Научная статья на тему 'Труды и дни Мелетия Смотрицкого'

Труды и дни Мелетия Смотрицкого Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
673
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Труды и дни Мелетия Смотрицкого»

ТРУДЫ И ДНИ МЕЛЕТИЯ СМОТРИЦКОГО

Мелетий Смотрицкий (ок. 1572-1630) - публицист, ученый-филолог, церковный и общественный деятель. Автор первой подробной грамматики церковнославянского языка (1619).

Максим (Мелетий) Смотрицкий родился в семье Герасима Даниловича Смотрицкого - ректора школы в г. Остроге и автора известной в то время полемической книги "Ключ царства небесного" (1587). Герасим Смотрицкий был одним из редакторов Острожской Библии - первого печатного издания славянской Библии (1581), осуществленного благодаря благочестивому западнорусскому князю Константину Острожскому. Герасим Смотрицкий написал предисловие к Острожской Библии. Его сын учился в Острожской школе у учителя-грека Кирилла Лукариса, который после смерти Герасима Смотрицкого стал ректором этой школы, а с 1612 г. - константинопольским патриархом.

Князь Константин Острожский направил талантливого юношу в г. Вильно для обучения в тамошней иезуитской академии. Окончив академию, Смотрицкий путешествовал по Западной Европе, слушал лекции в Лейпцигском, Виттенбергском и Нюрнбергском университетах. Вернувшись в Вильно около 1609 г., Смотрицкий пишет анонимно либо под псевдонимами ряд полемических книг. Одна из них - "Тренос" (или "Плач») - была направлена против православных, принявших флорентийскую унию (т.е. против попытки соединения с западной церковью на Востоке и в России). Книга построена в виде плача православной церкви о тех, кто ее покинул. Позже Смотрицкий писал, что некоторые из его современников ценили книгу "Тренос" наравне с произведениями Иоанна Златоуста. Поскольку в своих полемических трудах Смотрицкий критиковал католическую иерархию, ему пришлось переехать из Вильно в г. Острог, где он стал преподавать в местной

школе. Вскоре он принял постриг под именем Мелетия. Однако в середине 1627 г. Мелетий Смотрицкий сам стал униатом и на протяжении 1628-1629 г. напечатал несколько работ, в которых оправдывает этот свой шаг, объясняя его с теологических позиций. После 1629 г. Мелетий Смотрицкий больше ничего не написал, он умер в Дерманском монастыре и похоронен в монастырской церкви.

Первое дошедшее до нас печатное произведение Мелетия Смотрицкого - полемическое сочинение на польском языке "Антиграфи" (1608); самое значительное его произведение этого времени - "Тренос" (или "Плач») (1608-1609). В 1619 г. Мелетий Смотрицкий издал "Грамматику", а в 1620 г. - напечатал проповедь "Казанье погребное". Полемические сочинения: "Верификация невиновности" (1621), "Защита оправдания" (или "Оборона верификации») (1621), "Обличение язвительных сочинений" («Эленхус») (1622), "Прибавление" («Апендикс») (1622), "Обоснование невиновности" (или "Юстификация невиновности») (1623), "Супликация" (1623), "Апология" (1628), "Протестация" (1628), "Паренесис" (1629), "Экзетесис" (1629).

Сочинение "Антиграфи" направлено против униатских книг Ипатия Потея "Ереси" (1607), "Гармонии" (1608) и "Антиризис" (1599). Полемика Смотрицкого дезавуирует обвинение православных в том, что последние якобы привыкли "Бога не чтить, короля ни во что ставить" (говорилось о жизни православных в Великом княжестве Литовском).

«Грамматика" (1619) Смотрицкого была написана на основании анонимной львовской "Грамматики доброглаголивого еллинославенского языка" (1591) и "Грамматики словенской" (1596) Лаврентия Зизания. Существует мнение, что Мелетий Смотрицкий пользовался также при составлении своей грамматики греческой грамматикой византийского ученого К. Ласкариса, греческой и латинской грамматиками немецкого ученого Ф.Меланхтона и латинской грамматикой португальского филолога Е.Альвара. Но как бы то ни было, Мелетий Смотрицкий впервые в отечественном языкознании разработал полный курс грамматики. Она состоит из следующих частей: "Орфография", "Этимология", "Синтаксис", "Просодия". Грамматика Мелетия Смотрицкого была предназначена для учащихся школ, она сыграла важную роль в истории культуры южных славян. "Грамматика" Мелетия Смотрицкого (совместно с "Арифметикой" Магницкого) была названа М.В.Ломоносовым "вратами его учености". "Российская грамматика" Ломоносова, вышедшая в 1755 г., создавалась в значительной степени с

использованием расположения материала и терминологии "Грамматики" Мелетия Смотрицкого.

«Верификация невиновности", как и другие полемические сочинения, вышла анонимно. Здесь Смотрицкий, доказывая право на существование православной церкви в Великом княжестве Литовском, ссылается на декреты 1592 и 1607 г. "О религии греческой". Речь шла о том, что православные священники в Речи Посполитой должны подчиняться константинопольскому патриарху и митрополиту всея Руси, а отнюдь не римскому папе.

В "Защите оправдания" помимо ответа на сочинение "двойная вина", которым униаты ответили на "Верификацию невиновности", содержатся факты из биографии самого Смотрицкого и его отца. В памфлете отстаиваются права православного населения, которые были дарованы ему королями Речи Посполитой.

«Обличение язвительных сочинений" построено на призыве к единству православных братств, благодаря которому, считал Смотрицкий, только и можно противостоять насильно насаждаемой униатской догме. Этот памфлет явился как бы продолжением "защиты оправдания».

Поскольку униаты ответили на два вышеназванных памфлета сочинением "Экзамен защиты", в котором обвиняли Смотрицкого в приверженности к кальвинизму и лютеранству, он в свою очередь ответил "Прибавлением", которым протестовал против стремления униатских полемических произведений опорочить православных писателей. Вместе с тем Смотрицкий выступал за сосуществование разных религий в одном государстве.

«Обоснование невиновности" или "Юстификация невиновности" - это написанное от лица православных иерархов обращение к королю Сигизмунду III, в котором объяснялось, что посвящение их в сан иерусалимским патриархом является вполне законным и оправданным актом.

«Супликация" - дипломатический документ, в котором говорится о том, что в те времена, когда народы Речи Посполитой взаимно уважали друг друга, государство славилось своим могуществом. Смотрицкий призывал в этом документе короля Сигизмунда III не нарушать вольности и свободы православного братства. Идея веротерпимости, проповедовавшаяся в более ранних произведениях писателя, в "Супликации" получила свое логическое завершение, пишет

белорусский исследователь жизни и творчества Мелетия Смотрицкого В. Г. Короткий.

В письме к князю Александру Заславскому от 6 июня 1627 г. Мелетий Смотрицкий сообщил о своем переходе в униатство. Однако до Киевского поместного собора, состоявшегося в августе 1628 г., этот переход оставался тайным. 21 августа 1627 г. Мелетий Смотрицкий писал константинопольскому патриарху Кириллу Лукарису, бывшему своему учителю, что благодаря "единению церквей" можно будет примирить и соединить братской любовью поляков, литовцев и русских. "Единение" предполагалось осуществить под эгидой римского папы. В письме к Вельямину Рутскому от 2 марта 1629 г. Мелетий Смотрицкий писал, что призывает к "единению" греков, святогорцев, московитян и иных народов греческого исповедания. В.Г.Короткий считает, что одним из моментов мировоззренческого кризиса Мелетия Смотрицкого была идея разделения культуры и веры. До перехода в униатство объединяющим элементом для Смотрицкого являлось понятие "крови", а после перехода таким понятием стала "вера". Если в период написания "Верификации невинности" (1621) Смотрицкий считал, что "воистину не вера делает русского русским, поляка - поляком, литовца - литовцем, а происхождение и кровь русская, польская и литовская", то после перехода в униатство Смотрицкий определяющий фактор видит в "вере". Идейные искания Мелетия Смотрицкого в конце его жизни всецело погашаются иезуитским рационализмом.

Переход из одного вероисповедания в другое был обычным для того времени, но тут речь шла о вероотступничестве одного из ревностных апологетов православия. В речи иезуита Войцеха Кортисция, произнесенной при погребении Смотрицкого (издана в 1634 г.), архимандрит Дерманского монастыря Мелетий именуется "Савлом и Павлом", согласно библейскому образу св. апостола Павла, который до своего обращения в христианство именовался Савлом.

В "Апологии", "Протестации", "Паренесисе" и "Экзетесисе" Мелетий Смотрицкий характеризует уже православную церковь как "еретическую". Православная вера и образованность становятся для Мелетия Смотрицкого несовместимыми понятиями, пишет В.Г.Короткий. Новое, привнесенное, более "культурно" и "образованно". А традиции римско-католической церкви, западной культуры, согласно Мелетию, должны были всячески поддерживаться и становиться предметом подражания.

И. Л.Галинская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.