Научная статья на тему 'Дидактические системы русских педагогов: краткий исторический экскурс'

Дидактические системы русских педагогов: краткий исторический экскурс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
864
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дидактика / система обучения / история / научно-педагогическое наследие / педагогический процесс / дидактическая система / нравственность / духовность / коллектив / воспитание / didactics / departmental teaching / history / scientifically-pedagogical heritage / pedagogical process / didactic system / morality / spirituality / collective / education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О Г. Грохольская

В статье продолжено освещение особенностей развития дидактических систем в истории отечественной педагогической мысли, реализованное в публикациях О.Г. Грохольской «Исторический экскурс развития дидактических систем», «Особенности развития дидактических систем России: краткий исторический экскурс», «Развитие дидактических систем России: краткий исторический экскурс», «Дидактические идеи педагогов России: краткий исторический экскурс», «Научно-педагогическое наследие педагогов России: краткий исторический экскурс». Обозначена роль историко-педагогического опыта как неиссякаемого животворного источника и одновременно способа приращения научного знания, критерия его истинности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC SYSTEMS OF THE RUSSIAN TEACHERS: SHORT HISTORICAL DIGRESSION

The article continues to consider the history of home pedagogical idea, realized by O. G. Grokholskaya in such publications as: “Historical digression of development of the didactic systems”, “Feature of development of the didactic systems of Russia : short historical digression”, “Development of the didactic systems of Russia : short historical digression”, “Didactic ideas of teachers of Russia : short historical digression”, “Scientifically-pedagogical heritage of teachers of Russia : short historical digression”. It designates the role of the historical-pedagogical experience as an inexhaustible source of life-giving and at the same time, as the method of increment of scientific knowledge, criterion of its truth.

Текст научной работы на тему «Дидактические системы русских педагогов: краткий исторический экскурс»

УДК 37.013

Дидактические системы русских педагогов: краткий исторический экскурс

О.Г. ГРОХОЛЬСКАЯ, д.п.н., проф., чл.-корр. РАО

Отделение философии образования и теоретической педагогики РАО (Россия, 119121, Москва, ул. Погодинская, д. 8). E-mail: [email protected]

В статье продолжено освещение особенностей развития дидактических систем в истории отечественной педагогической мысли, реализованное в публикациях О.Г. Грохольской «Исторический экскурс развития дидактических систем», «Особенности развития дидактических систем России: краткий исторический экскурс», «Развитие дидактических систем России: краткий исторический экскурс», «Дидактические идеи педагогов России: краткий исторический экскурс», «Научно-педагогическое наследие педагогов России: краткий исторический экскурс». Обозначена роль историко-педагогического опыта как неиссякаемого животворного источника и одновременно способа приращения научного знания, критерия его истинности. Ключевые слова: дидактика, система обучения, история, научно-педагогическое наследие, педагогический процесс, дидактическая система, нравственность, духовность, коллектив, воспитание.

Успешным условием преобразований в сфере образования сегодня является обращение к историко-педаго-гическому наследию и педагогическому потенциалу образовательных систем исторического прошлого. В связи с этим среди приоритетов развития современной школы глава Минобрнауки, министр образования и науки Ольга Юрьевна Васильева назвала обучение истории и знание традиций. «Мы должны взять все лучшее, что было, и идти вперед», - заявила министр образования 29 августа 2016 года на встрече с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом [1].

Поэтому сегодня, если мы хотим из всего богатого педагогического, литературного наследия получить что-то педагогически ценное, проективное, необходимо рассматривать его как историко-педаго-гический источник, оживляющий и актуализирующий проблему решения важных проблем образования. Сегодня одной из важнейших задач педагогической науки является объективная оценка прошлого педагогического опыта.

Продолжающаяся серия статей [2-5], посвященных научно-педагогическому опыту зарубежных педагогов и педагогической мысли педагогов России, в которой мы представляем основные подходы к разработке содержательно-целевого пространства дидактических систем, основные типы организации обучения, представит читателю основные идеи и особенности построения дидактической системы русского ученого, педагога С.А. Рачинского, а также педагогическое наследие выдающегося педагога, который всю свою научную деятельность связывал с воспитательной практикой А.С. Макаренко.

Педагогические идеи

С.А. Рачинского.

Сергей Александрович Рачинский (1833-1902) - видный деятель рос-

сийского народного образования, писатель, ученый, доктор биологических наук, член-корреспондент Российской академии наук, профессор Московского университета и простой сельский учитель. Был одним из крупных ученых-естествоиспытателей - последователей Ч. Дарвина в России (первым перевел в 1864 году его труд «Происхождение видов»).

С.А. Рачинский родился в старинном родовом поместье семьи Ра-чинских-Баратынских. Родительское воспитание дало ему чувство самодисциплины и гражданственности, трудолюбия, уважения к народным традициям и обрядам.

Педагогическая деятельность С.А. Рачинского может приблизить к пониманию решения многих вопросов, стоящих и перед сегодняшним российским образованием. Целью своей работы он видел воспитание личности с целостным и гармоничным мировоззрением в соответствии с православными и народными идеалами, формирование гражданина-труженика. Он считал, что воспитание должно развивать в детях духовные сокровища, которыми богата душа русского народа, формировать нравственно-цельный характер и волю.

Постоянный и глубокий интерес воспитанников школы к учению, стабильность их успехов в овладении предметами, как предусмотренными школьной программой, так и выходящими за рамки необходимого минимума, имеют свои причины. С.А. Рачинскому удалось, сохранив общегосударственные требования к обучению крестьянских детей, свою школу сделать школой, отвечающей ценностям русского крестьянского ребенка как представителя своего рода, своей социальной группы, своей нации, его образовательным интересам.

С.А. Рачинский - один из самых ярких представителей национально

мыслящих педагогов-практиков и теоретиков второй половины XIX века, профессор, получивший блистательное образование в лучших университетах Европы, однажды попал на урок в обычной школе, после чего возвратился в свое родовое имение и построил там школу, набрал крестьянских детей и сам их учил, воспитывал и жил с ними. Он пытался возродить в лучшем, обновленном качестве русские национальные школы допетровского образца.

Убеждения С.А. Рачинского были близки идеям и подходам славянофилов (братья Аксаковы, И.В. Киреевский, А.С. Хомяков и др.), которые выступали за самобытный, принципиально отличный от западноевропейского, путь развития России. По их мнению, после Петра I отечественное образование стало ориентироваться на европейские ценности, в результате чего Россия утратила свою национальную самобытную культуру. Они выступали за патриархальность и общину, развивали религиозно-идеалистическую философию как идеологическую основу государственной и общественной жизни России.

С.А. Рачинский, поддерживая народные русские традиции, решительно заявил, что школу в России необходимо строить «на почве народной психологии и истории, согласовать ее с общественными потребностями, при ее организации принять во внимание характер и строй семьи, экономические, климатические и всякие другие условия народной жизни». Обозначал: важным является то, чтобы русская школа руководилась русскими, а не иностранцами.

Выбрав своей целью работу в качестве сельского учителя, С.А. Рачинский глубоко исследовал теоретические положения о народной школе своих предшественников, современных философов и педагогов, что помогло ему создать свою педагогическую систему формирования духовно-нравственных

ценностей личности, внедрить ее в учебно-воспитательный процесс Татев-ской школы, которая стала называться «школой радости», «школой благочестия и добрых нравов».

Образование в школе С.А. Рачин-ского базировалось на прочном фундаменте, который составляли вера, гуманные отношения между учителями и учениками, стремление к освоению знаний, любовь к людям, Отечеству, природе, труду, литературе, искусству, воспитание общечеловеческих ценностей. Важным в общении педагогов и учащихся исследователь Татевской школы выделял ценностный компонент, который регулировал и направлял учебно-воспитательный процесс, формируя духовно-нравственные ценности: добротолюбие, долг, честь, патриотизм, любовь к ближнему, честность, скромность.

Главная плодотворная идея С.А. Ра-чинского о формировании духовно-нравственных ценностей личности положена им в основу педагогической системы, главные структурные компоненты которой - цель и задачи обучения и воспитания, принципы организации учебно-воспитательного процесса, содержание образования, представления о роли учителя, формы и методы обучения и воспитания. Отличительной чертой образования, по убеждению педагога, является осознание необходимости единой цели обучения и воспитания - развитие внутреннего, духовного в человеке.

В соответствии с целью определены и задачи. Основу педагогических взглядов С.А. Рачинского составляло отношение к ребенку как главной ценности, воспитание в нем бережного отношения как к себе, так и к другим людям, к семье, Отечеству, к дому, природе, труду, здоровью, сохранению духовно-нравственных ценностей через материальную культуру (жилище, одежда, пища), поэтому педагог ставил перед собой задачи: воспитать «сердце» ребенка в направлении всех его стремлений по пути добротолюбия, привить ему общечеловеческие и православные ценности и идеалы.

Работая системно, С.А. Рачинский кроме школы в своем имении основал еще 18 школ в округе, в результате чего под его началом сформировалось некое образовательное пространство, в котором проводилась и реализовыва-лась идея союза школы и семьи, учеников и педагогов. Школа выполняла функцию культурно-образовательного центра не только для детского, но и для взрослого населения.

Итак, основные концептуальные подходы к построению педагогиче-

ской системы С.А. Рачинского, как и у К.Д. Ушинского, основывались на единстве идей народности, православия и научности. Занимаясь разработкой своей педагогической системы, татев-ский учитель ориентировался на славянофильские идеи о том, что истинно народное воспитание и обучение возможны лишь на религиозно-нравственной и научной основе. При этом педагог объективно оценивал и прогрессивные цели западников, которые не шли вразрез с национально ориентированным подходом к образованию крестьянских детей.

Возрождение самобытной культуры народа России, духовное очищение русского народа ученый связывал с содержанием обучения в школе и представлял его как синтез науки и православия. Он пытался создать школу, в которой образование строилось на научной основе, а воспитание осуществлялось в национальном духе, исходя из вековых традиций и верований русского народа.

Основной формой духовно-нравственного воспитания являлись уроки, которые велись «просто, естественно и наглядно». Ведущим приемом служила «задушевная семейная беседа». Вполне естественно, что в школе Рачинско-го «царила атмосфера дружной семьи, сохранившей духовно-нравственные традиции и опыт жизни сельской общины». Семья определялась как первый и естественный воспитатель, а школа - как помощница семьи. С.А. Рачин-ский одним из первых в отечественной педагогике начал реализовывать идею взаимодействия семьи со школой, сделав последнюю центром социализации не только детей, но и взрослого населения.

Говоря в своей педагогической системе о традициях семейного воспитания , педагог обозначает лучшие личностные качества матери: доброжелательность, милосердие, любовь к детям, глубокая вера в Бога. Учебная программа школы была тесно связана с сельской жизнью, народным бытом и имела художественно-эстетическую, трудовую направленность.

Учащиеся в школе занимались разнообразными видами труда, и так воспитывалась у них любовь к крестьянским работам и ремеслам. При школе был огород, в котором с целью развития интереса к этой деятельности выращивались новые или малоизвестные в России овощи и растения. Под руководством учителя дети проводили различные опыты. Педагог считал, что, знакомясь с природой, занимаясь цветоводством, огородничеством и садоводством, учащиеся познают красоту

и гармонию окружающей их природы, начинают ее понимать, ценить и любить. «Только таким путем, а не устным и книжным преподаванием» могут быть привиты знания о природе, скромные, но полезные, небольшие, но истинные [6-7]. Таким образом, сельский труд, приобщение учащихся к культуре земледелия в школах становилось «предметом почти общеобразовательным».

В арсенале приемов, используемых в педагогической системе С.А. Ра-чинского, был также и личный пример учителя. Обучение, по его мнению, предполагает высокий духовный уровень педагога, а не только качество преподавания и сумму знаний, поэтому его необходимыми критериями должны быть нравственный авторитет, принципиальность в вопросах нравственности, требовательность к себе и учащимся, воспитание собственной духовности, любознательность, преданность педагогической профессии. Личность учителя в педагогической системе С.А. Рачинского ориентирована на гуманистические традиции и идеалы, а также на нравственные ценности православия. Педагог, по Рачинскому, должен представлять собой пример гуманизма и стремления к духовному самосовершенствованию.

Прием личного примера учителя в Татевской школе органично переходил в традицию преемственности учительской профессии. С.А. Рачинский сам готовил учителей в своей школе. В летние или зимние каникулы он проводил с ними общие беседы и тренировки. Это были своеобразные педагогические лаборатории, где происходило обсуждение результатов педагогического опыта начинающих учителей, что поддерживало их, способствуя их развитию и самосовершенствованию. Также эта работа включала разностороннюю подготовку учителей (изучение иностранных языков, музыкальное и художественное образование, занятия ремеслом, школьную гигиену, физическое воспитание и др.). Постепенно в Татеве сложилась стройная система подготовки будущих педагогов: способный к учительству ученик - помощник учителя - учитель. В результате по прошествии 20 лет упорной работы в числе воспитанников Татевской школы оказалось около 60 полноправных учителей и учительниц.

Характер взаимоотношений в школе, который определял весь ее дух, был дружеский, семейный, а учитель был старшим другом и помощником учащихся. С.А. Рачинский тщательно продумывал «каждую деталь, каждую мелочь как во внешней обстановке своей школы, так и в порядке занятий, в обра-

зе жизни и во взаимных отношениях и своих к детям, и всех членов школьной семьи между собой. Школа поражала чистотой и убранством». Педагог сумел придать школе красивый вид, создать уют силами «почти исключительно самих учеников» [8].

Учительское сообщество в школе Рачинского было ведущим фактором, определяющим «дух школы». Профессиональные требования к учителю складывались из его гуманного отношения и любви к детям, делу воспитания и знания учебного предмета. Учитель должен был готов всегда прийти на помощь детям, уметь организовать разнообразную совместную деятельность. Учителя всех школ проходили в Татеве учебные семинары, известность и популярность которых была так высока, что на них собирались педагоги и из других регионов России [8]. Это была своего рода система повышения квалификации российских учителей.

С.А. Рачинский чувствовал педагогический дар своих учеников, и поэтому ему удалось создать коллектив учителей-единомышленников в основном из числа своих одаренных учеников, которые отличались высокими нравственными качествами, трудолюбием и любовью к детям. Он считал, что учитель школы должен уметь хорошо рисовать, петь, владеть несколькими ремеслами и т. п. Но главное - он должен любить свое дело и детей.

Научно-методическая деятельность С.А. Рачинского связана с педагогической публицистикой, сотрудничеством в журналах «Народное образование», «Русский вестник», «Русское обозрение», «Смоленские епархиальные ведомости». Главным трудом стала книга «Сельская школа», выдержавшая четыре прижизненных издания автора. Татевский учитель разработал собственные методы обучения русскому и церковно-славянскому языкам, чтению, арифметике, изобразительному искусству, пению в начальной школе.

С.А. Рачинский отводил большую роль организации самостоятельной работы учащихся, составной частью которой были: работа с книгой, решение задач и выполнение упражнений, изготовление рукописных журналов и учебных пособий.

С целью развития навыков самообразования у школьников и учителей С.А. Рачинским были открыты библиотеки при школах, в связи с чем остро возник вопрос о наличии в школах библиотечного фонда. Книги приобретались на казенные деньги, а также на частные пожертвования. В Татевской школе библиотека формировалась и содержалась в основном на средства

С.А. Рачинского. Так, в Татевской школе была хорошая библиотека для чтения, в которой кроме книг находились выписываемые недорогие газеты и журналы: «Сельский вестник», «Деревня», «Русское чтение».

По мнению С.А. Рачинского, чтение давало детям необходимый духовный опыт, являлось духовно-нравственной ценностью, благотворно влияющей на душу ребенка. Отметим, что библиотеки школ комплектовались такими изданиями, которые полезны читателям любого уровня развития. С.А. Рачинский считал своим долгом просвещать не только «отроков» школы, но и взрослое население деревни. Как свидетельствуют архивные документы, обнаруженные нами, татевский учитель не только рекомендовал, что читать, но и регулярно проводил «чтения назидательных статей и рассказов», устраивал беседы по поводу прочитанного или предложенного слушателями вопроса. Формирование мировоззрения и мироощущения школьников и взрослых во многом осуществлялось и с помощью этих бесед. Кроме этого, формировались читательский интерес и читательские способности.

Инновационным в практике татев-ского педагога было и то, что в отдельных школах вводилось самоуправление в форме советов школ, которые наделялись широкими полномочиями. В их состав входили председатель, попечитель, учителя и выборные представители от прихода. Совет школы располагал финансовыми средствами и реально определял состояние и развитие школ. Совет мог сокращать и расширять программу, составлять и изменять расписание уроков, устанавливать порядок дня в школе; назначать сроки и условия приема учащихся; назначать учителей.

Следует отметить, что метод наказания в Татевской школе отсутствовал. Ученый-педагог считал, что насилие не может принести пользы в воспитании: «единственный нравственный способ ограничения личности есть самоограничение», и ему нужно учить детей «для их блага и блага общества» [9].

Деятельность в школе С.А. Рачинского носила общинный характер организации, но при этом осуществлялся индивидуальный подход к ребенку, который «имеет право на самобытное развитие». Однако педагог отмечал, что развитие индивидуализма у ребенка «до опасного для общества уровня» должно иметь свои границы. Задача педагогики - найти эту «истинную и законную границу» развития разумной индивидуальности, развития ребенка «в должных пределах, не насилуя при-

роды ребенка». В результате педагог отмечал, что дети с малых лет должны становиться «деятельными участниками всех трудов и забот семьи». В качестве поощрений в праздничные дни все дети получали подарки: Евангелие и другие книги, рукописные журналы, похвальные листы, а также сладости.

В тесной связи с учебным процессом проходила внеурочная деятельность. Учащиеся участвовали в богослужении, литературных праздниках, выставках, оформлении стенгазет и школьных журналов, занимались в кружках, работали в саду и огороде, на пасеке. Важным звеном в организации занятий и общей системе учебно-воспитательной работы были экскурсии и паломнические поездки.

Существенным является и отношение С.А. Рачинского к заботе о духовно-нравственном здоровье подрастающего поколения. С.А. Рачинский, как православный человек и педагог, беспокоился о своих учениках и в целом о подрастающем поколении всей России. Он ощущал духовную поврежденность общества, отступление людей от веры, поэтому не мог оставаться безучастным к возникшей проблеме, считая ее проблемой духовно-нравственного порядка, о чем свидетельствует его статья «По поводу спиритических сообщений г. Вагнера».

Итак, педагогические идеи С.А. Ра-чинского не потеряли актуальности и в наши дни: идея формирования духовно-нравственных ценностей личности на всех этапах обучения и во всех сферах учебно-воспитательной деятельности; идея организации учебно-воспитательного процесса так, что каждый компонент (цель, содержание, метод) наполнен духовно-нравственным потенциалом; идея отеческого отношения учителя к ученикам; соблюдение дисциплины, отсутствие наказаний как свидетельство нравственных отношений между педагогами и учащимися; идея подготовки детей к будущей профессиональной деятельности и семейной жизни, привитие любви к труду на благо ближнего; идея терпимого отношения к людям другой веры; идея ответственности за свое здоровье, в связи с этим разумный подход к питанию, стремление к трезвому образу жизни; идея непрерывного воспитания (уроки, труд, отдых).

Вопросы духовного и нравственного здоровья нации стоят на повестке дня сегодня, что подтверждает проект «О концепции государственной политики в сфере духовного-нравственного воспитания и защиты нравственности детей в России». Так, министр образования и науки Российской Федерации О. Васи-

льева на встрече с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 29 августа 2016 года говорила о воспитательной функции школы. Из школы, по словам О. Васильевой, должен выходить человек «у которого есть нравственный стержень, для которого небезразличны понятия: справедливость, доброта, любовь, уважение к старшим, забота о старших». Министр обозначила, что учитель, врач и священник - это не специальность, это служение. Ведь добрые нравы в человеке и обществе являются результатом окружения человека, среды, его обучения и воспитания [2].

Характеризуя взгляд на образование с ценностных позиций, следует отметить, что в центре внимания всех систем воспитания, разрабатываемых на основе отечественных традиций и отечественной истории, является ценность человека, а главная цель воспитания заключается в духовно-нравственном развитии личности ребенка, формировании в нем общечеловеческих, семейных, социальных, гражданских, эстетических ценностей и нравственных качеств: патриотизма, любви к людям, национального самосознания, честности, трудолюбия и др.

Это особенно актуально в наше время, и идеи педагога С.А. Рачинского, который отмечает, что «именно образование и только образование способно и обязано не допустить духовной, а вслед за ней физической катастрофы человечества, упредить ее, дать миру новые ценности», являются важнейшими посылами для созидательного развития мира сегодня. В связи с этим задача духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения приобретает чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одно из приоритетных направлений в деле обеспечения национальной безопасности страны.

Педагогическая система

А.С. Макаренко.

Антон Семенович Макаренко(1888-1939) выдающийся педагог, всю свою научную деятельность он связывал с воспитательной практикой, разработал стройную педагогическую систему, базирующуюся на идее воспитательного коллектива. Суть этой идеи заключается в необходимости формирования единого трудового коллектива, педагогов и воспитанников. А.С. Макаренко принадлежит удивительно лаконичная, но очень важная формула: «Человек не воспитывается по частям».

Он руководил и осуществлял воспитательную работу в колонии для беспризорников и малолетних преступников имени А.М. Горького и коммуне

имени Ф.Э. Дзержинского. Этот опыт А.С. Макаренко описал в литературных произведениях «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях».

Уроженец г. Белополье бывшей Харьковской губернии, из рабочей семьи, по окончании городского училища в г. Кременчуге и педагогических курсов он в 1905 году начал работать народным учителем двухклассного железнодорожного училища в посаде Крюково близ Кременчуга. В школе, где работал Макаренко, учились дети рабочих, и он был тесно связан с революционной пролетарской средой. Огромное влияние на юношу оказало творчество А.М. Горького. Под его влиянием вершил он свои первые литературные опыты. Более того, Горький, по словам самого Макаренко, стал организатором его мироощущения реального гуманизма.

Работая учителем, Антон Семенович Макаренко изучает педагогическую и философскую литературу. Его внимание привлекают груды Н.И. Пирогова, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, но особенно глубоко изучает он работы К.Д. Ушинского. После девяти лет педагогической деятельности Макаренко поступает в Полтавский учительский институт, который оканчивает, как и училище, только с отличными оценками по всем предметам. За выпускную работу «Кризис современной педагогики» А.С. Макаренко получил золотую медаль.

В 1920 году Полтавский губернский отдел народного образования поручил А.С. Макаренко организовать вблизи Полтавы колонию для несовершеннолетних правонарушителей и руководить ею. Работу пришлось начинать в очень трудных условиях. Воспитанники, с которыми Антону Семеновичу пришлось иметь дело, были подростками и юношами с уголовным прошлым, недисциплинированными, не привыкшими к

труду.

Макаренко сумел воспитать из этой молодежи горячо преданных своей Родине, дисциплинированных, любящих труд и умеющих работать настоящих граждан своей страны.

Но, чтобы осмыслить масштаб и глубину педагогических идей А.С. Макаренко, необходимо вернуться в 20-е годы прошлого века, в историческую точку их зарождения. В эти годы в России произошел тотальный слом общественного, экономического, духовного строя страны. Утрата обществом нравственных и социальных ориентиров привела к катастрофическим последствиям. Одно из них - чудовищная детская беспризорность и преступность.

Проводя социальный срез, параллель из нынешней реальности, хотелось бы отметить, что дети в некоторых стра-

нах постсоветского пространства сегодня оказались в аналогичной ситуации - в ситуации беспризорности, социального сиротства и придонного существования. Как и в прошлом, это стало результатом дезинтеграции устойчивых форм общественной жизни, взаимного отчуждения людей и, следовательно, предельной безответственности власти перед людьми и людей друг перед другом.

А.С. Макаренко потратил немало усилий, доказывая, что малолетние преступники, из числа которых, особенно на первых порах, формировался коллектив воспитанников, не дефективные, а обыкновенные дети, только несчастные, с изломанной судьбой, и главную цель свою он видел в том, чтобы сделать их счастливыми. А.С. Макаренко горячо отстаивал даже название руководимого им учреждения, поскольку в официальных документах Полтавского губернского отдела народного образования оно именовалось «Колония морально-дефективных детей». Именно в 20-е годы сформировалось педагогическое кредо педагога. Макаренко потом вспоминал, что никогда еще не чувствовал себя таким беспомощным, как в начале работы в колонии. Но переживать и размышлять было некогда: появились первые воспитанники-беспризорники. Многие приходили озлобленными, голодными и оборванными. У части был значительный опыт уголовных преступлений. Всех надо было мыть, одевать, обувать и кормить, надо было наладить нормальную жизнь, учебу, труд, разумный досуг.

В течение трех-четырех лет он создал образцовое воспитательное учреждение - Трудовую колонию имени А.М. Горького, и число ее воспитанников в 1926 году дошло до 120. В этом же году колония переселилась в Куряж, вблизи Харькова, где жили 280 крайне запущенных детей. Целью педагога было с помощью горьковцев превратить куряжан в образцовый трудовой коллектив, воспитать их силами самих колонистов. И это ему удалось.

Именно тогда сначала интуитивно, затем все более осмысленно Антон Семенович приходит к пониманию, что налаживание нормальной жизни детей составляет самую суть воспитательной работы. Все более глубоко осознает он основной закон педагогики: жизнь воспитывает. Причем не абстрактная жизнь вообще, а реальная жизнь каждого конкретного человека и есть его воспитание.

«Человек не воспитывается по частям» - вот так просто сформулировал Антон Семенович основной закон развития личности, исходя из которого он подошел к построению общей програм-

мы. Она представляет собой предельно лаконичную и в то же время конкретную характеристику личности воспитанника и направления его будущего развития, причем личности в ее цельности и индивидуальных проявлениях. А.С. Макаренко хорошо и проникновенно знал и понимал своих воспитанников.

Оценивая педагогическую деятельность и подходы А.С. Макаренко к воспитанию личности, А.М. Горький отмечал, что это бесспорно талантливый педагог, колонисты действительно его любят и говорят о нем с гордостью, а сам педагог А.С. Макаренко «все видит, знает каждого колониста, характеризует его пятью словами и так, как будто делает моментальный фотографический снимок с его характера» [10].

Сейчас, когда наше общество и соответственно школа находятся на перепутье, особенно остро ощущается дефицит воспитательной программы. Становится ясно, что примерное содержание воспитания школьников, в котором по полочкам раскладывались идейно-политическое, нравственное, физическое, правовое, экологическое и другие направления воспитания, часто совсем не срабатывает. Нужна не абстрактная модель «всесторонне развитой личности», против чего прямо предостерегал А.С. Макаренко, необходим индивидуальный подход к воспитанию каждой отдельной личности, нужен индивидуальный проект ее становления и развития.

В колонии перед А.С. Макаренко стояли задачи: вернуть беспризорному ребенку человеческий облик и дать ему возможность полноценной жизни в обществе. Но четких представлений о новом послереволюционном человеческом сообществе еще не было. Педагог задавался вопросом: в чем главный смысл этой новой формы человеческого общежития? Ему нужно было экспериментальным путем найти форму совместной полноценной жизни и деятельности взрослых и детей. На основе практики и возникает гениальный социально-педагогический проект, реализация которого потребовала от Макаренко-исследователя максимальных усилий. Создавая горьковскую колонию, педагог проштудировал огромное число педагогических и философских работ в поисках ответа на свой главный вопрос: где и как возможно обретение человеком собственной человечности?

Для А.С. Макаренко стало очевидным, что главным материалом для его исследования будут отдельные индивиды в основном истерического и капризного содержания. А собственно «человеческое» находится не внутри индивида, а где-то между, в пространстве человеческих взаимоотноше-

ний, человеческих объединений, дет-ско-взрослых общностей.

А.С. Макаренко утверждал, что сплоченный коллектив детей и педагогов (воспитательный коллектив) по мере своего развития становится активным и могущественным воспитателем личности. Конечно, человек воспитывается и для людей, для своего народа и человечества. Но прежде всего он воспитывается для себя, для своего счастья. Не надо забывать эту деталь воспитательной программы, по словам Макаренко, самую важную в ней.

Исследователь-практик вместе со своими товарищами-педагогами и лучшими воспитанниками самоотвержен -но и упорно трудился над созданием такого коллектива. В результате ребята работали в поле, начали учиться, старшие потянулись на рабфак, создали великолепный театр, куда по субботам съезжались жители окрестных сел. А самым главным было то, что в этой дружной работе, коллективных делах и увлечениях рос новый человек, все более сплачивался дружный коллектив горьковцев, представлявший собой могучую воспитательную силу.

Макаренко как педагог не стоит над коллективом и личностью. Он равноправный член коллектива, связанный узами товарищества со всеми его членами. В этом деловом содружестве воспитатель если и выделяется, то только своей педагогической квалификацией, мастерством. Творцом же воспитательного процесса вместе с педагогами являются и дети, и сам коллектив учебно-воспитательного учреждения. Коллектив - также цель воспитания.

Формула «воспитание через коллектив» была впоследствии во многих наших теориях и методиках видоизменена по сравнению с системой воспитания по Макаренко. Так, провозглашалось, что педагог создает коллектив, который становится в его руках средством, орудием воспитания личности. Отсюда появлялись умозаключения о том, что педагог, таким образом, является творцом педагогического процесса, личность - целью, коллектив - средством. А это далеко не соответствовало взглядам А.С. Макаренко на воспитание.

Для Макаренко нет дилеммы - личность или коллектив. Его идеал - гармония личности и коллектива. Коллектив не безликая серая масса, а живое, развивающееся содружество товарищей, объединенных общим делом, живой организм, живущий по своим законам.

Итак, система воспитания Макаренко отвечала задачам строительства нового советского общества. Он создал теорию воспитательного коллектива как формы педагогического процес-

са, с присущими объединению людей нормами, стилем жизни, отношениями. А.С. Макаренко разработал вопросы строения и организации коллектива, методов воспитания в нем, методику формирования сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций. Воспитание личности в коллективе и через коллектив - главная задача воспитательной работы. Настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разнообразной деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и работу.

С июня 1927 года Макаренко участвовал в организации детской трудовой коммуны имени Ф.Э. Дзержинского в поселке Новый Харьков (пригород Харькова), совмещая эту работу с деятельностью в колонии имени Горького. В конце 1928 года Макаренко ушел из колонии и в дальнейшем в течение нескольких лет отдавал все свои силы руководству трудовой коммуной имени Ф.Э. Дзержинского.

Имея за плечами удачный опыт работы с куряжскими колонистами, который можно сравнить с прививкой, А.С. Макаренко организует перевод в коммуну 50 воспитанников колонии имени А.М. Горького, ставших зрелым и опытным ядром нового коллектива, принесших в него все лучшие традиции горьковцев, организаторскую хватку и видение перспективы. Так коммуна имени Ф.Э. Дзержинского сразу встала на ноги и продолжила поступательное движение макаренковского коллектива воспитанников. И это было еще одно замечательное открытие Макаренко. Коллектив, руководимый им, являлся лучшим и высшим достижением практической педагогики в XX веке.

Жизнь, быт, достижения коммуны имени Ф.Э. Дзержинского подробно описаны А.С. Макаренко в повестях «Марш 30 года», «ФД-1» и «Флаги на башнях». Последняя книга получила более широкую известность.

В 1933-1935 годах вышла в свет «Педагогическая поэма», в 1937 году появилась в печати «Книга для родителей» - художественно-педагогическое произведение, освещающее вопросы семейного воспитания. Одновременно в 1933-1939 годах А.С. Макаренко написал ряд рассказов для детей и юношества, опубликованных в различных журналах, и много педагогических, литературоведческих и публицистических статей, которые печатались в газетах «Правда», «Известия», «Литературная газета». К Макаренко как к наставнику обращались за консультацией сотни родителей и учителей.

Итак, перед А.С. Макаренко стояла задача (та же задача сегодня стоит

перед нами): вырастить человека не «по частям», а во всех его измерениях - и телесных, и душевных, и духовных, сделать его способным к самореализации в системе человеческих связей и отношений. Именно в этом и состояло гениальное педагогическое и социальное открытие его, главный пафос утверждения в педагогическом сознании и педагогической практике коллективных форм организации совместной жизни и деятельности детей и взрослых в границах проектируемо-

го образовательного пространства. Такого пространства, которое никогда не совпадает и не должно совпадать с границами воспитательного учреждения.

История педагогики учит, что все великие педагогические учения вырастают из осмысления нового опыта, прежде всего своего собственного, той самой практики. Так складывались педагогические взгляды К.Д. Ушинского, заложившего фундамент педагогики как науки, гениального писателя и учи-

теля Л.Н. Толстого, и искренне преданного детям С.Т. Шацкого, и ученого-педагога С.А. Рачинского с его взглядом на образование с ценностных позиций, и великого педагога-гуманиста XX века А.С. Макаренко. Ведь педагогический опыт - это неиссякаемый животворный источник и одновременно способ приращения научного знания, критерий его истинности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Васильева О.Ю. Учитель - это не специальность, это служение: Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с министром образования и науки РФ О.Ю. Васильевой. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4599599.html (дата обращения 15.06.2017).

2. Анисимов В.В. Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики: учеб. для вузов. М.: Просвещение, 2007. 574 с.

3. Грохольская О.Г. Особенности развития дидактических систем России: краткий исторический экскурс // История и педагогика естествознания. 2015. № 3. С. 35-43.

4. Грохольская О.Г. Развитие дидактических систем России: краткий исторический экскурс // История и педагогика естествознания. 2016. № 2. С. 48-51.

5. Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Введение в профессиональную деятельность: учеб. пособ. для вузов. М.: Дрофа, 2011. 191 с.

6. Рачинский С.А. Заметки о сельских школах // Сельская школа. 6-е изд. СПб., 1910.

7. Рачинский С.А. Сельская школа: сб. ст. / сост., вступ. ст., коммент. Л.Ю. Стрелковой. М.: Педагогика, 1991. 173 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Семенов И. Идеи С.А. Рачинского как основа создания гуманистических воспитательных систем сельских школ // Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей) / под ред. Н.Л. Селивановой. М., 1998.

9. С.А. Рачинский о воспитании: Золотой фонд педагогики / авт.-сост. Л.Ю. Стрелкова. М.: Школьная пресса, 2004.

10. Горький А.М. Очерки «По Союзу Советов». URL: http://gorkiy.lit-info.ru/gorkiy/vospominaniya/po-soyuzu-sovetov/po-soyuzu-sovetov.html (дата обращения 15.06.2017).

DIDACTIC SYSTEMS OF THE RUSSIAN TEACHERS: SHORT HISTORICAL DIGRESSION

GROKHOLSKY O.G., Corresponding Member Russian Academy of education, Dr. Sci. (Ped.), Prof. The branch of philosophy of education and theoretical pedagogy Russian Academy of education (8, Pogodinskaya St., 119121, Moscow, Russia). E-mail: [email protected] ABSTRACT

The article continues to consider the history of home pedagogical idea, realized by O. G. Grokholskaya in such publications as: development of the didactic systems", "Feature of development of the didactic systems of Russia : short historical digression" didactic systems of Russia : short historical digression", "Didactic ideas of teachers of Russia : short historical digression", "Scientifically-pedagogical heritage of teachers of Russia : short historical digression". It designates the role of the historical-pedagogical experience as an inexhaustible source of life-giving and at the same time, as the method of increment of scientific knowledge, criterion of its truth.

Keywords: didactics, departmental teaching, history, scientifically-pedagogical heritage, pedagogical process, didactic system, morality, spirituality, collective, education.

REFERENCES

1. Vasil'yeva O.YU. Uchitel' - eto ne spetsial'nost', eto sluzheniye: Sostoyalas' vstrecha Svyateyshego Patriarkha Kirilla s ministrom obrazovaniya i nauki RFO.YU. Vasil'yevoy (The teacher is not a specialty, this service: The meeting of His Holiness Patriarch Kirill with the Minister of Education and Science of the Russian Federation O.Yu. Vasilieva). Available at: http://www.patriarchia.ru/db/text/4599599.html (accessed 15 June 2017).

2. Anisimov V.V. Grokhol'skaya O.G., Nikandrov N.D. Obshchiye osnovypedagogici [General principles of pedagogyj.Moscow, Prosveshcheniye Publ., 2007. 574 p.

Grokhol'skaya O.G. Features of the development of didactic systems in Russia: a brief historical digression. Istoriya i pedagogika yestestvoznaniya, 2015, no. 3, pp. 35-43 (In Russian).

Grokhol'skaya O.G. Development of didactic systems of Russia: a brief historical digression. Istoriya i pedagogika yestestvoznaniya, 2016, no. 2, pp. 48-51 (In Russian).

Grokhol'skaya O.G., Nikandrov N.D. Vvedeniye vprofessional'nuyu deyatel'nost' [Introduction to professional activities]. Moscow, Drofa Publ., 2011. 191 p.

Rachinskiy S.A. Zametki o sel'skikh shkolakh. Sel'skaya shkola [Notes on rural schools. Rural School]. St. Petersburg, 1910. Rachinskiy S.A. Sel'skaya shkola [Rural School]. Moscow, Pedagogika Publ., 1991. 173 p.

Semenov I. Idei S.A. Rachinskogo kak osnova sozdaniya gumanisticheskikh vospitatel'nykh sistem sel'skikh shkol.Gumanisticheskiye vospitatel'nyye sistemy vchera i segodnya (v opisaniyakh ikh avtorov i issledovateley) [Ideas of S.A. Rachinsky as the basis for creating humanistic educational systems of rural schools. Humanistic educational systems yesterday and today (in the descriptions of their authors and researchers)]. Moscow, 1998. S.A. Rachinskiy o vospitanii: Zolotoy fondpedagogiki [S.A. Rachinsky about education: Gold fund of pedagogic]. Moscow, Shkol'naya pressa Publ., 2004.

10. Gor'kiy A.M. Ocherki «Po Soyuzu Sovetov» (Essays on the Union of Soviets). Available at: http://gorkiy.lit-info.ru/gorkiy/vospominaniya/po-soyuzu-sovetov/po-soyuzu-sovetov.html (accessed 15 June 2017).

"Historical digression of "Development of the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.