Научная статья на тему 'Педагогическое наследие и просветительский опыт мыслителя-гуманиста Мелетия Смотрицкого'

Педагогическое наследие и просветительский опыт мыслителя-гуманиста Мелетия Смотрицкого Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
264
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научно-педагогическое наследие / ретроспективный взгляд / образование / обучение / просветительская деятельность / педагогический опыт / религия / литературная полемика / культура / славянские традиции / грамматика / старославянский язык / воспитание / нравственность / братские школы / педагог / scientific and pedagogical heritage / retrospective view / education / training / educational activities / pedagogical experience / religion / literary polemics / culture / Slavic traditions / grammar / old Slavonic language / education / morality / fraternal schools / teacher

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Грохольская Ольга Глебовна

В данной статье продолжено рассмотрение, начатое в публикациях О.Г. Грохольской («Особенности развития дидактических систем России: краткий исторический экскурс» (2015), «Педагогические идеи и новаторский опыт В.А. Сухомлинского» (2018), «Научно-педагогическое наследие Н.К. Крупской» (2019), «Научно-педагогическое наследие и просветительский опыт Симеона Полоцкого» (2020) и др.), особенностей развития отечественного просвещения и педагогической мысли. Вниманию читателей представлено научно-педагогическое наследие, опыт просветительской и педагогической работы известного деятеля русской, белорусской и украинской культур ХVI-XVII веков Мелетия Смотрицкого. С позиций актуализации идей педагога и роли его просветительской деятельности для славянского мира рассмотрены возможности созидательного влияния наследия ученого, педагога, филолога-славяниста на развитие обновленного образовательного пространства сегодня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL HERITAGE AND EDUCATIONAL EXPERIENCE OF THE HUMANIST THINKER MELETIY SMOTRITSKY

This article continues the review started in the publications of O. G. Grokholskaya ("Features of the development of didactic systems in Russia: a brief historical excursion" (2015)," Pedagogical ideas and innovative experience Of V. A. Sukhomlinsky "(2018)," Scientific and pedagogical heritage of N. K. Krupskaya "(2019)," Scientific and pedagogical heritage and educational experience of Simeon Polotsky " (2020), etc.), features of the development of national education and pedagogical thought. The readers are presented with the scientific and pedagogical heritage, experience of educational and pedagogical work of Meletiy Smotritsky, the famous figure of Russian, Belarusian and Ukrainian cultures of the XVI-XVII centuries meleti Smotritsky. From the point of view of updating the ideas of the teacher and the role of his educational activities for the Slavic world, the possibilities of creative influence of the heritage of the scientist, teacher, philologist-Slavist on the development of the renewed educational space today are considered.

Текст научной работы на тему «Педагогическое наследие и просветительский опыт мыслителя-гуманиста Мелетия Смотрицкого»

УДК 37.013

https://doi.org/10.24412/2226-2296-2021-1-2-27-33

I

Педагогическое наследие и просветительский опыт мыслителя-гуманиста Мелетия Смотрицкого

О.Г. Грохольская

Отделение философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования (РАО), 119121, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0754-8322, E-mail: ol-gleb@mail.ru

Резюме: В данной статье продолжено рассмотрение, начатое в публикациях О.Г. Грохольской («Особенности развития дидактических систем России: краткий исторический экскурс» (2015), «Педагогические идеи и новаторский опыт В.А. Сухомлинского» (2018), «Научно-педагогическое наследие Н.К. Крупской» (2019), «Научно-педагогическое наследие и просветительский опыт Симеона Полоцкого» (2020) и др.), особенностей развития отечественного просвещения и педагогической мысли. Вниманию читателей представлено научно-педагогическое наследие, опыт просветительской и педагогической работы известного деятеля русской, белорусской и украинской культур XVI-XVII веков Мелетия Смотрицкого. С позиций актуализации идей педагога и роли его просветительской деятельности для славянского мира рассмотрены возможности созидательного влияния наследия ученого, педагога, филолога-славяниста на развитие обновленного образовательного пространства сегодня.

Ключевые слова: научно-педагогическое наследие, ретроспективный взгляд, образование, обучение, просветительская деятельность, педагогический опыт, религия, литературная полемика, культура, славянские традиции, грамматика, старославянский язык, воспитание, нравственность, братские школы, педагог.

Для цитирования: Грохольская О.Г. Педагогическое наследие и просветительский опыт мыслителя-гуманиста Мелетия Смотрицкого

// История и педагогика естествознания. 2021. № 1-2. С 27-33.

D0I:10.24412/2226-2296-2021-1-2-27-33

PEDAGOGICAL HERITAGE AND EDUCATIONAL EXPERIENCE OF THE HUMANIST THINKER MELETIY SMOTRITSKY

Olga G. Grokholskaya

Department of Philosophy of Education and Theoretical Pedagogy of the Russian Academy of Education (RAO), 119121, Moscow, Russia ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0754-8322, E-mail: ol-gleb@mail.ru

Abstract: This article continues the review started in the publications of 0. G. Grokholskaya ("Features of the development of didactic systems in Russia: a brief historical excursion" (2015)," Pedagogical ideas and innovative experience Of V. A. Sukhomlinsky "(2018)," Scientific and pedagogical heritage of N. K. Krupskaya "(2019)," Scientific and pedagogical heritage and educational experience of Simeon Polotsky " (2020), etc.), features of the development of national education and pedagogical thought. The readers are presented with the scientific and pedagogical heritage, experience of educational and pedagogical work of Meletiy Smotritsky, the famous figure of Russian, Belarusian and Ukrainian cultures of the XVI-XVII centuries meleti Smotritsky. From the point of view of updating the ideas of the teacher and the role of his educational activities for the Slavic world, the possibilities of creative influence of the heritage of the scientist, teacher, philologist-Slavist on the development of the renewed educational space today are considered.

Keywords: scientific and pedagogical heritage, retrospective view, education, training, educational activities, pedagogical experience, religion, literary polemics, culture, Slavic traditions, grammar, old Slavonic language, education, morality, fraternal schools, teacher. For citation: Grokholskaya O.G. PEDAGOGICAL HERITAGE AND EDUCATIONAL EXPERIENCE OF THE HUMANIST THINKER MELETIY SMOTRITSKY. History and Pedagogy of Natural Science. 2021, no. 1-2, pp. 27-33. DOI:10.24412/2226-2296-2021-1-2-27-33

Сегодня прогнозы и перспективы развития образования во многом базируются на историко-педагогическом опыте известных педагогов прошлых лет и мудрых мыслителей многих веков. Ведь глубоко осмысленная, интегрированная взаимосвязь педагогических идей, подходов и образовательных практик исторического прошлого и настоящего дает возможность новых обобщений при постановке целей образования, разработке содержания, организации управления обновленными процессами и поиске путей дальнейшего развития современного образования в условиях глобальных вызовов мирового сообщества.

Исторические личности бывают разными: деятельность одних связана со своей эпохой, но применима и для других условий, деятельность других возможна только в пределах своего исторического времени, которое и предопределяет всю глобальную реализацию творческого потенциала таких личностей. Первых считают рожденными для решения

задач и проблем общественного развития определенного периода, однако значение идей и открытий, их известность человечество выносит далеко за пределы своего исторического времени. Вторых воспитывает время, оно ставит определенные рамки и создает условия, в которых и прорастают гениальные творческие достижения таких людей, и без этих личностей-мыслителей трудно полноценно представить и охарактеризовать ту или иную эпоху.

Научно-педагогическому миру хорошо известны гениальные мыслители, наставники-просвещенцы ХVI-XVII веков, которые совмещают в себе черты первой и особенности второй из названных выше групп классификации исторических личностей. Это Мелетий Смотрицкий, автор известной «Грамматики» славянского языка (1648) и Леонтий Магницкий - автор известного учебника «Арифметика» (1714).

Великий Михаил Васильевич Ломоносов, высоко оценивая значение этих учебников, назвал эти книги «вратами

1-2 • 2021

История и педагогика естествознания

17

своей учености» [1]. Поскольку по его собственному выражению, «как будто для него», для его учения были подготовлены и написаны «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, «Арифметика» Леонтия Магницкого, а также «Стихотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого [2]. В результате реально существующих и полноценно представляющих эту эпоху вышеназванных произведений юный Ломоносов уже в 14 лет знал арифметику, грамотно писал и сочинял стихи.

Мелетий Смотрицкий (1572-1633). В миру - Максим Герасимович Смотрицкий, выходец из шляхетской семьи, родился в октябре 1572 года в местечке Смотричь Дунае-вецкого района в Подолии - нынешняя Западная Украина. В те времена эти места входили в Речь Посполитую. Отец его, Герасим Смотрицкий, был одним из самых способных православных писателей-полемистов XVI века, выступавшим против католицизма и написавшим на эту тему ряд известных полемических трактатов. Это был широкообразованный человек, знакомый с литературой на разных языках. О нем у современников сохранилось мнение как о муже «благочестиво мудрствующем и многу помощу и утеху верным противу еретиков и отступников писаниями своими подавшем» [3].

Герасим Смотрицкий был первым ректором созданной в 1585 году в г. Остроге школы, в которой изучался не только старославянский язык, но и греческий, и латинский. Эта школа дала начало одному из старейших университетов Восточной Европы - Острожской академии в г. Остроге Ро-венской области. Основана же Острожская академия была в 1586 году покровителем православной веры князем Константином - Василием Острожским, и это было первое на территории Восточной Европы высшее учебное заведение, которое вошло в историю как славяно-греко-латинская академия.

Острожская школа стала мощным культурно-образовательным центром, собравшим вокруг себя многих ученых и просветителей того времени. Отец Максима Смотрицкого вошел в историю еще и как знаток церковнославянского языка, как участник редактирования и издания «Острожской Библии» известным на Руси первопечатником Иваном Федоровым.

Первыми учителями Максима Смотрицкого и его брата были отец и учитель из Греции Кирилл Лукарис, получивший образование в Падуанском университете, разносторонне эрудированный человек. После смерти отца Смо-трицкого Лукарис стал ректором Острожской школы, а с 1612 года - константинопольским патриархом.

В Острожской школе Максим Смотрицкий, обладая силой воли, терпеливостью и прилежанием, получил начальное образование и смог в совершенстве освоить церковнославянский, латинский и греческий языки. Как сообщают современники, он был воспитан «во благочестии и наказании книжном и грамматическом, обучен славянски, гречески и латински».

В 1594 году князь Константин Острожский, видя способности юноши, отправил его в Виленскую иезуитскую академию для дальнейшего обучения наукам. В то время в г. Вильно насчитывалось около 10 иезуитских школ и одно высшее учебное заведение - академия с двумя факультетами: философским и богословским. Академия была утверждена в 1579 году, при ней были библиотека, типография, аптека, общежития для учащихся.

Какой была Виленская академия тех времен? Иезуитам в г. Вильно были предоставлены большие возможности, в частности воспитание и образование молодежи в Литве и Беларуси. Они воспитывали и развивали у молодежи дух нетерпимости к иноверцам и религиозный фанатизм. Преподавание в основном строилось по принципу состязания-

конкуренции между учащимися. Все приемы воспитания и обучения сводились к тому, чтобы развить у студентов недоверие и подозрительность друг к другу, лицемерие и ханжество, слепое подчинение учителям и т.п. Все было подчинено основной цели - воспитанию фанатически преданных слуг католической церкви.

Максим Смотрицкий несколько лет занимался, как сообщает нам история, изучением точной и умозрительной философии и других свободных наук. Он учился на философском факультете. Окончил Виленскую академию с большим успехом и после окончания переехал в Минск, который тоже был городом Великого Княжества Литовского (см. ниже). Там Смотрицкий жил в Соломеречье, в Боровлянах, под Минском, у князя Соломерецкого и занимался педагогической деятельностью. Его учеником был сын князя Богдан. Вместе с Богданом Соломерецким домашний учитель Максим Смотрицкий совершает заграничное путешествие для продолжения образования. В те времена такие поездки не были редкостью, немало деятелей Беларуси, Литвы, Украины завершало свое образование в Европе.

Говоря об историческом периоде, на который приходятся годы обучения, дальнейшей жизни и деятельности Смотрицкого, можно констатировать, что это был один из сложных и критических периодов в истории нынешних Беларуси и Украины. Остановимся на этом подробнее.

Еще в 1569 году на сейме в Люблине был утвержден договор, по которому Великое Княжество Литовское и Польское королевство образовали единое государство - Речь Посполитую. Это был союз, который фактически утверждал политическое, социально-экономическое и национальное господство Польши и определил собой ее захватническую, колониальную политику в отношении княжества Литовского. В Речи Посполитой эксплуатировали крестьян не только магнаты Великого Княжества Литовского - Радзивиллы, Слуцкие, Чарторыйские, Воловичи, Хрептовичи, Ходкевичи, Тышкевичи, Кишки, Соломерецкие и др., но теперь и польские, которые создавали на свободных еще землях свои фольварки, основанные на барщинном труде.

Интересен исторический факт: предки современных белорусов, украинцев именовали себя литвинами, а желая подчеркнуть свою принадлежность к православному вероисповеданию и свое славянское происхождение, - русинами или русскими. Государственным языком Великого Княжества Литовского был старобелорусский язык, с чем никак не могут смириться литовские историки, упорно именующие его то «канцелярским», то «славянским» [4].

Литвины, русины (как их называют некоторые альтернативные историки) - это по большей части нынешние белорусы и украинцы - жители княжества Литовского - на себе почувствовали тягостную атмосферу экономического гнета и произвола светских и духовных феодалов.

Было предписано не допускать, чтобы дети крестьян обучались в сельской школе или при церкви (нужно «строго наблюдать за тем, чтобы русские крестьянские дети приучаемы были не к книгам, но к плугу, сохе, ралу и цепу») [5]. Одним словом, различными средствами стараться создать такие условия для народа, чтобы он сменил свою веру и отказался от своей национальности (то есть забыл о том, что он русский). Таковы были планы польско-католической, верхушки: «...поступая таким образом с русинами, мы, без всякого сомнения, достигнем со временем того, что... Польша сделается почетнее, сильнее и страшнее для иностранцев, что римско-католическая религия процветет на пространстве более 160 кв. миль, словом, что все мы сделаемся сильными и будем вне всякой опасности» [6].

Характеризуя это историческое время с позиции социально-культурного развития личности той эпохи, можно

История и педагогика естествознания 1-2 ■ 2021

сказать, что монополия на интеллектуальное образование и развитие человека досталась церквям и монастырям и самое образование приняло преимущественно богословский характер. Кроме того, доминирование в управлении государством польской нации способствовало унижению национального достоинства других народов, их языка, культурных традиций, национальных нравов и обычаев. Образованная молодежь княжеских и шляхетских родов стремилась получить образование в польских высших учебных заведениях. Стали исчезать национальные особенности в строительстве и устройстве жилищ, в одежде, забывались дедовские обычаи в быту.

В ответ началось активное сопротивление всего населения, для которого были дороги честь и достоинство, свои древние права и привилегии, национальные свободы, обычаи и традиции отцов и вообще все то, что составляет понятие «национальность». В итоге повсеместно шла борьба народа за свои права и человеческое достоинство, против национального и религиозного унижения и угнетения.

Наиболее организованной силой, сопротивляющейся наступлению католичества в этот период, были братства, которые создавались при церквях или монастырях и развивали активную просветительскую и благотворительную деятельность. Братства имели шпитали (больницы), помогали бедным, строили школы, заводили свои типографии, издавали различную учебную, церковную и светскую литературу. Защищая православную веру, простой народ, братства защищали право на свою культуру, на самостоятельное развитие народа. Братства явились основными центрами общественной и культурной деятельности, они активно противостояли унижению и полонизации народа. В этой борьбе не раз обращались за помощью и поддержкой к Москве.

Деятельность братств была самой разнообразной и имела большое значение в истории культуры и общественной жизни. В конце XVI века число братств увеличивается. Город Вильно и виленское православное братство, основанное в 1584 году, стали центром антикатолической борьбы в Литовском княжестве, которое все больше теряло признаки государственности, входя в Речь Посполитую и поглощаясь ею.

Жизнь и деятельность такого видного образованного человека, как Максим Смотрицкий, была тесно связана с братствами. Центром антикатолической борьбы в Литовском княжестве стали г. Вильно и виленское православное братство, основанное в 1584 году. Виленское братство было связано с другими братствами как в Беларуси, так и на Украине. В 1585 году братство открыло свою школу, пригласив учителей из Львова и Бреста. Постигая науки в Виленской академии, Смотрицкий стал активным деятелем виленского братства, развернув литературную полемику с идеологами и защитниками католицизма и униатства.

Корни своих педагогических идей, своего мировоззрения молодой просветитель Смотрицкий получил в православном братстве г. Вильно, где и работали учителя-славяни-сты. Братство подвергалось непрестанным преследованиям и гонениям. С виленским братством Максим Смотрицкий и впоследствии, в течение многих лет жизни связывал свою деятельность. Много путешествуя за границей, Смотрицкий слушал лекции в различных университетах, в частности в Лейпцигском, Виттенбергском, Нюрнбергском университетах. За границей он получил ученую степень доктора медицины, всегда оставаясь верным и преданным деятелем виленского братства.

Следующим жизненным фактором, оказавшим серьезное влияние на мировоззрение Смотрицкого, был факт осознания необходимости активизации и направленности своей деятельности в рамках литературной полемики против униатов за утверждение православия. И такую литера-

1-2 ■ 2021 История и педагогика естествознания

турную полемику он успешно вел на протяжении ряда лет. По возвращении из Западной Европы Смотрицкий вновь поселился под Минском. У населения Минска, в Соломе-речье Максим Смотрицкий пользовался большим доверием. К нему стекались люди отовсюду, и многие, послушав проповеди его, будучи уже униатами, переходили снова в православие. В Минске горожанами была построена новая церковь и основано православное братство.

Вся полемическая антиуниатская литература того времени издавалась в основном в братских типографиях. Такая литература объективно служила сплочению патриотических сил белорусского общества для борьбы против национально-религиозного гнета. Реализуя себя в этой борьбе, Смотрицкий также принял активное участие в поддержке патриотического движения в Минске.

В 1608 году Смотрицкий снова переехал в Вильно, где принимал активное участие в полемических беседах по разоблачению религиозных противников, в издании литературы, а также преподавал в виленской братской школе, идейный дух которой призывал к сопротивлению, защите национальных традиций. В братских школах Вильно и Минска Смотрицкий вел большую преподавательскую работу, которая была подчинена одной цели - защите и развитию самобытных культурных традиций.

В 1610 году Смотрицкий под псевдонимом Теофил Ор-толог напечатал свой знаменитейший труд «Плач» [7], где в полемике с католиками автор выступает как энциклопедически образованный человек своего времени, цитирует либо упоминает более 140 авторов, среди которых многие античные ученые, деятели и писатели эпохи Возрождения. Этим трудом Смотрицкий приобрел огромную популярность в просветительской среде, среди православных; как он сам писал, некоторые современники считали эту книгу равной трудам Иоанна Златоуста и за нее готовы были кровь пролить и душу отдать [8].

Вся литературная деятельность Максима Смотрицкого была нацелена на борьбу против политики насильственного окатоличивания. А время было такое, когда богословие господствовало во всех областях умственной деятельности общества, когда все науки являлись простыми отраслями богословия, когда «догматы церкви стали одновременно и политическими аксиомами, а библейские тексты получили во всяком суде силу закона», когда церковь занимала положение «наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя» [9]. Естественно, что национально-освободительная борьба угнетенного народа в этих условиях проходила под религиозным лозунгом защиты православной веры, веры большинства населения белорусского и украинского народов.

Возможность реализовать себя в этой борьбе у Смо-трицкого появилась, когда он оказался свидетелем бесчинства распоясавшихся фанатиков, которые закрывали в Минске братские типографии, сжигали книги, наказывали авторов. Все это побудило Смотрицкого вновь выступить в защиту своих соотечественников, в защиту православной веры. Именно в этих условиях и появилось произведение «Плач», в котором Смотрицкий выразил свое отношение к этим беззакониям и преследованиям [7]. Он показал, что в подвластных Польше областях только на словах обещаются права и свободы, а в реальности существует такое тяжелое рабство, в сравнении с которым даже власть татар кажется куда более гуманной.

Сочинение «Плач» в широких кругах тогдашнего общества получило высокую оценку. Те, кому посчастливилось иметь эту книгу, сохраняли ее как дорогой подарок и передавали по наследству как реликвию. В «Плаче» слышался призыв не к покорности и терпению, а к твердости и сопро-

тивлению, к целенаправленной борьбе, ведущей к победе. В контексте описанных нами выше исторических условий это был призыв автора к сопротивлению иезуитам, католической церковной власти, а также и королевской, гражданской властям, выступающим с церковью единым фронтом. Именно поэтому на братство и братскую типографию, издавшую «Плач», обрушились репрессии. Братская типография была закрыта, уничтожены шрифт и часть книг (некоторые удалось спасти).

Сделаем отступление и отметим, что была и другая причина жестокой расправы королевской власти над братством и книгой «Плач». Это сочинение мешало осуществлению захватнических планов не только шляхетской Польши, но и римской курии, мечтавших о завоевании соседнего Русского государства. Уже осаждали Смоленск войска Сигизмун-да III, продвигаясь вглубь к Москве. Появление такого вольнодумного и патриотического сочинения в этот период было нежелательно, поскольку представленная в нем картина жизни белорусского народа, близкого по языку, культуре, вере, обычаям русскому народу, воспринималась как перспектива и для русских в случае их завоевания Польшей.

В отличие от других полемических трактатов того времени сочинение Смотрицкого «Плач» было первым в Литовском княжестве наиболее открытым и резким нападением на своего идейного противника - папство и католицизм. Автор показал на историческом материале, что ни одна религиозная борьба не обходилась без кровопролития и жесто-костей. И это была не просто фиксация исторических актов, но гневный протест автора против унижения достоинства человека, против попрания элементарных человеческих и национально-политических прав, а также глубокое сочувствие страданиям и мучениям преследуемого населения. Это была его идеологическая борьба вследствие исторической особенности времени, борьба на фронте идеологии и теологии. И эта борьба стала судьбоносной в его жизни, поскольку автор «Плача» правильно идеологически расценивал перемену веры как измену родине, измену вековым традициям своего народа, его культуре.

Неоценимо для своего времени значение трактатов автора, оказавших глубочайшее воздействие на мировоззрение нарождающейся интеллектуально-культурной элиты, через популяризацию Смотрицким античных мыслителей и их сочинений, всего лучшего, что дала эпоха Средневековья. Просветитель Смотрицкий знакомит общественность с писателями и поэтами Возрождения, пропагандируя идеи гуманизма.

Корни педагогического мировоззрения Смотрицкого лежат в его постоянной включенности в педагогическую деятельность, в практику преподавания. Обращает на себя внимание тот факт, что Максим Герасимович Смотрицкий занимался педагогической деятельностью в братских школах Вильно, Минска, а также Киева, где некоторое время был ректором Киевской братской школы (1616-1617). На долю братских школ выпала большая честь защитить национальную культуру, и школы, существующие при православных братствах, в этом отношении сыграли важную роль, хотя результаты их деятельности были скромными. Они не давали ни высшего образования, ни ученых степеней, как это было, например, в иезуитских коллегиях католического толка.

В то историческое время не наблюдалось особой заботы о развитии научных знаний, о доступном преподавании основ различных наук, мало уделялось внимания всей программе обучения. Школы очень нуждались в учителях. Но при всех этих отрицательных явлениях братские школы выполняли трудную и ответственную задачу - отстоять целостность и независимость самобытной культуры, языка, веры,

заботиться о грамотности населения. Принципы обучения и воспитания в них были более демократическими, гуманными, чуждыми духу мертвой схоластики и силлогистики. Процесс обучения проходил на разговорном языке, часто в форме диалога учителя с учениками, в программах школ было обязательным изучение старославянского, греческого, польского и латинского языков.

Примерно в 1618-1619 годы Максим Смотрицкий принял монашеский постриг под именем Мелетий, а позже был рукоположен в сан архиепископа.

Однако религиозная деятельность в жизни Смотрицкого не была всепоглощающей и единственной. Говоря о характере творчества и деятельности Мелетия Смотрицкого, следует отметить, во-первых, роль социальных и классовых идей в становлении его противоречивой личности, во-вторых, нельзя не отметить роль педагогических и просветительских идей великого ученого-подвижника в реализации его творческих замыслов.

Будучи одним из образованнейших людей своего времени, Мелетий Смотрицкий свободно владел греческим, польским, немецким языками, знал латинский, не говоря уже о любимом им старославянском языке. Интересы и возможности Смотрицкого как преподавателя были разносторонни и разнообразны. Он владел основами обучения в форме диалога, полемической беседы, умел заинтересовать своих учеников богатыми и всесторонними знаниями о предмете спора и полемики. Он читал лекции по свободным наукам -философии, риторике на латинском языке, учил греческому, латинскому и старославянскому языкам.

Результатом его многолетней кропотливой исследовательской и преподавательской работы по старославянскому языку явилась «Грамматика», которая создала возможность проявить себя как педагога, ученого-филолога и стала одним из лучших пособий по изучению языка в то время. Это был главный его филологический труд, и лучший труд по изучению славянского языка на два столетия вперед. «Грамматики славенския правилное синтагма» Мелетия Смотриц-кого [10], которой была суждена долгая и почетная жизнь более чем на два века, была издана в 1619 году.

Ученый-филолог, ведя борьбу с суровой необходимостью против попыток уничтожить всякие ростки просвещения народа, остро чувствовал потребность укрепления позиций славянских языков. В результате труд выдержал множество переизданий, переработок и переводов.

«Грамматика» Мелетия Смотрицкого сохранила свое научное значение на протяжении всего XVII века. И это продлилось вплоть до появления «Грамматики» Михаила Ломоносова в 1755 году.

«Грамматика» Мелетия Смотрицкого. Издание 1721 года. Москва

(зо)

История и педагогика естествознания

1-2■2021

Создаваемая автором с целью научить хорошо писать и правильно излагать материал, «Грамматика» оказала большое влияние на закрепление литературного языка многих славянских народов того времени. Смотрицкий, по существу, впервые заговорил о грамотности. Это им были сформулированы правила и законы правильного, грамотного употребления языковых форм, ударений и пр.

Историческая же обстановка в период господства феодально-католической реакции была такова, что поруганию подвергался язык, на котором писало и говорило белорусское население. При этом следует иметь в виду, что это был неоднородный язык. Языком православной церкви являлся церковнославянский язык, в других сферах общественной жизни употреблялся белорусский письменный язык, население говорило на своем простом языке - белорусском наречии. То же самое было не только в Беларуси, но и на Украине, и в Русском государстве, где церковнославянский, книжный язык соседствовал с разговорным вплоть до ломоносовских времен.

Ученым-полемистом Мелетием Смотрицким посредством написания и публикации книги «Грамматика» был сделан шаг на пути просвещения и укрепления позиций литературного языка, вокруг которого велись горячие споры и шла жесткая полемика, поскольку языком господствовавшей католической церкви и науки была латынь, а не славянский язык. Издание «Грамматики» определило собой утверждение старославянского языка как литературного, что повлекло за собой расширение и развитие грамотности славянских народов.

В составе «Грамматики» Смотрицкого был «Букварь», в котором он писал: «Деткам учитися починаючимъ букварь, звыкле рекомый Алфавитарь, з той же грамматики вычерп-ненный, абы склонениямъ грамматичным зъ летъ детин-ныхъ зъ мовою заразъ привыкали.» [11]. Кроме того, в нем были прописаны некоторые советы родителям по воспитанию детей.

По структуре «Грамматика» Мелетия Смотрицкого состоит из четырех частей: орфография, этимология, синтаксис, просодия. Предисловия к «Грамматике» были написаны известными учеными того времени: вступительная статья «Предисловие о пользе грамматики и философского учения» - Максимом Греком и предисловие «Слово о пользе грамотности» - киевским ученым митрополитом Петром Могилой.

Важно отметить, что гармоничным в книге видится соединение теоретических предписаний о построении и развитии старославянского языка как системы с практикой применения грамматических правил и анализа результатов обучения. Этот факт подтверждается тем, что в конце книги помещены вопросы и ответы Максима Грека о грамматике, риторике и философии; кроме того, размещены две статьи неизвестного автора с практическими примерами грамматического анализа предложений.

Мелетию Смотрицкому принадлежит установление системы падежей, свойственных славянским языкам (в этом Смотрицкий опередил западных грамматистов, подгонявших падежи живых языков под нормы латинского языка). Языком Смотрицкого был не древний старославянский язык Кирилла и Мефодия, это был новый язык, который претерпел в своем историческом развитии значительные изменения. Мелетием Смотрицким были установлены два спряжения глаголов, определены виды глаголов и пр., выявлены и убраны из речевого оборота лишние буквы славянской письменности, в которых она не нуждается. Смотрицкий первым ввел букву «г» и узаконил употребление буквы «й»; установил правила буквенного обозначения гласных и согласных, использования большой буквы, разделительных

1-2 ■ 2021 История и педагогика естествознания

знаков, правил переноса; выделил восемь частей речи -местоимение, глагол, имя, причастие и др.; описал склонение прилагательных и числительных.

Особое внимание Смотрицкий уделяет практической стороне грамматики и видит главное назначение ее в том, чтобы научить правильно говорить и писать («Что есть грамматика: есть известное художество благо и глаголити и писати учащее») [12]. Будучи практикующим наставником, Мелетий Смотрицкий понимал необходимость написания практических разделов в «Грамматике», поэтому его книга насыщена множеством примеров, облегчающих усвоение грамматических правил.

«Грамматика», как отмечалось выше, неоднократно переиздавалась и оказала большое влияние на развитие русской филологии и преподавание грамматики в школах. Ме-летий Смотрицкий внес великий вклад в культуру восточных славян, его труд лег в основу ряда последующих славянских грамматик, стал образцом для сербской, хорватской, румынской и болгарской школ обучения грамоте.

Что же, в сущности, сделал Мелетий Смотрицкий? Отвечая на этот вопрос, совершим краткий экскурс в историю языкознания.

Славянские диалекты были очень схожи между собой в древности, и неудивительно, что славянские племена отлично понимали друг друга в общении. С развитием государств по прошествии трех-четырех веков произошло политическое разделение славянских народов, что повлекло и разделение диалектов, которые, развиваясь, становились отдельными языками. Однако эти языки имели много общего в грамматическом строе, в звуках, лексике со своим прародителем - древним славянским языком. Древнесла-вянский язык во времена Смотрицкого вступил в очередной этап своего развития, когда на него оказали сильное влияние непосредственное общение с польским языком, простая разговорная речь населения и т.п.

Заслуга ученого состоит в том, что его фундаментальный труд «Грамматика» стал на основе анализа многообразных языковых форм гениальным обобщением грамматических законов и правил старославянского языка. Язык Смотрицкого - язык другого уровня. Исследователи-филологи отмечают, что изучаемый Смотрицким язык находится в таком отношении к древнему славянскому языку, как язык времен Пушкина относится к языку Ломоносовской эпохи [11].

Важным вкладом Смотрицкого явилось его наследие как педагога в процесс построения обучения в школах. Учитель подчеркивал необходимость сознательного усвоения учебного материала: «Умом разумей слова». Им было выдвинуто пять ступеней обучения: «Зри, внимай, разумей, рассмотряй, памятуй» [13].

«Грамматика» Смотрицкого в своей последней части имеет раздел для обучения стихосложению: «Метром, или мерою количества стихи слагати». Ученый считает, что на старославянском языке можно так же, как и на других языках, создавать поэтические произведения. Поэтому он предлагает краткие правила стихотворного «художества», ведь «стих есть правильное степеней во известном роде сочинение» [14].

Итак, Мелетий Смотрицкий написал свой труд ради того, чтобы оказать помощь народу в приобретении знаний, чтобы дать свод правил по церковнославянскому языку, на котором следует читать лекции по другим наукам, а не только церковные книги. Появление столь фундаментальной грамматической системы для целей обучения явилось вполне достаточным средством, чтобы удовлетворить нужды просвещения, и полностью отвечало скромным запросам филологической и педагогической науки того времени.

Созданием своей «Грамматики», которая стала судьбоносной в его жизни, Смотрицкий неопровержимо доказал и показал, как нужно служить истинным целям просвещения, а не попутным отвлеченным потребностям времени. И было весьма редким явлением то, что книга подобного характера сохраняла свое значение и определяла собой развитие грамматических и педагогических идей на время, исчисляемое более чем столетием. Научное значение грамматический труд Смотрицкого сохранил до середины XVIII века.

Смотрицкий в своей классовой позиции был последовательным. Он отражал интересы и умонастроение среднего сословия, пройдя мучительный путь испытаний, борьбы. Но в конце жизни, отчаявшись, он пришел к выводу, что силы реакции могущественнее, борьба бесполезна. Поэтому в своих сочинениях последних лет («Паренезис», «Экзетезис») Смотрицкий защищал и оправдывал то, что раньше отвергал. Если раньше автор «Плача» видел в унии причину раздоров и страданий народов, то теперь автор «Паранезиса» - «Напоминания народу русскому» [15] видит, что на стороне унии стоят могущественные силы во главе с королем и римским папой. Произведение «Паранезис» как нельзя лучше раскрывает всю глубину бессилия и беспомощности, личной трагедии ученого-просветителя Мелетия Смотрицкого.

Смотрицкий последние годы жил в Дерманском монастыре на Волыни. Письма этих лет выдают его смятение и беспокойство. В 1629 и 1630 годы он почти безвыездно жил в монастыре, был тяжело болен и большую часть времени проводил в одиночестве. Умер он 17 декабря 1630 года, похоронен при церкви Дерманского монастыря.

Однако как ученый-филолог, как педагог и общественный деятель Мелетий Смотрицкий сыграл видную роль в истории развития образования и культуры. Первым периодом своей жизни Смотрицкий объективно внес значительный вклад в историю национально-освободительного движения белорусского и украинского народов.

Смотрицкий жил в эпоху господства религии во всех сферах общественной жизни, и несмотря на это, в своих

ученых трудах, в полемических трактатах, в своей педагогической деятельности Смотрицкий вышел далеко за рамки религии. Самобытно и талантливо описывает он окружающую жизнь. Как большой художник, проницательный и талантливый писатель, а не религиозный деятель он ярко отражает свою эпоху, жизнь общества, его интересы, видит остро, но в то же время как церковный деятель делает выводы, соответствующие канонам церкви.

Как большой гуманист и ученый он объективно и субъективно призывает к борьбе с произволом, надругательством над человеческой личностью, с несправедливостью, царящей вопреки «божеским и человеческим» законам, но как идеолог религии он скатывается на защиту власть имущих, признавая за простыми крестьянами только право быть холопами.

Как гражданин и патриот своего отечества Смотрицкий долгие годы выступал на стороне всех патриотически настроенных слоев общества против иноземного и католического влияния на жизнь и культуру своего народа, а как высший духовный сановник он отошел от этой борьбы, избрав роль примирителя.

И все же мы оцениваем его мировоззрение, жизнь и деятельность в первую очередь как ученого-гуманиста, писателя, гражданина и человека, а затем как деятеля церкви. В самом деле, когда мы произносим его имя, то вспоминаем его прежде всего как автора известной «Грамматики» старославянского языка, ставшей главным жизненным вкладом ученого, ключевой его жизненной точкой. Без ученого-просветителя Смотрицкого нельзя полностью представить общественную и культурную жизнь России, Беларуси, Украины начала XVII века. Несомненно, все это требует дальнейшего изучения его деятельности, тщательного и объективного изучения его наследия. То, с чем Мелетий Смотрицкий вошел в историю культуры и науки, принадлежит не религии, а тому историческому опыту человечества, который оно выстрадало в колоссальных усилиях на пути к своему будущему.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

I. Что Ломоносов называл «вратами своей учености»? Кто есть кто в истории России. URL: https://info.wikireading.ru/34980 (дата обращения 25.01 2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Грохольская О.Г. Научно-педагогическое наследие и просветительский опыт Симеона Полоцкого // История и педагогика естествознания. 2020. № 2. С. 30-35. https://doi.org/10.24411/222B-229B-2020-1020B

Грамматика Смотрицкого. URL: https://sheba.spb.ru/shkola/smotritskii-prokoshina-19BB.htm (дата обращения 25.01.2021). Орлов В.В. Десять веков белорусской истории (8B2-1918). URL: https://www.libfox.ru/297540-vladimir-orlov-desyat-vekov-belorusskoy-is-torii-8B2-1918-sobytiya-daty-illyustratsii.html (дата обращения 25.01.2021).

Об уничтожении греко-российского вероисповедания в отторженных Польшей от России областях. URL:https://drevlit.ru/docs/polsha/XVI-II/1780-1800/Unictozenie_russ_very/textB02B.php (дата обращения 25.01.2021).

Проект об уничтожении православного и униатского вероисповеданий. . URLhttp://chronologia.org/dc/dcboard.php?az=show_topicS,fo-rum = 2B4S,topic_id=43895 (дата обращения 25.01.2021).

Мелетий Смотрицкий. URL: http://history-belarus.by/pages/figures/smotrickij.php (дата обращения 25.01.2021). Мелетий Смотрицкий.. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1032152 (дата обращения 25.01.2021).

Маркс Карл Генрих Собрание сочинений. Т 7. С. 103. URL: https://www.rulit.me/books/sobranie-sochinenij-tom-7-read-28923-103.html (дата обращения 25.01.2021).

10.Мелетий - Грамматики славенския правилное Синтагма [Текст]. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01008117297 (дата обращения 25.01.2021).

II.ГрамматТки СлавенскиА правилное ^нтагма. URL: https://www.politforums.net/crimea/1355954714.html (дата обращения 25.01.2021).

12.Грамматика славенская Мелетия Смотрицкого. URL: http://www.raruss.ru/russian-thought/B02-smotritsky-grammar.html (дата обращения 25.01.2021).

13.Мелетий Смотрицкий. Грамматика. М.: Печатный двор, 2 февраля 1B48 [0B.12.- 02.02.715B]. 378 л. РГБ (rsl.ru). URL: http://olden.rsl.ru/ru/ s410/elibrary/elibrary4454/elibrary44544455/elibrary4454445544BB/49B9/ (дата обращения 25.01.2021).

14.Лебедев Е.Н. Ломоносов. С. B. URL: https://www.rulit.me/books/lomonosov-read-32833-B.html (дата обращения 25.01.2021).

15.Смотрицкий Мелетий. URL: https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/103/599.htm (дата обращения 25.01.2021).

REFERENCES

1. Chto Lomonosov nazyval «vratami svoyey uchenosti»? Kto yest' kto v istorii Rossii (What did Lomonosov call "the gates of his scholarship"? Who is who in the history of Russia) Available at: https://info.wikireading.ru/34980 (accessed 25 January 2021).

Grokhol'skaya O.G. Scientific and pedagogical heritage and educational experience of Simeon Polotsky. Istoriya i pedagogika yestestvoznaniya, 2020, no. 2, pp. 30-35 (In Russian) Available at: https://doi.org/10.24411/222B-229B-2020-1020B

Grammatika Smotritskogo (Smotritsky's grammar) Available at: https://sheba.spb.ru/shkola/smotritskii-prokoshina-19BB.htm (accessed 25 January 2021).

Orlov V.V. Desyat' vekov belorusskoy istorii (8B2-1918) (Ten centuries of Belarusian history (8B2-1918)) Available at: https://www.libfox. ru/297540-vladimir-orlov-desyat-vekov-belorusskoy-istorii-8B2-1918-sobytiya-daty-illyustratsii.html (accessed 25 January 2021). 5. Ob unichtozhenii greko-rossiyskogo veroispovedaniya v ottorzhennykh Pol'shey ot Rossii oblastyakh (About the destruction of the Greek-Russian religion in the regions separated by Poland from Russia) Available at: https://drevlit.ru/docs/polsha/XVIII/17801800/Unictozenie_russ_very/textB02B.

32J

История и педагогика естествознания

1-2 • 2021

php (accessed 25 January 2021).

6. Proyekt ob unichtozhenii pravoslavnogo i uniatskogo veroispovedaniy (The project on the destruction of the Orthodox and Uniate faiths) Available at: http://chronologia.org/dc/dcboard.php?az=show_topic&forum = 264S,topic_id=43895 (accessed 25 January 2021).

7. Meletiy Smotritskiy (Meletiy Smotritsky) Available at: http://history-belarus.by/pages/figures/smotrickij.php (accessed 25 January 2021).

8. Meletiy Smotritskiy (Meletiy Smotritsky) Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1032152 (accessed 25 January 2021).

9. Marks Karl Genrikh Sobraniye sochineniy (Marx Karl Heinrich Collected works) Available at: https://www.rulit.me/books/sobranie-sochi-nenij-tom-7-read-28923-103.html (accessed 25 January 2021).

10. Meletiy - Grammatiki slavenskiya pravilnoye Sintagma (Slavic grammar) Available at: https://search.rsl.ru/ru/record/0100811729 (accessed 25 January 2021).

11. Grammatiki SlavenskiA pravilnoe Svntagma (Slavic grammar) Available at: https://www.politforums.net/crimea/1355954714.html\ (accessed 25 January 2021).

12. Grammatika slavenskaya Meletiya Smotritskogo (Slavic grammar by Meletiy Smotrytsky) Available at: http://www.raruss.ru/rus-sian-thought/602-smotritsky-grammar.html (accessed 25 January 2021).

13. Meletiy Smotritskiy. Grammatika (Meletiy Smotritsky. Grammar) Available at: http://olden.rsl.ru/ru/s410/elibrary/elibrary4454/elibrary44544455/ elibrary445444554466/4969/ (accessed 25 January 2021).

14. Lebedev YE.N. Lomonosov (Lomonosov) Available at: https://www.rulit.me/books/lomonosov-read-32833-6.html (accessed 25January 2021).

15. Smotritskiy Meletiy (Smotritsky Meletiy) Available at: https://www.booksite.ru/fulltextZ1/001/008/103/599.htm (accessed 25 January 2021).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Грохольская Ольга Глебовна, д.п.н., проф., чл.-корр. РАО, Отделение философии образования и теоретической педагогики РАО.

Olga G. Grokholskaya, Corresponding Member Russian Academy of education, Dr. Sci. (Ped.), Prof., Department of Philosophy of Education and Theoretical Pedagogy of the Russian Academy of Education (RAO).

1-2 • 2021

История и педагогика естествознания

В3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.