Научная статья на тему 'НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ОПЫТ СИМЕОНА ПОЛОЦКОГО'

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ОПЫТ СИМЕОНА ПОЛОЦКОГО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1470
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ / РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ ВЗГЛЯД / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ / КУЛЬТУРА / ВОСПИТАНИЕ / НАУКА / РЕЛИГИЯ / НРАВСТВЕННОСТЬ / АКАДЕМИЯ / ПРИНЦИП ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ / ПОЭТИЧЕСКИЕ НАСТАВЛЕНИЯ / УЧИТЕЛЬ / ЛИЧНОСТЬ / THE HISTORY OF PEDAGOGICAL THOUGHT / A RETROSPECTIVE LOOK / SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL HERITAGE / EDUCATION / TRAINING / ENLIGHTENMENT / PEDAGOGICAL EXPERIENCE / CULTURE / UPBRINGING / SCIENCE / RELIGION / MORALITY / ACADEMY / THE PRINCIPLE OF NATURE CONFORMITY / POETIC INSTRUCTION / TEACHER / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грохольская О.Г.

В данной статье продолжено освещение особенностей развития отечественной педагогической мысли, начатое в публикациях автора - О.Г. Грохольской «Особенности развития дидактических систем России: краткий исторический экскурс» (2015), «Развитие дидактических систем России: краткий исторический экскурс» (2016), «Дидактические идеи педагогов России: краткий исторический экскурс» (2017), «Педагогические идеи и новаторский опыт В.А. Сухомлинского» (2018), «Научно-педагогическое наследие Н.К. Крупской» (2019) и др. Вниманию читателей представлен просветительский опыт и научно-педагогическое наследие известного деятеля русской и белорусской культуры XVII века Симеона Полоцкого. Анализируется его просветительская деятельность и научно- педагогические идеи с позиции их актуализации для построения современных программ обновления образования, направленных на созидание новой педагогической реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL HERITAGE AND EDUCATIONAL EXPERIENCE OF SIMEON POLOTSKY

This article continues the coverage of the developmental features of domestic pedagogical thought, begun in the author's publications - O.G. Grokholskaya “Features of the development of didactic systems of Russia: a brief historical excursion” (2015), “Development of didactic systems of Russia: a brief historical excursion” (2016), “Didactic ideas of Russian teachers: a brief historical excursus” (2017), “Pedagogical ideas and innovative experience V.A. Sukhomlinsky ”(2018),“ Scientific and pedagogical heritage of N.K. Krupskaya ”(2019) and others. The reader is presented with the educational experience and the scientific and pedagogical heritage of Simeon Polotskiy, the famous figure of Russian and Belarusian cultures of the 17th century Simeon Polotsky. It analyzes its educational activities and scientific and pedagogical ideas from the perspective of their actualization for the construction of modern education renewal programs aimed at creating a new pedagogical reality.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ОПЫТ СИМЕОНА ПОЛОЦКОГО»

УДК 37.013

https://doi.org/10.24411/2226-2296-2020-10206

I

Научно-педагогическое наследие и просветительский опыт Симеона Полоцкого

О.Г. Грохольская

Отделение философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования (РАО), 119121, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0754-8322, E-mail: ol-gleb@mail.ru

Резюме: В данной статье продолжено освещение особенностей развития отечественной педагогической мысли, начатое в публикациях автора - О.Г. Грохольской «Особенности развития дидактических систем России: краткий исторический экскурс» (2015), «Развитие дидактических систем России: краткий исторический экскурс» (2016), «Дидактические идеи педагогов России: краткий исторический экскурс» (2017), «Педагогические идеи и новаторский опыт В.А. Сухомлинского» (2018), «Научно-педагогическое наследие Н.К. Крупской» (2019) и др. Вниманию читателей представлен просветительский опыт и научно-педагогическое наследие известного деятеля русской и белорусской культуры XVII века Симеона Полоцкого. Анализируется его просветительская деятельность и научно-педагогические идеи с позиции их актуализации для построения современных программ обновления образования, направленных на созидание новой педагогической реальности.

Ключевые слова: история педагогической мысли, ретроспективный взгляд, научно-педагогическое наследие, образование, обучение, просветительская деятельность, педагогический опыт, культура, воспитание, наука, религия, нравственность, академия, принцип природосообразности, поэтические наставления, учитель, личность.

Для цитирования: Грохольская О.Г. Научно-педагогическое наследие и просветительский опыт Симеона Полоцкого // История и

педагогика естествознания. 2020. № 2. С. 30-35.

D0I:10.24411/2226-2296-2020-10206

SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL HERITAGE AND EDUCATIONAL EXPERIENCE OF SIMEON POLOTSKY

Olga G. Grokholskaya

Department of Philosophy of Education and Theoretical Pedagogy of the Russian Academy of Education (RAO), 119121, Moscow, Russia ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0754-8322 , E-mail: ol-gleb@mail.ru

Abstract: This article continues the coverage of the developmental features of domestic pedagogical thought, begun in the author's publications - O.G. Grokholskaya "Features of the development of didactic systems of Russia: a brief historical excursion" (2015), "Development of didactic systems of Russia: a brief historical excursion" (2016), "Didactic ideas of Russian teachers: a brief historical excursus" (2017), "Pedagogical ideas and innovative experience V.A. Sukhomlinsky "(2018)," Scientific and pedagogical heritage of N.K. Krupskaya "(2019) and others. The reader is presented with the educational experience and the scientific and pedagogical heritage of Simeon Polotskiy, the famous figure of Russian and Belarusian cultures of the 17th century Simeon Polotsky. It analyzes its educational activities and scientific and pedagogical ideas from the perspective of their actualization for the construction of modern education renewal programs aimed at creating a new pedagogical reality.

Keywords: the history of pedagogical thought, a retrospective look, scientific and pedagogical heritage, education, training, enlightenment, pedagogical experience, culture, upbringing, science, religion, morality, academy, the principle of nature conformity, poetic instruction, teacher, personality.

For citation: Grokholskaya O.G. SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL HERITAGE AND EDUCATIONAL EXPERIENCE OF SIMEON POLOTSKY. History

and Pedagogy of Natural Science. 2020, no. 2, pp. 30-35.

DOI:10.24411/222B-2296-2020-10206

Идея поиска исторических основ в осмыслении обновления образования и просвещения сегодня, в становлении сущностных сторон и нравственных оснований развития человека актуализирует подходы, касающиеся традиционно-исторической направленности образовательного процесса, которые дают возможность реализовать важнейший методологический посыл развития российского образования, состоящий «в объективности, уважении к прошлому» (В.В. Путин, 2014). Обращение к педагогическому потенциалу исторических трудов, заложенных в них идей и подходов, к вопросам интеграции и взаимосвязи педагогических идей и образовательных практик исторического прошлого и настоящего дает возможность рассматривать все

это в качестве источника новых обобщений целей, содержания и путей развития современного образования [1].

Поиск и осмысление опорных исторических и нравственных основ образования человека создает возможности не только ретроспективного, но также интроспективного, прогностического рассмотрения этой проблемы, методологически работает на более глубокое и полное осознание и понимание современной образовательной ситуации, способствует построению целостной объясняющей ее теории на пути обновления и стабилизации системы образования страны [2].

Просветительские идеи и ценный практический опыт крупнейшего общественного деятеля, педагога XVII века Симеона Полоцкого заслуживает

внимательного рассмотрения сегодня, поскольку, будучи разносторонне одаренным и образованным человеком своего времени, он проявил неиссякаемый потенциал творчества и направленность на созидание и изменение сложной противоречивой реальности своего времени. Недавно исполнилось 390 лет со дня рождения великого просветителя, и его по праву сегодня считают самым ярким деятелем белорусской и русской культуры и просвещения XVII века. В истории он известен как поэт, переводчик, издатель, драматург, педагог, политик, библиофил, монах, придворный астролог. Масштаб личности Симеона Полоцкого, его прогрессивное влияние и достижения в разных областях деятельности очень впечатляют.

Симеон Полоцкий (1629-1680), родился в городе Полоцке и по месту рождения получил свое прозвище, с которым остался в памяти народа. Мирское его имя Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович, фамилию Петровский он получил от отчима, полоцкого купца, воспитывавшего его в детские годы. Белорусский Полоцк, место его рождения и начала учебы, тогда входил в состав Речи Посполитой.

Краткий экскурс в историю Полоцка говорит о том, что это - один из древнейших городов Древней Руси. Он упоминается в «Повести временных лет» еще в 862 году. Город стоял на пересечении торговых путей с севера на юг, «из варяг в греки», и с запада на восток - из Европы через Витебск в глубь русских земель, что было очень удобно, и такое географическое положение предопределило развитие и процветание города. Полоцк являлся крупным городом с развитым ремеслом и торговлей.

Полоцкие купцы отличались любовью к просвещению, книге. В конце XV века в Полоцке в семье купца родился один из образованнейших людей своего времени, выдающийся деятель белорусской культуры, просветитель и издатель Франциск Скорина. В Полоцке выступал на диспутах известный представитель реформационного движения Симеон Будный.

Опасаясь в ХVI-ХVII веках усиления социальной и национально-освободительной борьбы Полоцка против Речи Посполитой, правящие круги Польши обратились за помощью к иезуитам -организации, созданной католической церковью для борьбы с «ересями». Иезуитское самоуправство, которое происходило под видом религиозной борьбы, привело к уничтожению культурных богатств Полоцка. Была разграблена и превращена в руины Софийская церковь, уничтожена богатейшая библиотека. Иезуиты открыли в Полоцке свое училище для юных по-лочан, но жители Полоцка отказывались посылать туда своих детей. Для борьбы со все усиливающейся католической и униатской пропагандой в Полоцке организовалось так называемое братство - городская церковно-религи-озная организация просветительского характера. Полоцкое братство существовало при Богоявленской церкви.

Таким был Полоцк во второй четверти XVII века - крупный торговый, ремесленный и культурный центр нынешней Беларуси, средоточие борьбы братств и православной церкви с католиками и униатами.

Свой путь в науку юный Самусь и начал с братской просветительской

школы Богоявленского монастыря Полоцка, постигая премудрости книжного учения и впитывая в себя все тонкости борьбы православия и униатов-католиков. Затем продолжил учебу в течение двух седмиц (14 лет) до 1651 года в Киеве, в Киево-Могилянском коллегиуме, который считали лучшим православным учебным заведением Речи Посполитой. Здесь давалось разностороннее образование: обучали языкам, арифметике, поэзии, музыке, философии и богословию [3].

Уже в Киеве юным Самуилом были написаны его первые, дошедшие до наших дней произведения, датированные 1648 годом: «Канон» и «Акафист». В то время кроме родного белорусского юноша уже в таком совершенстве овладел латынью, церковно-славян-ским и польским языками, что писал на всех четырех языках стихи. Жажда знаний привела молодого Самуся в Виленскую академию, учебу в которой юноша закончил в 1653 году, когда из опустошенной войной Вильни (война Московского государства и Речи По-сполитой) возвратился в Полоцк и под именем Симеона принял постриг в Богоявленский монастырь.

Широко образованный полочанин в течение нескольких лет работал учителем в Полоцкой братской школе. В братской школе, где когда-то он и сам учился, Симеон создал театр, но главным его увлечением оставалась поэзия. При посещении Полоцка и Витебска в 1656 году царем Алексеем Михайловичем Симеону удалось продемонстрировать свой поэтический дар российскому монарху и лично поднести ему приветственные «Метры» своего сочинения. Так вместе с учениками братской школы учитель приветствовал царя Алексея Михайловича театрализованными стихами «Полоцкие метры». Царю и его придворным это понравилось.

В 1660 году Симеон впервые приехал в Москву, перед царским семейством в Кремле читал свои стихи и предложил царю свою литературную «службу», которая была принята. Причина такого предложения Симеона заключалась в том, что он искал мецената, под защитой которого в ту жестокую эпоху мог бы спокойно служить своей музе. Возможно, именно это и стало поводом для окончательного отъезда Симеона весной 1664 года в Москву. Там поэт, учитель, просветитель и начал подписываться псевдонимом Симеон Полоцкий.

В Москве ему как просветителю, наставнику было дано ответственное поручение: создать латинскую школу для царских людей из Приказа тайных

дел. Здесь же Симеон Полоцкий организовал ученое братство, в которое вошли Михаил Родославлев, Флор Герасимов, Сильвестр Медведев, Василий Репский, Симеон и Илья Казанцевы. Местом обучения их был Спасский монастырь за Иконным рядом. Будучи приверженцем просвещения и носителем знания и мудрости, Полоцкий считал необходимым поднимать культуру русского народа, ибо чем выше культура, тем выше и человеческая нравственность.

Еще больше укрепилось положение Симеона, когда его назначили воспитателем и наставником царских детей. Он стал учителем детей царя Алексея Михайловича, и влияние Симеона Полоцкого на детей Алексея Михайловича трудно переоценить. Первым учеником стал царевич Алексей. Затем царевна Софья и Федор, ставший спустя 10 лет царем Федором III. С 1679 года наставник Симеон Полоцкий наблюдал за обучением и воспитанием Петра I. Благодаря своему учителю дети свободно говорили на нескольких языках, разбирались в философии, богословии, риторике и даже проявляли способности к стихосложению.

Воспитание и обучение Полоцким царских детей подвигло его на написание для них нескольких сочинений, которые служили книгами для обучения грамоте и письму, среди них: «Вертоград многоцветный» (сборник стихотворений, предназначенный служить «книгой для чтения»), «Житие и учение Христа Господа и Бога нашего», «Книга кратких вопросов и ответов катехизических» и др. В них Симеон собрал и сгруппировал всю сумму знаний, какие дали ему школа и чтение, обучение в Киево-Могилянском коллегиуме и Ви-ленской академии, начиная с языков, математики, поэзии, философии и кончая астрологией. Просветительские сочинения Полоцкого привлекали всех читателей занимательностью и новизной. По воспоминаниям современников, учитель Симеон Полоцкий выполнял при дворе еще и функцию астролога, наблюдая за звездами и занимаясь предсказаниями. Александр Сергеевич Пушкин упоминал, что старец Симеон предрек рождение Петра I и славную биографию великого императора.

Интересным фактом является то что, будучи ответственными за воспитание будущего императора Петра I, Симеон Полоцкий и царь Феодор III проверяли знания Никиты Зотова, экзаменовали его как будущего учителя Петра I. Все это еще раз подтверждает то, что Симеон Полоцкий приобрел авторитет и влияние при дворе и это давало ему некоторую свободу. В

своих проповедях он говорил как о духовных, так и о житейских вопросах и о злободневных проблемах общества, подчеркивая необходимость просвещения и образования для положительных изменений, для того, чтобы жизнь людей стала наполненной смыслом и добром. Наделенный талантом красноречия, Полоцкий словом проникал в души своих слушателей, по результатам его проповедей были собраны и получили высокое признание два учебника - сборники «слов» и проповедей «Обед душевный» и «Вечеря душевная», которые были изданы уже после его смерти, в 1681-1683 годах [4].

Как просветитель, владеющий латинским, польским, украинским, белорусским и русским языками, Симеон Полоцкий стал переводчиком при дворе государя московского. Он собрал богатейшую библиотеку и ратовал перед царем за повышение уровня образования на Руси.

Книга Симеона Полоцкого «Жезл правления», которая вышла в 1667 году, стала программным церковным трактатом, направленным против раскола церкви на Руси [5].

Симеон Полоцкий открыл в Кремле свою независимую от цензуры патриарха типографию, где печатались «Букварь» и иллюстрированные книги, над которыми работали художники и граверы. Громкую славу принес Симеону стихотворный перевод Псалтыри, изданный с прекрасными гравюрами в его типографии.

Михаил Ломоносов, будучи студентом Славяно-греко-латинской академии, основу проекта которой заложил С. Полоцкий, впервые познакомился со стихосложением по произведениям Симеона. Полоцкий стоял у истоков первого в России театра, открытого в 1672 году при царском дворе. Драма Полоцкого «Комедия притчи о блудном сыне», поставленная в театре, представляет собой трактат воспитательных идей, где автор раскрывает современную ему трактовку проблемы отцов и детей.

Хотя поэт, педагог и ученый находился под опекой царей - сначала Алексея, а потом и своего воспитанника Федора Алексеевича, - жилось ему в Москве несладко. Угнетали Полоцкого жестокие московские порядки тех времен. К нему зачастую относились с консерватизмом и подозрительностью, однако и в гнетущей атмосфере поло-чанин мужественно и самоотверженно служил богу просвещения. Он стал первым в России профессиональным писателем,переводил с латыни и польского, участвовал в подготовке полного русского перевода Библии. Сооте-

чественник нынешних белорусов, он создал огромный, многообразный и неповторимый поэтический мир. Творчество Симеона Полоцкого - заметное явление в русской литературе. Он слагал оды, элегии, гимны, панегирики, эпитафии, «плачи», «утешения»... Он автор сотен стихотворений, проповедей, пьес и трактатов. Полоцкий стал в российской поэзии основателем экспериментов с фигурными стихами.

Вот пример фигурного стихотворения Симеона Полоцкого в форме сердца «От избытка сердца уста глаголят» из цикла «Благоприветствования» «на случай» - в честь рождения царевича Федора (1661) [6].

Своими сатирическими и поэтическими произведениями Полоцкий боролся с тогдашними дикими российскими суевериями. Половину жизни поэт и учитель был приближен к государю и оставался верен ему творчеством и идеями. Его поэзия не только восхваляла царя, такие его черты как всемогущество и милосердие, непобедимость и великодушие, но и воспевала мощь и силу Русского государства.

Симеон Полоцкий написал множество нравственно-дидактических поэм, вошедших в его сочинение «Вертоград многоцветный», в которых изложил основы воспитания нравственности и обучения детей основам наук. Именно для своих учеников воспитатель писал эти специальные произведения. В целом книга «Вертоград многоцветный» представляет собой тысячи творческих поучительных текстов из жизни, расположенных по алфавиту славянской азбуки [7]. Книга стала пособием для чтения и обобщает нравственно-религиозные и педагогические взгляды автора. Воспитывая царских детей, педагог стремился привить им высокие нравственные качества и прилежание, любовь к учению и труду, призывая к «люботрудной» жизни вне зависимости от статуса и положения в обществе.

Нельзя не отметить, что значение идей и творчества Симеона Полоцкого должно быть измеряемо не количеством написанного им. Хотя количество трудов его - опубликованных и рукописей - безмерно, гораздо важнее то влияние, которое оказала на московскую жизнь, на развитие России в целом его неутомимая и кипучая деятельность. Просветитель, поэт, педагог служил живым и активным отрицанием той косности и неподвижности, которая была характерна для московской общественной и церковной жизни.

Педагогические взгляды и идеи Симеона Полоцкого формировались под влиянием народной педагогики

(практической работы братских школ) и западноевропейской педагогической мысли. Устав же братской школы гласил о том, что «учитель должен и учить, и любить детей всех одинаково, как сыновей богатых, так и сирот убогих. Учить их, сколько кто по силам научиться может, только не старательнее об одних, нежели о других» [8]. Такой широкий демократический характер взглядов на обучение в школе, глубокие знания учителя, основные дидактические правила, а также такие требования к учителю, как благочестие, рассудительность, негневливость, мудрость и кротость, почерпнул Симеон Полоцкий из опыта деятельности братских школ.

Основные направления его педагогических размышлений и деятельности были направлены на формирование у детей основ нравственности, трудолюбия и прилежания. Полоцкий считал, что основную роль в формировании взглядов и привычек ребенка играют воспитание и среда, родители и учителя. Вся будущая жизнь человека и его поведение зависят от воспитания, полученного в детстве. Поэтому педагог-просветитель высоко ценил привычки, выработанные у ребенка в первые годы его жизни. Как учитель-практик Полоцкий задавался вопросом: почему у хороших родителей бывают плохие дети? И ответ на этот вопрос был таков: причиной этого является чрезмерная родительская любовь и вседозволенность.

В воспитании человека Полоцкий выделял три периода:

- от рождения до 7 лет - период нравственного воспитания;

- от 7 до 14 лет - период практического обучения;

- от 14 лет до 21 года - период умственного развития и гражданского воспитания.

Полоцкий был сторонником реализации принципа природосообразности через воспитание ребенка в соответствии с его природными склонностями и талантами, данными ему от рождения. Будучи мудрым учителем словесности, Симеон Полоцкий говорил, что ребенка можно склонить к доброму или злому с помощью слов... Придавая огромное значение слову, словесным беседам и поучениям, учитель рекомендовал и настаивал начинать обучение детей как можно раньше, говоря: «.то, что с пеленок - закладывается на всю жизнь!»

Несомненным вкладом Полоцкого в просвещение народа на Руси было то, что он призывал к расширению просвещения через школы при монастырях и церквях, настаивая на том, что только просвещение искоренит суеверия и предрассудки у народа. Во времена Симеона Полоцкого все ученые доктора и философы были звездочетами и эзотериками. Симеон Полоцкий был знатоком астрологии и тоже владел искусством чтения звездного неба. Достаточно прочитать его стихотворение «Знаки планет и их влияние», чтобы убедиться в астрологических знаниях учителя. Однако при этом ученый вел непримиримую борьбу против экстрасенсов и шарлатанов. Он также не признавал заговоры и изобличал знахарей, написал проповедь «Поучение против суеверий» [9].

Но наиболее весомый вклад Симеона Полоцкого в развитие образования состоит в подготовке проекта первого высшего учебного заведения в России, в Москве - Славяно-греко-латинской академии, которая была открыта в период правления его ученицы царевны Софьи Алексеевны. Ученый просветитель составил учебный план этого учебного заведения, куда включил языки, в том числе греческий, богословие, риторику, диалектику, астрономию и др. Ученый считал важным включить в учебный план достижения европейской гуманитарной науки и культуры, латинского языка и натурфилософии. Полоцкий говорил, что академия должна нести семена мудрости, то есть науки «гражданские и духовные, начиная от грамматики, политики, риторики, диалектики, философии разумительной, естественной и нравной, даже до богословии, учащей вещей божественных и совести очищения, постановить». Этот учебный план и первоначальный устав, который назывался «Привилегии на Академию», и был представлен на утверждение

царя Федора Алексеевича в 1682 году, уже после смерти Симеона Полоцкого.

Почему так поздно была создана академия, хотя ее проект был уже подготовлен Симеоном Полоцким? При той потребности учиться, которую так живо чувствовали в России в XVII веке лучшие русские люди, самая влиятельная элита, можно только удивляться тому, что этот проект явился так поздно и почему сразу, как появился, не был приведен в исполнение. Одной из причин стала борьба с результатами приглашения чужеземных учителей из иноверного Запада (ливонцев, литовцев и пр.) в Москву в период царствования Алексея Михайловича. Устранить чужеродное влияние иноземцев и затруднения в просветительской и церковной деятельности удалось лишь в период царствования образованного Федора, ученика Симеона Полоцкого. Следует отметить, что в первые годы правления Федора было не до школ и академии из-за малолетства царя и вследствие тяжелой турецкой войны, поглощавшей все силы и внимание.

Когда же решение святейшего патриарха об осуществлении проекта академии было принято, чиновники занялись поисками учителей, испытанных в православии, составив грамоту царскую, или привилегию, очень важную для понимания нами, характера желаемого учреждения и объяснения положения тогдашнего русского общества, преимущественно русской церкви, в отношении к призываемой науке [10].

Как было отмечено в грамоте царской - привилегии, в академию допускались люди всех сословий и воз-

растов. Преподавание охватывало все не запрещенные церковью науки. Особенно запрещена была магия естественная; на корпорацию академии возлагалась обязанность бороться с ересями, причем за многие преступления привилегия предусматривала очень жестокое наказание - сожжение учителей вместе с учениками [10]. В соответствии с уставом в редакции Симеона Полоцкого ректору и преподавателям академии предоставлялся высший контроль по делам веры и образования.

Созданием академии были осознаны и реализованы господствующие взгляды тех времен на необходимость развития науки. Академия как училище свободных наук устраивается для поддержки православия, которое не находит для себя этой поддержки на Востоке. Славяно-греко-латинская академия дала начало всему высшему образованию в России, целью создания академии была подготовка образованных людей для нужд государства. Академия давала образование не только детям аристократии, государственных и церковных чиновников, но и детям торговцев, и даже крестьян.

Таким образом, просветитель Симеон Полоцкий, понимая важность получения достойного образования высшей правящей элитой в государстве российском, счел необходимостью создание высшего учебного заведения в России и воплотил это в своем развернутом проекте академии, который впоследствии был реализован.

Будучи по-житейски хорошо устроенным, - а эти удобства Симеону Полоцкому давало положение воспитате-

ля царских детей, - он в течение всей своей жизни не переставал словом и делом ратовать за распространение образования, обогащая по мере сил московскую книжность почерпнутыми в Киеве (обучение в Киево-Могилян-ской коллегии) из западных источников сокровищами знания. Эта его деятельность встречала глухую вражду со стороны представителей церковной власти и ее приспешников, но высокое положение Симеона Полоцкого делало его недосягаемым и неуязвимым.

Большинство своих текстов и стихотворений великий просветитель собрал в объемные рукописные книги «Рифмологион, или Стихослов» и «Вертоград многоцветный». Эти книги стали своеобразными энциклопедиями. Читая их, можно было получить сведения по философии, истории, географии, астрономии, зоологии, посмеяться над анекдотом.

Есть мнение, что ради своей деятельности Полоцкий отказался от семьи и стал монахом. В доказательство же приводят его рассуждения о вреде семейной жизни для мыслителя и поэта [9]:

Ибо не будет мощно

с книгами сидети,

Удалит от них жена,

удалят и дети.

Симеон Полоцкий умер 25 августа 1680 года и похоронен в Заиконоспас-ском монастыре Китай-города. После смерти Симеона осталась его богатейшая библиотека: книги Цицерона, Фомы Аквинского, Эразма Роттердамского, Отцов Церкви, грамматики, словари, травники. Великий просветитель всегда стремился делиться с людьми своими знаниями. Ради этого он собрал одну из крупнейших библиотек России и завещал ее четырем монастырям России, Беларуси и Украины. Он создал целую школу русских поэтов. Творчество Симеона Полоцкого стало ярким воплощением литературы эпохи барокко. В ней нашли отражение многочисленные достижения и противоречия общества того времени: религиозные, политические, моральные, культурные. Это явилось важным фактором в процессе становления современного русского языка и литературы,

определило направление дальнейшего развития культуры России. По оценкам современников, сравниться с Симеоном Полоцким может, пожалуй, лишь Леонардо да Винчи как выдающийся деятель эпохи Возрождения [11].

Полученные во время обучения в молодые годы в Киеве и Вильно знания позже были использованы великим просветителем для создания его «Букваря языка славенска». Интересен тот факт, что «Букварь языка сла-венска» был написан специально для Петра I, последнего «царя всея Руси» и первого российского императора, и подарен ему по случаю семилетия. Букварь Симеона Полоцкого стал самым полным и наилучшим московским изданием для начального обучения своего времени. Он включал 320 страниц качественных обучающих материалов и, поскольку был издан большим тиражом, получил широкое распространение. «Букварь языка славенска» вмещал в себя многочисленные поэтические тексты, углубленную грамматическую и хрестоматийную части, а также собственноручно написанные Полоцким поэтические наставления. Будущий монарх Петр I еще с детства интересовался новейшими достижениями науки и техники, истории и культуры. Возможно, следует принять и тот факт, что почву для петровских преобразований подготовила деятельность Симеона Полоцкого в части просвещения. Отсюда и направленность императора на углубление в России светского образования, в котором слились лучшие российские, белорусские и украинские традиции с элементами европейской культуры.

В Москве ХVI-ХVII веков до появления Симеона Полоцкого существовало только «элементарное образование, которое приобреталось преимущественно путем чтения». Настоящим обновлением можно считать появление школы, соответствующей требованиям высшего или по крайней мере среднего образования, в которой основные принципы организации процесса обучения (широкий демократический характер, ценные дидактические правила) были заимствованы в учебных заведениях на родине Симеона Полоцкого.

Образовательные замыслы полоцкого просветителя продолжали жить

долгое время и продолжают жить сегодня. Создавая культ учености, Симеон Полоцкий утвердил в высших слоях русского общества стремление к получению высшего образования. Во многом был первым: принял участие в создании системы среднего и во многом высшего образования в России; открыл первую альтернативную типографию в Кремле; был первым придворным профессиональным поэтом и писателем. Великими заслугами Симеона Полоцкого, повторимся, были его педагогические и воспитательные идеи, воплощенные в проект первого высшего учебного заведения в России.

Широта знаний и интересов Симеона Полоцкого огромна, что определяет масштаб личности: политика, богословие, поэзия, педагогика и просвещение и пр. Владея множеством языков, он был интеллектуалом и универсальным человеком в части наук и практических знаний, обладал неиссякаемым потенциалом творчества, направленностью на созидание и изменение сложной противоречивой реальности, поэтому явился двигателем образовательных, культурных, цивилизационных изменений не только в Российском государстве, но и в восточноевропейском регионе в целом.

Несомненно, сегодня выбор целевых, управленческих и содержательных гармонизирующих приоритетов обновления образования лежит в образовательных идеях и деятельности многих мыслителей прошлого, таких как Симеон Полоцкий, и прорастает из истории педагогической мысли в область конкретной образовательной практики. Традиционно каждые пять лет на родине великого ученого в Полоцке проходит конференция «Симеон Полоцкий: мировоззрение, общественно-политическая и литературная деятельность». Произведения Симеона входят в обязательную программу обучения средних и высших учебных заведений Беларуси. Помнят о его просветительской деятельности также в России и Украине. В 1980 году ЮНЕСКО включило имя Симеона Полоцкого в календарь памятных дат этой организации. По случаю празднования Дня белорусской письменности в 2003 году в Полоцке был установлен памятник великому педагогу и просветителю.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Грохольская О.Г. Педагогические идеи Яна Амоса Коменского и их современное прочтение // История и педагогика естествознания. 2017. № 4. С. 40-44.

2. Грохольская О.Г. Приоритеты развития образования в свете идей Я.А. Коменского // Педагогика. 2018. № 9. С. 105- 110.

3. Орлов В., Саганович Г. Десять веков белорусской истории: 862-1918: События. Даты. Иллюстрации. / пер. с белорус. В. Орлова. Минск: Белфранс, 2001. 222 с.

4. Киселева М.С. Священная история в книжной проповеди: Симеон Полоцкий. Диалог со временем. М.: Кругъ, 2008. С. 239 -254.

5. Симеон Полоцкий Жезл правления. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polockij/zhezl-pravlenija/ (дата обращения 12.03.2020).

6. Богданов А.П. Несостоявшийся император Федор Алексеевич. М.: Вече, 2009. С. 13, 55-56, 281.

7. Симеон Полоцкий Вертоград многоцветный. Комментарии Лидии Сазоновой и Антони Хипписли. Предисловие Д.С. Лихачева. Вена: Изд-тво Кельн Веймар, 1996. Т. 1. 422 с. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polockij/vertograd-mnogotsvetnyj-tom-1/ (дата обращения 12.03.2020).

8. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты: учеб. пособие. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 224 с.

9. Рублевская Л. Рыцари и дамы Беларуси: исторические очерки. Минск: Мастацкая лп"аратура, 2016. 254 с.

10.Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т. 13. Гл. 2. Царствование Феодора Алексеевича. URL: http://www.magister.msk.ru/ library/history/solov/solv13p2.htm (дата обращения 12.03.2020).

11.Симеон Полоцкий: белорус, изменивший историю России. URL: https://news.rambler.ru/other/41985397/?utm_content=news_media&utm_ medium = read_moreS.utm_source=copylink (дата обращения 12.03.2020).

REFERENCES

1. Grokhol'skaya O.G. The pedagogical ideas of Jan Amos Komensky and their modern reading. Istoriya ipedagogikayestestvoznaniya, 2017, no. 4, pp. 40-44 (In Russian).

2. Grokhol'skaya O.G. Priorities for the development of education in the light of the ideas of YA.A. Komensky. Pedagogika, 2018, no. 9, pp. 105-110 (In Russian).

3. Orlov V., Saganovich G. Desyat' vekovbelorusskoy istorii: 862-1918: Sobytiya. Daty. Illyustratsii [Ten centuries of Belarusian history: 862-1918: Events. Dates. Illustrations]. Minsk, Belfrans Publ., 2001. 222 p.

4. Kiseleva M.S. Svyashchennaya istoriya vknizhnoy propovedi: Simeon Polotskiy. Dialog so vremenem [Sacred History in Book Sermon: Simeon Polotsky. Dialogue with time]. Moscow, Krug Publ., 2008. pp. 239 -254

5. Simeon Polotskiy Zhezlpravleniya (Simeon Polotskiy Rod of government) Available at: https://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polockij/zhezl-pravlenija/ (accessed 12 March 2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Bogdanov A.P. Nesostoyavshiysya imperator Fedor Alekseyevich [The failed emperor Fyodor Alekseevich]. Moscow, Veche Publ., 2009. pp. 13, 55-56, 281.

7. Simeon Polotskiy Vertograd mnogotsvetnyy. Kommentarii Lidii Sazonovoy i Antoni Khippisli. Predisloviye D.S. Likhacheva [Simeon Polotskiy multicolor Vertograd. Comments by Lydia Sazonova and Anthony Hippisli. Foreword by D.S. Likhachev]. Vienna, Kel'n Veymar Publ., 1996. Vol. 1. 422 p. Available at: https://azbyka.ru/otechnik/Simeon Polockij/vertograd-mnogotsvetnyj-tom-1/ (accessed 12 March 2020).

8. Kodzhaspirova G.M. Istoriya obrazovaniya ipedagogicheskoy mysli: Tablitsy, skhemy, opornyye konspekty [History of education and pedagogical thought: Tables, diagrams, supporting notes]. Moscow, VLADOS-PRESS Publ., 2003. 224 p.

9. Rublevskaya L. Rytsarii damy Belarusi: istoricheskiye ocherki [Knights and Ladies of Belarus: Historical Essays]. Minsk, Mastatskaya litaratura Publ., 2016. 254 p.

10. Solov'yev S.M. Istoriya Rossii s drevneyshikh vremen. T. 13. Gl. 2. Tsarstvovaniye Feodora Alekseyevicha (History of Russia since ancient times. Vol. 13. Ch. 2. The reign of Feodor Alekseevich) Available at: http://www.magister.msk.ru/library/history/solov/solv13p2.htm (accessed 12 March 2020).

11. Simeon Polotskiy: belorus, izmenivshiy istoriyu Rossii (Simeon Polotsky is the Belarusian who changed the history of Russia) Available at: https:// news.rambler.ru/other/41985397/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (accessed 12 March 2020).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Грохольская Ольга Глебовна, д.п.н., проф., чл.-корр. РАО, Отделение философии образования и теоретической педагогики РАО.

Olga G. Grokholskaya, Corresponding Member Russian Academy of education, Dr. Sci. (Ped.), Prof., Department of Philosophy of Education and Theoretical Pedagogy of the Russian Academy of Education (RAO).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.