Научная статья на тему 'Просветительское и педагогическое наследие философа-гуманиста, писателя Франциска Скорины'

Просветительское и педагогическое наследие философа-гуманиста, писателя Франциска Скорины Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
454
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ретроспективный взгляд / история / образование / культура / гуманизм / просветительская деятельность / научнопедагогическое наследие / книгопечатание / литературный опыт / религия / славянские традиции / патриотизм / старославянский язык / воспитание / духовность / нравственность / retrospective view / history / education / culture / humanism / educational activity / scientific and pedagogical heritage / book printing / literary experience / religion / Slavic traditions / patriotism / Old Slavic language / education / spirituality / morality

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Грохольская Ольга Глебовна

В представленной статье рассматривается научно-педагогическое наследие, опыт просветительской и литературной деятельности философа-гуманиста, основателя белорусского и восточнославянского книгопечатания, общественного деятеля белорусской культуры конца XV – начала XVI века Франциска Скорины. С позиции актуализации идей писателя-первопечатника, оценки роли его разносторонней просветительской деятельности для славянского мира рассмотрено позитивное влияние наследия известного ученого, поэта, переводчика, а также значимость его жизненного примера патриотизма, врачевания человеческой духовности на развитие и новаторское использование родного языка, мира искусства на пути культурного просвещения и обновления образования сегодня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL AND PEDAGOGICAL HERITAGE OF THE PHILOSOPHER-HUMANIST, WRITER FRANCYSK SKARYNA

The article deals with the scientific and pedagogical heritage, the experience of educational and literary activities of the humanist philosopher, the founder of Belarusian and East Slavic printing, the public figure of the Belarusian culture of the late XV – early XVI centuries, Francis Skaryna. From the point of view of actualization of the ideas of the writer-first printer, evaluation of the role of his versatile educational activities for the Slavic world, the positive impact of the legacy of the famous scientist, poet, translator, as well as the significance of his life example of patriotism, healing of human spirituality on the development and innovative use of the native language, the world of art on the path of cultural enlightenment and renewal of education today is considered.

Текст научной работы на тему «Просветительское и педагогическое наследие философа-гуманиста, писателя Франциска Скорины»

УДК 37.013

https://doi.org/10.24412/2226-2296-2021-3-4-29-35

I

Просветительское и педагогическое наследие философа-гуманиста, писателя Франциска Скорины

О.Г. Грохольская

Отделение философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования (РАО), 119121, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0754-8322, E-mail: ol-gleb@mail.ru

Резюме: В представленной статье рассматривается научно-педагогическое наследие, опыт просветительской и литературной деятельности философа-гуманиста, основателя белорусского и восточнославянского книгопечатания, общественного деятеля белорусской культуры конца XV - начала XVI века Франциска Скорины. С позиции актуализации идей писателя-первопечатника, оценки роли его разносторонней просветительской деятельности для славянского мира рассмотрено позитивное влияние наследия известного ученого, поэта, переводчика, а также значимость его жизненного примера патриотизма, врачевания человеческой духовности на развитие и новаторское использование родного языка, мира искусства на пути культурного просвещения и обновления образования сегодня.

Ключевые слова: ретроспективный взгляд, история, образование, культура, гуманизм, просветительская деятельность, научно-педагогическое наследие, книгопечатание, литературный опыт, религия, славянские традиции, патриотизм, старославянский язык, воспитание, духовность, нравственность.

Для цитирования: Грохольская О.Г. Просветительское и педагогическое наследие философа-гуманиста, писателя Франциска

Скорины // История и педагогика естествознания. 2021. № 3-4. С. 29-35.

D0I:10.24412/2226-2296-2021-3-4-29-35

EDUCATIONAL AND PEDAGOGICAL HERITAGE OF THE PHILOSOPHER-HUMANIST, WRITER FRANCYSK SKARYNA

Olga G. Grokholskaya

Department of Philosophy of Education and Theoretical Pedagogy of the Russian Academy of Education (RAE), 119121, Moscow, Russia ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0754-8322, E-mail: ol-gleb@mail.ru

Abstract: The article deals with the scientific and pedagogical heritage, the experience of educational and literary activities of the humanist philosopher, the founder of Belarusian and East Slavic printing, the public figure of the Belarusian culture of the late XV - early XVI centuries, Francis Skaryna. From the point of view of actualization of the ideas of the writer-first printer, evaluation of the role of his versatile educational activities for the Slavic world, the positive impact of the legacy of the famous scientist, poet, translator, as well as the significance of his life example of patriotism, healing of human spirituality on the development and innovative use of the native language, the world of art on the path of cultural enlightenment and renewal of education today is considered.

Keywords: retrospective view, history, education, culture, humanism, educational activity, scientific and pedagogical heritage, book printing, literary experience, religion, Slavic traditions, patriotism, Old Slavic language, education, spirituality, morality. For citation: Grokholskaya O.G. EDUCATIONAL AND PEDAGOGICAL HERITAGE OF THE PHILOSOPHER-HUMANIST, WRITER FRANCYSK SKARYNA. History and Pedagogy of Natural Science. 2021, no. 3-4, pp. 29-35. DOI:10.24412/2226-2296-2021-3-4-29-35

Одной из важнейших направляющих образовательных идей, которые содержательно отражают возможности жизненной самореализации каждого человека, а также гармонизирующие личность опорные идеалы сегодня [1], является идея исторических и нравственных оснований при выборе содержательно-целевых приоритетов трансформации системы образования. Эта созидательная идея актуализирует подходы, касающиеся традиционно-исторической направленности образовательного процесса, при которых работает важнейший методологический посыл развития образования, состоящий в объективности, уважении к прошлому и способствующий поиску опорных исторических и нравственных основ на пути обновления системы образования страны. Все это подтверждает тот факт, что сегодня прогнозы и перспективы развития образования во многом базируются на историко-педагогическом и просветительском опыте известных педагогов прошлых лет и мудрых мыслителей древних времен.

Поэтому следует обратить внимание на важность глубокого осмысления потенциала педагогических идей, подходов, разносторонних образовательных практик и просветительской деятельности мыслителей-гуманистов, ученых-педагогов, исследователей исторического прошлого и настоящего, поскольку их наследие является основополагающим стратегическим материалом, который поможет в поиске направлений и путей дальнейшего развития образования в условиях глобальных вызовов современности.

Освещая опыт гениальных талантливых мыслителей прошлого, деятельность которых связана с проблемами и особенностями своего исторического времени, с успешно решаемыми текущими задачами общественного развития своего периода, необходимо помнить тот факт, что роль их идей и подходов, их деятельности, а также прогностическая значимость открытий обеспечили им известность далеко за рамками своего исторического времени. Такие личности-мыслители живут в веках, и их гениальные творческие

3-4 • 2021

История и педагогика естествознания

\29

достижения могут стать основой социальных преобразований и успешного обновления общества и образования сегодня.

Гениальной, неповторимой исторической личностью, без которой трудно полноценно представить и охарактеризовать развитие мировой культуры и образования в эпоху ХУ-ХУ1 веков, стал великий философ-мыслитель, гуманист-просветитель, основатель белорусского и восточнославянского книгопечатания Франциск Скорина.

Франциск Скорина (1490-1551). Франциск Лукич Скорина родился примерно в 1490 году в белорусском городе Полоцке, который в те древние времена находился в границах Великого Литовского княжества. До сих пор немало тайн хранит биография этого удивительного человека. Среди историков принято считать датой рождения первопечатника 1490 год. Многие акты и даты известны исследователям далеко не полностью. Так, некоторые ученые считают, что происхождение фамилии Скорина связано с древним словом «скоро» (кожа) или «скорина» (корка).

Первые достоверные сведения об этом семействе известны с конца XV века Отец Франциска, Лукьян Скорина, был полоцким купцом. Мать его звали - Маргарита, старшего брата - Иван. В своих изданиях сам Скорина более 100 раз использует имя Франциск, изредка - Францишек [2]. Отец Франциска занимался торговлей, торговал с немецкими землями, с Польшей, а также с Московской Русью. Семья была относительно обеспеченной для тех времен. Социальный статус отца и матери, их профессии остались неизвестными, хотя Королевский декрет называет, например, брата его одновременно вильнюсским мещанином и полочанином [3].

Будучи любознательным от природы, Франциск Скорина начальное образование получил в родительском доме, где он по Псалтыри обучался чтению и письму на кириллице. Затем Франциск изучал язык тогдашней науки (латынь) при костеле Полоцка в монастырской школе бернардинцев. Полоцкий монастырь бернардинцев основан в 1498 году при содействии великого князя литовского Александра Ягелло-на [4]. И несмотря на то что в XIV-XVI веках Полоцк развивался как православный город, западное влияние на культуру, традиции и подходы к образованию имело место.

Становление мировоззрения великого мыслителя

Жизнь и деятельность Франциска Скорины, процесс становления его мировоззрения как мыслителя-гуманиста, философа, ученого, просветителя, основателя белорусского и восточнославянского книгопечатания нельзя рассматривать в отрыве от той эпохи, в которой он жил. Философы, отмечал Маркс, «не вырастают как грибы из земли, они -продукт своего времени, своего народа, самые тонкие, драгоценные и невидимые соки которого концентрируются в философских идеях» [5]. Поэтому мировоззрение Скорины может быть адекватно осмыслено лишь в контексте эпохи, в которой жил и творил мыслитель, рассмотрено в результате анализа социально-экономических, политических и культурных предпосылок его деятельности.

Стремясь к дальнейшему образованию, будучи любознательным и предприимчивым, полочанин Франциск Скорина в 1504 году поступил в университет в Кракове. Он стал студентом факультета «семи вольных искусств» и в этом же 1504 году успешно его окончил со степенью бакалавра. Факультет свободных искусств по праву считался одним из лучших в Европе и славился высоким уровнем получаемых знаний в области грамматики, риторики, диалектики (цикл «Тривиум»), арифметики, геометрии, астрономии и музыки (цикл «Квадривиум»). В 1506 году Скорина получил свою

первую ученую степень бакалавра философии, немного позже получил степень магистра вольных искусств [2].

Обучение в университете в Кракове стало важным этапом для формирования мировоззрения, оказавшим воздействие на развитие личности Франциска Скорины. Оно позволило ему понять, какой широкий кругозор и практические знания несут человеку «семь свободных искусств». Но будучи человеком религиозным, он все свои знания видел сквозь призму религии, обращался и находил их в Библии. Всю свою будущую переводческую и издательскую деятельность Скорина направил на то, чтобы сделать Библию доступной «людем Посполита». Около 1508 года он занимал должность секретаря у датского короля. Чтобы продолжать учебу на самых престижных факультетах университетов Европы (медицинском и теологическом), Скорине нужно было стать еще и магистром искусств [2].

Целеустремленный по характеру и настойчивый в достижении своих целей, связанных с возможностью реализовать себя, Франциск Скорина в 1512 году прибыл в Италию в прославленный Падуанский университет, уже имея степень магистра свободных наук. Это учебное заведение Скорина избрал для получения степени доктора медицины. На этом этапе важным и судьбоносным стало получение Франциском звания лиценциата медицины, и вскоре молодой человек подает заявку на докторскую степень в итальянском университете в Падуе.

Бедного, но способного юношу к экзаменам допустили. И в ноябре 1512 года, выступая перед высокопоставленной ученой аудиторией, в течение двух дней он участвовал в диспутах с выдающимися учеными и защищал собственные идеи. В результате он с честью выдержал два экзамена и добился своей цели. Именно знание диалектики и риторики помогло Франциску Скорине убедить ученых аристократов выслушать и оценить бедного молодого человека из дальнего Полоцкого княжества.

В ноябре 1512 года в епископском дворце в присутствии известных ученых Падуанского университета и высших лиц католической церкви Скорина был объявлен доктором в области медицинских наук. Это было знаменательное событие: сын купца из Полоцка смог доказать, что способности и призвание имеют большее значение, чем аристократическое происхождение. И хотя Франциск никогда не учился в главном образовательном центре Венецианской республики, городе Падуе, в середине XX века на стенах галереи знаменитых выпускников появился его портрет работы местного художника. Вот так итальянцы оценили роль знаменитого белорусского первопечатника, ученого-гуманиста.

Следует отметить, что появление такой личности в истории белорусской культуры в философско-общественной мысли было возможно только в условиях развитого города. Весьма симптоматично также, что последующая издательская деятельность Скорины в Праге и Вильно осуществлялась при финансовом содействии богатых виленских горожан-белорусов.

О личной жизни Скорины известно немного, поскольку не сохранилось печатных источников. Из короткой записки ясно, что в 1525 году, возможно чуть позже, Франциск женился на Маргарите, вдове виленского зажиточного купца, члена городской рады Юрия Одверника [2]. В это время молодой юноша служил врачом и секретарем у епископа в Вильно. Брак, вероятнее всего, был заключен по любви, но здесь и не обошлось без расчета: у Скорины сразу же улучшается материальное положение. Вместе с женой он включается в бизнес своего старшего брата Ивана, который вел оптовую торговлю кожей. В 1529 году уходит из жизни его жена Маргарита. У вдовца остается малолетний сын Симеон [6].

Имеются сведения, касающиеся старшего брата Ивана Скорины, который после смерти оставил печатнику большие долги и претензии кредиторов. И это как раз случилось в тяжелом для него 1529 году, когда Франциск потерял супругу и в одиночку воспитывал малолетнего сына Симеона.

За долги брата кредиторы бросили Скорину в тюрьму, откуда его освободил сам великий князь Жигимонт Старый. В знак признания заслуг ученого полочанина перед государством монарх дал ему специальный привилей, где, в частности, говорилось: «Пусть никто, кроме нас самих или наследников наших, не имеет права привлекать его к суду и судить, какой бы ни была важной либо незначительной причина его вызова в суд... Пусть никто не отважится задерживать либо арестовывать его самого или его имущество под страхом сурового наказания. Предоставьте упомянутому доктору Францишку, которого мы приняли под свою опеку, возможность пользоваться и владеть перечисленными выше правами, льготами и привилегиями. Возбраняю кому бы то ни было вмешиваться в его дела, учинять ему любое насилие.» [7].

Таким образом, Скорине удалось добиться помилования, свободы и полной неприкосновенности от имущественных и судебных тяжб [3]. После этих событий Франциск Скорина избрал для жизни город Прагу, где он прожил долгие годы и завершил свой земной путь, оставив после себя множество загадок.

Деятельность и мировоззрение Скорины, несомненно, были идейно связаны с обновленческими религиозно-нравственными и общественно-культурными тенденциями конца XV - начала XVI века. Эти противоречивые тенденции во второй половине XVI века переросли в широкое религиозно-культурное и социально-политическое братское движение, в возрастающую национально-освободительную и антифеодальную борьбу белорусского и украинского народов, которые выступали против унии и воинствующего католицизма.

Книгопечатание - дело всей жизни просветителя

Обратимся к годам его включенности в активную деятельность, хотя в отношении этих лет до сих пор многое остается загадкой. В 1512-1517 годах, Франциск оставил медицину и увлекся книгопечатанием. И эта книгопечатная деятельность стала для Скорины делом всей его жизни.

Поселившись в Праге, Франциск в 1517 году организовал типографию, в которой произведения могли издаваться кириллическим шрифтом. Блестяще владея техникой перевода, Франциск приступил к переводу книг с церковного языка на восточнославянский. В 1517 году, испробовав свои технологии книгопечатания, Скорина издает Псалтырь - первую печатную белорусскую книгу. Всего на протяжении 1517-1519 годов уроженец Полоцка переводит и издает 23 книги переводов Библии и этим самым делает огромный вклад в мировую культуру [3].

Позже, в начале 1520-х годов, обстановка в Праге перестала быть благоприятной, и Франциск оставил типографию, вернулся в родные земли и основал первую типографию на территории Великого Литовского княжества. Возобновив книжное производство, он выпустил сборник религиозных и светских рассказов для образовательного чтения, известный под названием «Малая подорожная книжка» (1522). В этом издании печатник выступил как писатель и просветитель, знакомивший аудиторию с важнейшими понятиями природного и гражданского мира, рассказывая о календаре, астрономии, народных праздниках и пр. Является примечательным, что для оформления книг Скорина самостоятельно изготавливал гравюры, вензеля и другие декоративные элементы. За счет этого его ориги-

нальные издания стали не только памятниками литературы, но и произведениями изобразительного искусства.

Что же давали славянскому миру его переводы Библии и печатание их кириллическим шрифтом? Скорина стал первым человеком, кто занялся переводом Библии на восточнославянский язык, понятный для его народа, и хотя его мировоззрение формировалось в условиях католической веры, он активно занимался изучением православия, ведь до этого времени все церковные книги писались на церковнославянском языке. Обращаясь к истории, отметим, что первые переводы библейских книг на славянские языки делали еще Кирилл и Мефодий во второй половине IX века. Переводили они с византийских греческих списков на церковнославянский (старославянский язык), который они же и разработали, используя в качестве основы свой родной болгарско-македонский диалект. Спустя столетие из Болгарии на Русь были привезены другие славянские переводы. Фактически начиная с XI века для восточных славян стали доступны только основные южнославянские переводы библейских книг [2].

Существовали и библейские переводы, выполненные в XIV-XV веках в Чехии, которые также повлияли на переводческую деятельность восточных славян. Чешскую Библию перевели с латинского языка, она была широко распространена на протяжении XIV-XV веков. И лишь в начале XVI века Скорина перевел Библию на восточнославянский язык в белорусской редакции. Это был первый перевод Библии, приближенный к народному языку. Франциск Скорина хотел сделать знания доступными для «людей простых» (то есть небогатых, скромных) [2]. Каждое из своих изданий Скорина снабжал иллюстрациями, а также предисловием, которое позволяло лучше понять содержание книги.

Обращение Скорины в процессе перевода Библии к родному языку способствовало духовному раскрепощению народа, выступило существенным элементом формирования национального самосознания, демократизации культуры, превращения последней из привилегии господствующего класса феодалов в достояние более широких социальных слоев общества [8].

Каждая из библейских книг выходила отдельным выпуском, с титульной страницей, имела собственные предисловие и послесловие. При этом издатель придерживался еди-

Библия, напечатанная Франциском Скориной в 1517

3_4 • ЗП91

Истооия и педагогика естествознания

Ет

ных принципов подачи текста (одинаковые формат, полоса набора, шрифт, художественное оформление). Тем самым он предусматривал возможность сведения всех изданий под одну обложку. В книгах содержится 51 печатный оттиск гравюры на бумаге с пластины (доски), на которую нанесен рисунок.

Итак, книгоиздательская деятельность Скорины сочетала опыт европейского книгопечатания и традиции белорусского искусства. В некоторых книгах Франциска Скорины был напечатан его собственный портрет. Примечательным было то, что в Восточной Европе ни один издатель Библии не помещал своего портрета в книгу. Кроме того, на титульном листе была размещена печать (герб) Скорины - доктора медицины. Перевод же, сделанный первопечатником, по мнению исследователей, был настолько точен в передаче буквы и духа библейского текста, что не допускал никаких вольностей и дописок толкователя [2].

Знаменитая Библия Скорины вышла в свет раньше, чем немецкая Библия Лютера. Книга книг выдающегося поло-чанина стала первой печатной Библией у южно- и восточнославянских народов. Она появилась почти на полвека раньше, чем польская Библия. Псалтырь Скорины на 47 лет опередила Апостола Ивана Федорова и Петра Мстиславца, первую русскую датированную печатную книгу. Будучи сыном народа, живущего на европейском пограничье, он гениально соединил в своем творчестве традиции византийского Востока и латинского Запада.

Высокохудожественные гравюры позволяли изучать тогдашнюю жизнь белорусов - быт, одежду, технику строительства. Его издания, православные по содержанию, были предназначены для удовлетворения духовных потребностей православного населения. Скорина стремился придать своим комментариям к Библии простую и понятную форму. В них содержатся сведения об исторических, бытовых, богословских, языковых обстоятельствах и реалиях.

Отступив от канонов, он представил в Библии собственный портрет и за это нарушение церковных правил издания Библии Скорину могли бы не менее 13 раз сжечь на костре как еретика. Но главным же «преступлением», по оценке историков, был сам ее перевод с той целью, чтобы «вдохновленную Богом, но человеческую книгу мудрости имел возможность читать каждый» [7].

Становление литературного языка белорусов

Текст переводов Франциска Скорины отражает и сохраняет соответствующее древнееврейскому и древнегреческому оригиналам состояние языка. В рассматриваемый период формировалась культура белорусской народности, складывались особенные черты национального языка, что находило отражение в письменности, в том числе и в произведениях Скорины.

Попутно хотелось бы уточнить, что белорусская народность, так же как народности русская и украинская, ведет свое происхождение от единого корня - древнерусской народности, ее западной части. Древнерусская народность явилась общим этапом в истории всех трех братских народностей, и в этом состоит особенность этногенеза восточных славян в отличие от других народностей, образовавшихся непосредственно от консолидации первичных племен [9]. Формирование же белорусской народности осуществлялось в основном в составе нового государственного образования - Великого Литовского княжества, причем решающее значение в этом процессе имело социально-экономическое и политическое развитие белорусских земель. Книги Франциска Скорины заложили основу для нормирования белорусского литературного языка, стали первым перево-

дом Библии на восточнославянский язык, заложили основу формирования культуры белорусской народности.

Говоря о социально-культурном развитии белорусских земель, было бы логичным остановиться на содержании понятий «Белая Русь» и «белорусы». В эпоху Древнерусского государства все население восточнославянского региона носило общее название - «русские», а территория - «Русь». Впервые термин «Белая Русь» встречается с конца XIV века в отношении к Полоцкой земле, позже он распространился на белорусское Подвинье и Поднепровье, а затем и на центральную и западную часть белорусских земель. Термины «Белая Русь» и «белорусы» на протяжении нескольких веков сосуществовали с названиями «Русь» и «русские» и довольно часто выступали как тождественные понятия. В частности, для Франциска Скорины содержание понятий «Русь» и «русский» имело не только общее, восточнославянское, но и особенное, западнорусское (белорусское) значение.

Белорусские земли и сами белорусы в документах рассматриваемой эпохи нередко фигурировали также и под названиями «Литва» и «литовцы» или «литвины», поскольку помимо национально-этнического эти термины имели и государственно-территориальный смысл: так называли жителей Великого Литовского княжества независимо от их происхождения.

Философские воззрения Франциска Скорины были тесно связаны с религиозными его взглядами. В предисловиях и комментариях к религиозным изданиям Скорина проявил себя как философ, мыслитель, придерживавшийся просветительской позиции западноевропейских ученых-гуманистов. Он выступал за образование народа и призывал к освоению грамоты и навыков письма [3]. Будучи патриотом Великого Литовского княжества, родившимся и выросшим на полоцких землях, Франциск искренне любил родину и считал, что его взгляды обязан разделять каждый порядочный человек.

Патриотизм как высшая добродетель

Одной из особенностей гуманистического мировоззрения Скорины является его глубокий патриотизм. Скорину по праву можно считать основоположником национально-патриотической традиции в истории белорусской культуры и общественной мысли [8]. Для Скорины интересы своего народа и Отечества были несколько выше религиозных интересов и конфессиональных притязаний, чувство долга перед Родиной и «братьями русью, людьми посполитыми» у него гораздо сильнее, чем религиозное благочестие. Свою собственную деятельность Скорина также рассматривал прежде всего как служение общественному благу, как выполнение своего долга перед народом, «братьями русью» и родиной [10] Почти в каждом предисловии и послесловии к его книгам подчеркивается эта мысль.

Корни и истоки в мировоззрении Скорины патриотического начала как одного из наиболее ярких проявлений традиций древнерусской культуры уходят вглубь культурной атмосферы эпохи Возрождения. Характерно, что белорусский гуманист не только обосновывал интересами «пожыт-ку посполитого» свою деятельность, но и конкретизировал ее направленность: «Наболей с тое причины, иже мя милостивый бог с того языка на свет пустил» [10]. В связи со сказанным вполне естественно и закономерно, что мыслитель поднимает понятие патриотизма на уровень высших добродетелей.

Перу патриота Франциска Скорины принадлежит самый возвышенный в белорусской истории, гениально простой гимн любви к Отечеству: «Понеже от прирожения звери, ходящие в пустыни, знають ямы своя; птици, летающие по

воздуху, ведають гнезда своя; рыбы, плывающие по морю и в реках, чують вири своя; пчелы и тым подобная боронять ульев своих, - тако ж и люди, и где зродилися и ускормлены суть по Бозе, к тому месту великую ласку имають» [7].

Относясь к библейским текстам как к несущим корни мудрости основам жизни, ученый был убежден, что его тексты будут способствовать распространению точки зрения просветителя-печатника, заботящегося о воспитании личности, организации общества и установления благополучной мирной жизни на земле.

Врачевание человеческого духа

Философско-этические взгляды Скорины заслуживают отдельного рассмотрения. Будучи доктором медицины, молодой Скорина в первые годы деятельности занимался медицинской практикой, врачеванием тела, однако со временем убедился в том, что во врачевании в большей степени нуждается человеческий дух. Будучи «в лекарских науках доктором», Франциск Скорина предпочел профессии врача миссию просветителя и морального проповедника, посвятив себя служению «посполитому, доброму», «размножению мудрости, умения ... разуму и науки» [10].

Широко известно и ценно стремление ученого, философа при помощи Библии обосновать некоторые, главным образом этические идеи эпохи Возрождения. Этот его порыв составляет одну из существенных особенностей творчества мыслителя, в котором библейско-христианская этика синтезируется мыслителем с этическими идеями античной философии, преобразуется в соответствии с духовными запросами эпохи Возрождения, а также с актуальными социально-политическими и национально-культурными направлениями развития белорусского, украинского и русского народов - трех братских народов, от имени которых выступал Франциск Скорина.

Просветитель пытается пересмотреть ортодоксально-христианскую трактовку проблемы человека и его существования, согласно которой земная его жизнь не представляет главной ценности, а является лишь подготовкой к жизни потусторонней. Мыслитель утверждает самоценность человеческой жизни, его земного бытия, не отвергая в то же время и веры в потустороннюю жизнь. Этика Скорины ориентирует человека преимущественно на реальную, практическую, общественно полезную жизнь, служение народу, овладение знаниями, постоянное интеллектуально-нравственное совершенствование, «абы научившися мудрости» люди «добре жили на свете». «Без мудрости и без добрых обычаев, - утверждает Скорина, - не ест мощно, почстиве жити людем посполите на земли» [10]. Вслед за Аристотелем белорусский мыслитель утверждает, что праведная земная жизнь невозможна без знаний и совершенной нравственности.

Большой интерес и для сегодняшнего дня представляют рассуждения Скорины о смысле жизни и высшем благе. В предисловии к Притчам Соломоновым Скорина утверждает, что главное предназначение человека заключается в совершенной земной жизни, а объектом этики является проблема, «яко ся имамы справовати и жити на сем свете» [10]. Понимая сущность человека, мыслитель не отрицает, а даже фиксирует множественность смысложизненных позиций реального человека, разнонаправленность его интересов и плюрализм его ценностных ориентаций.

Скорина с пониманием относится к реальной, земной морали людей. Для него высшее благо - благо земное, интеллектуально насыщенная, нравственно совершенная и общественно полезная жизнь на земле. Включает она сначала служение людям, а потом уже Богу, или, если ска-

3-4 ■ 2021 История и педагогика естествознания

ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ Г, щ " Г

зать точнее, служение Богу посредством служения людям. Франциска Скорину интересует человек, его духовный мир, интеллект, нравственность, общественное предназначение.

Интеллектуализм и духовная природа человека

Процесс познания мыслитель характеризует как одну из существенных функций духовной природы человека, опирающуюся на ярко выраженный интеллектуализм, культ знания. Человека Скорина рассматривает в трех измерениях: как существо разумное, нравственное и общественное. В основе его этической концепции лежит мысль о необходимости и возможности постоянного совершенствования человеческой природы, о том, что от этого совершенствования зависит совершенство общественной жизни. Признавая приоритет «духовных» ценностей, Скорина не отвергает ценностей «плотских». Он не противопоставляет духовное и плотское начала в человеке, а пытается отыскать возможности для их примирения, гармонического сосуществования.

Согласно Скорине, понятия морали имеют двойственную основу: индивидуальный разум и божественное откровение. Естественный нравственный закон, который обладает приоритетом, полагает Скорина, «написан ест в серци единого кажного человека», он дан ему богом вместе с разумом и свободной волей, благодаря чему человек обладает способностью осуществлять самостоятельно нравственный выбор, принимать осознанное моральное решение [10]. Основной постулат естественного нравственного закона, выводимого мыслителем из разума, формулируется следующим образом: поступай со всеми так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой, и не поступай с другими,таким образом, как бы ты не хотел, чтобы поступали с тобой. На этом рациональном естественно-нравственном принципе, полагает Скорина, основаны все «писаные» моральные законы. Этим естественным нравственным законом руководствовались и руководствуются люди на протяжении всей истории [10]. В своих глубочайших размышлениях Франциск Скорина, таким образом, стремится отыскать некий универсальный рационально-нравственный принцип, приемлемый для всех людей независимо от социального положения и религиозной принадлежности, на основе которого можно было бы строить счастливую жизнь.

Опираясь на философские воззрения античных мыслителей, Скорина ставит перед человеком задачу самопознания. Интеллект и нравственность - вот главные добродетели человека. Интеллектуальные добродетели выражаются в комментариях ученого чаще всего понятием «мудрость», нравственные - понятием «добрые обычаи». Мыслитель-гуманист прославляет людей, которые стремятся к познанию и всем прочим наслаждениям предпочитают наслаждение духа. Примером таких людей выступает царь Птолемей Фи-ладельф, владелец знаменитой Александрийской «книж-ницы», то есть библиотеки, в которой насчитывалось, как сообщает Скорина, свыше 40 тысяч книг. Интеллектуально-творческое самовыражение Скорина считает одним из наиболее похвальных достоинств, к которым должен стремиться человек. Интеллектуально-творческое наследие -это то, что определяет бессмертие человека в памяти поколений, что обеспечивается его добрыми деяниями, умом, способностями, служением «пожитку посполитому». Как мы видим, в этом выражено представление мудрого наставника о ценности индивидуального человеческого существования.

Знания на пути к счастью и всеобщему благу

Мудрость, наука, разум, полагает мыслитель, - предпосылки «добрых обычаев» и счастья. Как уже говори-

лось, философ Скорина рассматривал знание не только в качестве главной ценности, но и как необходимое условие нравственно прекрасной, счастливой жизни [10]. Просветитель-философ утверждал, что только образование, культура указывают человеку путь к индивидуальному и общественному благу, являются основой моральных добродетелей, земного счастья. Этот моральной идеал может быть достигнут каждым человеком, поскольку добродетели можно научиться. И как мудрый учитель и проповедник Скорина считает своей задачей дать людям необходимые знания о добродетельной личной и общественной жизни.

Будучи гуманистом-мудрецом, он утверждает один из важнейших принципов, согласно которому истинное достоинство и благородство человека состоят не в происхождении, не в знатности, не в общественном положении и, наконец, не в религиозном рвении, а в таких качествах, как интеллект, моральный облик, способности, благодаря которым он приносит реальную пользу своему народу.

Свою же собственную деятельность Скорина видел в служении общественному благу, выполнении своего долга перед народом, «братьями русью» и родиной [10]. Эта мысль подчеркивается им в каждом произведении. Оценивая великий интеллектуальный и духовный вклад Франциска Скорины, роль его литературного наследия, без сомнения следует отметить то обстоятельство, что культурно-просветительская и издательская деятельность Скорины была ориентирована на «людей посполитых руского языка», то есть на белорусов, украинцев и русских, а стало быть, преимущественно православных [8].

Белорусский просветитель хорошо знал произведения просветителей того времени Иоанна Златоуста и Григория Богослова, на которого он ссылается [2]. Будучи мудрым педагогом-просветителем своего народа, смотрящим далеко в будущее, Скорина первым начертал для отечественного просвещения образовательную программу «семи свободных наук», которая затем была взята на вооружение братскими школами, развита и усовершенствована профессорами Киево-Могилянской и Славяно-греко-латинской академии и сыграла значительную роль в развитии восточнославянской системы образования, философской мысли, сближении отечественной культуры с культурой Запада.

Таким образом, говоря о важнейших акцентах воспитания подрастающих поколений сегодня, следует констатировать созвучие и идентичность опорных идей и принципов построения стратегии современного воспитания с основными воспитательными идеями педагога-просветителя Франциска Скорины. Это опора в становлении человека на знание и духовность, говоря словами Скорины на «мудрость» и «добрые обычаи». А создает и укрепляет в человеке основы духовности вера, без которой гибнет в человеке все человеческое: любовь к своему краю, уважение к предкам, почитание старших членов семьи, родителей, следование высшим нравственным заповедям и многовековым традициям народа, выполнение главной миссии каждого человека на земле.

Обращая пристальное внимание на проблемы воспитания поколений сегодня, можно увидеть, что недружественная деятельность многочисленных зарубежных служб направлена никак не на благо развития нашего будущего, нашего подрастающего поколения. Основной упор стратегии работы зарубежных «партнеров» с молодежью изнутри делается на разрыв многовековых связей молодого и старшего поколений нашей страны через забвение и переписывание истории народа, искажение исторических фактов, принижение чувства патриотизма, через глумление над гуманистическими традициями, духовностью, верой и миссией русского народа и пр. То есть стратегия западных

стран направлена на отчуждение поколений, на разрушение механизма передачи опыта от старших поколений к младшим, с чем напрямую связано образование и воспитание молодежи.

В результате сегодня мы наблюдаем постепенное разрушение этого важнейшего механизма передачи опыта. А отсутствие или недостаток исторического и жизненного опыта порождает у молодежи безверие и ненависть, безразличие и бездуховность, ведет к взаимному непониманию и противостоянию молодых и старших поколений (усугубляется это противостояние еще существующим цифровым разрывом поколений), к разрыву всех духовных скреп, которые существовали в виде воспитания патриотизма, веры в светлое начало, установки на созидательный труд, почитания многовековой мудрости народов.

Великий мыслитель Франциск Скорина в своих произведениях поднимает понятие патриотизма и духовности на уровень высших добродетелей и основной цели воспитания человека. Ценности, духовность - это сущностные стороны любого человека, и поэтому они нуждаются в развитии и становлении в качестве его гармонизирующей опоры.

Сегодня поиск нравственных основ воспитания и развития личности идет по пути их выявления в многовековых традициях, в мудрых заповедях и историко-педагогических трактатах. И несомненным является тот факт, что выбор содержательных гармонизирующих приоритетов развития личности лежит в образовательных идеях и системах прошлого и важнейшей задачей воспитания сегодня является прорастание созидательных идей и приоритетов из истории педагогической мысли в современность, в область конкретной образовательной практики. Именно в идеях Скорины четко просматриваются эти приоритеты воспитания и развития личности сегодня.

Итак, Франциск Скорина предстает перед нами как титан всего европейского Возрождения, который не только стал вровень со своими современниками Эразмом Роттердамским или Мартином Лютером, но в чем-то и опередил их. Тесно связанный со своей классовой средой, ее идейными и культурно-интеллектуальными устремлениями, Скорина не является случайной фигурой в истории культуры, общественной и философской мысли восточнославянских народов. Он нам видится как идеолог прогрессивных слоев общества, сумевший заглянуть в историческую перспективу, наметить существенные моменты образования человека и развития общества.

Просветитель Скорина, стоявший у истоков национальной белорусской культуры, является ее символом. В философской и общественно-политической мысли Белоруссии он, пожалуй, первым пришел к выводу, что пробуждение национального самосознания тесно связано со становлением и развитием самосознания общечеловеческого, что человек по-настоящему может осознать себя в качестве представителя своего народа, когда он осознает себя и в качестве представителя человечества.

Несомненно, Франциск Скорина - выдающийся деятель белорусской культуры, великий патриот, верный и преданный сын своего народа, основатель белорусского и восточнославянского книгопечатания, просветитель и создатель основ современного белорусского языка. Книги Франциска Скорины заложили основу для нормирования белорусского литературного языка, заложили основу формирования культуры белорусской народности. Разностороняя деятельность как ученого-писателя, переводчика и художника, доктора философии и медицины, гуманиста и просветителя Ф. Скорины имеет общеславянское значение и оказывает сегодня значительное воздействие на развитие русской, белорусской, мировой культуры и образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С. 31-38. URL: https://

Грохольская О.Г. Гуманистическая направленность стратегии развития, образования сегодня // Педагогика. 2016, № ! www.elibrary.ru/item.asp?id=272B1725 (дата обращения 20.08.2021).

Франциск Скорина - биография, личная жизнь, книги, интересные факты из жизни. URL: https://fb.nj/article/421395/frantsisk-skorina-biografi-ya-lichnaya-jizn-knigi-interesnyie-faktyi-iz-jizni (дата обращения 20.08.2021).

Франциск Скорина - фото, биография, личная жизнь, причина смерти. URL: https://24smi.org/celebrity/42203-frantsisk-skorina.html (дата обращения 20.08.2021).

4. Слюнькова И.Н. Монастыри восточной и западной традиций. Архитектурное наследие. М.: Прогресс-Традиция, 2002. 216 с.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2. Т. 1. М.: Изд-во политической литературы 1955-1978 гг. С. 105.

6. Франциск Скорина (малоизвестные факты биографии). URL https://www.liveinternet.ru/users/3902194/post459102647/ (дата обращения 20.08.2021).

7. Орлов В.В. Десять веков белорусской истории (862-1918). URL: https://www.libfox.ru/297540-vladimir-orlov-desyat-vekov-belorusskoy-is-torii-862-1918-sobytiya-daty-illyustratsii.html (дата обращения 20.08.2021).

8. Подокшин С.А. Франциск Скорина URL: https://www.litmir.me/br/?b=221351&p=1 (дата обращения 20.08.2021).

9. Гринблат М.Я. Белорусы. Очерки происхождения и этнической истории. Минск: Наука и техника, 1968. 288 с.

10.Скарына Францыск. Прадмовы i пасляслоуг МЫск, 1969. 238 с. URL:https://elcat.bntu.by/index.php?url=/notices/index/IdNotice:28567/ Source:default

REFERENCES

1. Grokholskaya O.G. Humanistic orientation of development strategy, education today. Pedagogika, 2016, no. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27261725 (accessed 20 August 2021)

pp. 31-38 (In Russian). Available at:

Frantsisk Skorina - biografiya, lichnaya zhizn', knigi, interesnyye fakty ^ iz zhizni (Francis Skaryna - biography, personal life, books, interesting facts from his life) Available at: https://fb.ru/article/421395/frantsisk-skorina-biografiya-lichnaya-jizn-knigi-interesnyie-faktyi-iz-jizni (accessed 20 August 2021).

Frantsisk Skorina - foto, biografiya, lichnaya zhizn', prichina smerti (Francis Skaryna - photo, biography, personal life, cause of death) Available at: https://24smi.org/celebrity/42203-frantsisk-skorina.html (accessed 20 August 2021).

Slyun'kova I.N. Monastyri vostochnoy izapadnoy traditsiy. Arkhitekturnoye naslediye [Monasteries of Eastern and Western traditions. Architectural heritage]. Moscow, Progress-Traditsiya Publ., 2002. 216 p.

Marks K., Engel's F. Sochineniya. T. 1. [Works. V. 1]. Moscow, Politicheskoy literatury Publ., 1955-1978 gg. p. 105.

Frantsisk Skorina (maloizvestnyye fakty biografii) (Francis Skaryna (little-known facts of the biography)) Available at: https://www.liveinternet.ru/

users/3902194/post459102647/ (accessed 20 August 2021).

Orlov V.V. Desyat' vekovbelorusskoy istorii (862-1918) (Ten centuries of Belarusian history (862-1918)) Available at: https://www.libfox. ru/297540-vladimir-orlov-desyat-vekov-belorusskoy-istorii-862-1918-sobytiya-daty-illyustratsii.html (accessed 20 August 2021). Podokshin S.A. Frantsisk Skorina (Francis Skaryna) Available at: https://www.litmir.me/br/?b=221351&p=1 (accessed 20 August 2021). Grinblat M.YA. Belorusy. Ocherkiproiskhozhdeniyaietnicheskoyistorii [Belarusians. Essays on origin and ethnic history]. Minsk, Nauka i tekhnika Publ., 1968. 288 p.

Skaryna Frantsysk. Pradmovy ipaslyasloui [Preface and afterword]. Minsk, 1969. 238 p. Available at: URL:https://elcat.bntu.by/index.php?url=/ notices/index/IdNotice:28567/Source:default.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Грохольская Ольга Глебовна, д.п.н., проф., чл.-корр. РАО, Отделение Olga G. Grokholskaya, Corresponding Member Russian Academy of Education,

философии образования и теоретической педагогики РАО. Dr. Sci. (Ped.), Prof., Department of Philosophy of Education and Theoretical

Pedagogy of the Russian Academy of Education (RAE).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.