Научная статья на тему 'Научно-педагогическое наследие Н.К. Крупской'

Научно-педагогическое наследие Н.К. Крупской Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6740
809
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / система обучения / воспитание / научно-педагогическое наследие / педагогический процесс / воспитательное пространство / нравственность / духовность / коллектив / политехнизм / учитель / ученик / новая трудовая школа. / education / system of education / upbringing / scientific-pedagogical heritage / pedagogical process / educational space / morality / spirituality / team / polytechnics / a teacher / a student / a new labor school.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грохольская Ольга Глебовна

Автором продолжено рассмотрение научно-педагогического наследия отечественных педагогов (публикации О.Г. Грохольской «Особенности развития дидактических систем России: краткий исторический экскурс» (2015), «Развитие дидактических систем России: краткий исторический экскурс» (2016), «Дидактические идеи педагогов России: краткий исторический экскурс» (2017), «Педагогические идеи и новаторский опыт В.А. Сухомлинского» (2018) и др.) как педагогического источника новых мыслей, идей, подходов к целям и содержанию образования, которые позволяют дать ему оценку и предложить решение проблем обновления образовательной системы России сегодня. Обозначена важность всевозрастающей роли истории педагогики и образования как важнейшей методологической опоры успешных преобразований в образовательной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL HERITAGE OF N.K. KRUPSKAYA

The author continues to consider the scientific and pedagogical heritage of Russian teachers (O.G. Grokholskaya's publications " Peculiarities of development of didactic systems of Russia: a brief historical digression "(2015), " Development of didactic systems of Russia: a brief historical digression "(2016), "Didactic ideas of Russian teachers: a brief historical digression" (2017), " Pedagogical ideas and innovative experience of V. Sukhomlinsky (2018) and others as a pedagogical source of new thoughts, ideas, approaches to the goals and content of education, which allow him to assess and propose solutions to the problems of updating the educational system of Russia today. The importance of the ever-increasing role of the history of pedagogy and education as the most important methodological support for successful transformations in the educational sphere.

Текст научной работы на тему «Научно-педагогическое наследие Н.К. Крупской»

УДК 37.013

https://doi.org/10.24411/2226-2296-2019-10105

Научно-педагогическое наследие Н.К. Крупской

О.Г. Грохольская

Отделение философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования, 119121, Москва, Россия E-mail: [email protected]

Резюме: Автором продолжено рассмотрение научно-педагогического наследия отечественных педагогов (публикации О.Г. Грохольской «Особенности развития дидактических систем России: краткий исторический экскурс» (2015), «Развитие дидактических систем России: краткий исторический экскурс» (2016), «Дидактические идеи педагогов России: краткий исторический экскурс» (2017), «Педагогические идеи и новаторский опыт В.А. Сухомлинского» (2018) и др.) как педагогического источника новых мыслей, идей, подходов к целям и содержанию образования, которые позволяют дать ему оценку и предложить решение проблем обновления образовательной системы России сегодня. Обозначена важность всевозрастающей роли истории педагогики и образования как важнейшей методологической опоры успешных преобразований в образовательной сфере.

Ключевые слова: образование, система обучения, воспитание, научно-педагогическое наследие, педагогический процесс, воспитательное пространство, нравственность, духовность, коллектив, политехнизм, учитель, ученик, новая трудовая школа. Для цитирования: Грохольская О.Г. Научно-педагогическое наследие Н.К. Крупской // История и педагогика естествознания. 2019. № 1. С. 23-29.

D0l:10.24411/2226-2296-2019-10105

SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL HERITAGE OF N.K. KRUPSKAYA Olga G. Grokholsky

The branch of philosophy of education and theoretical pedagogy Russian Academy of education, 119121, Moscow, Russia E-mail: [email protected]

Abstract: The author continues to consider the scientific and pedagogical heritage of Russian teachers (O.G. Grokholskaya's publications " Peculiarities of development of didactic systems of Russia: a brief historical digression "(2015), " Development of didactic systems of Russia: a brief historical digression "(2016), "Didactic ideas of Russian teachers: a brief historical digression" (2017), " Pedagogical ideas and innovative experience of V. Sukhomlinsky (2018) and others as a pedagogical source of new thoughts, ideas, approaches to the goals and content of education, which allow him to assess and propose solutions to the problems of updating the educational system of Russia today. The importance of the ever-increasing role of the history of pedagogy and education as the most important methodological support for successful transformations in the educational sphere.

Keywords: education, system of education, upbringing, scientific-pedagogical heritage, pedagogical process, educational space, morality, spirituality, team, polytechnics, a teacher, a student, a new labor school.

For citation: Grokholsky O.G. SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL HERITAGE OF N.K. KRUPSKAYA. History and Pedagogy of Natural Science.

2019, no. 1, pp. 23-29.

DOI:10.24411/2226-2296-2019-10105

Сегодня очевиден нарастающий интерес к исторической проблематике и анализ прошлого разных эпох не только становится мировоззренческой основой современной жизни, но и наполняет всю духовную атмосферу образовательного сообщества. Важнейшим условием обновления образовательной сферы является обращение к педагогическому потенциалу образовательных систем исторического прошлого как к педагогическому источнику новых мыслей, идей, целей и содержания, с одной стороны, а с другой - как к источнику созидательных стратегий обновления и развития образования на основе интеграционного взаимодействия научно-педагогических идей

педагогов-историков и современных педагогов- исследователей.

Времена обновлений, экономических и социальных преобразований сегодня актуализируют внимание к человеку. В новую эпоху мы наблюдаем отказ от понимания образования как процесса получения готового знания, а также отказ от представления о педагоге как носителе готового знания. На смену «приходит понимание образования как достояния личности, как средства его самореализации в жизни, как средства самоуправления своей жизнью» [1]. Именно личность, продукты ее творчества сегодня становятся главным предметом познания, а любой внешний объект постигается в контексте смыслов и ценностей чело-

века. В развитие этого посыла отметим, что суть образованности тогда можно сформулировать следующим образом. Образованность в постиндустриальном обществе - это способность человека общаться, учиться, анализировать, проектировать, выбирать и творить.

В такие исторические моменты общественное сознание начинает остро осознавать процесс воспитания как деятельность не только личностно, но и социально значимую. В связи с этим появляется необходимость сформировать новую идеологию воспитания, новые задачи педагогики в целом, осознать и актуализировать педагогические идеи и воспитательные концепции прошлого, создать новые уникальные педагогические прецеденты.

Нам представляется интересным, что сегодня становится популярной и актуальной идея обновления вековечной природы человека как идея становления, формирования и воспитания «нового человека» в условиях преобразования экономической, социальной, духовной сферы российского общества.

Данная статья представит читателю основные идеи и педагогическое наследие выдающегося педагога, Н.К. Крупской, 150-летие со дня рождения которой мы отмечаем в 2019 году и которая всю свою научную и трудовую деятельность связывала с уникальной образовательной и воспитательной практикой, с разработкой программы воспитания нового человека.

Педагогические идеи Н.К. Крупской

Надежда Константиновна Крупская (1869—1939) - выдающийся организатор советского просвещения, друг и соратник В.И. Ленина, крупнейший педагог-марксист, активный деятель народного образования. Во времена советского прошлого она стала создателем новой школы, новой системы воспитания. Ею опубликовано огромное число педагогических работ, которые и сегодня могут помочь не только начинающему, но и опытному педагогу определить, в частности, те критерии, на основании которых необходимо анализировать педагогические ситуации, давать оценку школьному, внешкольному и семейному воспитанию, определять качество своей работы как учителя и воспитателя. В практической деятельности и педагогических трудах Н.К. Крупской воплощена ленинская программа воспитания нового человека - активного строителя светлого будущего. И несмотря на приверженность педагога идеям большевизма и идео-логизированность подходов к воспитанию, ее педагогические идеи и воспитательные концепции были наполнены не только остроактуальными, во многом идеалистическими, но и вневременными подходами, «вечными» идеями.

Родилась Н.К. Крупская в Петербурге в 1869 году в семье с передовыми революционно-демократическими взглядами. Ее отец Константин Игнатьевич Крупский служил подпоручиком в частях царской армии и за свои антиправительственные взгляды и действия был признан неблагонадежным, уволен со службы, сначала с военной, а затем и с гражданской.

Собирающиеся у отца народовольцы, осуществлявшие «хождение в народ», еще в семье оказали влияние

на развитие у Н.К. Крупской интереса к педагогической деятельности. Позже прогрессивно настроенные учителя гимназии также способствовали развитию этого интереса, и она еще в гимназии осознала, что ее призвание в педагогической работе и что именно работая учительницей она будет более всего полезной своему народу. Однако после окончания гимназии, как дочь политически неблагонадежного человека, Крупская не могла найти себе место работы педагога.

С 1889 года Н.К. Крупская училась на историко-филологическом отделении Высших женских курсов (Бестужевских) в Петербурге. Там она сблизилась с кружком революционно настроенных студентов, где впервые услышала о деятельности Интернационала и познакомилась с появившимися в России произведениями К. Маркса и Ф. Энгельса. Идеи марксизма проходят путеводной звездой по жизни и творчеству Н.К. Крупской. С осени 1891 года она работала учительницей в вечерне-воскресной школе в с. Смоленском на окраине Петербурга, где вела активную политическую и педагогическую деятельность среди рабочих. С любовью вспоминали ее те, кто знал ее в эти годы, говоря, что она была высокая, стройная девушка, с простым приветливым лицом, выразительным ласковым взглядом, пышными густыми волосами, заплетенными в длинную -ниже пояса - косу, строго очерченными бровями вразлет, высоким лбом, красивым, несколько упрямым ртом.

Поскольку труд учителей Смоленской школы был бесплатным, чтобы обеспечить семью, ей надо было заниматься репетиторством и другой работой. Однако о бесконечной влюбленности ее в эту школу говорят слова: «И меня можно было хлебом не кормить, лишь бы дать поговорить о школе» [2].

Воспоминания бывших учащихся Смоленской школы говорят о том, что обучающиеся глубоко уважали Надежду Константиновну. В школе ее постоянно окружали ученики, учителя, ей задавали разные вопросы, а она всегда внимательно выслушивала каждого и терпеливо отвечала. Ей были присущи педагогический такт, творческий подход к делу, талант педагога, одаренность, а также скромность, глубина и настойчивость в решении поставленных задач.

За пять лет работы в Смоленской школе в ходе творческих поисков Н.К. Крупская пришла к выводу, что нельзя механически переносить в школу взрослых методику занятий с детьми, нельзя игнорировать большой практический и жизненный опыт взрослых учащихся. Нужно хорошо знать своих

учащихся, уровень их подготовки, знать пробелы в их знаниях, их интересы. Сутью ее педагогического кредо было глубокое уважение к личности учащегося, знание его настроения, вера в его силы, учет реальных условий жизни и умение видеть перспективу развития. В работе «Диалектический подход к изучению отдельных дисциплин» отразились ее методические поиски. Она считала, что необходимо установить тесную связь между изучением русского языка и литературы, ибо язык является формой выражения мыслей, понятий, чувств. Ее собственные уроки литературы, по воспоминаниям учащихся Смоленской школы, учили вглядываться в жизнь, «вчувствоваться» в нее.

В ходе всей своей трудовой деятельности и политической жизни Н.К. Крупская трудилась и над решением педагогических проблем, обстоятельно изучала большую зарубежную и русскую педагогическую литературу, посещала школы, получала обширную информацию о положении народного образования в России. Н.К. Крупская была ближайшим другом и помощником В.И. Ленина в его огромной теоретической деятельности. Первую книгу, «Женщина-работница», Н.К. Крупская написала в 1899 году, где с исключительной яркостью раскрыла ужасающие условия жизни трудящихся женщин в России, а также коснулась вопросов воспитания детей рабочих.

Она выступала в печати по вопросам образования и воспитания, в своих статьях раскрывала сословно-классо-вую сущность школы царской России, буржуазно-помещичью идеологическую направленность воспитания в ней и наметила пути развития новой школы. В 1915 году ею была написана книга, вышедшая в 1917 году под названием «Народное образование и демократия», которую высоко оценили В.И. Ленин и М. Горький. В книге представлена история идей трудового воспитания, изложено учение Маркса и Энгельса о политехническом образовании, дано критическое освещение состояния школы и педагогики в капиталистических странах.

Н.К. Крупская сыграла значительную роль в деле построения и развития советской школы. Участвуя в руководстве ряда педагогических журналов, она писала статьи и книги по педагогическим проблемам, читала лекции в Академии коммунистического воспитания, поддерживала теснейшую связь с учителями и учащимися, вела большую переписку с работниками просвещения, комсомольцами и пионерами. Известный деятель просвещения,

Н.К. Крупская отстаивала и пропагандировала в своих статьях и выступлениях программу борьбы за новую, социалистическую школу, разъясняла в них ленинские принципы связи школы с политикой, единства трудовой школы, ее светскости, разрабатывала вопросы патриотического и интернационального воспитания.

Формулируя коренное отличие обновленной социалистической школы от старой буржуазной, в статье «К вопросу о целях школы» (1923) она писала: «Цели буржуазного государства ведут к подавлению личности громадного большинства детей, к затемнению их сознания, эти цели идут вразрез с интересами молодого поколения; цели, которые ставит школе рабочий класс, ведут к расцвету личности каждого ребенка, к расширению его кругозора, к углублению его сознания, к обогащению его переживаний, цели идут по линии интересов молодого поколения. В этом разница между целями буржуазии и целями пролетариата» [3].

Говоря о целях и их реализации, педагог подчеркивала, что лишь школа, тесно связанная с жизнью, с интересами ребенка, открывающая ему возможности и различные сферы применения своих сил, создает благоприятные условия для становления и развития человеческой личности. Крупская повторяла, что воспитание в школе коллективиста должно быть соединено с воспитанием всесторонне развитого, внутренне дисциплинированного человека, способного глубоко чувствовать, ясно мыслить, организованно действовать.

Школа, пионерская организация и комсомол имеют общие цели по воспитанию подрастающего поколения, по развитию у него коллективизма, помогающего наладить работу детей, которая даст им возможность сознавать себя частью целого, частью коллектива. Для того чтобы ребенку расти вместе с другими и идти сообща к новой, счастливой, интересной и полноценной жизни, надо ему помочь, разъясняла Крупская, осознать свои мысли и чувства, сделать это познание самого себя средством познания других, средством более тесного сближения с коллективом. И этот процесс не будет стирать индивидуальные черты члена коллектива, а, напротив, каждый ребенок будет развиваться как индивидуальность в интересах и коллектива, и страны.

Говоря о содержании образования, Н.К. Крупская указывала, что надо создать программу, в которой может быть и не употреблялось бы слово «марксизм», но которая, по существу дела, показывала бы связь явлений и процессов в их настоящем виде, то есть таки-

ми, каковы они есть в реальности. При этом каждый школьный предмет должен изучаться во взаимосвязи с другими предметами и конкретной жизнью. И тогда целостное их изучение даст учащимся полную картину мира, целостное мировоззрение, научит логически мыслить и применять знания в жизни.

Интересными и важными представляются сегодня идеи Н.К. Крупской о политехническом и трудовом воспитании . Она считала, что мы никогда не должны забывать, что живем в республике труда; мы не можем выпускать в жизнь из наших школ белоручек, мы должны учитывать воспитывающую роль труда. Каждый гражданин молодой страны должен с юных лет проникнуться уважением к физическому труду, поскольку умелые руки, твердый характер и смелый, гибкий ум нужны во всякой работе. А все это воспитывается через труд.

Педагог-исследователь, Н.К. Крупская тесно связывала вопросы трудового воспитания с политехническим обучением. Она справедливо отмечала, что политехнизация школы должна осуществляться на основе общего образования. Интерес у детей к различным направлениям развития техники, к технологиям производства пробуждает реконструкция различных сторон жизни и обновление всего народного хозяйства. Все это мотивирует учеников к изучению технических сторон жизни, создает благоприятные условия для политехнического обучения. Необходимо, чтобы этот интерес поддерживался с самого раннего возраста, и Н.К. Крупская призывала «увлечь учащихся романтикой современной техники».

При этом педагог отмечает, что содержание политехнического образования не сводится лишь к приобретению известной суммы навыков, или к мно-горемесленности, или только к изучению современных, притом наивысших, форм техники. Крупская говорит, что политехнизм - это целая система, в основе которой лежит изучение техники в ее различных формах. Сюда входит и изучение живой природы и технологии материалов, и изучение орудий производства, их механизмов, изучение энергетики, изучение географической основы экономических отношений, влияние способов добывания и обработки на общественные формы труда и влияние последних на весь общественный уклад. «Политехнизм, - подчеркивала Н. К. Крупская, - не есть какой-то особый предмет преподавания, он должен пропитывать собою все дисциплины, отражаться на подборе материала и в физике, и в химии, и в естествознании, и в обществоведении» [4].

Большую роль Крупская отводила производительному труду учащихся. Она указывала, что работа в школьных мастерских для V—VII классов должна быть педагогически продумана с точки зрения политехнизации, однако не следует допускать ремесленничества; учащихся старших классов необходимо включать в труд промышленных предприятий, колхозов и совхозов. Такая деятельность на предприятиях даст им представление о современной технике, расширит их политехнический кругозор, будет способствовать воспитанию позитивного отношения к труду.

Говоря об учителе, Н.К. Крупская писала, что профессия учителя у нас не только почетна, но это одна из «наиболее захватывающих» профессий. Ведь учитель и ученик - это две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Но для того чтобы учитель мог не на словах, а на деле выполнить ту поистине великую задачу, которая стоит перед ним, ему надо упорно работать прежде всего над собой, научиться овладевать знаниями по-ленински, научиться работать так, как завещал Ленин. Надо растить из себя коллективиста-организатора, настоящего коммуниста [5].

Останавливаясь на критериях оценки педагога в 1932 году, Крупская отмечала, что педагог должен: быть общественником, близко принимать к сердцу задачи соцстроительства; знать свой предмет и его педагогическую специфику (особые задачи и приемы, вытекающие из сущности предмета и его систематики); уметь сочетать учебную работу с работой воспитательной; знать группу, уровень ее знаний, лицо всей группы, ее сильные и слабые стороны, ее настроения, причины их; должен знать каждого ученика, условия, в которых он живет, его слабые и сильные стороны, должен уметь индивидуализировать в зависимости от этого подход к нему; пользоваться у ребят большим авторитетом, пользоваться их доверием и уважением; знать основы научной организации труда, уметь организовать коллективную работу ребят, избегая обезлички и умея поднять соревнование на уровень соцсоревнования, помогающего укреплять коллектив [6].

Кроме того, учитель должен владеть методикой обучения: уметь просто, живо, образно рассказать ребятам о том или ином факте или событии;

уметь иллюстрировать рассказ яркими примерами, рисунками, опытами, показом на экскурсиях, методом трудовой проработки, то есть поставить тем самым занятия так, чтобы они заинтересовывали ученика; владеть умением задавать вопросы, выясняющие степень понимания и степень усвоения учащимися заданий; умением уловить, что непонятно ученикам, и толково объяснить непонятное; умением пробудить самодеятельность учащихся, давать задания, которые эту самодеятельность стимулируют; умением правильно распределять задания между учащимися, чтобы у каждого учащегося было постоянное сознание своего роста; владеть умением учить ребят самостоятельной работе путем консультации и систематического контроля.

Важнейшим для учителя является умение подготовить урок, выделяя самое существенное, беря второстепенное лишь для иллюстрации; методически продумывать его; умение готовить к уроку группу, пробуждая - путем предварительных заданий ученикам прочесть известные вещи, понаблюдать известные явления - интерес их к данному вопросу. Важна также проверка понимания учеником сообщенного материала; проверка усвоения материала; проверка прочности запоминания; проверка понимания учеником, как усвоенный материал надо применять к практике, умение организовать внешкольную работу учащихся по данному предмету; важны постоянные и временные кружки; важна деятельность ребят, имеющая целью применять на практике усвоенные знания [7].

Н.К. Крупская всегда подчеркивала важность знания учителем возрастных особенностей восприятия и мышления ребенка, условий развития его в каждом возрасте, объема жизненного опыта современных ребят, характера и глубины этого опыта. Под этим углом зрения должны быть продуманы методы передачи знаний ребятам. Важнейшим условием успешности обучения является умение передавать другим свои знания, умение показать предмет, явление, показать в нем самое существенное, важное, используя все средства современной техники. Учитель должен уметь разъяснять явления, должен помочь учащемуся усваивать, запоминать сообщаемый материал, учиться применять получаемые знания к практике, превращать знания в рычаг развития. Надежда Константиновна призывала учителей и учащихся неустанно работать над собой, по-настоящему учиться.

С именем Н.К. Крупской теснейшим образом связано возникновение

пионерского движения и история его первых двух десятилетий. Непосредственное участие в руководстве пионерской организацией педагог сочетала с разработкой теории детского коммунистического движения и методики воспитательной работы пионерской организации. Крупская говорила о том, что пионерское движение захватывает ребят в том возрасте, когда только еще складывается человек, помогает выработке у них общественных навыков, общественного сознания. Участие в пионерском движении может ярким светом осветить жизнь подрастающего поколения, наполнить ее глубоким содержанием, необычайно богатыми переживаниями.

В статье «Школа и пионердвиже-ние» (1924) она выясняла сложные вопросы взаимоотношения школы и пи-онердвижения. Крупская доказывала, что основной задачей пионерской организации является борьба за знания, что дети должны быть заражены энтузиазмом по овладению знаниями, и надо, чтобы они не замыкались в себе, а старались всех ребят втянуть в это дело и стать во главе всего детского движения за учебу [8].

Обучение и воспитание тесно связаны друг с другом, дополняют одно и другое, переплетаются одно с другим, но все же это две разные проблемы. В пионерском движении главная задача -задача воспитания. Дети и подростки вслед за взрослыми стремятся самостоятельно, по собственной инициативе участвовать в улучшении окружающей жизни. Эти стремления детей поддерживает и укрепляет школа, а также литература и искусство, воздействующее с большей силой на чувства детей и подростков. Нужно идти навстречу этому движению, создав не организацию для детей, а организацию самих детей с присущими такой организации живыми и яркими формами работы.

Много внимания Н.К. Крупская уделяла методике работы пионерских отрядов. Она считала, что пионеры должны быть первыми в общественно полезной работе школы, и дала ряд советов по ее развертыванию. Она подчеркивала, что дети должны быть поголовно включены в общественно полезную работу, которая, конечно, должна соответствовать возрасту детей и их интересам. Она решительно выступала против скучных, трафаретных форм пионерской работы, добиваясь, чтобы эта деятельность была идейно насыщенной, красочной, удовлетворяющей многообразным детским интересам. «Поменьше барабанного боя и побольше углубленной работы»- таково основное требование, предъявленное

Н.К. Крупской к вожатым. В своих письмах Крупская учит пионеров коллективизму, социалистическому отношению к труду и общественной собственности. Она раскрывает им сущность советского патриотизма, который должен пронизать все дела пионеров.

Плодотворная воспитательная идея Н.К. Крупской состояла в том, чтобы воспитать из ребят всесторонне развитых, сильных телом и сознанием людей, но не индивидуалистов, а коллективистов, не противопоставляющих себя коллективу, а составляющих его силу, поднимающих значение коллектива на новую ступень. Прежде всего надо дать пионеру-школьнику возможность совместных переживаний. Ребенок, который живет один в семье, которого заботливая мать тщательно оберегает от «вредных влияний» других ребят, не станет коллективистом. Коллектив же не поглощает личности ребенка, но влияет на качество воспитания, на его содержание и позволяет наиболее полно и всесторонне развиваться.

Практически важно уметь наладить совместное пение, игры, покрасочнее и поглубже по содержанию наладить совместное интересное чтение и пр. Все это сближает ребят, сплачивает их, а совместно пережитая какая-нибудь большая радость или горе еще больше делает их близкими друг другу. Тут важно поменьше формальностей, побольше содержания. Важен вопрос о том, какие игры будут проводиться, ибо игра игре рознь, - есть игры, как раз мешающие развитию коллективистических инстинктов, не сплачивающие, а разъединяющие ребят. Важно, какие книги будут читать ребята - индивидуалистический хлам или действительно ценные вещи [9].

В педагогическом наследии Крупской самоуправление учащихся рассматривается как неотъемлемая часть трудовой политехнической школы, и именно ей принадлежит заслуга в разработке проблемы самоуправления учащихся в советской школе. В ряде ее работ: «К вопросу о школьных судах» (1911), «О школьном самоуправлении» (1915), в выступлении на конференции пролетарских культурно-просветительных организаций 20 сентября 1918 года, в статьях «Общественное воспитание» (1923), «Школьное самоуправление и организация труда» (1923), «Детское самоуправление в школе» (1930) и других дана ясная характеристика коренного отличия решения проблемы самоуправления в буржуазной и пролетарской школах.

Педагог указывала, что в буржуазной школе самоуправление содействует воспитанию индивидуалиста, убежденного защитника буржуазного

строя, оно имеет ярко выраженный антиколлективистический характер. Задачей самоуправления в советской школе, по определению Н.К. Крупской, является воспитание коллективиста-общественника, активного участника всей жизни школы, готовящегося стать гражданином Советского государства, активного участника обновления общества. Школьное самоуправление учащихся, говорила Надежда Константиновна, должно стать одним из средств, которое помогает научить детей коллективно строить новую жизнь.

В ряде выступлений педагог высказывает мысль о необходимости специальной подготовки детей к выполнению организаторских функций, чтобы школьники, активно участвуя в управлении делами своего коллектива, развивали организаторские способности, приобретали организационные навыки и умения. Она намечает следующие этапы организаторской работы: первый этап - обсуждение цели, постановка главных задач в работе коллектива с учетом реальных потребностей его жизни; второй этап - распределение обязанностей среди ее участников с учетом способностей и возможностей каждого; третий этап - учет и контроль выполняемой работы; четвертый этап -подведение итогов.

Важнейшими являются исследовательские разработки Крупской о правильных взаимоотношениях комсомольской и пионерской организаций с органами детского самоуправления, о роли пионеров и комсомола в самоуправлении. Она постоянно поддерживала необходимость руководящей роли комсомола и пионерской организации в работе самоуправления и педагогического руководства развитием самостоятельной деятельности школьников.

Основы детского самоуправления, разработанные Н.К. Крупской, стали отправным пунктом дальнейшего развития их в теоретической и практической деятельности выдающегося советского педагога А.С. Макаренко.

Н.К. Крупская горячо пропагандировала идею тесной взаимосвязи семьи и школы в воспитании личности, отмечая, что сложные вопросы воспитания могут быть разрешены только при тесном контакте родителей и школы, и лишь при этом условии школа и семья смогут преодолевать трудности, которые встречаются в практике воспитания.

Что касается дошкольного возраста, то педагог убежденно констатировала, что только в социалистическом обществе может быть широко, начиная с дошкольного возраста, поставлено общественное воспитание детей, которое призвано обеспечить их всесторон-

нее развитие. И поэтому Н.К. Крупская принимала самое активное участие во всей огромной работе по организации и развертыванию сети дошкольных учреждений в молодой стране. Она дала много практических указаний о содержании и методике воспитания детей дошкольного возраста, о физическом, умственном, нравственном, трудовом, эстетическом воспитании ребенка-дошкольника. Она осуждала суровое, а тем более несправедливое отношение к ребенку со стороны родителей. С большой теплотой говорила о воспитательном значении разумной родительской ласки и уважительного отношения к ребенку и его друзьям.

Н.К. Крупская была непримиримой противницей физических мер наказания. Она призывала советскую общественность воевать с родителями, которые бьют своих детей. Физические меры воздействия - отвратительный пережиток прошлого, считала педагог. В педагогических трудах Н.К. Крупской выражена большая любовь к ребенку, огромная забота о детях трудящихся, стремление с раннего детства воспитывать советских детей как будущих граждан великой Родины.

Важнейшим направлением своей исследовательской деятельности педагог Н.К. Крупская считала обращение к классическому педагогическому наследству, к педагогическому потенциалу образования прошлых исторических эпох, которое требовало всестороннего анализа и критического подхода. В своей книге «Народное образование и демократия» она впервые в педагогической литературе осветила историю идей трудового воспитания, впервые дала изложение учения Маркса и Энгельса о политехнизме. Отдельные главы этого труда посвящены Руссо, Песталоцци, Оуэну, а также высоко оценено наследство русской классической педагогики.

В работе «Дух времени» в немецкой народной школе» (1916) Н.К. Крупская отмечала, что государственная педагогика империалистической Германии противостоит лучшим идеям и целям передовой буржуазной педагогики прошлого, поскольку рассматривает ученика как средство для достижения государственных целей, а учителя - как средство для проведения этих целей. Все это говорилось Н.К. Крупской задолго до захвата власти в Германии фашизмом, поскольку ею было замечено реакционное развитие и превращение школы в орудие оголтелой реакции.

Понимала и критиковала Крупская классовый характер современной ей школы США, что выражалось в противопоставлении реакционных педаго-

гических «теорий» американского империализма и прогрессивных взглядов американского педагога середины XIX века Гораса Мана, боровшегося за общедоступную школу, общую для белых и негров. Очень ценны ее статьи, разъясняющие взгляды В.И. Ленина на просвещение и школу.

Таким образом, рассматривая определенные исторические примеры, педагог призывала положить в основу изучения истории педагогики метод конкретного исторического анализа, а не заранее продуманные схемы, в которые втискивались те или иные исторические факты и события. Н.К. Крупская называет эти замечательные мысли, имеющие огромное значение для дальнейшей разработки истории педагогики как науки, лишь беглым материалом. Однако не требуется особых доказательств в отношении ценности этих «беглых материалов». Высказывания Н.К. Крупской по различным проблемам истории педагогики продолжают изучаться и имеют большое значение и в наше время.

Изучая педагогическое наследие Н.К. Крупской, мы видим, что оно имеет особый характер, представляя собой как бы летопись социалистической революции 1917 года и строительства новой советской школы. Причем летопись, написанную участником, активно относящимся к развертывающейся перед его глазами исторической борьбе за новую советскую трудовую школу. Она решала эти вопросы не в абстрактных сферах, не в отрыве от практики, а непосредственно, принимая участие в строительстве обновленной школы. Именно в этом и есть великое значение трудов Н.К. Крупской. За научные заслуги Н.К. Крупской была присуждена степень доктора педагогических наук без защиты диссертации. Она являлась почетным членом АН СССР (1931).

Даже самый беглый предварительный анализ с позиций современного научного знания с учетом социального и педагогического опыта последних лет позволяет извлечь из наследия Н.К. Крупской ряд важных уроков. В чем они состоят? Прежде всего в определении сущности, роли и места воспитания человека в жизни. Природные основы человека, по сути своей, не поддаются принципиальным изменениям. Человек разумен, социален, активен, противоречив, обладает определенной духовностью и пр. Изменить можно только формы проявления природы человека, и именно они, эти внешние формы, во многом зависят от воспитания, в процессе которого происходит не столько «формирование», сколько становление человека.

Воспитание, происходящее в детстве, наиболее глубоко влияет на человека; упущенное в детстве трудно восстановить. В то же время нельзя сказать, что взрослый обречен быть таким, каким его воспитали в детстве. При желании человек может многое в себе изменить. Успешное воспитание детей (людей в возрасте до 18 лет, согласно международным документам) не только создает возможности для полноценного и продуктивного существования каждого человека. Оно обеспечивает существование государства, условия развития общества, сохранение духовного потенциала народов. Успех воспитания состоит - и эту мысль проводила Н.К. Крупская - в государственной поддержке, однако излишний надзор затрудняет деятельность воспитательных учреждений, мешает превращению их в общественные организации, в креативное пространство совместной жизни детей и взрослых.

Воспитательное пространство, чтобы быть эффективным, должно быть организовано вместе с детьми, а не создано для них (как известно, Н.К. Крупская требовала, чтобы пионерские отряды были организацией детей, а не для детей). Воспитание гражданина - процесс не только социально значимый, но и чрезвычайно сложный, требующий от его организаторов аксиологической и психологической зрелости, умения осуществлять индивидуальный подход, педагогически грамотно готовить и проводить массовые мероприятия.

Трудовое воспитание детей - продуктивная и созидательная педагогическая идея, разрабатываемая Н.К. Крупской, которая еще не до конца осознана современным педагогическим сообществом. Особого внимания в наследии Крупской заслуживает система подготовки педагогических кадров, способных осуществлять успешное воспитание детей. Главное, чего стоит ждать от этой системы, - стимулирование стремления и развитие умений педагога осмыслять, анализировать, проектировать свою деятельность, осуществлять целеполагание и творческую реализацию поставленных целей в совместной с детьми деятельности. При этом стоит специально учить педагогов не только методам организации индивидуальной

деятельности детей, но и методам организации их социальной жизни, так как эта сторона бытия ребенка несмотря ни на что остается важным воспитательным пространством и значимым фактором его полноценного развития.

Вышеперечисленные воспитательные идеи не исчерпывают уроков, которые содержатся в наследии Н.К. Крупской. Однако даже названные плодотворные идеи позволяют утверждать, что ее педагогические труды заслуживают внимательного изучения современными специалистами. Анализ реального положения дел показывает, что современные исследователи в области воспитания зачастую совсем не знают этого наследия и поэтому рассматривают Н.К. Крупскую не как серьезного педагога, а лишь как одностороннего и потому неинтересного политического деятеля. Некоторые знакомы с наследием Н.К. Крупской «из вторых рук», то есть только по работам других исследователей, и, доверяя этим авторам, либо безудержно восхваляют Н.К. Крупскую, либо оценивают ее педагогическую деятельность только негативно.

Сегодня несомненен факт, что задачами высшей школы, профессионального педагогического образования являются формирование конструктивного, критического интереса молодежи не только к далекому и когда-то утаенному прошлому отечественной педагогики, но и к концепциям, к деятельности официально признанных лидеров советского периода. Важным является требование мотивировать студентов к работе с первоисточниками, воспитать у них стремление формулировать собственные обоснованные суждения о трудах педагогов-исследователей прошлого. Это поможет педагогике на основе созидательного интеграционного взаимодействия научно-педагогических идей педагогов-историков и современных педагогов-исследователей создать новые педагогические концепции и обосновать подходы к практической реализации инноваций в воспитании подрастающего поколения.

В завершение работы напомним восемь пунктов составленной Н.К. Крупской школьной муниципальной программы: 1) всеобщее обязательное и бесплатное за счет государства светское обучение, связанное с разно-

образным производительным трудом; 2) устройство возможно большего числа бесплатных яслей; 3) убежища для бесприютных детей и школы для ненормальных, для глухих и слепых; 4) организация специальных профессиональных курсов при фабриках и заводах; 5) бесплатная раздача всем школьникам горячего завтрака, учебных пособий, одежды, обуви; 6) школьные колонии, площадки для детских игр, библиотеки, музеи и народные дома; 7) обязательный врачебный надзор за школьными помещениями; 8) выборность учителей всем населением и их автономия.

Названные позиции во многом созвучны современным тенденциям развития и обновления школы. Поэтому задачей нынешних руководителей образования является - грамотно подойти к наследию Н.К. Крупской, вдумчиво проанализировать и понять, какие примеры нужны для воспитания подрастающего поколения, а главное - решить, что лучшее из богатейшего опыта и истории нашей страны можно применить в новой России - России ХХ1 века.

В настоящее время Россия, образовательная ее система находится вновь в ситуации обновления и реформирования. Вновь становится очевидным: судьба страны зависит от каждого человека - гражданина страны. Надежды на улучшение положения внутри страны и в мировом пространстве связываются сегодня с развитием образования, в том числе и с организацией воспитания молодежи. Сегодня особенно остро ощущается дефицит системно выстроенной и технологически отлаженной воспитательной программы [10], нет четко сформулированной государственной стратегии, нет твердой уверенности в успешности выбранных направлений перестройки системы образования. В связи с этим, повторимся, представляется весьма актуальным обращение к созидательным воспитательным идеям Н.К. Крупской, внимательное прочтение и анализ ее педагогического наследия. Ведь обращение к педагогическому наследию отечественных мыслителей позволяет с точки зрения исторической перспективы дать ему оценку и предложить решение целого ряда проблем современной педагогики, важнейшей из которых является обновление образовательной системы России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Грохольская О.Г. Приоритеты развития образования в свете идей Я.А. Коменского // Педагогика. 2018. № 9. С. 105. Педагогические взгляды и деятельность Н.К. Крупской. М., 1969. 12 с.

Крупская Н.К. К вопросу о целях школы: Пед. соч. Т. 2. М.: Академия пед. наук, 1958. С. 142-143. Крупская Н.К. О политехническом образовании: Пед. соч. Т. 4. М.: Академия пед. наук, 1958. 188 с. Крупская Н.К. Об учителе. Избр. статьи, речи и письма. Изд. 2-е. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. С. 274-276. Крупская Н.К. Об учителе. Избр. статьи, речи и письма. Изд. 2-е. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. С. 254-255. Крупская Н.К. Об учителе. Избр. статьи, речи и письма. Изд. 2-е. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. С. 254-255. Крупская Н.К. Школа и пионердвижение: Пед. соч. Т. 5. М.: Академия пед. наук, 1959. С. 204-206. Крупская Н.К. Школа и пионердвижение: Пед. соч. Т. 5. М.: Академия пед. наук, 1959. С. 206-207. 10. Грохольская О.Г. Педагогические идеи и новаторский опыт В.А. Сухомлинского // История и педагогика естествознания. 2018. № 3. С. 49-50.

REFERENCES

105 (In Rus-

Grokhol'skaya O.G. Priorities for the development of education in the light of the ideas of Ya.A. Komensky. Pedagogika, 2018, no. 9, p sian).

2. Pedagogicheskiye vzglyady i deyatel'nostt N.K. Krupskoy [Pedagogical views and activities of N.K. Krupskaya]. Moscow, 1969. 12 p.

3. Krupskaya N.K. K voprosu o tselyakh shkoly [On the school's goals]. Moscow, Akademiya ped. nauk Publ., 1958. pp. 142-143.

4. Krupskaya N.K. O politekhnicheskom obrazovanii [About polytechnic education]. Moscow, Akademiya ped. Nauk Publ., 1958. 188 p.

5. Krupskaya N.K. Ob uchitele. Izbr. statti, rechiipis'ma [About the teacher. Selected articles, speeches and letters]. Moscow, APN RSFSR Publ. 1960. pp. 274-276.

Krupskaya N.K. Ob uchitele. Izbr. staVi, rechiipis'ma [About the teacher. Selected articles, speeches and letters]. Moscow, APN RSFSR Publ. 1960. pp. 254-255.

Krupskaya N.K. Ob uchitele. Izbr. statti, rechiipis'ma [About the teacher. Selected articles, speeches and letters]. Moscow, APN RSFSR Publ. 1960. pp. 254-255.

Krupskaya N.K. Shkolaipionerdvizheniye [School and pioneer movement]. Moscow, Akademiya ped. nauk Publ., 1959. pp. 204-206. Krupskaya N.K. Shkolaipionerdvizheniye [School and pioneer movement]. Moscow, Akademiya ped. nauk Publ., 1959. pp. 206-207. Grokhol'skaya O.G. Pedagogical ideas and innovative experience of V.A. Sukhomlinskiy. Istoriya ipedagogika yestestvoznaniya, 2018, no. 3, pp. 49-50 (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Грохольская Ольга Глебовна, д.п.н.. проф., чл.-корр. РАО, Отделение философии образования и теоретической педагогики РАО.

Olga G. Grokholsky, Corresponding Member Russian Academy of education, Dr. Sci. (Ped.), Prof., The branch of philosophy of education and theoretical pedagogy Russian Academy of education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.