УДК 37.013
https://doi.org/10.24411/2226-2296-2018-1030S
Педагогические идеи и новаторский опыт В.А. Сухомлинского
О.Г. ГРОХОЛЬСКАЯ, д.п.н., проф., чл.-корр. РАО
Отделение философии образования и теоретической педагогики РАО (Россия, 119121, Москва, ул. Погодинская, д. 8). E-mail: [email protected]
В статье продолжено рассмотрение научно-педагогического наследия отечественных педагогов. В канун 100-летия со дня рождения педагога-мастера Василия Александровича Сухомлинского анализируются его педагогические идеи с позиции их актуализации для построения современных программ воспитания личности. Теоретические положения и практические идеи педагога освещены в новом прочтении сегодня, когда особенно остро ощущается дефицит системно выстроенной и технологически отлаженной воспитательной системы.
Ключевые слова: исторический опыт, ретроспективный взгляд, научно-педагогическое наследие, образование, воспитание, гуманная педагогика, новая школа, сетевая культура, инновационное обучение, нравственность, доверие, индивидуализация, семья, учитель, личность.
История педагогики учит, что все великие педагогические учения вырастают из осмысления нового опыта, прежде всего своего собственного, той самой практики. Обращение к истории проблемы, что важно, создает возможности не только ретроспективного, но также интроспективного и прогностического ее рассмотрения. Последующий исследовательский поиск в этой области методологически работает на более глубокое и полное осознание и понимание современной ситуации, способствует построению целостной объясняющей ее теории.
Так зарождался потенциал научных идей классиков, историков педагогической мысли, так складывались педагогические взгляды К.Д. Ушин-ского, гениального писателя и учителя Л.Н. Толстого, мастера педагогического труда, искренне преданного детям С.Т. Шацкого, педагога-гуманиста XX века А.С. Макаренко и др. [1]. Ведь педагогический опыт - это неиссякаемый животворный источник и одновременно способ приращения научного знания, критерий его истинности. Исторический опыт дает возможность из всего созидательного наследия наших предшественников выделить что-то педагогически ценное, осознать его и рассматривать как историко-педагогический источник новых идей, целей, содержания и путей развития современного образования.
Идеи и ценный практический опыт создателя народной педагогики Василия Александровича Сухомлинского, 100-летие со дня рождения которого было отмечено в сентябре 2018 года, заслуживает внимательного рассмотрения, поскольку в нем заложен неиссякаемый потенциал творчества и направленность на созидание сложной
противоречивой образовательной реальности.
Василий Александрович Сухомлин-ский (1918-1970) - советский педагог, писатель, публицист, создатель народной педагогики. Педагог-гуманист, он смог реализовать свои идеи гуманной педагогики на практике, формируя и воспитывая духовную, гармоничную и счастливую личность школьника. Основу его деятельности составляла искренняя любовь к детям и убежденность в реализации своих воспитательных идей. Став создателем лаборатории педагогических методик, ученый-педагог сделал свою школу почти научным учреждением и всю свою жизнь проработал в ней.
Проекты и работа с детьми были смыслом жизни великого педагога и его призванием. Без детских голосов и эмоций Василий Александрович не мог представить своей жизни. За годы широкой творческой деятельности и практической работы Сухомлинский привнес много новых плодотворных идей в методику воспитания детей . Талантливый педагог, - автор 48 крупных научных работ, посвященных основам, законам и правилам воспитания, свои мысли, педагогические идеи, мировоззрение педагога, реальные практические рекомендации Сухомлинский опубликовал в изданиях в периодической печати.
Родился В.А. Сухомлинский 28 сентября 1918 года в семье плотника в селе Васильевка, Кировоградской области (Украина). У его родителей было четверо детей (все стали сельскими учителями). Детство его пришлось на тяжелое время: Гражданская война, разруха, голод, вражда, ненависть. Уже тогда мальчик стал задумываться над тем, как сделать детство счастливым.
В 1933 году Сухомлинский окончил семилетнюю школу. Одноклассники вспоминали, что у Василия был хороший характер. Будучи очень трудолюбивым и одаренным ребенком, он показал себя одним из талантливых учащихся. В 1939 году окончил с отличием Полтавский педагогический институт. 17-летним юношей он начал педагогическую работу. После окончания института стал преподавателем украинского языка и литературы в поселковых школах. Именно педагогический институт дал молодому учителю мощный толчок к началу исследовательской деятельности.
Летом 1941 года Сухомлинский ушел добровольцем на фронт. Участвовал в битве под Москвой. Во время Великой Отечественной войны получил серьезное ранение. Осколок снаряда находился в его груди всю оставшуюся жизнь. С 1948 года В .А. Сухомлинский стал бессменным директором школы в поселке Павлыш.
Эта поселковая школа стала его исследовательской лабораторией и экспериментальной площадкой. Здесь ученый реализовал свои творческие проекты «Школа под голубым небом» и «Школа радости» для шестилеток. Успешно проводились семинары по психологии и коллоквиумы по педагогике, факультативы по семейной жизни и этике для старших классов, функционировал и развивался родительский клуб.
Многие из апробированных педагогом инноваций были высоко оценены педагогической общественностью и стали повсеместно внедряться в практику образовательной деятельности других школ. Все новаторские идеи и учительский опыт педагог собрал в своих книгах и статьях, также Сухомлин-ским успешно была защищена диссер-
[4Щ
История и педагогика естествознания
3■2018
тация «Директор школы - организатор учебно-воспитательного процесса». Итогом всей исследовательской работы стала книга «Сердце отдаю детям», за которую ученому была присуждена Государственная премия УССР (посмертно, 1974 году).
Важнейшими направлениями его деятельности как педагога-исследователя являются: воспитание гражданина; индивидуальное и коллективное воспитание; взаимосвязь дошкольного и школьного обучения и воспитания; совершенствование творческих задатков у детей; семейная педагогика. Эти базовые идеи и были озвучены в книге «Сердце отдаю детям». Педагог считал, что воспитание занимает ведущее место в формировании духовно богатой, гармоничной и счастливой личности.
В чем же был секрет эффективности воспитания в школе народного учителя В .А. Сухомлинского? Дело в том, что задачи воспитательного процесса решались на межличностном уровне, в процессе тесного общения: ребенок -ребенок, ребенок - коллектив, ребенок - учитель.
Педагог-исследователь полагал, что суть воспитания заключается в коммуникативной составляющей процесса, в диалоге, общении с ребенком:
• воспитатель и ребенок должны находиться в равных условиях, здесь нет приоритетов, общение идет на равных;
• общение с ребенком должно строиться на знании его основного духовного стержня, его осознанных духовных предпочтениях;
• в процессе общения учителю нужно познать и усилить личностные качества ребенка, а затем научить его оценивать себя самого;
• ребенок и учитель всегда должны быть искренними в своих эмоциях.
Такой диалог ведет ребенка к самопознанию, воспитывает уверенность и критичность к себе, позволяет решать проблемы самостоятельно. Возникают доверительные и гармоничные взаимоотношения наставника и ученика, реализуется возможность формирования у детей высокой нравственности и гражданственности.
Воспитательная и обучающая системы В .А. Сухомлинского, включали такие ценности личности, как нравственность, долг, счастье, истина, честь, свобода, достоинство, справедливость, доброта, красота. Нравственность, которая базируется на долге человека перед другими людьми, обществом, родителями, перед коллективом, педагог считал основой успешной жизни ребенка. Он считал, что только люди долга могут стать успешными в жизни, поскольку они всегда добрые, мудрые,
гуманные. Только гуманная педагогика способна воспитать высоконравственного и духовного человека, личность, индивидуальность.
Новаторско-педагогическая система, созданная Сухомлинским, была основана на принципах гуманизма, опиралась на ключевую идею - признание личности ребенка как высшей ценности. Именно на эту идею и должен быть сориентирован процесс обучения и воспитания подрастающего поколения.
Сухомлинский разделял идеи педагогики сотрудничества. Творчески переосмысляя труды таких великих деятелей, таких Аристотель, Корчак, Сковорода, Ушинский и Коменский, педагог занимался развитием, углублением и исследованием основных идей и положений своих предшественников. В результате развития у ученого рождались новые идеи и мысли, а также модели и механизмы, необходимые на пути воспитания личностных качеств ребенка.
Так, педагогическая система, выстроенная педагогом-исследователем, имеющая целью воспитать высоконравственного и духовного человека, личность и индивидуальность, базировалась на гуманистических принципах: доверия к ребенку; получения им знаний без принуждения; воспитания без наказаний; сотрудничества родителей, учителей и детей; высокой нравственности; труда как творчества; свободы выбора поведения, поступка, образа жизни; ответственности за свой выбор.
Свои теоретические идеи педагог смело и одержимо апробировал в школе. Сухомлинский впервые разработал и реализовал экспериментальный педагогический метод: любую педагогическую идею надо применять на практике длительно, в творческом коллективе и системно. Именно такой подход позволил ему достигать созидательных результатов в воспитании гармонично развитой личности. Его работа, педагогическая деятельность - это свидетельство новаторского подхода к возникновению и решению важных проблем современного воспитания. Самую большую ценность имеют разработки и идеи Василия Александровича, которые касаются вопросов формирования творческой индивидуальности детей.
Опираясь на идеи великого русского педагога К.Д. Ушинского, который утверждал, что характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в этот характер в эти первые годы, ложится прочно, становится второй натурой человека, В.А. Сухомлинский выводит важнейшую формулу воспитания детей. «Годы детства - это прежде всего
воспитание сердца» - всем известный афоризм В.А. Сухомлинского. Поэтому основной гуманной установкой в воспитании педагога было воспитание без наказания. В школе Сухомлинского отношения между учащимися и учителем строились на основе следующих положений [2]:
• отметка использовалась как вознаграждение за труд, как инструмент поощрения и только в старших классах;
• учитель всегда должен вызывать доверие, быть человечным, но при этом иметь большой авторитет среди детей;
• школа должна поддерживать в ребенке его изначальное желание учиться, мотивировать на отличную учебу;
• никто и никогда не должен торопить ребенка в освоении знаний;
• нужно быть другом и наставником, помогать детям понять себя, развивать свой талант, способствовать личностному росту;
• нужно научить ребенка любить людей и природу, видеть окружающую красоту (его концепция эстетического воспитания красотой);
• важно и необходимо приглашать в школу родителей, но только для одобрения поступков ребенка;
• коллектив становится воспитателем детей, если он сформирован в радости, уважении, труде;
• личность и коллектив - это две стороны человеческого бытия, они воспринимаются как единое целое.
Особой убежденностью великого учителя В.А. Сухомлинского было то, что наказания не нужны, если ребенка воспитывают в добре, ласке, понимании. Это особенно актуально в отношении подростков. Необходимо подходить к каждому ребенку индивидуально, учитывая особенности его физиологии, психологии, уровня социализации [2]. Важно научить его владеть эмоциями; помочь понять, оценить и выработать правильное мировоззрение, волевые качества личности ребенка, и тогда проблема трудных подростков и переходного возраста исчезнет.
Сегодня, когда наше общество, образование в целом и, соответственно, школа идут по пути преобразований и инновационных изменений, особенно остро ощущается дефицит системно выстроенной и технологически отлаженной воспитательной программы. Становится ясно, что примерное содержание воспитания школьников, в котором по полочкам раскладывались идейно-политическое, нравственное, физическое, правовое, экологическое и другие направления воспитания часто, совсем не срабатывают. Необходим индивидуальный подход к воспитанию каждой отдельной личности, нужен ин-
3■2018
История и педагогика естествознания
49
дивидуальный проект ее становления и развития [3].
Размышляя сегодня в контексте идеи создания индивидуального проекта воспитания каждой личности, мы констатируем факт, что в условиях информатизации образовательно-воспитательной реальности появляется новый тип воспитанника, самостоятельно формирующего свою образовательную траекторию, нацеленного на самообразование, самоактуализацию и саморазвитие, соединяющего в единый индивидуальный проект учебу, работу и личностное развитие.
Однако новая информационно-коммуникационная среда помимо всего прочего приносит с собой ряд рисков: ломку привычных процессов мыслительной деятельности человека; разрыв устоявшихся связей, взаимозависимостей; интеллектуальную, эмоциональную, физическую, психологическую напряженность и неустойчивость. Результатом таких преобразований становится изменение восприятия человека, его сознания, мышления и мотивационно-потребностной сферы. И особенно заметно, что подобные изменения не только способствуют появлению новых возможностей раскрытия интеллектуального ресурса человека, но и порождают «нарастание негатива в поведении и недостатков в развитии: безразличия и эгоизма; потери нравственных ориентиров; жестокости, стремления к благополучию любой ценой и пр.» [4]. Все это приводит к многочисленным стрессам, нарушениям физического и психического развития личности, а следовательно, к сбоям в процессе социализации, воспитания, в процессе самоактуализации и самореализации личности.
И здесь еще раз отметим плодотворную созидательную идею педагогов-практиков А.С. Макаренко и В .А. Сухомлинского о воспитательной роли коллектива. В поисках ответа на свой главный вопрос: где и как возможно обретение человеком собственной человечности, педагоги-исследователи гениально предвидели, что собственно «человеческое» находится не внутри индивида, а где-то между, в пространстве личностных и коллективных человеческих взаимоотношений, человеческих объединений, детско-взрослых общностей.
Сегодня главным «материалом» для воспитательной работы является новый социальный индивид, потребитель сетевой культуры, который является порождением процесса интенсивного натиска информационных потоков, прежде всего телевидения и интернета, а также развивающихся сетевых про-
цессов. И эти процессы, как показывают многие исследования психологов и педагогов сегодня, оказывают существенное воздействие на физическое, психическое, интеллектуальное и эмоциональное развитие растущего человека, на его воспитание.
Педагог-исследователь, мастер воспитания В .А. Сухомлинский подчеркивал, что прежде всего человек развивается и воспитывается для самого себя как субъекта созидательной деятельности, для того чтобы быть счастливым и нести добро людям. Сплоченный воспитательный коллектив активно и созидательно взаимодействующих субъектов, детей и педагогов по мере своего развития становится активным и могущественным воспитателем личности [2].
Много внимания Сухомлинский уделял детскому коллективу и воспитанию личности в нем. Он развивал идею Макаренко о целесообразности создания разновозрастных коллективов воспитанников (трудовые отряды и бригады, предметные, технические, сельскохозяйственные кружки, самодеятельные, художественные коллективы, ученические группы по месту жительства учащихся и др.).
Эффективное обучение и воспитание возможно только в коллективе, который базируется на идее, интеллекте, правильных эмоциях. Он должен быть высокоорганизованным сообществом стараниями детей и учителя. Тогда взаимопомощь, обмен новыми знаниями, взаимодействие увлечений, совместный труд станут движущей силой в индивидуальном саморазвитии каждого члена коллектива.
Обратимся к сегодняшнему дню. Что является ключевым для воспитания личности в новых современных условиях? Важными представляются изменения в направленности мотивации личности. Сегодня личность как активный субъект взаимодействия (педагоги, учащиеся, коллектив, друзья) должна быть мотивирована на самостоятельную деятельность, на развитие собственной субъектности в контексте смыслов и ценностей самой личности, через получаемое знание (интернет, телевидение, и сети и пр.), а также через построение собственной программы воспитания и саморазвития. Вся система личностной и коллективной коммуникации должна работать на преобразование личности, ее воспитание, на самореализацию и саморазвитие. И здесь очевиден потенциал и прогностическая роль педагогических идей А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского о системе коллективного взаимодействия субъектов на пути воспитания личности.
Главным принципом обучения в школе народного учителя были шаги каждого ребенка от успеха к успеху. В школе Сухомлинского обучение было превращено в радость труда по обретению знаний, в радость коллективного творчества и духовного роста. Большая роль в этом процессе отводилась слову: рассказам, сказкам учителя и учеников, художественным изложениям и их постановкам, детским стихам и фантазийным сочинениям.
А учитель, по словам Сухомлинско-го, только тот, кто может быть учителем, кто имеет к этому призвание, верит в силу воспитания, кто может обратиться к личности каждого ребенка. Отношения ученика и учителя должны строиться на заинтересованности и внимании. Только тогда возникнет настоящее общение, и ребенок будет слышать своего наставника, чувствовать его устремления и следовать им.
Немалую роль в воспитательном процессе с позиций гуманной педагогики Сухомлинский отводит труду. В центре его дидактической системы стоит трудовое воспитание. Труд физический и умственный оказывают на формирующуюся личность взаимное влияние: умный человек делает физическую работу творчески, что вызывает радость. А творческий труд способен раскрыть природные задатки ребенка, развить интерес и мотивацию к творческой деятельности и этим самым дать толчок его саморазвитию.
Другим важным компонентом воспитания В .А. Сухомлинский считает природу, которая связана с трудом: мы живем на земле, преобразованной человеческими руками и умом. А земля - это и есть наша главная ценность, и есть наша природа. Сама природа не воспитывает, но активное соприкосновение с ней способно подарить ребенку умение видеть и понимать прекрасное. Уход за животными, посадка цветов, птичья кормушка - все это учит читать природу, понимать красоту и беречь ее.
Великий учитель также считал важным воспитание потребностей ребенка, поскольку они двигают человеческую личность. Духовные и материальные потребности в человеке должны быть сбалансированы, гармоничны. Это возможно только через воспитание культуры потребностей. Материальные нужды важны, но Сухомлинский отдавал приоритет потребности познания, которая очень сильна у детей. Поддерживая ее, можно подстегнуть желание ребенка учиться, раскрыть его внутренние резервы.
Выше всего В.А. Сухомлинский ставил потребность человека в человеке. Это основа создания духовной общно-
История и педагогика естествознания
3■2018
сти людей, основа успешности воспитания личности, когда смысл воспитания сводится к духовному обогащению личности ребенка через созидательное человеческое общение и взаимодействие. Такое воспитание делает человека мудрым, коммуникабельным, терпимым и неагрессивным. Если материальные потребности удовлетворяются сполна, то человек будет более остро и чутко воспринимать душевное состояние других. Такая утонченность будет залогом человеческого счастья.
Сухомлинский разработал и внедрил идею сближения семьи и школы. «Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро» - эти слова педагога также стали известным афоризмом. Педагогическая ответственность за воспитание ребенка должна в большей степени лежать на родителях. Школа воспитывает и обучает, но делать это надо совместно с родителями. Семья и школа должны подходить к воспитанию детей одинаково, давая возможность развитию гармоничной личности.
Сухомлинский организовал обучение родителей в своем университете при школе. Они поступали туда за два года до начала учебы ребенка и занимались до выпуска из школы. Здесь преподавалась теория воспитания, педагогическая психология, теория личности, возрастная психология ребенка
и пр. Так формировалась культура семейного воспитания в сотрудничестве со школой.
Говоря об уникальности и прогно-стичности идей и методик В.А. Сухом-линского, отметим, что педагог-новатор сумел в условиях тоталитарной советской системы воспитывать в детях чувство собственного достоинства. На основе использования принципов гуманной педагогики он создал систему воспитания, которая в корне отличалась от официальной, авторитарной, с применением оценок и наказаний. Народная педагогика Сухомлинско-го признавала личность ребенка как самую главную жизненную ценность. Его воспитание трудом, коллективом, красотой, природой, словом было ориентировано на нравственность и духовность, на формирование достойной и мыслящей личности. В условиях социалистической действительности его педагогические исследования и деятельность школы двигали образовательную систему из рутины вперед.
И сейчас многие методики и идеи В.А. Сухомлинского очень актуальны. Например, экологическое воспитание в современных школах базируется на идеях Сухомлинского. Для изучения и внедрения в систему сегодняшнего образования идей народной педагогики были образованы Международная ассоциация и объединение исследова-
телей В .А. Сухомлинского. Оказалось, что народная педагогика содержит много полезных зерен, способных стать плодотворными в современной школе. Сухомлинский - автор почти 50 монографий, множества статей, более 1500 сказок для детей. Его финальная книга «Сердце отдаю детям» стала обобщением учительского опыта воспитания детей.
У В.А. Сухомлинского огромное количество цитат и афоризмов, дошедших до наших дней и не утративших былой актуальности. Его высказывания посвящены нормам жизни и поведения, воспитанию, формированию личности ребенка и семейной жизни. И это далеко не весь перечень сохранившихся мудрых и необходимых в наши дни мыслей великого учителя. Сухомлинский вошел в историю педагогики как педагог-гуманист, разработавший собственную самобытную концепцию воспитания и претворивший ее в жизнь через деятельность простой сельской школы. Вместе с А.С. Макаренко В.А. Сухомлинского признали лучшим в области развития педагогики не только в родном государстве, на территории Советского Союза, но и во всем мире. Плодотворные и созидательные идеи педагогов-практиков не утратили своей актуальности и сегодня.
■
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики: учеб. для вузов. М.: Просвещение, 2007. 574 с.
2. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа. 1973. 288 с.
3. Грохольская О.Г. Дидактические системы русских педагогов: краткий исторический экскурс // История и педагогика естествознания. 2017. № 2. С. 25-31.
4. Грохольская, О.Г. Гуманистическая направленность стратегии развития образования сегодня // Педагогика. 2016. № 8. С. 31-38.
PEDAGOGICAL IDEAS AND INNOVATIVE EXPERIENCE OF V.A. SUKHOMLINSKY
GROKHOLSKY O.G., Corresponding Member Russian Academy of education, Dr. Sci. (Ped.), Prof.
The branch of philosophy of education and theoretical pedagogy Russian Academy of education (8, Pogodinskaya St., 119121, Moscow, Russia).
E-mail: [email protected] ABSTRACT
The article continues to examine the scientific and pedagogical heritage of Russian teachers. On the eve of the 100th anniversary of the birth of the teacher-master Vasily Sukhomlinsky, his pedagogical ideas are analyzed from the perspective of their actualization for the construction of modern programs of personal education. The theoretical positions and practical ideas of the teacher are highlighted in the new reading today, when the deficit of the system-built and technologically well-functioning educational system is especially acute.
Keywords: historical experience, the hindsight, the scientific and pedagogical heritage, education, education, humane education, a new school, network culture, innovation training, ethics, trust, individualization, family, teacher, personality.
REFERENCES
1. Anisimov, V.V., Grokhol'skaya O.G., Nikandrov N.D. Obshchiye osnovy pedagogiki [General principles of pedagogy]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 2007. 574 p.
2. Sukhomlinskiy, V. A.. Serdtse otdayu detyam [I give my heart to children]. Kiev, Radyans'ka shkola Publ., 1973. 288 p.
3. Grokhol'skaya O.G. Didactic systems of Russian teachers: a brief historical digression. Istoriya ipedagogika yestestvoznaniya, 2017, no. 2, pp. 25-31 (In Russian).
4. Grokhol'skaya, O.G. Humanistic orientation of the strategy of the development of education today. Pedagogika, 2016, no. 8, pp. 31-38 (In Russian).
3■2018
История и педагогика естествознания
151