Научная статья на тему 'Против социализма: перечень «некоторой» русской литературы'

Против социализма: перечень «некоторой» русской литературы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
84
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Против социализма: перечень «некоторой» русской литературы»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

А.А. Бронзов

Против социализма: перечень «некоторой» русской литературы

Опубликовано:

Христианское чтение. 1911. № 5-6. С. 703-717.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Противъ соціализма

(Перечень „нѣкоторой“ русской литературы).

МГНОГІЕ просятъ указать книги, существующія на рус-скомъ языкѣ и помогающія разобраться въ соцгалисти-J«§» ческой доктринѣ надлежащимъ образомъ. Съ удоволь-

ствіемъ исполняю просьбу и назову тѣ изъ русскихъ

I книгъ и брошюръ, а отчасти и статей журнальныхъ, которыя, по моему мнѣнію, могли бы быть въ различной степени полезны вопрошающимъ,—могли бы наводить хотя бы на размышленія небезплодныя и поучительныя...

Въ отвѣтъ на аналогичныя просьбы уже было мною кое-что сдѣлано, во-первыхъ, на страницахъ «Колокола» (1906 г., JV? 237, № 263...) и, во-вторыхъ, въ особенности въ журналѣ «Церковныя Вѣдомости» (1907 г., № 6).

Такъ какъ вопрошающіе меня—большей частью сельскіе батюшки, имѣющіе въ своемъ распоряженіи синодскій печатный органъ, гдѣ могутъ найти мой перечень требующейся литературы до 1907-го года, то дальше я и не буду удѣлять ей особаго вниманія, а ограничусь тѣмъ лишь, что назову изъ нея въ текстѣ своей статьи только нѣсколько болѣе или менѣе выдающихся въ какомъ-либо отношеніи явленій и отмѣчу нѣкоторыя другія въ подстрочномъ примѣчаніи. Главнымъ же образомъ стану говорить о литературѣ дальнѣйшаго времени.

Слѣдующія въ частности сочиненія изъ вышедшихъ до 1907-го года могутъ бытъ здѣсь названы: 1) прот. Н. С.

Стеллецкаго: «Соціализмъ—его исторія и критическая оцѣнка съ христіанской точки зрѣнія» (Труды Еіевск. Д. Лтд. 1904— 1905 г.г.); 2) А Генца: «Соціализмъ» (Москва, 1906 г.);

3) Прот. 1. I. Восторіова: «Христіанство и соціализмъ»

46

(Москва, 1906 г.); 4) К. Григорьева-. «Разборъ мнѣній представителей современнаго соціализма о происхожденія христіанства» (Праоосл. Собес. 1903 г.); 5) ѵроф. Масарика-. «Философскія и соціологическія основанія марксизма» (Москва, 1900 г.): 6) Прош. А. Иванцова-Платонова". «Христіанское ученіе о любви къ человѣчеству сравнительно съ крайностями ученій соціалистическихъ» (Москва, 1906 г.)-, 7) Прот. I. Петропавловскаго: «Общедоступныя статьи въ защиту христіанской вѣры противъ невѣрія» (выпускъ 1-й, Москва, 1898 г., YII: «Общеніе имуществъ—мнимый коммунизмъ—въ древней церкви христіанской»); 8) К. Григорьева: «О христіанскомъ отношеніи къ собственности» {Правосл. Собес. 1906 г.) и др. (см. въ цит. №-ѣ «Ц. Вѣд —й). Къ нимъ можно прибавить изъ числа не названныхъ мною въ свое время: 9) Н. Герцберга: «Рабочій вопросъ и соціализмъ» (Спб. 1905 г.) и 10) Д.-Д. С.: «Нравственная оцѣнка соціализма но Вл. Соловьеву» (Спб. 1906 г.). Л»№ 1—8 охарактеризованы были въ свое время мною. Что же касается Л»-въ: 9-го п 10-го, то изъ нихъ въ книгѣ Герцберга—весьма содержательной—дано много поучительнаго матеріала, освѣщающаго вопросъ о соціализмѣ исторически и принципіально,—а брошюрка подъ № 10-мъ представляетъ интересъ, поскольку знакомитъ съ мнѣніемъ русскаго философа, относящагося къ соціализму съ безпощадной и неопровержимой критикой, хотя и слишкомъ краткой ‘).

') Кромѣ того, еще могутъ быть названы сочиненія: 1) Бибикова ГІ.: ..Современные утописты. Изложеніе и критическій разборъ теоріи Фурье“ (Спб. 1865 г.'); 2) Фармаковскаго В.: „Коммунизмъ и христіанская любовь“ (Духъ Христіанина“, 1865 г., № 1), 3) Свящ. II. А. Матвѣев-скаго: „Историко-критическій разборъ новѣйшаго западно-европейскаго соціализма“ (1867 г., янв. „Странникъ“); 4) А. О. Родосскаго: „Коммунизмъ и христіанская любовь“ (ibid., 1870 г., т. II); 5) А. Н. Надеждина; „Христіанство и соціализмъ“ (ibid., т. I); 6) N-a: „Невѣріе и соціализмъ“ („Христ. Чтен.“: 1875 г., х. I); 7) о. А. Хойнацкаго: „Коммунизмъ, его исторія, воззрѣнія и задачи“ (ibid. 1879 г., т. I); 8j проф. Іер. Татарскаго-. „Космополитизмъ, какъ одно изъ началъ современности“ (Прибавл. къ творён. свв■ отц., изд.при Моск. Д. Ака'д.“: 1883 г., т. XXXII); 9)архіеп. Никанора Бровковича■ „О правѣ собственности“ („Правосл. Обояр.“ 1884 г. JSH llj; 10) Н. Р—ва: „Христіанскій взглядъ на государство, власть государственнную и ея новѣйшихъ противниковъ“ („Душеп. Чтен.“ 1884 г. 3N» 11); 11) Х-а „Современные нравственно-соціальные вопросы съ христіанской точки зрѣнія“ („Тр. Шев. Д.Акад.“ 1885 г., №81; 12) А. Тихомирова: „Демократія матеріальная и соціальная“ (Москва, 1896 г.)... Не смотря на то, что эти труды (особенно ранѣе названные

Изъ сочиненій, появившихся—начиная съ 1907-го года и такъ или иначо касающихся соціализма, могутъ быть названы слѣдующія:

изъ нихъ) уже довольно стары,—и въ нихъ встрѣчается немало цѣннаго даже и для настоящаго времени. 13) Еп. (ныть архіеп.) Платона: „Христіанство и соціализмъ“ (Тр. К. Д. Акад.“: 1900 г., № 11); 14) Д А. П.: „Нищета и богатство по ученію Спасителя“ („Вѣра и Церк.“ 1900 г. № 7); 15) проф. В. Чичерина „Соціализмъ“ (изъ его сочинен. „Собственность и государство“; ср. его „Истор. политическихъ ученій“, i860,. 1872, 1874 г.г. Москва; „Философ. права“, 1900 г, М.); 16) свяш. Іа к. Галахова: „Соціалистическія утопіи XIX вѣка и христіанскія начала человѣческой жизни“ (Харьк. 1902 гг); 17) архіеп. Амвросія харьк: „О неравенствѣ состояній“, „О павперизмѣ“ („Полное собран. пропов.“; Харьк. 1902 г., т. 2), „О правѣ собственности по ученію христіанскому“ (т. 3); 18) свящ. А. А. Полозова: „Экономическій матеріализмъ и религія“ (Москва, 1903 г.); 19) Н. Розанова: „Соціально-экономическая жизнь и Евангеліе“ („Правосл. Русское Слово“". 1904 г., Л'? 7; переизд. въ Москвѣ-. 1905 г.); 20) проф. В. А. Соколова: „Современное папство и соціальный вопросъ“ („Вогосл■ Вѣсти.“ 1904 г., іюнь); 21) свящ, А. Юрикаса: „Ученіе соціалистовъ о возникновеніи христіанскаго нравоученія на экономической почвѣ. Апологетическій этюдъ“ (Харьк. 1904 г.); 22) JV-a: „О собственности по случаю аграрныхъ безпорядковъ“ („Церк. Вѣдом.“ 1905 г., Д» 49); '23) А. Фулье: „Ложныя нравственныя и соціальныя послѣдствія дарвинизма“ („В. и Раз.“ 1905 г., iN»№ 20—21); 24) А. Звѣрева: „Любовь къ ближнему въ первенствующей церкви Христовой (Москва, 1905 г.); 25) Л. 3. Кунцевича: „Изложеніе и разборъ соціализма. Популярный критическій очеркъ“ (Спб. 1906 г.); 26) проф. А. Л. Болье:. „Христіанство и демократія. Христіанство и соціализмъ“ (Сиб. 1906 г.); 27) проф. (послѣ протопресвит.) о. Е. П. Аквилочова: „Христіанство и соціалъ-демократія въ отношеніи къ современнымъ событіямъ“ (Спб. 1906 г.; ііубл. рѣчь); 28) N-a „Можно ли христіа-. нину быть соціалистомъ“ („Вѣра и Раз.“ 1906 г., № 15); 29) митроп. моск. Владиміра: „Къ богатымъ и бѣднымъ“. „О трудѣ и собственности“, „Работа въ свѣтѣ матеріализма и христіанства“, „Соціальныя задачи семьи“ (Москва, 1906 г.); 30) Д. И. Боголюбова: „Христіанство и соціалъ-демократія“ („Церк. Голосъ“, 1906 г.; обширная статья);‘31) проф, о. А. Смирнова: „Христіанство и соціализмъ“ (Каз. 1906 г.); 32) д-ра Э. Кэзера: „Соціалистическій рай, какимъ онъ будетъ въ дѣйствительности. На основаніи показаній соціалистическихъ писателей. Для всѣхъ разсудительныхъ рабочихъ“ (Москва, 1906 г.); 33) о. I. Л. Янышева: „Соціалистическій антиномизмъ“ (§ 15 въ его „Правосл. христ. ученіи о нравственности“; 2-е изд. 1906 г. Параграфъ „изложенъ по Мартенсену“; ср. 1-е изд. книги о. Янышева, Москва, 1887 г. и въ „Правосл. Обозр.“ 1886 г., № 4. „Соціализмъ и христіанство“—переводъ Мартенсена имѣется и въ „Христ. Чт.“ 1876 г., т. I, и' въ „Правосл. Обозр.“ 1876 г., JNüJnü! 2—3; и вся нравоучительная система Мартенсена, еп. датскаго, переведена на русск. яз. проф. А. II. Лопухинымъ въ 1890 г. въ Сиб.);

46*

Отъ 1907-го года. 1) Флейшмана: «Противъ соціалъ-де-мократіи» (Москва, 1907 г.). Это—большая книга, обстоятельно изслѣдующая вопросъ исторически и по существу и освѣщающая, съ одной стороны, соціалъ-демократію и, съ другой, естественную науку, исторію, философію, юриспруденцію, національную экономію, собственность, работу, религію, нравственность, бракъ, будущій общественный порядокъ. 2) В. Е. Саблера: «О мирной борьбѣ съ соціализмомъ» (I вып. 1907 г. Спб.; 2-й вып. 1908 г.). Это—весьма интересныя путевыя воспоминанія автора, поставившаго цѣлью для себя познакомиться въ Бельгіи, Франціи, Италіи... съ нѣкоторыми людьми, посвятившими себя служенію одной изъ величайшихъ идей нашего вѣка—мирной борьбѣ съ соціализмомъ,—и съ тѣмъ, что имъ удалось въ данномъ случаѣ сдѣлать... Интересны описанія различнаго рода «союзовъ»... Любопытны приложенные образцы противосоціалистическихъ листковъ и пр. (ср. «Ц. Вѣд. 1907 г., № 11). 3) Свящ. II. Алъбицкаго: «Христіанство и соціализмъ» (Н.-Новг. 1907 г.). Это—опытъ критическаго разбора соціализма съ точки зрѣнія науки и Евангелія. Затронуты основныя стороны вопроса и освѣщены просто, ясно и достаточно для спеціальныхъ читателей книжки, являющейся вообще полезною.

4) Пибоди-. «Іисусъ Христосъ и соціальный вопросъ» 2-е изд., 1907 г., Москва). Весьма цѣнное и серьезное сочиненіе, талантливо выясняющее главнѣйшія соціальныя положенія въ ученіи I. Христа (о семьѣ, о богатыхъ, о бѣдныхъ...). 5) Н. Соболева-. «Соціалистическій и откровенный взгляды на будущій строй земной жизни» (Спб. 1907 г.). Выясненіе того и другого 34 * * 37

34) „Христіанство и соціальная реформа“—перев. съ франц. („Душепол. Чт.“ 1906 г., февр.); 35) „Христіанство и соціалъ-демократія. Изъ теку-

щей литературы“ („Странм.“ 1906 г., дек.); 36) Говядовскаго: „О соб-

ственности по ученію св. I. Златоустаго“ {„Луш. Чт.“ 1906—1907 г.г.);

37) Е. Рихтера: „Соціалъ-демократическія картинки будущаго“ (Спб. 1906 г.). Авторъ, руководствуясь Бебелемъ, рисуетъ жизнь въ соціалъ-демократическомъ государствѣ, на время предположивъ возможность его дѣйствительнаго осуществленія, и въ концѣ концовъ самымъ блистательнымъ образомъ доказываетъ своими правдивыми картинками всю нелѣпость соціалистическихъ утопій... О другихъ см. еще „Церк. Вѣдом.“ 1907 г., № 6,— мою статью: „Русская противосоціалистическая литература“ (стр. 277—280). Изъ названныхъ статей и сочиненій особеннаго вниманія заслуживаютъ (изъ вышедшихъ не раньше 1900 г.)М№-а: 13-й, 15 й, 16-й, 17-й, 18-й, 19-й, 21-й, 22-й, 24-й, 25-й, 26-й, 28-й, 29-й, 30-й, 37-й и др. (отчасти).

взглядовъ сопровождается защитой откровеннаго ученія и критикой соціалистическаго. 6) А. Фогта: «Соціальныя утопіи» (Спб. 1907 г.). Кратко и отчетливо характеризуются эти утопіи, начиная съ древнихъ временъ и оканчивая новѣйшею эпохою. Авторъ къ утопіямъ относится отрицательно и по мѣстамъ блестяще ихъ оцѣниваетъ. 7) А. И. Введенскаго проф:. «Соціализмъ, какъ нравственная и теоретическая задача» (Москва. 1907 г.). Это—поучительная и блестящая публичная лекція, выясняющая, что соціализмъ—болѣзнь своего рода, требующая извѣстнаго лѣченія... Осмыслить дѣло всесторонне авторъ и беретъ на. себя благодарный трудъ. 8) М. М. Тарѣева проф.: «Соціализмъ и христіанство» (Серг. Посадъ, 1907 г.). «Нравственность», но соціализму, «есть не цѣль, а временное средство экономической борьбы. Гдѣ и когда болѣе была унижена нравственность?..» «Объявляя нравственный идеалъ иллюзіей, соціализмъ сводитъ его значеніе къ нулю...» «Въ пиршествѣ современнаго культурнаго движенія христіанинъ можетъ занять одинокое мѣсто... Но—одинокое положеніе невыносимо, и оно заставляетъ христіанина искать своихъ братьевъ по вѣрѣ и организоваться съ ними въ единое общество духовной вѣры...» Брошюра глубокосодержательна и высоконаучна. 9) Ак. Cm. (М Богословскаго): «Женщина по Бебелю» (Казань, 1907 г.). Коротко, но хорошо излагается и оцѣнивается взглядъ Бебеля на женщину. Вполнѣ общедоступно... 10) Прош. А. Бѣляева: «Соціалистическое движеніе среди современной русской молодежи» (Серг. Пос. 1907 г.). Вопросъ достаточно выясненъ и по возможности раз носторошге и интересно. II) С. Шарапова: «Соціализмъ, какъ религія ненависти» (Москва, і907 г.). Эта совершенно безспорная истина раскрывается авторомъ со свойственной ему прямолинейностью, и съ его основными положеніями • нельзя не согласиться. 12) В. Родникова: «Литературная тактика современнаго соціализма въ отношеніи къ религіи» (Кіевъ, 1907г.). Это—коротенькая брошюрка, написанная интересно и хорошо знакомящая съ различными проявленіями соціалистической тактики въ намѣчаемой темою области. Болѣе подробное раскрытіе тѣхъ же мыслей усилило бы интересъ къ этой дѣльной книжечкѣ. 13) Пporn. А. Смирнова: «Соціализмъ въ оцѣнкѣ Ѳ. М. Достоевскаго» (Казань, 1907 г.). «Отрицательное отношеніе» знаменитаго русскаго писателя къ соціализму, поскольку оно здѣсь освѣщается чисто документально, прико-

Бываетъ вниманіе къ брошюрѣ автора (ему принадлежитъ и другая книжка, процитованная нами въ вышеуказанномъ jVs-Ѣ «Церк. Вѣдом.ъ-. «Христіанство н соціализмъ»; Каз. 1906 г.). Мнѣніе Достоевскаго, какъ и Соловьева (см. выше), не можетъ быть безразлично для читателя въ данномъ случаѣ... О другихъ сочиненіяхъ умалчиваю здѣсь.

Отъ 1908-го года. 1) Виктора Катрейна-. «Соціализмъ. Изслѣдованіе его принциповъ и практической осуществимости» (Харковъ, 1908 г.). Книга Катрейна—наилучшая о соціализмѣ. Въ ней имѣетъ значеніе не историческая часть, а теоретическая, оцѣнивающая основной догматъ соціализма—теорію историческаго матеріализма, а затѣмъ критикующая и прочія соціалистическія основы и, наконецъ, обстоятельно выясняющая невозможность соціализма. Переведенная на всевозможные языки нѣмецкая книга Катрейна въ 1910 г. издана уже 10-мъ тисненіемъ, значительно улучшеннымъ сравнительно съ предыдущими (страницы о Россіи и Финляндіи, къ сожалѣнію, лишній разъ констатируютъ недостаточную освѣдомленность иностранцевъ касательно нашего отечества!). Русское изданіе давно уже распродано и настоятельно нужно новое. Книгу слѣдуетъ имѣть всякому подъ руками. 2) Свящ. Н. Жгтскаго (русскаго переводчика книги Катрейна): «Соціалистическіе идеалы будущаго предъ судомъ религіи и здраваго смысла» (Харьк. 1908 г.). Въ брошюрѣ выясняется вопросъ съ знаніемъ дѣла и хорошо, толково. 3) Вл. А. Никольскаго проф. «Коммунизмъ во свѣтѣ христіанства» (Спб. 1908 г.). Весьма обстоятельная брошюра, выясняющая коммунизмъ и самъ по себѣ, и съ христіанской точки зрѣнія. Приготовленная собственно для «Православной Богословской Энциклопедіи»—она будетъ тамъ снабжена со стороны автора и подробнымъ перечнемъ литературы предмета.

4) В..А. Кожевникова-. «Отношеніе соціализма къ религіи вообще и къ христіанству въ частности» (Москва, 1908 г.; въ 1909 г. вышло 2-е изд.). Это—изданіе «Религіозно-философской библіотеки», основательно выясняющее принципіальное отношеніе соціализма къ религіи, практическое его къ ней отношеніе и отношеніе соціализма—въ частности—къ христіанству и пр. Отличная брошюра! 5) Свящ. Ѳ. Свѣтозарова: «Критическій разборъ сочиненія А. Менгера: Соціализмъ и этика» (Борисоглѣбскъ, 1908 г.). Сочиненіе Менгера, столь нашумѣвшее у насъ въ «освободительные» годы (см. мою статью въ «Странникѣ»: 1906 г. окт.—«Десятословіе и со-

ціалъ-демократическая мораль», стр. 496—497) и много разъ издававшееся въ различныхъ русскихъ переводахъ, нуждалось, конечно, въ критическомъ и основательномъ разборѣ. Авторъ дѣлаетъ попытку разобраться въ книжкѣ Менгера и касается тѣхъ ея пунктовъ, какіе, но его мнѣнію, заслуживаютъ вниманія критика. 6) «Христіанство и соціалъ-демократія или къ трезвымъ завѣтамъ»—изданіе Александро-Невскаго Общества трезвости (Спб., 1908 г.). Прекрасная книжка, написанная общедоступно, несомнѣнно достигнетъ своей спеціальной цѣли. Господь не полагалъ въ грубой силѣ правды. И потому не училъ насъ: тѣлеснымъ насиліемъ достигать царства Божія на землѣ. Царство Божіе есть совокупность въ насъ Евангельскихъ совершенствъ, а ихъ нельзя достичь безъ подвига... Со-ціалъ-демократы же вѣруютъ въ одну правду звѣриную, — въ правду, основанную на кулакѣ, на грубой силѣ... Все это — безспорно вѣрно, какъ и то. что истинный покой душамъ— только Христосъ и что отвѣты па запросы больного человѣческаго духа заключены въ Евангеліи... 7) В. Н. Терлецкаго: «Краткій историческій обзоръ соціалистическихъ ученій» (Полтава, 1908 г.). Кратко говорится о соціализмѣ: его сущности и условіяхъ его появленія въ 19 в. Дана характеристика нѣкоторыхъ отдѣльныхъ соціалистическихъ ученій и сказано о современныхъ соціалистическихъ партіяхъ... 8) Не. Миртова: «Соціальныя воззрѣнія пророка Исаіи» (Серг. Пос.. 1908 г.). «Религіозно-соціальныя чаянія прор. Исаіи не могутъ не быть близкими п дорогими всѣмъ временамъ и всѣмъ народамъ»... При хорошихъ сторонахъ статьи—брошюрки, въ ней есть и тенденціозный, искусственный элемеитъ. 9) Ѳ. Самарина: «Первоначальная христіанская церковь въ Іерусалимѣ» (Москва, 1908 г.). Это— 16-й выпускъ «Религіознофилософской библіотеки» г. Новоселова. Здѣсь, между прочимъ, комментируются мѣста изъ «Дѣян. Апост.», на какія ссылаются новѣйшіе соціалисты для обоснованія своего ученія объ общеніи имуществъ я пр. Брошюра посему (и по другимъ причинамъ) является интересною. 10) Проф. М. Поснова: «Человѣческій трудъ съ библейской и культурной точки зрѣнія» (публичное чтеніе отъ 9 ноября 1908 г.). 11) Прош. II. И. Алфеева: «Разборъ брошюры Кармелюка: Новая нагорная проповѣдь-» (Рязань, 1908 г.) (весьма интересная брошюра, характеризующая соціалъ-демократическую кощунственную доктрину и хорошо ее разбирающая)... Другихъ трудовъ въ настоящемъ случаѣ не указываю.

Отъ 1909-го года. I) Свящ. Мих. Раевскаго: «Безбожіе соціализма. Несостоятельность его соціально - нравственнаго ученія» (Кострома, 1909 г.). Брошюра, во-первыхъ, раскрываетъ безбожіе соціализма и несостоятельность его ученія о свободѣ, равенствѣ и братствѣ и, во-вторыхъ, рѣшаетъ вопросъ: есть ли нравственное ученіе въ соціализмѣ (отвѣтъ данъ отрицательный). Настроеніе хорошее!.. 2) II. А. Соколова: «Соціализмъ, какъ антихристіанство» (Екатеринославъ. 1909 г.). Разсматривая основные пункты христіанскаго міровоззрѣнія (зло, грѣхъ; высочайшее благо и цѣли человѣческой жизни, сущность природы человѣка; уваженіе къ человѣку, свобода равенство и братство; идеи Бога и безсмертія), авторъ находитъ (и совершенно резонно), что оно расходится съ соціалистическимъ ученіемъ. Соціализмъ думаетъ устроить человѣческое счастіе безъ Бога и вѣчности, своими лишь силами... Интересная брошюра! 3) Д. И. Вогдашевскаго проф. (ІІрот.): «Блаженства Господни. Евангельская правда и «правда» современнаго соціализма» (Кіевъ, 1909 г.). Еще въ 1906 г. авторомъ была издана брошюра: «Евангеліе, какъ основа жизни» — по поводу современныхъ соціально-экономическихъ вопросовъ, гдѣ выяснялось, что все земное должно озаряться евангельскимъ свѣтомъ (ср. цит. «Церк. Віъдом.»: 1907 г., № 6, стр. 278). Брошюра эта—публичное авторское чтеніе, какъ и брошюра отъ 1909-го года. Въ послѣдней, со свойственной почтенному автору осторожностью и документальностью, доказывается, что путь правды евангельской—не только отличенъ, но и безусловно противоположенъ пути, указываемому соціализмомъ. 4) Архіепиасопа Антонія Волынскаго'. «Противъ тѣхъ, которые утверждаютъ, будто Іисусъ Христосъ былъ революціонеромъ» (Москва, 1909 г.). Горячо написанная брошюра (рѣчь автора) весьма полезна для борьбы съ тѣми, кто изъ соціалистовъ желаетъ сознательно, или по невѣжеству опереться на св. Евангеліи, на божественной Личности Спасителя... Авторъ ясно и убѣдительно доказываетъ, что все ученіе Господа говоритъ не въ пользу революціонеровъ, а наоборотъ— противъ нихъ,—что вся жизнь Христова—сплошное опроверженіе идей революціонеровъ и подобныхъ имъ лицъ. Естественно, что не однажды произнесенная рѣчь архіепископа каждый разъ имѣла большой успѣхъ. 5) И. Айвазова: «Христіанская Церковь и современный соціализмъ» и «Программа для преподаванія въ духовныхъ Семинаріяхъ свѣдѣній но обличенію

соціализма» (Спб. 1909 г.; изд. «Мисс. Обозр.»). Авторъ— знатокъ вопроса, что въ свое время мы уже отмѣчали по поводу его брошюры: «Христіанская Церковь и современный соціализмъ» (Харьковъ, 1906 г.) (см. Церк. Вѣдом.»: 1907 г., № 6. стр. 279).— брошюры, которая собственно и перепечатана «Миссіонерскимъ Обозрѣніемъ» въ 1909 г. съ самыми незначительными измѣненіями. Содержаніе ея: высота христіанскаго ученія и произведенный имъ переворотъ въ жизни человѣчества; появленіе и ростъ соціализма, столкновеніе его съ христіанствомъ, отношеніе къ научному соціализму католической и протестантской церквей; сущность ученія научнаго или экономическаго соціализма: взглядъ соціализма на религію вообще и на христіанство въ частности, — критика этого взгляда; отношеніе научнаго соціализма къ религіи вообще и къ христіанству въ частности; необходимость самой серьезной борьбы съ соціализмомъ. Освѣдомленный въ вопросѣ авторъ составилъ и семинарскую программу по вопросу о соціализмѣ, обличеніе котораго въ послѣднее время введено въ курсъ семинарскаго преподаванія. Главные пункты программы достаточно исчерпываютъ дѣло (о программѣ поговорю спеціально въ другой разъ: дѣло стоитъ того). При программѣ—объяснительная записка и краткій перечень нѣкоторой литературы по соціализму (все это принадлежитъ тому же автору). Можно олшдать отъ автора подробнаго и спеціальнаго обсужденія вопроса: у неутомимаго миссіонера—всѣ данныя, необходимыя для этого, на-лнцо... О прочихъ сочиненіяхъ отъ 1909-го года не нахожу нужнымъ упоминать въ настоящемъ мѣстѣ.

Отъ 1910-го года. Г) А. Я. Рождественскаго: «Краткое руководство къ обличенію соціализма» (Владиміръ губ., 1910 г.). Авторъ, видимо, семинарскій преподаватель, намѣренъ былъ дать воспитанникамъ пособіе при прохожденіи новаго отдѣла программы по Нравственному Богословію. Задачу выполнилъ онъ хорошо, сообщивши (на основаніи пособій...) все, что семинаристу существенно необходимо знать. Главное содержаніе его хорошей книжки таково: современный соціализмъ и его главные виды; христіанскій соціализмъ,—научный соціализмъ (марксизмъ): общія замѣчанія объ остальныхъ направленіяхъ въ соціализмѣ; борьба церкви съ соціализмомъ. Особенное вниманіе обращено естественно на марксизмъ, разсматриваемый авторомъ разносторонне и подробно. . 2) Свящ. Василія Сокольскаго: «Изложеніе и разборъ ученія соціализма» (Полтава,

1910 г.). Согласно заявленію самого автора, это — конспектъ для занятій по обличенію соціализма, составленный примѣнительно къ программѣ преподаванія въ духовныхъ Семинаріяхъ. Задачи книжки, слѣдовательно, тѣ же, что и предыдущей. Главные предметы, въ ней обсуждаемые, въ свою очередь, тѣ же въ сущности. Предпочтеніе слѣдуетъ отдать книгѣ г. Рождественскаго безспорно, хотя и книжка о. Сокольскаго вообще отвѣчаетъ назначенію бол ію или менѣе. 3) И. В. Покровскаго'. «Соціализмъ съ древнѣйшихъ временъ и христіанское вѣроученіе» (Пермь, 1910 г.). ГІовидіімому, и эта книга принадлежитъ семинарскому же преподавателю, которые въ послѣднее время подъ вліяніемъ новыхъ требованій программы Нравственнаго Богословія и—новыхъ отчасти вѣяній жизни... занялись изученіемъ соціализма, что, разумѣется, можетъ служить только къ ихъ чести. Поставленный авторомъ вопросъ выясняется толково, интересно и достаточно. Совершенно вѣрно авторское заключеніе: всѣ соціально-экономическія условія жизни улучшатся сами собою, если всѣ люди нравственно измѣнятся вт, христіанскомъ смыслѣ и будутъ искать прежде всего царства Божія и правды Его; тогда все матеріальное благо приложитъ Господь. Книга—дѣльная. 4) Прош. Н. Ео./-пикова: «Разборъ ученія соціалистовъ о правѣ, собственности и всеобщемъ равенствѣ» (Кіевъ, 1910 г.). Небольшая, но интересная брошюрка! Вопросъ освѣщенъ правильно. 5) Густава Ле-Бона: «Психологія соціализма» (2-е изд. Спб. 1908— 1910 г. г.). Преинтересная книга и весьма содержательная! Ея предметы: соціалистическія теоріи и умственный складъ ихъ послѣдователей; соціализмъ, какъ вѣрованіе, соціализмъ у разныхъ расъ, столкновеніе между экономическими законами, демократическими идеями и стремленіями соціалистовъ: развитіе современныхъ обществъ; будущность соціализма. Авторъ вообще здраво судитъ о соціализмѣ и объ его опасности, предлагая съ своей стороны и средства для борьбы съ этимъ зломъ. Русскій издатель книги совершенно справедливо говоритъ со словъ соціалиста Сореля, что книга Ле-Бона представляетъ наиболѣе полную работу, изданную во Франціи о соціализмѣ, заслуживающую большого вниманія по оригинальности идей автора, наводящихъ иа самыя серьезныя размышленія. Вѣрно, что автррскія доказательства вообще убѣдительны и что все изслѣдованіе вообще объективно. Интересны ссылки книги на историческіе примѣры того, какъ опасны увлеченія

соціалистическими утопіями и какъ гибельны всякія революціи. Такъ говоритъ русскій издатель. Онъ отмѣчаетъ при этомъ въ качествѣ крупнаго недостатка книги малообоснованность дѣлаемаго въ ней сравненія христіанскаго соціализма съ соціалистическими утопіями (авторскія сужденія слишкомъ субъективны...). 6) Проф. В. И. Экземплярскій (спеціалистъ въ области этики) издалъ большое сочиненіе: «Ученіе древней церкви о собственности и милостынѣ» (Кіевъ). Тема чрезвычайно интересна и вызвала появленіе нѣкоторыхъ западныхъ трудовъ: напр., еще въ 1908 г.—Schilling''а «Reichtum und Eigentum in der altkirchlichen Literatur» («Ein Beitrag zur sozialen Frage») (Freib. im Breisg., 1908); въ 1907 г.—веіреѴя «Die wirtschaftsethischen Lehren der Kirchenväter» (Wien, 1907) (въ Москвѣ готовится русскій переводъ) и др. 7) Можно принять къ свѣдѣнію: А. Л—ди небольшую замѣтку: «Обличеніе соціализма» («Церк. Вѣдом.»: -1910 г., №№ 16—17), гдѣ, между прочимъ, характеризуются нѣкоторыя новѣйшія явленія иностранной печати, направленной къ обличенію соціализма, и пр. О другихъ сочиненіяхъ, относящихся къ данному году, не говоримъ здѣсь.

Изъ появившихся въ 1911-мъ году молено отмѣтить 1) книгу И. Шоллеріуса: «Очеркъ противогосударственныхъ ученій» (СПБ. 1911 г.). Соціализмъ, коммунизмъ и анархизмъ, говоритъ авторъ, предлагаютъ установить взамѣнъ государства новый видъ общежитія. Являясь въ сущности утопіями, эти противогосударственныя ученія приносятъ серьезный вредъ, обнадеживая пролетаріатъ несбыточными мечтами... Для Россіи меньше, чѣмъ для какого-либо другого государства Западной Европы, имѣется основаній производить опытъ введенія соціалистическаго строя... Цѣль книги г. Моллеріуса, по его заявленію, заключается въ томъ, чтобъ свести доказательства несостоятельности и неосуществимости противогосударственныхъ ученій и невозможности найти лучшую въ сравненіи съ государствомъ форму общенія людей... 2) Можно принять къ свѣдѣнію книгу И. С. Булгакова-. «Два града» («Изслѣдованіе о природѣ общественныхъ идеаловъ»); Москва, 1911 г.; т. 2-й и 1-й. Есть дѣльныя мысли, хотя вообще нужно читать книгу съ осторожностью. 3) Cp. В. Ли—ро: «Марксизмъ и христіанство» («Голосъ Истины»; № 6) и др. 4) Редакція журн. «Странникъ» обѣщаетъ въ 1911 г. дать интересное приложеніе: S. Mathews’a-. «Соціальное ученіе Христа» (переводъ рус-

скій долженъ быть тщательно проредактированъ: редакторъ долженъ будетъ иное сгладить, иное передѣлать и пр.). О другихъ книгахъ, вышедшихъ въ 1911-мъ году, говорить здѣсь не станемъ.

Иностранной литературы, не переведенной на русскій языкъ, не указываемъ здѣсь, какъ обычно недоступной сельскимъ и вообще провинціальнымъ батюшкамъ, за немногими исключеніями. Перечень ея предложимъ когда-либо послѣ. Эта литература воистину необозрима въ краткой замѣткѣ.

И русская литература, посвященная вопросу о соціализмѣ, появившаяся хотя-бы лишь въ одномъ текущемъ столѣтіи, въ свою очередь, очень обширна, даже болѣе того! Сколько дали одни только 1904-й—1906-й годы!'? Но значительная ея часть направлена къ восхваленію и пропагандированію соціализма или въ лучшемъ случаѣ—къ простому лишь изложенію соціалистическаго ученія. Этою рода литературы мы не касались здѣсь вовсе, какъ не отвѣчавшей тѣмъ запросамъ, какіе къ намъ корреспондентами предъявлены. Нами отмѣчены только книги и книжки, могущія оказать поддержку сельскимъ батюшкамъ въ дѣлѣ здраваго пониманія соціализма и—борьбы съ нимъ. И изъ этихъ сочиненій нами отмѣчены, конечно, не всѣ (полный перечень будетъ данъ особо), а лишь почему-либо обращающія на себя вниманіе и въ томъ или иномъ отношеніи всего больше отвѣчающія потребностямъ вопрошавшихъ. Изъ перечисленныхъ *) особаго вниманія заслуживаютъ книги: Еатрейна (ее,—повторяемъ,—всякому нужно имѣть у себя; должно быть по возможности скорѣе сдѣлано новое ея изданіе), Флейшмана, Пибоди, Г. Же-Бона и др.

Много цѣннаго матеріала для ознакомленія съ соціализмомъ и съ его критикою даютъ, кромѣ того, многочисленныя журнальныя статьи, въ отдѣльныхъ оттискахъ не выходившія по большей части. Выписывать журналы сельскимъ пастырямъ, конечно, не по средствамъ, за нѣкоторыми развѣ исключеніями, и потому изъ журнальныхъ статей укажу на всякій случай кое-что, почему-либо сравнительно болѣе или менѣе цѣнное или вообще интересное. Старыя журнальныя статьи уже указаны мною: въ моей книгѣ «Нравственное Богословіе въ Россіи»... (Спб. 1901 г.), вышедшія до 1901-го года,—и въ

') Можно назвать, между прочимъ, еще К. Переоозникова- „Соціализмъ и проблема человѣческаго счастья“ и др.

моихъ статьяхъ: «Русская противосоціалистическая литература» («Церк. Вѣд. 1907 г., № 6), «Къ вопросу о соціализмѣ») («Колоколъ»: 1906 г., № 263), «Къ вопросу о соціализмѣ и христіанствѣ» (ibid. №237)—вышедшія до 1907 года (ср., кромѣ того, выше: въ началѣ настоящей статьи). Изъ новыхъ статей обращаютъ на себя вниманіе, напр., 1) печатавшіяся въ нѣкоторыхъ «Епархіальныхъ Вѣдомостяхъ» въ 1910 г. и имѣющія цѣлію «обличеніе соціализма» (въ виду новой семинарской программы): во Владимірскихъ, Волынскихъ, Тульскихъ, Ярославскихъ, Калужскихъ и др. (нѣкоторыя вышли отдѣльными изданіями: ср. выше—книжку

г. Рождественскаго и др.; хорошо было бы имѣть оттиски статей г. Меньшова изъ «Волынск. Еп. Вѣд.»...). 2)Въжурн. «Вѣра и Разумъ» напечатаны статьи: а) Погорѣловскаго: «Происхожденіе христіанства по ученію историческаго матеріализма» (1907 г., т. IY); б) миссіонера Григорія Щелчкова: «Молсно-ли отожествлять христіанство съ соціализмомъ» (1908 г., т. III); в) свящ. Димитрія Иваницкаго: «Можно ли отрицательный взглядъ анархистовъ на собственность основать на ученіи Христа» (ibid); г) свящ. Николая Загоровскаго: «Современный соціализмъ предъ судомъ слова Божія» (ib., т. III—IY); д) М. Грандина: «Евангеліе по своему существу индивидуально и соціально» (ib., т. 1Y); е) свящ. Григорія Корсуна: «Евангеліе соціалистовъ и Евангеліе Христа» (1909 г., т. IY); ж) Г. Щелчкова'. «Религія и соціализмъ» (ibid); з) свящ. Алекс. Введенскаго: «Клевета Бебеля на христіанство» (ibid.); и) А. Райскаго: «Евангеліе и соціализмъ» (1910 г., т. II) и др. Статьи симпатичнаго журнала «В. и Раз.» обычно интересны. 3) Въ журн. «Христіанское Чтеніе» см. проф. М. Е. Поснова: «Первая христіанская община и коммунизмъ» (1909 г., апр., май) (статья ученая и серьезная).

4) Въ журн. «Странникъ» чит.: а) А. С. «Христіанство и соціализмъ» (1907 г., іюнь); б) С. Троицкаго: «Борьба съ соціализмомъ и партія желтыхъ во Франціи» (1908 г., янв.); в) его-же «Какъ защищаетъ христіанство въ Австріи христіанско-соціальная партія» (1908 г., іюнь). 5) Въ журн. «Миссіонерское Обозрѣніе» есть статьи: а) В. Базарянинова: «Христіанское освѣщеніе жгучихъ соціальныхъ и государственныхъ вопросовъ нашей современности» (1907 г., № 1, № 2); б) П. Ухтубужскаго: «Внутреннія противорѣчія соціализма» (1907 г., № 1, № 11); в) В. ІІопеско: «Іисусъ Христосъ и со-

ціальный вопросъ» (1907 г., JVs 4, № 6); г) Д. Граціанскаго: «Бесѣда съ сектантами по экономическому вопросу» (1907 г., № 6); д) К. Черткова: «Былъ ли среди первыхъ христіанъ коммунизмъ» (1907 г., №«№ 7^8), е) свящ. Вл. Базаряни-нова: «Христіанство и соціализмъ» (1908 г., № 5); ж) К. Пе-ревозникова: «О гнилыхъ идолахъ соціализма» (1909 г., JVsJV» 8—9). 6) Въ «Правосл. Собесѣдникѣ»: Епископа

Алексія: «Христіанство іі коммунизмъ» (1909 г., дек ). 7) Въ «Богословскомъ Вѣстникѣу>: ІІюта А.: «Древнѣйшее христіанство и соціальный вопросъ» (1907 г., май; це все здѣсь ѵдобопріемлемо> (другихъ статей не указываю). 7) Бъ «Душеполезномъ Чтеніи»: Ив. Нтолина: «Нравственность и соціализмъ» (1907 г., Л? 12). 8) Встрѣчаются статьи, такъ или иначе относящіяся къ вопросу о соціализмѣ, и въ другихъ журналахъ: напр., въ «Церковныхъ Вѣдомостяхъ», «.Церковномъ Вѣстникѣ», «Христіанинѣ», ,Голосѣ Истины» (при «Колоколѣ») и др., въ газетахъ: «Колоколъ», «Новое Время» и пр.,—но ихъ уже не видимъ настоятельной надобности указывать въ настоящемъ случаѣ (ср., однако, ниже).

Въ заключеніе рѣшаюсь указать нѣкоторыя мои статьи по вопросу о соціализмѣ: а) «Десятословіе и соціалъ-демократическая мораль» («Странникъ»: 1906 г., окт.; ср. «Церк. Вѣд.»: 1907 г., ■№ 6, стр. 279); б) «Къ вопросу о соціализмѣ и христіанствѣ» («Колоколъ»: 1906 г., № 237); в) «Къ вопросу о соціализмѣ» (ibid., JV» 263); г) «Русская противосопіанистическая литература» («Церк. Вѣдом.»: 1907 г., .№ 6); д) «Къ вопросу о соціализмѣ» («Колок.»: 1907 г., № 483); е) «Безплодно ли христіанство» («Странникъ»: 1907 г., дек.);

ж) «Христіанская заповѣдь» о любви—новая заповѣдь» («Ду-

тепол. Чтеніе»: 1908 г., мартъ, апр., май, іюнь, сент.);

з) «Христіанство о трудѣ» («Новое Время»: 1909 г., № 11869);

и) «О соціализмѣ и школьной этикѣ» (Церк. Вѣстн.»: 1909 г., № 15); і) «Соціализмъ—ложь и насиліе» (ibid., Ж№ 19—20); к) «Соціализмъ христіанскій—утопія» (ibid., №№ 22—23); л) «Учитель и врачъ—въ рукахъ соціалистовъ» (ibid., № 24); м) «Этика христіанская не противоестественна» (ibid., № 31); н) «Христіанство и культура» (ibid., №№ 33 и 37);

о) «Разборъ и опроверженіе соціализма» (ibid., № 34);

п) «Волчья этика» (ib., № 29); р) «И отмѣнилъ религіозную присягу» (ibid., 1910, № 41); с) «Соціалистическое равенство» (ibid., № 42); т) «Атеистическая пропаганда» (ib., № 43);

у) «Соціалисты безъ маски» (ibid., № 44; безъ моего вѣдома перепечат. въ «Христіанинѣ»); ф) «Соціалистическія добродѣтели—честность и трудолюбіе» («Церк. Вѣсти.»: 1910 г., № 46; безъ моего вѣдома перепечат. въ «Христіанинѣ»)', х) «Соціалистическая школа» {«Церк. Вѣсти.»: 1910 г., JV» 47); ц) «Соціалистическая клевета на христіанство» (ibid., № 48); ч) «Соціализмъ въ роли поставщика лжи» {«Церк. Вѣсти.», 1911 г., № 12) и отчасти др.

«Двадцатый вѣкъ»,— говоритъМ. Туганъ-Барановскій («Современный соціализмъ въ своемъ историческомъ развитіи»; Спб. 1906 г., стр. 3), —«начался подъ знакомъ соціализма. Въ однихъ людяхъ красное знамя пролетаріата вызываетъ энтузіазмъ, на другихъ оно наводитъ ужасъ, но нѣтъ никого, кто къ этому грозному символу относился бы равнодушно»...

Все это вѣрно. Игнорировать данное явленіе нельзя, преступно...—въ особенности—тѣмъ, кто дорожитъ христіанствомъ, противъ котораго и яко-бы на смѣну коего (см. у Менгера: «Соціализмъ и этика» и др.) соціализмъ выступаетъ. Необходимо тщательно изучать соціализмъ, разоблачать всѣ его ошибки, которыми онъ весь проникнутъ, начиная съ основного соціалистическаго догмата («матеріалистическаго пониманія исторіи»),— постигать всю его несостоятельность—и идейную, и практическую... Необходимо..,—потому что онъ всюду проникаетъ и даетъ себя чувствовать,—вызываетъ дерзко на борьбу... И вотъ для ознакомленія съ нимъ указанная выше, хотя-бы п русская лишь, литература можетъ сослужить большую службу вопрошающимъ меня сельскимъ батюшкамъ, да и не имъ только однимъ, конечно...

Проф. А. Бронзовъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.