиняемого. Решение данного вопроса автор видит в ведении уголовной ответственности за неисполнение обязанностей по мониторингу сообщений, публично призывающих к осуществлению экстремистской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNTERING EXTREMISM ON THE INTERNET: SOME LEGISLATIVE GAPS AND WAYS TO ELIMINATE THEM

In the article, the author analyzes some legislation regulating the information space of modern society. It is noted that in the virtual world, it is problematic to bring a person to criminal responsibility for crimes of an extremist orientation, since it is difficult to establish the subject to be brought as an accused. The author sees the solution to this issue in the conduct of criminal liability for failure to fulfill the obligations to monitor messages that publicly call for extremist activities.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЕЛЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ»

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

DOI 10.47643/1815-1337_2022_8_103 УДК 343.3/.7

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЕЛЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

Countering extremism on the Internet: some legislative gaps and ways to address them

СИТНИКОВА Марина Петровна,

соискатель Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (МГУ). 119991, Россия, г. Москва, Ленинские горы, 1. E-mail: solnychko@mail.ru;

Sitnikova Marina Petrovna,

Candidate of Law Degree Department of Criminal Law and Criminology Lomonosov Moscow State University. 119991, Russia, Moscow, Leninskie gory, 1. E-mail: solnychko@mail.ru

Краткая аннотация. В статье автор анализирует некоторое законодательство, регулирующее информационное пространство современного общества. Отмечается, что в виртуальном мире привлечь лицо к уголовной ответственности за преступления экстремистской направленности проблематично, поскольку сложно установить субъект, подлежащий привлечению в качестве обвиняемого. Решение данного вопроса автор видит в ведении уголовной ответственности за неисполнение обязанностей по мониторингу сообщений, публично призывающих к осуществлению экстремистской деятельности.

Abstract. In the article, the author analyzes some legislation regulating the information space of modern society. It is noted that in the virtual world, it is problematic to bring a person to criminal responsibility for crimes of an extremist orientation, since it is difficult to establish the subject to be brought as an accused. The author sees the solution to this issue in the conduct of criminal liability for failure to fulfill the obligations to monitor messages that publicly call for extremist activities.

Ключевые слова. Экстремизм, экстремистская деятельность, сеть Интернет, виртуальное пространство.

Keywords. Extremism, extremist activity, the Internet, virtual space.

Для цитирования: Ситникова М.П. Противодействие экстремизму в сети Интернет: некоторые пробелы законодательства и способы их устранения //Право и государство: теория и практика. 2022. № 8(212). С. 103-104. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_8_103.

For citation: Sitnikova M.P. Countering extremism on the Internet: some legislative gaps and ways to address them // Law and state: theory and practice. 2022. No. 8(212). pp. 103-104. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_8_103.

Статья поступила в редакцию: 25.03.2021

Современное общество по праву можно назвать информационным, поскольку в него все активнее проникают информационные и телекоммуникационные технологии, в том числе сеть Интернет. Сегодня она является неотъемлемой частью повседневной жизни общества, что обострило проблемы в сфере противодействия экстремистской деятельности в виртуальном пространстве. Социальные сети в Сети сегодня являются наиболее распространенной площадкой для ведения пропаганды и организации экстремизма. Основная цель - агитация широкой аудитории к незаконной экстремистской деятельности. Сейчас у многих людей есть свой аккаунт в онлайн-сообществах, и в этом плане Интернет очень удобен, так как облегчает доступ к радикальной информации.

Лидеры экстремистских движений и групп используют возможности компьютерной системы и Интернета, активно воздействуя на сознание пользователей. Через блоги, форумы и чаты участники экстремистской деятельности отстаивают свои убеждения и идеологию, тайно пропагандируют экстремизм, вербуют новых сторонников, поскольку виртуальное пространство характеризуется экономичностью, эффективностью, всеобщей доступностью, наличием огромной аудитории, анонимностью и удаленностью характера экстремистских действий. Например, в 2015г. ввиду пренебрежительного отношения к лицам, объединенным по национальному, расовому признаку и принадлежащим к определенным социальным группам, 21-летний житель Кирова Н. разместил на интернет-сайтах графические и текстовые файлы националистического характера для публичного просмотра, тем самым призывая к экстремистской деятельности. В ходе следствия молодой человек полностью признал свою вину в совершенных преступлениях и раскаялся в содеянном. Всех собранных следователями доказательств оказалось достаточно для вынесения приговора: суд признал Н. виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 2 статьи 280 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ)[1] и ч. 1 ст. 282 УК РФ; приговорил к лишению свободы сроком на 2 года 3 месяца с испытательным сроком на 2 года 6 месяцев [2].

В пункте 6.1 постановления Пленума Верховного суда РФ «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях эстремистской направленности»[3] указывается, что «при совершении публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности путем массовой рассылки сообщений абонентам мобильной связи или с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», преступление следует считать оконченным с момента размещения обращений в указанных сетях общего пользования (например, на сайтах, форумах или в блогах), отправления сообщений другим лицам»[3]. С одной стороны, информация в сети Интернет адресована неопределенному кругу лиц, следовательно, она является публичной.

С другой же стороны - в Сети существуют закрытые чаты и страницы, к которым имеет доступ ограниченное число лиц. Также определенным адресатам рассылаются электронные письма с тематикой идеологии экстремизма. Но в подобного рода случаях отсутствует признак «публичности» и в большей степени расценивается как аспект свободы слова. Правоохранным органам порой трудно доказать, например, что пропаганда экстремизма в собственном блоге - это его распространение [4, С.1194].

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 8(212)

Также трудно определить субъект преступления экстремистской направленности в сети Интернет. В случаях осуществления злоумышленником экстремистской деятельности с использованием персонального домашнего компьютера, согласно ст. 53 Федерального закона РФ «О связи» [5] для его установления возможно использование базы данных абонентов операторов связи. Однако в современном мире существует множество «интернет-кафе» и «интернет-клубов», благодаря которым невозможно установить личность человека с целью привлечения его к ответственности. Статистика показывает, что предварительное следствие по некоторым уголовным делам, возбужденным по ст. 280 УК РФ, было приостановлено на основании п.1 ч. 1 ст. 208 Уголовно-процессуального кодекса РФ [6](лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено).

Статья 12 Федерального закона РФ «О противодействии экстремистской деятельности» устанавливает прямой запрет на использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности[7]. Но правоприменительная практика в данном случае неоднозначна. От ответственности освобождаются интернет-провайдеры, предоставляющие доступ к сети Интернет, поскольку умысел этих субъектов на причастность к экстремистской деятельности установить крайне сложно. Конечно, можно предположить, что провайдеры намеренно предоставляют интернет-пространство для создания экстремистских сайтов, получая финансовую прибыль от вовлечения большего числа пользователей на их портал. В данном случае они могут быть привлечены к ответственности, но только в рамках института соучастия. Самостоятельный состав преступления, предусматривающий ответственность интернет-провайдеров за предоставление интернет-пространства для осуществления экстремистской деятельности, отсутствует. К тому же в России юридические лица к уголовной ответственности не привлекаются. Соответственно провайдеры остаются безнаказанными.

От Минкомсязи и Генпрокуратуры были сделаны предложения штрафовать всех, кто поместил в Интернете гиперссылку, по которой можно перейти на материалы экстремистского характера. Но в данном случае проблема возникнет в том, что в пособниках экстремистов окажутся все поисковые системы, которые в конечном итоге станут единственными ответственными за призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Однако необходимость обеспечить на практике отслеживание гиперссылок в сети в настоящее время очевидна и требует скорейшего вмешательства со стороны уголовного закона.

На основании вышеизложенного было бы целесообразно на законодательном уровне обязать операторов сотовой связи, модераторов, системных и сетевых администраторов, администраторов веб-сайтов и веб-форумов, а также иных пользователей на общественных сетевых ресурсах, наделенных правом редактировать и удалять сообщения, передаваемые посредством сотовой связи, информационно-телекоммуникационной сети, в том числе сети «Интернет», осуществлять мониторинг входящих и исходящих сообщений на предмет обнаружения признаков экстремистской деятельности с целью их немедленного удаления. Это возможно сделать на уровне принятия определенного Федерального закона, обязывающего вышеуказанные субъекты выполнять действия по мониторингу сообщений с целью их удаления в случаях, если они носят противоправный характер.

За неисполнение данного Закона мы предлагаем привлекать к уголовной ответственности, например, по ст. 280.3 УК РФ «Неисполнение обязанностей по мониторингу сообщений, публично призывающих к осуществлению экстремистской деятельности - Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по мониторингу входящих и исходящих сообщений на предмет обнаружения признаков экстремистской деятельности с целью их удаления оператором сотовой связи, модератором, системным и сетевым администратором, администратором вебсайтов и веб-форумов, а также иным пользователем на общественных сетевых ресурсах, наделенных правом редактировать и удалять сообщения, передаваемые посредством сотовой связи, информационно-телекоммуникационной сети, в том числе сети «Интернет», - наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от одного до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок».

На наш взгляд, принятие подобного рода уголовной статьи существенно облегчить деятельность по противодействию экстремизму в сети Интернет правоохранным структурам.

Библиогра фия:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 24 мая 1996 г. [Электронный ресурс]. Доступ из справочно - правовой системы «КонсультантПлюс»;

2. Кировчанин признан виновным в распространении экстремистских материалов, а также публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельно-сти//http://kirov.sledcom.ru/news/item/1145904;

3. О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности: постановление Пленума ВС РФ от 28.06.2011. №11//Российская газета. 2011. №142.

4. Бахрова В.П. Интернет как инструмент пропаганды и организации экстремизма//Синергия наук.2019.№32.С.1191 -1195;

5. О связи: ФЗ от 07.07.2003г. 126-ФЗ: принят Гос.Думой Федер. Собр. Рос.Федерации 18.06.2003г. //Собрание законодательства РФ от 14.07.2003г. №28 ст.2895;

6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 №174 - ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 ноября 2001г. [Электронный ресурс]. Доступ из справочно - правовой системы «КонсультантПлюс».

7. О противодействии экстремистской деятельности: ФЗ от 25.07.2002г. N 114-ФЗ: принят Гос.Думой Федер. Собр. Рос.Федерации 27.06.2002г. [Электронный ресурс]. Доступ из справочно - правовой системы «КонсультантПлюс»;

References:

1. The Criminal Code of the Russian Federation of 13.06.1996 No. 63-FZ: adopted by the State Duma Feder. Sobr. Grew. Federation on May 24, 1996 [Electronic resource]. Access from the ConsultantPlus legal reference system;

2. A Kirov resident was found guilty of distributing extremist materials, as well as public calls to carry out extremist activities//http://kirov.sledcom.ru/news/item/1145904;

3. On judicial practice in criminal cases of extremist crimes: Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation dated 28.06.2011. No. 11//Rossiyskaya Gazeta. 2011. №142.

4. Bakhrova V.P. Internet as a tool of propaganda and organization of extremism//Synergy of Sciences.2019.No.32.pp.1191 -1195;

5. About communication: Federal Law of 07.07.2003 126-FZ: adopted by the State Duma Feder. Assembly of the Russian Federation on 18.06.2003 //Collection of Legislation of the Russian Federation dated 14.07.2003 No. 28, Article 2895;

6. The Criminal Procedure Code of the Russian Federation No. 174 - FZ of 18.12.2001: adopted by the State Duma of the Federal Assembly. Sobr. Grew. Federation on November 22, 2001. [electronic resource]. Access from the ConsultantPlus legal reference system.

7. On Countering extremist activity: Federal Law No. 114-FZ of 25.07.2002: adopted by the State Duma Feder. Council of the Russian Federation 27.06.2002 [electronic resource]. Access from the ConsultantPlus legal reference system;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.